Научная статья на тему 'ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСНОЙ IT - ФИРМЫ В ПЕРИОД САНКЦИЙ'

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСНОЙ IT - ФИРМЫ В ПЕРИОД САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕТОДИКА / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкин В.Н.

В статье исследованы финансовые результаты деятельность сервисной фирмы. Использован метод факторного анализа. Получены положительные результаты исследований.In the article the results of the financial activities of a service company. The method of factor analysis. The positive findings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСНОЙ IT - ФИРМЫ В ПЕРИОД САНКЦИЙ»

возможность принимать управленческие решения более своевременно, эффективность применения которых будет много выше, чем раньше. Следовательно, использованная методика оценки показателей прибыли коммерческой организации на примере автосервисной фирмы адекватна.

Использованные источники:

1. Курочкин В.Н. Эффективность и надежность функционирования сложных организационных систем. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2010. - 494 с.

2. Научно-методические аспекты учёта и анализа деятельности торговых организаций / Н.А. Андреева, В.Н. Курочкин, О.В. Медведева, С.Н. Угримова. - Ростов-на-Дону: РПО, 2012. - 169 с.

3. Курочкин В.Н. Управление показателями рентабельности коммерческой организации. - Экономика и социум. 2013. № 4. С. 443-450.

4. Курочкин В.Н. Анализ результативности хозяйственной деятельности торговой фирмы / Курочкин В.Н., Украинцева И.В., Пономаренко Т.В. . - Экономика и социум, 2014, №4, с. 834-844.

5. Курочкин В.Н. Шарипов А.М. Управление финансовыми результатами деятельности предприятия технического сервиса на базе IT-технологий. -Экономика и социум. 2015. № 6-1 (19). С. 564-567.

Курочкин В.Н., доктор технических наук ст. научный ссотрудник, профессор кафедра «Экономика и управление» Азово-Черноморский инженерный институт Донского ГАУ

Россия, г. Зерноград Ростовской области ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСНОЙ IT - ФИРМЫ В ПЕРИОД САНКЦИЙ В статье исследованы финансовые результаты деятельность сервисной фирмы. Использован метод факторного анализа. Получены положительные результаты исследований.

Ключевые слова: экономика, управление, экономический анализ, методика, финансовый результат, информационный сервис.

In the article the results of the financial activities of a service company. The method of factor analysis. The positive findings.

Кeywords: economy, management, economic analysis, methodology, financial results, information service.

Финансовые результаты коммерческой организации являются основными показателям хозяйственной деятельности, проведение анализа финансовых результатов также важно для экономических партнеров, сотрудничающих с данным хозяйствующим субъектом.

Целью данной статьи является анализ закономерности изменения финансовых результатов деятельности коммерческих организаций в период

санкций.

Использована методика факторного анализа [1, с. 45] Объектом исследования является сервисная коммерческая организация (сервисная 1Т -фирма), работающая на рынке компьютерных услуг г. Ростова-на-Дону, а предметом исследования - финансовые результаты деятельности, а именно: розничной торговли компьютерными, программным обеспечением, другими гаджетами девайсами; техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники, техническая и коммерческая эксплуатация аппаратуры, электроники [2, с. 564- 567]. Основные экономические показатели характеризующие деятельность сервисной 1Т - фирмы за 20142015 годы отражены в таблице 1.

Таблице 1 - Основные экономические показатели сервисной фирмы

Наименование показателя 2014 г 2015 г Отклонение

абсолютн., относ.,

тыс. руб. %

Выручка от продаж, тыс. р. 9 715 797 13 897 117 4 181 320 143

Себестоимость продукции,тыс. р. 9 118 792 12 409 451 3 290 659 133

Прибыль от продаж, тыс. р. 396 981 1 333 567 936 586 336

Чистая прибыль 541 141 646 822 105 681 119,5

Рентабельность услуг, % 4,35 10.7 6,35

Рентабельность активов, % 3,64 4,54 0,9 -

Проведенные по известным методикам [3, с. 559-562; 4, с. 6-32; 5, с. 566-569] исследования свидетельствуют об увеличении выручки от продаж в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 4 181 320 тыс.руб., что составляет 143%, от достигнутого в 2014г. , причем рост достигнут за счет увеличения отпускных цен на ПК, гаджеты, девайсы, услуги по причине увеличения стоимости валюты. Проведем анализ динамики состава и структуры балансовой прибыли данной фирмы по известным методикам [6, с. 395-402]. Валовая прибыль коммерческой организации в отчетном периоде возросла на 143% по отношению к 2014 г., прибыль от продаж увеличилась на 336%, в т. ч. за счет введения новых информационных технологий и роста отпускнх цен. Наибольший удельный вес в общем объеме выручки занимает валовая прибыль (10,7%), при этом в отчетном периоде произошло ее увеличение на 4,6%. Прибыль от продаж составила 9,6%. Из расходов наибольшую долю занимает себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг; в отчетном периоде она составила 89,3% , что на 4,5% ниже, чем в 2014 г. (рис. 1)

Рисонок 1 - Динамика состава и структуры балансовой прибыли

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Для проведения анализа воспользовались данными (табл. 1) по выручке от продаж (V), полной себестоимости (С), прибыли от продаж (П). Факторный анализ выполнили по методике Г.В. Савицкой [1, с. 45-47] в следующем порядке:

- рассчитали коэффициент роста объема продаж 1Т-услуг по ценам предыдущего периода

К1 = Vотч / Vбаз = 13 897117 / 9 715 797 = 1,43 (1)

- аналогично вычислили коэффициент изменения себестоимости ГГ-услуг по ценам базисного периода

К2 = Сотч / Сбаз = 12 409 451 / 9 318 816 = 1,33 (2)

- выявили влияние на прибыль изменений объемов продаж ГГ-услуг

АП = Пбаз (К2 - 1) = 396 981 (1,33 - 1) = 131 003,73 тыс. руб.

