Научная статья на тему 'Методика педагогического контроля физической подготовленности учащихся 11-12 лет'

Методика педагогического контроля физической подготовленности учащихся 11-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
631
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / SPECIAL MEDICAL GROUP / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / INTEGRAL INDICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахметов С. М., Чернышенко Ю. К., Шульгатый Л. П., Белинский Д. В.

В статье представлены результаты тестирования школьников 11-12 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахметов С. М., Чернышенко Ю. К., Шульгатый Л. П., Белинский Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PEDAGOGICAL CONTROL THE PHYSICAL PREPAREDNESS OF 11-12 AGED PUPILS

Results of testing 11-12 aged pupils with impairments of locomotor apparatus are presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Методика педагогического контроля физической подготовленности учащихся 11-12 лет»

УДК 373. 103. 71

методика педагогического контроля физической подготовленности учащихся 11-12 лет

Доктор педагогических наук, профессор С. М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор Л. П. Шульгатый, кандидат педагогических наук, доцент Д. В. Белинский,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье представлены результаты тестирования школьников 11-12 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, физическое развитие, интегральные показатели.

Актуальность. Фундаментом настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного развития являются двигательные способности [1, 2, 8, 9]. Проявлению двигательных способностей способствует оптимальный уровень развития физических качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости. Развитие физических качеств необходимо в любом виде деятельности. Однако только в сфере физического воспитания их изучение является ядром обучения, поскольку здесь двигательная активность выступает как объект, средство и цель совершенствования человека [10, 11, 12].

Анализ процесса физического воспитания и его планирования для детей и подростков из специальных медицинских групп позволил выявить недостаточность разработанных некоторых аспектов педагогического контроля уровня физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата [13, 14]. В частности:

- отсутствуют данные о комплексах контрольных упражнений, которые адекватно характеризуют уровень развития физических качеств детей 11-12 лет, имеющих различную степень сколиоза и плоскостопия;

- недостаточно изучены вопросы наличия элементов феномена полового диморфизма в особенностях уровня развития физической подготовленности учащихся среднего возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования - повышение уровня физиче-

ской подготовленности учащихся 11-12 лет с различной степенью нарушений опорно-двигательного аппарата на основе разработки методики педагогического контроля.

В результате предварительных обследований 1649 учащихся 11-12 лет были определены дети, имеющие функциональные и анатомические отклонения в опорно-двигательном аппарате. Установлено, что из общего числа обследуемых школьников 716 (43,4%) имеют I и II степень сколиоза и плоскостопия. При этом дети, имеющие III и IV степень данных отклонений, в экспериментальных исследованиях не участвовали.

Совершенствование системы педагогического контроля уровня физической подготовленности предполагает, прежде всего, определение двигательных заданий (тестов), наилучшим образом характеризующих развитие отдельных двигательных качеств и разработку оценки результатов тестирования.

Анализ научно-методической литературы и учебных программ по физическому воспитанию [3, 5, 6, 13] позволил сформулировать требования, предъявляемые к комплексу отобранных упражнений, к основным из которых относятся:

- учет принципа разносторонности, с выявлением параметров уровня развития различных мышечных групп;

- наличие упражнений как общего плана, характеризующих конкретное двигательное качество, так и упражнений локального воздействия, позволяющих судить об уровне развития отдельных мышечных групп;

- оптимальное количество сравнительно простых тестов;

- отражение специфики проявления двигательных качеств при выполнении упражнений школьной программы по физическому воспитанию для учащихся, от-

несенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

- учет половозрастных особенностей и степени отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата.

Выбор двигательных заданий производился на основе положений математической теории тестов, предполагающих их предварительную проверку на соответствие критериев информативности, надежности и эквивалентности.

Анализ научно-методической литературы показал, что для определения уровня физической подготовленности учащихся 11-12 лет применяется значительное количество тестов [3, 7, 11]. Однако в этих работах, как правило, отсутствуют аналогичные данные для детей, имеющих отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, проведенный анализ научно-методической литературы, учебных программ по физическому воспитанию для специальных медицинских групп позволил составить перечень тестов, которые характеризуют физическую подготовленность детей 11-12 лет, имеющих разную степень сколиоза и плоскостопия и подлежащих проверке в соответствии с требованиями математической теории тестов.

Суть педагогического эксперимента заключалась в ориентации учащихся на разработанные модельные характеристики и апробации специально разработанных комплексов упражнений для целенаправленного развития физических качеств и профилактики сколиоза и плоскостопия.

В педагогическом эксперименте информативность параметров физической подготовленности анализировалась по интегральным и суммарным показателям. Результаты данных исследований для 11-летних учащихся представлены в таблице и на рисунке.

