Методика оценки сформированности иноязычной предметной медиатехнологической компетенции на основе медиатехнологий
Кузнецова Ольга Витальевна
аспирант кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, [email protected]
Данная статья посвящена поиску решения проблемы качественной иноязычной подготовки будущих авиаспециалистов в рамках современных ФГОС3+. Автором предлагается внедрение в процесс обучения новой компетенции- иноязычной предметной медиатехнологической компетенции. Оценка сформи-рованности данной компетенции рассматривается через систему предметно-языкового интегрированного обучения. Рассматривается структура иноязычной предметной медиатехно-логической компетенции. Автор приходит к выводу о том, что данная компетенция, её оценка сформированности должна рассматриваться в рамках современного компетентностного подхода с применением современных медиатехнологий. Ключевые слова: иноязычная предметная медиатехнологиче-ская компетенция; компетентностный подход; формы контроля; медиатехнологии; лингвистическая компетенция; профессиональная компетенция.
Актуальность. Основная цель современного профессионального образования - это повышение качества образования. В рамках решения этой проблемы подготовка выпускников вузов нацелена на получение образовательных результатов, увязанных не только с суммой полученных знаний и умений, но и со способностью « применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». [1, с.70].
Выпускники вузов должны соответствовать мировым стандартам, быть высококвалифицированными специалистами, конкурентоспособными на рынке труда, быть готовыми к профессиональному росту, обладать профессиональной мобильностью и ориентироваться в смежных областях. Российское ВПО на базе компетентностного подхода и реализации государственных образовательных стандартов нового поколения выдвигает новые требования ко всем составляющим образовательного процесса, условиям обучения, самообучению и самообразованию, результатам образования. Контрольно-оценочная деятельность преподавателя - это необходимое условие управления качеством образования.
Цель. Решение проблем иноязычной подготовки будущих авиаспециалистов в компетентностной парадигме требует по-новому взглянуть на процесс обучения иностранному языку. Опираясь на точку зрения Бельтюковой Н.П., в настоящее время есть основание говорить не только о тех компетенциях, которые являются основой профессионального мастерства будущих выпускников авиационного вуза, но и о совершенно новых компетенциях, которыми необходимо овладеть, которые будут характеризовать человека будущего [2].
Таким образом перед нами встает ряд следующих задач: дать определение иноязычной предметной медиатехнологической компетенции (ИПМК) и ее компонентов, дать определение процесса формирования ИПМК, определить компоненты оценки сформированности компетенции, рассмотреть понятие «контроль» на основе различных подходов исследователей, обосновать роль медиатехнологий в процессе оценки сформированности ИПМК, дать критерии оценки уровня сформированности иноязычной предметной меди-атехнологической компетенции.
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
сч
СП
01 г
Изложение и обсуждение основных результатов. В заявленной цели в СПб ГУГА иноязычная и профессиональная подготовка авиаспециалистов реализуется через систему ПЯИО (предметно - языкового интегрированного обучения) на основе медиатехнологий, формирующую иноязычную предметную медиатехнологическую компетенцию (ИПМК). Структурно её можно представить в виде совокупности следующих основных компетенций, каждая из которых имеет многокомпонентный состав, представляя собой комплекс знаний, навыков и умений в этой области:
1. Языковая/лингвистическая компетенция -эта компетенция связана с изучением и использованием иностранного языка.
2. Предметная/профессиональная компетенция, связанная с изучением профессиональных дисциплин и умением применять полученные знания для решения профессиональных задач.
3. Медиатехнологическая/информационная компетенция- эта компетенция выражается в умении и навыках работать с различными информационными системами.
Таим образом, под формированием ИПМК мы понимаем интегрированный процесс научения/овладения знаниями, умениями, навыками учебной дисциплины ААЯ и специальных авиационных дисциплин, и общедеятельностными и профессиональными умениями и способностями в компетентностной модели педагогического процесса и методических приемов обучения, основанных на ПЯИО с применением медиатехнологий.
Следовательно, в данном случае, целесообразно говорить об интегрированной оценке результатов обучения, т.е. таких умений, которыми обучаемые овладели на основе междисциплинарных связей между последовательно и параллельно изучаемыми дисциплинами.
