МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
М.В. Кузнецова, канд. филос. наук, доцент
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Россия, г. Магнитогорск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10021
Аннотация. Адекватно оценить эффективность деятельности предприятия невозможно без учета специфики деятельности организации. В статье рассматриваются методические аспекты оценки эффективности торговых организаций. Приводятся и анализируются частные и комплексные показатели, которые будут полезны собственникам предприятий торговли и их управляющим. Расчёт показателей базируется на ресурсном подходе, который позволяет оценить их отдачу.
Ключевые слова: торговая организация, эффективность, ресурсы, комплексный показатель.
Для дальнейшего продвижения организации на рынке необходимо регулярно отслеживать эффективность его финансово-хозяйственной деятельности. Эффективность, представляя собой взаимосвязь между затратами и результатами, является, вместе с тем, итоговым, синтетическим, качественным и обобщающим показателем экономического развития организации, производства, отрасли, региона или страны в целом [1]. Методика этого анализа, а также конкретные его инструменты зависят о той сферы деятельности, в которой функционирует конкретная организация. Универсальная методика оценки организации не в состоянии отразить специфику и различия между производственными предприятиями, организациями торговли и фирмами, оказывающие услуги.
Эффективное функционирование предприятий торговли является одним из источников достижения устойчивого социально-экономического развития, необходимым условием жизнеобеспечения населения и повышения качества жизни. Постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, индивидуализация потребительского спроса обусловливают важность создания эффективного механизма оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий. Тем самым становится практически востребованным исследование вопросов оценки эф-
фективности коммерческой деятельности предприятий розничной торговли [2].
Основной задачей оценки работы торговой фирмы считается определение жизнеспособности фирмы и потенциала ее последующего развития на базе всестороннего анализа. Последний, необходимо проводить с помощью комплексной системы показателей. В связи с этим вопросы формирования данной системы показателей торговой фирмы получают особенную значимость.
Вопросы методологии оценки эффективности работы предприятия в целом и оценки эффективности работы компаний торговли в частности относятся к тем направлениям научных изысканий, которые довольно обширно освещены в работах экономистов [3]. Обзор экономической литературы по проблемам результативности работы компаний торговли выявил, что показатели эффективности представлены довольно широко в разрезе отдельных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых. Т.к. основная масса критериев эффективности выстроена на базе ресурсного подхода, т.е. отсутствует обобщенная система показателей эффективности, то это приводит к невозможности всеобъемлющей оценки эффективности деятельности фирмы.
Оценка эффективности работы торговых организаций выполняется на основе определенных принципов. В частности, к
ним можно отнести следующие: системность, комплексность, достоверность, объективность, релевантность, научность, оперативность, сопоставимость, принцип адекватности и т.д.
Системная оценка работы предприятия может производиться с позиций следующих заинтересованных субъектов: менеджмента фирмы, собственников, партнеров, кредиторов и поставщиков; налоговых и таможенных служб; покупателей. Например, в группу показателей, отражающих интересы потребителей продукции, входят объем товарооборота; товарная структура товарооборота; качество обслуживания; уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги [4]. В группу показателей заинтересующих налоговые органы - система налогообложения, уровень налогообложения, уровень собираемости налогов.
Рассмотренная в данной работе система показателей будет интересна в первую очередь менеджменту компании и ее собственникам, поскольку отражает отдачу вложенных средств, ресурсов и усилий, а также позволяет оценить динамику развития организации.
В таблице 1 сведены показатели эффективности использования ресурсов организации. Общие показатели могут быть рассчитаны для предприятий всех организационно-правовых форм и сфер деятельности (за исключением финансово-кредитных организаций, которые характеризуются другими показателями, учитывающими их особенности). Оценка деятельности торговых организаций должна быть расширена и дополнена специфическими показателями эффективности использования ресурсов, которые учитывают отдельные аспекты их работы.
Таблица 1. Общие и специфические показатели эффективности деятельности предприятий торговли_
Ресурсы Общие показатели Специфические показатели торговых организаций
Трудовые ресурсы - Производительность труда - Прибыль на 1 работника - Прибыль на 1 руб. расходов на оплату труда - Товарооборот на 1 руб. расходов на оплату труда - Коэффициент трудоемкости (среднесписочная численность работников по отношению к розничному товарообороту)
Основные фонды - Фондоотдача - Фондоемкость - Фондорентабельность - Фондовооруженность - Товарооборот на 1м2 общей (торговой) площади - Прибыль на 1м2 общей (торговой) площади
Оборотные средства - Коэффициент оборачиваемости оборотых средств - Длительность 1 оборота оборотных средств - Коэффициент оборачиваемости товарных запасов - Длительность 1 оборота товарных запасов
Финансовые ресурсы - Рентабельность - Коэффициент эффективности капиталовложений - Срок окупаемости капитальных вложений - Уровень издержек обращения в общем объеме розничного товарооборота - Затратоотдача (розничный товарооборот в расчете на 1 руб. текущих затрат)
В целях проведения полноценного анализа оценки эффективности конкретного торгового предприятия необходимо сочетать использование системы показателей оценки эффективности использования отдельных ресурсов с расчетом комплексных
показателей [5]. Система комплексных показателей представлена ниже:
1. Показатель эффективности использования торгового потенциала фирмы (Эитп):
„ __РТОб
ФЗП + (06С+0Ф)ХКприВед'
(l)
где Р ТО б - розничный товарооборот торговой фирмы;
Ф 3 П - фонд заработной платы;
- среднегодовая стоимость оборотных средств;
- среднегодовая стоимость оборотных средств.
