СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Мухтарова Ж. Е., м. э. н., ассистент, Болат А. Д., м. э. н., ассистент
Республика Казахстан, город Астана, Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина (КАЗАТУ)
ABSTRACT_
In the conditions of the modern market of firm are guided by the consumer more and more that is shown in their aspiration to satisfaction of possible needs of consumers. For the specific consumer the high quality level of certain goods or service means availability of such combination of consumer properties which satisfies his requirements. One of such important properties is the cost of goods or service which substantially depends on the expenses connected with various transactions and works. Decrease in total costs can be reached by application of the concept and the principles of logistics in practice of activities of the companies. The ideas of logistics are essentially new to most of the Russian entrepreneurs, managers, engineering employees. In this regard it is reasonable to stop on basic provisions of logistics.Logistic activities have the integrated character and stretch from the moment of emergence of need for goods or service and until satisfaction of this requirement. The logistics is determined as joint activities of various entities for integration of all processes connected with goal achievement of their business.
В системе грузоперевозок поиск новых направлений эффективного сервиса для быстрого развития дает возможности получения дополнительной прибыли и новых приоритетов конкурентоспособности. Данная исследовательская работа определяет актуальность этих проблем.
Актуальность проблемы совершенствования системы логистики промышленного предприятия для повышения его инвестиционной привлекательности, а также конкурентоспособности обусловлена в настоящее время следующими обстоятельствами.
Во-первых, система логистики является одной из главных обеспечивающих подсистем функционирования промышленных предприятий. То есть, она оказывает прямое и непосредственное влияние на эффективность производственной деятельности, на себестоимость производимой продукции, на сроки выполнения заказов. Таким образом, существует достаточно сильная взаимосвязь между работой системы логистики и производственной деятельностью предприятия. В условиях глубокого межотраслевого проникновения коммуникационные каналы между хозяйствующими субъектами как системообразущие факторы экономики играют все более заметную роль в процессе регулирования деятельности на мезоуровне. В этой связи, системы логистики отдельных предприятий уже не являются обособленными и замкнутыми. Они вливаются в общую макросистему логистики с инфраструктурными факторами и обстоятельствами.
Во-вторых, формирование портфеля источников финансирования деятельности промышленного предприятия в последнее время все больше происходит на открытых рынках капитала, на которых действуют жесткие условия отбора и проявляется четкая зависимость стоимости финансовых ресурсов от эффективности деятельности предприятия. Данная ситуация заставляет руководителей повышать эффективность не только основных, но и вспомогательных бизнес-процессов. В этой связи, совершенствование системы логистики является не только задачей соответствующих подразделений предприятия, но и всей системы управления на уровне топ-менеджмента. Промышленные предприятия, деятельность которых связана с обширными поставками сырья и комплектующих, давно испытывают на себе
ARTICLE INFO_
Received 5 February 2017 Accepted 15 February 2017 Published 10 March 2017
KEYWORDS
logistics,
transportation,
competitive,
industry,
labor,
technology, innovation, service, supply,
market conditions. © 2017 The Authors.
трудности регулирования взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками. Повышение эффективности взаимодействия и переход на использование прозрачных механизмов заключения сделок позволяют не только снизить риски, обусловленные системой логистики, но и снизить фактическую себестоимость производимой продукции.
В-третьих, инвестиционная привлекательность является косвенным параметром, позволяющим с достаточной степенью достоверности определить общую эффективность деятельности промышленного предприятия. Таким образом, чем выше по сравнению с аналогичными предприятиями инвестиционная привлекательность конкретного хозяйствующего субъекта, тем более эффективна и прозрачна его деятельность, тем более продуктивно работают все производственные и вспомогательные системы. В этой связи, анализ инвестиционной привлекательности и проведение сравнительных исследований, а также бенчмаркинга позволяют руководству промышленного предприятия оценить не только основные результаты деятельности, но и правильность выбранной стратегии, а также собственную квалификацию.
