Научная статья на тему 'О системе показателей оценки результативности взаимодействия предпринимательских структур в цепи поставки'

О системе показателей оценки результативности взаимодействия предпринимательских структур в цепи поставки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мочалин Сергей Михайлович, Чувикова Виктория Викторовна

В статье приведена авторская система интегрированных показателей оценки результативности взаимодействия предпринимательских структур в цепи поставок (ЦП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе показателей оценки результативности взаимодействия предпринимательских структур в цепи поставки»

РАЗДЕЛ IV

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.47:656

О СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЦЕПИ ПОСТАВКИ

С.М. Мочалин, В.В. Чувикова

Аннотация: В статье приведена авторская система интегрированных показателей оценки результативности взаимодействия предпринимательских структур в цепи поставок (ЦП).

Ключевые слова: показатели, цепь поставок результативность, система

Введение. Современный период развития экономики является динамичным, связанным с различными переменами, кризисами, утратами и издержками.

В сложившейся экономической ситуации одним из инструментов, позволяющим достичь конкурентных преимуществ, является интеграция взаимодействия предпринимательских структур, связанных между собой материальными, информационными и финансовыми потоками в единую интегрированную систему. В работах многих ученых [1, 5, 9, 11] рассматриваются системы показателей оценки эффективности и результативности компании. Однако, в настоящий момент, является слабо проработанным вопросом оценка результативности взаимодействия предпринимательских структур в цепи поставок, цепи создания ценностей.

Новизной предложенного подхода является интегрированная оценка результативности цепи поставок. Как оценить результативность и эффективность отдельных компаний известно, однако, как оценивать систему взаимодействующих компаний предпринимательских структур в ЦП, этот вопрос слабо проработан.

Для оценки необходима система взаимодействующих интегрированных показателей результативности логистической деятельности, которые с разных сторон характеризуют ее результаты.

Оценка результативности взаимодействия предпринимательских структур в цепи поставок представляет собой процедуру, основанную на системе интегрированных показателей как более объективно оценивающие результаты взаимодействия предпринимательских структур в цепи поставок:

1. Степень использования парка автомобильного транспорта.

2. Объем поставки.

3. Объем недопоставок.

4. Длительность обслуживания заказа.

5. Надежность цепи поставки.

6. Объем утилизированного товара.

7. Гибкость цепи поставки.

8. Степень изменения затрат в цепи поставки.

9. Степень изменения цен.

10. Количество претензий на всей цепи поставок.

11. Своевременность поставок.

12. Регулярность поставок.

13. Показатель использования информационных технологий (ИТ).

14. Размер заказа.

15. Годовой объем спроса.

16. Процент заказов выполненных «точно в срок».

17. Доход цепи поставки.

18. Прибыль цепи поставки.

19. Складские затраты.

20. Закупочные затраты.

21. Затраты на оформление заказов.

22. Затраты перевозчика.

23. Цена товара закупочная.

24. Цена реализации.

25. Прочие затраты.

Выбранные показатели с разных сторон характеризуют результаты деятельности при взаимодействии предпринимательских структур в цепи поставок, и объединяет в себе оценку по натуральным и стоимостным показателям, позволяя получить комплексную оценку результативности.

Основная часть. Данный перечень оценочных показателей не следует считать исчерпывающим, но он позволяет проводить оценку уровня результативности цепи поставки.

1. Степень использования парка автомобильного транспорта.

Данный показатель рассчитывается по формуле [7, с.37]:

аи АДэ / АДи

(1)

где АДи - инвентарные автомобиле-дни;

АДэ - автомобиле-дни в эксплуатации.

Величина аи зависит от типа и марки автомобилей, организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта подвижного состава, величины среднесуточного пробега, использования прицепов, дорожных и климатических условий, сезонности работы и различных причин организационного характера.

2. Объем поставки.

Показатель характеризуется величиной, структурой и временем выполнения. Объем поставки показывает количество тонн груза, которое доставлено потребителю.

Если рассматривается прямая цепь поставок, состоящая из трех звеньев: производитель, распределительный центр и торговая точка (конечный потребитель), то для расчета необходимо сопоставить производственные мощности производителя (Wnр_вa), складские

мощности распределительного центра (Жрц)

и спрос в конце цепи поставок (С), в случае если не выполняется условие Жпр_ва < Жрц > С , то необходимо скорректировать план поставок продукции. Например, если Жпр_ва > Жрц, значит, складские мощности распределительного центра не соответствуют потребностям производителя; Жпр_ва < С - производственные мощности не удовлетворяют потребительский спрос; Жрц < С - складские мощности распределительного центра не могут создать необходимый запас для удовлетворения потребительского спроса и т.д.

Затем необходимо проверить возможность осуществить доставку продукции в указанные сроки и требуемом количестве, для чего тре-

буется определить пропускную способность цепи поставок (Пцп).

