Научная статья на тему 'Методика оценки и факторный анализ рентабельности отрасли цветной металлургии'

Методика оценки и факторный анализ рентабельности отрасли цветной металлургии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1323
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА / АКТИВЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рюмин Игорь Владимирович

Рассмотрены методики оценки рентабельности, выявлены факторные зависимости с целью углубленного анализа рентабельности отрасли цветной металлургии. Проанализированы тенденции развития металлургической отрасли в России. Сформулированы и проверены гипотезы рентабельности для отрасли цветной металлургии. В завершение сделаны выводы о возможных путях изменения рентабельности за счет различных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки и факторный анализ рентабельности отрасли цветной металлургии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 28 (209).

Экономика. Вып. 30. С. 106-110.

И. В. Рюмин

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

Рассмотрены методики оценки рентабельности, выявлены факторные зависимости с целью углубленного анализа рентабельности отрасли цветной металлургии. Проанализированы тенденции развития металлургической отрасли в России. Сформулированы и проверены гипотезы рентабельности для отрасли цветной металлургии. В завершение сделаны выводы о возможных путях изменения рентабельности за счет различных факторов.

Ключевые слова: рентабельность, эффект финансового рычага, активы, эффективность предприятия.

Особое значение при анализе финансового состояния предприятия имеют показатели рентабельности, предназначенные для наиболее полной и объективной оценки результатов производственной деятельности.

Рентабельность фондов тем выше, чем выше рентабельность продукции, чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота основных средств. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется методом цепных подстановок.

В зависимости от конкретных целей анализа показатели балансовой и чистой прибыли можно соотносить или только с основными, или только с оборотными фондами, или отдельно с каждой статьей, входящей в состав оборотных фондов.

Расчет коэффициента обшей рентабельности и факторов, влияющих на его фондоемкость, оборачиваемость оборотных средств и других факторов позволит предприятию выявить факторы, которые необходимо изменить, чтобы снизить себестоимость продукции и тем самым повысить ее рентабельность.

Чтобы выявить избыточное увеличение на предприятии мобильных (оборотных) средств, что может быль следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств, целесообразно рассчитать рентабельность основных и внеоборотных средств, которая показывает долю прибыли, приходящуюся на 1 р. внеоборотных активов, и рассчитывается по формуле

Л = Р

ва р ’

где Р — прибыль (балансовая или чистая); ¥ва — величина внеоборотных активов.

Рост рентабельности внеоборотных активов при снижении рентабельности активов будет свидетельствовать о данной тенденции.

Однако при расчете этого показателя необходимо помнить, что числитель и знаменатель данной формулы выражены в денежных единицах разной покупательной способности, т. е. прибыль отражает сложившийся уровень цен за истекший год, основные фонды формируются в течение нескольких лет и их стоимость может быть занижена (завышена) по сравнению с действующими на рынке ценами.

Рентабельность собственных средств показывает, какая величина прибыли приходится на 1 р. собственных средств, т. е. позволяет определить эффективность использования собственных средств предприятия и сравнить ее с возможным доходом от вложения этих средств в другие объекты (ценные бумаги, другие предприятия и т. д.).

В западных странах этот показатель служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на фондовой бирже. Рентабельность собственного капитала вычисляется по формуле

ЧП

ЛОЕ = — х 100%,

СК ’

где ЧП — чистая прибыль; СК — собственный капитал.

Если предприятие через привлечение заемных средств получает больше прибыли, чем должно уплатить процентов, то разница может быть использована для повышения отдачи собственных средств.

Если рентабельность всего капитала меньше, чем проценты, уплаченные за заемные средства, влияние заемных средств на деятельность предприятия должно быть отрицательным.

Для выявления факторов, влияющих на величину рентабельности собственного капитала, можно применять следующую факторную модель:

п Чистая прибыль

К =---------------------------------х

Обьем реализованной продукции

Объем реализованной

х продукции х

Все активы

Все активы

х________________________

Акционерный капитал

Из формулы видно, что рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от уровня рентабельности продукции, скорости оборачиваемости актинов и соотношения собственного и заемного капитала.

Показатель (все активы; акционерный капитал) отражает, во сколько раз при прочих равных условиях рентабельность собственных средств повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Эффект финансового рычага (ЭФР) — это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Это определение можно записать в виде формулы

Я = (1 - Т) ЭР + ЭФР,

где ЭР — экономическая рентабельность активов; Т — ставка налога на прибыль.

Эффект финансового рычага возникает вследствие расхождения между ЭР и ценой заемных средств — средней расчетной ставкой процента (СРСП), т. е. предприятие должно иметь такую экономическую рентабельность активов, чтобы средств хватило хотя бы для уплаты процентов за кредит.

Средняя расчетная ставка процента вычисляется по формуле

ПР

СРСП =

х 100 %,

зк

где СРСП — средняя расчетная ставка процента; ПР — все фактические финансовые издержки по всем кредитам за анализируемый период; ЗК — общая сумма заемных средств (заемный капитал) в итоге баланса.

Однако для более точного анализа при наличии необходимых данных СРСП можно рассчи-

тывать по средневзвешенной стоимости различных кредитов и займов, можно также причислять к заемным средствам деньги, полученные предприятием от выпуска привилегированных акций.

Кроме того, так как по действующему законодательству часть процентов, уплачиваемых по кредитам банков, уходит на себестоимость продукции в пределах устанавливаемого Центральным Банком норматива, то при расчете СРСП необходимо учитывать только суммы, которые не относятся на себестоимость продукции. К сожалению, СРСП невозможно рассчитать на основании данных бухгалтерской отчетности.

