Научная статья на тему 'Методика оценки вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона'

Методика оценки вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Наталья Владимировна

Создание технологических парков путем реформирования производственных зон является основным направлением инновационной политики России. С ее реализацией связывается решение самых важных социальных и экономических задач - улучшение качества жизни россиян и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Создание технопарка требует колоссальных затрат бюджетных средств, поэтому необходимо обоснование их расхода. Однако единые методические подходы не выработаны. Попытка разработки методики оценки вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона предпринята автором в рамках выполнения научно-исследовательской работы по созданию Московского технопарка ВИЛС. Основные аспекты данной методики изложены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of assessing the contribution of industrial park in the socio-economic development of the region

The main direction of Russians innovation policy is creation of the technological park by means of reform the production zones. Its results will permit to decide the very important social and economic problems the improvement quality of life and the promotion concrete power of Russian production. Vast national means are needing for creation of technological parks, therefore is needing ground expenditures. But it isn't only methodical approach. The author was undertook an attempt to work the method for estimation deposit of technological park to social and economic development of the territory for example Moscow technological park WILS. The main parts of this method were exposed in this article.

Текст научной работы на тему «Методика оценки вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона»

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

Методика оценки вклада технопарка

в социально-экономическое развитие региона

Н. В. Родионова,

д. э. н., профессор, доцент, Владимирский государственный педагогический университет, кафедра менеджмента

Создание технологических парков путем реформирования производственных зон является основным направлением инновационной политики России. С ее реализацией связывается решение самых важных социальных и экономических задач — улучшение качества жизни россиян и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Создание технопарка требует колоссальных затрат бюджетных средств, поэтому необходимо обоснование их расхода. Однако единые методические подходы не выработаны. Попытка разработки методики оценки вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона предпринята автором в рамках выполнения научно-исследовательской работы по созданию Московского технопарка ВИЛС. Основные аспекты данной методики изложены в настоящей статье.

The main direction of Russians innovation policy is creation of the technological park by means of reform the production zones. Its results will permit to decide the very important social and economic problems — the improvement quality of life and the promotion concrete power of Russian production. Vast national means are needing for creation of technological parks, therefore is needing ground expenditures. But it isn't only methodical approach. The author was undertook an attempt to work the method for estimation deposit of technological park to social and economic development of the territory for example Moscow technological park WILS. The main parts of this method were exposed in this article.

В условиях резкого возрастания уровня концентрации капитала, формирования транснациональных компаний в одиночку российским предприятиям становится почти невозможно сохранять свою конкурентоспособность. Они вынуждены встраиваться в системы социально-экономических взаимоотношений регионального хозяйства. Поэтому в социально ориентированной экономической политике России инновационная деятельность рассматривается как главный фактор развития экономики каждого ее региона и улучшения качества жизни проживающего в нем населения. Именно с усилением активности влияния этого фактора связывал Президент РФ В.В. Путин возможность того, что «на территории страны не должно быть отсталых провинций и «медвежьих углов», живущих отдельно от планов всей России и тенденций развития современного мира».1 Поэтому современная социально-экономическая политика каждого муници-

1 Выдержки из стенографического отчета о заседании Государственного совета РФ «О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов». 21 июля 2006 г.// Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 8. — С. 7.

пального образования России ориентирована на стратегию инновационного развития. основное направление политики состоит в формировании в регионе атмосферы инновационной активности и обеспечении условий быстрой коммерческой реализации инноваций.

Инновационные стратегии развития отдельных регионов опираются на комплекс межрегиональных и межотраслевых инвестиционных проектов. В числе таких проектов предусмотрено создание серии научно-технологических парков (далее по тексту — технопарк). Они играют важную роль в пространственной организации современного общества. Их деятельность во многом определяет направление и скорости мировых трансформационных процессов. «Учет в региональном планировании такого рода проектов придаст им новое качество, будет дополняться усилиями местных органов власти и способствовать гармоничному развитию территорий».2

2 Выдержки из стенографического отчета о заседании Государственного совета РФ «О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов». 21 июля 2006 г.// Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 8. — с. 8.

