Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ И КОНТРОЛЕМ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ'

МЕТОДИКА ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ И КОНТРОЛЕМ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / TECHNOLOGY CARD / PHYSICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL MONITORING / METHODS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохин Герман Игоревич

В. предлагаемой публикации определены и охарактеризованы уровни технической подготовленности в спринтерском беге у студентов высших учебных заведений. Установлено, что обучение студентов технике спринтерского бега происходит эффективнее с применением технологической (учебной) карты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ И КОНТРОЛЕМ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ»

students the relevant vocabulary. He has the basic structure in mind, but he lets the students take responsibility for guiding the construction of the floor plan. The teacher respects the intelligence of his students and gives only what help is necessary [4, 32].

Aspects of Silent Way can be used differently in modern classrooms. Cuisenaire rods are also popular with some teachers and can be used extremely creatively for various purposes from teaching pronunciation to story-telling. The idea of modelling a new structure or item of vocabulary just once may also have some justification as it encourages learners both to listen more carefully and then to experiment with their own production of the utterance.

As we mentioned above some experimental lessons we also held some demo lessons for analyzing advantages and disadvantages of this method during the course. The class was the beginner level and the students were focused on learning simple sentences. In one group the turnout was seven and in the second group there were nine students. The objective of the lesson was demonstrative pronouns "this/that and these/ those"and their usages with verb form "to be".

In the beginning of the lesson the instructor explained the role of Cuisenaire rods and how to make a sentence with them. The instructor chose three colors of rods for S+V+O. Then they made sentences like "This (a red color) is (a blue color) a classroom (a yellow color)". While showing the colors they discovered any sentences. The instructor was silent after the explanations. They all made sentences by themselves and could assimilate the structure of the sentences. That helped the students remember the grammar and new vocabulary as well.

After accomplishing both lessons the instructor analyzed the results of them. The duration of these lessons was 45 and 60 minutes. In demo lesson the instructor came into conclusion that she could fulfill what she planned. However, the lessons showed us that we could apply this method in specific lessons not all

УДК 378.01

ГРНТИ 14.35

the time. Because for assimilation of one part of the lesson the instructor spent 45 and 60 minutes.

4. Conclusion

This method is considered as a structural approach, as the students use the sentence sequence based on grammatical rules. Teachers can use the aspects of Silent Way in different ways. However, this method can not be applied for all levels.

According to the demo lesson the Silent Way method can be considered to be applied to beginner's level. As none of the textbook is used during the lesson the duration of the lesson was longer than the normal lesson. That's why simple sentence structures can be made by showing them with Cuisenaire rods or on the Fidel chart. This method can't be appropriate all the time, because it takes long time to accomplish the needed tasks. In short-term education system students will not be able to complete all the material during the course. Because while having the demo lessons we faced that assimilation of one sentence structure took us sixty minutes in one group. There is no doubt this method gives not quantity but it helps to increase the quality. However, quantity is also substantial in short-term course like a four month course.

References

1. A.N. Guru Prasad, Recent Pedagogical Approaches and Methodologies in English Language Teaching, IJELLH, International Journal of English Language, Volume II Issue I, 2014

2. Jack C. Richards and Theordore S. Rodgers, Approaches and Methods in Language teaching, 2014 (Cambridge University Press)

3. http://www.educationalsolutions.com/caleb-gattegno-biography/

4. Diane Larsen-Freeman, Language Teaching Method, Teacher's Handbook for the Video Series, 1990, (Office of English Language Programs Material Branch)

МЕТОДИКА ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ И КОНТРОЛЕМ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ НА _ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.3.68.424 Анохин Герман Игоревич

Старший преподаватель кафедры «Физвоспитание и спорт» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь

АННОТАЦИЯ

В. предлагаемой публикации определены и охарактеризованы уровни технической подготовленности в спринтерском беге у студентов высших учебных заведений. Установлено, что обучение студентов технике спринтерского бега происходит эффективнее с применением технологической (учебной) карты.