После эксперимента, под влиянием целенаправленного развития физических качеств и коррекции сколиоза у мальчиков и девочек из экспериментальных групп, произошли существенные внутригрупповые изменения, в то время как в контрольной группе эти изменения оказались незначительными. Необходимо отметить, что показатели сколиоза у учащихся из экспериментальных групп, в отличие от контрольных, уменьшились на достоверном уровне (Р<0,05) и соответствовали - 18,2% у мальчиков и 15,7% - у девочек (рис.).

Прирост интегральных показателей скоростно-силовой подготовленности у мальчиков экспериментальной группы составил 11,6% (Р < 0,001), в то время как в контрольной группе этот показатель увеличился на 6,5% (Р > 0,05).

Темпы прироста показателей скоростно-силовой подготовленности у девочек оказался достоверно больше в экспериментальной группе - 14,3% (Р< 0,01) по сравнению с детьми из контрольной - 6,6% (Р> 0,05).

По параметрам интегральных показателей силы и силовой выносливости установлено достоверное увеличение только в экспериментальных группах (мальчики - 8,5%, Р < 0,05; девочки - 9,9%, Р < 0,05), а в контрольных группах прирост оказался недостоверным (соответственно Т гр. = 4,2% и 4,4%; Р > 0,05).

Таблица

Достоверность различий показателей физической подготовленности между мальчиками и девочками 11 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата из контрольной и экспериментальной группы (результаты педагогического эксперимента)

№ п/п Показатели Пол До эксперимента После эксперимента

Кгр. Э гр. Кгр. Э гр.

t P t P t р t P

1. Интегральные показатели скоростно-силовой подготовленности (балл) М 1,62 > 0,05 0,16 > 0,05 0,58 > 0,05 0,47 > 0,05

Д 1,00 > 0,05 -0,19 > 0,05 0,36 > 0,05 0,86 > 0,05

2. Интегральные показатели силы и силовой выносливости (балл) М 0,47 > 0,05 -0,58 > 0,05 0,47 > 0,05 2,31 < 0,05

Д -0,63 > 0,05 0,16 > 0,05 -0,53 > 0,05 2,69 > 0,05

3. Интегральные показатели гибкости (балл) М 0,34 > 0,05 0,17 > 0,05 0,29 > 0,05 0,27 > 0,05

Д -0,35 > 0,05 0,69 > 0,05 -1,16 > 0,05 -1,57 > 0,05

4. Интегральные показатели координационных способностей (балл) М -0,13 > 0,05 -0,86 > 0,05 -0,63 > 0,05 -0,59 > 0,05

Д -0,39 > 0,05 -0,27 > 0,05 0,27 > 0,05 -0,37 > 0,05

5. Суммарный показатель физической подготовленности М 0,36 > 0,05 -0,11 > 0,05 0,14 > 0,05 0,19 > 0,05

Д -0,15 > 0,05 -0,15 > 0,05 -0,11 > 0,05 -0,12 > 0,05

Примечание:

1. Подчеркнуты достоверные значения уровня ^критерия Стьюдента.

2. Знак "-"характеризует менее высоки среднегрупповые значения у детей, имеющих плоскостопие.

Уровень подвижности в суставах достоверно изменился в экспериментальных группах, причем у девочек на более высоком уровне (Т гр. = 16,9%, (Р < 0,001), чем у мальчиков (Т гр. = 16,6%, Р < 0,05).

Показатели координационных способностей на достоверном уровне (Р<0,05) изменились в экспериментальных группах. При этом темпы прироста данного показателя у мальчиков составили 9,2%, у девочек - 9,9%. В контрольных группах как у мальчиков, так и у девочек прирост составил 3,9% (Р > 0,05).

Суммарный показатель физической подготовленности также изменился в течение эксперимента на достоверном уровне только в экспериментальных группах - 11,0% и 12,3% (Р < 0,01).

Анализ достоверности различий абсолютных значений интегральных и суммарных показателей физической подготовленности учащихся контрольных и экспериментальных групп после эксперимента позволил выявить преимущества детей экспериментальных групп. По всем изучаемым признакам, характеризующим уровень развития физической подготовленности, между учащимися экспериментальных и контрольных групп выявлены достоверные различия. Исключение составляют показатели, характеризующие уровень развития активной и пассивной гибкости у мальчиков (Р > 0,05).

Данные, представленные на рисунке, свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах мальчиков и девочек по сравнению с контрольными произошли гораздо большие позитивные изменения как по выраженности функционального сколиоза, так и по интегральным и суммарным показателям физической подготовленности. Так, в среднем сумма темпов прироста интегральных показателей физических качеств у мальчиков экспериментальной групп превосходит ана-

Тпр (%)

20,0 -18,0 -16,0 -14,0 -12,0 -10,0 -8,0 -6,0 -4,0 -2,0 -0,0 --2,0 --4,0 --6,0 --8,0 --10,0 --12,0 --14,0 --16,0 --18,0 -

логичные параметры контрольной на 30,0%, у девочек - на 24,9%.

