УДК 33 Добычина П.А., Леонова Ж.К.
Добычина П.А.
Государственный социально-гуманитарный университет
(г. Коломна, Россия)
Научный руководитель: Леонова Ж.К.
д.э.н., проф.
Государственный социально-гуманитарный университет
(г. Коломна, Россия)
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРАКТНОЙ
СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
Аннотация: в данной статье рассматривается методика оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Проанализированы существующие подходы и критерии оценки, предложены рекомендации по их совершенствованию. Особое внимание уделено роли аудита и международному опыту в данной области.
Ключевые слова: контрактная система, госзакупки, экономическая эффективность, аудит, международный опыт.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг является важным элементом государственного и муниципального управления. Она обеспечивает прозрачность, конкурентоспособность и эффективность использования бюджетных средств, что является критически важным для социально-экономического развития страны. Эффективное управление закупками позволяет не только снизить издержки, но и повысить качество приобретаемых товаров и услуг, что напрямую влияет на уровень жизни населения и развитие инфраструктуры.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению объема государственных и муниципальных закупок. В 2016 году расходы на государственные закупки составили почти 50% консолидированного бюджета страны, что в денежном выражении превысило 6,5 трлн. рублей. Это подчеркивает значимость оптимизации бюджетных расходов в рамках контрактной системы и необходимость разработки действенных методик оценки её эффективности.
Цель данной статьи — исследование существующих методик оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках исследования будут проанализированы различные подходы и критерии оценки, выявлены их сильные и слабые стороны, а также предложены рекомендации по их совершенствованию. Особое внимание будет уделено роли аудита в оценке эффективности и международному опыту в данной области.
Контрактная система в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данный закон был введен с целью создания единой и комплексной системы государственного заказа, обеспечивающей прозрачность и эффективность использования бюджетных средств.
Основные принципы контрактной системы, закрепленные в законе № 44-ФЗ, включают:
1. Принцип прозрачности и открытости закупок - все этапы процесса закупок должны быть открытыми и доступными для общественного контроля, что способствует снижению уровня коррупции и повышению доверия к системе.
2. Принцип равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации -все участники закупок должны иметь равные возможности и условия для участия в конкурсах и тендерах.
3. Принцип экономичности и эффективности - закупки должны осуществляться с наименьшими затратами при максимальном достижении поставленных целей и выполнении государственных нужд.
Контрактная система включает три взаимосвязанных этапа:
1. Прогнозирование и планирование закупок - на этом этапе определяется необходимость закупок, формируются планы и графики их проведения, рассчитываются бюджетные расходы.
2. Осуществление закупок - включает проведение конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений, выбор поставщиков, заключение контрактов.
3. Контроль и аудит исполнения контрактов - контроль за выполнением условий контрактов, проверка качества и сроков поставки товаров, работ и услуг, проведение аудита для оценки эффективности и выявления возможных нарушений.
Контрактная система также предусматривает создание и ведение Единой информационной системы в сфере закупок, которая обеспечивает доступ к информации о планируемых и проведенных закупках, а также результатах их аудита и контроля.
Несмотря на значительное количество положений, регулирующих контрактную систему, практика показывает наличие проблем и недостатков, связанных с их реализацией. Основными из них являются сложности в планировании и исполнении контрактов, недостаточный уровень профессионализма участников закупок, а также отсутствие единой методики оценки эффективности.
Методические подходы к оценке эффективности контрактной системы.
Эффективность контрактной системы в сфере закупок оценивается через различные методические подходы, которые включают в себя как отечественные, так и международные практики. Эти методики направлены на выявление уровня экономичности, результативности и прозрачности закупочных процессов.
Отечественные методики оценки.
В России существует несколько методических рекомендаций по оценке эффективности контрактной системы, разработанных различными государственными органами. Основная цель этих методик заключается в том, чтобы сопоставить затраты и результаты государственных закупок, оценить их экономический эффект и определить способы повышения эффективности.
Одним из ключевых методов оценки является расчет экономической эффективности, который основывается на сравнении затрат на закупку с полученными результатами. Например, показатель экономии средств рассчитывается как разница между начальной ценой контракта и фактической ценой его заключения. Этот метод позволяет выявить прямую экономию бюджетных средств и оценить обоснованность начальной цены контракта.
Также в отечественной практике используются показатели конкурентности, которые определяют уровень конкуренции на различных этапах закупочного процесса. Эти показатели позволяют оценить степень участия различных поставщиков в тендерах и конкурсах, что является важным фактором для обеспечения прозрачности и справедливости закупок.
Критерии и показатели оценки эффективности.
Оценка эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг требует применения разнообразных критериев и показателей. Эти критерии позволяют всесторонне оценить как экономические, так и социальные аспекты выполнения государственных и муниципальных заказов. Рассмотрим основные из них.
1. Экономическая эффективность.
Экономическая эффективность является одним из ключевых показателей, оценивающих результативность государственных закупок. Она включает в себя следующие аспекты:
Прямая экономия бюджетных средств - рассчитывается как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и фактической ценой его заключения.
Качество приобретенных товаров, работ и услуг - оценка качества продукции или услуг, которые были приобретены в рамках государственного заказа, включая долговечность, надежность и соответствие техническим требованиям.
