Научная статья на тему 'Методика подготовки студентов к экологическому образованию детей дошкольного возраста'

Методика подготовки студентов к экологическому образованию детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / СПОСОБЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керимова Аида Вагабовна

В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки студентов педагогических вузов к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Предлагаемая методика включает: взаимосвязь методической подготовки с экологическим образованием студентов; отбор учебного материала, соответствующего современным тенденциям развития методической науки и содержанию профессиональной готовности студентов к экологическому образованию детей; комплексное использование форм методической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки студентов к экологическому образованию детей дошкольного возраста»

способность к быстрой ориентировке.

В трудовой жизни дагестанцев успех производственной деятельности прямо зависел от уровня развития этих качеств. Не так-то просто косой орудовать, например, не имея сноровки в процессе сенокошения, не обладая соответствующими двигательными навыками. Эти недостатки критикуются бескомпромиссно в фольклорных памятниках народной педагогики дагестанцев [1].

Потребность формирования выше названных качеств народного идеала физического воспитания была вызвана и трудной жизнью в горах. Задача выживания в тяжелых природно-кпиматичес-ких условиях породила задачу воспитания на выживаемость. Как жили бы люди в горах, если бы не обладали сноровкой в передвижении по отвесным тропам, в скалолазании,

в переправе через горные реки? Сноровка и ловкость, сопровождающие большую мускульную силу, неотделимы в то же время от выносливости. Не будь их органического единства, джигит перестает соответствовать содержанию народного идеала физического совершенства. Чтобы не случилось этого, народная педагогика создала множество специальных упражнений неприкладного характера. Их вполне можно назвать целенаправленными уроками на формирование волевых и двигательных качеств. В фольклорном наследии дагестанцев примеров специальных занятий на выполнение чисто физических упражнений встречается предостаточно. Содержание физического воспитания в народной педагогике обусловливается конкретными воспитательными задачами, позволяющими четко определить народный идеал физического совершенства.

Примечания

1. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. - 276 с. 2. Гаджиева С.Ш. Кумыки. - М„ 1961. - 233 с. 3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 2004. - 312 с. 4. Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане. - Махачкала, 1 968. - 1 74 с. 5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1987. - 344 с. 6. Магомедов P.M. Легенды и факты. - Махачкала, 1969. - 219 с. 7. Очерки истории Дагестана. Т.1. - Махачкала, 1957. - 289 с.

УДК 378.02:372.8

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

©zoos керимова А.В.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки студентов педагогических вузов к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Предлагаемая методика включает: взаимосвязь методической подготовки с экологическим образованием студентов; отбор учебного материала, соответствующего современным тенденциям развития методической науки и содержанию профессиональной готовности студентов к экологическому образованию детей; комплексное использование форм методической подготовки.

Some pedagogical aspects of students'training at pedagogical high schools for ecological education of preschool children are considered in the article. The proposed methods of students' training for ecological education of preschool children expects: interrelations between methodical training and students' ecological education; the selection of the scholastic contents, corresponding to modern trends of the

development of the methodical science and contents of students' professional readiness for ecological education of children; complex use of the methodical training forms - lectures, students' individual work and pedagogical practice: reinforcement in contents of methodical training of the methodical elements of the ecological education of preschool children.

Ключевые слова: экологическое образование детей, дошкольники, экологические знания, способы экологической деятельности, профессиональная готовность воспитателей.

Keywords: children's ecological education, preschool children, ecological knowledge, ways of ecological activities, educators' professional readiness.

Актуальность и высокая практическая значимость экологического образования определяют необходимость формирования и развития экологических знаний, способов экологической деятельности, ответственного отношения к природе на всех этапах развития личности.

Проблемой подготовки учителя к экологическому образованию школьников занимались многие ученые: А. Аджан [1], Э.А. Вайводе [4], Э.Г. Кучина [5], И.Н. Пономарева [6], Е.С. Сла-стенина [8], Г.Д. Филатова [10] Э.Ю. Шапокене [11] и другие. При многостороннем охвате проблемы профессиональной подготовки учителя к экологическому образованию подрастающего поколения методистами оказалась недостаточно затронута проблема подготовки студентов педагогического вуза к экологическому обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Актуальность названной проблемы продиктована особой важностью изучения и понимания детьми сущности взаимоотношений человека с природой, осознания ценности жизни как феномена, формирования у них ответственного отношения к природному окружению. Однако решению данной проблемы в практике педагогических вузов уделяется недостаточное внимание: до сих пор не определены необходимое содержание и методика подготовки студентов к экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Экологическое образование в мировой педагогической практике развивается как одно из приоритетных

направлений и рассматривается как важнейшее условие сохранения и развития человеческой цивилизации. По мнению И.П. Пономаревой [6], экологическое образование подрастающего поколения и подготовка учителя к этой деятельности стали частью мировой стратегии в развитии образования.

