Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности профессиональных сетевых сообществ педагогических работников'

Методика оценки эффективности профессиональных сетевых сообществ педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное педагогическое сообщество / методическое объединение / интернет-сообщество / повышение квалификации педагогов / неформальное повышение квалификации / оценка эффективности / professional teaching communities / methodological associations / Internet community / professional development of teachers / informal professional development / effectiveness assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донской Алексей Геннадьевич, Ларюшкин Сергей Александрович

Введение. Педагогические интернет-сообщества, количество которых стабильно растет, дополняют традиционные профессиональные объединения, расширяя границы возможностей для конструктивного взаимодействия. Однако отсутствие инструментов и методик оценки эффективности препятствуют их развитию и переходу на качественно иной уровень – площадок полноценного неформального повышения квалификации педагогических работников. Цель. Обоснование возможности использования предложенной методики в качестве инструмента оценки эффективности и мониторинга деятельности профессиональных сетевых сообществ педагогических работников. Методы. В основе исследования – анализ эмпирических данных о деятельности сетевых педагогических сообществ и результатов анкетирования руководящих и педагогических работников – участников региональных методических объединений. Методологическую базу исследования составили структурно-генетический, системный и коэволюционный подходы. Результаты. Представлен и обобщен опыт создания и применения методики оценки качества и эффективности профессиональных сетевых сообществ, разработанной модераторами профессиональных сетевых сообществ педагогических работников Челябинского института развития образования. Научная новизна. Описаны и систематизированы параметры и критерии оценки эффективности профессиональных сетевых сообществ. Практическая значимость. Представленная методика оценивания эффективности может стать основой для принятия эффективных организационно-управленческих решений по развитию не только региональных методических объединений, но и любых педагогических сетевых сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донской Алексей Геннадьевич, Ларюшкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for assessing the effectiveness of professional network communities of teaching staff

Introduction. Online teaching communities, the number of which is steadily growing, complement traditional professional associations, expanding opportunities for constructive interaction. However, the lack of tools and methods for evaluating effectiveness of these communities prevents their development and transition to a qualitatively different level – platforms for full-fledged informal professional development of teaching staff. Aim. Substantiating the possibility of using the proposed methodology as a tool for evaluating the effectiveness and monitoring the activities of online professional teaching communities. Methods. The research is based on the analysis of empirical data of the activities of online teaching communities and the results of a survey of senior and teaching staff members of regional methodological associations. The methodological basis of the study is comprised of structural-genetic, systemic and evolutionary approaches. Results. A methodology for assessing the quality and effectiveness of online professional communities was developed by the moderators of online professional teaching communities from the Chelyabinsk Institute of Educational Development. The experience of applying the methodology is presented and summarised. Scientific novelty. The parameters and criteria for evaluating the effectiveness of online professional communities are described and systematised. Practical significance. Methodology for assessing the effectiveness of professional Internet communities can become the basis for making effective organisational and managerial decisions on the development of not only regional methodological associations, but also any online teaching communities.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности профессиональных сетевых сообществ педагогических работников»

https://doi.Org/10.52944/P0RT.2024.57.2.007 Научная статья

Методика оценки эффективности профессиональных сетевых сообществ педагогических работников

Аннотация

Введение. Педагогические интернет-сообщества, количество которых стабильно растет, дополняют традиционные профессиональные объединения, расширяя границы возможностей для конструктивного взаимодействия. Однако отсутствие инструментов и методик оценки эффективности препятствуют их развитию и переходу на качественно иной уровень - площадок полноценного неформального повышения квалификации педагогических работников.

Цель. Обоснование возможности использования предложенной методики в качестве инструмента оценки эффективности и мониторинга деятельности профессиональных сетевых сообществ педагогических работников.

Методы. В основе исследования - анализ эмпирических данных о деятельности сетевых педагогических сообществ и результатов анкетирования руководящих и педагогических работников - участников региональных методических объединений. Методологическую базу исследования составили структурно-генетический, системный и коэволюционный подходы.

Результаты. Представлен и обобщен опыт создания и применения методики оценки качества и эффективности профессиональных сетевых сообществ, разработанной модераторами профессиональных сетевых сообществ педагогических работников Челябинского института развития образования.

Научная новизна. Описаны и систематизированы параметры и критерии оценки эффективности профессиональных сетевых сообществ.

Практическая значимость. Представленная методика оценивания эффективности может стать основой для принятия эффективных организационно-управленческих решений по развитию не только региональных методических объединений, но и любых педагогических сетевых сообществ.

Ключевые слова: профессиональное педагогическое сообщество, методическое объединение, интернет-сообщество, повышение квалификации педагогов, неформальное повышение квалификации, оценка эффективности

Для цитирования: Донской А. Г., Ларюшкин С. А. Методика оценки эффективности профессиональных сетевых сообществ педагогических работников // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 2. С. 104-119. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.57.2.007

Статья поступила в редакцию 11 мая 2024 г.; поступила после рецензирования 17 мая 2024 г.; принята к публикации 18 мая 2024 г.