Перед инновационными проектами ставится задача четкой региональной привязки их отраслевых стратегий. Для этого требуются новые методические подходы к оценке вклада производственной зоны (технопарка) в социально-экономическое развитие региона, который отражал бы интересы всех субъектов общественных отношений: физических лиц, бизнеса, образовательных учреждений, государственных и общественных институтов.

Принципиальные и методические подходы к оценке вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона. Основанием для такой оценки могут служить: методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов; Целевая программа реорганизации производственных территорий г. Москвы на период 2004-2006 гг., включающая методику разработки экономического обоснования реализации инвестиционных проектов реорганизации производственных территорий; единая методика бизнес-планирования проектов реорганизации производственных территорий; методика комплексной градостроительной оценки перспектив развития промзон, разработанная НИиПИ Генплана; методика комплексной оценки затрат по перебазированию, реформированию и ликвидации предприятий, организаций и отдельных производств, расположенных в историческом центре г. москвы, и реабилитации высвобождаемых территорий, постановление Правительства москвы «О мониторинге хода реализации Генерального плана развития г. москвы», распоряжение мэра москвы от 1 октября 1996 г. № 347/1-РМ «О мерах экономического регулирования использования земель москвы», в котором содержится методика расчета коэффициента эффективности использования земельных участков в г. москве. Учитывая многоаспектность процесса реорганизации и функционирования производственных территорий, методические основы нуждаются в дополнении и расширении. Ставится задача формирования единого методического комплекса для углубленного всестороннего обследования любой производственной территории.

Основными принципами методического подхода к оценке вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона являются следующие.

1. Выгодность создания и функционирования технопарка для города, предприятий и инвесторов.

2. согласованность интересов всех участников технопарка на основе скоординированности действий в условиях, когда их цели и интересы не совпадают или конкурируют.

3. Комплексность — всесторонний охват внешних эффектов от деятельности технопарка в экономических, социальных и имущественных отношениях, градостроительстве и землеустройстве, экологии и природопользовании. Формирование четких приоритетов во множестве социальных и экономических характеристик. В оценках внешних эффектов учет приоритетов промышленной политики региона в разрезе отраслей его экономики и территорий.

4. Оптимальность. Максимум эффекта, определяемый через критерий интегрального эффекта, и минимум затрат на создание механизмов осуществления процесса реформирования.

5. Платность всех ресурсов и их эффективное использование.3

данные принципы и вышеупомянутые нормативно-методические документы были положены в основу разработки методики оценки вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона. Она может применяться как на этапе реорганизации технопарка для обоснования выбора формы организационных преобразований для каждого входящего в его состав учреждения, так и на этапе функционирования технопарка в целях оценки эффективности его деятельности. Оба случая различаются исходной информацией. Различие состоит в том, что в первом случае методический алгоритм дополняется определением критериев, на основании которых предприятие включается в перечень на перебазирование, реформирование или ликвидацию. Эти критерии опираются на утвержденные обоснованные нормы, учитывают экономическое состояние предприятий и стратегические интересы города. Учитывая это различие, мы все же попытались разработать универсальную методику, приемлемую в каждом из случаев. Ее основные аналитические процедуры представлены на рисунке. кратко прокомментируем их.

Формирование нормативной базы оценки эффективности функционирования технопарка. На данном этапе формируется система нормативов, которая представляет собой законодательно либо до-говорно установленные количественные параметры экономических, технических, социальных, экологических, архитектурно-планировочных и территориально-ресурсных ограничений хозяйственной и иной деятельности технопарка. на основе данных нормативов определяются критерии обоснования необходимости реформирования производственной зоны. Если реформирование целесообразно, то исследуемая производственная зона отражается в целевой программе по реорганизации производственных территорий. нормативы также необходимы для разработки инновационного проекта по созданию и функционированию технопарка и для построения системы оценочных показателей. Данная система содержит три группы показателей, используемых для диагностики, мониторинга и специального обследования процессов создания и функционирования технопарка.

