Научная статья на тему 'Методическое обеспечение расчетной эффективности госзакупок на контрактной основе'

Методическое обеспечение расчетной эффективности госзакупок на контрактной основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
институт закупок / прокьюремент / контракт / государственный патронаж / коррупция / институциональная ловушка / принципы комплаенс контроля / institute of procurement / procurement / contract / state patronage / corruption / institutional trap / principles of compliance control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Михайловна Рогуленко, Анна Владимировна Бодяко, Светлана Валерьевна Пономарева, Павел Александрович Пашков

Предметом исследования являются проблемы институционального и методико-правового регулирования контрактной системы государственных закупок. Актуальность проблематики обусловлена тем, что в результате принятия в 2017 г. поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» произошли изменения в структуре и составе форм контрактной деятельности, в динамике распределения процедур размещения заказа. Целью исследования является разработка научно обоснованной методики расчета результативности закупочной деятельности на основе комплексной оценки эффективности госзакупок на контрактной основе, план-фактного анализа, внедрения принципов комплаенс-контроля управления госзакупками. Использованы методы статистического и сравнительного анализов, обобщения, классификации, стоимостной оценки. Показано, что существующие до настоящего времени недостатки институционального регулирования закупочных процедур негативно сказываются на их эффективности, что требует улучшения менеджмента госзакупок и его аналитикометодического обеспечения. Авторами предложено применять принципы комплаенс-контроля управления госзакупками на контрактной основе в целях повышения уровня достоверности и законности проводимых мероприятий в сфере закупок. Предлагается авторское видение содержания методик расчета результативности закупочной деятельности на основе комплексной оценки эффективности госзакупок на контрактной основе. Для сбора данных для план-фактного анализа, их систематизации для дальнейшего расчета показателей эффективности госзакупок на контрактной основе предложена специализированная форма «Свод данных для план-фактного анализа закупок». Внедрение в практику закупок представленных в исследовании предложений позволит повысить результативность функционирования российской контрактной системы государственных закупок, ответственность ее участников и профессиональную грамотность чиновников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татьяна Михайловна Рогуленко, Анна Владимировна Бодяко, Светлана Валерьевна Пономарева, Павел Александрович Пашков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Support of the Estimated Efficiency of Public Procurement on a Contractual Basis

The subject of the study is the problems of institutional and methodological-legal regulation of the contract system of public procurement. The relevance of the problem is due to the fact that there have been changes in the structure and composition of forms of contract activity as a result of the 2017 adoption of amendments to Law No. 44 in the dynamics of the distribution of order placement procedures. The purpose of the study is to develop a scientific methodology for calculating the effectiveness of procurement activities on the basis of a comprehensive assessment of the effectiveness of public procurement on a contractual basis, plan-fact analysis, and the implementation of the principles of compliance control in public procurement management. The paper uses methods of statistical and comparative analysis, generalization, classification and valuation. The paper shows that the present disadvantages of institutional regulation of procurement processes have a negative effect on their effectiveness, requiring improved oversight of public procurements as well as analytical and methodological support. The authors suggested that the principles of compliance-control of public procurement management be applied on a contractual basis in order to increase the level of credibility and legality of activities conducted in procurement. The author’s vision of the content of the methods of calculating the performance of procurement activities on the basis of a comprehensive evaluation of the effectiveness of public procurements on a contract basis is presented. For the collection of data for plan-fact analysis, their systematization for further calculation of performance indicators of public procurement on a contractual basis, a specialized form “Data Summary for Plan-Fact Analysis of Procurement” is proposed. If the procurement proposals presented in the study are implemented, they will increase the efficiency of the Russian public procurement contract system, the responsibility of participants in it, and the professional competence of officials.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение расчетной эффективности госзакупок на контрактной основе»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-5-18-29 УДК 365(045) JEL G380

(СО ]

BY 4.0

Методическое обеспечение расчетной эффективности госзакупок на контрактной основе

Т. М. Рогуленкоа, А. В. Бодякоь, С. В. Пономарева0, П.А. Пашков11

3 Государственный университет управления, Москва, Россия;

3 ь Российский университет дружбы народов, Москва, Россия;

