Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКИХ ОНЛАЙНСООБЩЕСТВАХ НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКИХ ОНЛАЙНСООБЩЕСТВАХ НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-коммуникация / информационная повестка / форма контента / содержание контента / социальные сети / студенческие сообщества / online communication / information agenda / content / content form / social networks / student communities

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколов Александр Владимирович, Миронова Светлана Владимировна

В статье рассматривается проблема современной коммуникации вузов со студенческой аудиторией в онлайн-пространстве. С целью выявления особенностей вовлечения пользователей в работу сообществ университета в социальных сетях, интересов целевой аудитории и специфики пользовательских действий было проведено комплексное исследование, в основе которого использованы методы экспертного опроса, event-анализа, контент-анализа, case-study и индексного анализа. Респондентами экспертного опроса выступили 18 представителей — администраторов вузовских сообществ в социальных сетях из Ярославля, Костромы и Череповца. Исследование также включало в себя рассмотрение размещенного контента за два весенних (март — апрель) и летних (июль — август) месяца в основных сообществах Костромского государственного университета в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram, а также сообществе профсоюза студентов во «ВКонтакте». В результате выработаны классификации размещаемых в онлайн-сообществах постов по форме и содержанию, рассчитана вовлеченность пользователей в тот или иной тип контента, определены наиболее часто используемые публикации в разных сообществах, выявлена динамика размещения постов в зависимости от типа площадки и временного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соколов Александр Владимирович, Миронова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF CONTEMPORARY COMMUNICATION IN STUDENT ONLINE COMMUNITIES ON THE EXAMPLE OF KOSTROMA STATE UNIVERSITY

The article deals with the problem of modern communication of universities with the student audience in the online space. In order to identify the features of user involvement in the work of university groups in social networks, the interests of the target audience and the specifics of user actions, a comprehensive study was conducted, based on the methods of expert survey, event analysis, content analysis, case study and index analysis. The respondents of the expert survey were 18 representatives — administrators of university groups in social networks from Yaroslavl, Kostroma, and Cherepovets. The study also included a review of the posted content in the main Kostroma State University communities on the VK social network and Telegram messenger, the VK student union group in two spring academic months (March — April) and summer (July — August). As a result, classifications of posts posted in online groups by form and content were developed, user involvement in a particular type of content was calculated, the most frequently used publications in different groups were identified, the dynamics of posting posts depending on the type of site and time period were revealed.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКИХ ОНЛАЙНСООБЩЕСТВАХ НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 2. С. 85-106. Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 2, 2023, pp. 85-106.

DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-85-106 Научная статья / Research paper

А.В. Соколов

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова (Ярославль, Россия)

С.В. Миронова

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова (Ярославль, Россия)

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКИХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА1

В статье рассматривается проблема современной коммуникации вузов со студенческой аудиторией в онлайн-пространстве. С целью выявления особенностей вовлечения пользователей в работу сообществ университета в социальных сетях, интересов целевой аудитории и специфики пользовательских действий было проведено комплексное исследование, в основе которого использованы методы экспертного опроса, event-анализа, контент-анализа, case-study и индексного анализа. Респондентами экспертного опроса выступили 18 представителей — администраторов вузовских сообществ в социальных сетях из Ярославля, Костромы и Череповца. Исследование также включало в себя рассмотрение размещенного контента за два весенних (март — апрель) и летних (июль — август) месяца в основных сообществах Костромского государственного университета в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram, а также сообществе профсоюза студентов во «ВКонтакте». В результате выработаны классификации размещаемых в онлайн-сообществах постов по форме и содержанию, рассчитана вовлеченность пользователей в тот или иной тип контента, определены наиболее часто используемые публикации в разных сообществах, выявлена динамика размещения постов в зависимости от типа площадки и временного периода.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках государственного задания на НИР Ярославского государственного университета по проекту № FENZ-2022-0001 «Потенциал молодежных общественных организаций для консолидации российского студенчества в интересах развития страны».