Выгодные условия приобретения - такие как сокращение сроков поставки, длительный гарантийный срок обслуживания и наличие дополнительных сервисов.
2. Социально-экономические эффекты.
Социально-экономические эффекты включают в себя:
Снижение уровня коррупции - повышение прозрачности и открытости процедур закупок способствует уменьшению коррупционных рисков.
Повышение деловой репутации заказчика - успешное выполнение контрактов и открытые процедуры повышают доверие к государственным органам со стороны поставщиков и общества в целом.
Инвестиционная привлекательность региона - эффективные и прозрачные закупки могут способствовать привлечению инвесторов и развитию региональной экономики.
3. Показатели конкурентности.
Уровень конкуренции является важным показателем, который отражает степень участия различных поставщиков в закупочных процедурах:
Количество поданных заявок - число заявок, поданных участниками на участие в тендерах и конкурсах.
Количество участников, отозвавших свои заявки - число участников, которые отозвали свои заявки, что может указывать на проблемы с условиями тендера или дискриминацию.
4. Показатели эффективности планирования и реализации закупок.
Эти показатели позволяют оценить, насколько эффективно было проведено планирование и реализация закупок:
Соответствие фактически проведенных закупок запланированным -отклонения от плана могут указывать на проблемы в планировании или изменении потребностей.
Обоснованность начальной (максимальной) цены контракта - процентное отклонение начальной цены от средней цены, предложенной участниками.
5. Контроль и аудит закупок.
Роль аудита в оценке эффективности контрактной системы заключается в выявлении нарушений и недостатков, а также в разработке рекомендаций по их устранению. Аудит включает в себя:
Проверка соответствия закупок законодательству - контроль за соблюдением нормативных требований на всех этапах закупочного процесса.
Анализ качества выполнения контрактов - проверка сроков и качества выполнения контрактных обязательств.
Оценка системы внутреннего контроля - анализ эффективности существующей системы контроля и предложений по её улучшению.
Для наглядного примера рассмотрим показатели экономической эффективности на конкретных данных:
Если начальная цена контракта составила 1 млн. рублей, а фактическая цена заключения контракта - 800 тыс. рублей, прямая экономия составляет 200 тыс. рублей или 20%.
Использование разнообразных критериев и показателей позволяет обеспечить комплексную оценку эффективности контрактной системы, выявить её сильные и слабые стороны, а также разработать рекомендации по её улучшению.
Заключение.
В данной статье были рассмотрены различные методики оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг. Анализ отечественных и международных практик позволил выявить сильные и слабые стороны существующих подходов. Российские методики,
ориентированные на детальный анализ экономической эффективности и конкурентности, нуждаются в дальнейшей систематизации и стандартизации. Международные методики, такие как австралийская и канадская, предлагают комплексный подход к оценке затрат и выгод, но требуют значительных ресурсов и квалифицированных специалистов для их реализации.
Ключевыми показателями эффективности являются прямая экономия бюджетных средств, качество приобретенных товаров и услуг, а также уровень конкуренции на различных этапах закупочного процесса. Социально-экономические эффекты, такие как снижение уровня коррупции и повышение деловой репутации заказчика, также играют важную роль в оценке эффективности контрактной системы.
Таким образом, эффективная оценка контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг является ключевым фактором для оптимизации бюджетных расходов и повышения качества государственного управления. Внедрение предложенных рекомендаций позволит значительно улучшить текущую ситуацию и достичь поставленных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Матвеева Н.С. Оценка эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок // Финансы и кредит. 2018. Т. 24, № 3. С. 505—521;
2. Плужникова Т.В., Отвечалин Д.А. Методические рекомендации по организации контроля за использованием бюджетных средств в частных компаниях // Управленческий учет. 2024. № 3. С. 461-468;
3. Подосинников Е.Ю., Мутылина К.О., Михалева О.В. Эффективность функционирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: правовое регулирование и подходы к оценке // Инновационная экономика: перспективы развития и сов. 2017. № 1 (19). С. 286;
4. Рогуленко Т.М., Бодяко А.В., Пономарева С.В., Пашков П.А. Методическое обеспечение расчетной эффективности госзакупок на контрактной основе // Финансы: теория и практика. 2023. Т. 27, № 5. С. 18-29;
5. Фрунзе В.В. Обеспечение качества контрольной деятельности в сфере закупок. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021.
Dobychina P.A., Leonova Zh.K.
Dobychina P.A.
State University of Social Sciences and Humanities (Kolomna, Russia)
Scientific advisor: Leonova Zh.K.
State University of Social Sciences and Humanities (Kolomna, Russia)
METHODOLOGY FOR EVALUATING APPLICATION OF CONTRACT SYSTEM IN FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES
Abstract: this article discusses a methodology for evaluating the effectiveness of the contract system in the field ofprocurement of goods, works and services to meet state and municipal needs. The existing approaches and evaluation criteria are analyzed, and recommendations for their improvement are proposed. Special attention is paid to the role of auditing and international experience in this field.
Keywords: contract system, public procurement, economic efficiency, audit, international experience.