Научная статья на тему 'ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ'

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ»

Показатель День недели

понедельник вторник среда четверг пятница суООота

ЗМР, MC t КМЧ, т/с t 233,5±2,2 5,1±0,11 228,3±1,7 5,7±0,12 230,5±2,1 5,4±0,11 1,9 238,5±2,3 3,5 4,9±0,13 4,4 244,1 ±3,0 4,6 4,6±0,16 5,5 238,2±2,2 3,5 4,8±0, L4 5,0

Примечание, / — достоверность различий относительно вторника.

кончика карандаша от листа с квадратом при размахе руки не должно быть болге 3—5 см, так как это снижает чувствительность пробы за счет уменьшения частоты движения руки в единицу времени.

Проба обрабатывается путем расчета коэффициента моторной частоты (КМЧ) по формуле:

N

КМЧ = 4^, (I)

где /V — сумма точек в 4 квадратах; / — время (в с), отведенное для нанесения точек в I квадрате (5 с).

Для оценки динамики пробы рассчитывают КМЧ в каждом из 4 квадратов пробы по формуле:

КМЧ = ,

(2)

где Л/1 — количество точек в 1 квадрате.

Затем сопоставляют значения КМЧ и анализируют его изменения в ходе пробы. В условиях утомления сумма КМЧ 2 последних квадратов всегда меньше, чем таковая для 2 первых, или к концу пробы величина КМЧ уменьшается по сравнению с таковой в 1-м или во 2-м квадрате. В таком варианте проба может использоваться для инди-

видуальной или групповой диагностики утомления даже без сравення с исходным уровнем.

Сравнение среднедневных показателей КМЧ и зрительно-моторной реакции (ЗМР) учащихся на протяжении учебной недели показывает высокую адекватность и чувствительность КМЧ как функционального показателя для диагностики утомления детей (см. таблицу). Как видно из таблицы, по данным ЗМР и КМЧ ухудшение функционального состояния ЦНС школьников становится явно заметным в четверг. В дальнейшем динамика этих показателей идентична. Однако во все дни второй половины недели глубина изменений КМЧ несколько значительнее, что делает более выраженной достоверность различий между сравниваемыми среднедневными величинами КМЧ, чем между аналогичными параметрами ЗМР. Это свидетельствует о достаточно большей чувствительности к утомлению КМЧ.

Следовательно, корректурная проба по оценке функционального состояния ЦНС учащихся с помощью КМЧ не уступает другим методам, является простым и эффективным приемом диагностики утомления детей в ходе их учебной деятельности.

Поступила 15.10.86

УДК 371.71:1612.821.2 + 612.825.8]-06:612.014.49:613.11(571.1)

Н. Д. Недбаева, В. Ф. Осипов

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ

Институт физиологии, Сибирское отделение АМН СССР, Новосибирск

Уровень умственной работоспособности и ее динамика в течение учебного года у школьников постоянно прнвле-

• кают внимание исследователей с целью профилактики переутомления и оптимизации учебного процесса. Известно, что в условиях постоянного места жительства умственная работоспособность школьников в конце учебного года выше, чем в начале [2, 3]. В настоящее время в стране существует широкая сеть школ-интернатов, в которые подростки прибывают на учебу из районов с климатом, резко отличающимся от клим?та нового места проживания, что, как известно, небезразлично для них [8]. В связи с этим представляло интерес изучить влияние учебной нагрузки на умственную работоспособность и объем кратковременной памяти учащихся в процессе адаптации к климату Западной Сибири.

Обследовано 88 учащихся (14—17 лет) физико-математической школы-интерната при Новосибирском государст-м венном университете им. Ленинского комсомола. В завнеи-

* мости от места жительства до переезда в Новосибирск приезжие школьники были разделены на 3 группы: южную (Средняя Азия, Южный Казахстан — жаркий климат, траисшнротное перемещение; 27 человек), восточную (Приморский край, Сахалин — муссонный климат, трансмеридианное перемещение; 24 человека) и северную (Якутия, Магадан — холодный климат, трансширотное перемещение; 17 человек). Контрольную (местную) группу составляли

20 учащихся, постоянно проживающих в Западной Сибири. Уровень умственной работоспособности оценивали с помощью теста Шульте, объем кратковременной памяти (КП) — с помощью «двойного» теста» [7], включающего определение объема непосредственной кратковременной памяти (НП) по Джекобсу [1| и объема оперативной кратковременной памяти (ОН). Рассчитывали индекс кратковременной памяти — ИКП (обобщенная характеристика объема КП) по формуле: ИКП = НП + ОП. а также отношение ОП/НП. Наблюдения проводили в первой половине учебного года (вторая половина октября и ноябрь), в его середине (февраль) и конце (апрель) 2 раза в сутки: утром (8—9 ч) и вечером (20—21 ч).