© Соколов А.В., Миронова С.В., 2023 ^^^

Ключевые слова: онлайн-коммуникация, информационная повестка, форма контента, содержание контента, социальные сети, студенческие сообщества.

Для цитирования: Соколов А.В., Миронова С.В. Специфика современной коммуникации в университетских онлайн-сообществах на примере Костромского государственного университета // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 2. С. 85-106. DOI: 10.55959/ MSU0868-4871-12-2023-1-2-85-106.

A.V. Sokolov

P.G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl, Russia) S.V. Mironova

P.G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl, Russia)

THE FEATURES OF CONTEMPORARY COMMUNICATION IN STUDENT ONLINE COMMUNITIES ON THE EXAMPLE OF KOSTROMA STATE UNIVERSITY

The article deals with the problem of modern communication of universities with the student audience in the online space. In order to identify the features of user involvement in the work of university groups in social networks, the interests of the target audience and the specifics of user actions, a comprehensive study was conducted, based on the methods of expert survey, event analysis, content analysis, case study and index analysis. The respondents of the expert survey were 18 representatives — administrators of university groups in social networks from Yaroslavl, Kostroma, and Cherepovets. The study also included a review of the posted content in the main Kostroma State University communities on the VKsocial network and Telegram messenger, the VK student union group in two spring academic months (March — April) and summer (July — August). As a result, classifications of posts posted in online groups by form and content were developed, user involvement in a particular type of content was calculated, the most frequently used publications in different groups were identified, the dynamics ofposting posts depending on the type of site and time period were revealed.

Key words: online communication, information agenda, content, content form, social networks, student communities.

For citations: Sokolov, A. V., and Mironova, S. V. "The Features of Contemporary Communication in Student Online Communities on the Example of Kostroma State University," Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 2, 2023, pp. 85-106. (In Russ.) DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-85-106.

Введение

Информатизация и цифровизация общества является одним из трендов российской действительности: регулярно обновляется система цифровых государственных услуг, формируются экосистемы коммуникации властных структур с обществом. Глобальная сеть постепенно охватывает все сферы жизни граждан и становится неотъемлемой частью быта. Подобный тренд коррелирует и с постоянно возрастающей аудиторией отдельных интернет-площадок, например, социальных сетей, которые, согласно регулярным исследованиям, демонстрируют стабильное увеличение авторов контента. Современные события, связанные с фрагментацией интернета — прекращением работы отдельных зарубежных площадок в России, стали толчком в развитии и продвижении отечественных продуктов. Например, по данным Brand Analytics, в октябре 2022 г. число активных авторов в социальных медиа в России составило 62,2 млн. Авторы написали более 1,5 млрд публичных сообщений — постов, репостов и комментариев (в октябре 2021 г. — 1,1 млрд). Число авторов соцмедиа в России в октябре 2022 г. снизилось по сравнению с октябрем 2021 г. незначительно — на 6 %. При этом объем создаваемого авторами за месяц контента значительно вырос: рост составил 36 % по отношению к октябрю 2021 г. Лидером по росту аудитории стал мессенджер Telegram, который в марте 2023 г. по числу ежедневной аудитории впервые обошел YouTube, согласно данным Mediascope2.

Российское высшее образование, следуя трендам развития общества, сталкивается с вызовами и ограничениями цифровизации. Для выстраивания эффективной коммуникации со студентами администрации вузов создают сообщества в социальных сетях и мессендже-рах, освещая события образовательного учреждения. Численность и вовлеченность аудитории университета в онлайн-жизнь высшего образования становятся одними из основных показателей эффективности работы вуза в интернете, напрямую связанных с узнаваемостью и репутацией учебного учреждения. Цифровое пространство позволяет совершенствовать учебную и научную коммуникацию, дает возможность мгновенно обмениваться информацией и разнообразными данными3. Современные исследования внутривузовской коммуникации все чаще свидетельствуют о том, что современное

2 Эксперт объяснил, почему Telegram обошел YouTube по аудитории в России // РИА Новости. 2023. 12 апреля. URL: https://ria.ru/20230412/telegram-1864815414.html

3 Шабанов Г.А., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 2-7.