3 РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, Москва, Россия; ь Финансовый университет, Москва, Россия; с Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия; й Московский городской университет управления Правительства Москвы, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предметом исследования являются проблемы институционального и методико-правового регулирования контрактной системы государственных закупок. Актуальность проблематики обусловлена тем, что в результате принятия в 2017 г. поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» произошли изменения в структуре и составе форм контрактной деятельности, в динамике распределения процедур размещения заказа. Целью исследования является разработка научно обоснованной методики расчета результативности закупочной деятельности на основе комплексной оценки эффективности госзакупок на контрактной основе, план-фактного анализа, внедрения принципов комплаенс-контроля управления госзакупками. Использованы методы статистического и сравнительного анализов, обобщения, классификации, стоимостной оценки. Показано, что существующие до настоящего времени недостатки институционального регулирования закупочных процедур негативно сказываются на их эффективности, что требует улучшения менеджмента госзакупок и его аналитико-методического обеспечения. Авторами предложено применять принципы комплаенс-контроля управления госзакупками на контрактной основе в целях повышения уровня достоверности и законности проводимых мероприятий в сфере закупок. Предлагается авторское видение содержания методик расчета результативности закупочной деятельности на основе комплексной оценки эффективности госзакупок на контрактной основе. Для сбора данных для план-фактного анализа, их систематизации для дальнейшего расчета показателей эффективности госзакупок на контрактной основе предложена специализированная форма «Свод данных для план-фактного анализа закупок». Внедрение в практику закупок представленных в исследовании предложений позволит повысить результативность функционирования российской контрактной системы государственных закупок, ответственность ее участников и профессиональную грамотность чиновников. Ключевые слова: институт закупок; прокьюремент; контракт; государственный патронаж; коррупция; институциональная ловушка; принципы комплаенс контроля

Для цитирования: Рогуленко Т. М., Бодяко А. В., Пономарева С. В., Пашков П.А. Методическое обеспечение расчетной эффективности госзакупок на контрактной основе. Финансы: теория и практика. 2023;27(5):18-29. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-5-18-29

ORIGINAL PAPER

Methodological Support of the Estimated Efficiency of Public Procurement on a Contractual Basis

T. M. Rogulenkoa, A.V. Bodyako", S. V. Ponomarevac, P.A. Pashkovd

a State University of Management, Moscow, Russia; ^ b Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; a Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Russia; b Financial University, Moscow, Russia;

c St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia; d Moscow City University of Management of the Government of Moscow, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the problems of institutional and methodological-legal regulation of the contract system of public procurement. The relevance of the problem is due to the fact that there have been changes in the structure and

© Рогуленко Т. М., Бодяко А. В., Пономарева С. В., Пашков П.А., 2023

composition of forms of contract activity as a result of the 2017 adoption of amendments to Law No. 44 in the dynamics of the distribution of order placement procedures. The purpose of the study is to develop a scientific methodology for calculating the effectiveness of procurement activities on the basis of a comprehensive assessment of the effectiveness of public procurement on a contractual basis, plan-fact analysis, and the implementation of the principles of compliance control in public procurement management. The paper uses methods of statistical and comparative analysis, generalization, classification and valuation. The paper shows that the present disadvantages of institutional regulation of procurement processes have a negative effect on their effectiveness, requiring improved oversight of public procurements as well as analytical and methodological support. The authors suggested that the principles of compliance-control of public procurement management be applied on a contractual basis in order to increase the level of credibility and legality of activities conducted in procurement. The author's vision of the content of the methods of calculating the performance of procurement activities on the basis of a comprehensive evaluation of the effectiveness of public procurements on a contract basis is presented. For the collection of data for plan-fact analysis, their systematization for further calculation of performance indicators of public procurement on a contractual basis, a specialized form "Data Summary for Plan-Fact Analysis of Procurement" is proposed. If the procurement proposals presented in the study are implemented, they will increase the efficiency of the Russian public procurement contract system, the responsibility of participants in it, and the professional competence of officials.

Keywords: institute of procurement; procurement; contract; state patronage; corruption; institutional trap; principles of compliance control

For citation: Rogulenko T. M., Bodyako A.V., Ponomareva S. V., Pashkov P.A. Methodological support of the estimated efficiency of public procurement on a contractual basis. Finance: Theory and Practice. 2023;27(5):18-29. DOI: 10.26794/2587-56712023-27-5-18-29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

Современная институциональная структура контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд окончательно не сформировалась. Причин этому несколько: не отработан понятийный аппарат теории менеджмента закупок, что запутывает практику закупок; не закрепились принципы справедливой конкуренции в сфере госзакупок; несовершенна нормативно-правовая и методическая основа закупочного процесса [1-3]. Существенное влияние оказывают стремительные процессы цифровизации коммуникаций участников закупок, которые «ломают» привычные сложившиеся традиции и процедуры.

Исследователи акцентируют внимание на про-кьюременте — это в первую очередь совокупность методов, которые в той или иной степени способны в максимальной мере удовлетворить интересы заказчика.

