Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ЦЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ЦЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ПОТРЕБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Алексей Алексеевич, Яричина Галина Федоровна

Представленная в настоящей статье методика позволяет проводить оценку потребности в продовольственных ресурсах территорий различного уровня (страна, регион, населенный пункт и т.д.) для цели достижения продовольственной безопасности с учётом экономической, физической и социальной доступности продовольствия с привязкой к численности населения. Методика имеет потенциал использования не только для оценки текущих потребностей территории, но и для составления научно-обоснованных прогнозов изменения потребностей территорий в продовольственных ресурсах под влиянием различного рода факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Алексей Алексеевич, Яричина Галина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ASSESSING THE NEEDS OF THE TERRITORY ARE FOOD RESOURCES FOR THE PURPOSE OF ACHIEVING FOOD SECURITY

This article presents the methodology allows to evaluate the need in the food resources of the territories of different levels (country, region, locality, etc.) for the purpose of achieving food security is economic, physical and social accessibility of food with reference to population. The technique has potential use not only to assess the current needs of the territory, but also for making science-based forecasts of changes in the needs of the territories in food resources influenced by various factors.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ЦЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

тов, однако риски и издержки, связанные с реорганизацией закупочной деятельности, по мнению российских заказчиков все еще перевешивают возможные выгоды. На сегодняшний момент сегмент крупных игроков в сфере электронной торговли уже сформирован, можно прогнозировать движение электронных торговых площадок в сектор малого и среднего бизнеса. Стоит отметить, что ни в одной стране мира нет такого высокого уровня проникновения услуг ЭТП в сегменты межкорпоративной торговли и государственных закупок, как в России. В настоящий момент наблюдается сокращение закупочных бюджетов в среднем на 10 - 15%, однако это компенсируется общим активным ростом доли электронных закупок. При этом, как ни странно, сокращение бюджетов оказывает положительное влияние на развитие электронной торговли, так как растет интерес к площадкам как инструментам, позволяющим снизить издержки, которые возникают при проведении закупочных процедур. Под влиянием кризиса возможен уход с рынка отдельных компаний-поставщиков, участвующих в электронных закупках. Поэтому абсолютные показатели конкурентности закупок могут уменьшиться. Однако масштабы такого сокращения базы активных поставщиков прогнозировать трудно. Отчасти эта тенденция будет уравновешиваться приходом на рынок электронных торгов новых поставщиков, еще не вовлеченных в электронную торговлю и стремящихся в условиях кризиса освоить новые каналы продаж. Сокращение базы поставщиков и оборота рынка будет оказывать серьезное давление на операторов ЭТП. В связи с этим можно ожидать активизации процессов слияния и поглощения на рынке услуг электронных торговых площадок.

Проект «Биржа торгов» - это инновационный проект Правительства Москвы, целью которого является создание единой консультационно - торговой площадки, которая объединит не только официальных операторов электронных аукционов по проведению коммерческих и государственных тендеров, государственных закупок и госзаказов, но также станет центром обучения, торговой площадкой и лабораторией для тестирования инновационных решений в сфере закупок. Основная цель проекта «Биржа торгов» - популяризация конкурсных процедур рынка закупок и инвестиционных предложений Москвы. Партнерами проекта являются ведущие игроки рынка электронных торгов: электронная торговая площадка ММВБ, Единая электронная площадка «Сбербанк - АСТ», Портал поставщиков, Инвестиционный портал Москвы и образовательный центр Московского городского университета управления правительства Москвы. Проект состоялся в рамках II Международной конференции «Контрактная система Москвы: власть и бизнес против коррупции».