высшее образование невозможно без эффективной быстрой интернет-коммуникации, которая становится возможна благодаря массовому проникновению социальных сетей.

Российские площадки создают дополнительные возможности для создания образовательных экосистем, например, с декабря 2022 г. социальная сеть «ВКонтакте» начала верифицировать страницы вузов4. Такой функционал обеспечивает дополнительную защиту страницы сообщества от клонов и злоумышленников, способствует узнаваемости и доверию со стороны пользователей, а также позволяет повысить рейтинг страницы в поисковой выдаче.

В связи с актуальным для России изменением структуры цифрового пространства, в частности, «цифровой миграцией», запретом использования зарубежных платформ, становится важным изучение интересов студенческой аудитории, их предпочтений и особенностей онлайн-поведения. Интересным представляется исследование группы компании «Родная речь» (RoRe Group) об особенностях медиапотребления различных возрастных групп, проведенное осенью 2022 г. Результаты глубинных интервью демонстрируют, что молодежь в возрасте от 19 до 25 лет мигрирует из «ВКонтакте», где сохраняются только учебные группы, в Telegram. Важную роль в потреблении контента сохраняет YouTube. В качестве еще одного тренда выделяется максимальная диверсификация внимания между разными платформами. При этом привычный набор социальных медиа обогащается азиатскими платформами5.

При этом важной тенденцией последних лет является возрастание роли пользователей социальных медиа в производстве контента, а следовательно, в объединении пользователей и транслировании ими различных тематик6. При этом в социальных медиа созданы возможности для различных форматов коммуникации и онлайн-реакций (лайк, «подписаться», репост, эмоджи и т.д.), приводящие к дополнительным эффектам в информационном пространстве7.

4 Все госучреждения в стране будут вести свои странички в социальных сетях // Прайм. 2022. 1 декабря. URL: https://1prime.ru/media/20221201/839012806.html

5 Конец эпохи социальных медиа? Исследование на базе аудиторных глубинных интервью. М.: RORE, 2022. URL: https://6-sense.pro/resource/tproduct/443359099-857358231201-konets-epohi-sotsialnih-media

6 Wonneberger A., Kim S.J. TV News Exposure ofYoung People in Changing Viewing Environments: A Longitudinal, Cross-national Comparison Using People-meter Data // International Journal of Communication. 2017. Vol. 11. No. 1. P. 72-93.

7 Bucher T. If... Then. Algorithmic Power and Politics. Oxford: Oxford University Press, 2018.

Развитие информационно-коммуникативных технологий формирует новые условия и возможности для коммуникации в университетской среде. Качественная коммуникация в социальных сетях, учет интересов аудитории позволяют учебным заведениям стать ближе к своей аудитории, повысить узнаваемость. В связи с этим целый ряд исследователей проводит анализ коммуникации в университетских сообществах. В частности, У. Рег отмечал, что активность в медиапространстве формирует сплоченные связи посредством повышения информированности, формирования солидарных позиций и общности эмоций8. О значимости коммуникации в социальных сетях для формирования социальных связей также говорили Р. До-уэс, М. Стуттафорд и Л. Лондон9. При этом создаваемый благодаря данной коммуникации социальный капитал может в дальнейшем использоваться различным образом — от взаимодействия по обоюдным интересам до решения значимых проблем10.

Как отмечают Ю.Д. Артамонова и С.В. Володенков, информационно-коммуникативные технологии позволяют не только обеспечивать глобальность коммуникации, но и формировать отдельные локальные сообщества и сегменты с собственными нормами и культурой11.

Таким образом, актуализируется проблема анализа содержания и формата контента, транслируемого в университетских онлайн-со-обществах, и реакции на него подписчиков. При этом в ходе своих исследований Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская и В.А. Лукушин выявили преобладание информационной повестки над коммуникационной, что ограничивает процесс взаимодействия университета и целевых групп, снижает эффективность такой коммуникации12. В данном контексте важно, что С.В. Володенков, С.Ю. Белоконев

8 Rehg W. Solidarity and the Common Good: An Analytic Framework // Journal of Social Philosophy. 2007. Vol. 38. No. 1. P. 7-21.