Важным обобщением идеи экологического образования явилась в конце 80-х годов XX века концепция непрерывного экологического образования, сущность которой выражается ее основными целями: развитием экологического сознания и мышления, экологической культуры личности и общества, формирования ответственного отношения каждого человека к природе, практического опыта природопользования, компетентного принятия решений.

Ведущей целью экологического образования детей на всех этапах обучения и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов, убеждений и способов экологической деятельности, обеспечивающих становление гражданской ответственности за состояние природы. Осуществляя руководство всеми видами экологической деятельности дошкольников, педагог координирует взаимосвязь всех элементов воспитательно-образовательного процесса.

Господствовавшая многие годы в системе образования антропоцентрическая направленность в обучении предметам естественнонаучного цикла обусловила формирование представлений о второстепенности

законов и закономерностей природных процессов и, в связи с этим, о всемогуществе человека по отношению к природе. Возможность преодоления сложившейся ситуации состоит в развитии у людей биоцентрического мышления посредством экологического образования, начиная с самых ранних этапов обучения и воспитания детей. Для этого необходима соответствующая профессиональная подготовка педагогов.

В структуре системы непрерывного биологического образования З.И. Тюмасевой [9] рассматриваются особенности дошкольного эколого-валеологи-ческого образования. Ею разработаны содержание, формы и методы дошкольного обучения, воспитания и развития детей по пути эколого-валео-логической направленности.

В дошкольных образовательных учреждениях России экологическое воспитание предусматривает воспитание у детей начальных форм осознанного отношения к природе, выработку простейших практических навыков взаимодействия с ней; развитие экологического сознания, экологической культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Экологическое образование на этапе дошкольного обучения и воспитания играет важную роль, так как именно в этом возрасте у детей закладывается фундамент их отношений с природой и начинает просыпаться интерес к своему организму.

Современная подготовка педагога требует ясного и четкого представления о содержании экологического обучения и воспитания дошкольников; знания сущности и причин недостатков педагогической подготовки специалистов; определения и научного обоснования условий и средств повышения эффективности методической подготовки студентов к экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Анализ опыта творчески работающих педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Махачкалы (№№ 38, 43, 44, 54, 56, 59) привел к заключению о том, что поиск оптимальных путей экологического образования ведется воспитателями постоянно.

Беседы и интервьюирование воспитателей детских садов показали, что в практике экологического воспитания используется сочетание различных форм воспитательной работы с привлечением средств натуральной и изобразительной наглядности, в том числе характеризующих природу своего региона. Однако результаты анкетирования, которым мы охватили 86 воспитателей детских садов, свидетельствуют об их слабой методической подготовленности к эффективной реализации задач экологического образования детей.

Почти все воспитатели (92%) ответили, что они знакомят детей с экологическими фактами и примерами, почерпнутыми ими в основном из детской литературы (97,5%), реже -из специальной биологической или экологической литературы (47,5%). Многие из отвечающих (69,9%) подчеркнули, что при этом испытывают трудности в переработке имеющихся текстов и адаптации экологического материала соответственно с возрастными особенностями детей, а также из-за недостаточности знаний по экологии у самих воспитателей.

На вопрос о том, в каких формах и какими способами, средствами чаще всего осуществляется экологическое воспитание, большинство воспитателей (93,0%) отвечали: во время прогулок на участке детского сада (87,2%) и за его пределами (46,7%), в уголке живой природы (83,7%), на занятиях (41,8%), во время игр (42,7%).

Можно сделать вывод о том, что задачи экологического образования в практике обучения и воспитания в детском саду чаще всего решаются на занятиях, приближенных по фор-

ме к школьному уроку, без непосредственного знакомства с природными экологическими явлениями, что нельзя признать положительным из-за психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Анализ ответов воспитателей на вопрос о том, в чем и как проявляется отношение детей к природе, показал, что о положительном отношении к природе воспитатели могут судить чаще всего по детским высказываниям и суждениям (88,3%), гораздо реже -по поступкам и практическим действиям (31,4%).

