Научная статья на тему 'Методика педагогического сопровождения развития социального интеллекта бакалавров психолого-педагогического направления'

Методика педагогического сопровождения развития социального интеллекта бакалавров психолого-педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярева Н. В.

Рассматривается проблема формирования социального интеллекта у бакалавров психолого-педагогического направления. Проанализированы подходы к определению социального интеллекта и его критериев в исторической ретроспективе. Представлены авторские методические подходы к формированию социального интеллекта, заключающиеся в корректировке содержания образования, методов и средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика педагогического сопровождения развития социального интеллекта бакалавров психолого-педагогического направления»

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

© Дегтярева Н.В.*

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

Рассматривается проблема формирования социального интеллекта у бакалавров психолого-педагогического направления. Проанализированы подходы к определению социального интеллекта и его критериев в исторической ретроспективе. Представлены авторские методические подходы к формированию социального интеллекта, заключающиеся в корректировке содержания образования, методов и средств обучения.

Несмотря на ценность и актуальность проблемы формирования социального интеллекта у будущих педагогов, до настоящего времени окончательно не определены его теоретические положения. В ряду исследований посвященных личности педагога, достаточно декларативно излагается перечень качеств, необходимых для продуктивной образовательной работы (А.И. Щербаков, И.М. Юсупов, Е.И. Рогов и др.). В специальной педагогике и психологии личностные и профессиональные особенности педагога имеют интегральное значение, а проблема субъективного прогноза является наиболее актуальной, так как именно данная категория педагогических работников в силу субъективно--объективных причин работает в психоэмоционально нестабильной среде, что латентно притупляет стремление, способность к саморефлексии, поиск сублимирующих факторов и т.д. Социальный интеллект привлекает внимание многих исследователей в области социальной психологии (Г.М. Андреева, Е.А. Абульханова-Славская, А.Л. Южанинова и др.), общей и возрастной психологии (С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский), коррекционной педагогики и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, В.В. Коркунов и др.) [1].

В последние годы в специальной психологии развернулись исследования значимости социального интеллекта в профессиональной деятельности (В.А. Сластенин, О.А. Абдулина и др.).

В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие «социальный интеллект». Он определялся как:

- способность уживаться с другими людьми (Moss F. & Hunt Т., 1927);

- способность иметь дело с окружающими (Hunt Т., 1928);

- знания о людях (Strang R., 1930);

* Доцент, кандидат педагогических наук.

- способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого (Vernon P.E., 1933);

- способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Wedeck J., 1947).

На основании анализа этих работ известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию (Vechsler D., 1958) [2].

В современной интерпретации концепция социального интеллекта выделяет три группы критериев: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые содержательно могут быть представлены следующим образом [1]:

1. Когнитивные:

- социальные знания - знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

- социальная память - память на имена, лица;

- социальная интуиция - оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

- социальное прогнозирование - формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

2. Эмоциональные:

- социальная выразительность - эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

- сопереживание - способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

- способность к саморегуляции - умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

3. Поведенческие:

- социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора;

- социальное взаимодействие - способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия - коллективному творчеству;

- социальная адаптация - умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

Говоря о социальном интеллекте педагога, ежедневно активно воспринимающего других людей, интерпретация поведения которых естественным образом интегрирована в процесс его профессиональной деятельности, сле-

дует отметить отличительную особенность в сравнении с традиционным пониманием. Правильная интерпретация поведения учащегося позволяет педагогу адекватно воспринимать и оценивать педагогическую ситуацию, управлять ею, самоопределяться в выборе образовательных траекторий, методов воспитания и обучения. Все это является залогом успешного формирования профессионализма.

Установленная в научных исследованиях независимость развития социального интеллекта от общего априори определяет недостаточность развития социального интеллекта в образовательном процессе бакалавров психолого-педагогического направления.

С целью определения уровня социального интеллекта студентов психолого-педагогического направления бакалавриата была использована методика исследования социального интеллекта (адаптация теста Д. Гилфорда и М. Салливена) [3]. Данная методика позволяет выявить уровень социального интеллекта (способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных ситуациях общения, распознавать намерения, чувства и эмоциональный состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии). Высокая диагностическая и прогностическая ценность данной методики позволяет оценивать уровень коммуникативной компетентности, компенсирует недостаток объективных стандартизированных методов для аттестации педагогических кадров, широко осуществляемых в настоящее время.

Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста: субтест № 1 - «Истории с завершением»; субтест № 2 - «Группы экспрессии»; субтест № 3 - «Вербальная экспрессия»; субтест № 4 - «Истории с дополнением». Три субтеста представлены на невербальном стимульном материале, а один субтест - на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения (СВС, CBS, СВТ, CBI). Два субтеста в своей факторной структуре имеют также второстепенные веса, касающиеся способностей понимать элементы и отношения поведения (CBU, CBR).