В условиях рыночных отношений институт государственных закупок выполняет функции по удовлетворению государственных нужд, качественно и своевременно, с наиболее эффективной экономией бюджетных ассигнований, выделяемых на размещение госзаказа; установлению подконтрольности и обеспечению прозрачности расходования казенных ресурсов1.

1 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

Как ни парадоксально, требование существенных временных затрат контрактных управляющих на проведение сделок предопределено текстом Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), поскольку он чрезвычайно объемен и сложен для восприятия. На усвоение норм уходит много времени. Для реализации одной закупки необходимо не только знание текста Закона № 44-ФЗ, но и комментариев к нему, а также подзаконных актов и различных классификаторов. Без подобных знаний невозможно сформировать навык оперативного поиска и результативного применения нужной информации. В новейшей истории России вопросы нормирования рабочего времени сотрудника контрактной службы по закупочной деятельности относятся к открытым проблемам. Так, на практике часто возникают вопросы о возможности применения тех или иных методик нормирования труда специалистов по закупочной деятельности в бюджетных организациях. Об этих проблемах пишут в своем исследовании Н. В. Юрченко и Е. А. Быкова, которые обращают внимание на следующие факторы:

• сложность учета трудовых операций при совместном или параллельном выполнении их несколькими сотрудниками;

обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 02.07.2021).

КОНКУРЕНТНЫЕ

Конкурсные Внеконкурсные

Конкурс

-чн ни

л &

£ CD

л

I

го

«

о и

о &

о &

и

5 о

El

Щ

6

о

0

1

го

g

S3 ft

о «

Предварительный отбор. Запрос котировок для

оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Рис. 1 /Fig. 1. Виды и подвиды способов закупок в контрактной системе / Types and Subspecies of Procurement Methods in the Contract System

Источник/Source: составлено авторами / ^mp^ed by the authors.

• затрудненность оценки результатов индивидуального труда из-за отсутствия типовых норм времени для отдельных работ;

• необходимость сбора предварительных данных о видах операций и их продолжительности для формирования численности персонала по нормам времени.

Предметом данного исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие при формировании контрактной системы в соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами между регулирующими органами и образовательными организациями — заказчиками товаров, работ, услуг через систему государственных закупок.

В статье рассматриваются проблемы институционального и методико-правового регулирования контрактной системы государственных закупок.

Целью исследования является разработка научно обоснованных и практически результативных предложений по методике расчета эффективности закупочной деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как считают эксперты, институт закупок с принятием новой редакции Закона № 44-ФЗ оказался в институциональной ловушке [4].

Российский институт госзакупок унаследовал от «предшественника» основной изъян — коррупционность контрактных процедур [3]. В связи с недостатками институционального регулирования

госзакупок на контрактной основе и коррупционностью запроса котировок ФАС РФ выступила с инициативой исключения его из доступных способов размещения государственных и муниципальных заказов.

Находясь под патронажем государства, участники закупок обязаны выполнять все требования Закона № 44-ФЗ (субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 04.08.2023) (коммерческие юридические лица). Контроль за выполнением законодательных норм возложен на таких регуляторов, как Банк России, Минфин России, МЭР России, ФАС России, Росфинмониторинг и другие.

Принятие в 2017 г. поправок в Закон № 44-ФЗ существенно изменило структуру и состав форм контрактной деятельности (рис. 1).

Динамика распределения процедур размещения заказа за период 2010-2020 гг. проиллюстрирована на рис. 2.

Государственные закупки — это особый институт общенационального значения, миссия которого — удовлетворение потребностей экономических субъектов в товарах, работах, услугах на контрактных условиях за счет средств бюджетного финансирования. Однако существующие до настоящего времени недостатки институционального регулирования закупочных процедур негативно сказываются на их эффективности [5]. Для решения этой проблемы необходимо улучшать

Рис. 2/Fig. 2. Распределение процедур размещения заказа (по количеству процедур, %) / Distribution of Order Placement Procedures (by Number of Procedures, %)

Источник/Source: расчеты авторов / Author's calculations.

менеджмент госзакупок и его аналитико-мето-дическое обеспечение.

Многие современные аналитики: В. В. Воль-чик, В. В. Горлов, Р. А. Григорьев, О. В. Киселева, К. Ю. Котова, Т. В. Крамин, Е. Л. Кумунджиева, А. Е. Лапин, А. В. Лукиных, О. В. Михалева, К. О. Му-тылина, А. А. Налбандян, П. А. Пашин, Е. Ю. Под-осинников, К. В. Разуваева, И. Л. Сурат и другие предпринимают попытки сформировать представление о содержании понятия «эффективность госзакупок» и на этом основании разработать методику ее оценки.