А. Г. Донской С. А. Ларюшкин

Челябинский институт развития образования, Челябинск, Российская Федерация н don1785@mail.ru

© А. Г. Донской, С. А. Ларюшкин, 2024

Original article

Methodology for assessing the effectiveness of online professional teaching communities

Alexey G. Donskoy Sergei A. Laryushkin

Chelyabinsk Institute for Educational Development, Chelyabinsk, Russian Federation H don1785@mail.ru

Abstract

Introduction. Online teaching communities, the number of which is steadily growing, complement traditional professional associations, expanding opportunities for constructive interaction. However, the lack of tools and methods for evaluating effectiveness of these communities prevents their development and transition to a qualitatively different level - platforms for full-fledged informal professional development of teaching staff.

Aim. Substantiating the possibility of using the proposed methodology as a tool for evaluating the effectiveness and monitoring the activities of online professional teaching communities.

Methods. The research is based on the analysis of empirical data of the activities of online teaching communities and the results of a survey of senior and teaching staff members of regional methodological associations. The methodological basis of the study is comprised of structural-genetic, systemic and evolutionary approaches. Results. A methodology for assessing the quality and effectiveness of online professional communities was developed by the moderators of online professional teaching communities from the Chelyabinsk Institute of Educational Development. The experience of applying the methodology is presented and summarised. Scientific novelty. The parameters and criteria for evaluating the effectiveness of online professional communities are described and systematised.

Practical significance. Methodology for assessing the effectiveness of professional Internet communities can become the basis for making effective organisational and managerial decisions on the development of not only regional methodological associations, but also any online teaching communities.

Keywords: professional teaching communities, methodological associations, Internet community, professional development of teachers, informal professional development, effectiveness assessment.

For citation: Donskoy, A. G., & Laryushkin, S. A. (2024). Methodology for assessing the effectiveness of online professional teaching communities. Vocational Education and Labour Market, 12 (2), 104-119. https://doi.org/10.52944/PORT.2024.57.2.007

Received May 11, 2024; revised May 17, 2024; accepted May 18, 2024.

Введение

Процессы экспансии профессиональных сетевых сообществ педагогических работников (далее - ПССПР1) в интернет-пространство является устойчивой тенденцией развития, как традиционных сетевых объединений специалистов, так и самих социальных сетей, которые все больше выступают в качестве площадок для совместной работы и конструктивного взаимодействия.

Однако анализ научной литературы за последние три года показал, что среди работ, предметная область которых связана с темой нашей статьи, преобладают описания конкретных образцов работы ПССПР, которые можно условно свести к рубрике «из опыта работы»2. Такой подход чреват умножением описаний опыта без превращения его в новое качество, без роста собственно научного знания в отношении организации работы ПССПР.

Одной из наиболее актуальных и наименее изученных является проблема оценки эффективности сетевых интерактивных площадок. Отсутствие инструментов и методик объективной оценки препятствуют их качественному развитию.

Процессы оценивания эффективности интерактивных сетевых сообществ педагогов обязательно включают в себя интерпретацию большого массива количественных данных, что, в свою очередь, лежит в основе развития самих механизмов формирования контента и подходов к повышению эффективности сетевых сообществ как средства неформального повышения квалификации педагогических работников.

Целью статьи является обоснование разработанной авторами статьи методики оценки эффективности ПССПР в качестве универсального средства мониторинга и оценивания аналогичных интернет-сообществ.

Аналитический обзор

В качестве теоретической базы исследования отобраны публикации последних 3-4 лет, отражающие состояние системы неформального повышения квалификации педагогических работников средствами ПССПР, созданных в сети Интернет.

В современных научных публикациях ПССПР в подавляющем большинстве случаев рассматриваются именно как интерактивные интернет-площадки, созданные на базе наиболее популярных социальных сетей. Исследователями и педагогами-практиками отмечается в целом положительная роль интеграции социальных сетей и образовательных площадок для развития системы образования. Об этом, например, говорит Т. О. Пучковская (2022), отмечая, что участие в ПССПР позволяет педагогам заявлять о себе, сотрудничать и обмениваться педагогическими решениями.

Важно отметить, что учеными осознается принципиально важная роль педагога как субъекта, который сам формирует нормы и правила

1 Далее аббревиатура ПССПР будет использоваться для обозначения исключительно интернет-сообществ, если иное не оговорено специально.

2 Что подтверждает элементарный контент-анализ научных публикаций по соответствующей проблематике в электронной библиотеке еиЬгагу.

поведения в социальной сети, сам создает определенный образовательный контент и систему ценностей, а не просто является потребителем информационных ресурсов. Данный аспект отмечает Л. З. Гавриленко (2022), указывая также на необходимость соблюдения неких правил общения в ПССПР.