Вопрос анкеты «С какими основными экологическими понятиями Вы знакомите детей старших групп на занятиях?» вызвал у воспитателей большие затруднения: 80,2% не смогли ответить на этот вопрос, остальные написали, что рассказывают им о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях (23,2%), значении животных и растений в жизни человека (34,4%), необходимости охраны природы (22,4%). Редко встречались ответы с примерами, отражающими роль человека в природе (18,6%), влияние окружающей среды на здоровье людей (2,5%), красоты и эстетической ценности живой и неживой природы (13,9%). Следует отметить отсутствие специального внимания к эстетическому аспекту развития экологических знаний со стороны педагогов.

Таким образом, в практике обучения и воспитания дошкольников решению задач экологического образования уделяют внимание, но при этом существует ряд недостатков.

В целях определения состояния исследуемой проблемы в деятельности педагогического вуза мы провели анкетирование студентов IV курса факультета педагогики и психологии ДГПУ по вопросам:

1. Назовите основные задачи экологического образования детей в детском саду.

2. Какие экологические понятия, факты или примеры, по Вашему мне-

нию, можно включать в содержание экологического образования детей в детском саду?

3. Какие формы и методы экологического образования можно считать эффективными в условиях детского сада?

4. Какие учебные дисциплины (и их формы) в вузе оказали Вам наибольшую помощь в подготовке к осуществлению экологического образования и воспитания дошкольников?

На первый вопрос студенты дали ответы, свидетельствующие об одностороннем понимании задач экологического образования детей и сводящиеся в основном к формированию бережного отношения к природе (воспитательный аспект). Таких ответов было 90 из 97 (92,7%). Среди типичных были: «Задачей экологического образования является воспитание у детей бережного и заботливого отношения к животным и растениям».

Наряду с этим значительное количество студентов (84,5%) подчеркнули важность занятий, дающих детям представления о простейших экологических знаниях. Однако студенты не придают какого-либо значения дея-тельностному аспекту в содержании экологического образования. Лишь в редких случаях (7,2%) назывались такие задачи, как «развитие умений наблюдать» за живой и неживой природой.

В ответах на второй вопрос студентами подчеркивалась необходимость знакомства детей с животными и растениями в среде их обитания. Так, например, характерным можно считать такой ответ: «На прогулках можно познакомить детей с лягушкой, дождевыми червями, некоторыми видами бабочек и птиц. При этом нужно обязательно обратить внимание на то, что эти животные нуждаются в разных условиях среды, а также на то, что животные и растения зависят не только друг от друга, но и от условий неживой природы».

Также опрашиваемые говорили о важности знакомства детей с сезонными явлениями в природе, обучения их фиксировать данные наблюдений за погодой (74,3%), указывали на возможность ознакомления детей с отрицательными и положительными последствиями воздействия людей на природу (37,1% из 120 отвечающих).

Отмечая особую значимость влияния экологического содержания на эмоциональную сферу детей, некоторые студенты (24,7%) считают нужным обращать внимание на эстетические аспекты экологического материала.

Результаты анализа ответов показали, что студенты видят широкие возможности для экологического образования. Отвечающие подчеркивали большое значение прогулок в организации наблюдений за явлениями живой и неживой природы. Наряду с этим ведущую роль в решении задач экологического образования студенты отводят словесным методам, а именно рассказам и беседам воспитателей с детьми во время занятий. Несколько заниженное значение опрашиваемые придают использованию в экологическом образовании уголка живой природы и комнатных растений.

В подготовке к экологическому образованию дошкольников студенты отводят главную роль (ответ на четвертый вопрос анкеты) учебной дисциплине «экология» (72,5%), а также придают большое значение методике обучения предметам естественнонаучного цикла (34,2%), лабораторно-практическим занятиям (34,2%), лекциям (22,5%), педагогической практике (30,0%). К сожалению, только 3 респондента (2,5%) упомянули самостоятельную работу с литературой по экологии и экологическому образованию.

Полученные результаты анкетирования говорят о незначительной роли вузовской методики обучения в подготовке студентов к экологиче-

скому образованию детей дошкольного возраста и, как следствие, о слабой подготовленности выпускников педагогического вуза.

