Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО КОЭФФИЦИЕНТУ МОТОРНОЙ ЧАСТОТЫ РУКИ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО КОЭФФИЦИЕНТУ МОТОРНОЙ ЧАСТОТЫ РУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО КОЭФФИЦИЕНТУ МОТОРНОЙ ЧАСТОТЫ РУКИ»

балось от 1 до 20 мг/м3. Лишь в двух цехах (из 52 обследованных) концентрация аммиака превышала санитарно-гигиеническую (20 мг/м3) и зоотехническую (10 мг/м3) нормы. Благодаря эффективности искусственной вентиляции, оборудованной в каждом птичнике, в воздухе помещений определялись небольшие концентрации химических примесей.

При изучении домашнего питания птицеводов был выявлен нерациональный подбор пищевых продуктов, особенно свежих овощей, фруктов, обнаружен ряд нарушений в составлении меню, режиме питания. Экскреция аскорбиновой кислоты с мочой (в миллиграммах в 1 ч) была снижена у 23 % обследованных в летне-осеннее время и у 80 % обследованных в весенне-зимний период. Обследование показало, что 64 % птичниц и слесарей-операторов работают при температуре и влажности, превышающих гигиенические нормы. В связи с большими потерями пота в организме создается отрицательный водный баланс. Кроме того, вместе с потом из организма удаляются водорастворимые витамины, в том числе витамин С, нарушается витаминный баланс. Полученные материалы могут послужить основанием для организации рационального питьевого режима, дополнительной С-витаминизации пищевых рационов, а также проведения саннтарно-просветнтельной работы о рациональном питании.

Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности показал, что общая заболеваемость среди птицеводов была такая же, как у рабочих других профессий, что не согласуется с некоторыми данными литературы (1|. В структуре заболеваемости первое место занимают ОРЗ — 40,9%. Заболеваемость фибромиозитом и радикулитом среди птицеводов в 2 раза выше, чем у рабочих других профессий. Очевидно, это связано с большими колебаниями температуры в птичниках, физи-

ческой нагрузкой н работой в вынужденном положении тела. У птичниц высок процент заболеваемости кожи и подкожной клетчатки (панариций, карбункулы, фурункулы), который составил в общей структуре заболеваемости 10, тогда как у рабочих других профессий — только 4,5 %. Это в значительной степени может быть обусловлено отсутствием душевых в птичниках.

По данным периодического медицинского обследования установлено, что большинство работающих (66%) здоровы. Среди мужчин этот показатель составил 74 %, среди женщин — 62 %.

Основную хроническую патологию у птицеводов со- £ ставляют болезни системы кровообращения, на втором месте находятся заболевания органов пищеварения, затем следуют болезни органов движения и мочеполовой системы. Поражения сердечно-сосудистой системы и органов движения наблюдались одинаково часто у мужчин и женщин. Заболевания органов пищеварения и мочеполовой системы преимущественно регистрировались у женщин, у мужчин преобладали заболевания органов дыхания.

Приведенные данные о состоянии здоровья рабочих основных профессий птицефабрики в определенной степени указывают на возможную профессиональную обусловленность некоторых форм как острой, так к хронической патологии, на связь их с условиями труда.

Литература

1. Махонько Н. И. // Актуальные вопросы охраны окружающей среды в сельской местности.— М., 1980.—

С. 94. й

2. Чебанова О. В., Головань В. И., Быстрова Л. Е. // • Гиг. труда. — 1976. — № 7. — С. 11.

