Научная статья на тему 'Методика оценки результативности взаимодействия участников в цепи поставок'

Методика оценки результативности взаимодействия участников в цепи поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ОЦЕНКА / МЕТОДИКА / EFFICIENCY / SUPPLY CHAIN / EVALUATION / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чувикова В. В., Мочалин С. М.

В статье предложена методика оценки результативности взаимодействия участников в цепи поставок, дано авторское определение понятия «результативность цепи поставок», предложен инструмент выявления проблем, определенных в результате оценки и позволяющий разрабатывать мероприятия по дальнейшему совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE MEASUREMENT OF INTERACTIONS BETWEEN PARTICIPANTS IN THE SUPPLY CHAIN

The paper proposed a method for assessing the impact of interactions between participants in the supply chain, given the author's definition of “supply chain efficiency”, offered a tool to identify problems identified in the assessment and allowing to develop measures for further improvement.

Текст научной работы на тему «Методика оценки результативности взаимодействия участников в цепи поставок»

Литература:

1. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.

2. «Эксперт» - инновации. Сборник аналитических материалов. М.: «Эксперт РА», 2011.

3. Болвачев А.А. Компаративный анализ развития инновационной деятельности в России и странах мира // Инновационная экономика. М.: 2011.

4. Болвачев А.А. Анализ мирового рынка высокотехнологичной продукции // Вестник Московского экономического института. Вып. 1. М.: ИИЦ МЭИ, 2010.

5. Болвачев А.А. Состояние и перспективы развития экономики России по инновационному пути // Инновационная экономика. М.: 2011.

6. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению.

М.: СПСС Русь, 1998.

7. OECD Factbook 2008: Economic, Environmental and Social Statistics. OECD 2008.

8. Асланов И.В. Конкуренция и методы ее измерения // Экономика и управление. 2007. №5.

9. Количественные показатели структуры товарного рынка // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/ right/right-0399.

10. Методы оценки степени рыночной концентрации // Электронный ресурс. Режим доступа: http://altaname.ru/micro/57-metody-ocenki-stepeni-rynochnojj.htm.

11. Ряховская Ю.Ю. Проблемы исследования емкости и конкурентной среды рынка услуг // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cfin.m/bandurin/article/sbm06/19.shtml.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ УЧАСТНИКОВ В ЦЕПИ ПОСТАВОК

Чувикова В.В., ст. преподаватель кафедры «Прикладная информатика в экономике», СибАДИ,

Мочалин С.М., заведующий кафедрой «Логистика», декан факультета «ЭУ», СибАДИ, д.т.н., доц.,

В статье предложена методика оценки результативности взаимодействия участников в цепи поставок, дано авторское определение понятия «результативность цепи поставок», предложен инструмент выявления проблем, определенных в результате оценки и позволяющий разрабатывать мероприятия по дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова: результативность, цепь поставок, оценка, методика.

PERFORMANCE MEASUREMENT OF INTERACTIONS BETWEEN PARTICIPANTS IN THE SUPPLY CHAIN

Chuvikova V., Head Lecturer of the Applied Computer Science in Economics chair, SibADI,

Mochalin S., Head of the Logistics chair, Dean of the EU faculty, associate professor, Doctor of Engineering Science, SibADI

The paper proposed a method for assessing the impact of interactions between participants in the supply chain, given the author s definition of “supply chain efficiency”, offered a tool to identify problems identified in the assessment and allowing to develop measures for further improvement.

Keywords: efficiency, supply chain, evaluation, methodology.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе предлагается несколько трактовок понятия «цепь поставок», это в свою очередь является одной из причин появления разнообразных направлений и методологических концепций в современных научных исследованиях. Одни авторы утверждают, что понятие «цепи поставок» равноценно по значимости с понятием «логистическая цепь», другие авторы - логистическая цепь входит в цепь поставок, и третьи утверждают, что цепь поставок больше, чем логистическая цепь. Разделение этих мнений приводит к двусмысленности данного понятия. Аналогично отсутствует единый подход к оценке результативности цепью поставок. Значительный вклад в исследование оценки результативности цепью поставок внесли след ученые: Л. Б. Миротин, В. И. Сергеев, В. С. Лукинский, С. А. Уваров, Д. А. Иванов, Дж. Д. Бауэрсокс, М. Кристофер, Дж. Р. Сток и многие другие.