Не обойдена вниманием проблема преодоления педагогического консерватизма как сопротивления инновациям, существенно затрудняющего конструктивное использование ресурсов социальных сетей: «...несмотря на то что социальные сети уже достаточно давно стали неотъемлемой частью современного общества, далеко не все преподаватели стали их активными пользователями, часто отрицают их актуальность и необходимость» (Петухова, 2023).

Оценивая эффективность ПССПР, следует учитывать, что сами эти сообщества в большинстве случаев функционируют в виде форумов, «страничек» или «групп» в рамках уже готовых интернет-решений, будь то сайты образовательных организаций или глобальных социальных сетей. Для русскоязычного сегмента интернета самой популярной и многочисленной, в том числе в силу объективных общественно-политических процессов, является социальная сеть «ВКонтакте» (Пучковская, 2022).

Исследователями неоднократно подчеркивается, что формат интерактивного сообщества в виртуальном пространстве наиболее адекватный современному уровню развития способ организации совместной деятельности специалистов одной области. Так, Ю. В. Маслова (2022) верно подмечает, что через ПССПР работники решают задачу по оперативному, почти мгновенному получению информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Причем речь идет не столько об информации в виде аналитической справки или энциклопедической статьи, а сведений, полученных в результате обсуждения, дискуссии, виртуального общения коллег. Эффективность и мобильность обмена знаниями между педагогическими работниками посредством участия в ПССПР отмечает Е. А. Селиванова (2022), акцентируя внимание на возможности специализированных, адресных взаимодействий педагогов между собой, что способствует: «распространению собственных эффективны практик» (Там же, с. 116). Схожую мысль высказывает и М. Н. Ермакова (2022), добавляя, что виртуальное общение не ограничено рамками муниципалитета, региона или государства и положительно сказывается на профессиональном росте педагогов.

Современные сетевые сообщества, активно развивающиеся на базе популярных социальных сетей, отличаются скорее горизонтальной, чем вертикальной системой управления, и сравнительно небольшим процентом административного давления. Отмечая этот факт, Г. С. Ескайырова подчеркивает, что эффективное взаимодействие внутри ПССПР возможно только на принципах равенства и добровольности, а не в силу контрольно-надзорных мероприятий (Ескайырова, 2021).

С неожиданной (для авторов статьи) стороны раскрывает ПССПР Ю. Б. Ешкилев. Он показывает, что ведущим механизмом формирования профессиональных сообществ является самоорганизация специалистов на основе свободного рейтингования достижений в определенной предметной области, появление неформальных экспертов и лидеров в

том или ином вопросе, которые назначаются на эту роль самими участниками сети (Ешкилев, 2021). В свою очередь, наличие таких экспертов является косвенным подтверждением использования ПССПР в качестве инструмента неформального повышения квалификации педагогов. Об этом же говорит Е. Г. Соколова (2020), указывая на такие результаты совместной деятельности педагогов, как появление, развитие и наполнение базы данных педагогических решений, развитие творческого мышления и реализация профессиональных амбиций.

С. В. Суханова (2023) обнаруживает наличие коэволюционной связи личного профессионального уровня участника сети и уровня сообщества, которая проявляется в том, что, становясь участником сети, субъект значительно повышает уровень собственной компетентности и через различные формы обратной связи совершенствует общий уровень сообщества.

Опыт создания системы оценки качества функционирования методических объединений и критерии такой оценки представлены в статье А. В. Молоковой с коллегами: «Одним из критериев является научно-методическое сопровождение методической работы на муниципальном уровне. Показатели этого критерия: создание минимально необходимого числа методических объединений в каждом муниципалитете, вовлеченность руководителей ММО в методические события регионального уровня, их участие в экспертной деятельности, диссеминации передового педагогического опыта, а также положительная динамика качества образования в муниципальных образовательных организациях» (Молокова и др., 2022, с. 15). Этот же автор в своей более поздней статье акцентирует внимание на недостатках ПССПР, отмечая, что в подобного рода объединениях отсутствует «живое общение» и возможность разрешить некоторые проблемы в «частном порядке», если взаимодействие коллег происходит исключительно в онлайн-режиме (Молокова, 2023).

Несмотря на отдельные попытки сформулировать критерии оценки качества работы профессиональных сетевых сообществ, приходится признать отсутствие в современных научных исследованиях концептуализации такого рода опыта. Речь идет об оценке качества самих объединений по профессиональному признаку. Сложность для такой оценки представляет еще тот факт, что развитие профессиональных компетенций происходит как бы непроизвольно, в результате общения, решения общих задач и иных взаимодействий. В то же время Интернет представляет обширный набор инструментов для пусть и не прямой, но косвенной оценки эффективности таких объединений.

Следует уточнить, авторы подвергали анализу существующие профессиональные объединения педагогов на уровне региона, в том числе и методической направленности, которые функционируют в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Важно, что упомянутые ПССПР созданы в результате издания распорядительных документов органов власти, то есть создавались «сверху». Данный факт позволил авторам применить к рассматриваемым сетевым профессиональным сообществам одни оценочные процедуры.