КПривед - нормативный коэффициент, равный 0,12
Рассматриваемый показатель позволяет сопоставить имеющиеся у него ресурсы с главным конечным итогом работы - розничным товарооборотом. Высокая значимость этого показателя обусловлена тем, что отражает главную функцию торговой фирмы - обеспечение потребностей населения в товарах.
2. Показатель эффективности финансовой деятельности ( Э фд):
э __ВП_
ФД = Ф3П + (ОбС+ОФ) X Кпривед'
(2)
где - величина валовой прибыли.
С помощью этого показателя возможно определить, при каких объемах ресурсов достигнут экономический результат работы торговой фирмы.
3. Показатель оценки трудовой деятельности ( Э тд):
^ _ РТО _ РТО ТД = С СЧ X С 3 П = ФОТ'
(3)
где - среднесписочная числен-
ность персонала;
- средняя заработная плата одного работника;
Ф О Т - фонд оплаты труда.
Этот показатель характеризует прирост производительности труда на 1 руб. увеличения средней заработной платы.
4. На основании 3-х рассчитанных характеристик может быть исчислен интегральный показатель хозяйственной деятельности (/Э хд):
^ЭХД = // Э И С П Х Э ФД Х Э ТД (4)
Этот показатель необходимо анализировать в динамике [6], рассчитывая темп роста (77ЭХд) и по полученным результатам делать выводы о повышении или же
снижении эффективности всей хозяйственной работы торгового компании.
7/ЭХД = — X 1 0 0 % , (5)
I эхд о
где - индекс эффективности хо-
зяйственной деятельности в отчетном (базисном) периоде.
5. Показатель темпа роста интенсивности развития торгового предприятия
(ТИ НТ).
гр _ тптхтробсхтфр . .
инт х .. т .. т 5 \ /
1фОТх 'ОбсХ 'ОФ
где - темп роста производитель-
ности труда;
ТОО б с - темп роста коэффициента оборачиваемости оборотных средств
- темп роста фондоотдачи;
- темп роста фонда оплаты труда;
- темп роста среднегодовой стоимости оборотных средств;
- темп роста среднегодовой стоимости основных фондов.
Показатель отражает во сколько раз рост показателей эффективности использования ресурсов больше темпов роста стоимости этих ресурсов.
6. Показатель темпа экономического роста предприятия (Тэр).
В п р о цессе проведения всеохватывающего финансового анализа нужно выучить темпы экономического роста фирмы ( Тэр).
Тэр = л/ Т П Т Х ТО о б С Х ТФ О Х Т3 О Х ТУР ' (7)
где Т3 о - темп роста затратоотдачи;
ТУР - темп роста уровня рентабельности.
Основной целью проведения оценки повышения эффективной торговой деятельности фирмы является выявление возможных направлений дальнейшего развития, выявленного по итогам всеобъемлющего анализа финансово-хозяйственной деятельности. Данный анализ необходимо проводить с помощью системы различных коэффициентов и показателей, способные в полном объёме предоставить информацию о состоянии и развитии рассматриваемого объекта. Ана-
литическая информация по показателям дач оценки является также изучение эко-деятельности предназначена для выявле- номической рациональности и эффектив-ния, анализа, уточнения резервов роста ности распределения и использования прибыли, повышения уровня рентабельно- прибыли [6].
сти при выраженном улучшении качества Комплексный подход к выявлению ко-
обслуживания покупателей. В результате нечных результатов деятельности анализа проходят полную проверку сте- торговой фирмы позволяет наиболее пол-пень следования плановых показателей по но оценить результаты деятельности товарообороту, доходам, затратам, изуча- коммерческой компании в целом и оце-ют их динамику развития за определённые нить эффективность деятельности, а также периоды, выявляется влияние факторов на помогает принять грамотное, адекватное и финансовые итоги деятельности компа- необходимое для предприятия в данный нии, определяются резервы их роста, осо- момент, управленческое решение. бенно прогнозные. Одной из основных за-
Библиографический список
1. Коваль, А.М. Анализ эффективности деятельности торговой организации / А.М. Коваль // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 6-1. - С. 135-139.
2. Хорькова, Н.П. Особенности оценки экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли / Н.П. Хорькова // Ростовский научный журнал. - 2016. -№ 12. - С. 167-175.
3. Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства : учебник / Д.С. Моляков. - М.: ФиС, 2014. - 524 с.
4. Майорова Е.А. К вопросу о социальной эффективности торговли // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-4. - С. 718-718;
5. Каплан, Р., Нортон, Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности - гарантия конкурентного преимущества: учебное пособие / О. Каплан, Д. Нортон. - М.: Олимп-бизнес, 2013. - 368 с.
6. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для торговых вузов / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2016. - 386 с.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF ACTIVITY
OF TRADE ORGANIZATION
M.V. Kuznetsova, candidate of philosophy sciences, associate professor Nosov Magnitogorsk state technical university (Russia, Magnitogorsk)
Abstract. It is impossible to adequately assess the effectiveness of the enterprise without taking into account the specifics of the organization. The article deals with the methodological aspects of evaluating the effectiveness of trade organizations. Private and complex indicators that will be useful to owners of trade enterprises and their managers are given and analyzed. The calculation of indicators is based on the resource approach, which allows assessing their impact.
Keywords: trade organization, efficiency, resources, complex indicator.