Предлагаемая нами методика подготовки студентов педагогических вузов к экологическому образованию дошкольников разрабатывалась на базе факультета педагогики и психологии ДГПУ и дошкольных образовательных учреждений гг. Махачкалы, Дербента и Каспийска.

На первом этапе необходима планомерная, целенаправленная подготовка студентов к экологическому образованию дошкольников с использованием таких форм обучения, как лекционные и лабораторные занятия. При этом следует изыскивать возможности повышения эффективности методической подготовки будущих учителей в рамках уже существующей, относительно стабильной системы обучения. Поэтому мы обратились к таким учебным курсам, как «Основы рационального природопользования» и «Основы природоведения и методики ознакомления дошкольников с природой».

Для экспериментального чтения лекций по указанным дисциплинам и проведения лабораторных занятий были подготовлены методические рекомендации, содержащие требования к отбору материала для занятий с учетом задачи подготовки студентов к экологическому образованию дошкольников; объем экологического и методического содержания каждого курса; последовательность включения экологического материала в содержание указанных курсов.

Затем разрабатывался календарный план по каждой дисциплине с включением специальных тем лекций и лабораторных занятий; определялась тематика самостоятельных и курсовых работ по экологическому образованию дошкольников.

На втором этапе развитие методических знаний и умений студентов осуществляется в условиях педагогической практики в дошкольных уч-

реждениях. Для ее подготовки и проведения были разработаны методические рекомендации по планированию учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях с учетом решения задач экологического образования; требований к отбору экологического содержания для занятий с детьми в дошкольном учреждении, методов, средств и форм обучения дошкольников; тематики занятий с включением экологического содержания и рекомендации по планированию и организации подобных занятий.

Необходимо планомерно развивать содержательный, деятельност-ный и мотивационный компоненты методической подготовки студентов к экологическому образованию дошкольников, так как единство всех этих компонентов обеспечит успешную профессиональную деятельность будущих учителей.

Под содержательным компонентом мы понимаем систему профессиональных знаний студентов по экологическому образованию дошкольников. В эту систему мы включили собственно экологические знания, необходимые студентам для обучения дошкольников; методические знания, позволяющие студенту планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность по экологическому образованию дошкольников.

К деятельностному компоненту подготовки студентов мы относим:

1. Экологические умения и навыки самих студентов как основу для формирования соответствующих умений у дошкольников.

2. Методические умения и навыки, которыми должен овладеть будущий воспитатель (организаторские, конструктивные, коммуникативные, ис-сл едовател ьские).

Выработка умений у студентов осуществляется поэтапно: воспроизведение умения, применение его в знакомой и новой ситуациях. На каждом последующем этапе увеличива-

ется самостоятельность студентов в оперировании умениями путем постепенного уменьшения непосредственного руководства деятельностью студентов.

На первом этапе формирования каждого умения студентам раскрывается его содержание и значение, они знакомятся с инструкцией, отражающей последовательность действий и операций, присущих каждому умению. Будущие педагоги воспроизводят действия, выполняя задания репродуктивного характера по образцу действий преподавателя.

На втором этапе действия закрепляются при выполнении сначала заданий по инструкции, затем - заданий по аналогии.

На третьем этапе обучающимся предлагаются задания продуктивного характера. При этом создаются условия, которые побуждают их к самостоятельной деятельности, переносу способа действия на новый объект, в новые условия.

Показателем готовности студентов к экологическому образованию детей является мотивационный компонент, основанный на положительном отношении студентов к работе по экологическому образованию дошкольников. Он включает в себя экологическую направленность

мышления студентов, чувство профессиональной ответственности, интерес к решению задач экологической подготовки детей дошкольного возраста.

Названные компоненты профессиональной готовности будущих воспитателей формируются в процессе обучения в единстве с использованием методологического принципа соответствия. При этом имеется в виду соответствие между содержанием и методами организации деятельности студентов в процессе их методической подготовки и структурой их профессиональной готовности к экологическому образованию дошкольников.

Для проведения занятий со студентами и дошкольниками был подготовлен комплекс наглядных пособий, способствующих формированию экологических понятий. В него вошли:

1. Животные живого уголка: морские свинки, аквариумные рыбки, хомяки, волнистые попугаи.

2. Чучела животных (птиц, млекопитающих, рыб, земноводных, пресмыкающихся), коллекции насекомых из разных мест обитания и на разных стадиях жизненного цикла.

