Научная статья на тему 'Повышения качества организации бизнес-процессов логистической деятельности'

Повышения качества организации бизнес-процессов логистической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ЛОГИСТИКА / ЗАКАЗНАЯ АДРЕСНАЯ ДОСТАВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володина Н. Л., Щеголева Т. В.

Тенденция развития предприятий в различных сферах хозяйственной деятельности характеризуется универсальным требованием быть максимально эффективным в своей отрасли. Для этого необходимо четко сопоставлять стоимость процессов по отношению к результатам деятельности. Наиболее важной частью этого видится необходимость повышения эффективности бизнес-процессов логистической деятельности. Практическое применение логистических инструментов направлено на совершенствование бизнес-процессов логистической деятельности на предприятии, повышение качества логистических бизнес-процессов и минимизацию затрат. Достижение эффективных результатов возможно при снижении стоимости внутренних логистических процессов, что является важнейшей задачей любого предприятия. Разработка дорожной карты для реализации методов совершенствования бизнес-процессов логистической деятельности значительно повысит их эффективность, а также позволит внедрить современную логистическую технологию «Заказную адресную доставку». Отличительной особенностью разработанной дорожной карты является создание условий для выполнения требований потребителя, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tendency of development of enterprises in various spheres of economic activity is characterized by a universal requirement to be as efficient as possible in their industry. To do this, you must clearly compare the cost of processes in relation to the results of activities. The most important part of this is the need to improve the efficiency of business processes in logistics activities. The practical application of logistics tools is aimed at improving the business processes of logistics activities at the enterprise, improving the quality of logistics business processes and minimizing costs. Achieving effective results is possible while reducing the cost of internal logistics processes, which is the most important task of any enterprise. The development of a roadmap for the implementation of methods for improving the business processes of logistics activities will significantly increase their efficiency, as well as allow the introduction of modern logistics technology "Custom Address Delivery." A distinctive feature of the developed roadmap is the creation of conditions for meeting the requirements of the consumer, the most optimal, in terms of costs, method

Текст научной работы на тему «Повышения качества организации бизнес-процессов логистической деятельности»

ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

УДК 658.5

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.Л. Володина, канд. экон. наук, доцент

e-mail: [email protected] Т.В. Щеголева, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет

Тенденция развития предприятий в различных сферах хозяйственной деятельности характеризуется универсальным требованием - быть максимально эффективным в своей отрасли. Для этого необходимо четко сопоставлять стоимость процессов по отношению к результатам деятельности. Наиболее важной частью этого видится необходимость повышения эффективности бизнес-процессов логистической деятельности. Практическое применение логистических инструментов направлено на совершенствование бизнес-процессов логистической деятельности на предприятии, повышение качества логистических бизнес-процессов и минимизацию затрат. Достижение эффективных результатов возможно при снижении стоимости внутренних логистических процессов, что является важнейшей задачей любого предприятия. Разработка дорожной карты для реализации методов совершенствования бизнес-процессов логистической деятельности значительно повысит их эффективность, а также позволит внедрить современную логистическую технологию «Заказную адресную доставку». Отличительной особенностью разработанной дорожной карты является создание условий для выполнения требований потребителя наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом

Ключевые слова: качество, бизнес-процесс, логистика, заказная адресная доставка

IMPROVING THE QUALITY OF THE ORGANIZATION OF BUSINESS PROCESSES LOGISTICS ACTIVITIES N.L. Volodina, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor e-mail: [email protected] T.V. Shchegolevа, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor

e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University

The tendency of development of enterprises in various spheres of economic activity is characterized by a universal requirement - to be as efficient as possible in their industry. To do this, you must clearly compare the cost of processes in relation to the results of activities. The most important part of this is the need to improve the efficiency of business processes in logistics activities. The practical application of logistics tools is aimed at improving the business processes of logistics activities at the enterprise, improving the quality of logistics business processes and minimizing costs. Achieving effective results is possible while reducing the cost of internal logistics processes, which is the most important task of any enterprise. The development of a roadmap for the implementation of methods for improving the business processes of logistics activities will significantly increase their efficiency, as well as allow the introduction of modern logistics technology "Custom Address Delivery." A distinctive feature of the developed roadmap is the creation of conditions for meeting the requirements of the consumer, the most optimal, in terms of costs, method

Key words: quality, business process, logistics, customized address delivery

Переход на процессный подход изменяет и последовательное выполнение которых направ-методологию управления логистической дея- лено на преобразование «входов» в «выходы» с тельностью как взаимосвязанной цепью бизнес- целью получения результата, составляющего процессов, под которыми понимают взаимо- ценность для потребителя. Для повышения определенную и взаимозависимую совокупность качества необходимо эффективно организовать видов логистической деятельности предприятия, логистические процессы, которые должны