ABSTRACT

тае article is devoted to determine levels of technical readiness in sprinter run of students of university. The education of students in sprint race is more efficient technique using technology (training) card.

Ключевые слова: технологическая карта, физическое воспитание в вузе, педагогический контроль, методика физической культуры и спорта.

Key words: technology card, physical education, pedagogkal monitoring, methods of physical culture and sports.

Реалии современной жизни актуализировали перед отечественной спортивной наукой задачу всестороннего исследования и осмысления закономерностей развития физической культуры с перспективой разработки на этой почве содержательного проекта реформирования национальной системы физического воспитания. Несомненно, традиционная система физического подготовки в вузах нуждается в обновлении. Для достижения этого необходимо создание в учебных заведениях адекватных условий, способствующих активизации высших потребностей личности студента, стимулирующих процессы самопознания и самовоспитания. Также необходима и оптимизация системы оценивания с акцентом внимание не на функциональных возможностях студентов, а на технике выполнения того или иного упражнения. Последнее позволяет должным образом оценить знания и умения студента, а этим самым стимулировать его дальнейшую активность

[5].

Отметим, что без разумного и целесообразного руководства преподавателя и активного и сознательного участия студентов положительного результата в процессе обучения достичь практически невозможно.

Качество обучения зависит от того, как именно понимают свои задачи преподаватели и студенты. Поэтому эффективность процесса обучения зависит от правильности постановки учебных задач, подбора соответствующих средств и методов организации физического воспитания

Спринтерский бег относится к группе упражнений циклического характера,

выполняемых с максимальной интенсивностью. Легкость, раскованность беговых движений, осуществляемых с большой амплитудой и высокой частотой - главный признак рациональной техники бега на короткие дистанции. Все действия бегуна от старта до финиша - одно непрерывное упражнение. Для анализа техники бега его условно разделяют на следующие части: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширования [4].

Учитывая факт, что в современной практике физического воспитания все шире внедряются новейшие технологии обучения и эффективные системы оценивания умений и навыков студентов, цель настоящей публикации - характеристика методов повышения эффективности обучения технике бега на короткие дистанции студентов вузов.

Реализация указанной цели предусматривает решение следующих задач:

• разработка технологической (учебной) карты и системы оценки техники бега на короткие дистанции у студентов высших учебных заведений;

• внедрение технологической карты в процесс физического воспитания студентов;

• выявление степени эффективности предложенной программы в изучении техники бега на короткие дистанции.

Для решения поставленных задач нами была разработана технологическая (учебная) карта,

представляющая собой методическую разработку обучения техники упражнений с указанием двигательной задачи, путей ее решения, ориентиров, характерных ошибок и способов их исправления. Применение такой схемы во многом расширяет возможности преподавателя в управлении процессом обучения. Это обеспечивается, прежде всего, тем, что учебная информация в документах письменного инструктирования дается в заранее намеченной, четко выраженной системе, при этом повышая самостоятельность студентов в процессе обучения, способствуя расширению и укреплению связи теории и практики [1]. Все это в совокупности положительно влияет на качество обучения.

Педагогический эксперимент проводился на занятиях по физическому воспитанию со студентами Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет». Студенты экспериментальной группы (2 группы по 20 человек) занимались согласно предложенной нами программы с использованием технологической карты. Студенты контрольной группы (2 группы по 24 человека) - по общепринятой традиционной методике.

В начале педагогического эксперимента методом экспертной оценки проводилась оценка техники бега студентов на 100 метров по специально разработанной 12-ти бальной таблице. При этом, преподаватель анализировал и оценивал технику бега студентов до проведения эксперимента.

Педагогический эксперимент,

ориентированный на обучение техники спринтерского бега с использованием технологической карты, продолжался в течение весеннего семестра 2018 - 2019 учебного года. В июне 2019 года преподаватель вновь оценивал уровень владения техникой бега студентов экспериментальной и контрольной групп в беге на 100 метров.