В-четвертых, в условиях повышения корпоративизации и фондовой открытости крупных хозяйствующих субъектов, повышающих конкурентоспособность предприятия на рынке, на первый план выходят такие интегральные показатели деятельности промышленных предприятий, как удовлетворенность акционеров, рыночная капитализация, взаимоотношения с рынком. Изменение приоритетов внешней среды по отношению к промышленному предприятию должно вызывать адекватную реакцию и рост усилий, направленных на повышение эффективности.
Краеугольным камнем повышения эффективности производства в Казахстане, по мнению экспертов, являются: повышение производительности труда, профессиональный рост сотрудников и снижение управленческих издержек. Целесообразно добавить еще и совершенствование системы логистики. Снижение потерь при транспортировке и хранении материальных ценностей является, по нашему мнению, одним из наиболее доступных резервов повышения эффективности производственной деятельности.
В постановлениях Правительства Республики Казахстан особое внимание уделяется развитию единой транспортной системы РК, модернизации всех ее элементов, повышению эффективности работы транспортного комплекса, обеспечивающего обслуживание ключевых отраслей экономики [1]. Рынок логистических услуг Республики Казахстан молод. Секторы транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством компаний, оказывающих «традиционные» услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, а сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок, поле деятельности 3РЬ-провайдеров, развиты недостаточно. Одним из основных факторов, препятствующих становлению логистических компаний в Республике Казахстан, как и в России, является острая нехватка современных складских терминалов. Специализированные компании могут разрабатывать идеальные схемы передвижения грузов, но без соответствующей логистической инфраструктуры, сети современных складских комплексов на обслуживаемой территории, выстроенная цепочка окажется ненадежной при одном слабом звене. Характер современного бизнеса требует быстрого оборота складских запасов и быстрого исполнения заказов. Для соблюдения этих требований логистическая система должна отличаться гибкостью. Выгодное географическое положение Казахстана в центре региона делает его одним из главных связующих звеньев между Востоком и Западом. Но из-за отсутствия развитой логистической инфраструктуры республика пока практически не получает от этого никакой прибыли, хотя потенциал огромен [2].
В процессе логистического управления на предприятии выделяют следующие подсистемы его организации:
- подсистема поставки - предполагает выбор надежных поставщиков, исследование рынков, формирование стратегии и тактики, оптимизацию процессов закупки,
- складская подсистема - направлена на повышение качества складских услуг и использование складских технологий;
- транспортная подсистема - предусматривает разработку схем поставок, маршрутов перевозок, оптимальную загрузку транспорта и обеспечение учета затрат;
- производственная подсистема - обеспечивает внедрение методов управления запасами, материальными потоками, планирование производства;
- сбытовая система - способствует повышению эффективности оформления и обработки заказов, направленная на исследование отечественных и зарубежных рынков.
Важной задачей построения эффективной системы управления логистическими процессами является создание на предприятии логистической инфраструктуры, то есть всего
того, что обслуживает функционирование системы закупки, хранение, обработку, поставку и транспортировку материального потока предприятия со всеми необходимыми процедурами к потребителю. Управление логистической инфраструктурой - это приведение инфраструктуры предприятия к состоянию равновесия или процесс достижения цели эффективного обеспечения и обслуживания логистических процессов предприятия. Достижение такой цели является достаточно сложной задачей, решению которой не способствуют факторы негативного влияния на эффективность логистической инфраструктуры, что приводит к торможению выполнения основных задач, или значительных перерасходов средств и времени.
Таким образом, осуществляя эффективное управление логистическими процессами предприниматели могут снизить свои расходы и улучшить процесс поставки, гарантировать сервис, повысить конкурентоспособность и укрепить позиции на рынке.
Вопросы внедрения инноваций в развитие логистики предприятия являются предметом изучения отечественных и зарубежных ученых. Однако, несмотря на значительное количество исследований, нераскрытыми до сих пор остаются вопросы, связанные с внедрением инноваций в логистическую систему предприятия - субъекта ВЭД.
