Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ'

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / СЕРВИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкин В. Н.

В статье исследованы вопросы математического моделирования влияния факторов на финансовые результаты.In the article the questions of mathematical modeling of the impact of factors on the financial results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ»

внутренних источников показателей позволяет создать на каждой фирме систему информационного обеспечения, ориентированную на принятие стратегических и тактических решений по управлению суммой прибыли.

Использованные источники:

1. Курочкин В.Н., Грициенко Т. Ю. Теория анализа финансовых результатов и результативности деятельности предприятия. - Экономика и социум, 2016, №2, с. 566-569.

2. Курочкин В.Н. Шарипов А.М. Управление финансовыми результатами деятельности предприятия технического сервиса на базе IT-технологий. -Экономика и социум. 2015. № 6-1 (19). С. 564-567.

3. Маре;х|нков, Н.Л. Экономический аНализ: учеб. подсоб./ Н.Л. МареНков, Т.Н. Ве;Х;селова. Серия «Высшее образование». Ро!х:стов-;х|на-ДоНу: ФеНик^с, 2014. - 249 ;Х|с.

4. Научно-методические аспекты учёта и анализа деятельности торговых организаций / Н.А. Андреева, В.Н. Курочкин, О.В. Медведева, С.Н. Угримова.

- Ростов-на-Дону: РПО, 2012. - 169 с.

5. Курочкин В.Н. Управление показателями рентабельности коммерческой организации. - Экономика и социум. 2013. № 4. С. 443-450.

6. Курочкин В.Н. Анализ результативности хозяйственной деятельности торговой фирмы / Курочкин В.Н., Украинцева И.В., Пономаренко Т.В.

- Экономика и социум, 2014, №4, с. 834-844.

7. Курочкин В.Н., Баркова Е.В. Классификация методов и миссия анализа финансовой устойчивости коммерческой организации. - Экономика и социум, 2016, №2, с. 559-562.

8. Курочкин В.Н. и др. Теоретические аспекты сервисной деятельности: информационные и коммуникационные технологии, образовательные услуги /Л.П. Грищенко, В.Н. Курочкин, А.В. Щербина // Под ред. д.э.н. А.Ю. Архипова. - Ростов-на-Дону: Дониздат, 2015 г. - 196 с.

Курочкин В.Н., доктор технических наук ст. научный ссотрудник, профессор кафедра «Экономика и управление» Азово-Черноморский инженерный институт Донского ГАУ

Россия, г. Зерноград Ростовской области АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ В статье исследованы вопросы математического моделирования влияния факторов на финансовые результаты.

Ключевые слова: экономика, управление, экономический анализ, математическое моделирование, финансовый результат, сервис.

In the article the questions of mathematical modeling of the impact offactors on the financial results.

Tags: economy, management, economic analysis, mathematical modeling, financial results, service.

Актуальным является вопрос анализа финансовый результатов деятельности коммерческих организаций с целью выявления значимых факторов, влияющих на прибыль рентабельность, так как в реальной действительности математические модели указанного вида анализа находится в стадии становления. Для выявления влияния факторов необходимо построение математической модели, связывающей факторы с целевой функцией, в данном случае в качестве целевой фуекции выступает финансовый результат (прибыль, рентабельность).

Например, изменение объемов выпуска и реализации продукции оказывает влияние на динамику прибыли. Математическая модель должна дать количественную оценку влияния факторов. Как известно, прибыль от реализации продукции (работ, услуг) П может быть рассчитана как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации) N и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости СРП. Так как на объемы реализации оказывают несколько значимых факторов, при анализе необходимо оценить влияние каждого фактора ЛП как разницу между прибылью отчетного периода П1 и прибылью базисного периода ПО .

Допустим, на изменение прибыли влияют следующие факторы (методика по источнику [1]):

а) изменение объема продукции при неизменной себестоимости, математическая модель влияния на прибыль П изменений в объеме продукции (АП2) имеет вид

АП2 = ПО К1 - ПО = ПО (К1 - 1), (1)

где К\ - коэффициент роста объема реализации продукции,

Ё -5 /5

(2)

где - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

- себестоимость базисного года (периода);

б) изменение цен на реализованную продукцию, математическая модель влияния на прибыль изменений отпускных цен (А/3!) имеет вид

где ^ ~ ^ Р]С/' - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р -цена изделия; ц - количество изделий);

по ~ Х^о?] _ реализация в отчетном году в ценах базисного года;

в) изменение в объеме продукции, обусловленные изменениями в

структуре продукции (АР3), математическая модель влияние данного фактора

имеет вид

(4)