9 Douwes R., StuttafordM., London L. Social Solidarity, Human Rights, and Collective Action: Considerations in the Implementation of the National Health Insurance in South Africa // Health and Human Rights. 2018. Vol. 20. No. 2. P. 185-196.

10 Reynolds L., Sariola S. The Ethics and Politics of Community Engagement in Global Health Research // Critical Public Health. 2018. Vol. 28. No. 3. P. 257-268.

11 Артамонова Ю.Д., Володенков С.В. Трансформация интернета как пространства общественно-политических коммуникаций: от глобализации к гло(локал) анклавизации // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 87-97.

12 Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Лукушин В.А. Таргетирование в онлайн-сетевом брендинге российских университетов: масштабы влияния на общественное сознание // Гуманитарные науки: Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 6. С. 86-93.

и А.А. Суслова отмечают ключевые характеристики потребления контента студенчеством: доминирование цифровых источников, обладающих различным уровнем доверия, формирование «цифровых привычек потребления»13.

Однако пользователи транслируют различные модели поведения на различных ресурсах14, а сами социальные сети, в зависимости от предоставляемых сервисов, формируют свою уникальную аудиторию15.

В этой связи важно отметить, что студенты не являются единой и однородной социальной группой. В рамках университетской среды формируются отдельные группы по интересам, получающие собственное представительство и в онлайн-пространстве. В связи с множественностью интересов студентов университеты создают электронную образовательную среду16 и собственные экосистемы онлайн- и офлайн-сообществ, тем самым обеспечивая вовлечение обучающихся и условия для их взаимодействия с вузом17.

Ряд исследователей отмечает негативное влияние социальных сетей на пользователей18, формирование зависимого поведения студентов в рамках образовательной среды19, поэтому образовательные учреждения могут играть более заметную роль в формировании мировоззрения молодежи20. Создание же структурированной и эф-

13 Володенков С.В., Белоконев С.Ю., Суслова А.А. Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. № 1. С. 31-46.

14 МайерсД. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2013.

15 Duffy B.E., Chan N.K. "You Never Really Know Who's Looking": Imagined Surveillance Across Social Media Platforms // New Media and Society. 2018. Vol. 21. No. 1. P. 119-138.

16 Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5. С. 35-43.

17 Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Развитие молодежных сообществ в экосистеме университета — ресурсы, проекты и риски // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 116-136.

18 Овчинникова И.Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) // Вестник Пермского университета. Политология. 2013. № 2. С. 143-156.

19 Топильская О.А. Оценка уровня интернет-аддикции у студенческой молодежи: диагностический инструментарий // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1. C. 52-60.

20 Bayram Özdemir S., Stattin H., Özdemir M. Youth's Initiations of Civic and Political Discussions in Class: Do Youth's Perceptions of Teachers' Behaviors Matter and Why? // Journal of Youth and Adolescence. 2016. Vol. 45. No. 11. P. 2233-2245.

фективной университетской цифровой среды позволяет формировать оптимальную корпоративную культуру, профессиональные и развивающие сообщества, а также повышать конкурентоспособность учебного учреждения21.

Методика исследования

С целью выявления роли социальных сетей в современном высшем образовании было проведено комплексное исследование. Выявить особенности коммуникации студентов и менеджмента вуза в социальных медиа позволил экспертный опрос, в котором аккумулированы мнения 18 респондентов—представителей онлайн-коммуникации от образовательного учреждения. Опрос проводился в письменном виде с использованием форм автоматического сбора ответов. Также в материале представлена методика исследования интересов студенческой молодежи, демонстрируемых в социальных сетях, создаваемых как самими студентами для межличностной коммуникации, так и менеджментом университета для общего курирования повестки учреждения. Методика апробирована на примере Костромского государственного университета. В качестве эмпирической базы выступили сообщества «КГУ | Опорный ВУЗ» и «Профсоюзная организация студентов КГУ Кострома» в социальной сети «ВКонтакте» и канал «КГУ_Кострома» в мессенджере Telegram. Хронологические рамки исследования включают 4 месяца деятельности каждой онлайн-площадки, 2 из которых приходятся на учебный семестр (март — апрель), 2 других — на каникулярные дни (июль — август), что позволило сравнить особенности динамики размещения и содержания контента в зависимости от периода обучения.

