Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койнов М. Ю.

В статье рассматривается применение различных методов подготовкисотрудников патрульно-постовой службы полиции к действиям в особых условиях. Привсем многообразии подходов к проведению занятий и использованию различных методик по повышению квалификаций сотрудников патрульно-постовой службы полициицелесообразно выделение общих тенденций и определений основного подхода к подготовке сотрудников полиции. В процессе исследования отмечены ключевые элементытактики действий сотрудников патрульно-постовой службы полиции при возникновении особых условий в период несения службы. В ходе исследования обосновывается значение применения учебно-практических полигонов в формировании профессиональнойкомпетенции у сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Материал статьи предназначен для последующего совершенствования методики подготовки сотрудников патрульно-постовой службы полиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койнов М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MPLOYEETRAININGMETHODOLOGY PATROL AND POSTSERVICE OF THE POLICE TO ACT IN SPECIAL CONDITIONS

The article discusses the application of various methods of training police patrolofficers to act in special conditions. With all the variety of approaches to conducting classes andusing various methods to improve the skills of police patrol officers, it is advisable to identifycommon trends and determine the main approach to training police officers. In the course of thestudy, the key elements of the tactics of the actions of the patrol and post service of the police inthe event of special conditions during the period of service are noted. In the course of the study,the significance of the use of educational and practical polygons in the formation of professional competence among police patrol officers is substantiated. The material of the article is intended forfurther improvement of the training methodology of the patrol and post service of the police.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

Научная статья

УДК 378.1

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Максим Юрьевич Койнов,

ТИПК МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация, е-mail: koynovmax@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается применение различных методов подготовки сотрудников патрульно-постовой службы полиции к действиям в особых условиях. При всем многообразии подходов к проведению занятий и использованию различных методик по повышению квалификаций сотрудников патрульно-постовой службы полиции целесообразно выделение общих тенденций и определений основного подхода к подготовке сотрудников полиции. В процессе исследования отмечены ключевые элементы тактики действий сотрудников патрульно-постовой службы полиции при возникновении особых условий в период несения службы. В ходе исследования обосновывается значение применения учебно-практических полигонов в формировании профессиональной компетенции у сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Материал статьи предназначен для последующего совершенствования методики подготовки сотрудников патрульно-постовой службы полиции.

Ключевые слова: учебный модуль, компетенция сотрудника полиции, специализированный метод обучения, профессиональная подготовка, ситуационные задачи, тактическая подготовка.

Original article

EMPLOYEETRAININGMETHODOLOGY PATROL AND POST SERVICE OF THE POLICE TO ACT IN SPECIAL CONDITIONS

Maxim Yu. Koynov,

TIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russian Federation, e-mail: koynovmax@mail.ru

Abstract. The article discusses the application of various methods of training police patrol officers to act in special conditions. With all the variety of approaches to conducting classes and using various methods to improve the skills of police patrol officers, it is advisable to identify common trends and determine the main approach to training police officers. In the course of the study, the key elements of the tactics of the actions of the patrol and post service of the police in the event of special conditions during the period of service are noted. In the course of the study, the significance of the use of educational and practical polygons in the formation of professional

competence among police patrol officers is substantiated. The material of the article is intended for further improvement of the training methodology of the patrol and post service of the police.

Keywords: training module, competence of a police officer, specialized training method, professional training, situational tasks, tactical training.

Введение

Методика подготовки сотрудников патрульно-постовой службы полиции обладает спецификой, во многом отличной от подготовки других категорий сотрудников МВД. Это связано с тем, что данная категория сотрудников несет службу открыто, в своей деятельности им приходится контактировать с широким спектром граждан, начиная от лиц без определенного места жительства, простых обывателей, маргинально настроенной молодежи и заканчивая опасными преступниками. Именно сотрудники патрульно-постовой службы полиции наиболее часто становятся объектами нападения со стороны опасных правонарушителей. Особенно остро такой вопрос возникает при возникновении чрезвычайных обстоятельств во время несения службы. От того, насколько профессиональными будут их действия, зависит не только их личная безопасность, но и будут ли выполнены задачи обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, поставленные перед ними обществом и государством. Такой высокий уровень профессионализма в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции должен достигаться путем целенаправленной подготовки.

При этом под особыми условиями следует понимать явления при несении службы сотрудниками патрульно-постовой службы полиции, характеризующиеся повышенной степенью опасности, которые могут быть вызваны определенными событиями социального, природного, техногенного, биологического характера и требующие от сотрудников своевременного, высококвалифицированного реагирования по устранению причин и условий, а также пресечению противоправных действий, вызванных

такими событиями [1]. Данный термин показывает многогранность и сложность, с которой сталкиваются сотрудники полиции при несении службы в особых условиях. Поэтому и требования к подготовке сотрудников полиции должны соответствовать высокому профессиональному уровню.