Как видно из табл 1, учащиеся затрачивали на поиск чисел в среднем 34,8—46.6 с. причем время поиска в конце учебного года по сравнению с его началом уменьшалось. Наиболее это было выражено у приезжих и главным образом утром. Так, у мигрантов южной, северной и восточной групп время поиска чисел в конце учебного года было достоверно меньше, чем в начале, соответственно на 5,3; 8,8 и 7,4 с (р<0,02). Вечером подобную картину отмечали только у представителей восточной группы (р<0,02). Наблюдаемое явление, вероятно, является результатом незаконченного процесса сезонной перестройки суточного ритма изучаемого показателя в новых природно-климатических условиях. Отмечено отсутствие различий в величине

Таблица 1

Время (в с), затраченное на просмотр таблиц учащимися в разные периоды учебного года (М±т)

Группа Время проведения опыта Период учебного года

начало середина конец

М 8 43,1±2,45 40,3± 1,60 38,8±2,23

20 39,4±2,12 37,3±1,94 36,4±2,07

В 8 44,0±1,93 41, 4±1,71 36,6± 1,48

20 40;4±1,64 38,1±1,51 34,8±1,51

С 8 46,6±2,95 39,3±1,90 37,8± 1,78

20 40,9±2,03 37,9±2,25 36,3±2,11

ю 8 43,2±1,51 40,7±1,39 37,9± 1,36

20 39,3± 1,38 37,3± 1,34 36,4 ±1,13

Примечание. Здесь и в табл. 2, 3: М — контрольная. В — восточная. С —северная, Ю — южная группа

этого показателя у учащихся контрольной группы и приезжих во все сроки наблюдения. Это позволяет заключить, что изученные типы миграции не изменяют в отличие от вегетативных функций [8) такие интегральные свойства и качества высшей нервной деятельности школьников, как умственная работоспособность.

Объем НП школьников на протяжении учебного года в среднем составлял 6,5—7,8 символов (табл. 2, 3), что соответствует объему НП здоровых людей [4, 5, 7, 9—11], а диапазон индивидуальных колебаний находился в пределах от 5 до 12 символов. Число лиц, у которых объем НП был выше 9 символов, что больше «магического числа» 7±2 по G. Miller [10), в начале учебного года составляло (утро) 3,4 %, а в конце — 8,5 %. На неточность правила G. Miller указывает также Н. А. Ламзина [6], получившая опытным путем подтверждение зависимости объема КП от числа предъявляемых сигналов. Объем НП у лиц контрольной н восточной (трансмеридиальное перемещение) групп утром был достоверно выше в конце учебного года, чем в начале (р<0,05), что было наиболее выражено у учащихся контрольной группы. Вечером у обследуемых данных групп отмечали лишь тенденцию к увеличению объема НП к концу учебного года У лиц транешнротного типа перемещения (северная к южная группы) объем НП на протяжении учебного года практически не изменялся. Очевидно, наблюдаемое явление обус-

Таблица 2

Показатели объема КП (количество цифровых символов) учащихся утром в разные периоды учебного года (М±т)

Группа Показатель Период учебного года

начало середина конец

М НП 6,5±0,25 7,2±0,26 7,8±0,26

ОП 4,6+0,21 5,0±0,36 5,3±0,23

ОГ1/НП 0,71 ±0,03 0,69±0,03 0,68±0,02

ИКП 11,1 ±0,40 12,2±0,60 13,1±0,45

В НП 6,9±0,29 7,4-4-0,24 7,7±0,25

ОГ1 4, 3±0, 18 5.4±0,30 5,4±0,21

ОП/НП 0,64 ±0,03 0.72±0,02 0,71 ±0,02

ИКП 11,2±0,40 12,8+0,52 13,14=0,43

С НП 6,6±0,32 7, 1 ±0,25 7,0±0,32

ОП 4,1±0,22 4,6±0,24 4,9±0,26

ОП/НП 0,62±0,03 0,66±0.03 0,70±0,04

ИКП 10,8±0,50 11,8±0,40 11,9±0,50

ю НП 7,2±0,27 7,2±0,23 7,6±0,28

ОП 4,7±0,21 4,8±0,18 5,2±0,21

ОП/НП 0,65±0,02 0,67±0,02 0,68±0,02

ИКП 11,8±0,44 12,0±0,35 12, 7±0,45

Таблица 3

Показатель КП (количество цифровых символов) учащихся вечером в разные периоды учебного года (М±т)

