Научная статья на тему 'Оценка эффективности финансовой стратегии предприятия и управление ее реализацией'

Оценка эффективности финансовой стратегии предприятия и управление ее реализацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2060
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности финансовой стратегии предприятия и управление ее реализацией»

Усенко А.М.,

студентка гр. 554 каф. «Финансовый менеджмент» РГЭУ «РИНХ»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ

Многообразие и возрастающая сложность рыночной среды, интенсивность и динамизм хозяйственных процессов требуют от предприятий максимально использовать все свои возможности и резервы. Трансформационные процессы, происходящие на отечественных предприятиях, во многом связаны с финансами. Анализ денежных потоков, поиск эффективных источников финансирования, выгодных инвестиционных решений, грамотный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, а также разработка рациональной учетной и налоговой политики — все это ставится во главу угла деятельности современных предприятий. Поэтому в современных условиях все более широкое использование в практике хозяйствования российских предприятий получает методология стратегического финансового менеджмента. В этой связи вопросы формирования финансовой стратегии и управления разработанной финансовой стратегией приобретают особую актуальность.

В теории финансового менеджмента нет четкого определения понятия финансовой стратегии. Дискуссионный харак-

тер носят вопросы о ее месте и роли в деятельности предприятия, а также отсутствует единое понимание взаимосвязи финансовой политики и финансовой стратегии.

Так, например, по мнению доктора экономических наук, профессора В.П. Грузинова, стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Профессор Л.А. Мочалова отмечает, что «стратегия — это компас, указывающий путь, вектор направления развития предприятия» [1]. Панов А.И. трактует стратегию как «процесс определения и установления связи предприятия с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать предприятию и его подразделениям» [2].

Большинство авторов определяют финансовую стратегию предприятия как набор или последовательность действий финансового характера для достижения определенной цели. Ковалева А.Н. понимает под финансовой стратегией генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами [3].

Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение приоритетных целей и системы действий по их достижению в области формирования финансовых ресурсов, оптимизации их структуры и эффективного использования, соответствующих общей концепции развития предприятия и обеспечивающих ее реализацию [4].

Бочаров В.В. определяет финансовую стратегию как «долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач корпорации» [5].

На наш взгляд, наиболее полно содержание финансовой стратегии отражает определение, данное Бланком И. А.: «Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональ-

ной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды» [6].

Эффективность функционирования предприятий зависит от правильного выбора и обоснования финансовой стратегии, являющейся существенным компонентом общей экономической стратегии предприятия. Финансовая стратегия определяет поведение предприятия на рынке, формирует его рыночную позицию в зависимости от наличия финансовых ресурсов, методов и направлений их использования.

Основная цель общей экономической стратегии предприятия связана с тенденциями развития соответствующего товарного рынка, которые могут не совпадать с тенденциями развития финансового рынка, следовательно, может возникнуть ситуация, когда цели общей экономической стратегии развития предприятия не смогут быть реализованы в связи с различными финансовыми ограничениями. Противоречие общей экономической стратегии и финансовой стратегии усугубляется изначально тем, что достижение выбранной стратегической цели может противоречить достижению поставленных финансовых целей. Возни-

кающее противоречие связано с тем, что любое предприятие действует в условиях ограниченности ресурсов. И реализация выбранной руководством финансовой стратегии может привести к снижению прибыли в краткосрочном периоде, ухудшению финансовой устойчивости и ликвидности предприятия [7]. Анализ, проведенный по данным таблицы 1, показывает, что реализация ряда общих экономических целей, например, целей № 5,6,10,11, может негативно сказаться на достижении финансовых целей № 2,3,10.

При разработке финансовой стратегии необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, оказывающие на нее влияние. К таким факторам можно отнести действующий финансово-кредитный механизм, степень развитости финансового рынка в стране, а также производственные и финансовые возможности предприятия.

Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляции и других непредвиденных обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.

