Научная статья на тему 'Методика оценки сравнительной эффективности деятельности торговых предприятий, входящих в торговую сеть'

Методика оценки сравнительной эффективности деятельности торговых предприятий, входящих в торговую сеть Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / МЕТОДИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТОВАРООБОРОТ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Галина Витальевна, Соломатин Александр Николаевич

Анализ современных тенденций организационных структур в торговле позволил сделать выводы о появлении торговых сетей, в состав которых входят небольшие предприятия. Исследованы различные методики оценки эффективности деятельности предприятий и сделаны выводы о необходимости разработок именно для небольших торговых предприятий, образующих сеть. Результатом исследований явилась методика проведения сравнительной эффективности деятельности предприятий, образующих сеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки сравнительной эффективности деятельности торговых предприятий, входящих в торговую сеть»

92 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №3 (21), 2017 УДК 339.1

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВХОДЯЩИХ В

ТОРГОВУЮ СЕТЬ Михайлова Галина Витальевна, доцент Соломатин Александр Николаевич, к.э.н., профессор Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Анализ современных тенденций организационных структур в торговле позволил сделать выводы о появлении торговых сетей, в состав которых входят небольшие предприятия. Исследованы различные методики оценки эффективности деятельности предприятий и сделаны выводы о необходимости разработок именно для небольших торговых предприятий, образующих сеть. Результатом исследований явилась методика проведения сравнительной эффективности деятельности предприятий, образующих сеть.

Ключевые слова: торговое предприятие, торговая сеть, методика, эффективность, товарооборот, прибыль.

Анализ современного состояния организации торговли, особенно в крупных городах, свидетельствует, что достаточно большую долю занимают крупные торговые сети, в состав которых входят супер- и гипермар-кеты. Но прослеживается и следующая тенденция - небольшие торговые предприятия (как правило, с торговой площадью 150-250 кв. м), предлагающие, либо универсальный ассортимент товаров, в основном продовольственных, либо узко специализированные, объединяются и создают единую управленческую структуру. Это позволяет более рационально организовать коммерческую деятельность, в частности, систему закупок с возможностями получения больших скидок от поставщиков, перераспределять ресурсы и т.д.

Имеет место и другая тенденция - торговые предприятия, успешно вышедшие на рынок, расширяют свою деятельность путём открытия новых торговых точек, таким образом создаётся сеть небольших магазинов.

В любом случае помимо оценки результатов деятельности одного отдельно взятого торгового предприятия, возникает необходимость проводить сравнительный анализ эффективности деятельности предприятий, входящих в небольшие торговые сети.

Существует достаточно много методик, но все они в основном основаны на сопоставлении трёх элементов: результатов, затрат и ресурсов [1, 2, 3]. Принято считать, что результатами деятельности торгового предприятия являются товарооборот и прибыль. В последнее время одно из предложений направлено на то, чтобы результатом деятельности считать только прибыль, при этом товарооборот рассматривать как необходимое условие

достижения прибыли. На наш взгляд, такой подход не является экономическим.

Результаты деятельности предприятия могут относиться как к количественной категории, так и к качественной. С этой точки зрения именно товарооборот - это количественный показатель деятельности торгового предприятия. Сама категория прибыли - это уже качественный показатель, при этом соотношение прибыли и товарооборота даёт ещё один известный качественный показатель - рентабельность.

Рассмотрим методику сравнительной оценки эффективности деятельности небольшой торговой системы, в состав которой входит 5 предприятий.

В качестве показателей результатов деятельности возьмём прибыль от реализации и товарооборот. Причём, почему на первое место поставлена прибыль - для получения более устойчивого роста эффективности деятельности именно темпы роста прибыли должны опережать темпы роста товарооборота. Однако, в предлагаемой методике расчёты будут начинаться с товарооборота.

В качестве ресурсов будут использованы следующие показатели: торговая площадь предприятия, среднесписочная численность, средний остаток товаров в предприятии.

Методика может быть использована как по результатам за месяц, так и за квартал.

Можно сказать, что предлагаемая методика помогает оперативно оценить эффективность деятельности предприятий и выработать конкретные действия.