После расчета СРСП рассчитывают дифференциал — первую составляющую ЭФР, которая определяется как разность между рентабельностью активов и СРСП. Эта величина не должна быть меньше нуля:

ДИФФЕРЕНЦИАЛ = (1 - Т) • (ЭР - СРСП).

Вторая составляющая ЭФР — плечо финансового рычага, которое характеризует силу воздействия финансового рычага и определяется как отношение заемных (ЗС) и собственных средств (СС).

Эффект финансового рычага определяется как произведение его составляющих, которое можно представить в виде формулы

ЭФР = ЯОЕ - ЯОА =

=ССК [КОЕ - К‘- >(1 -1 я

или ЭФР = — (1 -1)(ЯОА - СРСП),

ск

где ЯОА — экономическая рентабельность активов фирмы; Ясз— средневзвешенная стоимость заемных средств, для каждого элемента заемных средств это отношение процента (ежегодной платы) за пользование данными средствами к их величине; ЗК — заемный капитал; ^ — налоговая ставка; СРСП — средняя расчетная ставка процента.

Для того чтобы ЭФР не оказался завышен, при его расчете необходимо вычитать сумму кредиторской задолженности из всех используемых при вычислении формул.

Эффект финансового рычага должен изменяться в пределах от 1/3 до 1/2 уровня экономической рентабельности активов и не должен быть меньше нуля. Тогда эффект финансового

рычага способен компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам рентабельность.

Однако, несмотря на то что увеличение заемных средств в структуре совокупного капитала позволяет увеличить рентабельность собственных средств, необходимо помнить о том, что при росте величины кредитов и займов увеличиваются и финансовые издержки, связанные с их покрытием, а следовательно, и СПРС, и может наступить такой момент, когда дифференциал станет меньше нуля, т. е. заимствования будут уменьшать рентабельность собственных средств предприятия.

Гипотеза 1. Влияние коммерческой маржи и коэффициента трансформации на величину рентабельности активов.

Используем формулу

0 Чистая прибыль

К =-------------------------------------=

Среднегодовая стоимость активов

= КМ х КТ.

На практике предприятие может регулировать уровень рентабельности активов, изменяя ее составляющие — коммерческую маржу и коэффициент трансформации. На величину коммерческой маржи влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т. д. На коэффициент трансформации — отрасль и экономическая стратегия предприятия. На практике невозможно обеспечить одновременный рост

КМ и КТ, так как показатель оборота присутствует одновременно в знаменателе одного сомножителя и в числителе другого. Поэтому важно решить вопрос, какой из показателей оказывает более сильное воздействие на изменение рентабельности активов. В зависимости от уровня показателей КМ и КТ можно выделить четыре варианта их комбинации (рис. 1).

Идеальная позиция тяготеет к варианту III, но на практике его очень трудно осуществить. Как правило, варианты I и II наиболее вероятны. Вариант IV нежелателен для предприятия, поскольку может привести к снижению рентабельности активов.

Гипотеза 2. Развитие экономических фаз предприятия приводит к изменению уровня и объема прибыли и рентабельности (рис. 2).

Цикл экономической активности часто стоит в центре тех проблем, с которыми сталкиваются предприятия. Экономический цикл почти полностью определяется событиями, происходящими в денежно-кредитной сфере. История в большинстве случаев подтверждает тесную связь цикла деловой активности с колебаниями объема денежной массы. Циклы экономической активности внутренне присущи экономической системе.

Для дальнейшего роста компаниям цветной металлургии требуется решить ряд структурных проблем. Во-первых, решить проблемы с обеспечением сырьем, во-вторых, активно

КМ, %

Рис. 1. Влияние показателей коммерческой маржи и коэффициента трансформации

на рентабельность активов

Рис. 2. Экономические фазы развития предприятия

инвестировать в создание новых мощностей. Все предпосылки для этого существуют.

Гипотеза 3. Изменение цен на продукцию связано с изменением цен на мировом рынке. Так, за 2006-2010 гг. за счет подорожания увеличилась доля на мировом рынке практически всех цветных и редких металлов. В 2007 г. металлургическое производство выросло на 1,8 %. Финансовый объем экспорта металлов и изделий из них увеличился на 19,4 % — до 49,9 млрд долларов, в том числе в страны Дальнего Зарубежья — на 17,3 % — до 42,8 млрд, в страны СНГ — на 34,1 % — до 7,1 млрд долларов. В товарной структуре экспорта России доля металлов и изделий из них составила 14,5 %

3000

2500

(13,9 % в 2006 г.), в том числе в страны Дальнего Зарубежья — 14,6 % (14,1 %), в СНГ — 13,9 % (12,6 %).

В целом сырьевая металлургия остается устойчивой к воздействию последствий финансового и энергетического кризисов, погодных аномалий, а также опережающего роста издержек, особенно фрахта и транспортных расходов. Прибыль крупнейших производителей и потребителей продукции ГМК растет, что увеличивает шансы сырьевых компаний на повышение цен.

Гипотеза 4. Конъюнктура рынка влияет на показатели рентабельности в зависимости от объема продаж и объема производства.

2000

1500

1000

500

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 3. Объемы продаж металлургического рынка

Для увеличения рентабельности продаж нужно обеспечить более высокие темпы роста продаж, сократить издержки, тем самым увеличив прибыль. Возможные варианты изменения рентабельности продаж под влиянием различных факторов: рост объемов продаж, изменение ассортимента продаж, рост цен на продукцию (работы, услуги), изменение структуры ассортимента реализации, повышение цен,

изменение ассортимента продаж, изменение норм затрат.

Итак, в экономической практике существует несколько концепций финансового рычага. Использование того или иного метода обусловлено спецификой деятельности предприятия, страной, в которой оно находится, экономической ситуацией в стране и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.