Как отмечает Попова Н.В.: «Проблема оценивания сформированности компетенций стоит особенно остро. Задача осложняется тем, что практически все компетенции, сформированность которых нам предстоит проверять, формируются несколькими дисциплинами направления подготовки» [3]. Далее автор отмечает, что к проверке сформированности знаний, умений, навыков по конкретным дисциплинам добавилась проверка сформированности личных качеств обучающихся, т.к. они дополняют обычные ЗУН в компетентност-ном формате.
Таким образом, как утверждает Ефремова Н.Ф., для оценки результатов сформированности компетенции «оценочные средства и оценочные процедуры должны быть структурированы и по предметному, и по деятельностно-компетентностному принципам» [4, с.17]. Обзор педагогической литературы [5; 6; 7; 8; 9; 10] по исследуемой проблеме показал, что все исследователи сходятся на точке зрения, что компетенция - это интегрированное качество, включающее «знаниевую» и «деятель-ностную» составляющие. Такое единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности служит ме-
тодологической основой для отбора диагностического инструментария оценки сформированности компетенции и динамики её формирования. Однако необходимо подчеркнуть, что традиционная, «знаниевая» система оценивания не дает возможности оценить практическую, «деятельностную» компоненту компетенции, степень её сформированности, и также такая система не дает возможности реализовать эффективный контроль достижения студентов. Таким образом, нам представляется логичным считать компонентами оценки сформированности компетенций следующие составляющие:
1. знания, умения, навыки всех дисциплин, формирующих компетенцию;
2. междисциплинарные ракурсы компетенции (оценка качества последовательного или параллельного изучения дисциплин, лежащих в основе компетенций);
3. уровни сформированности: базовый, средний, максимальный (продвинутый);
4. личностные качества обучаемых.
Итак, опираясь на сказанное, можно сделать вывод что решение задачи оценивания компетенций идет в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Оценка обученности будущих авиаспециалистов приобретает особую актуальность, так как, являясь компонентом учебного процесса, отражая в себе все основные закономерности и характеристики этого процесса, контроль формирует умение контролировать свою деятельность и находить способы предупреждения ошибок. Это является залогом успешной профессиональной деятельности выпускников авиационного вуза.
Рассмотрим определение понятия «контроль». Понятие «контроль» рассматривается исследователями с разных точек зрения. В психолого-педагогической литературе контроль часто отображается такими понятиями, как "проверка", "оценка". Например, Гальскова Н. Д. под контролем понимает «... выявление и оценку результатов учебной деятельности учащихся».[11, с.303]. Ряд исследователей понимают контроль как функцию руководства и управления учебной деятельностью учащихся, реализацией их творческих способностей. По определению Белякина А.М.: «Контроль -органическая, неотъемлемая часть процесса обучения» [12, с.6]. Приведенные выше мнения авторов подтверждают точку зрения о том, что главная задача оценки сформированности компетенции -контрольно-оценочная деятельность учебного процесса и результатов обучения, функциональных характеристик, которые определяют уровень и содержание подготовки выпускника вуза, его количественные и качественные показатели. Необходимо отметить, что реализация задачи оценки сформированности компетенции должна вестись с одной стороны с использованием компетентност-ного подхода в области методики и применением медиатехнологий как носителей образовательного пространства и фактическим механизмом реали-
зации социального заказа. Рассмотрим взаимосвязь применения медиатехнологий и оценки сформированности компетенций. Современные медиатехнологии обладают колоссальным образовательным ресурсом, на их базе происходит обогащение традиционных технических средств обучения и контроля. В связи с этим логичным представляется необходимость решения преподавателями медиатехнологических аспектов контроля учебного процесса: переработка курса обучения с целью моделирования оценочных средств при помощи медиатехнологий и как, в каком виде, в каком соотношении представить оценочные средства, реализованные с помощью медиатехно-логий.
Решение этих вопросов позволит реализовать всю систему оценки контроля процесса обучения на серьезной медиатехнологической основе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ме-диатехнологии не просто помогают реализации комплексной системы контроля результатов обучения, но и влияют на эту систему, качественно изменяя её. По сути дела, медиатехнологии позволяют перейти от контроля к мониторингу. Анализ педагогической литературы по вопросам контроля ЗУН и компетентностных умений позволяет рассматривать в оценке сформированности компетенций традиционные оценочные средства, где доминирует дисциплинарный подход, и инновационные, которые служат оценкой общедеятель-ностных и профессиональных умений и способностей.