Таблица 1 - Исходные данные по товарообороту и ресурсам _за месяц по предприятиям_

№ предприятий Объем товарооборота, тыс. руб^ Тпрод.ц. Площадь торговая, 2 с м , Эт Среднесписочная численность Чср.спис работников, чел. Среднемесячный остаток товаров, тыс. руб., 3

1. 9920 185 18 6646

2. 10440 210 21 7900

3. 10140 190 20 6726

4. 10800 215 21 9000

5. 9780 160 16 5966

Итого 51080 960 96 36238

Товарооборот на единицу ресурса, тыс. руб. - 53,21 532,08 1,410

Рассчитаем среднюю ресурсоотдачу (товарооборот на единицу ресурса)

по каждому виду ресурсов.

П - 51080 б

По площади торговой: ^^ = 3,21 тыс.руб.

П й 51080 б

По среднесписочном численности: ——— = 532,08 тыс.руб.

51080 , „1Л

На среднемесячный остаток товаров: -= 1,410 тыс.руб.

36238

Полученные результаты внесем в таблицу 1.

Далее на основе средней ресурсоотдачи в целом по сети и фактических ресурсов каждого отдельно взятого предприятия определим показатели расчетного товарооборота по соответствующему ресурсу. Проведем расчеты на примере магазина №1. Расчетный товарооборот составляет: - по торговой площади: 53,21 х 185 = 9843,85 тыс.руб.

по среднесписочной численности: 532,08 х 18 = 9577,44 тыс.руб.

- по среднемесячному остатку товаров:

1,410 х 6646 = 9370,86 тыс.руб.

- в целом по ресурсам (по средней арифметической):

9843,85 + 9577,44 + 9370,86 00

------— = 9597,38 тыс.руб.

3

Аналогичные расчеты были проведены по другим предприятиям. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели расчетного товарооборота по предприятиям

Расчетный товарооборот в зависимости от использования, тыс.руб.

№ предприятий торговой площади, Трасч.8т среднесписочной численности работников, Трасч.Ч среднемесячного остатка това- ров,Трасч.З всех ресурсов, Т расч.рес.

1. 9843,85 9577,44 9370,86 9597,38

2. 11174,10 11173,68 11139,00 11162,26

3. 10109,90 10641,60 9483,66 10078,39

4. 11440,15 11173,68 12690,00 11767,94

5. 8513,60 8513,28 8412,06 8479,65

Итого 51081,60 51079,68 51095,58 51085,62

Раскроем экономический смысл показателя расчетного товарооборота. Он показывает возможный объем товарооборота каждого предприятия при условии равнонапряженного использования ресурсов, достигнутого в целом по сети.

Теперь сопоставим показатели фактического объема товарооборота и расчетного товарооборота по видам ресурсов по каждому предприятию. Этот показатель назовем коэффициентом напряженности (интенсивности) использования соответствующих ресурсов.

Расчеты также в качестве примера проведем по предприятию №1. - Коэффициенты напряженности:

9920

по торговой площади: -= 1,008

9843,83

й 9920 . 036 по среднесписочной численности: -= 1,036

9577,44 9920

по среднемесячному остатку товаров:

9370,86

1,059

й 9920 . 036

в целом исходя из средней величины ресурсов: -= 1,036

9597,38

Аналогичные расчеты были проведены и по другим предприятиям. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Коэффициенты напряженности (интенсивности) использования ресурсов по предприятиям

Коэффициенты напряженности использования ресурсов, коэфф.

№ предпри- торговой среднесписочной среднемесячного всех ресурсов, Кинт.рес

ятии площади, численности ра- остатка това-

Кинт.8т ботников, Кинт.Ч ров,Кинт з

1. 1,008 1,036 1,059 1,036

2. 0,934 0,934 0,937 0,935

3. 1,003 0,953 1,069 1,006

4. 0,944 0,967 0,851 0,918

5. 1,149 1,149 1,163 1,153

Итого 1,000 1,000 1,000 1,000

Фактически коэффициенты напряженности (интенсивности) отражают реальную объективную оценку сравнительной эффективности деятельности предприятий торговли с точки зрения определения напряженности использования введенных в расчеты ресурсов.