Экономическая диагностика технопарка. Слово «диагностика» произошло от греческого diagnostikos и понимается как процесс распознавания и обозначения проблемы, т.е. установление диагноза с использованием принятой терминологии.

3 Принципы определены с учетом источника: Реорганизация производственных территорий города Москвы: экономические, организационные и градостроительные аспекты / Инс-т регион. экон. исслед. — Рук. авт. кол. П. И. Бурак. — М.: Экономика, 2005. — С. 282-283.

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

ИННОВАЦИОННАя ДЕяТЕЛЬНОСТЬ В РЕгИОНАХ

Рис. Методика оценки вклада технопарка в социально-экономическое

развитие региона

цель экономической диагностики технопарка состоит в выявлении негативных симптомов в процессе реформирования и в разработке предварительных рекомендаций по профилактике их развития. Различают экспресс-диагностику и проблемную диагностику. Экспресс-диагностикатехнопарка представляет собой поверхностное исследование его текущего состояния на основе системы взаимосвязанных количественных показателей, характеризующих эффективность достижения оперативных целей, учитывающих общественную пользу. Проблемная диагностика технопарка есть углубленное исследование эффективности его создания и функционирования на основе комплекса количественных и качественных показателей дости-

жения стратегических целей, учитывающих региональные интересы.

Мониторинг процессов создания и функционирования технопарка. Слово «мониторинг» происходит от английского monitoring и имеет два смысловых значения: 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Он проводится по совокупности характеристик среди установленного круга объектов.4 По результатам оценки определяется их рейтинг, характеризующий успешность в решении исследуемой проблемы. По данным рейтинга выявляют неудачные объекты. Мониторинг реформирования производственных зон г. москвы производится по системе контролируемых параметров, сформированной на основании постановления Правительства Москвы «О мониторинге хода реализации Генерального плана развития г. Москвы».

Специальное обследование производственной территории. Оно имеет узко целевое назначение и проводится для пополнения информационной базы данными, необходимыми для проведения комплексного анализа.

Комплексный анализ результатов обследования. На этом этапе осуществляется обработка и обобщение всей информации, полученной в ходе диагностики, мониторинга и специального обследования процессов создания и функционирования технопарка. Формируются массивы данных по содержанию исследуемых проблем, по полученным эффектам, по объектам, входящим в технопарк, и т.п.

Определение и распределение затрат на создание технопарка. Предлагается классификация этих затрат по направлениям реформирования. Определяются три их группы — затраты, связанные:

4 Современный словарь иностранных слов.— М.: Рус. яз., 1992. — С. 392.

1) с разработкой и созданием механизмов перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий. к ним относятся затраты на составление паспортов предприятий и организаций, на их инвентаризацию и оценку остаточной стоимости активов, на оплату труда специалистов, осуществляющих обследование земельно-имущественного комплекса производственной территории, расчет выкупа стоимости долгосрочной аренды занимаемого земельного участка, оценку стоимости работ по реформированию, оценку возможностей застройки территории технопарка исходя из градостроительного заключения и оценку потенциальной привлекательности территории, на разработку технического задания по реформированию производственной зоны;

2) с необходимостью проведения подготовительных работ на территории, на которой будет происходить перебазирование предприятий. К ним относятся затраты на подбор такой территории, на разработку предпроектной градостроительной, исходно-разрешительной и проектной документации, на приобретение права аренды на земельный участок, на оформление земельноимущественных правоотношений, на строительство перебазируемых предприятий,

3) с подготовкой территории, освобождаемой предприятием, и дальнейшим использованием. К ним относятся на разработку предпроектной градостроительной, исходно-разрешительной и проектной документации, на предпродажную подготовку территории и объектов после ликвидации и вывода предприятия, на подготовку и проведение инвестиционного конкурса, торгов, аукциона.5 Оценка внешних эффектов. Рассматриваются

все эффекты, связанные с созданием и функционированием технопарка: экономические, демографические, социальные, экологические, градостроительные, оборонно-мобилизационные, бюджетно-налоговые, культурно-исторические. Выявляются их взаимосвязи и устанавливаются значимости, с учетом которых выстраивается система оценочных показателей, определяются их функциональные зависимости, интегральный эффект и граничные условия. Подробнее об этом в следующем параграфе.

