Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛИМЕНТА КАК ЭТИКЕТНОГО РЕЧЕВОГО ЖАНРА'

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛИМЕНТА КАК ЭТИКЕТНОГО РЕЧЕВОГО ЖАНРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
480
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
КОМПЛИМЕНТ / ЭТИКЕТНОГО РЕЧЕВОГО ЖАНРА / ФУНКЦИЯ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хамроева Нафиса Низомиддиновна, Хотамова Ирода Умар Кизи, Матниёзова Шохида Баходир Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛИМЕНТА КАК ЭТИКЕТНОГО РЕЧЕВОГО ЖАНРА»

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛИМЕНТА КАК ЭТИКЕТНОГО РЕЧЕВОГО ЖАНРА Хамроева Н.Н.1, Хотамова И.У.2, Матниёзова Ш.Б.3

1Хамроева Нафиса Низомиддиновна - преподаватель;

2Хотамова Ирода Умар кизи - студент;

3Матниёзова Шохида Баходир кизи - студент,

кафедра дошкольного образования, факультет дошкольного и начального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье выявляются характерные особенности комплимента как этикетного речевого жанра, рассматриваются его функции. Одним из самых простых способов достижения коммуникативных целей является соблюдение речевого этикета. При этом особое место в речевом поведении языковой личности занимает такой этикетный речевой жанр, как комплимент. Для современной коммуникации комплимент является очень важным компонентом общения, приемом активизации беседы, он позволяет гармонизировать межличностные отношения, достигать особой эффективности в общении.

Ключевые слова: комплимент, этикетного речевого жанра, функция, речевой этикет.

Сегодня одной из первоочередных задач является изучение факторов, влияющих на эффективность межличностного и межкультурного общения. И одним из самых простых способов достижения коммуникативных целей является соблюдение речевого этикета. При этом особое место в речевом поведении языковой личности занимает такой этикетный речевой жанр, как комплимент.

Словарь по этике дает следующую дефиницию этикету: этикет (франц. etiquette -ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающееся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Человек, соблюдающий правила этикета, может относиться к обществу людей, обладающих высоким уровнем культуры и воспитанности.

Этикетный жанр определяет правила беседы на ту или иную тему. Наиболее распространённые этикетные жанры - приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, комплимент.

Речевой этикет, наряду с этикетом поведения и этикетом внешнего вида, является составной частью общего понятия этикет, которая отвечает за общение людей. Речевой этикет находится в тесной связи с этикетом поведения, так как коммуникативное поведение - это также проявление общего поведения человека.

Речевой этикет выполняет несколько функций:

1. Он является побудительным фактором для налаживания контакта между людьми, собеседники знакомятся;

2. Выполняет функцию поддержания контакта, которая выражается в форме светской беседы;

3. Речевой этикет является орудием регуляции общественного поведения при помощи универсальной системы общепринятых норм. Соблюдая правила, установленные речевым этикетом, человек принимается социумом, делается для него понятным.

4. С его помощью демонстрируется учтивое, вежливое отношение к партнеру. Позитивный настрой по отношению к собеседнику - одна из важнейших характеристик речевого этикета. С последней функцией речевого этикета комплимент связан особенно [1].

Учитывая то, что комплимент является малым эпидейктическим жанром, можно говорить о том, что он должен содержать в своей структуре 4 части (предисловие, рассказ, доказательство, заключение), а также комплимент как малая форма эпидейктической речи должен отвечать некоторым условиям:

- для комплимента объектом должно являться то, что заслуживает похвалы;

- в качестве адресата должен выступать некто, обладающий в высшей мере каким-либо положительным качеством;

- человек, обращающийся к адресату, произнося комплимент, непременно должен учитывать личность его собеседника;

- жанр комплимента из тропов предпочитает эпитеты и сравнения, также не редко используются метафоры, градация, перифраза, гипербола.

Стоит обратить внимание на то, что, определяя комплимент, толковые словари используют слово лестный, образованное от лексемы лесть, которое имеет негативное, отрицательное значение. Однако его производное - лестный -сопровождается положительной коннотацией и является синонимом определения «приятный». Так, можно составить оппозицию комплимент - лесть, где первое понятие обозначает выражение положительных качеств собеседника, которые реально существуют [2]. Цель данной речи - доставить удовольствие адресату, за ней не кроется намерение извлечения собственной пользы, тогда как лесть является средством получения выгоды. В этом случае говорящий намеренно приписывает человеку несуществующие добродетели.

Комплимент предполагает социальное и эмоциональное речевое воздействие. Социальное речевое воздействие - это особые ситуации общения, в которых не происходит передача информации как таковой, а осуществляются определенные социальные акты. Для адресанта главной является не коммуникативная, а речевоздействующая цель. Делая комплимент, человек желает расположить адресата к себе. Ведущий мотив человека, делающего комплимент, - повысить настроение, улучшить эмоциональное состояние собеседника. Комплимент выполняет несколько функций:

- контактообразующую;

- фатическую;

- речевой акт приветствия;

- речевой акт поздравления;

- речевой акт выражения извинения;

- речевой акт выражения благодарности. [3].

Итак, для современной коммуникации комплимент является очень важным компонентом общения, приемом активизации беседы, он позволяет гармонизировать межличностные отношения, достигать особой эффективности в общении.

Список литературы

1. Нигматова М.М., Мирзаева Д.Ш. Коррекционная Педагогическая деятельность -процесс, направленный на воспитание и развитие полноценной личности // АКАДЕМИЯ. Научно-методический журнал, 2019. № 11 (50). С. 29-31.

2. Nigmatova Mavjuda Makhmudovna, Eshova Dilbar Shonazarovna, Mirzaeva Dilfuza Shavkatovna, Niyazova Gulbakhor Davronovna. Language is a Means of Cognition and Communication for Teaching in Education International // Journal of Psychosocial Rehabilitation. Volume 24. Issue 1, 2020. Pages: 247-256.

3. Khasanova Gulnoz Kasmovnа, Nigmatova Mavjuda Mahmudovna. Classification of Educational Activities and Assessment Classifications Improvement of Pedagogical Problems // International Journal of Advanced Science and Technology. Vol. 29. № 11s (2020). Pp. 1958-1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.