3. Комнатные растения, в том числе растения пустынь, влажных тропических лесов, аквариумные.

4. Гербарии культурных и сорных растений, коллекции семян и сухих плодов, муляжи плодов и корнеплодов.

5. Таблицы, поясняющие влияние различных экологических факторов на жизнедеятельность организмов.

6. Рисунки, схемы и стенды, отражающие негативное и позитивное воздействие человека на природу.

7. Набор дидактических карточек по темам «Растения и их развитие», «Животные и их развитие».

8. Подбор игрушек в соответствии с тематикой запланированных занятий.

9. Природное окружение здания детского сада.

В результате нашей экспериментальной работы мы пришли к выводу, что методика подготовки студентов к экологическому образованию дошкольников должна быть основана на следующих положениях:

1. В содержание подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к экологическому образованию детей должен быть включен как собственно экологический материал,так и сведения из области методики экологического образования. С этой целью уместно использовать возможности двух учебных предметов «Основы рационального природопользования» и «Основы природоведения с методи-

кой ознакомления дошкольников с природой». Экологизация содержания данных курсов не требует выделения дополнительных учебных часов, она возможна в рамках уже существующего учебного плана.

2. В становлении профессиональной готовности студентов к экологическому образованию дошкольников большое значение имеет планомерное формирование трех компонентов: содержательного, деятельност-ного и мотивационного.

Содержательный компонент готовности студентов к экологическому образованию дошкольников включает в себя знания о целях экологического образования и воспитания, о требованиях к отбору содержания, методах, средствах и формах экологического образования дошкольников, о диагностике, проектировании и реализации процесса экологического образования детей в детском саду.

Деятельностный компонент готовности студентов к экологическому образованию дошкольников представляет собой систему способов экологической деятельности и методических умений в области экологического образования.

Мотивационный компонент способствует пониманию гуманистической ценности экологии как науки и явления культуры и возможности ее реализации в работе с детьми.

3. Работу по подготовке студентов к экологическому образованию дошкольников целесообразно вести с использованием различных организационных форм: лекций, лабораторных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и педагогической практики. Лекции оказывают влияние на формирование, в основном, содержательного компонента профессиональной готовности студентов. Лабораторные занятия, внеаудиторная самостоятельная работа и педагогическая практика в большей степени способствуют выработке умений у студентов как собственно экологических, так и умений реали-

зовывать экологическое образование детей. Поэтому для усиления эффективности лабораторных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и педагогической практики большое значение имеет разработка системы умений, которые необходимо целенаправленно развивать. Через все способы организации учебного процесса в вузе необходимо вести планомерную работу по формированию мотивационного компонента

Примечания

профессиональной готовности студентов.

4. Систематическая работа по подготовке будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к экологическому образованию детей с учетом самостоятельности и развития творческой активности способствует общему повышению уровня методических знаний и умений студентов.

1. Аджан А. Методика подготовки учителя к экологическому образованию школьников на уроках биологии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993. - 17 с. 2. Бордовский Г.А. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып.1. - СПб.: Образование, 1993. - С. 3-6. 3. Бордовский Г.А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). - СПб.: Образование, 1994. - С. 3-8. 4. Вайводе Э.А. Система подготовки учителя биологии к работе со школьниками по охране и увеличению растительных ресурсов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Даугавпилс, 1984. - 21 с. 5. Кучина Э.Г. Система подготовки учителя биологии к осуществлению природоохранительного просвещения школьников в условиях университета: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1989. - 18 с. 6. Пономарева И.Н. Основные направления реализации непрерывного экологического образования в системе многоуровневого педагогического образования // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). - СПб.: Образование, 1994. - С. 73-88. 7. Романенко A.B., Романенко Н.М. Реализация идей целостного подхода в подготовке будущего учителя к экологическому образованию школьников // Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается. - Волгоград: Перемена, 1991. - 24 с. 8. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. - М.: Педагогика, 1984. - 104 с. 9. Тюмасева З.И., Аменд А.Ф. Экологическое строительство детской души. - Челябинск, 1995. - 237 с. 10. Филатова Т.Д. Формирование профессиональной готовности будущего учителя биологии к экологическому образованию школьников: Дис. канд. пед. наук. - Л., 1988. 11. ШапокенеЭ.Ю. Теория и практика подготовки учителей-биологов к организации природоохранительной деятельности школьников: Дис. ... докт. пед. наук.-Л., 1989.- 257 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.