Таблица 1. Сравнительный анализ целей финансовой и общей экономической стратегии

Цели финансовой стратегии Цели общей экономической стратегии

1 2

1. Ускорение роста выручки 1. Увеличение доли рынка

2. Ускорение роста прибыли 2. Более высокий, безопасный рейтинг в отрасли

3. Увеличение дивидендов 3. Повышение качества продукции

4. Увеличение маржи 4. Более низкие затраты по сравнению с конкурентами

5. Рост рентабельности инвестиций 5. Более широкий или более привлекательный спектр выпускаемой продукции

6. Усиление рейтинга облигаций и кредитного рейтинга 6. Улучшение репутации у потребителей

7. Увеличение потока денежных средств 7. Лучшее обслуживание клиентов, потребителей

8. Рост стоимости акций 8. Распознание компании как лидера в технологии или инновациях продуктов

Окончание табл. 1

1 2

9. Распознание компании как “Голубой фишки” 9. Увеличение возможности конкурировать на международных рынках

10. Более диверсифицированная база поступлений выручки 10. Расширение возможностей для роста

11. Стабильная прибыль в период спада 11. Увеличение заработной платы и прочих благ для сотрудников

Процесс формирования и реализации финансовой стратегии рассмотрим на примере Закрытого акционерного общества «Бумажная фабрика», которое является одним из предприятий целлюлознобумажной промышленности в Южном Федеральном округе. В настоящее время рыночной нишей ЗАО «Бумажная фабрика» стало производство бумаги для гофрирования и картона для плоских слоев гофрокартона. Покупателями готовой продукции являются производители гоф-роящиков — самой экологически чистой тары в мире. Использованные гофроящи-ки в виде макулатуры возвращаются на производство бумаги и картона. В настоящее время ЗАО «Ростовбумага» ежесуточно выпускает 40 тонн различной бумаги для табачной, обойной, пищевой промышленности и бумаги бытового назначения; около 15 тысяч рулонов обоев.

Проведенный анализ финансового состояния ЗАО «Бумажная фабрика» показал, что предприятие является платежеспособным, финансово устойчивым и рентабельным.

Формализованным критерием эффективности сформированной финансовой стратегии ЗАО «Бумажная фабрика» выступает «золотое правило экономики»:

Тп >Тв>ТСк>100,

где Тп — темп прироста прибыли до налогообложения, %

Тв — темп прироста выручки от продажи товара, %

Тск — темп прироста собственного капитала, %.

Данные для расчета основных показателей, используемых для определения эффективности финансовой стратегии предприятия, представлены в таблице 2.

Прибыль предприятия увеличивается более высокими темпами (238,21%), чем остальные параметры. Так, например, темп прироста выручка от продаж составил 201,01%, темп прироста собственного капитала равен 101,14 %.

Доминантным направлением финансовой стратегии предприятия в 2007 г. является привлечение заемных финансовых ресурсов. ЗАО «Бумажная фабрика» в 2005-2006 гг. финансировало свою производственную деятельность только за счет собственных средств. Однако в 2004 г. привлекались краткосрочные заемные средства в размере 1 371,00 тыс руб.

ЗАО «Бумажная фабрика» планирует в 2007 г. увеличение объема реализации продукции на 15%. Все статьи актива и долговые обязательства изменятся пропорционально изменению объема продаж (табл. 3).

Таблица 2. Показатели, используемые для определения эффективности финансовой стратегии

предприятия

Показатель 2005 год, тыс руб. 2006 год, тыс руб. Темп прироста, %

Прибыль до налогообложения 403,00 960,00 238,21

Выручка 112 918,00 131 568,00 201,01

Собственный капитал 31 942,00 32 306,00 101,14

238,21>201,01>101,14>100

Таблица 3. Расчет плановой величины внешнего финансирования

Показатель 2006 год, тыс. руб. Доля в выручке от продаж, % 2007 год, тыс. руб.

1. Выручка от продаж 131 568 151 303

2. Чистая прибыль 506 581

Актив

3. Внеоборотные активы 21 169 16,08 24 344

4. Оборотные активы 19 846 15,08 22 822

5. Итого активов 41 015 47 167

Пассив

6. Текущие обязательства 8 203 6,23 9 433

7. Долгосрочные обязательства 506 506

8. Итого обязательств 8 709 6,62 9 939

9. Уставный капитал 4 484 4 484

10. Нераспределенная прибыль 1 5075 15 656

11. Итого собственный капитал 19 559 14,87 20 140

Итого обязательства и собственный капитал 28 268 Итого обеспеченное финансирование 30 080

Требуемое внешнее финансирование 17 086,90

ВСЕГО 47 167,25

Нераспределенная прибыль2007г. = Нераспределенная прибыль2006г + Чистая прибыль2007г = Нераспределенная прибыль2ообг + коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли2006г*выручка2007г. = Нераспределенная прибыль2006г. +Чистая прибыль20061,/выручка2006г* выручка 2007г = 15075 + 506/131568 * 151303 = 15656 тыс. руб.

