Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОСЕРВИСНОЙ ФИРМЫ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОСЕРВИСНОЙ ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕТОДИКА / ОЦЕНКА / СЕРВИС / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкин В. Н.

В статье рассмотрены вопросы применения методики оценки показателей прибыли для автотранспортных сервисных фирм.The paper deals with the application of methodology for assessing the profit performance for road service firms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОСЕРВИСНОЙ ФИРМЫ»

№2, с. 562-566.

3. Курочкин В.Н., Баркова Е.В. Классификация методов и миссия анализа финансовой устойчивости коммерческой организации. - Экономика и социум, 2016, №2, с. 559-562.

4. Научно-методические аспекты учёта и анализа деятельности торговых организаций / Н.А. Андреева, В.Н. Курочкин, О.В. Медведева, С.Н. Угримова. - Ростов-на-Дону: РПО, 2012. - 169 с.

5. Курочкин В.Н., Грициенко Т. Ю. Теория анализа финансовых результатов и результативности деятельности предприятия. - Экономика и социум, 2016, №2, с. 566-569.

6. Курочкин В.Н. и др. К методике анализа финансового состояния коммерческой организации /В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов, Е.В. Мохирев. -Экономика и социум, 2015, №3, с. 395-402.

7. Курочкин В.Н. и др. Анализ показателей финансового состояния сервисной фирмы /В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов, Е.В.Мохирев. - Теория и практика современной науки, 2015, №3, с. 96-107.

8. Курочкин В.Н. Шарипов А.М. Управление финансовыми результатами деятельности предприятия технического сервиса на базе IT-технологий. -Экономика и социум. 2015. № 6-1 (19). С. 564-567.

Курочкин В.Н., доктор технических наук ст. научный ссотрудник, профессор кафедра «Экономика и управление» Азово-Черноморский инженерный институт Донского ГАУ

Россия, г. Зерноград Ростовской области МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОСЕРВИСНОЙ ФИРМЫ В статье рассмотрены вопросы применения методики оценки показателей прибыли для автотранспортных сервисных фирм.

Ключевые слова: экономика, управление, экономический анализ, методика, оценка, сервис, финансовая устойчивость.

The paper deals with the application of methodology for assessing the profit performance for road service firms.

Кeywords: economy, management, economic analysis, methodology, evaluation, service, financial stability.

Прибыль - источник развития коммерческой организации, экономического стимулирования работников.Она позволяет получить полную картину о результатах функционирования фирмы.

Целью работы является уточнение методики оценки показателей прибыли коммерческой организации на примере фирмы ООО «Автосервис».

Для проведения анализа использовали системный подход [1, с. 71]. Информация получена из данные отчета о финансовых результатах за 2013-

2015 год, у ООО «Автосервис» в течение анализируемого периода отмечен рост выручки до 68 568 тыс. руб. (на 14 129 тыс. руб., или на 25,95%), что является хорошим показателем деятельности коммерческой организации (рис. 1): прибыль от продаж за последний год равнялась 11 591 тыс. руб.: за два года финансовый результат от продаж вырос (на 1176 тыс. руб., или на 11,29%).

2014; Выручка;

18011

2014; Прибыль ; 10415

_ 2014; Расходы_;___

7596

I I

II

_

2014; Прибыль налогооблагаемая ; 9670

2014; прибыль

чистая; 772014 2015

II

2014; Прочие ;-745

"УУ"

□ 2014; Налоги; 1934

Рисунок 1 - Основные показатели ООО «Автосервис», тыс. руб.

Обратив внимание на строку 2220 формы №2 «отчет о финансовом результате» необходимо отметить, что фирма не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимых услуг (выполняемых работ, оказываемых услуг). Поэтому показатель «Управленческие расходы» за отчетный период в форме №2 отсутствует. Судя по отсутствию в бухгалтерской отчетности за последний отчетный период данных об отложенных налоговых активах и обязательствах, организация не применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», что допустимо для субъектов малого предпринимательства (кроме того, ПБУ 18/02 могут могут не применяют кредитные, бюджетные организации) [2, с. 37-44].

Для оценки эффективности деятельности ООО «Автосервис» необходимо также проанализировать её рентабельность. Фирма считается рентабельной, если доходы от продажи услуг, работ покрывают издержки обращения и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования коммерческой организации [3, с. 443-450]. Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами [4, с. 834-844],

представлены основные показатели, характеризующие рентабельность продаж (табл. 1).

Таблица 1 - Расчет показателей рентабельности продаж ООО «Автосервис»_

Показатели рентабельности Значения показателя, в %, или коп. / руб. Изменение показателя

2014 г. 2015 г. коп., чО О4 -н

1. Рентабельность продаж 19,1 16,9 -2,2 -11,51

2. Рентабельность продаж по чистой прибыли 14,3 12,74 -15,6 -10,9

З.Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство услуг 37,1 41,64 4,54 +12,23

За последний год ООО «Автосервис» получила прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех трех представленных в таблице показателей рентабельности, что свидетельствует о хорошей текущей деятельности ООО «Автосервис» и прекрасного развития своей деятельности на рынке автомобильных услуг. В 2015 г. фирма по текущим видам деятельности получила прибыль в размере 16,9 копеек с каждого рубля выручки от реализации. Однако имеет место падение рентабельности продаж по

сравнению с данным показателем за 2014 год (-2,2 коп.) (рис. 2).