В работе [5, с. 940] проф. Сергеев В. И. дает понятие цепи поставок с позиции объектного и процессного разделения: «Цепь поставок - 1) (объектный подход) связанная структура бизнес-единиц, объединенная отношением «поставщики - фокусная компания - потребители» в процессе создания и реализации товаров, имеющих ценность для конечного потребителя, в соответствии с требованиями рынка; 2) (процессный подход) последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами (звеньями) цепи и комбинируются для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах».

В работе [6, с. 606]: цепь поставок (процессное понимание) -это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах. Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.

Такое разделение в понимании, автор считает в значительной степени условным и служащим, главным образом, в методических целях. На практике, процессы и их исполнители неотделимы друг от друга.

В работе [11, с. 15] проф. Некрасова А. Г. определение цепи поставок трактуется как «взаимодействующее на принципах сотрудничества и саморегулирования транспортные звенья (элементы) с едиными логистическими ресурсами, обеспечивающие высоко результативное взаимодействие грузоотправителей, экспедиторов, транспортных компаний и грузополучателей на базе распределенной вычислительной сети и единых стандартов управления».

В работе [20] управление цепями поставок определено как «интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц».

Данные определения цепи поставок не учитывают закономерности взаимодействия процессов друг с другом и закономерности, которые протекают в этих системах: например, изменение размера заказанной партии может повлечь за собой изменение конфигурации маршрута, потребности в транспортных средствах, выработки подвижного состава и соответственно формирование транспортных издержек.

Формирование цепи поставок происходит на основе взаимовыгодного партнерства ее участников. Существуют различные формы взаимоотношений, начиная от такой формы как дочерние предприятия, и кончая привлечением к участию фирм для разового выполнения какой-либо работы.

Произвести оценку результативности этого взаимодействия является важным шагом для эффективного управления цепью поставок. Рассмотрим понятия «оценки», «результата», «результативность» и «эффективность».

В экономическом словаре [16, с. 669] понятие «оценки» складывается из определения стоимости, товара, услуги; в источнике [17, с. 374] оценка [estimation] характеризуется и соизмеряется с

эффективностью различных ресурсов. В том же источнике [17, с. 456] понятие «результата» [result, outcome] определено как исход, последствие реализации некоторого решения, принятия альтернативы, выбора, а общий термин результаты [benefits, gains] экономической деятельности есть удовлетворение общественных потребностей в тех или иных благах, т. е. увеличение совокупной общественной полезности [17, с. 457].

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «результативность» есть «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов», «эффективность - это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами» [1].

Результативность управления - степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Определяется значениями выходных показателей объекта управления [16, с. 889].

На наш взгляд, оценка результативности это понятие, включающее измерение последствий реализации некоторого решения при продвижении основных и сопутствующих потоков в цепи поставок.

С позиции процессного подхода, на наш взгляд, результативность цепи поставок - это степень выполнения поставленных целей логистических процессов в цепи поставок при продвижении основных и сопутствующих потоков от первичного источника к конечному потребителю. С позиции объектного подхода, результативность цепи поставок - степень взаимодействия предпринимательских структур, составляющих единую систему по продвижению потоков от источника возникновения до конечного потребителя по выполнению запланированной деятельности в соответствии с поставленными целями.

Процедура оценки результативности цепи поставок это характеристика степени достижения конечного результата (поставленной корпоративной цели) на основании определенных факторов для совершенствования деятельности [15].