«Биржа торгов» объединит все, что сегодня входит в структуру контрактной системы в сфере государственных закупок: проведение торгов, банковские площадки, консультационный и образовательный центры. Новая

площадка будет способствовать развитию удобной и прозрачной системы закупок Москвы, защищенной от коррупционных проявлений. Объединение существующих в Москве электронных площадок приведет к единым стандартам доступа и участия компаний в системе государственных закупок. Единая площадка не только ориентирована на потребности бизнес - сообщества, но и предназначена для снижения коррупционной емкости контрактной системы Москвы и будет способствовать увеличению конкуренции и откроет большую возможность для участия в торгах региональным компаниям. Применение электронных инструментов в закупочной и инвестиционной сферах Москвы уже доказали свою эффективность, -заявил Г. Дегтев, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике, можно смело говорить об увеличении конкуренции среди участников торгов, если в 2013 году в среднем на один лот приходилось 3,5 участника, в 2014 - уже 4,5. «В 2015 году планируется привлечь на «Биржу торгов» не менее 30 тысяч компаний малого и среднего бизнеса, а также увеличить среднее количество участников торгов до пяти на один конкурс. При этом прогнозируемое количество заявок, на реализацию которых претендует только один участник, должно сократиться в разы», - констатировал Г. Дегтев.

На «Бирже торгов» можно получить информацию об инвестиционных и контрактных предложениях, обучиться правилам участия в конкурсных процедурах торгов, оформить необходимые документы, посетить роуд -шоу, мастер - классы, тренинги и «Школу будущего инвестора». «Биржа торгов» будет способствовать реальному привлечению инвестиций в городской бюджет Москвы.

Рынок, который развивается необычайно бурными темпами в России - рынок корпоративных закупок на электронных торговых площадках. Оборот российских электронных торговых площадок (ЭТП) составляет свыше 100 млрд. долларов в год. ЭТП - один из сегментов национального бизнеса, причем не сырьевой, а инновационной экономики! Этот рынок - в четыре раза больше, чем весь страховой. В ближайшее время эксперты предрекают еще более динамичный рост рынка ЭТП. Отечественному рынку предстоит столкнуться с небывалом притоком крупнейших заказчиков России, к ним также присоединятся малые и средние предприятия.

Литература

1. Гладилина И.П. Управленческая компетентность в структуре профессионализма заказчика // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2.

2. Гладилина И.П., Порватова Н.В., Сергеева С.А. Электронная форма государственных закупок как фактор инновационного развития контрактной системы //Инновации и инвестиции, 2014 - № 2.

3. Сергеева С.А. Прогнозирование в управлении закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Фундаментальные исследования, 2014. - № 5 (часть 3). - С. 565-568.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ЦЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Иванов Алексей Алексеевич

Аспирант, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Яричина Галина Федоровна

Кандидат эк. наук, профессор, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

METHODS OF ASSESSING THE NEEDS OF THE TERRITORY ARE FOOD RESOURCES FOR THE PURPOSE OF ACHIEVING FOOD SECURITY

Ivanov Aleksei Alekseevich, Graduate, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Jaricina Galina Fedorovna, Candidate EC. Sciences, Professor, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

АННОТАЦИЯ

Представленная в настоящей статье методика позволяет проводить оценку потребности в продовольственных ресурсах территорий различного уровня (страна, регион, населенный пункт и т.д.) для цели достижения продовольственной безопасности с учётом экономической, физической и социальной доступности продовольствия с привязкой к численности населения. Методика имеет потенциал использования не только для оценки текущих потребностей территории, но и для составления научно-обоснованных прогнозов изменения потребностей территорий в продовольственных ресурсах под влиянием различного рода факторов.

ABSTRACT

This article presents the methodology allows to evaluate the need in the food resources of the territories of different levels (country, region, locality, etc.) for the purpose of achieving food security is economic, physical and social accessibility of food with reference to population. The technique has potential use not only to assess the current needs of the territory, but also for making science-based forecasts of changes in the needs of the territories in food resources influenced by various factors.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, экономическая, физическая и социальная доступность продовольствия, потребности территории.

Keywords: food security, economic, physical and social access to food, needs territory.