Поступила 31.10.86

УДК 371.711/.712

В. И. Агарков

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО КОЭФФИЦИЕНТУ МОТОРНОЙ ЧАСТОТЫ РУКИ

Донецкий медицинский институт

В настоящее время для оценки функционального состояния взрослого человека часто применяется бланковый вариант тепинг-теста. Суть методики заключается в оценке подвижности нервных процессов по моторным возможностям верхней конечности (кисти). Использование данного теста в существующем варианте для оценки состояния ЦНС детей, в том числе и младшего школьного возраста, затруднено, а получаемые результаты не всегда адекватно отражают состояние их организма. Это связано с тем. что у младших школьников еще слабо развита координация движений рук, в частности кисти. Поэтому при выполнении ими тепинг-теста на бланке по общепринятому методу происходит значительная потеря времени при передвижении руки с квадрата на квадрат по кругу в связи с усложненной координацией руки в процессе движения, что значительно повышает ошибку измерения и часто нарушает или даже срывает ход пробы. Время нанесения ударов по одному квадрату для детей такого возраста достаточно велико (10 с), что приводит к утомлению руки непосредственно от пробы и к резкому ухудшению показателей к концу ее независимо от состояния ЦНС и рабочего (связанного с письмом) утомления верхней конечности. Кроме этого, проба оценивается произвольно, на основании общего количества нанесенных точек в тот или иной квадрат.

Предложенная нами методика заключается в следующем: на стандартном листе бумаги белого цвета чертятся в линию 4 квадрата размером 7x7 см. Расположение

квадратов в линию делает пробу адекватной письменной работе, т. е. усвоенной форме движения руки, и облегчает координацию руки при переносе ее с квадрата на квадрат.

Размеры квадратов также находятся в оптимальных • пределах для исполнения пробы. Их увеличение делает передвижение руки из квадрата в квадрат более длительным, это ведет к излишней потере времени, делает пробу неравномерной, а показатели нестабильными, что снижает точность пробы. Уменьшение размеров квадратов приводит к тому, что состояние детей в ходе пробы становится более напряженным за счет повышения сложности действия руки и активности внимания в связи с необходимостью постоянно контролировать точность попадания в квадрат. При этом возможно нанесение ударов за пределы квадратов.

Квадраты нумеруются. Для одноразового измерения используется 1 строчка квадратов в количестве 4. Выполняется проба после инструктажа и показа путем нанесения максимально быстрыми колебательными движениями ф кисти руки карандашом точек в 1 квадрат в течение 5 с с последующим беспрерывным переходом на другие квад- / раты по команде исследователя. Продолжается проба в течение 20 с Карандаш (не остро отточенный) располагается в руке вертикально к бланку. При этом предплечье должно полностью располагаться на плоскости стола. При выполнении пробы важно соблюдать оптимальную величину амплитуды движения руки. Максимальное удаление

Показатель День недели

понедельник вторник среда четверг пятница суООота

ЗМР, MC t КМЧ, т/с t 233,5±2,2 5,1±0,11 228,3±1,7 5,7±0,12 230,5±2,1 5,4±0,11 1,9 238,5±2,3 3,5 4,9±0,13 4,4 244,1 ±3,0 4,6 4,6±0,16 5,5 238,2±2,2 3,5 4,8±0, L4 5,0

Примечание, / — достоверность различий относительно вторника.

кончика карандаша от листа с квадратом при размахе руки не должно быть болге 3—5 см, так как это снижает чувствительность пробы за счет уменьшения частоты движения руки в единицу времени.

Проба обрабатывается путем расчета коэффициента моторной частоты (КМЧ) по формуле:

N

КМЧ = 4^, (I)

где /V — сумма точек в 4 квадратах; / — время (в с), отведенное для нанесения точек в I квадрате (5 с).

Для оценки динамики пробы рассчитывают КМЧ в каждом из 4 квадратов пробы по формуле:

КМЧ = ,

(2)

где Л/1 — количество точек в 1 квадрате.

Затем сопоставляют значения КМЧ и анализируют его изменения в ходе пробы. В условиях утомления сумма КМЧ 2 последних квадратов всегда меньше, чем таковая для 2 первых, или к концу пробы величина КМЧ уменьшается по сравнению с таковой в 1-м или во 2-м квадрате. В таком варианте проба может использоваться для инди-

видуальной или групповой диагностики утомления даже без сравення с исходным уровнем.