На основе проведенного анализа различных оценочных подходов к оценке результативности выявлено, что методика оценки результативности должна: учитывать свойства активности всех участников цепи поставок; включать задачи всех видов планирования и управления цепи поставок и быть взаимосвязанными; синтезировать структурную и функциональную стадии цепи поставок; выявлять причинно-следственные связи; содержать элементы динамичной системы с учетом неопределенностей; рекомендовать мероприятия по корректирующим действиям [9; 15].

Таким образом, методика оценки результативности цепи поставок состоит из нескольких этапов (рис. 1).

1. Идентификация цепи поставки.

На данном этапе проводятся натурные наблюдения, выделяют реально функционирующие объекты, объединенные единым транспортно-технологическим процессом, как единую систему доставки грузов.

Определяют условия и особенности функционирования звеньев, входящих в цепь, например, режим работы всех грузовых пунктов (время начала, окончания работы, перерыва на обед и его продолжительность, время пересмены, время на текущее обслуживание оборудования, ремонт и др.), способ производства погрузочноразгрузочных работ на каждом грузовом пункте, вид груза и его свойства, тип и количество подвижного состава, который может быть задействован в перевозках груза, дорожные условия, требования к качеству и срокам доставки и т.п.

Рис. 1. Методика оценки результативности цепи поставок

На основе классификационных признаков [8, с. 89-90; 14], определяется, к какому виду относится исследуемая цепь поставок.

Устанавливается длительность исследуемого цикла (сутки, смена, интервал доставки и т.п.).

2. Характеристика участников цепи поставок.

Определяются условия и особенности функционирования участников, входящих в цепь поставок, вид деятельности каждого из них, определяется организационно-правовая форма.

Определение взаимоотношений между участниками цепи поставок, типовых бизнес-функций и бизнес-процессов по управлению цепью поставок, т.е. набора функций и процессов каждого участника цепи поставок в соответствии с «Икотермс 2000».

3. Формирование массива данных в системе показателей.

Данный этап представляет собой создание массива данных на

основании сформированных показателей.

В случае отсутствия необходимых статистических наблюдений на момент проведения расчетов (проектирование новой системы), используют метод аналогий к определению величин искомых показателей. Если же и такой подход невозможен, то возможно применение отраслевых и других нормативных и справочных материалов.

Осуществляется расчет выбранных показателей, с составлением таблицы итоговых значений, получение фактических данных из отчетной производственной и финансовой, нормативной документации.

Возможный диапазон и шаг изменения исследуемого параметра определяется исходя из реальных условий функционирования цепи поставок.

4. Определение темпа роста показателей цепи поставок.

Данный этап основан на расчете нормативной системы значений показателей, который предполагает формирование эталонной динамики состояния субъекта. Динамика каждого показателя определяется как темп его роста [12, с. 93].

В качестве признака упорядочения показателей используются темпы их роста относительно плановых значений. Отклонение фактической динамики от эталонной (плановой), выраженное, через коэффициент корреляции этих двух рядов представляет собой интегральную оценку этой самой действительной динамики.

5. Ранжирование показателей цепи поставок по темпам роста.

На основании расчета темпов роста показателей, их величины заменяются рангами и затем сравниваются ранги - фактические с плановыми (эталонными). Отклонение фактической динамики от плановой представляет собой интегральную оценку этой динамики. Ранжирование показателей цепи поставок проводится по абсолютным и относительным значениям.

В этом плане следует согласиться с проф. Ковалевым В. В. [7, с. 261], что «исчисляемые по данным финансового и управленческого учета абсолютные и относительные показатели можно использовать при анализе изменения ситуации не в динамике, а по сравнению с планом или бюджетом».