строиться по принципу Клиент-Поставщик. Это означает, что рабочее место, расположенное

© Володина Н.Л., Щеголева Т.В., 2019 «ниже» по производственному потоку является

58 ЭКОНОМИНФО. 2019. Т.16. №1

поставщиком, а рабочее место, которое в технологическом переделе идет следующим по маршруту, является клиентом по отношению к предыдущему (поставщику). Данный подход является саморегулирующейся системой управления обеспечением рабочих мест, синхронизированной с производственными процессами, при которой ни один ресурс не поставляется без предварительного заказа с рабочих мест. Предлагаемый подход к повышению качества организации логистических бизнес-процессов позволит реализовать все принципы логистики: нужный товар, нужное качество, нужное время, нужное место, нужное количество, минимальные затраты. Основные элементы подхода заключаются в следующих правилах: в качестве заказчиков выступают отдельные рабочие места (адресная система); роль заказа выполняет электронная карточка заказа; в производстве нет запасов, отсутствуют непрофильные операции, связанные с подготовкой комплектующих к вовлечению в производство; склад хранения превращается в склад обработки и комплектации заказов. Такая организация логистических бизнес-процессов направлена на повышение эффективности всей логистической системы.

Важным фактором повышения качества логистических процессов промышленного предприятия является последовательность взаимосвязанных инструментов, таких как: обучение персонала; организация рабочего места; визуализация логистических потоков; стандартизация, синхронизация и логистизация процессов; систематизация технологий логистики; упрощение, автоматизация и постоянное совершенствование операционной деятельности отраженные в логистической дорожной карте предприятия.

Представим предложения по разработке дорожной карты и детализация по каждому из инструментов.

• Процесс постоянного обучения - создание на предприятии тренингов по каждому из инстр ументов на основе собственных примеров, обучение внутренних тренеров, и с их помощью - разработка стратегии непрерывного обучающего логистического процесса.

• Гибкий и экономичный инструмент организации рабочего места«5 С», - постоянное улучшение логистических процессов и

конечного продукта в области качества, стоимости, времени. Основной принцип «5С» -поиск путей повышения эффективности текущего логистического бизнес - процесса. Принцип реализации - последовательное достижение совершенства в организации каждого рабочего места на предприятии, состоящее из пяти шагов: сортировка;« свои места» для всего; содержание в чистоте; стандартизация норм и правил; стабилизация и совершенствование порядка.

• «Визуализация» - методика использования элементов контроля производства, позволяющая каждому видеть установленный стандарт и любое отклонение от этого стандарта (средства визуальной информации и визуального контроля). Основные принципы «Визуализации» выражаются в лёгкости восприятия отклонения от нормального процесса (правило 3-х минут, когда в течение этого периода любой человек, даже не являющийся специалистом в данной области, понимает какие процессы проходят на рабочем месте, какие средства труда необходимо использовать, какие материалы являются входящими, а какие - готовой продукцией для данного рабочего места); сокращении времени на выполнение операций; исключении сбоев в работе; улучшении коммуникаций среди персонала.

• Стандартизированная работа» - документация стандартных способов выполнения работы. Является основой для непрерывных улучшений логистических бизнес-процессов. Основные принципы стандартизированной работы определяются как: гарантия единообразного выполнения логистических операций и исключение отклонений из-за человеческого фактора; гарантия безопасности при выполнении работ; гарантия стабильности логистического бизнес-процесса; основа для непрерывных улучшений логистической деятельности; использование в качестве инструмента обучения.

• «Деятельность по постоянному улучшению» - непрерывное совершенствование логистических бизнес-процессов, основным принципом которого является вовлечение каждого сотрудника в подачу предложений, улучшающих логистический бизнес-процесс, а затем реализацию и отчет о внедренных предложениях по повышению эффективности логистической деятельности.

• Инструменты поставки продукции подобранных индивидуально под потребности и учитывая особенности выбранных логистических процессов. Это универсальные инструменты, каждый из которых может быть реализован как отдельно, так и совместно друг с другом по различным группам материалов. При этом обеспечение клиента можно реализовать как от внутреннего поставщика, так и от внешнего.