К традиционным формам контроля можно отнести стандартизированные тесты, тесты-опросники диагностики личностных свойств, методики «субъективного шкалирования и самооценки», предусматривающие экспертную проверку; к современным : наблюдение, контент-анализ документов, анкетирование, беседа, тестирование (компетент-ностно -ориентированное), контрольные и курсовые работы, анализ, активно-игровые диагностические методики и технологии (деловая игра и др.), проективные диагностические методики и др.[4, с.226]. Современные формы контроля призваны оценивать личностные качества обучающихся в условиях действия и высокой мотивации достижения результатов обучения и саморазвития.
Вопросы формирования компетенций требуют обязательной диагностики уровня сформирован-ности компетенций, которые представляют собой «степень полноты проявления всех компонентов компетенции» [13]. Схожий подход представлен в работах Поповой Н. В. Согласно мнению автора, «...сложность создания проверочного инструментария заключается и в том, что оценочные средства должны учитывать три уровня сформированности компетенций: базовый, средний и максимальный, или продвинутый» [3]. Для четкого представления методики оценки уровня сформированности компетенции необходимо осветить вопрос о компонентном составе компетенций.
Анализ современных исследований, обращающихся к структуре содержания компетенций пока-
зал, что данная проблема активно изучается отечественными учеными. Вполне оправданной в данном случае является точка зрения Шкериной Л. В., в которой структура содержания любой компетенции с целью повышения дидактического потенциала теоретической подготовки студентов в формировании компетенций представлена тремя следующими компонентами: когнитивным, деятель-ностным и рефлективным, которые в каждой компетенции рассматриваются в полном единстве, взаимосвязанности и взаимообусловленности [14].
Когнитивный компонент содержания компетенции включает в себя весь комплекс знаний ПЯИО с применением медиатехнологий, которые студенты освоили в процессе их изучения.
Деятельностный компонент содержания компетенции показывает все виды деятельности студентов по выполнению всех задач по профилю подготовки каждого модуля учебного курса: самостоятельная работа студентов с решением задач с проблемной фабулой, междисциплинарная и профессиональная направленностью задач (задачи из сферы будущей профессиональной деятельности), медиатехнологические формы предметного и профессионального обучения.
Рефлективный компонент содержания компетенции представляет собой процесс формирования рефлективной деятельности студентов, умений самоанализа и самооценки, ценностного отношения к результатам обучения.
Таким образом, отражение полноты проявления данных компонентов ИПМК является способом определения уровня сформированности компетенции. Такой способ может выражаться количественной или качественной, балльной или словесной (экспертной) оценкой.
В педагогической литературе выделяется общий и наиболее существенный подход к уровням сфор-мированности компетенций: базовый (низкий), средний и максимальный, или продвинутый. Динамика развития компетенции позволяет отобрать диагностический инструментарий для отслеживания динамики формирования компетенций.
В СПБ ГУГА на кафедре языковой подготовки в проводимых исследованиях по формированию ИПМК в компетентностной модели педагогического процесса и методических приемов обучения, основанных на ПЯИО с применением медиатехнологий формы контроля соответствуют поставленным целям: формирование ПК-26, ПК-8, ОК-44, ОК-6 (по ФГОС ВО 3+), формирование заявленной ИМПК. Контроль качества результата обучения, т.е. сформированности ИПМК, состоит из трех взаимозависимых составных частей: измерение компетенции, оценка компетенции, описание инструментов измерения и оценки. В соответствии с ФГОС 3+ разработаны типовые задания, контрольные работы, тесты и методики контроля, которые позволяют оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций на разных стадиях освоения образовательной программы. В соответствии с этим рассмотрим вопрос измерения компетенции.
о о и и т
г
т
О
т э
т
й А
X £ т О
х
0
т О
01
и
А
ы о
и А
X X т
о
сч en
SI
Z
Балльно-рейтинговую систему оценки учебных достижений относят к инновационному подходу, согласно которой оценка знаний, умений, навыков и уровня сформированной компетенции проводится в два этапа: текущий контроль и промежуточная аттестация.
Текущий контроль проводится для оценки сформированности компетенции по одной определенной теме. В исследуемой модели формирования ИМПК текущий контроль осуществляется как оценка текущей учебной деятельности: посещаемость, активность на занятиях, подготовка докладов, сообщений и домашней работы в виде метода проектов, деловой игры, круглого стола и как итог изучения ключевых тем и модулей в виде тестового компетентносто-ориентированного оценочного задания. Исследователь Берсенева О. В. разделяет их на три вида: предметные (задания исследовательского типа), квазипрофессиональные (задания с моделированием ситуаций будущей профессиональной деятельности), учебно-профессиональные (задачи на поиск выхода и достижение цели) [13].