В наглядности технологическая (учебная) карта отображала развитие взаимоотношений и взаимодействий преподавателя и студентов в процессе овладения техникой упражнения в направлении активизации внимания, мышления и движений, предлагая занимающимся все более сложные условия, требующие большего внимания, конкретных решений и самостоятельных действий. Последнее положительно влияло на процесс обучения и помогало воспитывать необходимые специфические качества: умение обдумывать свои действия, анализировать их, «видеть» и «чувствовать» упражнение. Кроме этого, при использовании данной методики, преподаватель не только обеспечивал более эффективное развитие осознания двигательного навыка, но и способствовал избеганию путаницы в инструкции и беспорядка в мыслях студентов. Следует заметить, что опыт педагогической практики свидетельствует: плохо подготовленный

преподаватель долго, многословно и путано объясняет студентам, что нужно выполнять, и не знает, не может объяснить, как выполнить. В то же время опытный преподаватель четко и ясно ставит задачу и показывает рациональный путь к его решению.

При использовании технологической (учебной) карты, преподаватель, активизируя процесс обучения и мышления, предоставляет возможность творчески подходить к решению поставленных задач.

Педагогический контроль со стороны преподавателя и самоконтроль со стороны студентов значительно повышает процесс усвоения учебного материала. Студент приобретает умение чувствовать и анализировать главные ошибки при выполнении упражнения, методически правильно

использовать различные ориентиры (ступню, колено, положение туловища, тазобедренный сустав), значительно быстрее исправлять ошибки при выполнении бега.

Имея в наличие систему оценки, преподавателю, в свою очередь, легче определить уровень владения техникой у студента. При этом, подобная балльная система оценки может использоваться в других видах спорта, в частности: прыжки в воду, фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, акробатика, плавание и другое.

Разработанная нами 12-ти балльная система оценивания техники бега на короткие дистанции согласно основным частям техники, представлена в нижеследующей таблице:

Табл. 1

Оценивание техники бега на 100 м по разработанной 12-ти бальной системе

Части техники Оценка техники Баллы

Старт Положение по команде «На старт» Положение по команде «Внимание» Команда «Марш» 3

Стартовый разбег Наклон туловища Плавное увеличение шагов Подъем коленного сустава 3

Бег по дистанции Постановка стопы Длина шага Частота шагов Работа рук 4

Финиширование Набегание Наклон туловища в момент финиширования 2

Результаты проведенного педагогического эксперимента продемонстрировали следующие количественные и качественные изменения.

Так, если в начале педагогического эксперимента не наблюдалось отличий у показателях студентов обоих групп, которые принимали участие в эксперименте, то после его завершения наблюдались достоверные (при р < 0,0001) изменения практически во всех показателях бега на 100 метров.

В экспериментальной группе (ЭГ) под влиянием внедрения технологической (учебной) карты в процессе обучения технике бега по большинству показателей произошли достоверные изменения (в диапазоне от 41,67 до 42,50 % при р < 0,0001). Лишь в технике финиширования во время бега на 100 метров положительные изменения были несколько меньше (17,50 %), однако также

подтвердились статистически (р < 0,01). В итоге прирост показателей студентов ЭГ составил 37,92 балла (при р < 0,001).

В контрольной группе (КГ) в течение эксперимента приросты во всех показателях были меньшими, чем в экспериментальной, и составляли от 7,50 до 14,50 % при меньшей, чем в ЭГ степени вероятности (р < 0,01). Общий прирост показателей в КГ составил 11,17 % (при р < 0,001). Далее, в итоге после завершения педагогического эксперимента наблюдались достоверные различия в показателях студентов, которые обучались по авторской и традиционной методикам в пользу экспериментальной (р < 0,0001). Последнее, очевидно, свидетельствует о ее более высокой эффективности и наглядно представлено в Таблице 2:

Табл. 2

Показатели студентов КГ и ЭГ в условиях педагогического эксперимента

Показатели Группы Начало ПЕ Окончание ПЭ Прирост, % Достовер-ность расхождений

Старт КГ 0,08 1,25 12,33 <0,001

ЭГ 0,95 2,20 41,67 <0,0001

ЭГ-КГ >0,05 <0,0001 - -

Стартовый разбег КГ 1,00 1,38 12,67 <0,001

ЭГ 1,00 2,25 41,67 <0,0001

ЭГ-КГ >0,05 <0,0001 - -

Бег по дистанции КГ 1,83 2,13 7,50 <0,01

ЭГ 1,70 3,40 42,50 <0,0001

ЭГ-КГ >0,05 <0,0001 - -

Финиши-рование КГ 1,63 1,92 14,50 <0,01

ЭГ 1,65 2,00 17,50 <0,01

ЭГ-КГ >0,05 >0,05 - -

Сумма КГ 5,33 6,67 11,17 <0,0001

ЭГ 5,30 9,85 37,92 <0,0001

ЭГ-КГ >0,05 <0,0001 - -

Таким образом, технологическая (учебная) карта как методическая разработка техники упражнений с указанием двигательной задачи, путей ее решения, ориентиров, характерных ошибок и их исправления, а также разработанная 12-ти балльная система оценки техники бега на 100 метров, более широко раскрывают эффективность процесса усвоения учебного материала. Преимущество данной системы выражено в том, что можно соответствующей степенью наглядности дифференцированно определить качество усвоения различных частей техники бега [2]. Ее внедрение в процесс физического воспитания студентов в конкретном вузе выявило высокую эффективность. Технические показатели спринтерского бега у студентов

экспериментальной группы улучшились на 131,13 % (при p < 0,0001), в контрольной - лишь на 110,85% (при p < 0,001).

Описанная методика, демонстрируя студенту сильные и слабые стороны его подготовки, повышает активность и интерес последнего к занятиям, развивает анализ и синтез мышления, а также позволяет индивидуализировать процесс обучения и самостоятельно работать с технологической (учебной) картой, адресуя преподавателю консультативный контроль (и интерактивный взаимоконтроль) за подготовкой студентов.

Список литературы:

Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Академия, 2009. - 528 с. [

Barchukov I.S. Fizicheskaya kuTtura i sport:

metodologiya, teoriya, praktika: ucheb. posobie dlya stud. vy'sshix uchebny'x zavedenij / pod obshch. red. N.N. Malikova. - M.: Akademiya, 2009. - 528 s.]

Тарасенко А.В. Физическая культура как неотъемлемый компонент базовой культуры личности в системе высшего образования // Ушаковские чтения: Материалы Третьей Межвузовской научно-практической конференции (Севастополь, 23-24 февраля 2016 года). -Севастополь-Ялта: Филиал ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Севастополь, 2016. - С. 33 - 35. [Tarasenko A.V. Fizicheskaya kul'tura kak neot''emlemy'j komponent bazovoj kul'tury' lichnosti v sisteme vy'sshego obrazovaniya // Ushakovskie chteniya: Materialy' Tret'ej Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sevastopol4, 23-24 fevralya 2016 goda). -Sevastopol' -Yalta: Filial FGBOU VO «GMU imeni admírala F.F. Ushakova» v g. Sevastopol', 2016. - S. 33 - 35]

Тарасенко А.В., Владецкий Д.О., Черкасов А.В. Краткий словарь терминов и понятий по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебно-методическое пособие для студентов и курсантов морских высших учебных заведений. - Севастополь - Филиал ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Севастополь, 2017. - 41 с. [Tarasenko A.V., Vladeczkij D.O., Cherkasov A.V. Kratkij slovar' terminov i ponyatij po teorii i metodike fizicheskogo vospitaniya i sporta: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov i kursantov morskix vy' sshix uchebny' x zavedenij. - Sevastopol' - Filial FGBOU VO «GMU imeni admirala F.F. Ushakova» v g. Sevastopol', 2017. - 41 s.]