Описание исследования

В настоящее время существует несколько подходов к подготовке сотрудников полиции, действующих в особых условиях несения службы. Один из наиболее перспективных методов обучения представлен в работах ученого Е.И. Трояна. В своих работах им обосновывается использование сен-сомоторного метода подготовки сотрудников полиции к действиям в особых условиях. Данный метод основывается на моделировании ситуаций на практических занятиях, с учетом специально разработанных прогрессирующих уровней сложности, от простых к более сложным [2]. Исследуя методы подготовки сотрудников полиции, свой метод обосновали и ученые А.А. Левченко, С.В. Малетин и В.А. Морозов. Ими используется контекстный подход к формированию у сотрудников полиции навыков личной безопасности на основании выполнения разных выездных практических учебно-тренировочных занятий и учений, на которых моделируются практические ситуации профессиональной деятельности сотрудников полиции [3]. Подобный метод подготовки сотрудников полиции находит свое отражение в работах И.М. Павлова и О.Г. Кравченко, которые считают необходимым проведение ролевых игр и блочно-модульных упражнений [4].

Следует отметить, что все вышеперечисленные работы в своей основе содержат общий принцип обучения - это практико-

ориентированный подход к подготовке сотрудников полиции, основанный на непосредственной отработке навыков путем имитации ситуационных задач и практического решения их обучающимися.

В связи с этим основной упор при обучении сотрудников патрульно-постовой службы полиции должен делаться на формирование устойчивых навыков, представляющих из себя определенный алгоритм действий на внешний раздражитель. Таким внешним раздражителем для сотрудника патрульно-постовой службы полиции должна представлять опасность, исходящая от источника возникновения особых услови, ликвидация которых должно привести к стабилизации ситуации.

Основой подготовки должна стать проработанная программа проведения занятий с помощью различных методов обучения, представляющая из себя последовательность подачи информации, получения знаний, выработки умений и отработки устойчивых навыков, проведения игрового занятия с элементами вариативности решения и позволяющее сформировать профессиональную компетенцию сотрудника патрульно-постовой службы полиции.

При этом важно, чтобы подача и усвоение информации в процессе обучения проходили последовательно:

во-первых, лекционная подача информации, представляющая из себя словесное разъяснение, необходимое для последующей отработки действий (в процессе подачи информации важной основой лекции должны стать примеры действий сотрудников полиции в особых условиях, основанных на реальных событиях);

во-вторых, непосредственно наглядная подача информации, представляющая собой визуализацию тактики действий сотрудников патрульно-постовой службы полиции (наиболее эффективным способом является просмотр учебных видеофильмов или приглашение на занятие практических работников);

в-третьих, демонстрация тактических приемов и способов устранения опасности (наибольший эффект достигается при отработке приемов, когда продемонстрированный способ тут же повторяется обучаемым, при этом, в случае ошибки при повторении действия, преподаватель разбивает прием на отдельные элементы и демонстрирует правильный способ проведения приема);

в-четвертых, самостоятельная тактическая отработка задания (наиболее эффективно проведение такой отработки с группой обучаемых). На данном этапе подготовка представляет из себя тактическое упражнение по устранению опасности. Преподаватель обозначает общую цель, а обучаемый (группа обучаемых) совместно с преподавателем решает поставленную задачу. При этом в случае допущения ошибок группой преподаватель останавливает тактическое упражнение и указывает правильную последовательность действий.

Последовательный переход от первого элемента к последнему сформирует устойчивый навык у сотрудников патрульно-постовой службы полиции по устранению опасности, исходящей от источника особых условий.

После усвоения полученных знаний и формирования устойчивых навыков в целях формирования полноценной компетенции у сотрудников патрульно-постовой службы полиции к действиям в особых условиях следует перейти к завершающему элементу обучения. Данный завершающий элемент обучения представляет собой командно-тактическую игру (многовариативное задание, решаемое путем самостоятельных действий командой - «нарядом полиции»). Задание заранее не доводится до команды и определяется путем случайного выбора. Основная цель командно-тактической игры - это практическое решение задания путем реализации имеющихся знаний, умений и навыков.

В то же время игровая форма задания позволяет заинтересовать обучаемых ре-

зультатом их действий и на интуитивном уровне хорошо понятна всем обучаемым.

В целях демонстрации возможностей такой командно-тактической игры можно привести следующий пример.

Команда «наряд полиции», сформированная из трех обучаемых, тянет билет с заданием и передает его преподавателю без ознакомления с содержанием. Преподаватель передает задание группе имитации, объясняет тактику демонстрации правонарушения. Например, «групповые нарушения правопорядка, поджог автотранспорта», в дальнейшем имитируется преступление, после чего преступники скрываются или оказывают сопротивление. До команды доводится ориентировка с фабулой правонарушения и ставится задача по раскрытию преступления и ликвидации общественной опасности. От команды требуется блокировать, а также задержать правонарушителей. В процессе выполнения задания особое внимание уделяется соблюдению алгоритма действий, мерам личной безопасности, тактически правильному выполнению мер принуждения (досмотр, доставление, задержание и т.д.). Команда вправе самостоятельно определять последовательность действий по раскрытию преступления.

При выполнении задания сотрудникам полиции придется использовать самые разные навыки - от действий на месте преступления до применения физической силы и специальных средств, а также оружия. По завершении задания проводится анализ тактики действий команды и дается оценка как команде в целом, так и каждого обучаемого в отдельности. При этом преподаватель не вмешивается в процесс выполнения задания и останавливает действия команды только в случае опасности. Очень важно до выполнения задания допускать только уже подготовленных сотрудников, чтобы не допустить травматизма среди обучаемых.