В условиях глобализации, компьютеризации и информатизации мировой экономики на современном этапе развития рыночной экономики Украины одним из основных условий сохранения предприятиями своих конкурентных позиций на рынке является рациональное использование хозяйствующими субъектами своих ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, энергетических, информационных, интеллектуальных, ресурсов времени.
Функционирование и эффективное развитие логистической системы предприятия -субъекта ВЭД связано с использованием инноваций различного характера, с изменениями организационной структуры предприятия, применением высокоэффективных технологий товародвижения, использованием новейших технических и транспортных средств, оборудования, воплощением современных управленческих решений по разработке стратегии и тактики логистической деятельности.
Понятие инновация включает в себя процесс разработки, внедрения, эксплуатации производственно-экономического и социально-организационного потенциала, положенный в основу новации. Выделяют различные виды инноваций:
1) продуктовые - предусматривают создание новых товаров или услуг, которые ориентируются на формирующийся спрос;
2) технологические - совершенствование методов производства существующих товаров (услуг);
3) рыночные - выработка новых методов деятельности на рынке;
4) организационные - совершенствование организационных структур управления предприятиями.
Инновации, как ключевой компонент успешного развития логистики, могут быть внедрены в таких основных секторах логистической системы предприятия - субъекта ВЭД:
- инновации в поставках ресурсов (закупочная логистика) - предусматривает внедрение таких методов как «Kanban» и «JIT»;
- инновации в перевозку грузов (транспортная логистика) - внедрение инновационного решения «3 -PL- провайдер»;
- инновации в грузопереработке, складировании и хранении продукции (складская логистика);
- инновации в управлении запасами (внедрение ERP-систем управления запасами);
- инновации во внутрипроизводственной логистике - промышленная переработка ресурсов;
- инновации в логистическом менеджменте (внедрение таких систем как TQM (Total Quality Management - общее управление качеством), интегрированная система дистрибуции, а также ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) - интегрированная информационная система);
- инновации в распределении / поставке продукции заказчиком (распределительной логистике).
Исследуя вопросы внедрения инноваций в развитие логистической системы, нельзя обходить новейшие (в то время в развитых странах, а сегодня - и для многих украинских предприятий) логистические технологии (инновации), которые широко использовали в своей практике зарубежные фирмы.
К инновациям в логистической системе можно отнести внедрение известной в мире системы MRP (планирование потребности в ресурсах) - компьютеризированный прием, ориентированный на товар, цель которого -минимизировать запасы и соблюдать график
доставки. Усовершенствованный вариант этой системы (MRP II) имеет более широкое применение, чем MRP, поскольку может быть использован не только для планирования материальных ресурсов, но и трудовых, и финансовых ресурсов, производственного оборудования. Систему MRP перспективно внедрять, когда спрос на выходные материальные ресурсы существенно зависит от спроса потребителей на конечную продукцию. Система MRP I может работать с широкой номенклатурой материальных ресурсов (большой ассортимент выходных материальных потоков).
Следующей, не менее важной инновацией, которая может быть введена в логистическую систему предприятия (после MRP и MRP II), является система ERP (планирование ресурсов предприятия), которую определяют как «систему управления бизнесом при поддержке многомодульного прикладного программного обеспечения, которое интегрирует все подразделения отдельных функциональных направлений предприятия». ERP -термин, внедрённый исследовательской фирмой Gartner Group для описания систем управления. Преимущества внедрения ERP в систему логистики предприятия - субъекта ВЭД заключаются в снижении себестоимости за счет повышения производительности; уменьшении времени выхода товаров и услуг на международный рынок; сокращении количества производственных операций; уменьшении складских запасов; повышении качества продуктов; увеличении информированности руководства; повышении качества прогноза и планирования; формализации бизнес-процессов предприятия; интеграции всех подразделений [2].
Система DRP (планирование требований по дистрибуции) - это контроль над запасами и приемы диспетчирования, в которых принципы MRP применяют к дистрибуции запасов.