В Законе № 44-ФЗ и подзаконных актах говорится об эффективности закупок, однако четкая дефиниция понятия «эффективность закупок» в них отсутствует. На наш взгляд, сам термин «эффективность» не вполне удачен для оценки деятельности участников закупочного процесса. Представляется более уместным термин «результативность», поскольку он может отражать не только стоимостные, но иные оценочные показатели, например, качественные оценки, уровень конкурентности контрактов, длительность исполнения заказа, экономия времени на формирование заявки и т.д.

Изучение практики реализации норм Закона № 44 показало, что не все регуляторные вопросы решены, а следовательно, субъекты малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) сталкиваются с проблемами формирования заказа, выбора поставщиков и ценовых условий выпол-

нения контракта на поставку товаров, работ, услуг. Вместе с тем по итогам 2022 г. можно заключить, что в целом состояние закупок СОНКО удовлетворительное (рис. 3).

Ориентация Методических рекомендаций по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд (далее — Рекомендации) исключительно на ценовых показателях ставит государственные организации перед необходимостью останавливать свой выбор на более дешевых, но менее качественных товарах.

Помимо ценовых показателей в Рекомендациях приводятся и другие: доля конкурсов в общем объеме закупок, доля закупок у единственного поставщика и др.

РАЗРАБОТАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Российские исследователи вопросов оценки эффективности госзакупок на контрактной основе предлагают собственные разработки. Изучение таких методик показывает, что ни одну из них нельзя считать безупречной. В методике коллектива авторов Волгоградского института бизнеса [6] эффективность закупки предлагается характеризовать такими показателями, как «размер экономии средств, так и интегральным показателем эффективности осуществления закупок (выполнение планов, обоснованность начальной цены контрактов, доля конкурентных закупок, соблюдение законодательства, дисциплина исполнения контрактов)». Следует принять во

Рис. 3 / Fig. 3. Динамика контрактной системы госзакупок / Dynamics of the Contract System of Public Procurement

Источник/Source: расчеты авторов на основе: Статистика осуществления закупок (информация Росстата); Отчет Минфина России. Мониторинг закупок / Author's calculations based on: Statistics of implementation of procurement (Rosstat information); Report of the Ministry of Finance of Russia. Procurement monitoring. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12979; URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/contracts/purchases. (дата обращения: 20.01.2023) / (accessed on 20.01.2023).

15.86

0

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

□ Запланировано закупок, трлн руб. □ Размещено закупок, трлн руб.

□ Заключено контрактов, трлн руб.

внимание, что данная методика, несмотря на ее всесторонний характер, имеет недостатки, связанные с тем, что в ней не учитываются специфика бюджетной системы и институции регулирования системы государственных закупок. Вызывают сомнения мнения авторов о количественном выражении отдельных позиций, прежде всего таких, как соблюдение дисциплины исполнения контрактов в соответствии с правовыми актами, законодательством в области закупок.

Важной особенностью методики, разработанной М. К. Аристарховой, О. К. Зуевой и А. Ю. Пере-везенцевой, «является одновременное использование двойной системы оценок — со стороны исполнителя госзаказа и со стороны заказчика, также данная методика основана на оценке исполнения государственного заказа в момент его завершения и спустя определенное время, когда начинает проявляться качество выполненных работ (услуг) или поставленных товаров» [7].

Обоснование специалистами [4-5, 7] необходимости интегрального показателя оценки представляется правильным в силу участия в закупках как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Методики указанных авторов акцентируют внимание на нахождении интегрального показателя эффективности закупок.

В настоящей статье реализован принцип комплексной оценки эффективности госзакупок на контрактной основе, но на иной методической основе, поскольку оценивались такие участники госзакупок, как бюджетные образовательные организации. В комплекс показателей включено: экономия бюджетных ассигнований на закупку ценностей и экономия времени затрат труда на обслуживание одного контракта. Рационализация функциональной нагрузки специалистов, улучшение нормирования трудозатрат, перераспределение функций участников закупок — все это в целом дает экономию времени, а каждый сэкономленный час по обслуживанию контрактов приносит, соответственно, и экономию финансовых ресурсов.