Методы

Основной эмпирической базой исследования стали созданные на базе Челябинского института развития образования (далее - ЧИРО) профессиональные сетевые интернет-сообщества педагогов: «Профилактика школьной неуспешности обучающиеся» (https://vk.com/club195981761), «Взаимодействие со «сложным» контингентом обучающихся» (Ы^:// vk.com/club195981800), и «Формирование функциональной грамотности обучающихся» (https://vk.com/club195979526).

Данные для исследования (преимущественно количественные показатели, полученные с помощью встроенных аналитических инструментов социальных сетей) собирались на протяжении трех лет, с момента создания указанных сообществ.

Общую концептуальную базу исследования составили: структурно-генетический, системный и коэволюционный подходы.

Результаты и обсуждение

Авторы настоящей статьи с 2020 года являются модераторами сообщества «Профилактика школьной неуспешности обучающихся» (Ы^:// vk.com/club195981761) и располагают большим количеством статистических данных обо всех трех указанных выше сообществах. На основании этих данных можно судить об эффективности созданных интерактивных площадок, адекватности выбранных подходов к формированию контента, принципов и правил работы с целевой аудиторией, а также разрабатывать инструменты развития и повышения качества работы ПССПР в будущем.

Решение создать профессиональные сообщества педагогов было принято в 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией и для соблюдения законодательных ограничений. Принятое решение также позволяло обеспечить реализацию мероприятий для школ с низкими результатами. В том же ключе и на том же основании созданные ПССПР обеспечивали реализацию мероприятий для школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях. Основная объединяющая цель проектов - систематическое повышение квалификации педагогов в рамках освоения психолого-педагогических технологий работы со «сложным контингентом».

Были определены общие принципа работы и модерации ПССПР, а также представлены критерии эффективности деятельности этих сообществ. В процессе деятельности по модерированию сообществ авторы убедились в предположении, что интерактивное взаимодействие позволит осуществлять профессиональную деятельность эффективнее, по крайне мере в каких-либо моментах, чем традиционное методическое объединение.

Ежегодный мониторинг функционирования объединений по разработанным критериям позволил также сделать ряд выводов о качестве работы и перспективах развития региональных методических объединений. Способ получения качественных выводов из количественных показателей и интерпретации числовых данных можно представить в виде системы конкретных приемов и задач, что, собственно, и является методикой

оценки качества функционирования и эффективности профессиональных сетевых сообществ, описание которой представлено ниже.

Этапы и критерии оценки ПССПР

Мониторинговым и оценочным процедурам интерактивных сообществ должно предшествовать четкое понимание предметной направленности и функций сообщества, определение критериев оценки эффективности и соответствующее формирование контента через публикацию информационных постов и различные формы организации обратной связи.

Модераторы во время оценки качества работы ПССПР должны изучить все возможные источники информации и поддающиеся измерению показатели функционирования и активности сообщества. Далее необходимо проанализировать значение и степень важности каждого показателя в зависимости от специфики и предметной направленности сообщества. Необходимо учитывать, что эффективность сетевого сообщества педагогических работников состоит в качественном научно-методическом сопровождении неформального повышения квалификации участников объединения и востребованности контента целевой аудиторией.

Подбор критериев оценки эффективности сообщества зависит от того, что, собственно, модераторы и организаторы сообщества считают «эффективностью». В общем виде эффективность сообщества можно определить как оптимальное с точки зрения потраченных ресурсов достижение цели существования данной площадки, которое проявляется в выполнении основной ведущей функции сообщества посредством реализации ряда второстепенных функций и увеличении количества таких второстепенных выполняемых функций. Дальше следует вопрос, что считать показателем выполнения ведущей функции сообщества.

Расчет объективных показателей функционирования производится в зависимости от специфики сообщества и оценивается в динамике по отношению к аналогичным данным за предыдущий отрезок времени в связке со всеми остальными показателями. Также для максимальной полноты оценки рекомендуется проводить анализ ряда аналогичных сообществ / групп (при наличии).

Чаще всего показателями эффективности ПССПР выступают следующие количественные показатели:

• количество и положительная динамика активных участников;

• продолжительность существования сообщества (в любых формах, которые позволяет соответствующая площадка);

• внутренняя динамика: репосты, комментарии, просмотры, лайки и т. д.;

• дизайн сообщества;

• наличие норм и правил взаимодействия участников сообщества и соблюдение участниками этих норм и правил;

• баланс контента: разнообразие аудио-, видео- и текстового материала, а также периодичность публикации информационных постов;

• своевременность и скорость модерации при обязательном соблюдении правил общества.