Необходимо отметить, что сумма прироста интегральных показателей физической подготовленности мальчиков из экспериментальной группы в течение сравнительного педагогического эксперимента на 5,1% больше, чем девочек. В контрольных группах данных различий не наблюдалось, и суммарный прирост интегральных показателей физических качеств как у мальчиков, так и у девочек составляет 21%.

Аналогичные изменения в контрольных и экспериментальных группах произошли в динамике физической подготовленности учащихся 11 лет, имеющих 11-ю степень плоскостопия.

Так, показатели плоскостопия у детей из экспериментальных групп, в отличие от школьников из контрольных, уменьшаются на достоверном уровне (Р < 0,05). Причем у девочек эти изменения более выражены и составляют 14,3%, а у мальчиков - 9,0%.

Установлено, что по всем (за исключением гибкости у девочек) интегральным и суммарным показателям у детей из экспериментальных групп произошли достоверные сдвиги (Тпр. = от 8,9% до 19,2%; от Р < 0,05 до < 0,001), в то время как изменения этих показателей в контрольной группе менее существенны и не достоверны (Тпр. = от 2,2% до 6,1%; Р > 0,05). Вместе с тем у девочек из экспериментальной группы, что является исключением, также не наблюдается в течение эксперимента достоверных изменений по показателям активной и пассивной гибкости (Тпр. = 7,9%, Р > 0,05).

Результаты, характеризующие межгрупповые различия показателей плоскостопия и физической подготовленности после эксперимента, свидетельствуют о достоверном преимуществе (от Р < 0,05 до < 0,001) детей из экспериментальных групп. Исключение состав-

Ш щщ

|16,9|

Ш"

|9|

ШР

^ 9,9 Ш

т

Е-15,7

Ьш

□ Контрольная группа Ш Экспериментальная группа

1 - выраженность сколиоза

2 - ИП скоростно-силовой подготовленности

3 - ИП силы и силовой подготовленности

4 - ИП гибкости

5 - ИП координационных способностей

6 - суммарный показатель физической подготовленности

Рисунок. Темпы прироста показателей физической подготовленности мальчиков 11 лет со II степению сколиоза в течение эксперимента

9,0

6,1

5,0

3,9

2

4

5

6

3

ляют показатели, характеризующие уровень развития гибкости мальчиков и девочек, по которым не установлено достоверных различий между контрольными и экспериментальными группами (Р > 0,05).

Установлено, что у мальчиков экспериментальной группы сумма темпов прироста исходных показателей превосходит показатель девочек на 20,4%. В контрольной группе данные различия составляют 1,5%.

В результате исследований выявлено наличие элементов полового диморфизма у детей одной группы по характеристикам исходных показателей физических качеств.

Так, исходные показатели силы и силовой выносливости у мальчиков из контрольной и экспериментальной групп, имеющих сколиоз, на достоверном уровне превосходят аналогичные параметры девочек до и после эксперимента. Девочки со сколиозом имеют преимущества по сравнению мальчиками по показателям гибкости. Вместе с тем в контрольной группе до эксперимента достоверных различий не выявлено.

У детей, имеющих плоскостопие, достоверные различия между мальчиками и девочками отмечены в контрольных и экспериментальных группах до эксперимента 0: = 3,28; Р < 0,01) и в экспериментальных группах после эксперимента (: = 5,09; Р < 0,001) по интегральным показателям силы и силовой выносливости с преимуществом мальчиков. Различия по интегральным показателям гибкости (с преимуществом девочек) выявлены только в экспериментальных группах до эксперимента.

По остальным показателям, характеризующим уровень развития физических качеств, достоверных различий между мальчиками и девочками не установлено (Р > 0,05).

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о наличии элементов полового диморфизма в группах детей, имеющих II степень функционального сколиоза и плоскостопия.

В работе анализировались особенности различий в уровне развития физических качеств у детей со сколиозом и плоскостопием. Установлено, что девочки и мальчики со сколиозом по уровню физической подготовленности не отличаются от своих сверстников с плоскостопием. Исключение составляют интегральные показатели силы и силовой выносливости мальчиков из экспериментальной группы, которые после эксперимента на достоверном уровне (: = 2,31; Р < 0,05) превосходят аналогичный показатель мальчиков из контрольной группы.