В работе [12, с. 72] указано, что «экономический режим деятельности, включает множество технологически разнородных режимов с однородными целостными характеристиками конечной результативности и является вариантом динамики системы, который моделируется ранжированным рядом ускорений». Ранжированный ряд оценок показателя характеризует набор режимов взаимодействия участников цепи поставок. Единство всех охваченных режимов состоит в том, что каждый поток груза, услуги, однозначно соответствующий каждому режиму, удовлетворяет некоторому набору общих качественных признаков (соотношений) и как таковой характеризует конечную результативность, в некотором смысле однородную с результативностью других режимов, принадлежащих к тому же виду. Такая динамика, смоделированная ранжированным рядом роста, является экономической, включающая множество технологически разнородных режимов с однородными целостными характеристиками конечной результативности.

6. Оценка связей между показателями.

Основанием для заключения о наличии и тесноте связи между качественными и количественными факторами служит одновременное изменение числовых значений одного фактора сопровождающееся увеличением или уменьшением значений другого.

На данном этапе определяется совместное и раздельное влияние многих взаимосвязанных и одновременно действующих показателей.

Данный этап основан на непараметрическом анализе [4; с. 335343].

- Расчет коэффициентов ранговой корреляции: по отклонениям (Спирмена), по инверсиям (Кендалла).

Математическое исследование различных форм измерения близости ранговых упорядочений показывает, что коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (по отклонениям) и Кендалла (по инверсиям) дают оценку близости одного рангового ряда к другому, принятому за эталон, на интервале от +1 до -1 в соответствии с выделенными содержательными признаками искомых оценок.

Оценка +1 выходит в случае совпадения сравниваемого ряда с плановым, а -1 при их полной разнонаправленности (один ряд перевернут по отношению к другому). При этом оценки +1 и -1 устанавливаются для единственного лучшего и единственного худшего рядов.

7. Оценка экономического режима системы в целом.

На основе сравнения экономических режимов можно установить насколько увеличение средств производства опережает увеличение производства предметов потребления; определить динамические параметры движения элементов системы в их взаимном отношении».

Оценка экономического режима системы в целом содержит расчет обобщенной и положительной оценки результативности, которая позволяет оценить результативность взаимодействия предприятий в цепи поставок в целом на основании изменения динамических показателей при наличии взаимосвязи между ними.

- Расчет обобщенной оценки результативности.

Обобщенная оценка результативности по двум оценкам корреляции определяется по формуле 1 [12, с. 90].

Величина коэффициента Р изменяется в диапазоне от 0 до 1.

р =

(1 + Коткд ) • (1 + Кинв ) 4 ’

(1)

где К - коэффициент ранговой корреляции по отклонениям (Спирмен);

КиНв - коэффициент ранговой корреляции по инверсиям (Кендалл).

- Расчет положительной оценки результативности.

Для того чтобы интерпретировать итоговую оценку результативности необходимо нормировать ее положительную составляющую на интервале [0,25; 1] с помощью формулы 2 [13]:

р - P

р* = ш i min

Р.

P

100

(2)

где Р* - вторичное нормирование значения Р.;

P. - значение коэффициента результативности, подлежащее вторичному нормированию;

P и P - максимальное и минимальное значения коэффици-

max min т т ^

ента результативности на нормируемом интервале, соответственно.

8. Определение коэффициента устойчивости результативности цепи поставок.

Вычисление коэффициента устойчивости (формула 3) основано на расчете темпов роста избранных показателей и отклонений каждого показателя в этой системе от эталонной.

ф1

*

i-1

п

X *.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i=1

(3)

где к з - коэффициент устойчивости;

к ф1 - вес показателя;

Кпл( - вес показателя по плану;

П - количество показателей.

Сумма значений всех весов показателей при максимальной ре-

зультативности взаимодействия участников цепи поставок должна быть равна 1. Вес одного показателя тем выше, чем меньше отклонения.

После того, как определен коэффициент устойчивости, проводят ее оценку по шкале [18]: с учетом следующих условий:

к з = о - процесс не функционирует и требует разработки;

0 < Кз < 0,3 - процесс не результативно функционирует и требует тщательной разработки;

0,3 < Кз < 0,7 - процесс не результативно функционирует и требует разработки владельцем процесса значительных корректирующих действий;

0,7 < Кз < 0,9 - процесс результативно функционирует,

но требует разработки владельцем процесса корректирующих действий;

0,9 < Кз < 1 - процесс результативно функционирует, но

требует разработки владельцем процесса предупреждающих действий;

К з = 1 - процесс работает результативно, и не требует разработки каких-либо действий.