где КЗ - коэффициент роста реализации в оценке по оптовым ценам:

Ё

V ! N

(5)

где Л'

■V

1.-11

реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

'- реализация в базисном периоде; г) экономия и снижение себестоимости продукции (ДР2) математическая модель её влияние на прибыль имеет вид

= .Л | Л 5 I

(6)

-V,

где " '| себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и условиях базисного периода;

- фактическая себестоимость реализованной продукции за период; д) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (АРЗ), математическая моддель имеет вид

(V)

Характеристика влияния факторов на динамику реализации для средней по размерам (типичной) коммерческой организации г. Ростова-на-Дону, выявленная с применением изложенного математического моделирования, приведена на рисунке (факторы размещены в порядке убывания значимости). Общее изменение затрат на 1 рубль продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом перечисленных выше факторов [2, с. 443-450].

На основе выполненных расчетов можно определить общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам [1, с. 20].

Факторы

Влияние фактора

Уровень

среднереализаци онных цен (Ць)

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот._

Оказывает положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли: увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли, а убыточной при увеличении объема реализации - к уменьшение суммы прибыли._

Структура Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние

товарной на сумму прибыли: к примеру, увеличение доли более

продукции -► рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации

(работ, услуг) приводит кросту суммы прибыли, и наоборот.

(УДО_ ___

Рисунок - Влияние различных факторов на динамику реализации

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; оценивающие рентабельность продаж; показатели, показывающие доходность капитала.. Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли [3, с. 37-45]. Математическая модель влиятия факторов на рентабельность основывается на формулах [1] для вычисления рентабельности:

- рентабельность производственной деятельности R осуществляется отношением балансовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И);

- математическая модель доходности инвестиционных проектов: отношение прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) к сумме инвестиционных затрат (ИЗ);

- рентабельность продаж Rпр рассчитывается делением прибыли от реализации Прп или чистой прибыли ЧП на сумму полученной выручки (ВР) и характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж;

- рентабельность совокупного капитала RKL исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (КЬ);

- рентабельность (доходность) операционного капитала ROK исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК) и характеризует доходность задействованного капитала.

Математическое моделирование влияния факторов сводится к составлению формул, аналогичных вышеуказанным, в которые входит значение фактора до и после его изменения, а значение изменение вычисляется по модели. На её основе возможно управление развитием фирмы [4, с. 98-108].

Вывод. Математическое моделирование позволило выявить значимые факторы и их ранг: уровень среднереализационных цен, себестоимость, объем реализации и структура товарной продукции. Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с потребленными ресурсами.

Использованные источники:

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник./ Г.В. Савицкая, - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2013. -425 с.

2. Курочкин В.Н. Управление показателями рентабельности коммерческой организации. - Экономика и социум. 2013. № 4. С. 443-450.

3. Научно-методические аспекты учёта и анализа деятельности торговых организаций / Н.А. Андреева, В.Н. Курочкин, О.В. Медведева, С.Н. Угримова. - Ростов-на-Дону: РПО, 2012. - 169 с.

4. Курочкин В.Н. Методологические вопросы управления развитием социально-экономических систем. - Зерноград: Вестник аграрной науки Дона, 2010, № 2. - С. 98-108.

Курочкин В.Н., доктор технических наук ст научный ссотрудник, профессор кафедра «Экономика и управление» Азово-Черноморский инженерный институт Донского ГАУ

Россия, г. Зерноград Ростовской области К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВОЙ ФИРМЫ В статье исследованы вопросы использования потенциала торговой фирмы. Обоснованы предложения по улучшению использования экономического потенциала коммерческих организаций.

Ключевые слова: экономика, управление, экономический анализ, экономический потенциал, финансовая устойчивость.

In the article the question of using the potential of trading firm. Substantiated proposals to improve the utilization of the economic potential of commercial organizations.

Кeywords:: economy, management, economic analysis, economic potential, financial stability.

Изучение и учет результатов торгово-хозяйственной деятельности предприятия, выявление причинно-следственных связей между использованными ресурсами и полученными результатами создают основу для научно обоснованного прогнозирования и планирования его состояния в будущем.

Из известных на данный момент факторов производства одним из главных и требующего наибольших затрат является потенциал предприятия. Потенциал предприятий торговли характеризуется объемом накопленных ресурсов удовлетворяющих покупательский спрос потребительских товаров. Потенциал предприятия в натурально - вещественной форме включает в себя материальные, нематериальные, трудовые и финансовые ресурсы. Таким образом, ресурсы представляют собой основу деятельности предприятия, а их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.