На промежуточной аттестации осуществляется проверка освоения дисциплины целиком и степени сформированности компетенции.
В соответствии с этим разработаны компетент-ностно-ориентированные тесты, т.е. тесты, оценивающие способности студентов применять полученные теоретические знания и практические навыки в нестандартных ситуациях. В тестах осуществляется постановка проблемных задач и ситуаций, они не имеют готовых ответов и оцениваются «живыми» экспертами, входящими в экспертную группу. Экспертная группа состоит из преподавателя иностранного языка и старшины группы.
Опираясь на работы Сидоровой И.В., Бушмаки-ной Н.С. и др., в оценке сформированности ИПМК оценочные тестовые задания, соответствующие поставленной цели подразделяются нами на:
1.Простые тестовые задания с выбором правильного ответа (один правильный ответ; несколько правильных ответов; установления соответствия и правильной последовательности).
2.Ситуационные профессионально -ориентированные тестовые задания без готового правильного ответа (самому составить правильный ответ; установить правильную последовательность действий, профессиональных приемов, терминов и т.д.)
3.Интерактивные практические задания [9]; [15 с.71].
В процессе оценивания сформированности компетенций используются как индивидуальные оценки, так и групповые взаимооценки. Это рецензии на работы студентов их сокурсниками, оппонирование студентами проектов, исследовательских работ; экспертные оценки.
Для аттестации используется сумма баллов, полученная на всех этапах контроля. Максимальная сумма баллов, которую может набрать студент, выполнив все задания текущего контроля и
промежуточной аттестации составляет 100 баллов. Данная система применяется для оценки уровня сформированности компетенции в соответствии с установленным количеством баллов: -базовый уровень: 0-69 баллов; -средний уровень: 70-89 баллов; -максимальный (продвинутый) уровень: 90-100 баллов.
Таким образом, отражение полноты проявления данных компонентов ИПМК является способом определения уровня сформированности компетенции. Такой способ может выражаться количественной или качественной, балльной или словесной (экспертной) оценкой. Экспертная оценка уровней сформированности выражается следующим образом:
Базовый уровень - обучающийся, используя ранее полученные знания понимает проблему правильно и применяет знания для её решения.
Средний уровень - обучающийся показывает основные характеристики комплексной проблемы, т.е. анализирует её, принимает несколько путей решения, синтезируя полученные данные о проблеме, выдвигая стратегию создания возможности для решения проблем.
Максимальный (продвинутый) - обучающийся должен показать, что способен определять результаты, к которым он стремится и способен к рефлексивной и коррекционной деятельности (способен достичь результатов надлежащего качества в решении проблемы).
Данный критериальный аппарат позволяет дать оценку результатам деятельности и личностного отношения к ней обучающихся, и выделить уровни сформированности. Заключение
Таким образом, для организации и проведения оценивания сформированности компетенции как образовательного результата в процессе экспериментального исследования используются следующие научные методы: анкетирование (выявление личных предпочтений студентов в процессе обучения иностранному языку); анализ результатов учебной деятельности студентов (модульно-рейтинговое обучение - накопительный рейтинговый балл и языковой портфель как форма контроля достижений студентов, адекватная компе-тентностному подходу); педагогическое тестирование.
Решению задачи повышения качества иноязычной коммуникативной подготовки подчинен процесс формирования иноязычной предметной медиатехнологической компетенции.
Как показали опрос и наблюдение, слабым звеном студентов является иноязычная коммуникативная подготовка. Проведенное анкетирование на выявление отношения студентов к применению медиатехнологий в процессе иноязычного обучения показало большую заинтересованность студентов в применении медиатехнологий в учебном процессе: 50,6% опрошенных высказались за то, что объем контента изучаемой дисциплины на основе медиатехнологий должен составлять 30%,
43,4% студентов высказались за 40% объём и только 6% - за 20%.
Педагогическое обеспечение реализует специально организованные условия формирования компетенции - медиатехнологическую интерактивную образовательную среду на базе электронного учебного курса по организации самостоятельной работы студентов.