9. Анализ степени влияния показателей на результаты деятельности.

Принцип Парето сформулирован Джураном [19], который указал, что большая часть результатов вызывается относительно небольшим числом причин.

Парето-анализ позволяет выявить нежелательные результаты деятельности, связанные, например, с несвоевременностью поставок, с затратами, с недопоставкой груза и т.д.

В соответствии с положениями, указанными в работе [3, с. 26] анализ степени влияния показателей на результаты деятельности и затем построение диаграммы Парето осуществляется «по результатам деятельности», который предназначен для выявления главной причины и отражающий нежелательные итоги деятельности.

10. Анализ наличия связей между показателями.

Важным шагом в методике оценки результативности является определение связи между показателями. Предложенная система оценочных показателей описана в работе [10], где показатели характеризуют результаты деятельности при взаимодействии участников цепи поставок по натуральным и стоимостным показателям.

Для определения наличия связи между показателями проводится корреляционный анализ, который позволяет выявить влияние между интегральными оценочными показателями. А именно, между показателями, обнаруженными с помощью Парето-анализа и всеми показателями, которые входят в систему.

11. Выявление причинно-следственных связей.

Данный этап включает изучение, поиск, сбор и формирование самых существенных факторов, которые являются причинами возникновения проблем.

Построение диаграммы Исикава является одним из вариантов логического моделирования.

Подход построения диаграммы Исикавы включен в японский промышленный стандарт (1К) в терминологию в области контроля качества и определяется в нем следующим образом: диаграмма «причина-результат» - схема, показывающая отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами [3, с. 33].

На основании систематизации всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему, строится причинно-следственной диаграмма. На диаграмме Исикава обозначаются факторы первого порядка, второго порядка, третьего порядка и т.д. Факторы-причины оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяются особенно значимые, которые влияют на показатель.

12. Экономическая оценка мероприятий по совершенствованию деятельности (процессов).

Для проведения мероприятий, ликвидирующих проблемы, необходимо соизмерить затраты на данное мероприятие и его результат, который получится в цепи поставок.

Данный этап включает выбор метода расчета затрат на каждое планируемое мероприятие и расчет затрат в сумме, необходимых

для выполнения всех планируемых мероприятий.

13. Разработка плановых, предупреждающих и корректирующих мероприятий, проведение менеджмента ресурсов.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2001, ГОСТ Р ИСО 90012001 [1; 2]:

1. Корректирующие действия включают оценивание важности проблем, которое выражается через потенциальное воздействие на эксплуатационные затраты, цену несоответствия, характеристики продукции, надежность, безопасность, а также удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

2. Целью предупреждающих действий является устранение причин несоответствий для предупреждения их появления в дальнейшем. В плановые мероприятия по предупреждению входит разработка документации, которая определяет требования к:

a. нахождению возможных несоответствий (рисков, потерь) и их причин;

b. оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий;

c. определению и осуществлению необходимых действий;

& записям результатов предпринятых действий;

е. анализу предпринятых предупреждающих действий.

3. Постоянное улучшение деятельности предприятия заключается в изменении данных результатов процесса за счет модификации требований к выполнению этих процессов. Для достижения этого необходимо:

a. сформулировать цели перед работниками предприятий, а также в рамках проектов;

b. провести сравнение с достижениями конкурентов и лучшей практикой;

c. осуществлять признание и вознаграждение за достижение улучшений;

& реализовывать наглядность предложений, включая своевременное реагирование руководства.