(3)

Тогда влияние на прибыль изменений в объеме продаж ГТ-услуг, обусловленных изменениями в структуре, равно

АП = Пбаз (К1- К2) = 396 981 (1,43 -1,33) = 39 698,1 тыс. руб.

(4)

Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые импортные комплектующие составит

АП = Vотч (Зотч - Збаз) = 13 897117 (0,90 - 0,95) = -694 855,85 тыс. руб. (5)

где З - затраты на один рубль продаж ГТ-услуг, З = С / V,

З отч = 12 409 451 / 13 897 117 = 0,90 руб.

З баз = 9 318 816 / 9 715 797 = 0,95 руб.

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи ГТ -услуг( АП) составило:

АП= По - Пб = 1 333 567 - 396 981 = 936 586 тыс. руб., в т. ч. влияние изменений продаж и её структуры АП= 131 003,73 + 39 698,1 -(-694 855,85) = 865 557.68 тыс. руб. Как следует из таблицы, в отчетном периоде сервисная 1Т-фирма получила прибыль в размере 1333567 тыс. руб., в сраквнении с предшествующим периодом она увеличилась на 936 586 тыс. руб.

Факторный анализ позволил выявить следующее: увеличения объем продаж и изменения цен на 1Т-услуги способствовала росту прибыли от продаж на 865 557,68 тыс. руб.; влияние на прибыль изменений объема продаж ГГ-услуг - положительное; изменение в объеме продаж 1Т-услуг, обусловленных изменениями в структуре товаров, способствовала росту прибыли от продаж на 39 698,1 тыс. руб.; изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости, связи с изменением цен на потребляемые ресурсы повлияла отрицательно. В отчетном году произошло увеличение рентабельности продукции на 6,35%. Также увеличилось рентабельность продаж и рентабельность производственных фондов на 5,52 и 0,97 % соответственно благодаря приросту прибыли от продаж на 336%. Рентабельность активов в отчетном периоде увеличилась на 0,9% вследствие увеличения чистой прибыли коммерческой организации на 19,5%, что говорит об эффективном использовании имущества коммерческой организации.

Проведенные исследования анализа финансовых результатов деятельности ООО «Сервис-Юг», за последние два года свидетельствуют об увеличении выручки от продаж в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 4 181 320 тыс.руб., что составляет 143%, от достигнутого в 2014г. Объем выручки 9 715 797 тыс. руб. Прибыль от продаж в 2015 г. увеличилась по сравнению с предыдущим, 2014 г. на 936 586 тыс. руб, и достигла уровня 1 333 567 тыс. руб.

Валовая прибыль коммерческой организации в отчетном периоде возросла на 143% по отношению к 2014 году. В отчетном году произошло увеличение рентабельности продукции на 6,35%. Также увеличилось рентабельность продаж и рентабельность производственных фондов на 5,52 и

0.97.% соответственно благодаря приросту прибыли от продаж на 336%. Рентабельность активов в отчетном периоде увеличилась на 0,9% вследствие увеличения чистой прибыли коммерческой организации на 19,5%, что говорит об эффективном использовании имущества коммерческой организации.

Использованные источники:

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности коммерческой организации: учебник./ Г.В. Савицкая, - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 425 с.

2. Курочкин В.Н. Шарипов А.М. Управление финансовыми результатами деятельности предприятия технического сервиса на базе 1Т-технологий. -Экономика и социум. 2015. № 6-1 (19). С. 564-567.

3. Курочкин В.Н., Баркова Е.В. Классификация методов и миссия анализа

финансовой устойчивости коммерческой организации. - Экономика и социум, 2016, №2, с. 559-562.

4. Научно-методические аспекты учёта и анализа деятельности торговых организаций / Н.А. Андреева, В.Н. Курочкин, О.В. Медведева, С.Н. Угримова. - Ростов-на-Дону: РПО, 2012. - 169 с.

5. Курочкин В.Н., Грициенко Т. Ю. Теория анализа финансовых результатов и результативности деятельности предприятия. - Экономика и социум, 2016, №2, с. 566-569.

6. Курочкин В.Н. и др. К методике анализа финансового состояния коммерческой организации /В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов, Е.В. Мохирев. -Экономика и социум, 2015, №3, с. 395-402.

Курочкин В.Н., доктор технических наук ст. научный ссотрудник, профессор кафедра «Экономика и управление» Азово-Черноморский инженерный институт Донского ГАУ

Россия, г. Зерноград Ростовской области

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ЗАДАЧИ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МЕТОДИКА

В статье уточнены задачи, информационное обеспечение, методика экономического анализа хозяйственной деятельности сервисной фирмы.

Ключевые слова: экономика, управление, экономический анализ, методика, финансовый результат, сервис.

The article specifies the tasks, information technology, methods of economic analysis of business service firms.

Tags: economy, management, economic analysis, methodology, financial results, service.

Финансовые результаты деятельности коммерческой организации служит базой для принятия решений по развитию и совершенствованию её функционирования. Актуальность темы исследования заключается в том, что основными целями деятельности коммерческих организаций являются получение прибыли, сохранение и наращивание капитала; обе цели взаимосвязаны между собой по следующей причине: источником увеличения капитала выступает чистая прибыль. Проведение анализа финансовых результатов (АФР) коммерческой организации также важно для контрагентов, сотрудничающих с данным хозяйствующим субъектом.

Была поставлена цель: систематизировать теорию анализа финансовых результатов деятельности коммерческой оргаизации в части информационного обеспечения, задач и общей методики анализа.

Для достижения цели АФР вначале могут решаться задачи исследования теоретических основ анализа финансовых результатов фирм конкретной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.