Сравнение среднедневных показателей КМЧ и зрительно-моторной реакции (ЗМР) учащихся на протяжении учебной недели показывает высокую адекватность и чувствительность КМЧ как функционального показателя для диагностики утомления детей (см. таблицу). Как видно из таблицы, по данным ЗМР и КМЧ ухудшение функционального состояния ЦНС школьников становится явно заметным в четверг. В дальнейшем динамика этих показателей идентична. Однако во все дни второй половины недели глубина изменений КМЧ несколько значительнее, что делает более выраженной достоверность различий между сравниваемыми среднедневными величинами КМЧ, чем между аналогичными параметрами ЗМР. Это свидетельствует о достаточно большей чувствительности к утомлению КМЧ.

Следовательно, корректурная проба по оценке функционального состояния ЦНС учащихся с помощью КМЧ не уступает другим методам, является простым и эффективным приемом диагностики утомления детей в ходе их учебной деятельности.

Поступила 15.10.86

УДК 371.71:1612.821.2 + 612.825.8]-06:612.014.49:613.11(571.1)

Н. Д. Недбаева, В. Ф. Осипов

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ

Институт физиологии, Сибирское отделение АМН СССР, Новосибирск

Уровень умственной работоспособности и ее динамика в течение учебного года у школьников постоянно прнвле-

• кают внимание исследователей с целью профилактики переутомления и оптимизации учебного процесса. Известно, что в условиях постоянного места жительства умственная работоспособность школьников в конце учебного года выше, чем в начале [2, 3]. В настоящее время в стране существует широкая сеть школ-интернатов, в которые подростки прибывают на учебу из районов с климатом, резко отличающимся от клим?та нового места проживания, что, как известно, небезразлично для них [8]. В связи с этим представляло интерес изучить влияние учебной нагрузки на умственную работоспособность и объем кратковременной памяти учащихся в процессе адаптации к климату Западной Сибири.

Обследовано 88 учащихся (14—17 лет) физико-математической школы-интерната при Новосибирском государст-м венном университете им. Ленинского комсомола. В завнеи-

* мости от места жительства до переезда в Новосибирск приезжие школьники были разделены на 3 группы: южную (Средняя Азия, Южный Казахстан — жаркий климат, траисшнротное перемещение; 27 человек), восточную (Приморский край, Сахалин — муссонный климат, трансмеридианное перемещение; 24 человека) и северную (Якутия, Магадан — холодный климат, трансширотное перемещение; 17 человек). Контрольную (местную) группу составляли

20 учащихся, постоянно проживающих в Западной Сибири. Уровень умственной работоспособности оценивали с помощью теста Шульте, объем кратковременной памяти (КП) — с помощью «двойного» теста» [7], включающего определение объема непосредственной кратковременной памяти (НП) по Джекобсу [1| и объема оперативной кратковременной памяти (ОН). Рассчитывали индекс кратковременной памяти — ИКП (обобщенная характеристика объема КП) по формуле: ИКП = НП + ОП. а также отношение ОП/НП. Наблюдения проводили в первой половине учебного года (вторая половина октября и ноябрь), в его середине (февраль) и конце (апрель) 2 раза в сутки: утром (8—9 ч) и вечером (20—21 ч).

Как видно из табл 1, учащиеся затрачивали на поиск чисел в среднем 34,8—46.6 с. причем время поиска в конце учебного года по сравнению с его началом уменьшалось. Наиболее это было выражено у приезжих и главным образом утром. Так, у мигрантов южной, северной и восточной групп время поиска чисел в конце учебного года было достоверно меньше, чем в начале, соответственно на 5,3; 8,8 и 7,4 с (р<0,02). Вечером подобную картину отмечали только у представителей восточной группы (р<0,02). Наблюдаемое явление, вероятно, является результатом незаконченного процесса сезонной перестройки суточного ритма изучаемого показателя в новых природно-климатических условиях. Отмечено отсутствие различий в величине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.