4. Менеджмент ресурсов включает анализ наличия ресурсов, необходимых для осуществления стратегии и достижения целей предприятия. Они включают ресурсы для функционирования и улучшения процессов при осуществлении услуг, а также удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон. К ресурсам можно отнести работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы.

Таким образом, на основе анализа оценки результативности цепи поставок можно определить степень реализации поставленных целей и задач, выполнение запланированных результатов, выбрать наиболее целесообразный и рациональный способ совершенствования деятельности всех участников цепи поставок.

В результате проведенного исследования:

1. Предложено авторское понятие «результативность цепи поставок»;

2. разработана методика оценки результативности цепи поставок, позволяющая оценить эту результативность;

3. разработан инструмент, позволяющий не только производить оценку результативности, но и выявлять причины и разрабатывать мероприятия по дальнейшему совершенствованию деятельности всех процессов, протекающих в цепи поставок.

В результате проведения методики оценки полученная информация является основой для анализа системы со стороны руководства каждого участника цепи поставок, и используется для проведения контроля процессов, пересмотра документации, возможного изменения политики и целей, анализа и совершенствования деятельности, а также информирования всех заинтересованных сторон.

Литература:

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Госстандарт России. 2001.

2. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Госстандарт России. 2001.

3. Адлер Ю. П., Полховская Т. М., Нестеренко П. А. Управление качеством. Часть 1. Семь простых методов: Учебное пособие.

- М.: МИСИС, 1999. - 163 с.

4. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2004. - 479 с.

5. Дыбская В. В. Логистика : учебник / В. В. Дыбская, Е. И.

Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова; под ред. В. И. Сергеева. -М.: Эксмо, 2011. - 944 с. - (Полный курс МВА)

6. Иванов Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов.

- СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 660 с.

7. Ковалев В. В., Волкова О. Н.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. -424 с.

8. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. редакцией проф. В. И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 976 с.

9. Мочалин С. М. Анализ методик оценки результативности деятельности предприятий. / С. М. Мочалин, В. В. Чувикова // Научный журнал «Проблемы экономики»: материалы III Международной научно-практической конференции «Экономические науки в России и за рубежом» - Москва, 2011.

10. Мочалин С. М. Система показателей для оценки результативности взаимодействия предпринимательских структур. / С. М. Мочалин, В. В. Чувикова // «Логистика - евразийский мост: материалы VI Междунар. научно-практ. конф.» - в 2 ч. - Красноярск, 2011. Ч1. С. 487-493.

11. Некрасов А. Г. Комплексная безопасность цепей поставок. Научно-практическое пособие - Москва: Издательство 2008, 106

с., с. 15

12. Сыроежин И. М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. - М.: Экономика, 1980. - 192 с.

13. Терещенко, Н. В. Модель комплексной оценки результативности СМК / Н. В. Терещенко, Н. С. Яшин // Методы менеджмента качества. - 2006. - N 4. - С. 12-16

14. Уваров C. А. Управление цепями поставок: проблемы становления и развития. «Логистика - евразийский мост: материалы VI Междунар. научно-практ. конф.» - в 2 ч. - Красноярск, 2011. Ч1. С. 11-23.

15. Чувикова В. В. Современные методы оценки результативности в цепи поставок. // «Экономика и мы - новые идеи»: материалы IV-ой Международной научно-практической конференции студентов и молодых учёных. - Астраханский государственный технический университет - Астрахань, Изд-во АГТУ, 2011, с. 342-347.

16. Экономика: инновации, инвестиции, инфраструктура : энциклопедический словарь / сост. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. - Чебоксары : Чувашский университет, 2008. - 1200 с.

17. Экономико-математический словарь = Mathecon Dictionary : слов. современной эконом. науки / Л. И. Лопатников, L. I. Lopatnikov. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ABF, 1996. - 704 с.

18. Яноши Л. Теория и практика обработки результатов измерений. - М.: Мир, 1968. - 462 с.