Проблема обеспечения продовольственной безопасности России является в настоящее время наиболее актуальной в условиях продовольственных санкций и постоянного удорожания стоимости импортного продовольствия на отечественном рынке, происходящего в результате сокращения стоимости рубля по отношению к валютам развитых стран.

В соответствии с методическими рекомендациями Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (далее - ФАО) [1], а также положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [2] (далее - Доктрина РФ) обеспечение продовольственной безопасности должно достигаться преимущественно за счёт местных производителей, объемы производства которых должны полностью удовлетворять потребностей населения в продовольственных ресурсах.

Оценка потребности различных территорий в продовольственных ресурсах является первым шагом для составления экономически обоснованных планов, программ и прогнозов достижения продовольственной безопасности, поэтому требует подробного изучения. Под потребностью в продовольственных ресурсах следует понимать физически, экономически и социально доступный объем продовольствия, необходимый для обеспечения потребностей каждого жителя территории в рациональном наборе продуктов питания.

На основании анализа методических рекомендаций ФАО, положений Доктрины РФ, опыта развитых и некоторых развивающихся стран, а также научных разработок учёных составлена схема методики оценки потребности территории в продовольственных ресурсах для цели обеспечения продовольственной безопасности (рис. 1).

На первом этапе расчета потребности территории в продовольственных ресурсах проводится оценка состояния экономической доступности продовольствия. На основании методических рекомендаций Доктрины РФ и ФАО авторами статьи разработана методика оценки показателя экономической доступности, имеющая следующий порядок расчета:

1) Определяется среднемесячная стоимость рационального набора продуктов питания на человека. При расчетах используются утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития России рациональный набор продуктов питания [3]. Для определения стоимости продуктов питания используется база данных по средним потребительским ценам (тарифам) на товары и услуги, предоставляемые федеральной службы государственной статистики.

2) Рассчитывается требуемая сумма среднемесячных денежных доходов, при которых доля расходов на рациональный набор продуктов питания не превышает 30% (принимается допущение, что месячные доходы населения соответствуют их месячным расходам).

3) Выявляется процент населения со среднемесячными денежными доходами, обеспечивающими экономическую доступность. Настоящий процент населения представляет собой значения показателя экономической доступности. Для проведения расчётов используются данные статистики по распределению населения по величине среднедушевых денежных доходов.

На втором этапе расчета потребности территории в продовольственных ресурсах проводится оценка их социальной доступности для тех граждан, экономическая доступность которых не обеспечена. Авторами статьи разработан порядок расчета показателя социальной доступности продовольствия:

1. Рассчитывается объем социальных выплат, гарантированных государством. Проведенный анализ показал, что в настоящее время социальные выплаты на территории Красноярского края гарантированы гражданам с величиной среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, поэтому при расчетах используется следующая формула

Выплаты г = У ЧН X (Прм — СдфО,

(1)

где Чш - численность населения с уровнем среднедушевого дохода ниже нго значения, человек; Прм - прожиточный минимум, рублей; Сдфi - фактический иый уровень среднедушевых доходов ниже величины прожиточного минимума, рублей.

Расчеты проводятся только для населения, чей уровень дохода ниже величины прожиточного минимума (СдфкПрм). При расчетах используются данные по установленной величине прожиточного минимума и данные органов статистики по распределению населения по величине среднедушевых доходов.

Рисунок 1 - Схема методики оценки потребности в продовольственных ресурсах

2. Рассчитывается требуемый объем социальных выплат, обеспечивающий социальную доступность про-

довольственных ресурсов для всех граждан, экономическая доступность которых не обеспечена с использованием формулы

Выплаты г = ^ Чш X (Сда — СдфГ),

(2)

где Сдд - среднемесячные денежные доходы населения, при которых экономическая доступность считается обеспеченной, руб. на чел./мес.

3. Значение показателя социальной доступности находится путем деления выплат, гарантированных государством и выплат, требуемых для обеспечения ПБ.