Пропускная способность цепи поставок определяется минимальной величиной пропускной способности звена цепи. В свою очередь пропускная способность звена определяется по следующей формуле:

Пв = Я 'У' , (2)

где я - грузоподъемность автомобиля, т;

у - коэффициент использования грузоподъемности;

2зв - количество машинозаездов в центральном грузовом пункте звена.

=

R„

(3)

где Т- время работы грузового пункта; Язв - ритм работы звена, ч.

Кв = тах{КосЩ, Кш* .1 (4)

где Япот„ - ритм работы ьго потребителя,

ч;

Япост- - ритм работы і-го поставщика, ч.

R,

потрі

N

(5)

постов разгр

где tpазгp - время, затрачиваемое на разгрузку у і-го потребителя, ч;

Кпостов разгр - числ° п°СТ°в разфузки у п°-

требителя.

я

погр

N

(6)

постов погр

где ^огр - время, затрачиваемое на погрузку у і-го поставщика, ч;

N постов погр - число поСТов пофузки У

поставщика.

В соответствии с идеологией Д. Уотерс [11, с. 210], что пропускная способность определяется узким местом цепи поставок, то:

Пцп = тп{Пзв1,П },

(7)

Если условие Пцп > Wnоm„ не выполняет* цп потр

ся, то это означает невозможность осуще-

ствить доставку продукции в требуемом количестве при существующих параметрах транспортной системы в цепи поставок [3].

3. Объем недопоставок.

Оценочный показатель относится к распространенным показателям логистического сервиса, методика расчета которого состоит из сравнения текущих результатов деятельности (операций и процессов) с прошлыми результатами аналогичной деятельности и/или с намеченными целевыми нормативами [2, с. 596].

4. Длительность обслуживания заказа.

Определяет время прохождения груза по

всей цепи поставок (поставщик-потребитель).

Показатель является мерой способности фирмы быстро откликаться на запросы потребителей, он необходим для оценки продолжительности всего процесса с позиций потребителя и сегментации его по элементам [2, с. 603].

В соответствии с методикой расчета, представленной в работе [4], длительность обслуживания заказа в прямой цепи поставок (поставщик-покупатель) может быть рассчитан по формуле

Т> =1 Тп + £Тр + £Тт + £Тс , (8)

где ТП - время, затрачиваемое на погрузку товара, принимаемое одинаковым на всех погрузочных пунктах;

Тр - время, затрачиваемое на разгрузку товара, принимаемое одинаковым на всех разгрузочных пунктах;

ТТ - продолжительность транспортировки товара;

ТС - время нахождения товара на складе.

С участием распределительного комплекса в цепи поставок:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТрК = Тп + ТТ + Тр + Тс + Т П1 + ТТР + Т Р1, (9)

где ТП,ТП1 - продолжительность погрузочных работ;

'Т’ПС

ТТ - время транспортировки товара на этапе погрузка у поставщика - складирование;

ТС - время нахождения товара на складе;

ТстР - время транспортировки товара на этапе складирование-разгрузка у потребителя;

Тр,ТР1 - продолжительность разгрузоч-

ных работ.

Длительность обслуживания автомобиля (ТТ,Тп ) грузоотправителя и грузополучателя определяется по формуле

тт п = тп + т" + т3п + тп = тп + т0п , (10)

где Т" - длительности ожидания,

Т" - длительность обслуживания,

Т2" - маневрирование,

Т3П - погрузка или разгрузка,

Т" - оформление документов [8, с.75.].

5. Надежность цепи поставки.

«Надежность - свойство объекта сохранять значения установленных параметров функционирования в определенных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, обслуживания, хранения и транспортирования» [9].

Надежность прямой цепи поставок, при условии, если надежность всех звеньев цепи

одинакова, то Р^) = Р(Эг)п, определяется

как произведение надежностей всех участников этой цепи:

Р^) = РЭ) х... X Р(Э2) X... X Р(Э") ,(11)

где Р^) - надежность цепи поставок;

Р(Эг) - надежность каждого элемента цепи поставок;

п - количество элементов цепи поставок.

Надежность звена ЦП при резервировании определяется по формуле

Р(?) = 1 _ (1 _ Р(Эг))" , (12)

где Р(Я)- надежность звена ЦП при резервировании каналов;

Р(Эг) - надежность основного и резервных каналов в звене ЦП.

Надежность звена, состоящего из основного и одного резервного канала составит: Р(З) = 1 _ (1 _ 0,95)4 = 0,99999375 (99,99%).

Соответственно, достаточно одного резервного канала наряду с основным поставщиком, т.е. на практике - параллельное функционирование основного и резервного каналов [9].

6. Объем утилизированного товара.