Следует отметить, что проведение такой командно-тактической игры наиболее эффективно проводить на учебно-практичес-

ком полигоне «СКВЕР».Элементы использования и техника обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции раскрыты в работе М.Ю. Койнова и представляют следующие параметры [5]:

во-первых, учебно-практический полигон «СКВЕР» - это универсальная площадка для проведения командно-тактических игр, которая представляет из себя совокупность отдельных тактических модулей (двор, улица, подъезд, остановка общественного транспорта, уличное кафе и т.д.), размещенных в единой взаимосвязи и воспроизводящей собой места вероятного совершения преступлений или источников повышенной опасности;

во-вторых, учебно-практический полигон «СКВЕР» должен представлять собой площадку, технически оборудованную средствами обеспечения проведения занятий (системы видеонаблюдения, средства связи и передвижения наряда, специальные средства защиты и нападения).

в-третьих, учебно-практический полигон «СКВЕР» - это наличие методического обеспечения проведения занятий (наличие разработанных командно-тактических заданий, обеспеченных имитационными средствами: «муляжи наркотических средств, взрывчатки, оружия, похищенных вещей», специальные баллистические манекены и т.д.).

Заключение

Навыки, полученные путем реализации предложенной методики подготовки патрульно-постовой службы полиции, будут представлять из себя профессиональную компетенцию, необходимую для выполнения поставленных перед ними задач, вне зависимости от внешних условий и изменяющихся обстоятельств, с наиболее вероятной эффективностью.

В целях совершенствования методики подготовки сотрудников патрульно-постовой службы полиции к действиям в особых условиях следует обобщить накопленный опыт и провести систематизацию требова-

ний к единому подходу подготовки сотрудников полиции.

Во-первых, программы обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции должны основываться на практическом опыте деятельности органов внутренних дел России.

Во-вторых, подготовка сотрудников патрульно-постовой службы полиции должна учитывать специфику деятельности данной категории.

В-третьих, подготовка должна представлять собой тактическо-игровую имитацию действий

сотрудника полиции в особых условиях.

В-четвертых, подготовка должна строится на последовательно усложняющихся уровнях, от простых к более сложным.

В-пятых, при реализации подготовки целесообразно использовать специализированные учебно-практические полигоны: «СКВЕР», «ПОДЪЕЗД», «КВАРТИРА» и т.д.

Реализация вышеприведённых элементов подготовки сотрудников патрульно-постовой службы полиции позволит в значительной степени повысить качество подготовки сотрудников полиции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Управление органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России в особых условиях: учебник. Москва, 2013.

2. Троян, Е.И., Силкин, Н.Н. Обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению физической силы на основе использования ситуационного метода // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4(88). С. 207 - 214.

3. Левченко, А.А., Малетин, С.В., Морозов, В.А. Особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5(84). С. 152 - 154.

4. Павлов, И.М. Тактика действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе преследования (задержания) правонарушителя: методический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. С. 116-119.

5. Койнов, М.Ю. К вопросу использования учебно-практического полигона «СКВЕР» в процессе обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции // Полицейская деятельность. 2021. №6(38). С. 1-9. DOI: 10.7256/2454-0692.2021.6.36828.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Upravlenie organami vnutrennih del i vnutrennimi vojskami MVD Rossii v osobyh usloviyah: uchebnik. Moskva, 2013.

2. Troyan, E.I., Silkin, N.N. Obuchenie sotrudnikov patrul'no-postovoj sluzhby policii primeneniyu fizicheskoj sily na osnove ispol'zovaniya situacionnogo metoda // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 4(88). S. 207 - 214.

3. Levchenko, A. A., Maletin, S. V., Morozov, V. A. Osobennosti realizacii kontekstnogo podhoda pri obuchenii sotrudnikov policii lichnoj bezopasnosti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. № 5(84). S. 152 - 154.

4. Pavlov, I.M. Taktika dejstvij naryadov policii pri policejskom reagirovanii v gorodskih usloviyah na etape presledovaniya (zaderzhaniya) pravonarushitelya: metodicheskij aspekt // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. №59-4. S.116 - 119.

5. Kojnov, M.Yu. K voprosu ispol'zovaniya uchebno-prakticheskogo poligona «SKVER» v

processe obucheniya sotrudnikov patrul'no-postovoj sluzhby policii // Policejskaya deyatel'nost'. 2021. №6(38). S. 1-9. DOI: 10.7256/2454-0692.2021.6.36828.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Койнов Максим Юрьевич, старший преподаватель, кафедра охраны общественного порядка, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (ТИПК МВД России), г. Тюмень, Россия.

E-mail: koynovmax@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Maxim Yu. Koynov, Senior Lecturer at the Department of Public Order Protection of Tyumen Institute for Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of Russia (TIPK MVD of Russia), Tyumen, Russia.

E-mail: koynovmax@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 25.12.2022

Принята к публикации / Accepted: 28.12. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.