• «Концепция Тары» - систематизирование используемых на предприятии и при поставках от поставщиков унифицированных типов тары, для сопровождения логистических бизнес-процессов, в зависимости от типов поставки с определенным и четко распознаваемым количеством деталей в таре. Основные задачи системы заключаются в обеспечении существования процесса поставок с исключением использования одноразовой упаковки, закреплении деталей за тарой и процессами, планировании маршрутов, планировании ремонта и содержание тары.

• «Синхроинжиниринг» - методика учета требований логистики, начиная с этапа разработки концепции и определения нового продукта, с разработки и планирования прототипа изделия до поставки готового изделия потребителю.

• «Управление поставщиками» - метод, направленный на привлечение поставщиков к процессам оптимизации совместных взаимодействий, путем изменения условий поставки, снижения трудоемкости погрузо-разгрузочных работ и увеличению скорости приема материальных производственных запасов на предприятии.

• Показатели оценки экономической эффективности логистистической деятельности подразделений (КР1) - это показатели эффективности достижения целей по итогам периода, устанавливаются для каждого подразделения предприятия. Результаты достижения по итогам периода учитываются при определении премиального фонда подразделения.

• Сокращение документооборота при реализации мероприятий по оптимизации логистических потоков. (Трудоемкий процесс, на который редко обращают внимание, но который при детальном разборе отвлекают ресурсы подразделений).

• Упрощение логистических процессов на организационном уровне - мероприятия,

направленные на устранение «слабых мест» в логистических процессах и, как правило, являющихся наиболее трудоемкими и при этом не основными (например, исключение промежуточных мест хранения при доставке).

• Автоматизация логистических процессов в составе ERP-системы предприятии. Основная цель - обеспечение прозрачности логистических бизнес-процессов контроля финансовых средств, автоматизация и повышение эффективности логистических процессов, исключение субъективных ошибок, повышение

дисциплинированности и расчет трудоемкости в зависимости от изменений объемов производства. Структура программы учитывает следующие направления логистических процессов: импорт; экспорт; автоперевозки;

мультимодальные и контейнерные перевозки; склады (входящие материалы, готовая продукция); транспорт; технология (тара, трудоемкость, упаковка); персонал, необходимый для сопровождения логистических процессов. Основой автоматизации является программа, в которой предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность (например: 1С, SAP R/3), базисом которой составляет ведение всех договоров (спецификаций, контрактов).

Использование каждого из инструментов направлено на достижение определенной цели и затрагивает не только логистику, но и производство, бухгалтерию, информационные технологии и т.д. И пользование инструментов осуществляется в три стадии, отраженных в логистической дорожной карте предприятия (рис. 1).

Для реализации данной цели предлагается ввести понятие, характеризующее

прогрессивный инструмент логистики предприятия «Заказная адресная доставка».

Для совершенствования бизнес-процессов логистической деятельности считается целесообразным внедрить инструмент «Заказная адресная доставка» представляющий собой инструмент организации внутризаводских логистических потоков по обеспечению рабочих мест необходимыми материалами с предыдущего процесса в определенный период времени, в указанное место и в соответствие с заказанным количеством продукции, ориентированный на последовательность производственной сборки, с требуемым качеством, как доставки, так и самой детали.

Рис. 1. Дорожная карта повышения качества организации бизнес-процессов логистической деятельности предприятия

«Заказная адресная доставка» позволяет делегировать оперативное регулирование управления обеспечением производственных участков, синхронизированным с производственными процессами, непосредственно на рабочее место, и направлена на снижение (исключение) объема промежуточных запасов.

Определим основные принципы «Заказная адресная доставка»:

- отправителем является либо склад, либо производственное подразделение (участок, или рабочее место), которое является внутренним поставщиком заготовок для определенного рабочего места (логистического рабочего места);

планирование потребности в материалах делегируется на каждое рабочее место в виде автоматизированного инструмента,

рассчитывающего потребление материалов, в зависимости от планируемого типа и объемов выпускаемой продукции. Планирование потребности каждого рабочего места реализуется на базе информационных ресурсов предприятия;

- заказ на доставку материальных производственных ресурсов осуществляется с каждого логистического рабочего места, которое является самостоятельным центром заказа.

Авторами выделяются основные отличительные особенности функционирования инструмента «Заказная адресная доставка», которые можно представить следующими правилами:

роль заказа выполняет карточка заказа (электронный заказ);

в качестве заказчика ресурса выступает рабочий, на котором начинается первая операция с ресурсом в процессе сборки;

- ресурс не поставляется в производство без предварительного заказа;

- предварительный заказ осуществляется в соответствии с последовательностью сборочного производства (электронная очередь);

в производстве нет запасов, отсутствуют непрофильные операции, связанные с подготовкой материальных производственных запасов к вовлечению в производство;

- склад хранения преобразуется в склад обработки и комплектации заказов.