Показатель относится к транспортной деятельности, который выражается в количестве убытков и повреждений груза [11, с.294].

7. Гибкость цепи поставки.

Под гибкостью системы ЦП понимается ее способность поддерживать стабильность выходных параметров материальных, информационных (и финансовых) потоков, определяемых целевой функцией, несмотря на непредсказуемые дестабилизирующие воздействия окружающей среды. Понятие гибкости охватывает все составляющие системы.

Дестабилизирующими воздействиями могут быть изменения различных условий доставки груза. Гибкость системы может быть рассчитана по формуле [8, с. 297]:

п

Gc = — -100%, т

где Gc - гибкость системы;

(13)

р =

а’

(14)

Своевременность это обслуживание потребителей в требуемые сроки. В работах Миротина Л. Б. [8, с. 298; 5, с.71] своевременность характеризуется сроками доставки.

Данный показатель может быть рассчитан как отношение фактическихtф и планируемых

сроков поставки tn:

(15)

п - число выполнимых изменений;

т - общее число требуемых изменений)

8. Степень изменения затрат в цепи поставки.

Показатель необходим для возможности осуществления процесса обслуживания (доставки) по более дешевым технологиям; оптимизацию затрат на доставку груза потребителю по всей цепи поставок.

Складывается из оценки величины затрат в процентах к объему поставки за отчетный период в динамике.

9. Степень изменения цены.

Степень изменения цены товара в конце цепи поставки и ее влияние на изменение спроса.

Расчетные методы определения показателя выражаются в определении отклонений/разницы изменения цен по прейскурантам, прайс-листам на доставку груза, а основанием является договор [8, с. 227].

10. Количество претензий на всей цепи поставок.

По данному показателю можно понять, насколько высок уровень претензий клиентов к предоставляемым его компанией услугам [1]:

12. Регулярность поставок.

Для того, чтобы удовлетворить требование потребителя, в условиях стабильного спроса, необходимо усвоить, что «не нужно создавать и хранить запасы, если есть возможность получать их по мере необходимости» [8, с. 226, 239], в соответствии с этим процесс поставки является предсказуемым и стабильным.

Регулярность поставок задается потребителем в соответствии с рассчитанным циклом управления запасом.

Данный показатель можно рассчитать путем анализа временных интервалов за отчетный период и объемов поставок как отношения фактических и плановых показателей:

- определяются плановые и фактические значения показателей (Хф, хп);

- находится разность между фактическим и плановым значением;

- определяется количество интервалов, которое должно стремится к числу

k = 1 + 3,3^ [13];

- определяется значение интервала (по формуле Стерджеса) [13]:

8 =

Хф - Хп

(16)

k 1 + 3,3^

подсчитывается количество наблюдений п^, находящийся в каждом интервале;

вычисляются частоты попадания наблюдений в каждый интервал

где Qn - количество поставок, при доставке которого поступили претензии;

Qo - общее количество поставок.

11. Своевременность поставок.

В работах [2, с. 596; 6, с. 12] отмечено, что одним из ключевых ресурсов цепи поставок является своевременность.

(17)

Среднее значение показателя коэффициента регулярности поставок (учитывая, что

все величины п;. находятся в определенном интервале) определяется по формуле

* = 2

і=і

і • ті,

(18)

где х] ср - среднее значение показателей;

k - количество интервалов значений показателей;

т}- - выборка значений показателей.

13. Показатель использования ИТ.

Показатель складывается из соотношения

затрат и прибыли от применения ИТ, где затраты [10, с.17-20; 12, с.92-95]:

- постоянные - на приобретение и сопровождение программного, аппаратного обеспечения;

- переменные - разовые затраты на эксплуатацию, вывод из эксплуатации, замена программного обеспечения, в эти же затраты входят расходы на телефонные переговоры, ресурсы интернет, приобретение средств коммуникации, оборудования навигации и т.д.

14. Размер заказа.

Классический расчет экономичного размера заказа рассчитывается по формуле Уилсона:

EOQ =

2CoD

си

(19)

Совокупные затраты рассчитываются по основным логистическим функциям цепи поставок [5, с. 51]:

- затраты на закупку продукции:

закуп

(20)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Цзакуп - закупочная цена (включая затраты

на оформление заказа и его транспортировку), руб;

- затраты на транспортировку продукции

З = Т ■ 2

тр 1 пост пост

(21)

где Т1пост - тариф на одну поставку при заданных условиях, руб;

2пост - количество поставок.

- затраты на складирование и хранение продукции на складе:

Зр = Тм2 ■ 5 ,

(22)

где Т 2 - тариф на аренду 1м2 площади скла-

м

да, включая складскую переработку груза, руб;

S - размер арендуемой площади, м2.