Данные о функционировании ПССПР и их интерпретация

Большинство из представленных критериев сами по себе не свидетельствуют прямо об эффективности, высоком качестве работы и содержания сообщества. Для объективной всесторонней оценки качества работы объединения необходим комплексный анализ показателей и суммарный учет данных. Для этого необходимо выделение таких показателей, которые несут прямую или косвенную информацию о результативности сообщества, доступны статистическим методам изучения и которые можно рассматривать в динамике и сравнивать с показателями аналогичных сообществ. Поддающиеся измерению, статистической обработке и анализу показатели условно можно разделить на три подгруппы (блоки):

• данные самой площадки, на которой расположено ПССПР;

• количественные данные, получаемые и обрабатываемые модераторами самостоятельно;

• данные анкетирования и опросов участников сообществ на страницах самих методических объединений, а также муниципалитетов и образовательных организаций, педагоги которых являются участниками региональных методических объединений.

Уже первый блок данных предоставляет много возможностей для интерпретации и анализа. Модератор может получить информацию о количестве просмотров различных сообщений (материалов), размещенных в ПССПР, как подписчиками сообщества, так и вариальными пользователями, динамике посещаемости уникальных и новых пользователями, их активности в виде комментариев, реакций, репостов и т. д. В целом инструменты мониторинга позволяют выявить как общую активность сообщества, так и индивидуальные характеристики отдельных участников: географию и гендерные характеристики подписчиков, процентное соотношение устройств, с которых осуществляются посещения страницы сообщества и т. д. На основе этих данных можно составить адекватный портрет целевой аудитории из числа подписчиков, установить причинно-следственные связи между активностью подписчиков и активностью модераторов и скорректировать инструменты формирования контента.

Однако перечисленных показателей недостаточно для выводов о готовности сообщества взять на себя функции неформального повышения профессиональной квалификации. Здесь приходит на помощь второй блок данных.

Заинтересованное лицо, исходя из своих задач, может самостоятельно установить необходимые критерии качества функционирования ПССПР, которые напрямую не следуют из функционала площадки, например количество авторских материалов, размещенных именно педагогическими работниками, участниками сообщества. Следует также отметить, что с развитием площадки инструменты из второго блока могут переходить в первый блок. На заре становления социальных сетей в Интернете отсутствовали некоторые возможности, которые сейчас массово распространены едва ли не во всех социальных сетях, например возможность оставить графическую реакцию на публикацию - emoji. В зависимости от специфики сообщества в этот ряд могут добавляться

иные показатели, например, количество материалов, набравших более 1000 просмотров, количество материалов образовательных организаций региона, региональных инновационных площадок, количество авторских материалов и разработок, предоставленных модератору участниками сообщества и т. д.

Динамика количества подписчиков - один из самых объективных маркеров популярности, востребованности и развития сообщества1. Качественное значение количества подписчиков определяется предметной направленностью сообщества и потенциальным составом целевой аудитории: например, количество подписчиков профессионального сетевого сообщества дефектологов или логопедов не будет по определению столь же многочисленным, как число подписчиков сообществ, посвященных юмору или какому-либо развлекательному контенту. Чтобы понять объективное значение количества подписчиков профессионального сетевого сообщества, модераторам или администраторам сообществ необходимо провести синхронный анализ модерируемого сообщества и аналоговых групп на предмет динамики подписчиков2.

Уровни активности подписчиков находят отражение в количестве просмотров, лайков, репостов, комментариев и материалов, предлагаемых модератору для размещения.

Одним из универсальных показателей знакомства с контентом во всех социальных сетях и виртуальных информационных площадках является количество просмотров. Сам по себе просмотр ничего не говорит об объективной полезности материала для пользователя в плане дальнейшего применения просмотренного материала в практике или увеличения имеющихся у пользователя знаний. Однако положительная динамика количества просмотров указывает на повышение интереса пользователей социальной сети к публикуемой информации, увеличение числа целевой аудитории. Также положительная динамика просмотров свидетельствует о выполнении такой функции сообщества, как информирование общественности и публикация значимого для подписчиков сообщества контента.

«Функция лайк» предполагает несколько коммуникативных опций: «ознакомился», «поддерживаю», «нравится», «согласен», «солидарен», «сочувствую», «соболезную» и т. д. Все значения можно свести к трем основным: ознакомлен, солидарен, нравится. Однако на практике оттенки солидарности могут быть различными: просто согласен, готов к солидарным действиям и т. д. Данные оттенки можно уточнить в контексте: целевая направленность и содержание опубликованного материала, содержание оставленных комментариев, количество репостов в другие сервисы, значение используемых графических символов в комментариях и т. д. Количество лайков является более говорящим маркером востребованности контента и личного отношения к публикуемому материалу, чем, к примеру, просмотры, а репост - показателем более активного отношения к материалу, чем просмотр. Увеличение количества репостов

1 В том случае если этот процесс не обусловлен какими-то искусственными инструментами привлечения в данное сообщество («накрутками посетителей»), что обязательно нужно учитывать при анализе динамики количества подписчиков.

2 Например, если в нескольких схожих группах сопоставимым образом увеличивается или уменьшается количество подписчиков, то это, возможно, не заслуга или недостаток работы модераторов, а некая общая тенденция.