Группа Показатель Период учебного года

начало середнна конец

М НП 6,8±0,27 7,1±0,26 7,6±0,36

ОГ1 4,9±0,30 4,9±0,28 5,2±0,20

ОП/НП 0,72±0,03 0,68±0,03 0,70±0,02

ИКП 11,7±0,52 12,0±0,51 12,8±0,52

В НП 6,9±0,23 7,6±0, 22 7,6±0,30

ОП 4,6±0, 18 5,0±0,20 5,4±0,21

ОП/НП 0,67±0,02 0,66±0,02 0,72±0,02

ИКП 11, 5±0,36 12,6±0,39 13,0±0,49

С НП 6,8±0,31 7,4+0,27 7,3±0,37

ОП 4,3±0,31 5,0±0,30 4,7±0,32

ОГ1/НП 0,64±0,04 0,67±0,03 0,64±0,04

ИКП 11,1 ±0,55 12,4±0,51 12,0±0,61

ю НП 7,1±0,26 7,5±0,19 7,4±0,26

ОП 4,7±0,20 5, 1±0,16 5,3±0,20

ОП/НП 0,67±0,02 0,68±0,02 0,72±0,02

ИКП 11,8±0,43 12,6±0,31 12,7±0,41

ловлено десинхрокозом транешнротной природы, вызванным сезонной динамикой суточного ритма объема НП, характерной для тех природно-климатических условий, в которых проходило формирование растущего организма до переезда. Не обнаружено существенных различий в объеме • НП между учащимися контрольной группы и приезжими во все сроки наблюдения.

Объем ОП учащихся на протяжении учебного года в среднем по группам составлял 4,2—5,4 символов, что согласуется с данными Л. С. Мучника и В. М. Смирнова [7], а диапазон индивидуальных колебаний — от 2 до 9 символов. При этом объем ОГ1 у лиц контрольной, северной и восточней групп утром был выше в конце учебного года, чем в начале (р<0,05). У школьников южной группы такое повышение отсутствовало, что обусловлено, по-видимому, неадекватностью светового режима и климатическим контрастом. Вечером у лиц контрольной и северной групп объем ОП в течение учебного года существенно не изменялся, а у школьников восточной и южной групп он был выше в конце учебного года, чем в начале (р<0,05). Можнс полагать, что улучшение этого показателя у лиц данных групп в вечернее время суток обусловлено сезонной дикамикой суточного ритма оснозного места жительства. Не отмечено различий в объеме ОП у уча-щихся контрольной группы и приезжих во все сроки на- ® блюдення. Величина отношения объемов ОП/НП в среднем по группам составляла 0,64—0,72, а диапазон индивидуальных колебаний — от 0,37 до 1,0. По данным [7), у психически здоровых людей этот показатель составляет 0,60—0,86. Считается, что чем ближе к 1 величина отношения объемов ОП/НП, тем более эффективно функционирует КП обследуемого |7].

ИКП у школьников на протяжении учебного года составлял в среднем 10,8—13,1 цифровых символов, а диапазон индивидуальных колебаний — 7-—20 символов при норме 6.27—11,26 цифровых символов у психически здоровых людей [7]. Более высокий ИКП, по нашим данным, объясняется, по-видимому, конкурсным отбором учащихся на олимпиадах. Согласно данным [7], уровень КП считается высоким при ИКП, равным 9 цифровым символам и щ выше. Следовательно, у, учащихся обследованных групп этот показатель на протяжении учебного года был очень высоким. Анализ годовой динамики ИКП показал, что у лиц контрольной группы он был достоверно выше в конце учебного года, чем в начале года утром, а у учащихся восточной группы — утром и вечером (/?<0,02). У школьников северной и южной групп ИКП на протяжении учебного года существенно не изменялся во все сроки наблю-

дения. Повышение ИКГ1 как интегрального показагеля кратковременной памяти у учащихся контрольной и восточной групп в конце учебного года в отличие от лиц северной и южной групп обусловлено преимущественным увеличением НП. В течение учебного года не отмечено достоверных различий ИКП у обследуемых контрольной группы и приезжих.

Таким образом, адаптация к учебной нагрузке учащихся обследованных групп имеет специфику, характерную для каждой группы, что необходимо учитывать при оптимизации учебного процесса.

Выводы. 1. Умственная работоспособность и КП у учащихся после трансширотного и трансмерндианного перемещения в Западную Сибирь и местных школьников на протяжении учебного года статистически не различались.

2. Умственная работоспособность у местных н приезжих школьников к концу учебного года повышалась, что было наиболее выражено в утренние часы.

3. После трансмеридианного перемещения учащихся на 3 н более часовых пояса скрытый десннхроноз умственной работоспособности и КП может длиться до 2 мес, о чем свидетельствует разная годовая динамика исследованных показателей у школьников контрольной н восточной групп вечером.

