Научная статья на тему 'Методика подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий'

Методика подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM / TEACHER TRAINING AND INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османов М.Х.

В работе выделены и проанализированы этапы информатизации системы образования в России, выявлены недостатки существующих форм повышения квалификации учителей, предложена модель подготовки учителя к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Османов М.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PREPARING TEACHERS FOR THE USE OF MEANS OF INFORMATION AND INFORMATION TECHNOLOGY

In isolated and analyzed stages of informatization of education system in Russia, revealed the shortcomings of the existing forms of teacher training, the model of training teachers to use ICT in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий»

11. Самоукина Н.В. Педагогический конфликт // Народное образование, 1993. - №4.

Literature:

1. Ancupov A.Ya., Shipilov a.I. Konfliktologiya: textbook for the institutes of higher. it is M., 2004.

2. Babosov E.M. Konfliktologiya: train aid. it is M., 2001.

3. Belkin A.S., Zhavoronkov v.d., Zimina I.S. Konfliktologiya is science about harmony.-Âêàôâôèiâôôâ, 1995.

4. Dmitriev A.V. Konfliktologiya. Train aid. it is M., 2003.

5. Zerkin D.P. Bases of konfliktologii: course of lectures. it is Rostov of n / D., 1998.

6. Kozlov V.V., Kozlova A.A. Management a conflict is M., 2004.

7. Makarenko A.S. Lectures about education of children. it is M., 1978.

8. Новая философская энциклопедия. - М., 2001.

9. Психология: словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

10. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.

11. Самоукина Н.В. Педагогический конфликт // Народное образование, 1993. - №4.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Османов М. Х. к. ю. н., старший преподаватель Филиал ФГБОУ ВПО «Дагестанский Государственный Университет», г.

Дербент

Аннотация. в работе выделены и проанализированы этапы информатизации системы образования в России, выявлены недостатки существующих форм повышения квалификации учителей, предложена модель подготовки учителя к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информатизация системы образования, профессиональная подготовка учителя, информационные технологии.

METHODS OF PREPARING TEACHERS FOR THE USE OF MEANS OF INFORMATION AND INFORMATION TECHNOLOGY.

Osmanov, M. Kh., candidate of law. B., senior lecturer Branch FGBOU VPO "Dagestan State University", Derbent

Abstract. in isolated and analyzed stages of informatization of education system in Russia, revealed the shortcomings of the existing forms of teacher training, the model of training teachers to use ICT in their professional activities.

Keywords: informatization of the education system, teacher training and information technology.

В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового развития, прежде всего, переходом к постиндустриальному, информационному обществу. Модернизация образования предполагает решение следующих стратегических задач обновления школы:

• построение развивающего возрастосообразного образования, которое, будучи индивидуально ориентированным, направлено на развитие каждого ребёнка, его реальное продвижение вперёд [1].

• обучение школьников решению социально и личностно значимых проблем и жизненно важных задач на каждом возрастном этапе развития путём освоения новых видов деятельности и новых способов решения проблем в различных видах деятельности;

• поддержка саморазвития личности, которая базируется на следующих положениях:

1) осознание самоценности каждой личности, её уникальности;

2) неисчерпаемость возможностей развития каждой личности, в том числе её творческое саморазвитие;

3) приоритет внутренней свободы по отношению к свободе внешней. Усиление личностной направленности образования предполагает увеличение возможности выбора и сформированность обобщённых способов выбора.

Чтобы успешно решать задачи модернизации общего образования, педагог должен осмыслить свою профессиональную деятельность. Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки средств информатизации и информационных технологий и оптимального их использования педагогом и его воспитанниками.

Одна из первых отечественных версий «Концепция информатизации образования», определяла, что педагогическое освоение средств информатизации и информационных технологий включает:

• овладение педагогами основами необходимых знаний и накопление личного опыта их практического использования;

• общекультурную и методическую подготовку по их использованию в учебном процессе.

Наибольшую практическую ценность сегодня имеет приобретение педагогических навыков эффективного использования компьютеров и других средств информатизации, создания электронных библиотек, ведения справочников и архивов. Министерством образования РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2013 г., определяющая задачу повышения профессионализма педагогических кадров путём организации и проведения их подготовки в области информационных технологий [2].