Для достижения поставленной цели был использован ряд политологических методов: case-study, event-анализ, индексный анализ и контент-анализ, которые позволили предложить классификацию контента по форме и содержанию, определить наиболее часто используемый тип контента (по форме и содержанию), а также способствующий большему вовлечению пользователей в деятельность сообщества; определить характерные особенности ведения социальных сетей университета в каникулярные и учебные дни.

Форма поста — это внешнее выражение информации, а содержание — передаваемая постом смысловая нагрузка. Всего было выделено 18 различных форм: афиши и приглашения, карточки,

21 Азаров А.А., Бродовская Е.В., Лукушин В.А. Совершенствование системы управления цифровой инфраструктурой университета: практика сетевого анализа // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 61-79.

информирование о проведенном мероприятии, инструкции, скрин-касты, кейсы, лайфхаки, квизы, опросы и голосования, подборки, лонгриды, конкурсы и розыгрыши, флешмобы и марафоны, ответы на вопросы, live-трансляции, инфографика, оперативные новости, мастер-классы, заявления, мнения и интервью активистов, руководителей и т.п.

По содержанию все публикации можно распределить по 16 темам: новостная повестка университета (события университета, достижения, итоги), новостная повестка региона и страны, исторические справки, организационные посты для студентов университета (подача документов на стипендию, на общежитие, расписание и т.п.), организационная информация для абитуриентов вуза (приемная кампания, подача документов), организационная информация для выпускников вуза, административная информация вуза (заседания управляющих органов), регистрация на мероприятия вуза, регистрация на иные мероприятия (города, региона, страны), поддержка команды университета, информация о трудоустройстве, учебная и образовательная информация, реклама и скидки студентам, поздравления, мемы и шутки, участие в социально значимых мероприятиях.

В рамках event-анализа осуществлялся подсчет пользовательских реакций на различных по форме и содержанию постах: лайков — выражение пользователем поддержки публикации посредством клика (в мессенджере Telegram лайком считаются положительные реакции (эмодзи) пользователей на публикации); дизлайков (проставление дизлайков возможно только в мессенджере Telegram, и таковыми будут считаться негативные реакции (эмод-зи)); репостов — механизм, позволяющий пользователям размещать контент на иных страницах, в личных сообщениях; просмотров и комментариев. Данные подсчетов легли в основу расчетов коэффициентов вовлеченности пользователей в деятельность сообществ и телеграм-канала. Расчет производился по 3 показателям:

1) доля пользователей, оставляющих реакции на постах, от числа подписчиков = (SI/n)/AR,

2) доля пользователей, оставляющих реакции на постах, от числа просмотров = (SI/n)/av.p,

3) доля пользователей, просматривающих посты, от общего числа подписчиков = av.p/AR,

где SI — сумма лайков, комментариев, репостов; AR — число подписчиков в сообществе и телеграм-канале; n — число публикаций; av.p — среднее число просмотров.

В результате сформулированы выводы о наиболее часто используемых и интересных для студентов информационных материалах, что поможет дальнейшему развитию онлайн-площадок университета.

Гипотезами исследования стали следующие утверждения:

1. Наибольшая вовлеченность пользователей характерна для публикаций, содержащих мемы и шутки. Пользователи оставляют большее число одобрительных оценок (лайков) на таких публикациях. Контент, содержащий афиши мероприятий и приглашение на них, получает больше репостов.

2. В период студенческих каникул активность в сообществах меньше, а основным типом контента являются новостные повестки, мемы, исторические справки.

Результаты исследования

Экспертный опрос был проведен в онлайн-формате с использованием системы автоматического сбора ответов. На вопросы предложенной анкеты, состоящей из 18 вопросов, ответили 18 респондентов — администраторов студенческих сообществ высшего образования в социальной сети «ВКонтакте» из городов Ярославль, Кострома, Череповец.