свидетельствует о востребованности материала подписчиками и косвенно - о повышении такой функции сообщества, как обмен знаниями.

Наиболее исчерпывающей и прямой характеристикой личного и профессионального отношения пользователя к контенту является комментарий. Комментарий содержит позитивную или негативную оценку пользователем содержания информационных постов. Комментарии могут отличаться по степени развернутости суждения и экспрессивности оценки. Дополнительную выразительность комментарию придают графические инструменты, доступные в меню пользователя социальной сети: эмодзи, идиограммы, смайлы, стикеры и т. д. В формате и посредством комментария происходят обсуждения, дискуссии, беседы, обмен знаниями и информацией, интерактивные форумы. В нашем случае количество комментариев свидетельствует о качестве выполнения такой функции методического объединения, как обмен знаниями и сетевое взаимодействие.

Активность модераторов, в свою очередь, находит отражение в количестве и содержании информационных постов, включая репосты из других сервисов на странице объединения, комментариев в виде анонсов, пресс-релизов, информационных сообщений, оценочных суждений по поводу содержания публикуемых материалов.

Количество информационных постов является специфическим показателем: их число, периодичность публикации и содержание принципиально зависит от специфики сообщества. И их избыточность, и их недостаток, и неравномерность их публикации существенно нарушает ритм работы сетевого сообщества и отрицательно сказывается на качестве обратной связи с целевой аудиторией.

Маркером оригинальности сообщества является низкий процент ре-постов из других сервисов на странице сообщества. Если увеличение количества репостов в другие сервисы является положительным показателем, то увеличение доли репостов из других сообществ является однозначно отрицательной характеристикой.

В качестве примера фиксации количественных показателей динамики сообществ за определенный отрезок времени представляем данные мониторинга региональных методических объединений с 2020 по 2023 год (см. табл.1, 2).

Эти цифры можно анализировать непосредственно, но наиболее точное значение чисел можно получить, приведя их к некоему общему знаменателю. Точкой отсчета для выработки объективных значений этих числовых показателей является количество опубликованных постов в динамике. Важно, что при оценке количественных показателей следует оценивать и общее количество упоминаний материалов сообщества в других сообществах, но с учетом некоего среднего значения показателей.

Ниже представлены те же количественные данные, переведенные в средние значения по отношению к одному информационному посту.

Следует обратить внимание, что данные показатели можно оценивать не только в среднем значении по отношению к количеству постов, но и в отношении к количеству подписчиков. Таким образом мы можем определить долю активных подписчиков. Если количество подписчиков увеличилось в два раза, а просмотры в полтора, то активность участников

Таблица 1 / Table 1 Количественные показатели активности региональных методических

объединений1

Quantitative indicators of activity of regional methodological associations

Период функционирования 2020 г 2021 г 2022 г 2023 г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество информационных постов 230 166 118 148

Количество репостов из других сообществ 51 44 22 24

Количество комментариев к постам 901 261 52 119

Количество лайков к постам 1876 961 1233 2769

Количество просмотров постов 80310 65323 63434 158268

Количество репостов в другие сервисы 113 334 567 1389

Количество материалов, набравших более 1000 просмотров 17 70

Количество материалов образовательных организаций региона 16 28

Количество материалов региональных инновационных площадок 11 15

Количество материалов ГБУ ДПО ЧИРО 9 7

ПССПР упала, несмотря на общее увеличение абсолютных значений. Следует упомянуть, что из данного факта не обязательно следует заключение, что информация в сообществе стала хуже или менее актуальной, такое утверждение требует дополнительных исследований.

Если количество подписчиков осталось таким же, а число просмотров и иных показателей выросло, то увеличилась доля активных или заинтересованных подписчиков, несмотря на то что число новых подписчиков не выросло. Для более подробного анализа можно уточнить уровни активности участников объединения: просто подписан; подписан и просматривает материалы; помимо указанного использует размещаемые материалы; плюсом к вышеперечисленному комментирует записи и участвует в обсуждениях; участвует (высшая степень активности) в формировании контента, публикуя свои материалы, разработки (после одобрения модераторами сообщества).

1 В целях экономии времени читателя и получения общей картины в таблице представлены суммированные по трем региональным методическим объединениям количественные показатели. Разумеется, аналогичная раскладка может быть получена по каждому объединению в отдельности и стать основой для сравнения методических объединений как между собой, так и с любыми другими аналогичными площадками.