Методическое наполнение принципа комплексной оценки эффективности госзакупок на контрактной основе применительно к конкретному пространству и времени осуществлено с использованием рациональных позиций в названных выше методиках.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Наиболее адекватной современному состоянию экономики и рынка нам представляется методика Т. Г. Шешуковой и А. А. Мальцевой. Расчет показателей эффективности госзакупок

Рис. 4/Fig. 4. Содержание блоков методики оценки результативности госзакупок / The Content of the Blocks of the Methodology for Evaluating the Effectiveness of Public Procurement

Источник/Source: расчеты авторов / Author's calculations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эти авторы распределили на следующие этапы: подготовительный (поиск поставщика, выбор способа поставки, подготовка документации, оформление заявки и др.) и этап поставки ценностей заказчику.

Рассматриваемая методика этих авторов включает систему расчетов показателей, сгруппированных в шести блоках. Разработчики данной методики считают, что она «предназначена непосредственно для бюджетных учреждений и дает возможность дать оценку эффективности осуществленных закупок по каждому контракту. Анализ проводился с точки зрения рациональности расходования бюджетных средств, правильности осуществления процедуры закупки. Кроме того, методика основывается на информации, которая размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок и, соответственно, не требует получения дополнительной информации из прочих источников» [8]. Изучение методики Т. Г. Шешуковой и А. А. Мальцевой позволило определить и уточнить общую логику ее содержания, показанную на рис. 4.

Аналитика первого блока предполагает не только сравнение плановых и фактических (отчетных) показателей, но и оценку причин отклонений, что не всегда поддается количественному счету. К работе на первом этапе привлекаются эксперты. Всем план-фактным изменениям эк-

сперты присваивают оценочные критерии ситуационного характера:

• «отмена закупок (0,2 балла);

• изменение планируемых сроков приобретения (0,4 балла);

• снижение объема закупки, снижение или рост цены закупаемого товара, работы, услуги (0,6 балла);

• корректировка первоначальной версии плана-графика (0,8 балла);

• увеличение или уменьшение объема закупок или цены закупаемых ценностей в пределах 10% от параметров первоначального планом-графика (1 балл)».

По той же причине позициям показателей эксперты присваивают оценочные значения:

• «заключение контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурентных процедур при наличии лишь одного участника (0,3 балла);

• закупки у единственного поставщика (0,5 балла);

• заключение контракта по результатам состоявшихся конкурсов, аукционов, запросов котировок с числом участников конкурентной закупки менее трех (0,7 балла);

• заключение контракта по результатам состоявшихся конкурсов, аукционов, запросов

котировок с числом участников конкурентной закупки не менее трех (1 балл)».

Аналитика наполнения содержанием расчетов в блок 3 исходит из того же принципа, что и блоки 1 и 2. Эксперты присваивают ситуациям три значения:

• «установленные органами контролем нарушения (0,4 балла);

• те же нарушения и ошибки, не приводящие к отмене закупки (0,6 балла);

• при полном соблюдении законодательных норм (1 балл)».

Показатель четвертого блока план-фактной аналитики определяется соотношением начальной цены, опубликованной в извещении, и цены заключенного контракта. Вариации показателя экономии бюджетных ассигнований на закупки в рассматриваемой методике представляются экономически обоснованными и применимыми всеми участниками госзакупок. При показателе экономии 0 < Э < 0,5 делаются выводы, что заказчиком очень точно определена начальная цена контракта. Если показатель экономии 0,1 < Э < 0,5, это свидетельствует о том, что действия заказчика оптимальны. При показателе 0,1 < Э < 0,25 заказчик достигает высокой эффективности работы, в этом случае вызывает опасение возможность выполнения своих обязательств поставщиком. При показателе Э > 0,25 следует проверить обоснованность эффективности. В частности, нужно убедиться, не является ли завышенная эффективность результатом ошибочных расчетов или заведомо недобросовестных действий.

По нашему мнению, не вполне корректны критерии, предложенные в пятом блоке: «максимальное значение показателя складывается из суммы следующих значений: 0,3 балла при осуществлении поставки товара, выполнении работы, оказания услуги; 0,4 балла при осуществлении приемки товара, выполнения работ или оказания услуг с подписанием двустороннего акта приемки либо с заключением проведенной экспертизы; 0,3 балла по итогам поставки без претензий к поставщику, исполнителю контракта; 0,3 балла при поставке с претензиями, но устраненными в течение определенного контрактом времени поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, то показателю присваивается значение». Как видим, содержание критериев не указывает на свойства закупаемых товаров, работ, услуг.

Не совсем удачно авторами методики назван шестой блок аналитики. Изученные публикации по рассматриваемой проблеме не содержат четкой

дефиниции понятия «дисциплина исполнения контрактов».