Сущность профессиональной деятельности педагога в условиях модернизации образования заключается в создании условий для саморазвития, самоопределения и самореализации ученика; актуализации его жизненного опыта; овладения им

ценностями, знаниями, побуждениями, смыслами; помощи и поддержки ребёнка в решении жизненных проблем; опоры на достижения и успех ребёнка.

Профессиональная деятельность педагога основывается на педагогических способностях. Под педагогическими способностями понимаются индивидуально -психологические особенности, которые обеспечивают эффективную регуляцию педагогической деятельности, чтобы достичь требуемых результатов. Можно выделить организаторские, конструктивные и коммуникативные педагогические способности, которые обеспечивают эффективное выполнение педагогом отдельных видов профессиональной деятельности. Педагогические способности проявляются на разных уровнях регуляции педагогической деятельности (операционном, тактическом и стратегическом).

Одним из направлений модернизации образования является широкое использование компетентностного подхода. Целью профессиональной подготовки становится формирование профессиональной компетентности - способности специалиста решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей [3].

В условиях информатизации образования способность педагога использовать средства информатизации и информационные технологии для решения профессиональных задач является одним из компонентов его профессиональной компетентности, которая проявляется как совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей. Эффективность формирования профессиональной компетентности педагога обеспечивается развитием его способностей решать профессиональные задачи разного уровня сложности.

Компетентность формируется в деятельности, поэтому подготовку педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности следует строить на

основе деятельностного подхода. Это позволяет нацелить подготовку на формирование личности педагога, умеющего ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях информатизации образования, владеющего приёмами творческой деятельности и способного не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое[4].

Сказанное позволяют сделать вывод о справедливости гипотезы о том, что повышение уровня проявления способностей будущего педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий при решении профессиональных задач достигается, если непрерывная и комплексная подготовка в области информатики и информационных технологий согласуется с логикой формирования ключевой, базовой и специальной

профессиональных компетентностей, способности использовать средства информатизации и информационные технологии в профессиональной деятельности относятся к перечню основных педагогических способностей; подготовка проводится на основе последовательного освоения студентами знаковой, моделирующей и проективной деятельности с использованием средств информатизации и информационных технологий; в процессе формируются все регулятивные компоненты способностей к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Власова Е.З. Теоретические основы и практика использования адаптивных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук.- СПб., 2009. - 242 с.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.

3. Кинелев В.Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. 2009. - №5. - С. 287.

4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М. : Школа-Пресс, 2014. - 274 с.

Literature:

1. Vlasova E. Z. Theoretical basis and practice application of adaptive learning technologies in training students of pedagogical University: author. Diss. . d RA PED. Sciences.- St. Petersburg, 2009. - 242 p.

2. Zakharova I. G. Information technologies in education: Ucheb. a manual for students. the high. PED. proc. institutions. M.: Izd. center "Academy", 2003. - 192 p.

3. Kinelev V. G. Outlines of the system of education in the XXI century // Informatics and education. 2009. - No. 5. - S. 287.

4. Robert I. V. Modern information technologies in education: didactic problems; prospects. M.: School-Press, 2014. - 274 p.

УДК 517.5

СТЕПЕННЫЕ МОМЕНТЫ ФУНКЦИЙ С НУЛЕВЫМИ ИНТЕГРАЛАМИ ПО ШАРАМ ФИКСИРОВАННОГО РАДИУСА

Очаковская О.А., к. ф.-м. н., старший преподаватель кафедры Естественнонаучных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», г. Дербент;

Аннотация. Главный результат статьи доказывает существование ненулевых функцт с нулевыми степенными моментами с нулевыми интегралами по шарам фиксированного радиуса. Это доказывает, что эти условия нельзя усилить.

Ключевые слова: сферические средние, периодичность в среднем.

POWER POINTS OF FUNCTIONS WITH ZERO INTEGRALS OVER BALLS OF A FIXED RADIUS

Ochakovskaya O. A., candidate of Phys.-M. D., senior lecturer of the Department of Natural Sciences ORR IN "Social pedagogical Institute", the city of Derbent

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.