На третьем этапе расчета потребности территории в продовольственных ресурсах проводится оценка физической доступности. В разработанной методике оценка проводится на нескольких территориальных уровнях: населенные пункты, муниципальные образования, субъекты страны, страна. При оценке используется следующий порядок расчета:

1) Определяется площадь торговых площадей территории из расчёта на 1000 человек для каждого населенного пункта муниципального образования.

2) На основании расчетных данных по площади торговых площадей населенных пунктов на 1000 человек, а также установленного норматива 521 м2, рассчитывается обеспеченность каждого населенного пункта муниципального образования торговыми площадями. Населенный пункт считается обеспеченным торговыми площадями для цели продовольственной безопасности, если показатель Онп равен или превышает 100%.

3) На основании расчетных данных обеспеченности торговыми площадями населенных пунктов рассчитывается обеспеченность каждого муниципального образования торговыми площадями с помощью следующей формулы:

У Опт х 4ni

Омо = ^-х 100%,

Чп

(3)

Ос =

Чп

(4)

образования торговыми площадями для цели обеспечения продовольственной безопасности; Чш - численность населения иго муниципального образования; Чн - численность населения муниципальных образований, входящих в субъект страны.

5) На основании расчетных данных обеспеченности торговыми площадями субъектов страны рассчитывается обеспеченность страны торговыми площадями с помощью следующей формулы:

У Оа х Чт Отс = ^-х 100%,

Чп

(5)

где Омо - обеспеченность муниципального образования торговыми площадями для цели обеспечения продовольственной безопасности, %; Онш - обеспеченность иго населенного пункта торговыми площадями; Чш - численность населения иго населенного пункта; Чн - численность населения населенных пунктов, входящих в муниципальное образование.

При расчете показателя Омо, во избежание его завышения, за счет избыточной обеспеченности некоторых территорий торговыми площадями, выполняется следующее условие: если Онш > 1, тогда Онш приравнивается к 1.

Территория муниципального образования считается обеспеченной торговыми площадями для цели достижения продовольственной безопасности, если показатель Омо превышает или равен 1.

4) На основании расчетных данных обеспеченности торговыми площадями муниципальных образований рассчитывается обеспеченность каждого субъекта страны торговыми площадями с помощью следующей формулы:

УОмОх Чт

где Ос - обеспеченность субъекта страны торговыми площадями для цели обеспечения продовольственной безопасности, %; Омоi - обеспеченность иго муниципального

где Отс - обеспеченность территории страны торговыми площадями для цели обеспечения продовольственной безопасности, %; Ос - обеспеченность i-го субъекта страны торговыми площадями для цели обеспечения продовольственной безопасности; Чш - численность населения i-го субъекта страны; Чн - численность населения субъектов страны.

Следует отметить, что разработанные методические подходы позволяют выявлять конкретные территории, обеспеченность торговыми объектами которых недостаточна, и рассчитывать площади торговых помещений, ввод которых позволит обеспечить показатель физической доступности.

На четвертом этапе расчета потребности территории в продовольственных ресурсах рассчитываются итоговые потребности территории в продовольственных ресурсах. Авторами статьи разработана формула, позволяющая рассчитывать требуемые объемы продовольственных ресурсов, при которых каждый житель территории обеспечен необходимым набором продуктов питания

< - М: < " (6)

где Pin - годовые рациональные нормы потребления i-го продукта питания, т/чел.; Чп - численность населения, экономическая, социальная и физическая доступность продовольствия для которой обеспечена, человек; Ч -численность населения, экономическая, социальная или физическая доступность для которой не обеспечена, человек; Mi - годовые минимальные нормы потребления i-го продукта питания, т/чел.

Таким образом, представленная разработанная авторами статьи методика позволяет проводить оценку потребности в продовольственных ресурсах территорий различного уровня (страна, регион, муниципальное образование, населенный пункт и т.д.) для цели достижения продовольственной безопасности с учётом экономической, физической и социальной доступности продовольствия с привязкой к численности населения. Методика имеет потенциал использования не только для оценки текущих потребностей территории, но и для составления научно-обоснованных прогнозов изменения потребностей территорий в продовольственных ресурсах под влиянием различного рода факторов (рост/сокращение цен, увеличение/сокращение среднедушевых доходов и т.д.).