Итоговый показатель комплексной оценки эффективности осуществления закупки рассчитывается как сумма значений и весовых коэффициентов по каждому из названных выше показателей, что является традиционным приемом метода экспертной оценки.

Показатели план-фактного анализа закупок для установления отклонений в количественном, качественном и ценовом измерении, для инициирования поиска причин отклонений (Б1) целесообразно систематизировать в предложенной в исследовании табл. 1.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для сбора данных для план-фактного анализа, их систематизации для дальнейшего расчета показателей эффективности госзакупок на контрактной основе потребуется специализированная форма. Такая форма названа авторами настоящей статьи «Свод данных для план-фак-тного анализа закупок». Исходя из названия такой аналитической формы в нее заносятся данные из план-графиков закупок и их отчетных форм по каждому этапу осуществления закупки. Все сведения публикуются на сайте единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. Визуальное представление документа «Свод данных для план-фактного анализа закупок» дает табл. 1.

По истечению отчетного периода (года) данные указанной формы уточняются и составляется аналогичная форма с данными за год.

В целях повышения уровня достоверности и законности проводимых мероприятий в сфере закупок следует усилить систему внутреннего и внешнего финансового контроля на основе принципов, представленных в федеральном стандарте внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»2 (табл. 2).

Главная цель комплаенс-контроля управления закупками — проверка законности и фиксация недостатков, направленные на обеспечение го-

2 Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 № 95 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»» (дата обращения: 20.01.2023).

Таблица 1 / Table 1 Форма № / Form No.

Свод данных для план-фактного анализа закупок / Data Summary for Plan-fact Analysis of Purchases

Организация / Organization_

Период: за три квартала года / For Three Quarters of the Year

I квартал / I quarter II квартал / II quarter III квартал / III quarter

Позиция / Position План-график / Schedule Факт / Fact Отклонение / Deviation План-график / Schedule Факт / Fact Отклонение / Deviation План-график / Schedule Факт / Fact Отклонение / Deviation

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Поставщики

Один поставщик

Сумма контракта

Контроль

Экономия

Ценности в перечне контракта

в том числе:

- товары

- работы

- услуги

Претензии -всего:

Уплаченные штрафы

Источник/Source: разработано авторами на основе исследования / Developed by the authors based on research.

сударственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения и исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг. (Закон № 44-ФЗ).

ВЫВОДЫ

В связи с крайней подвижностью любой экономической системы и инертностью субъектов институционально-правового регулирования ни одна методика расчета результативности государственных закупок на контрактной основе не может быть адекватной запросам заказчиков и подрядчиков, а также аналитиков. По этой причине методико-правовые основания регулирования института закупок должны

Таблица 2/ Table 2

Принципы комплаенс-контроля управления госзакупками на контрактной основе / Principles of Compliance Control of Public Procurement Management on a Contractual Basis

п/п / No. Наименование принципа / The name of the principle Содержание принципов комплаенс-контроля управления госзакупками на контрактной основе / The content of the principles of compliance control of state procurement management on a contractual basis

Общие принципы комплаенс-контроля - нормы осуществления контрольных мероприятий

Этические принципы При проведении проверок и мероприятий комплаенс-контроля в основе контрольных мероприятий и их выполнения должны лежать требования кодексов профессиональной этики внутренних контроллеров, аудиторов РФ, профессиональной этики организации

Принципы независимости Субъекты комплаенс-контроля должны быть в административном, функциональном и в финансовом плане независимыми от объектов контроля, не состоять с ними ни в семейных, ни в имущественных отношениях

Объективности При выполнении проверок субъекты комплаенс-контроля должны использовать только объективную информацию, документально и финансово подтвержденную, без предубеждения и предвзятости

Профессиональной компетентности Высокие профессиональные качества, знания законодательства и методики формирования объективной информации об объектах проверки комплаенс-контроля

Целеустремленности Работа контролеров строится в соответствии с целями и задачами выполняемого мероприятия, в соответствии с трудовым законодательством и законами о закупках

Достоверности Результаты комплаенс-контроля основаны на изучении документов по законодательству о закупках, их соответствия нормативным актам

Профессионального скептицизма Результаты контрольного мероприятий не принимаются на веру на основании слов исполнителей, проводится перепроверка без применения обобщения, оцениваются по фактическим исследованиям

Принципы осуществления профессиональной деятельности - нормы контрольной деятельности по проверке управления госзакупками на контрактной основе

Эффективности Контрольные мероприятия должны обеспечивать достижение через закупки заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. в соответствии с задачами, стоящими перед управлением закупками, с учетом рисков и оптимальности