Тарасенко А.В., Черкасов А.В. Теория и методика физической культуры: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. -Севастополь - Филиал ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Севастополь, 2020. -172 с. [Tarasenko А.^, Cherkasov А^. Теопуа 1 шйо^а ГшсИезко] ки1Чигу\ исИеЬпо-metodicheskoe ро8оЫе d1ya studentov уи70у. -

Sevastopol4 - Filial FGBOU VO «GMU imeni admirala F.F. Ushakova» v g. Sevastopol4, 2020. - 172 s.]

Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. -Москва: Издательский центр «Академия», 2007. -480 с. [Cholodov, Zh.K. Kuzneczov, V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta. - Moskva: IzdateFskij centr «Akademiya», 2007. - 480 s.]

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ _ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА_

Б01: 10.31618/Б8и.2413-9335.2019.3.68.450 Беркимбаева Сауле Кенжебековна

Кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор Казахской головной архитектурновстроительной академии, г.Алматы

Жортушинова Айман Кажимуратовна Магистр педагогики, старший преподаватель Казахского университета технологий и бизнеса, г. Астана

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы формирования коммуникативной культуры студентов. В период обучения в высшей школе происходит одновременное накопление знаний и оформление всей системы мировосприятия личностью, поэтому научно обоснованное, рациональное использование технологии формирования коммуникативной культуры студентов стимулирует развитие у них ценностных ориентации современного специалиста, способности к адаптации на рынке труда и к самореализации в обществе по окончании обучения.

ABSTRACT

The article deals with the main problems of formation of communicative culture of students. During the period of study at the higher school there is a simultaneous accumulation of knowledge and registration of the whole system of world perception by a person, therefore, scientifically grounded, rational use of technology of formation of communicative culture of students stimulates the development of their value orientations of a modern specialist, the ability to adapt to the labor market and to self-realization in society after graduation.

Ключевые слова: коммуникативная культура, высшая школа, изучение иностранного языка, процесс обучения, эксперимент, профессиональная деятельность, будущие специалисты, педагогическая среда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: communicative culture, higher school, learning a foreign language, learning process, experiment, professional activity, future specialists, pedagogical environment.

Постановка_проблемы. Проблему

формирования коммуникативной культуры студентов высшей школы следует рассматривать в едином комплексе действий, связанных с пересмотром подходов к образованию, а также с учетом глобальных, государственных, локальных задач по воспитанию идеологии рыночных отношений и устойчивого развития общества. Молодому поколению, а в первую очередь — наиболее образованной, авангардной его части — выпускникам высших учебных заведений предстоит возрождать экономику государства.

В Казахстане, вступившему на путь независимого развития, происходит процесс реорганизации общественных отношений, поэтому ответственность за формирования

коммуникативной культуры учащейся молодежи возложена на систему образования — социальный институт общества, призванный передавать молодому поколению важнейшую часть накопленного человечеством опыта.

Поскольку в период обучения в высшей школе происходит одновременное накопление знаний и оформление всей системы мировосприятия личностью, то научно обоснованное, рациональное использование технологии формирования

коммуникативной культуры студентов

стимулирует развитие у них ценностных ориентации современного специалиста, способности к адаптации на рынке труда и к самореализации в обществе по окончании обучения. Разработка и апробация данной технологии и составила суть проделанной опытно -экспериментальной работы.

Анализ последних исследований и публикаций. Отдельные аспекты формирования культуры коммуникации и ее компонентов рассматривали такие казахстанские учениые как А. Бегимова [1], С. Козыбаева [2], К. Койшиев [3], Г. Косымова [4], Е. Погожева [5], И. Сманов [3].

Наибольший интерес для нашего исследования представляют исследования А. Нуржановой, разрабатывающей коммуникативный подход к методике обучения иностранному языку [6].

Целью статьи является описание и обоснование технологии формирования коммуникативной культуры студентов в процессе изучения иностранного языка.

Изложение_основного_материала.

Педагогический эксперимент проводился на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.