2014; .деШНаЯ/дельная

прибыльприбыль, руб/руб рубЗрУб ; 41,64

2014Г

2014;

Рентабельност

2015;

ьность Рентаб

Рентабельность

2015;

ентабельность

Рентабельность продаж ; 19,1 -продаж—;16,9

продаж по

продаж по

_чистои

чистои прибыли; 14,3

прибыли; 12,74

1Т-

2014

2015

Рисунок 2 - Динамика показателей продаж ООО «Автосервис»

Далее исследованы три основные показателя, характеризующие рентабельность использования вложенного в предпринимательскую

деятельность капитала (табл. 2).

Таблица 2 - Расчет показателей рентабельности ООО «Автосервис»

Показатель рентабельности Значение показателя, % Изменение показателя

2014 г. 2015 г.

Рентабельность собственного капитала 76,7 75,46 -1,24

Рентабельность активов 37,87 39,24 +1,377

Прибыль на инвестированный капитал 88,7 89,2 +0,5

Рентабельность производственных фондов 123,8 135,7 +11,9

Справочно: Фондоотдача 8,71 10,65 +1,94

За последний год каждый рубль собственного капитала ООО «Автосервис» обеспечил чистую прибыль в размере 0,754 руб. Рентабельность собственного капитала за анализируемый период уменьшилась на 1,24%. Значение рентабельности активов за 2015 год составило 39,24%, что несильно (на +1,38%) отличается от рентабельности активов за период 2014 г.

Таким образом, проведенный анализ ООО «Автосервис» показал, что в целом финансовое состояние коммерческой организации можно признать устойчивым, и стремящимся к увеличению своей прибыли, а также расширения клиентской базы на рынке автомобильных услуг в городе Ростове-на-Дону, за анализируемый период организация получила прибыль, но несмотря на это, ООО «Автосервис» пока не является достаточно платежеспособным, о чем говорят рассчитанные коэффициенты ликвидности.

Чистая прибыль за последний год составила 8 736 тыс. руб. (+1000 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом), она составляет существенный процент от совокупной стоимости активов организации (39,2% за последний год); - за последний год получена прибыль от продаж (11 591 тыс. руб.), причем наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+1176 тыс. руб.). К показателям, имеющим недостаточные значения, можно отнести - отрицательную динамику рентабельности продаж (-2,2 процентных пункта от рентабельности 16,9% за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 равной 19,1%) и несоблюдение нормального соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.

По результатам оценки показателей прибыли коммерческой организации на примере автосервисной фирмы рекомендуется, разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и внедрить проведение систематического анализа финансового состояния с помощью аналитических программ [5, с. 564-567], что, даст

возможность принимать управленческие решения более своевременно, эффективность применения которых будет много выше, чем раньше. Следовательно, использованная методика оценки показателей прибыли коммерческой организации на примере автосервисной фирмы адекватна.

Использованные источники:

1. Курочкин В.Н. Эффективность и надежность функционирования сложных организационных систем. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2010. - 494 с.

2. Научно-методические аспекты учёта и анализа деятельности торговых организаций / Н.А. Андреева, В.Н. Курочкин, О.В. Медведева, С.Н. Угримова. - Ростов-на-Дону: РПО, 2012. - 169 с.

3. Курочкин В.Н. Управление показателями рентабельности коммерческой организации. - Экономика и социум. 2013. № 4. С. 443-450.

4. Курочкин В.Н. Анализ результативности хозяйственной деятельности торговой фирмы / Курочкин В.Н., Украинцева И.В., Пономаренко Т.В. . - Экономика и социум, 2014, №4, с. 834-844.

5. Курочкин В.Н. Шарипов А.М. Управление финансовыми результатами деятельности предприятия технического сервиса на базе IT-технологий. -Экономика и социум. 2015. № 6-1 (19). С. 564-567.

Курочкин В.Н., доктор технических наук ст. научный ссотрудник, профессор кафедра «Экономика и управление» Азово-Черноморский инженерный институт Донского ГАУ

Россия, г. Зерноград Ростовской области ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСНОЙ IT - ФИРМЫ В ПЕРИОД САНКЦИЙ В статье исследованы финансовые результаты деятельность сервисной фирмы. Использован метод факторного анализа. Получены положительные результаты исследований.

Ключевые слова: экономика, управление, экономический анализ, методика, финансовый результат, информационный сервис.

In the article the results of the financial activities of a service company. The method of factor analysis. The positive findings.

Кeywords: economy, management, economic analysis, methodology, financial results, information service.

Финансовые результаты коммерческой организации являются основными показателям хозяйственной деятельности, проведение анализа финансовых результатов также важно для экономических партнеров, сотрудничающих с данным хозяйствующим субъектом.

Целью данной статьи является анализ закономерности изменения финансовых результатов деятельности коммерческих организаций в период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.