Риск- ориентированности Риск-ориентированность при проведении комплаенс-контроля, предполагает выявление наиболее рисковых зон, которым следует уделить повышенное внимание при проверке закупочной деятельности, по которым может быть причинен ущерб экономическому субъекту, неэффективное использование средств, присвоение и мошенничество

Автоматизации Субъекты комплаенс-контроля закупок должны иметь доступ к данным автоматизации учетных, управленческих процессов с заложенной функцией контроля типовых позиций работы по закупкам, применению контрольных мероприятий по центрам финансовой ответственности, функциональному разделению допуска к информации и персональной ответственности исполнителей за предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок

Информатизации Построение информационным системам следует формировать с наиболее полным обеспечением органа комплаенс-контроля по контролируемому сегменту управления закупками

Единства методологии Следует разработать в организации внутрифирменные стандарты для органа комплаенс-контроля, используя их при проверке, формирования планов, проведения проверочных мероприятий, обобщения выводов, оформления результатов, отчетов

Взаимодействия Должно осуществляться взаимодействие внутреннего и внешнего контроля, обеспечение координации деятельности органов управления организации, внутреннего и внешнего контроля, аудита, правоохранительных органов

Информационной открытости Результаты контрольной деятельности докладываются как руководителям структурных подразделений, работникам, так и ставятся на контроль по ликвидации недостатков, принятия мер по нормализации управления закупками

Источник/Source: разработано авторами на основе постановления Правительства РФ от 06.02.2020 № 95 / Developed by the authors on the basis of the Decree of the Government of the Russian Federation of 06.02.2020 № 95.

постоянно подвергаться ревизии и совершенствоваться.

На основе анализа изменений в структуре и составе форм контрактной деятельности в результате принятия в 2017 г. поправок в Закон № 44-ФЗ динамики распределения процедур размещения заказа авторы заявляют, что государственные закупки — это особый институт общенационального значения, миссия которого — удовлетворение потребностей экономических субъектов в товарах, работах, услугах на контрактных условиях за счет средств бюджетного финансирования.

Существующие до настоящего времени недостатки институционального регулирования закупочных процедур, в частности, методические рекомендации по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд, негативно сказываются на их эффективности, что требует улучшения менеджмента госзакупок и его аналитико-методического обеспечения. Предлагается авторское видение содержания методик расчета результативности закупочной деятельности на основе комплексной оценки эффективности госзакупок на контрактной основе. Для сбора данных для план-фактного анализа, их систематизации для дальнейшего расчета показателей эффективности госзакупок на контрактной основе предложена специализированная

форма «Свод данных для план-фактного анализа закупок».

В целях повышения уровня достоверности и законности проводимых мероприятий в сфере закупок авторами предложено применять принципы комплаенс-контроля управления госзакупками на контрактной основе, в целях повышения уровня достоверности и законности проводимых мероприятий в сфере закупок, усиления системы внутреннего и внешнего финансового контроля.

Внедрение в практику закупок, представленных в исследовании предложений, позволит повысить результативность функционирования российской контрактной системы государственных закупок, способствовать повышению уровня ответственности ее участников, профессиональной грамотности чиновников.

Повышению результативности функционирования российской контрактной системы государственных закупок способствуют несколько предпосылок: высокий уровень ответственности ее участников, профессиональная грамотность чиновников и расширение числа вузов с программами обучения менеджеров закупок. В дальнейшей работе целесообразно продолжить исследование проблем институционального и методико-пра-вового регулирования контрактной системы государственных закупок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

1. Zhilkina A. N., Karp M. V., Bodiako A. V. et al. Socially-oriented approach to financial risk management as the basis of support for the SDGs in entrepreneurship. Risks. 2022;10(2):42. DOI: 10.3390/ risksl0020042

2. Bodiako A. V., Ponomareva S. V., Rogulenko T. M. et al. Training of the digital workforce from today's youth: Individualization versus standardization. In: Popkova E. G., Sergi B. S., eds. Digital education in Russia and Central Asia. Singapore: Springer-Verlag; 2022:259-265. (Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects. Vol. 65). DOI: 10.1007/978-981-16-9069-3_27

3. Hasan M., Starly B. Decentralized cloud manufacturing-as-a-service (CMaaS) platform architecture with configurable digital assets. Journal of Manufacturing Systems. 2020;56:157-174. DOI: 10.1016/j. jmsy.2020.05.017

4. Степанова И. В. Сравнительный обзор основных положений Федеральных законов о государственных и муниципальных закупках. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023;(1-3):105-109. DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-3-105-109