Планирование результатов обучения, освоения каждого этапа происходит в формате ИПМК, т.е. по пути перехода к будущей профессиональной деятельности через аудиторные занятия, интерактивные методы обучения, квазипрофессиональную деятельность, текущий, промежуточный и итоговый контроль уровней сформированности ИПМК (компьютерные тесты и экспертные оценки). Для достижения поставленной цели- оценки сформированности компетенции проводился текущий, промежуточный, итоговый контроли. Опрос проводился по билетам, с включенными в них тестами на проверку «знаниевой» и «деятельностной» составляющих. Тесты для проверки теоретического материала включали задания открытой и закрытой формы с множественным выбором ответа или задания на соответствие:
Replace the italicized words or word-combinations with a synonym from the box (10 points)
flight gate
airline aircraft
fleet safety
service passenger
1) A total of 559 jet flying machines were delivered, (not including four 757/C-32A flying machines for the U.S. Government), compared with 374 in the full year of 1997.
2) Boeing will continue to provide the outstanding customer assistance support for the 717s operating at carriers worldwide.
3) Older airplanes have to meet stringent without risk requirements.
4) British Airways launched its 787 long-haul service with an air trip from London to Toronto.
5) No doubt a lot of the buzz is going to be about the windows when travelling people start flying in the 787 Dreamliner.
Match words on the left with their equivalents on the right
1) attempt a) высота
2) wing b) наверху
3) flight c) корпус
4) pilot d) пункт назначения
5) aloft e) крыло
6) balloon f) воздушное судно
7) altitude g) пропеллер
8) destination h) расширение
9) airship i) полет, рейс
10) propeller i) пилот
11) framework k) воздушный шар, аэростат
12) extension l) попытка
заданиями на составление монологического высказывания по программной тематике. Работа проверяется на аудиторном занятии в режиме презентации с дальнейшим обсуждением. Экспертная оценка уровней сформированности компетенции определялись экспертной группой.
Таблица 1
Результативность обучения студентов 3, 4 курсов специальности 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», специализация «(Организация технического обслуживания и ремонта воздушных
N. Уровень Оценочные. средства Базовый уровень 0-69 баллов (%) Средний уровень 70-89 баллов (%) Максимальный(продвинутый) 90-100 баллов (%)
БРС, тестирование, Интерактивные задания, экспертная оценка 9.2 42 48.8
Контроль выполнения данного вида осуществлялся на практических занятиях. Умения применять полученные знания на практике проверяются
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что оценка сформированности компетенций происходит на основании принципов, которые отражают «знаниевую» и «деятельностную» составляющие учебного процесса:
- целеустремленное взаимодействие субъектов образования;
- использование инновационных технологий обучения;
- модульность подачи учебного материала;
- рефлексивное поведение обучающихся и преподавателей;
-акцентирование организации учебного процесса на самостоятельной работе студентов и ответственности при получении образования;
-взаимосвязь и реализация вышепредставлен-ных принципов с применением современных информационных систем и медиатехнологий.
Личностные качества студентов также являются показателем сформированности компетенций: способность к самостоятельному принятию решений, ответственность, мобильность (умение адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах), уверенность в себе, толерантность, умение сотрудничать, креативность, созидательность.
Результатом сформированности компетенций выпускников является их способность к самообразованию, готовность к овладеванию инновационными технологиями и понимание дальнейшего их использования, умение принимать самостоятельные решения, навыки работы в команде, адаптируемость к изменяющимся социальным и профессиональным условиям.
Литература
1. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Высшего Профессионального Образования: законодательно-правовая база проектирования и реализации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС Высшей школы, 2009. - 170 С.
о о и и m S m
О m э m Ь А
S £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X
s m
2. Бельтюкова Н. П. Формирование профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у экономистов-бакалавров // Язык и культура. 2012. №2 (18).
3. Попова Н. В. Ключевые темы актуальной образовательной политики и практики // Высшее образование в России. 2017. №10.
4. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание/ Н. Ф. Ефремова.- Москва, Национальное образование, 2012.416 C.
5. Гитман М. Б / Гитман М. Б. и др./Оценка уровня сформированности компетенций выпускника вуза // Открытое образование. 2014. №1.
6. Качкин К. В / Качкин К. В. и др. / Опыт разработки и использования квалиметрии для диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов-провизоров // Journal of Siberian Medical Sciences. 2015. №5.
7. Садон Е. В., Якимова З. В. /Подходы к измеримости компетенций как предмета контроля результатов обучения // Территория новых возможностей. 2012. №5.
8. Тигина М.С. Модель оценки уровня сформированности компетенций // Вестник МГУП. 2015. №2
9. Сидорова И. В., Желонкина Е. А. / Разработка оценочных средств, определяющих уровень сформированности компетенций у обучающихся в ходе текущей и промежуточной аттестации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №1 (64).