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, успешность не зависит от пола обследуемого. Уровень образования положительно влияет на результаты. Стимульный материал представлен набором из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

В констатирующем эксперименте (сентябрь 2012 г.) приняли участие студенты психолого-педагогического направления Сибирского университета потребительской кооперации.

Уровень развития соответствующей способности познания поведения определялся по стандартным баллам в рамках каждого субтеста. Таким образом, уровень социального интеллекта может быть представлен пятью баллами, выражающими: 1 - низкие способности к познанию поведения; 2 - спо-

собности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые); 3 - средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма); 4 - способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные); 5 - высокие способности к познанию поведения.

Анализ протоколов позволил сделать вывод о недостаточно сформированном уровне социального интеллекта у студентов психолого-педагогического направления бакалавриата (60 % студентов получили 2 балла, 40 % студентов - 3 балла), что явно недостаточно для будущих педагогов, управляющих процессом воспитания и обучения в динамично развивающихся условиях образовательной среды.

На протяжении семестра (сентябрь-декабрь) нами внедрялась авторская методика развития социального интеллекта будущего педагога. Социальный интеллект формируется не только в процессе образовательной деятельности, а всей жизни индивида, однако в нашей программе это происходит целенаправленно с использованием соответствующих методов, средств, специально разработанных комплексов заданий, тренингов. Программа реализовывалась в рамках дисциплин «Социально-активное обучение», «Психология поведения», «Психодиагностика», а также в процессе педагогической практики.

В первую очередь, мы откорректировали содержание учебных программ, в соответствии с нашей педагогической целью.

Программа дисциплины «Социально-активное обучение» предполагала учебную деятельность студентов в рамках тренингов. Занятия проходили как в одной группе, так и с приглашением студентов других факультетов. Основные направления тренингов: «Презентуй себя», «Поступай правильно в педагогических ситуациях», «Организуй педагогическую дискуссию», «Активно слушай», «Умей правильно высказать свой аргумент», «Быстро и правильно реагируй на педагогический конфликт», «Развивай ассертивное поведение», «Развивай наблюдательность», «Выразительные эмоции», «Невербальный язык», «Развивай социальное мышление».

Программа дисциплины «Психодиагностика» и методика ее преподавания были ориентированы на формирование у студентов психодиагностической культуры. Особый акцент был сделан на изучение визуальной психодиагностики (идентификация личности по признакам внешности, современные походы к диагностике личности, формирование психологического портрета личности по признакам внешности, феномены, эталоны и стереотипы интерпретации личности, невербальное поведение личности, основные положения физиогномики, методики идентификации личности по внешним признакам).

В курсе «Психология поведения» в учебную программу были включены темы «Психологические аспекты отклонений в поведении учащихся», «Психологический портрет учащихся с асоциальным поведением», «Психология поведения подростков».

В качестве методов обучения были выбраны личностно-ориентирован-ные подходы, проблемные ситуации, моделирование, социальные роли, методики рефлексивного анализа психолого-педагогических ситуаций. Педагогическая практика позволила нам конструировать и проигрывать в реальном учебном процессе профессиональные педагогические ситуации, в которых реализуются все функции социального интеллекта педагога (познавательно-оценочная, коммуникативно-ценностная, рефлексивно-коррекционная).

В результате целенаправленной работы по развитию у бакалавров психолого-педагогического направления социального интеллекта, представляющего систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения обучающихся, мы получили следующие результаты.

С целью оценки уровня сформированное™ социального интеллекта повторно была использована методика теста Д. Гилфорда и М. Салливена. Таким образом, 30 % студентов получили 2 балла, 60 % студентов - 3 балла, 10 % студентов - 4 балла.

В результате самоанализа собственной учебной и педагогической деятельности студенты-педагоги отмечали, что в большей степени стали испытывать чувство ответственности за собственное социальное поведение, стали сочувствовать и сопереживать «не успешным» студентам, появилось желание стимулировать их учебно-познавательную деятельность, уважать интересы, прислушиваться к мнению. Также бакалавры отметили, что их отношения с одногруппниками и воспитанниками стали более гладкими, бесконфликтными.

Разработанная нами методика педагогического сопровождения развития социального интеллекта бакалавров психолого-педагогического направления продемонстрировала свои положительные результаты. Безусловно, это маленький педагогический опыт, который может стать частью серьезных комплексных программ по формированию социального интеллекта будущего педагога. Работа в этом направлении остается открытой и требует основательных методологических исследований. Сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства учащихся и ориентироваться на них в своём поведении являются важными качествами для будущего педагога.

Список литературы:

1. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.den-za-dnem.ru.

2. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. -2006. - № 1 (16).

3. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. - СПб: ГП «ИМАТОН», 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.