- затраты на обработку и оформление заказов:

3 = т ■ С ■ N

3обр Т з Сч 1У з ,

(23)

где EOQ - экономичный размер заказа;

С0 - величина расходов на один заказ;

С - годовые затраты на содержание запасов;

D - годовой объем продаж (в единицах);

и - расходы на единицу продукции.

15. Экономические показатели.

К экономическим показателям относятся: годовой объем спроса; процент заказов выполненных «точно в срок»; доход цепи поставки; прибыль цепи поставки; складские затраты; закупочные затраты; затраты на оформление заказов; затраты перевозчика; цена товара закупочная; цена реализации; прочие затраты.

Показатели по затратам, характеризуют обслуживание потребителей, управление активами и производительность. Позволяют прослеживать эффективность внутренних процессов в цепи поставок в совокупности, и кроме этого, с данными показателями предоставляют целостную качественную оценку.

где Тз - затраты времени на обработку и оформление заказа, ч;

Сч - часовая тарифная ставка, руб;

Nз - количество заказов.

- затраты на логистическое администрирование и сбыт продукции:

Зла = К - (З закуп + Зтр + Зхр + Зобр ) , (24)

где К - доля затрат на логистическое администрирование и сбыт продукции (принимается на основании структуры фактических затрат прошлого периода).

Доход цепи поставок Дцп) определяется как произведение величины спроса и цены реализации по формуле:

(25)

где Сгод - годовой спрос, т;

Цреализ - цена реализации продукции в конце цепи поставок.

Заключение. Таким образом, на основании предложенной системы показателей, необходимо произвести оценку результативности взаимодействия предпринимательских структур на основе известных методов анализа, путем сравнения величин базовых и фактических данных по выявленным отклонениям.

На основании предложенной системы оценочных показателей, применяя методику оценки результативности, анализа причинноследственных связей производят дальнейшие корректирующие действия (обратная связь). В итоге это позволяет совершенствовать планирование бизнес-процессов взаимодействующих в цепи поставки предпринимательских структур, а так же во всей цепи поставки в целом.

Библиографический список:

1. Авдеев, А. Н. Оптимальное планирование поставок в мультимодальных логистических системах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Санкт-Петербург, 2008, 18 с.

2. Бауэрсокс, Доналд Дж.. Логистика: интегрированная цепь поставок. / Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 640 с.

3. Короткова, Е. Н. Оценка результативности транспортного процесса в цепях поставок. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2010, 21 с.

4. Кочерга Н.В. Логистизация транспортнораспределительной системы ресурсного обеспечения мегаполиса. [Рукопись]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Ростов-на-Дону, 2006. - 170 с.

5. Миротин, Л. Б. Эффективная логистика. / Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. - М.: «Экзамен», 2002. - 160 с.

6. Некрасов А.Г. Комплексная безопасность цепей поставок. Научно-практическое пособие -Москва: Издательство 2008, 106 с.

7. Николин, В. И.. Грузовые автомобильные перевозки: Монография / Николин, В.И., Витвиц-кий Е.Е., Мочалин С.М. - Омск: Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004. - 480 с.

8. Транспортная логистика: Учебник для

транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. - М.: «Экзамен», 2002. - 512с.

9. Уваров, С. К проблеме надежности цепей поставок // Журнал «Прикладная логистика» -Москва: «Промтрансиздат», №10/2008 - с.4

10. Управление затратами на предприятии: учебное пособие / Г.Г. Серебрянников. - Тамбов : Изд-во Тамб.гос.техн.ун-та, 2007. - 80 с.

11. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: - М.: ЮHИTИ-ДАHА, 200З. - 50З с.

12. Чего хочет бизнес от ИТ : Стратегия эффективного сотрудничества руководителей бизнеса и IT-директоров / Терри Уайт; пер.с англ. А.К Поплавская. - Минск : Гревцов Паблишер, 2007. -256 с.

13. Sturges H.A., The choice of class interval. J. Amer. Assoc. 21 (1926)

SYSTEM OF INDICATORS FOR AN ESTIMATION OF PRODUCTIVITY OF INTERACTION OF ENTERPRISE STRUCTURES IN A CHAIN OF DELIVERIES

S.M. Mochalin, V.V. Chuvikova

In article the author's system of the integrated indicators of an estimation of productivity of interaction of enterprise structures in a chain of deliveries is resulted

Мочалин Сергей Михайлович - д-р. техн. наук, доцент, декан факультета «Экономика и Управление» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основные направления научной деятельности - разработка теоретических основ транспортной логистики. Имеет 92 опубликованные работы.

E-mail: [email protected]

Чувикова Виктория Викторовна - старший преподаватель кафедры «Прикладная инфор-матка в экономике» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.. Основные направления научной деятельности - оценка результативности взаимодействия предпринимательских структур. Имеет 8 опубликованные работы. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.