10.Медведева Т. Ю., Кривоногова А. С. / Требования к оцениванию результатов подготовки обучающихся вуза в условиях компетентностного подхода в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Вестник Минского университета. 2016. №4 (17).
11.Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 350 C.
12.Белякин А.М. Дидактические условия оптимизации контроля и самоконтроля в учебной деятельности студентов с применением ЭВМ: Дисс...канд.пед.наук.- Казань, 1984.- 213 C.
13.Берсенева В. К. Критериальная модель и уровни сформированности исследовательских компетенций будущих учителей математики // Вестник евразийской науки. 2015. №5 (30).
14.Шкерина Л. В., Шкерина Т. А. / Новые дидактические принципы теоретической подготовки студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №3 (41).
15.Бушмакина Н.С. Проектирование многоуровневых оценочных средств для диагностики качества инженерно-графической подготовки студентов в техническом вузе (на примере направления подготовки «строительство»: дисс. канд.пед.наук.- Казань, 2016.- 248 C.
Methodology of multimedia professional content foreign language competence valuation on the basis of media technologies
Kuznetsova O.V.
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
The article under consideration is devoted to solve the quality problem of future aviation specialists' foreign language competency. This issue is under discussion in the framework of Federal Educational Standards 3+. The definition of a new competency is given. The term multimedia professional content foreign language competence is under discussion. Formation and it's implementation are under consideration within the system of the Content language Integrated Learning. The author has come to the conclusion that this competency, it's assessment of formation should be considered in the framework of using media technologies and competency-based approach.
Key words. Media technologies; competency-based approach; forms of control; multimedia professional content foreign language competence; linguistic competence; professional competence.
References
1. Federal State Educational Standards of Higher Professional Education: legislative base of design and implementation. - M .: Research Center for the Problems of Quality Training of Specialists, Coordination Council of UMO and NMS Higher School, 2009. - 170 C.
2. Beltyukova N. P. Formation of professionally-oriented foreign language communicative competence among economists-bachelors // Language and Culture. 2012. No2 (18).
3. Popova N.V. Key topics of current educational policy and practice
// Higher Education in Russia. 2017. No. 10.
4. Efremova N. F. Competences in education: formation and evaluation / N. F. Efremova.- Moscow, National Education, 2012.- 416 C.
5. Gitman M. B / Gitman M. B. et al. / Assessment of the level of
formation of competencies of a university graduate // Open Education. 2014. No1.
6. Kachkin K. V / Kachkin K. V. et al. / Experience in the development and use of qualimetry to diagnose the formation of professional competencies of pharmacist students // Journal of Siberian Medical Sciences. 2015. No5.
7. Sadon E. V., Yakimova Z. V. / Approaches to the measurability of
competencies as a subject for monitoring learning outcomes // Territory of new opportunities. 2012. No5.
8. Tigina M.S. A model for assessing the level of competency formation // Vestnik MGUP. 2015. No2
9. Sidorova I.V., Zhelonkina E.A. / Development of evaluative tools
that determine the level of competence formation among students during the current and intermediate certification // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2016. No1 (64).
10. Medvedeva T. Yu., Krivonogova A. S. / Requirements for assessing the results of training university students in a competency-based approach in a practice-oriented implementation of educational programs // Bulletin of the University of Minsk. 2016. No4 (17).
11. Galskova N.D., Vasilevich A.P., Akimova N.V. Methods of teaching foreign languages: textbook. allowance. - Rostov n / a: Phoenix, 2017 .-- 350 C.
12. Belyakin A.M. Didactic conditions for the optimization of control and self-control in the educational activities of students using computers: Diss ... candidate of pedagogical sciences. Kazan, 1984.- 213 C.
13. Berseneva VK. Criterion model and levels of formation of research competencies of future teachers of mathematics // Bulletin of Eurasian science. 2015. No5 (30).
14. Shkerina L.V., Shkerina T.A. / New didactic principles of theoretical training of students // Bulletin of KSPU named after V.P. Astafieva. 2017. No3 (41).
15. Bushmakina N.S. Designing multi-level assessment tools for diagnosing the quality of engineering and graphic training of students at a technical university (using the example of the construction direction as a dissertation: Ph.D. Candidate of Pedagogical Sciences. Kazan, 2016.- 248 C.
о
(4 en
SI
Z