Stepanova I. V. Comparative review of the main provisions of Federal laws on state and municipal procurement. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023;(1-3):105-109. (In Russ.). DOI: 10.24412/2500-1000-2023-13-105-109

5. Степанова И. В. Распространенные формы хищения и мошенничества в сфере государственных и муниципальных закупок и проблемы их квалификации для установления ответственности. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023;(1-3):102-104. DOI: 10.24412/25001000-2023-1-3-102-104

Stepanova I. V. Common forms of theft and fraud in the field of state and municipal procurement and problems of their qualification for establishing liability. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023;(1-3):102-104. (In Russ.). DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-3-102-104

6. Лапин А. Е., Киселева О. В., Кумунджиева Е. Л. Методы оценки эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок. Бизнес. Образование. Право. 2016;(1):30-35. URL: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/134/article-134-1548.pdf (дата обращения: 20.02.2023). Lapin A. E., Kiseleva O. V., Kumundzieeva E. L. Approaches to assessment of effectiveness of the contractual system for state and municipal procurements. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law. 2016;(1):30-35. URL: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/134/article-134-1548.pdf (accessed on 20.02.2023). (In Russ.).

7. Аристархова М. К., Зуева О. К., Перевезенцева А. Ю. Методика оценки эффективности исполнения государственного заказа. Известия Уральского государственного экономического университета. 2017;(1):47-62. DOI: 10.29141/2073-1019-2017-13-1-4

Aristarkhova M. K., Zueva O. K., Perevezentseva A. Yu. The methodology for assessing efficiency of public procurement execution. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Journal of the Ural State University of Economics. 2017;(1):47-62. (In Russ.). DOI: 10.29141/2073-1019-2017-131-4

8. Шешукова Т. Г., Мальцева А. А. Методика оценки эффективности государственных закупок в национальных исследовательских университетах. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015;(13):2-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok-v-natsionalnyh-issledovatelskih-universitetah (дата обращения: 20.01.2023). Sheshukova T. G., Mal'tseva A. A. Methods for evaluating the public procurement efficiency in national research universities. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience. 2015;(13):2-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok-v-natsionalnyh-issledovatelskih-universitetah (accessed on 20.01.2023). (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Татьяна Михайловна Рогуленко — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, Москва, Россия; профессор кафедры комплаенса и контроллинга, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; профессор кафедры финансового менеджмента, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, Москва, Россия Tatiana M. Rogulenko — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Prof. of the Department of Accounting, Audit and Taxation, State University of Management, Moscow, Russia; Professor of the Department of Compliance and Controlling, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; Prof. of the Department of Financial Management, Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1027-1248 Автор для корреспонденции / Corresponding author: tmguu@mail.ru

Анна Владимировна Бодяко — доктор экономических наук, доцент, доцент департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия; профессор кафедры комплаенса и контроллинга, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Anna V. Bodyako — Dr. Sci (Econ.), Assoc. Prof., Assoc. Prof., Department of Accounting, Analysis and Audit, Financial University, Moscow, Russia; Professor, Department of Compliance and Controlling, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-2788-8893 anna.bodyako@inbox.ru

Светлана Валерьевна Пономарева — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры аудита и внутреннего контроля, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

Svetlana V. Ponomareva — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of audit and internal control, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia https://orcid.org/0000-0001-7222-6330 ponsvetlana@mail.ru

Павел Александрович Пашков — аспирант, Московский городской университет управления Правительства Москвы, Москва, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pavel A. Pashkov — graduate student, Moscow State University of the Government of Moscow, Moscow, Russia https://orcid.org/0003-3967-6617 sevencombs@rambler.ru

Заявленный вклад авторов:

Т. М. Рогуленко — постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы.

А. В. Бодяко — сбор статистических данных, табличное и графическое представление результатов. С. В. Пономарева — описание результатов и формирование выводов исследования. П. А. Пашков — сбор статистических данных, табличное и графическое представление результатов, формирование выводов.

Authors' declared contributions:

T. M. Rogulenko — problem statement, development of the concept of the article, critical analysis of the literature.

A. V. Bodyako — collection of statistical data, tabular and graphical presentation of the results.

S. V. Ponomareva — description of the results and formation of conclusions of the research.

P. A. Pashkov — collection of statistical data, tabular and graphical presentation of results, drawing

conclusions.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 11.03.2023; после рецензирования 11.04.2023; принята к публикации 26.04.2023.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 11.03.2023; revised on 11.04.2023 and accepted for publication on 26.04.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.