Требуемое внешнее финансирование = активы2007 — обеспеченное финансирование2007 = 47167,25-30080,35=17086,90 тыс.руб.

Для определения предполагаемой результативности использования предприятием заемных средств необходимо рассчитать эффект финансового рычага, характеризующего способность заемного капитала генерировать дополнительную прибыль от вложений собственного капитала, или увеличивать рентабельность собственного капитала благодаря использованию заемных средств.

Эффект финансового рычага рассчитывается:

ЭФР=(1-Н)*(Яэ-СРСП)*Кз\Кс Н — ставка налога на прибыль, в долях от единицы

Яэ — экономическая рентабельность, %

СРСП — средняя расчетная ставка процента, %

Кз — заемный капитал, тыс. руб.

Кс — собственный капитал, тыс.

руб.

Расчет, приведенный в таблице 2, показал, что увеличение выручки от продаж в 2007 г. на 15% потребует внешнего финансирования в размере 17 086,90 тыс. руб. Следовательно, можно определить эффект финансового рычага при ус-

ловии, что ЗАО «Бумажная фабрика» привлечет заемные средства на сумму, равную требуемому внешнему финансированию (табл. 4).

Таблица 4. Показатели для расчета эффекта финансового рычага

Показатели 2007 год

Ставка налога на прибыль, доли 0,24

Экономическая рентабельность, % 14,22

Среднерасчетная ставка процентов, % 12

Заемный капитал, тыс.руб. 17 086,90

Собственный капитал (уставный капитал + нераспределенная прибыль), тыс. руб. 20 140,90

ЭФР, % 1,43

При использовании заемных средств как источника финансирования текущей деятельности эффект финансового рычага будет равен 1,43%, т.е. при изменении выручки от продаж на 1% прибыль увеличится на 1,43 процентных пункта.

Наиболее наглядным методом выбора финансовой стратегии является использование матрицы финансовой стратегии предприятия. Манипулируя в рамках данной матрицы, можно рассматри-

вать проблему в динамике, формулировать финансовую стратегию и модифицировать ее в результате изменения внешних и внутренних условий функционирования предприятия.

Использование матрицы финансовой стратегии основывается на расчете трех показателей:

1. Результат хозяйственной деятельности, представляющий собой денежный поток от производственной деятельности (РХД);

2. Результат финансовой деятельности, являющийся денежным потоком от финансовой деятельности (РФД);

3. Результирущий показатель —

сумма денежных потоков позволяет оценить способность предприятия отвечать по своим обязательствам, увеличивать дивиденды, наращивать инвестиции

(РФХД).

РФХД показывает величину и динамику денежных средств предприятия после совершения всего комплекса инве-

стиционно-производственной и финансовой деятельности на предприятии. Положительная величина результата финансово-хозяйственной деятельности дает основание утверждать, что в деятельности предприятия имеет место превышение доходов над расходами, причем вывод этот может быть распространен не только на сегодняшний день, но и на краткосрочный период. При положительных значениях РФХД стратегический финансовый риск минимален.

Использование матрицы финансовых стратегий позволяет предприятию принимать решения о комплексном использовании всех активов и пассивов и прогнозировать стратегию предприятия на краткосрочную перспективу, а также определять допустимые пределы риска и выявлять порог возможностей предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для расчета РФХД ЗАО «Бумажная фабрика» определим следующие данные:

Таблица 5. Данные для расчета РФХД ЗАО «Бумажная фабрика», тыс. руб.

№ Показатель Годы

2004 2005 2006

1 Выручка от продаж 128 428,00 112 918,00 131 568,00

2 Сальдо запасов готовой продукции -789,00 -3198,00 -855,00

3 Стоимость произведенной продукции 127 639,00 109 720,00 130 713,00

4 Стоимость потребленного сырья и материалов, изделий и комплектующих, энергии 68 128,00 60 391,00 96 957,00

5 Другие виды внутреннего потребления сырья и материалов, изделий и комплектующих, энергии 11 768,00 16 696,00 830,00