4. Адаптация к учебной нагрузке у лиц после трансширотного перемещения протекает более напряженно и длительно, чем после трансмерндианного, о чем свидетельствует отсутствие повышения ИКГ1 утром у школьников северной и южной групп к концу учебного года по сравнению с учащимися контрольной и восточной групп.

5. На протяжении учебного года у учащихся после трансмерндианного и особенно трансширотного перемеще-

ния в Западную Сибирь резервные возможности КП могут быть снижены, что необходимо учитывать при оатимн* зации учебного процесса.

Литература

1. Вудвортс Р. Экспгриментальная психология: Пер. с англ. — М., 1950.

2. Гринене Э„ Вайткявичюс В.// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. — М„ 1985.— С. 107.

3. Ермачкова Г. N.. Новикова 3. В. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков,— М., 1981. —С. 255—256.

4. Забродин Ю. М„ Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика.— М., 1977.

5. Величковский Б. М„ Вучетич Г. Г., Зинченко В. П. Функциональная структура зрительной памяти. — М., 1980.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ламзина Н. А. // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти.— М., 1985. — С. 150—158.

7. Мучник Л. С., Смирнов В. М. // Психологический эксперимент в неврологической и психиатрической клинике,— Л., 1969.— С. 283—294.

8. Иедбаева Н. Д. Биоритмологическая характеристика температурного гомеостаза у подростков в условиях Западной Сибири: Автореф. дис... канд. бнол. наук. — Новосибирск, 1985.

9. Cavanagh J. P. // Psychol. Rev.— 1972.— Vol. 79.— p 525_530

10. Miller G. A. // Ibid. — 1956.— Vol. 63. — P. 81—97.

11. Sipos !.. Stupavcka L. // J. Stud. Psychol.— 1978. — Vol. 20.— P. 184—194.

Поступила 22.09.86

УДК 616.314-002-053.2-092:618.3-057

С. А. Летунов

РАЗВИТИЕ КАРИЕСА ЗУБОВ У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИИ РАБОТЫ МАТЕРИ

Городская детская стоматологическая поликлиника, Ангарск

Подготовка к переходу к всеобщей диспансеризации населения требует выявления и изучения всех факторов внутренней и внешней среды, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние детского организма, и зубочелюстной системы в частности, так как только при выявлении всех факторов риска проведение профилактических * мероприятий будет наиболее эффективно. Одним из положений комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний у детей является антенатальная охрана плода.

В литературе [1, 3, 4] имеются данные о состоянии здоровья и физического развития детей, родившихся у работниц различных производств, однако сведения о состоянии зубочелюстной системы у детей отсутствуют. Проведение исследований в этом направлении будет способствовать выявлению новых факторов риска возникновения стоматологических заболеваний у детей и более эффективному проведению диспансеризации детского населения. Целью настоящего исследования явилось изучение развития кариеса зубов у детей в зависимости от условий работы матери.

у Мы разработали специальную анкету, которая была распространена среди работниц предприятий нефтехимической промышленности. На основании анкетных данных была сформирована группа детей (418 человек) в возрасте от 2 до 14 лет. родившихся у матерей со стажем работы на данных предприятиях не менее 1 года на момент рождения ребенка. Контролем служила группа детей (460 человек) того же возраста, посещающих те же детские сады и школы, проживающих в том же районе города, что и

дети основной группы, родившихся у матерей, не имевших контакта с какими-либо неблагоприятными производственными факторами. Осмотры проводились в соответствии с рекомендациями Т. Ф. Виноградовой {2]. Интенсивность кариеса зубов (степень поражаемости кариесом зубов одного ребенка) определяли по индексу КП (сумме кариозных и пломбированных временных зубов) для временного прикуса и КПУ для постоянного прикуса (сумме кариозных, пломбированных и удаленных постоянных зубов)

В связи с тем что определенные возрастные периоды развития детского организма оказывают существенное влияние на формирование зубочелюстной системы, мы всех обследуемых детей распределили на 4 возрастные группы: 2—5 лет — период молочного прикуса; 6—8 лет — период прорезывания первых постоянных зубов; 9—II лет — период смены молочного прикуса; 12—14 лет — период формирования постоянного прикуса, совпадающий с периодом полового созревания. Это позволило установить, в какой период развития зубочслюстная система детей наиболее чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов. Результаты исследований обрабатывались с помощью методов математической статистики с определением достоверности различий на основе использования пакета прикладных программ СОМИ на ЭВАД ЕС-1033.

Изучение стоматологического статуса детей (табл. 1) позволило выявить достоверно более высокий уровень поражаемости зубов в возрасте от 2 до 5 лет у детей основной группы (4,05±0.32) по сравнению с контрольной (2,66±0,21), причем максимального значения индекс КП достигает в возрасте 5 лет и составляет соответственно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.