Более 75 % опрошенных (14 человек) относятся к студенческой возрастной категории — от 18 до 23 лет, при этом все из них обучаются и администрируют онлайн-сообщество в одном учебном заведении. В настоящий момент администраторы-студенты преимущественно получают степень бакалавра, учатся на старших курсах, а модерируют деятельность онлайн-сообществ на добровольной, безвозмездной основе.

Пять респондентов указали, что являются сотрудниками университета, занимают должности, связанные с молодежной и информационной политикой, связями с общественностью либо с кафедрами русского языка, журналистики и медиакоммуникаций. Ведение студенческих онлайн-сообществ в данном случае входит в должностные обязанности участников опроса и осуществляется на коммерческой основе.

Целевая аудитория таких сообществ, как правило, широкая и включает в себя студентов всех курсов, абитуриентов и молодежь до 27 лет. Отвечая на вопрос о публикациях, пользующихся наибольшей популярностью у пользователей, респонденты к таковым отнесли анонсы о мероприятиях и конкурсах (стипендиальный конкурс, отборы на проекты) (6 человек) и отчеты о прошедших

мероприятиях (3 человека). В качестве популярных эксперты назвали также достижения университета и его факультетов, поддержку команды университета, фотоотчеты об экскурсиях, крупных университетских мероприятиях, мнения преподавателей и развлекательный контент. Среди форматов, интересующих студентов, были выделены новостные посты, видеоролики, клипы, фоторепортажи, уникальные тексты, созданные администраторами сообществ.

Единого мнения об оптимальном количестве публикаций в день не было сформировано. В большинстве случаев назывались 1-2 поста, вторым по популярности мнением стали 3-4 поста в день. При этом присутствовали и единичные мнения: не более 1 публикации, 5 постов, от 7 до 10 публикаций в день. Некоторые респонденты отмечали важность использования «историй» и видеоклипов наравне с классическими публикациями.

Для продвижения сообщества и набора новых подписчиков в 30 % случаев не применяются какие-либо специальные механизмы, только в 2 сообществах используется таргетинг на регулярной основе, 3 респондента ответили, что рекламируют свои сообщества на офлайн-мероприятиях вуза, еще 3 человека отметили, что используют репосты для повышения узнаваемости своего сообщества. При этом в самих сообществах администраторы могут размещать рекламные посты других организаций на безвозмездной, партнерской основе — так ответили 7 из 18 респондентов. По их мнению, информация, которой делятся студенты и сотрудники вузов, должна быть полезна для обучающихся, не содержать запрещенной и деструктивной информации.

Все сообщества, администрируемые респондентами, являются закрытыми, т.е. не допускают возможности свободного размещения постов подписчиками. Пользователь вправе предложить новость для дальнейшей публикации, однако окончательное решение о размещении контента в сообществе принимает администратор, тем самым осуществляя модерацию. Чаще всего не размещаются коммерческие и рекламные предложения, не связанные со студенческой жизнью, неграмотные тексты, материалы, нарушающие законы Российской Федерации, правила сообщества, вуза. Силами администраторов удаляются комментарии, оставленные ботами, содержащие контент, не соответствующий российскому законодательству. Администраторы обеспечивают обратную связь, отвечая на вопросы, оставленные в комментариях.

Принявшие участие в опросе однозначно назвали площадку социальной сети «ВКонтакте» в качестве удобной и оптимальной для

коммуникации со студенческой аудиторией, еще 50 % респондентов (9 человек) отмечали в качестве таковой мессенджер Telegram, переход аудитории в который становится трендом последнего времени.

Среди других трендов в ведении студенческих сообществ экспертами назывались: рост значимости хештегов, активное использование поисковой строки для нахождения нужного контента (на этом фоне снижение интереса к хештегам), сокращение объемов текстовой информации, повышение роли видеоклипов (в том числе созданных в приложении «VK Клипы»), коротких видео, подкастов, фотопостов; тенденция использования нескольких социальных сетей и мессенджеров для получения различных типов информации.