Если рассмотренная часть методики касалась товарооборота и интенсивности использования ресурсов, то необходимо оценить и полученную предприятиями прибыль от реализации и рентабельность прибыли от реализации с точки зрения интенсивности использования имеющихся у него ресурсов.

В таблице 4 представлена исходная информация для проведения такого анализа (графа 1 и графа 2).

Таблица 4 - Показатели прибыли от реализации, рентабельности и экономического эффекта по предприятиям

№ предприятий Прибыль от реализации, тыс .руб., Преал. Рентабельность прибыли от реализации, % Прибыль от реализации расчетная, тыс. руб. Отклонение прибыли от реализации фактической от расчетной, тыс.руб.

по фактическому товаро-оборо- расчетная, -^расч.. по фактическому товарообороту, Пре- по расчетному товарообороту, всего ЛПре ал. в т.ч. за счет

эффективного ис-пользова- прочих факторов

ту,^факт ал.расч.факт. Пре- ал.расч.расч. ния ресурсов ДПреал.эфф. ДПреал.пр очих

1 2 3 4 5 6=1-5 7=4-5 8=1-4

1. 420,6 4,24 4,11 407,7 394,5 26,1 13,2 12,9

2. 395,7 3,79 3,71 387,3 414,1 18,4 -26,8 8,4

3. 438,0 4,32 3,99 404,6 402,1 35,9 2,5 33,4

4. 389,9 3,61 3,64 393,1 428,4 38,5 -35,3 -3,2

5. 384,5 3,93 4,58 447,9 388,4 -3,9 59,5 -63,4

Итого 2028,7 3,97 3,97 2040,6 2027,5 1,2 13,1 -11,9

Расчетная рентабельность прибыли от реализации определяется путем умножения фактического уровня рентабельности прибыли от реализации в целом по сети (строка «итого» графа 2) на обобщающие коэффициенты напряженности (интенсивности) использования ресурсов каждого торгового предприятия (таблица 3, графа 4). Для предприятий:

№1 3,97% х 1,036 = 4,11%

№2 3,97% х 0,935 = 3,71%

№3 3,97% х 1,006 = 3,99%

№4 3,97% х 0,918 = 3,64%

№5 3,97% х 1,153 = 4,58%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты заносим в таблицу 4 (графа 3). Сумма расчетной прибыли от реализации определяется путем умножения показателей расчетной рентабельности прибыли от реализации (графа 3) на фактический (таблица 1, графа 1) или расчетный (таблица 2, графа 4) товарооборот по каждому предприятию.

Прибыль от реализации расчетная:

- по фактическому товарообороту по предприятиям:

№1: 4,11% х 9920 -100% = 407,7 тыс.руб.

№2: 3,71% х 10440 -100% = 387,3 тыс.руб.

№3: 3,99% х 10140 -100% = 404,6 тыс.руб.

№4: 3,64% х 10800 -100% = 393,1 тыс.руб.

№5: 4,58% х 9780 -100% = 447,9 тыс.руб.

в целом по сети: 407,7 + 387,3 + 404,6 + 393,1 + 447,9 = 2040,6 тыс.руб.

- по расчетному товарообороту по предприятиям

№1: 4,11% х 9597,38 - 100% = 394,5 тыс.руб.

№2: 3,71% х 11162,26 -100% = 414,1 тыс.руб.

№3: 3,99% х 10078,39 -100% = 402,1тыс.руб.

№4: 3,64% х 11767,94 -100% = 428,4 тыс.руб.

№5: 4,58% х 8479,65 - 100% = 388,4 тыс.руб.

в целом по сети: 394,5 + 414,1 + 402,1 + 428,4 + 388,4 = 2027,5 тыс.руб.

