3. Nigmatova M.M., Eshova D.Sh., Mirzaeva D.Sh., Niyazova G.D. Language is a Means of Cognition and Communication for Teaching in Education International/Journal of Psychosocial Rehabilitation. Volume 24. Issue 1. 2020. Pages: 247-256.
4. Khasanova G.K., Nigmatova M.M.Classification of Educational Activities and Assessment Classifications Improvement of Pedagogical Problems // International Journal of Advanced Science and Technology. Vol. 29. № 11s, (2020). Рp. 1958-1961
5. Турдиева Г.С., Сулайманова М.А. Методы организации электронных учебных ресурсов в образовательном процессе через платформу дистанционного обучения moodle// ACADEMY. № 5 (56), 2020. С. 40-43.
6. Khayotovna F.D., Samadovich Q.B. Мethod of teaching roman numbers on different examples in initial classes. Journal of Global Research in Mathematical Archives (JGRMA). 6 (11), 46-51.
7. Курбанов Б.С. Эффективность использования интерактивных и иерархических заданий программы iSpring QuizMaker в обучении иностранному языку // Наука, техника и образование, 2019.
8. Хасанова Г.К. Педагогические особенности формирования творческой активности учащихся в начальном образовании/Mcademy № 7 (46), 2019.
9. Турдиева Г., Хотамова Д. Возможности программного обеспечения dreamweaver для создания образовательных сайтов // Academy. № 5 (44), 2019.
10.Атаева Г.И. Технологический подход к образовательному процессу// Academy. № 6(33), 2018. С. 91-92.
11. Атамурадов Ж.Ж. Роль преподавателя в проектировании этапов построения дистанционного обучения // Academy. №10 (61), 2020. С. 35-39.
12. Атаева Г.И., Турдиева Г.С. Общие проблемы мировой науки // Наука образование и культура. № 3(27), 2018. С. 68-70.
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Рахмонова Г.Ш.1, Жалилов З.Б.2
1Рахмонова Гуллола Шавкатовна - преподаватель; 2Жалилов Зарафшон Бахшуллаевич - доцент, кафедра дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается структура, содержание профессиональной, духовно-нравственной компетентности будущего учителя и особенности её развития. Особое внимание в настоящее время уделяется учителям, так как именно они вместе с родителями закладывают основы духовно-нравственных, общечеловеческих ценностей, вводят ребенка в мир культуры, формируют чувство прекрасного. Личность учителя, его нравственный облик для школьников являются ориентиром, мощным стимулом для развития многосторонней, самостоятельной, культурной, духовно-развитой личности, способной к эмпатии.
Ключевые слова: духовно-нравственная компетентность, будущий учитель, развития, общечеловеческих ценностей.
Современное общество предъявляет высокие требования к школе: нынешнее поколение школьников должно быть готово к социальному творчеству во всех сферах общественной жизни, к совершенствованию общественных отношений, управлению развитием общества. В связи с чем правительством принят ряд документов,
предусматривающих дальнейшую демократизацию и гуманизацию воспитательного процесса школы, обновление содержания общего образования, расширение сети альтернативных образовательных учреждений.
Совершенно очевидно, что реализация новой школьной политики требует высоко профессионального педагога, владеющего творческим потенциалом, способного успешно работать в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции.
Педагогическая деятельность требует от учителя не только профессиональной компетентности: именно от морального облика учителя, его духовности зависит конечный результат воспитательного процесса. Вот почему стержневым качеством в облике современного учителя является его духовно-нравственная культура, как важнейшее средство гуманизации и демократизации всей жизни учащихся и педагогического коллектива школы.
Великий ученый Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего». Абдулла Авлони считал, что человек существует для созидания, поэтому должен обладать знаниями. В своём труде «Туркий гулистон ёхуд ахлок («Цветущий край и мораль») придаёт огромное значение вопросам просвещения и образования. В своей книге "Туркий Гулистон ёхуд ахлок" Авлоний прежде чем перейти к вопросу "что такое хорошо и что такое плохо", останавливается на великой роли воспитания и подчёркивает, что детей нужно воспитывать, начиная с младенческого возраста. "Если у человека испорчен характер с детства, если он вырос невоспитанным лишённым моральных устоев, то нечего ждать от него", — пишет автор. Каждый вид воспитания автор описывает посредством стихотворных бейтов [1].
Например, размышляя о воспитании мысли, он приводит такое стихотворение: Если мысль хорошо воспитана, То будет острее алмаза, меча. Если зеркало мысли ржою разъедено, То погаснет во мгле она, словно свеча.
Воспитание — это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; духовно-нравственное воспитание личности — это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию [2].
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Узбекистана, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения, мировое сообщество. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе образования нашей страны.
Педагогика считает необходимым развитие у человека духовность, ориентированную на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, всех ее духовных и физических сил, способностей; вести каждого к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Откровенно говоря, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых людей, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Список литературы
1. Нигматова М.М., Мирзаева Д.Ш. Коррекционная Педагогическая деятельность -процесс, направленный на воспитание и развитие полноценной личности // АКАДЕМИЯ. Научно-методический журнал, 2019. № 11 (50). С. 29-31.
2. Nigmatova Mavjuda Makhmudovna, Eshova Dilbar Shonazarovna, Mirzaeva Dilfuza Shavkatovna, Niyazova Gulbakhor Davronovna. Language is a Means of Cognition and Communication for Teaching in Education International // Journal of Psychosocial Rehabilitation. Volume 24. Issue 1, 2020. Pages: 247-256.
3. Khasanova Gulnoz Kasimovnа, Nigmatova Mavjuda Mahmudovna. Classification of Educational Activities and Assessment Classifications Improvement of Pedagogical Problems // International Journal of Advanced Science and Technology. Vol. 29. № 11s (2020). Pp. 1958-1961.
4. Камилова Г.А, Курбанова Г.Р., Джаббарова С.З. Особенности формирования педагогических навыков у воспитателей дошкольно-образовательных учреждений. // AKADEMI. Научно-методический журнал, 2020. № 5 (56). С. 25-27.