Оценка вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона. на данном этапе осуществляется распределение затрат по обеспечиваемым ими эффектам и оценка эффективности, характеризующей вклад технопарка в развитие региона. Определяются степень достижения целевых установок, экономичность использования природных ресурсов региона, выясняются тенденции в динамике антропогенных загрязнений в производственной

5 Реорганизация производственных территорий города Москвы: экономические, организационные и градостроительные аспекты / Инс-т регион. экон. исслед. — Рук. авт. кол. П. И. Бурак. — М.: Экономика, 2005. — С. 285-287.

зоне и т.д. Устанавливается степень соответствия и согласованности фактических значений показателей их нормативным значениям. Выясняются причины разногласий и отклонений.

Корректировка. С учетом полученного опыта реформирования совершенствуется нормативно-правовая база регулирования реформированием производственных территорий. По результатам исследования вносятся корректировочные поправки в городские и отраслевые планы и программы развития, в целевую муниципальную программу по реорганизации производственных территорий, в инновационный проект по созданию и функционированию технопарка. Уточняются темпы и пропорции социально-экономического развития муниципального образования с учетом результатов функционирования технопарка. Предпринимаются регулятивные меры по достижению сбалансированности характеристик внешних эффектов. Инновационный проект увязывается с городскими и отраслевыми планами и программами развития (например, с Генпланом развития Москвы и градпланами округов). Корректировке подвергаются мероприятия и целевые установки процесса реформирования тежнопарка. Вносятся уточнения в расчеты эколого-градостроительного, социально-экономического, бюджетного обоснований реорганизационных мероприятий инновационного проекта. Уточняются величины затрат на проведение этих мероприятий и источники финансирования проекта.

Социально-экономические показатели обоснования деятельности технопарка. Обоснованность принимаемых решений по регулированию процессами создания и развития деятельности технопарка во многом зависит от информационного обеспечения этих процессов. Эффективность их протекания оценивается как соотношение внешних эффектов к затратам, их обусловившим. Величины внешних эффектов определяются с помощью экономических и социальных показателей. Концептуальная идея формирования системы таких показателей в деятельности технопарка состоит в том, чтобы производить наукоемкую и нересурсоемкую продукцию в социально-приемлемых и экологически благополучных условиях.

В методике комплексной градостроительной оценки перспектив развития промзон, разработанной нИиПИ Генплана, предлагается рассчитывать следующие показатели: динамику размеров площади территории (га), зданий и сооружений (м2); плотность застройки (м2/га), обеспеченность площадями (м2 на одного работающего), выпуск валовой продукции на 1 га (тыс руб/га) и на 1 м2 площадей (тыс руб/м2); коэффициент эффективности использования земельного участка (отношение площади, занятой производственными помещениями, к общей площади всех видов застройки).

Значения расчетных показателей сравнивают с нормативными, которые изложены в следующих нормативных документах: нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы (МГСн

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

1.01.99), Нормы проектирования планировки и застройки Москвы (ВСН 2-85), Генеральные планы промышленных предприятий (СНиП 11-89-80).

Недостатки показателей. Органы статистики не учитывают данные в разрезе производственных территорий, так как они не являются самостоятельными экономическими единицами. Основным источником информации служат генеральные планы по реорганизации производственных территорий. но в них приводятся лишь общие разрозненные показатели их развития, не отражающие системной взаимосвязи их хозяйственной деятельности и жизнедеятельности. Круг этих показателей чрезвычайно узок, чтобы провести всестороннее углубленное обследование. С их помощью невозможно сделать обоснованных предложений по социально-экономической целесообразности для города реорганизации производственных зон. Поэтому общеустановленные показатели дополняются результатами специальных исследований производственных зон — социологического и финансово-экономического.6 В ходе этих исследований получают данные об объеме и номенклатуре производства, стоимости и структуре основных производственных фондов;о состоянии имущественного комплекса, занимаемых земельных участках, санитарно-защитной зоны; о воздействии на окружающую среду и т.п. но и такой путь не дает желаемой системы показателей, объективно и всесторонне характеризующих социально-экономическое развитие производственной зоны.