Полученные результаты заносим в таблицу 4 (графа 4 и графа 5). Для определения экономического эффекта через показатель прибыли от реализации по каждому торговому предприятию необходимо сопоставить:

- отклонение прибыли от реализации фактической (графа 1) от расчетной (графа 5);

- отклонение расчетной прибыли от реализации по фактическому товарообороту (графа 4) от расчетной прибыли от реализации по расчетному товарообороту (графа 5);

- отклонение прибыли от реализации фактической (графа 1) от прибыли от реализации расчетной по фактическому товарообороту (графа 4).

Для примера проведем расчеты по предприятию №1:

- общее отклонение прибыли от реализации фактической от расчетной: 420,6 - 394,5 = 26,1 тыс.руб.

- отклонение расчетной прибыли от реализации по фактическому товарообороту от расчетной прибыли от реализации по расчетному товарообороту: 407,7 -394,5 = 13,2тыс.руб.

- отклонение прибыли от реализации фактической от прибыли от реализации расчетной по фактическому товарообороту: 420,6- 407,7=12,9 тыс.руб.

Аналогичные расчеты проведены по всем торговым предприятиям и в целом по сети и занесены в таблицу 4 (графы 6,7,8).

Экономический смысл показателей эффективности следующий: положительные отклонения прибыли от реализации свидетельствуют об эффективности использования ресурсов торговым предприятием (графа 7) и прочих источников формирования прибыли от реализации (графа 8), а отрицательные - об имеющихся резервах увеличения как абсолютной суммы прибыли от реализации, так и рентабельности.

Предложенная методика позволяет дать оценку эффективности деятельности каждого предприятия отдельно, сравнить показатели в рамках торговой сети, оценить эффект от использования ресурсов предприятия и на основе полученных результатов выработать программу конкретных тактических действий с целью исправления выявленных недостатков.

Список литературы

1. Ильина О.В. Управление экономическими ресурсами розничного торгового предприятия// Экономика и управление.2007.№3.С.88-93.

2. Соломатин А.Н. Комплексная оценка эффективности деятельности торгового предприятия//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2013.№12. С.36-41.

3. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учебник для вузов. / Под общ. ред. А.Н.Соломатина СПб.: Питер, 2009. С. 519-553.

4. Соломатин А.Н. Регулирование розничных цен на товары народного потребления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 36-41.

5. Соломатин А.Н., Жугайло Г.Ю. Управление товарооборотом розничного торгового предприятия в современных условиях. СПб. Изд-во С.-Петерб. торгово-экон. ин-та (СПбТЭИ). 2005. 83 с.

6. Соломатин А.Н., Морева С.А. Розничные цены на продукты питания в Российской Федерации: динамика и структура //Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240-1) c.87-93.

Mikhailova Galina Vitalievna

Аssociateprofessor (e-mail: [email protected])

Solomatin Alexander Nikolaevich

Professor, Candidate of Economic Sciences

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg.

METHODOLOGY FOR COMPARATIVE EFFECTIVENESS ASSESSMENT OF TRADE ENTERPRISES WITHIN THE TRADE CHAIN

Abstract. The analysis of current trends in organization structure in trade led toan important conclusion about the origin of trade chains, which include small enterprises. Various methods of effectiveness assessment of trade enterprises are analyzed, and the conclusion is drawn about the necessity of development, in particular, for small enterprises composing chains. The methodology for assessing comparative effectiveness of enterprises within the trade chain forms the result of the research.

Key words: commercial enterprise, trade chain, methodology/methods, efficiency, turnover, profit.

УДК 339.1

МЕСТО И РОЛЬ ТОРГОВЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Соломатин Александр Николаевич, к.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Морева Светлана Алексеевна, магистр (e-mail: [email protected])

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В данной статье анализируется место и роль торговли в создании валовой добавленной стоимости РФ, динамика объема товарооборота отдельных сегментов торговой отрасли, тенденции развития количества торговых предприятий и численности работников, выявляются положительные и негативные моменты развития торговли.

Ключевые слова: торговля; предприятия; товарооборот; численность; торговая площадь; торговые сети.

Торговля является одной из основных отраслей хозяйствования, от состояния и развития которой зависит экономический потенциал страны и уровень жизни населения.

В торговой отрасли создается значительная часть валовой добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.