Список литературы 1. IPC Global Partners. 2012. Integrated Food Security Phase Classification Technical Manual Version 2.0. Evidence and Standards for Better Food Security Decisions. FAO. Rome

2. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от30 января 2010 года № 120

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России) от 2 августа 2010 г.

№593-н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».

БОРЬБА С ФИНАНСОВЫМ МОШЕННИЧЕСТВОМ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ,

ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Иванов Артем Витальевич

адъюнкт по кафедре финансов и экономического анализа, Московского университета МВД Росси имени

В.Я. Кикотя, г. Москва

ANTI-FRAUD BANKING AS AN AREA OF COMBATING MONEY LAUNDERING FROM CRIME

Ivanov Artem, an associate in the department of finance and economic analysis, Moscow University of the MIA of Russia VY name Kikot, Moscow

АННОТАЦИЯ

Цель. Выявление и пресечение финансового мошенничества, особенно в банковской сфере, играет значительную роль в противодействии «отмыванию» доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), что является одной из главных задач обеспечения экономической безопасности государства. В настоящее время приобрела актуальность проблема создания наиболее эффективной системы, направленной на пресечение данного вида преступления, в которой необходимо взаимодействие правоохранительных органов и непосредственно сотрудников кредитных организаций.

Метод. Применялись общенаучные методы - абстрактно-логический метод, обобщение, систематизация, сравнение, индукция, дедукция, анализ и синтез; всеобщий: диалектический метод познания.

Результат. Рассмотрены основные схемы финансового мошенничества в банковской деятельности, дана оценка взаимодействия банков, законодательных и правоохранительных органов в части финансовых расследований в области ПОД/ФТ.

Выводы. Сделан вывод, что в целях совершенствования выявления финансового мошенничества в области ПОД/ФТ в банковской сфере действия правоохранительных органов должны быть ориентированы на профилактику, сужение возможностей для мошеннических действий, а система мер противодействия мошенничеству должна отличаться комплексностью подходов и реальным взаимодействием всей системы правоохранительных органов, а также вовлечением общества в эту борьбу.

ABSTRACT

Background. Detection and prevention of financial fraud, especially in the banking sector plays a significant role in opposing the "laundering" of income and financing of terrorism (AML / CFT), which is one of the main tasks of ensuring the economic security of the state. Currently, acquired urgency the problem of creating the most effective system aimed at preventing this type of crime, which must interact directly with law enforcement agencies and employees of credit institutions.

Methods. Used scientific methods - abstract-logical method, generalization, classification, comparison, induction, deduction, analysis and synthesis; Universal: the dialectical method of cognition.

Result. The basic scheme of financial fraud in banking activity, assessed interaction between banks, legislative and law enforcement agencies with regard to financial investigations in the field of AML / CFT.

Conclusion. It is concluded that in order to improve the detection of financial fraud in the field of AML / CFT in the banking sector law enforcement actions should be focused on prevention, narrowing opportunities for fraud, and the system of measures to counter fraud should be different integrated approaches and the actual interaction of the entire system of law enforcement, as well as the involvement of society in this struggle.

Ключевые слова: финансовое мошенничество; правоохранительные органы; отмывание преступных доходов; банк; бухгалтерские документы.

Keywords: financial fraud; the law enforcement agencies; money laundering; bank; accounting documents.

Мошенничество распространилось на все виды коммерческой, предпринимательской, финансовой, банковской, бюджетной, кредитной, имущественной и иной деятельности государственных и частных структур. В связи

с усложнением механизмов функционирования хозяйственного комплекса мошенничество стало более изощренным и приобрело ярко выраженный интеллектуальный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.