Для построения такой системы показателей предлагается воспользоваться методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов [12], в которых рассматривается несколько видов эффективности в зависимости от интересов социальных групп предприятия — экономическую, коммерческую, бюджетную и социальную. Эти характеристики взаимосвязаны и потому образуют систему показателей эффективности.

Экономическая эффективность выражает компромиссный баланс интересов через соответствие затрат и результатов целям и интересам всех участников технопарка. Коммерческая эффективность отражает последствия реализации инновационных проектов для его инвесторов и собственников. Она необходима в конкурсном отборе лучшего инновационного проекта. для обоснования выбора рассчитываются: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости, комплекс бальных качественных характеристик. Бюджетная эффективность отражает интересы государства по пополнению бюджета и внебюджетных социальных фондов. При оценке социальной эффективности учитываются разные по природе социальные эффекты,

6 Реорганизация производственных территорий города Москвы: экономические, организационные и градостроительные аспекты / Инс-т регион. экон. исслед. — Рук. авт. кол. П. И. Бурак. —М.: Экономика, 2005. — С. 84-87.

выражающие интересы работников предприятий и организаций технопарка, города и общества. наряду с социальными эффектами в привычном их понимании к ним относятся эколого-градостроительные, выражающие соблюдение требований градостроительного зонирования, и оборонные, учитывающие интересы безопасности.

дополнительно к указанным показателям рассчитывают характеристики:

* использования городских ресурсов, такие как: эффективность использования инженерных коммуникаций (объем промышленной продукции на 1 млн руб. затрат на инженерную инфраструктуру), удельные затраты городских ресурсов (по видам) на 1 га; сокращение удельных затрат воды, тепла, электроэнергии на 1 руб. валовой продукции за счет внедрения эффективных технологий; экономия удельных капитальных вложений и эксплуатационных затрат на 1 руб. валовой продукции за счет кооперации предприятий, создания единых инженерных сетей и инфраструктуры; сокращение удельной потребности в персонале на 1 руб. валовой продукции, транспортные издержки, эффективность использования земельных ресурсов, ресурсоемкость продукции. Кроме того, оценивается возможность применения на предприятиях альтернативных технологий. Анализ этих показателей дополняется рассмотрением динамики объемов потребления природных ресурсов, в т.ч. не возобновляющихся;

* эффективности использования территории. Определяются рентабельность и продуктивность использования территории, сокращение территорий производственного использования; площадь территории производственной зоны с зелеными массивами, приходящаяся на одного работающего (м2/чел.); численность работников на 1 га территории технопарка (чел./га); годовой товарооборот предприятий, расположенных в офисно-административных зданиях на 1 м2 общей площади; эффективность использования территории (м2/га производственной зоны), капитальные вложения в строительство новых производственных объектов, выгоды от агломерации;

* бюджетного эффекта в виде динамики объемов поступления налоговых платежей в бюджет региона и местные бюджеты, срока окупаемости бюджетных средств,

* внешних социальных эффектов, отражающих динамику численности персонала предприятий и организаций технопарка, участие технопарка в социальных программах региона; экономию свободного времени потребителей продукции, разработанной с участием технопарка. Показатели внешних эффектов дополняются внутрифирменными социальными характеристиками деятельности технопарка, такими как: динамика рабочих мест, структура производственного персонала, внутрикорпоративные социальные меры, динамика заработной платы работников, состояние их здоровья, повышение их духовно-нравственного потенциала, увеличение продолжительнос-

ти свободного времени за счет рационализации труда, стоимость и структура социального пакета, дифференциация доходов работников, характеристики условий их труда, жилищных и культурно-бытовых условий, надежность снабжения населения товарами;

экологического эффекта. Оцениваются воздействие инноваций на состояние окружающей среды и затраты на ее охрану. Проводится экологическое обоснование затрат и результатов труда. Исследуется динамика и объемы вредных выбросов в окружающую среду. Отрицательные внешние эффекты оцениваются с помощью показателей вреда, наносимого городу хозяйственной деятельностью (например, экологического ущерба окружающей среде, жителям и облику города), упущенной выгоды города из-за недополучения доходов по причине неэффективного использования территории.