6 Брутто-маржа 47 743,00 32 633,00 32 926,00

7 Внепроизводственные расходы 111,00 41,00 1 295,00

8 Добавленная стоимость 47 632,00 32 592,00 31 631,00

9 Прибыль до уплаты процентов и амортизация 4 044,00 2 579,00 3 154,00

10 Рост собственных оборотных средств 2 012,00 -4 273,00 2 262,00

11 Производственные инвестиции 2 138,00 2 176,00 2 194,00

12 РХД -106,00 4 676,00 -1 302,00

13 РХД, % -0,22 14,35 -4,12

14 Рост задолженности 1 371,00 -1 371,00 0,00

15 Издержки по обслуживанию долга

16 Налог на прибыль 457,00 95,00 296,00

17 РФД 914,00 -1 466,00 -296,00

18 РФД, % 1,92 -4,50 -0,94

19 РФХД 808,00 3 210,00 -1 598,00

20 РФХД, % 1,70 9,85 -5,05

21 Выплачено дивидендов

22 Выдано ссуд 15 480,00 2 579,00 0,00

23 Привлечено капитала 16 775,00 2 430,00 4

24 РФХД ИТОГ 2 103,00 3061,00 -1 594,00

По показателям, рассчитанным в таблице, можно построить матрицу финансовой стратегии, которая показывает изменение денежного потока РФХД за 2004-2006 гг. и позволяет спрогнозировать критический путь предприятия на ближайшую перспективу.

В 2004 г. предприятие находилось в квадрате II — «Устойчивое равновесие», определяющем стабильность равновесного состояния ЗАО «Бумажная фабрика». Значение показателя РХД отрицательно, что говорит об отсутствии финансовых средств у предприятия после финансирования развития. РФД в этом же периоде

положителен, в связи с привлечением заемных средств. РФХД приблизительно равен нулю.

В 2005 г. положение предприятия переместилось в квадрат IV — «Рантье», характеризующийся положительным значением РФХД, достигнутым благодаря резкому увеличению РХД. Положительное значение РХД позволило предприятию внедрить новую технику, модернизировать производство, а также инвестировать средства в другие сферы деятельности. Отказ от использования заемных средств привел к отрицательному значению РФД.

| РХД

В 2006 г. деятельность ЗАО «Бумажная фабрика» характеризуется отрицательным значениями РХД, РФД и, как следствие, отрицательным показателем РФХД. Предприятие находится в квадрате II, и наметилась тенденция к перемещению в квадраты дефицита ликвидных активов.

Находясь в квадрате II, предприятие в перспективе может переместиться в квадраты III, V, VIII, I, IV, VII.

Во-первых, в результате реализации инвестиционного проекта предприятие может переместиться в квадрат VIII, который характеризуется невысокими темпами роста или в квадрат III с достаточным темпом роста. В зависимости от принятого решения в области использования заемных средств предприятие может переместиться в квадрат V.

Во-вторых, при замедленных, по сравнению с быстровозрастающими рыночными возможностями, темпах роста

оборота предприятие может переместиться в квадраты I и IV.

В-третьих, при низких темпах роста оборотов и отказе от дальнейшего использования заемных средств предприятие окажется в квадрате VII.

Таким образом, финансовое состояние ЗАО «Бумажная фабрика» в значительной мере определяется эффективностью финансовой стратегии и зависит от постановки стратегических целей, адекватно отражающих внутреннее и внешнее положение предприятия, динамику его развития в соответствии с концепцией устойчивого развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Мочалова Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях // Финансовый менеджмент. — 2004. — №3.

2. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Ковалева А.Н. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. — 5е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Игонина Л.Л., Скачкова Н.Е. Сущность финансовой стратегии корпорации и факторы, ее определяющие // Социально-экономический ежегодник 2004. Краснодар: ЮИМ, 2004.

5. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. — СПб.: Питер, 2004.

6. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия. — Киев: Эльга: Ника-центр, 2006.

7. http://www.gaap.ru/biblio/manage шеП/ргасйсе/126.а8р

8. Бясов К. Т. Формирование инвестиционной стратегии корпорации // Финансовый менеджмент. — 2006. — №1. — С. 34-46.

9. Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Политика управления оборотным капиталом как часть общей финансовой стратегии предприятия // Финансы и кредит. — 2006. — №15. — С. 5-11.

10. Едронова В.Н., Пчелинцева Л.Н. Пошаговое учетно-аналитическое обеспечение выбора финансовой стратегии организации // Финансы и кредит. — 2006. — №31. — С. 8-11.

11. Смагин В.Н. Финансовый менеджмент. Краткий курс: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.