Таблица 2 / Table 2

Среднее значение количественных показателей активности региональных методических объединений Average value of quantitative indicators of activity of regional methodological

associations

Период функционирования 2020 г 2021 г 2022 г 2023 г

Количество информационных постов 230 166 118 148

Количество репостов из других сообществ на 1 пост (среднее значение) 0,2 (каждый 5-й) 0,2 (каждый 5-й) 0,2 (каждый 5-й) 0,2 (каждый 5-й)

Количество комментариев на 1 пост (среднее значение) 3,9 1,5 0,4 0,8

Количество лайков на 1 пост (среднее значение) 8,1 5,7 10,4 18,7

Количество просмотров на 1 пост (среднее значение) 349 393 537 1069

Количество репостов в другие сервисы (среднее значение) 0,4 2 4,8 9,3

Количество материалов, набравших более 1000 просмотров (среднее значение) _ _ 0,1 0,5

Количество материалов образовательных организаций региона (среднее значение) 0,1 0,2

Количество материалов региональных инновационных площадок (среднее значение) 0,1 0,1

Количество материалов ЧИРО (среднее значение) 0,1 0,04

В качестве отправной точки дальнейших исследований можно предложить выработку общего коэффициента востребованности контента и общего коэффициента активности участников объединения: в первом случае мы суммируем количество просмотров, лайков, комментариев и репостов в другие сервисы и делим на количество информационных постов, а во втором - суммируем указанные выше показатели, добавляем число информационных постов и делим на количество подписчиков объединения.

Третьим блоком данных об эффективности интерактивных сетевых сообществ являются результаты анкетирования и различных опросов

как самих участников сообществ на страницах методических объединений, так и других заинтересованных лиц. При разработке процедуры анкетирования следует исходить из идеи, что информация, полученная по результатам анкетирования, должна соотноситься с информацией, полученной посредством предыдущих двух блоков. Совпадение показателей, или одинаковость полученной информации, свидетельствует о высокой степени объективности оценки эффективности интерактивного профессионального сетевого сообщества. Чем больше не зависящих друг от друга источников данных указывают на один и тот же результат, объект, качество или отношение, тем больше процент точности имеющихся данных.

Заключение

Подводя итог, можно отметить универсальный характер предложенной методики оценки эффективности сетевых профессиональных сообществ, которая может развиваться, уточняться, дополняться и трансформироваться в зависимости от специфики сообщества, целей и задач субъектов оценивания.

Отличительной чертой методики является комплексный анализ данных внутреннего и внешнего мониторинга сетевых сообществ, ряд способов интерпретации данных, набор показателей, которые обрабатываются вручную, а также положение о том, что числовые показатели должны быть приведены к средним значениям в отношении к количеству информационных постов или количеству подписчиков.

С развитием ПССПР в дальнейшем потребуется изучение и разработка дополнительных инструментов оценки эффективности таких сообществ. Развитие рассматриваемых информационных систем в плане дизайна и технического сопровождения будет определять и новые подходы к развитию методики оценки эффективности, появлению новых источников, критериев и показателей оценивания.

Задача науки получать максимально объективные представления об объекте с помощью любых поддающихся изучению и измерению источников информации. В этом смысле приблизительность большинства представленных показателей не является недостатком, а указывает лишь на дальнейшие перспективы повышения точности применяемых методик, которые могут быть интересны не только исследователям, но и владельцам социальных сетей в части совершенствования их интерфейса и инструментария работы.

Список литературы

1. Гавриленко Л. З. Социальные сети как дополнительный ресурс в формировании функциональной грамотности учащихся на уроках литературы (из опыта работы) // Ма§181епиш. Журнал о педагоге и для педагога. 2022. № 4. С. 80-87.

2. Ермакова М. Н. Роль сетевых профессиональных сообществ в самообразовании педагога дошкольного образования // Педагогическое

мастерство и современные педагогические технологии: Сб. мат-лов Все-рос. науч.-практ. конф., Чебоксары, 28 апр. 2022 г. Чебоксары: Интерактив плюс, 2022. С. 15-16.

3. Ескайырова Г. С. Профессиональное развитие педагогов в сетевых сообществах: создание ценности, закрепление эффекта // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования: Мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. Астрахань, 10 марта 2021 г. Астраханский государственный университет. 2021. С. 25-28. https://doi.org/10.21672/978-5-9926-1287-5-025-028

4. Ешкилев Ю. Б. Экспертный потенциал профессиональных педагогических сетевых сообществ // Евразийский образовательный диалог: мат-лы межд. форума, Ярославль, 26-27 апр. 2021 г. Ярославль: Институт развития образования, 2021. С. 65-69.

5. Маслова Ю. В. Организационно-сетевые аспекты коммуникации как условие формирования профессионального сообщества библиотеч-но-информационных специалистов региона. Казань: Астор и Я, 2022. 227 с.

6. Молокова А. В., Беленок И. Л., Поцукова Т. А. Научно-методическое сопровождение муниципальных методических объединений // Академический вестник. 2022. № 1 (55). С. 14-21.

7. Молокова А. В. Научно-методическое сопровождение методических объединений педагогов: от моделирования к реализации // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 538-547. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-538-547

8. Петухова А. В. Shorts, Reels и ВК Клипы: перспективы внедрения социальных сетей в образование // Современный учитель - взгляд в будущее: сб. науч ст. по итогам Межд. науч.-обр. форума, Екатеринбург, 14-17 нояб. 2023 г. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 266-272.