В заключение респондентам было предложено сформулировать основные правила успешного ведения и продвижения студенческих сообществ в онлайн-пространстве. Объединяя их в единый список, получим следующие рекомендации: 1) регулярное размещение контента, четкий график публикации постов; 2) разнообразный, актуальный и грамотный контент с ориентацией на интересы целевой аудитории; 3) публикация только важных и интересных новостей в соответствии с тематикой сообщества; 4) связь и сотрудничество с другими сообществами; 5) авторский контент; 6) единый стиль ведения и оформления сообщества; 7) сопровождение постов фото и видеоконтентом; 8) создание возможностей для активной обратной связи; 9) использование функционала социальных сетей для создания интерактивных постов (конкурсы, голосования, опросы).

Рассмотрение трех студенческих онлайн-площадок Костромского государственного университета позволяет частично подтвердить слова экспертов. Сообщества «КГУ | Опорный ВУЗ» и «Профсоюзная организация студентов КГУ Кострома» в социальной сети «ВКон-такте» и телеграм-канал с названием «КГУ_Кострома» выдержаны и ведутся в едином стиле, материалы публикуют только администраторы, тем самым осуществляя модерацию контента. В общей сложности на данных площадках Костромского государственного университета размещено 1020 публикаций, при этом отмечается низкая пользовательская активность: среднее число лайков — 22,7, комментариев — 0,6, репостов — 8,8, а просмотров — 2239,5. При осуществлении мониторинга сообществ был замечен ряд особенностей: 1) в основном сообществе университета большая часть записей — репосты из других онлайн-площадок университета (факультетских сообществ, групп активистов и т.п.); 2) в сообществе «КГУ | Опорный ВУЗ» и в телеграм-канале также присутствовали отдельные посты, посвященные участию студентов в специальной

военной операции (такие записи при классификации по содержанию относились к новостной повестке страны и региона). Актуальность данной тематики может быть связана с работой в университете военной кафедры.

Самым активным по количеству размещаемых публикаций стало основное сообщество вуза в социальной сети «ВКонтакте», оно же объединяет наибольшее число подписчиков (9566). Меньше всего читателей у телеграм-канала, созданного в марте 2022 г. (279 подписчиков).

.250

212-

138-

■142

Март Апрель Июль Август

— Сообщество «КГУ | Опорный ВУЗ»

- Сообщество «Профсоюзная организация студентов КГУ Кострома»

----Телеграм-канал «КГУ_Кострома»

Рис. 1. Динамика размещения публикаций в сообществах и телеграм-канале Костромского государственного университета по месяцам

Во всех сообществах наблюдается тенденция снижения активности по ведению онлайн-площадок в летние неучебные месяцы: число постов в июле — августе было значительно ниже по сравнению с мартом — апрелем.

Вовлеченность выше в сообществе с более узкой целевой аудиторией: в сообществе студенческой профсоюзной организации больше подписчиков смотрят посты и оставляют на них реакции. Несмотря на наибольшее число размещенной информации в основном сообществе «КГУ | Опорный ВУЗ», лишь 30 % подписчиков смотрят контент, а 0,41 0% из участников сообщества оставляют какие-либо реакции. Телеграм-канал был создан в марте 2022 г., число подписчиков в нем активно росло в течение рассматриваемых месяцев. Для расчета вовлеченности было определено среднее число подписчиков за анализируемый период, которое равнялось 160.

Таблица 1

Уровень вовлеченности пользователей на онлайн-площадках Костромского государственного университета, %

Онлайн-площадка Доля пользователей, оставляющих реакции на постах, от числа подписчиков Доля пользователей, оставляющих реакции на постах, от числа просмотров Доля пользователей, просматривающих посты, от числа подписчиков

Сообщество «КГУ | Опорный ВУЗ» 0,41 1,37 29,90

Сообщество «Профсоюзная организация студентов КГУ Кострома» 1,62 2,37 68,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Телеграм-канал «КГУ Кострома» 0,85 1,11 76,49

Сообщество «КГУ | Опорный ВУЗ» в социальной сети «ВКонтакте»

Сообщество «КГУ | Опорный ВУЗ» в социальной сети «ВКон-такте» характеризуется наибольшим числом публикаций — 742 за 4 рассматриваемых месяца, 212 и 250 из которых были опубликованы в марте и апреле соответственно, а 280 в совокупности — в июле и августе. Особенностью данной онлайн-площадки стало заметное число репостов из других сообществ и групп, чаще всего связанных с факультетами: 382, или 51 % от числа публикаций, были репостами.