Вместе с тем анализ темпов прироста интегральных показателей физических качеств детей экспериментальных групп свидетельствует о преимуществе мальчиков, имеющих плоскостопие (Тпр. = 62,2%), в отличие от мальчиков со сколиозом (Тпр = 51,0%). В группах девочек более высокие темпы прироста наблюдаются у детей со сколиозом (Тпр. = 45,9%).

В контрольных группах, как мальчиков, так и девочек, преимущества по темпам прироста интегральных

показателей физических качеств выявлены у детей, имеющих функциональные сколиотические изменения.

Результаты эксперимента доказывают, что разработанная система педагогического контроля на основе использования интегральных и суммарных показателей физической подготовленности является надежным методом повышения уровня физической подготовленности учащихся и уменьшения показателей сколиоза и плоскостопия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бальсевич, В. К. Генетические тестирования школьников г. Сургута / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. -№ 4. - С. 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.

3. Бескопытная, А. П. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями учащихся 11-13 лет с применением системы педагогического контроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Бескопытная. - Киев, 1989. - 24 с.

4. Бондаревский, Е. Я. Педагогические основы контроля физической подготовленности учащейся молодежи // Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: тез. докл. IX Всесоюз. науч.-практич. конф. (Ворошиловград, 20-24 сентября 1984 г.). - М., 1984. - С. 6.

5. Дьяконов, В. В. Развитие физических качеств на уроках гимнастики / В. В. Дьяконов, Л. Н. Фокин // Физическая культура в школе. - 1989. - № 3. - С. 11-13.

6. Запорожанов, В. А. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов / под ред.

B. А. Запорожанова, В. Н. Платонова. - Киев: Здоровье, 1985. -

C. 29-33.

7. Калинин, А. А. Развивая двигательные качества (О методе круговой тренировки на уроках физической культуры) /

A. А. Калинин // Физическая культура в школе. - 1990. - № 6.

- С. 16-18.

8. Киселев, П. А. Справочник учителя физической культуры / П. А. Киселев, С. Б. Киселева. - Волгоград: Учитель, 2011.

- 251 с.

9. Леонова, В. А. Дифференцированный подход к выбору методов совершенствования двигательных качеств школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Леонова. - М., 1991.

- 18 с.

10. Лях, В. И. Комплескная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: учеб. изд. - 5-е изд. / В. И. Лях.

- М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

11. Лях, В. И. Физическая культура учащихся 1-11 класса: комплексная программа физического воспитания учащихся /

B. И. Лях, А. А. Зданевич. - Волгоград: Учитель, 2011. - 171 с.

12. Наталов, Г. Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. - Том 2 / Г. Г. Наталов. - Краснодар: КГУФКСТ, 2005. - 211 с.

13. Семенов, Л. А. Определение спортивной подготовленности детей и подростков / Л. А. Семенов. - М.: Советский спорт, 2005. - 140 с.

14. Чернышенко, Ю. К. Методы отбора юных гимнасток 7-10 лет на основе оценки двигательной подготовленности: автореф. дис. . канд. пед. наук / Ю. К. Чернышенко. - Малаховка, 1982. - 23 с.

Теория и методика спортивной тренировки

methods of pedagogical control the physical preparedness of 11-12 aged pupils

S. Akhmetov, Doctor of Pedagogics, Professor,

Yu. Chernishenko, Doctor of Pedagogics, Professor,

L. Shulgatii, Doctor of Pedagogics, Professor,

D. Belinskii, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Kuban State University of Physical Education Sport and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

Results of testing 11-12 aged pupils with impairments Key words: special medical group, physical of locomotor apparatus are presented in the paper. development, integral indices

УДК 796. 332

показатели устойчивого состояния нервной, анализаторной и нервно-мышечной систем, определяющие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных футболистов

Доктор педагогических наук, профессор М. М. Шестаков,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье представлен выявленный и обоснованный в результате исследования состав информативных показателей устойчивого функционального состояния нервной, анализаторной и нервно-мышечной систем квалифицированных футболистов, влияющих на количественные и качественные характеристики соревновательной деятельности.

Ключевые слова: квалифицированные футболисты, устойчивое состояние, системы организма, соревновательная деятельность, тренировочная нагрузка.

Современная система спортивной тренировки рассматрива-

ет состояние спортсмена, наряду с его тренировочной и соревновательной деятельностью, как один из трех необходимых компонентов, обеспечивающих эффективное управление процессом подготовки [3, 6, 7].

Специалисты выделяют три вида состояния спортсмена: оперативное, текущее и устойчивое. Правомерность подобной классификации состояния на эти виды обосновывается тем, что для контроля каждого из них необходима регистрация совершенно разных показателей, использование неодинаковых тестов и методик контроля. Многочисленные исследования убеждают в том, что достаточно полную информацию о состоянии спортсмена может дать комплекс показателей, характеризующих [2, 5, 9, 10, 11]:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.