При необходимости могут применяться показатели, характеризующие этические ограничения деятельности технопарка и эффекты от их соблюдения.

для управления ходом инновационного процесса предлагается система показателей его результативности. Она содержит четыре группы индикаторов: качественные (характеристики инноваций), количественные (минимальная доля затрат на исследования и разработки в себестоимости продукции, предельный срок использования продукции, ее наукоемкость — отношение затрат на НИОКР к объему продаж), сравнительные (соответствие стандартам и лучшим отечественным и зарубежным образцам) и рыночные (формирование нового сегмента рынка, способность инновации к коммерческой реализации).7

Резервами повышения эффективности инновационной деятельности являются: увеличение плотности застройки территории, повышение экономичности ресурсопотребления и природопользования, снижение материалоемкости производства и возрастание его наукоемкости, совершенствование технологии и снижение трудоемкости производства продукции, улучшение ее качества, повышение использования производственных мощностей, увеличение объема выпуска, улучшение качества трудового потенциала, повышение мотивации труда работников.

Проблемы оценки внешних эффектов.

1. Трудно оценить вклад изобретателя и размер его вознаграждения, поскольку имеется существенный временной лаг между моментом изобретения и началом окупаемости затрат на его внедрение. Внедрение — не задача ученого, но он должен быть уверен, что, отдавая свое изобретение в производство, получит должное вознаграждение. Российские ученые пока не умеют зарабатывать на своем интеллектуальном продукте и потому не знают ему цену.

2. Невозможно измерить все социальные результаты инновационной деятельности и отразить их в расчете эффективности. только некоторые из них

7 С. Валентей. Контринновационная среда российской экономики

// Вопросы экономики. — 2005. — № 10. — С. 143.

могут быть представлены в стоимостном выражении. Чаще всего они представляются в натуральном измерении. Например, количество рабочих мест, загазованность, вибрация, запыленность, уровень радиации и т.п. Если социальный эффект не поддается стоимостной оценке, то социальные показатели могут выступать как граничные условия при оценке эффективности инновационной деятельности.8

3. Оценка социальных результатов предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека, которые не согласованы с интересами технопарка. Непосредственные участники деятельности технопарка заинтересованы в собственном процветании, в возрастании прибыли, в то время как органы муниципального самоуправления города устремлены к созданию и поддержанию экономической стабильности и оценивают эффективность деятельности технопарка с точки зрения роста объемов его платежей в местный бюджет. Поэтому многие социальные показатели не принимаются хозяйствующими субъектами во внимание.

таким образом, для регулирования реформированием производственных территорий разработаны необходимые принципиальные и методические подходы, которые нуждаются в совершенствовании. Ставится задача формирования единого методического комплекса для углубленного и всестороннего обследования любой реорганизуемой производственной территории. В качестве одного из возможных решений данной задачи предлагается методика оценки вклада технопарка в социально-экономическое развитие региона. Она может применяться как на этапе реорганизации технопарка для обоснования выбора формы организационных преобразований для каждого входящего в его состав учреждения, так и на этапе функционирования технопарка в целях оценки эффективности его деятельности. Основная проблема практического применения этой методики заключается в отсутствии системы оценочных показателей, которые можно было бы применять для проведения диагностики, мониторинга и специального обследования технопарка. Информационная база, необходимая для регулирования процессами создания и развития технопарков, пока не образована. Это довольно трудная задача, потому что технопарк представляет собой территориально-хозяйственный механизм, в результате деятельности которого образуются различные по природе эффекты. Существующие показатели, выражающие внешние эффекты, несовершенны и не систематизированы. Проблема разработки системы показателей этих эффектов, в которой учитывались бы их взаимосвязи и приоритеты, пока не решена.

8 Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — С. 303-304.

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.