Одной из важных и перспективных инноваций в наше время, является внедрение управленческих инноваций в развитие логистической системы предприятия. К таким инновациям можно отнести аутсорсинг, бенчмаркинг, ассоциации поставщиков, кооперативы грузоотправителей и др. Аутсортинг - это стратегическое использование внешних ресурсов для решения задач, которые традиционно обеспечивались внутренними ресурсами компании. Это стратегия управления, согласно которой выполнение неключевых функций возлагается на внешнюю (третью) сторону, что представляет собой специализированного профессионального провайдера услуг. Бенчмаркинг включает стандарт эффективности, качество или преимущества, в отношении которых оценивают, измеряют и позиционируют все виды простой деятельности. При этом, в частности, логистическая деятельность рассматривается относительно лучших в отрасли конкурентов и относительно лучших предприятий других отраслей. Инновации возможны и в распределении и поставке продукции заказчикам. Сократить время между получением заказа и отправкой продукции потребителю позволяет применение компьютерной техники. На сегодняшний день среди логистических технологий в дистрибуции распространение получили системы Efficient consumer response (эффективная реакция на потребителя).
В наше время, при росте реализации и, соответственно, закупок товаров каждый руководитель должен принимать решение о введении в логистическую систему предприятия производственно-потенциальных инноваций. Осуществляя закупочную деятельность необходимо вносить изменения в перечень поставщиков, создавать новые собственные производственные подразделения, которые будут источником товаров, наращивать их мощности и объемы производства, а это приведет к изменению организационной структуры самой системы логистики.
Особая роль в развитии предприятий, занимающихся ВЭД, принадлежит инновациям инфраструктурного характера, в частности, связанным с созданием комплекса складских объектов - логистических центров. Ведь технико-технологические инновации на этих объектах будут связаны с реконструкцией сооружений и перепланировкой складских помещений, оснащением их соответствующим складским и подъемно-транспортным оборудованием, современными средствами управления, созданием микрологистической системы складской логистики. Инновацией инфраструктурного характера в рамках системы логистики может также считаться дальнейшее развертывание сети торговых объектов розничного звена -магазинов, супермаркетов - в предприятиях розничной торговли сетевого типа.
Отличным инновационным решением в преобразовании системы логистики предприятия может стать разработка комплекса организационных, технических и технологических мероприятий и средств для обеспечения деятельности электронного магазина. Его организация приведет к необходимости торговых инноваций, в частности включения в систему логистики предприятия соответствующего информационного и программного обеспечения для процессов обработки заказов клиентов в режиме "online" и их выполнения путем организации доставки приобретенных покупателями товаров [3].
Важное значение в логистической системе предприятия имеет инновация, связанная с созданием логистической информационной системы управления запасами, товароснабжением и товародвижением в рамках общей информационной системы данного предприятия. При этом основной идеологией таких инноваций в сфере логистики будет стремление обеспечить эффективное, стратегическое, тактическое и оперативное управление процессами движения материальных, а также информационных, финансовых и других потоков в процессе товародвижения как в организационных рамках торгового предприятия, так и вне их, что в будущем приведет к его стабильному развитию.
Таким образом, использование инноваций способствует совершенствованию логистики предприятия. Их внедрение значительно повысит эффективность использования логистических ресурсов, что приводит к аккумулированию конкурентных преимуществ. Использование инноваций способствует интенсификации развития логистической системы предприятия, и позволяет обеспечить эффективность ее работы в условиях постоянных внутренних и внешних изменений. Инновационные внедрения в логистическую систему предприятия - субъекта ВЭД, позволят укрепить конкурентные позиции предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Логистический подход к решению хозяйственных, а тем более стратегических проблем базируется на результатах предварительных аналитических исследований по следующим направлениям:
- рыночная конъюнктура. Анализ рынков позволяет отслеживать состояние каналов распределения и вовремя заметить сдвиги, происходящие в пользу какого-либо канала;
- изменение логистических функций. Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на повышении требований к логистике как системе в плане сроков, надежности доставки и комплектности заказа;
- выделение основной номенклатуры материальных ценностей, на которые приходится основной поток;
- определение размера запасов, обеспечивающих гибкость производственной системы. Гибкая производственная система, своевременно реагирующая на изменения рыночных потребностей, может эффективно функционировать только при условии обеспеченности оптимальной величиной запасов;
- обеспечение прохождения материалопотока. Следует обращать внимание не только на выпуск продукции, но и на маркировку и упаковку, упрощающие процесс обработки материалопотока;
- обеспечение гибкости. В современных условиях логистическая система должна обладать способностью краткосрочной адаптации, поэтому важно выделить элементы, обеспечивающие гибкость конечного стратегического направления;
- интеграция с логистическими службами поставщиков.