Это позволит сократить запасы в производстве, оптимизировать текущие логистические затраты, оптимизировать численность персонала, сократить используемые площади и повысить специализацию подразделений.

Универсализация и стандартизация логистических процессов диктует необходимость определения типа поставки продукции, в соответствии с технологиями доставки: «Кан-бан», <ШЪ>, «JiS», «Тарная поставка» для максимально возможной номенклатуры предприятия, с максимально большим количеством вовлечения в этот процесс поставщиков.

Возможности и эффективность применения разработанного логистического инструмента открывает практически безграничные

возможности сокращения затрат предприятия на логистику, сокращения производственных запасов, при отсутствии потребности инвестиций в изменения, и не прибегая к дорогостоящим программам автоматизации. Это дает мотивацию работникам предприятия, которые, несмотря на отсутствие запасов по одной номенклатуре, начинают самостоятельно включаться в данный

процесс, делая предложения и по другим материалам, которые, находятся в избытке на рабочих местах. Более того, изменения процесса полностью исключат службы, обеспечивающие внутрицеховую логистику, а трудоемкость основного высококвалифицированного

персонала будет снижена, так как функциональные обязанности по предварительной распаковке осуществляются складской логистикой. Кроме очевидных плюсов в оптимизации, есть и скрытый положительный момент -отсутствие запасов исключает возможность перепроизводства и мгновенно показывает сбой в производственном процессе, который становится визуальным при первом же взгляде на рабочий участок.

Это повышает реакцию предприятия на любые отклонения в текущем процессе, делая его более быстрым в устранении причины сбоя и более гибким - отсутствие запасов позволит максимально быстро перейти на выпуск другой модели, которая может срочно быть востребована как на рынке в целом, так и отдельным клиентом в частности.

Продемонстрируем разработанную схему на примере процесса доставки материалов с использованием прогрессивной логистической технологии, которая представлена на рис. 2.

Для повышения качества организации бизнес-процессов логистической деятельности по указанным схемам необходимо обучить персонал. Для каждого участника процесса разрабатываются рабочие инструкции, в которых доступным языком разъяснен алгоритм действий. Для обеспечения наглядности рекомендуется в инструкции включать фотографии процесса. Обучение проводится с каждым из участников, желательно с участием как тренера по обучению, так и разработчика метода модернизации логистического бизнес-процесса.

—И

При всех отклонениях в I процессе происходит оперативный

разбор и устранение« узких мест»

Рис. 2. Совершенствование логистического процесса на примере «Доставка материалов со склада в цех» (как стало)

Таким образом, несмотря на сложность, организация логистического процесса «Заказная адресная доставка» позволяет обеспечивать четкую и более эффективную работу предприятия, снизить трудоемкость персонала, открыть перспективные возможности для развития, повысить эффективность деятельности. Разработка мероприятий по повышению качества организации бизнес-процессов логистической деятельности направлена на комплекс взаимосвязанных логистических операций и логистических функций, трансформирующих ресурсы предприятия для гармонизации интересов производителей, поставщиков и потребителей.

Литература

1. Сазонов А.А. Рационализация логистических процессов на предприятиях машиностроения [Текст]: дис.канд.экон.наук: 08.00.05 / Сазонов Алексей Александрович.-М.:2016.-155с.

2. Володина Н.Л. Инструменты и методы качества логистических процессов [Текст] / Н.Л.

Володина, К.С. Кривякин // Организатор производства.- 2017, Т.25.№4.-С.67-82.

3. Постнов В.В., Митрофанов Д.Е., Селиверстов А.С., Уткин Д.Ю. Управление качеством в логистических системах [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 157-160.

4. Володина Н.Л. Процессный подход в системе менеджмента качества [Текст] // Организатор производства.-2016,№1(68).- С.95-100.

5. Kachin V.V. LOGISTICS INFRASTRUCTURE IN CHINA / V.V.Kachin, Y.V. Kachina, T.V.Shchegoleva, N.L.Volodina //Экономинфо. 2016. № 26. С. 121-124.

6. Люханова С.В. Менеджмент качества логистических процессов на примере процесса транспортировки [Текст] /С.В. Люханова // Материалы Всероссийской научно-практ. конференции с международным участием: в 3 томах. Дальневосточный гос. университет путей сообщения; Под ред. В.А. Подоба. 2015. - С.157-161. 2019. Т.16. № 1 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.