19. Juran Joseph M. Pareto, Lorenz, Cournot, Bernoulli, Juran and Others. Industrial Quality Control. - Jcnjber, 1950. - P. 5

20. Douglas M. Lambert, Martha C. Cooper, and Janus D. Pagh, «Supply Chain Management: Implementation lssues and Research Opportunities» // The International Journal of Logistics Management 9, № 2, 1998. - P. 1.

НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ СТРАНЫ

Холдин А.В., соискатель ФАОУДПО ГАСИС Рассмотрено современное состояние систем энергоснабжения страны и основные направления их инновационного развития. Ключевые слова: направления, тенденции, инновационное развитие, системы энергоснабжения

DIRECTIONS AND TRENDS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY’S ENERGY SUPPLY SYSTEMS

Kholdin A., the competitor, FAOUDPO GASIS The current state ofpower supply systems of the country and main directions of innovative development. Keywords: directions, tendencies, innovative development, power supply systems

Мировой экономический кризис 2008-2010 годов еще ярче высветил проблемы в отечественной экономике связанные с состоянием производственной и социальной инфраструктуры, включая энергетическое хозяйство. Применительно к энергетическому хозяйству речь идет не только о частных проблемах, таких как, например, авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года, на восстановление агрегатов которой по оценкам специалистов может понадобиться порядка трёх лет и десяти миллиардов рублей. В первую очередь речь идет о комплексной проблеме не только сильного морального устаревания (в 15-20 лет), но и колоссального физического износа (60-70%) основных фондов энергетического хозяйства.

Одной из основных проблем развития систем энергоснабжения, как и подавляющего большинства экономических систем сферы материального производства, является неадекватность выбытию основных фондов процессов формирования и характера использования амортизационных отчислений. По сути можно говорить о том, что амортизационные отчисления как источник восстановления основных производственных фондов утратили свой исходный экономический смысл.

Другая проблема развития отечественных систем энергоснабжения заключается в том, что в последнее десятилетие в период реформирования систем электроэнергетики в РАО «ЕЭС» и обратно уровень генерируемых мощностей практически оставался неизменным (простое воспроизводство). Так за все годы существования РАО «ЕЭС» было введено в эксплуатацию всего 5 ГВт новых мощностей, что для сравнения СССР 1980-х годов происходило ежегодно. В то же время, объемы потребления электроэнергии в последние десятилетие (вплоть до кризиса 2008 года) в России не-

уклонно росли. В результате отставания темпов развития процессов генерации электроэнергии от темпов развития процессов ее потребления (в промышленных и социальных целях) в электроэнергетике сформировался дефицит мощностей, известный как «крест Чубайса» - превышение требуемой мощности над действующей мощностью, не говоря уже об учете мощностей систем энергоснабжения (генерации, транспортировки и сбыта) с истекшим сроком службы. По макроэкономическим оценкам дефицит энергетических мощностей в РФ наступил в 2005-2006гг. Как локальное проявление такого кризисного явления в электроэнергетике мы вправе рассматривать перегрузки на подстанции Чагино в мае 2005 года, в результате которой произошло веерное отключение электроэнергии в Москве, а также Московской, Тульской и Калужской областях. Если бы не снижение уровня промышленного потребления электроэнергии в период экономического кризиса 2008-2010 гг., то очевидно мы, по всей видимости, могли бы наблюдать проблемы перегрузки энергосистем, подобные произошедшей на подстанции Чагино, неоднократно.

Третья проблема развития отечественных систем энергоснабжения заключается в том, что капитального строительства объектов электросетевого комплекса, реконструкции электрооборудования и даже их ремонта характеризуется длительными циклами. Учитывая, что период капитального строительства и реконструкции объектов электросетевого комплекса составляет несколько лет, а период полезной эксплуатации составляет 15-20 лет, возникает проблема моделирования и долгосрочного прогнозирования эффективной деятельности систем энергоснабжения. Академик А.А. Макаров подчеркивает, что в мире до сих пор не найдено удовлетворительного решения задачи создания системы прогнозирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.