На рисунке 1 представлены виды потоков, возникающих в логистической системе между участниками бизнеса.
У
т (О
зе
(О
m
/-\ Информация
Заказ от покупателя Ъ
Счет на оплату заказа о 1- (О
N У а ш
к о
Финансы N. 5 S
Банковский перевод / (0 с S
V о sc
Товар
Информация Заказ на поставку Счет на оплату заказа
Финансы Банковский перевод
Товар
3
со
(О I-и
о
Рис. 1. Виды потоков в логистической системе
На наш взгляд, общая задача логистики состоит в согласовании потоков заказов от покупателей и потока заказов от поставщиков. Решение такой задачи будет эффективным лишь при использовании надежной информационной системы.
Планирование связей с рынком поставок имеет такое же большое значение для успешного функционирования предприятия, как и планирование рынка сбыта. Руководство снабжением должно оценивать позицию своей фирмы по отношению к поставщикам, систематически анализируя возможности потенциальных поставщиков и требования, со стороны своей фирмы. На основе анализа создается набор вариантов поведения фирмы по отношению к поставщикам в конкретных рыночных зонах.
На современном этапе логистическая система предприятия предусматривает следующие составляющие:
1. Снабжение.
Деятельность, связанная с приобретением продуктов и материалов у внешних поставщиков. Требует планирования потребности в ресурсах; выбора источников поставок; проведения переговоров об условиях поставок; размещения заказов; транспортировки, получения, проверки соответствия, хранения, обработки и контроля качества ресурсов. Она также включает в себя координацию работы с поставщиками по графикам, срокам и бесперебойности поставок; хеджирование рисков; поиск новых источников или разработку новых схем поставок. Главная цель - поддержка производства или торговли путем своевременных закупок с наименьшими общими издержками.
2. Материально-техническое обеспечение производства.
Деятельность, связанная с планированием и поддержкой производственного процесса. Требует составления календарных планов (графиков) выпуска продукции; хранения незавершенного производства; обработки, транспортировки и своевременного пополнения запасов материалов и комплектующих. Включает в себя хранение производственных запасов и максимально гибкую координацию производства и физического распределения в географическом и временном аспектах.
3. Физическое распределение.
Деятельность, связанная с обслуживанием потребителей. Требует получения и обработки заказов; размещения, хранения и обработки запасов: транспортировки внешним потребителям по распределительным каналам. Кроме того, эта деятельность предусматривает координацию с маркетинговыми планами в вопросах ценообразования, стимулирования сбыта, уровня сервиса, условий поставки, процедур возврата товара, поддержки жизненного цикла. Главная задача -помощь в обеспечении дохода от реализации путем обеспечения предусмотренного стратегией уровня обслуживания потребителей с минимальными общими издержками.
Снабжение, материально-техническое обеспечение и физическое распределение представляют собой функциональные циклы логистики.
По сути, функциональный цикл задает структурную основу интегрированной логистике. Динамику функциональным циклам придает необходимость согласования потребностей в ресурсах «на входе» и «на выходе». Потребности «на входе» определяются заказом на конкретное количество конкретных продуктов и материалов. Потребности «на выходе» -ожидаемые от логистической системы результаты работы.
В рамках гармоничного производства условия деятельности закупочных структур сильно меняются по сравнению с принятыми в массовом производстве. Результаты сравнительного анализа, представленного в таблице, позволяют проследить принципиальные отличия логистических характеристик гармоничного производства от традиционного массового.