9. Пучковская Т. О. Сетевые профессиональные сообщества как одна из форм самореализации педагога в условиях цифровизации образования // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: ресурсы и механизмы обеспечения устойчивого развития общества: Сб. науч. ст. / Под ред. А. В. Позняк. Минск: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2022. С. 337-340.

10. Селиванова, Е. А. Потенциал сетевых профессиональных сообществ в формировании готовности педагогов к обмену знаниями // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 108-118. https://doi. org/10.15293/1813-4718.2202.10

11. Соколова Е. Г., Соколова М. Г., Лаврентьева О. В. Сетевое сообщество как новая организационная форма в системе повышения квалификации педагогических кадров // Развитие личности в условиях цифровой трансформации: Мат-лы V Межд. науч.-практ. конф. Копейск, 31 янв. 2020 г. Копейск: Челябинский институт развития профессионального образования,2020. С.140-144.

12. Суханова С. В. Интеграция аттестационных процедур с региональной системой профессионального роста педагогических работников:

использование потенциала сетевых экспертных сообществ // Шамовские

чтения: сб. ст. XV Межд. науч.-практ. конф. В 2 ч., Москва, 21-25 янв.

2023 г. Т. 2. Москва: 5 за знания, 2023. С. 462-467.

References

Gavrilenko, L. Z. (2022). Social networks as an additional resource in the formation of functional literacy of students in literature lessons (from work experience) Magisterium. Magazine about teachers and for teachers, 4, 80-87. (In Russ).

Maslova, Yu. V. (2022) Organizational and networkin aspects of communication as a condition for the formation of a professional community of library and information specialists in the region. Astor i Ya. (In Russ.)

Molokova, A.V. (2023). Scientific and methodological support for teachers' methodological associations: from modeling to implementation. Pedagogical IMAGE. 17(4), 538-547 (In Russ.)

Molokova, A. V. Belenok, I. L. & Potsukova, T. A. (2022). Scientific and methodical support of municipal methodical associations. Academic Bulletin, 1 (55),

14-21. (In Russ.).

Petukhova, A. V. (2023). Shorts, Reels and VK Clips: prospects for the introduction of social networks in education. In Proceedings of the forum «Modern teacher - a look into the future, Yekaterinburg, 14 Nov., 2023 (рр. 266-272). (In Russ)

Puchkovskaya, T. O. (2022). Network professional communities as one of the forms of teacher self-realization in the conditions of digitalization of education. In A. V. Poznyak (Ed.). Pedagogical education in the conditions of transformation processes: resources and mechanisms for ensuring sustainable development of society (pp. 337-340). Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank. (In Russ).

Selivanova, Е. А.(2022). The Potential of professional networks in the formation of teachers' readiness to exchange knowledge. Siberian Pedagogical Journal, 2, 108-118. (In Russ) https://doi.org/10.15293/1813-4718.2202.10

Sokolova, Ye. G., Sokolova, M. G., & Lavrentyeva, O. V. (2020) Network community as a new organizational form in the system of advanced training of teaching staff]. In Proceedings of the conference "Personal development in a digital transformation", Kopeysk, 31 Jan. 2020 (pp. 140-144). (In Russ).

Sukhanova, S. V. (2023) Integration of certification procedures with the regional system of professional development of teaching staff: using the potential of network expert communities, In Proceedings of the XV International Shamov readings, Moskow, 21-25 Jan., 2023 (pp. 462-467).

Yermakova, M. N. (2022). The role of network professional communities in the self-education of preschool teachers . In Proceedings of the conference "Pedagogical skills and modern pedagogical technologies", Cheboksary, 28 apr. (pp.

15-16). (In Russ).

Yeshkilev, Yu. B. (2021). Expert potential of professional pedagogical network communities. In Proceedings of the forum "Eurasian educational dialogue", Yaroslavl, 26-27 Apr., 2021 (рр. 65-69). (In Russ).

Yeskayyrova, G. S. (2021). Professional development of teachers in online communities: creating value, consolidating the effect. In Proceedings of the conference "Content and procedural aspects of modern education", Astrakhan, 10 March, 2021 (рр. 25-28). (In Russ) https://doi.org/10.21672/978-5-9926-1287-5-025-028

Информация об авторах

Алексей Геннадьевич Донской, канд. филос. наук, Начальник отдела организации научно-исследовательской работы Челябинского института развития образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5044-7076, don1785@mail.ru

Ларюшкин Сергей Александрович, старший преподаватель кафедры управления, экономики и права Челябинского института развития образования, ORCID:https://orcid.org/0000-000l-9390-7389, Jkl.85@mail.iu

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors

Alexey G. Donskoy, Cand. Sci. (Philosophy), Head of the Department for Organization of Research Work of the Chelyabinsk Institute for Educational Development, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4462-79l6, donl785@ mail.ru

Sergei A. Laryushkin, Senior Lecturer, Department of Management Economics and Law of the Chelyabinsk Institute for Educational Development, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3224-2069, garkusha-ns@ranepa.ru

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest. All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.