Для успешного решения всех существующих в стране транспортных проблем в 2006 г. принята «Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года», целью которой является опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса, способного в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах. Здесь сформулированы стратегические задачи развития транспортной системы и механизмы их реализации [3]. В Республике Казахстан успешно функционируют промышленные предприятия, которым требуется эффективная логистическая система распределения. В отраслевой структуре промышленности РК велики доли цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности, химической и нефтехимической и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, представляющих интерес для логистики. Республика Казахстан привлекла к себе внимание таких известных международных компаний как, например, DHL, UPS, TNT, Panalpina, AsstrA, STS Logistics и других. В регионе работают дистрибьюторы крупных международных компаний, например, Unilever, Procter&Gamble, Coca-cola и многих других. Спектр предложений логистических операторов на рынке услуг Республики Казахстан будет значительно расширяться, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями. Для
обслуживания внутренних потребностей стране нужна сильная и высокоразвитая логистическая отрасль. В будущем, нам кажется, все больше современных высокотехнологичных решений будет проникать в сферу логистики Казахстана. Примером таких решений могут служить: отслеживание грузов по Интернету, спутниковая навигация, мультимодальные перевозки и многое другое. В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как 1. RP (Requirements/Resourseplanning) - планирование потребностей/ресурсов; 2. JIT (Just-in-time) - точно в срок; 3. LP (LeanProduction) - «стройное» (плоское) производство. Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5-7 лет, можно указать следующие: 4.Supplychainmanagement (SCM) - «управление цепью (цепями) поставок»; 5. Time-basedlogistics - «логистика в реальном масштабе времени»; 6. Valueaddedlogistics - «логистика добавленной стоимости»; 7. E-logistics - «Электронная логистика»; 8. Virtuallogistics - «Виртуальная логистика».
Таблица 1. Сравнительный анализ логистических характеристик традиционного гармоничного производства
Характеристика Вид производства
Массовое производство Гармоничное производство
Закупка ресурсов Большими партиями, большой интервал поставок Мелкие партии, частые поставки
Отношение к браку Допускается определенный процент брака (2%) Брак недопустим
Критерии выбора поставщиков Качество Условия поставки Цена Сроки поставки, готовность к поставке, обязательность при поставке, гибкость, информационная готовность
Длительность партнерства Краткосрочно сть контракта Долгосрочные отношения
Приемочный контроль Организуется покупателем (контроль качества, поштучный подсчет, идентификация груза) Сокращен или отсутствует (груз доставляется прямо на линию сборки)
Критерии выбора способа транспортировки Минимальные затраты, надежность вывоза. График составляется поставщиком Внимание обращается на ввоз и вывоз грузов, возможность поставок в рассрочку. График составляет покупатель
Ориентиры для поставщика в процессе изготовления изделия Техническое задание заказчика, строгое выполнение изделий по чертежам и схемам Изделия, нововведения поставщика поощряются
Оформление документов Длительность, множество согласований в случае изменений Краткость, автоматическое согласование изменений
Логистика в большинстве случаев участвует в создании стоимости косвенно. Однако она обладает огромным потенциалом для оптимизации затрат, а следовательно, способствует повышению рентабельности во всех областях предпринимательской деятельности. Казахстанские промышленные предприятия постепенно начинают отказываться от практики полного цикла производства и переходят на аутсорсинг с передачей ряда функций партнерам. В соответствии с концепцией аутсорсинга головное предприятие передает ведение отдельных направлений деятельности организационным подразделениям, не входящим в состав данного предприятия. При этом подразумевается, что данные подразделения способны выполнять поставленные перед ними задачи на достаточно высоком уровне.
Построение взаимоотношений с поставщиками играет важную роль для обеспечения функционирования системы производства и является необходимым слагаемым общей эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сайт Правительства РК http://ru.government.kz/ или ukimet.kz
2. «Капитал^» Интервью президента группы компаний «DAMU Logistics» Сакена Тойлыбаева.
3. Транспортная стратегия Республики Казахстан 2006-2015 гг.