В этом же сообществе максимальное число подписчиков (9566) и широкая целевая аудитория, включающая в себя как студентов, так и абитуриентов, выпускников, преподавателей и т.п.

Вовлеченность пользователей в деятельность сообщества выше в учебные месяцы (2,02 0% и 1,53 % в марте и апреле против 1,45 о% и 1,41 о% в июле и августе), как и в подавляющем большинстве рассмотренных сообществ. При этом среднее число репостов, комментариев, просмотров выше в августе, что может быть связано с повышением активности со стороны абитуриентов.

В сообществе встречается 15 форм публикаций, из них 322 (43 %) — оперативные новости, 177 (24 %) — афиши и приглашения, 156 (21 %%) — информирование о проведенном мероприятии. Также неоднократно публиковались заявления, мнения и интервью руководителя и активиста организации (11), квизы, опросы и голосования (14), инструкции (10).

Таблица 2

Расчет пользовательских реакций в сообществе «КГУ | Опорный ВУЗ» в социальной сети «ВКонтакте»

Месяц Число постов Среднее число лайков Среднее число комментариев Среднее число репостов Среднее число просмотров Вовлеченность

Март 212 29,26 7,26 14,99 2549,71 2,02 %

Апрель 250 25,64 2,88 7,51 2362,22 1,53 %

Июль 138 28,86 3,50 13,25 3149,28 1,45 %

Август 142 27,71 7,96 19,44 3919,01 1,41 %

Из особенностей сообщества можно отметить использование таких форм публикаций, как инфографика (4), флешмобы и марафоны (5), Нуе-трансляции (8), ответы на вопросы (6), практически не встречающиеся в других сообществах.

Содержание публикаций также отличалось разнообразием: за 4 месяца транслировались 15 тем, чаще всего контент отражал новостную повестку университета (307), предлагал зарегистрироваться на мероприятия города и страны (73), на мероприятия университета (48), содержал поздравления (52), организационную информацию для абитуриентов (51), мемы и шутки (47), освещал новостную повестку страны и региона (40). Поздравления в данном сообществе в большинстве случаев касались студентов, одержавших победу в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

Коррелируя форму и содержание наиболее используемых типов постов, заметим, что оперативные новости в 43 % передавали новостную повестку университета, 15 % содержали поздравления, а 14 о% — мемы и шутки. Новости университета часто транслировались и через информирование о проведенных мероприятиях (87 % от всех постов, относящихся к информированию о мероприятиях вуза). Регистрироваться на мероприятия страны и вуза предлагали в форме афиш и приглашений.

Рассмотрим содержание тех форм, которые редко встречались в других сообществах. Так, флешмобы и марафоны использовались для привлечения студентов к участию в социально значимых мероприятиях. Также проводились онлайн-флешмобы по истории КГУ. Например, в преддверии 9 мая размещались посты с тегом #Научный_полк, которые содержали информацию о преподавателях, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Флешмобы использовались и для популяризации учебного контента. Флешмоб

в социальных сетях характеризовался наличием хештегов. Важно отметить, что в процессе проведения экспертного опроса респонденты из Костромской области указывали на важность использования хештегов для вовлечения пользователей в деятельность сообщества.

Ыуе-трансляции — механизм, позволяющий в режиме реального времени транслировать происходящие события. Такая форма использовалась для освещения организационных мероприятий, адресованных студентам университета. Подборки чаще всего содержали учебную и образовательную информацию, например, интересную литературу, фильмы или иной материал. Ответы на вопросы тоже посвящались учебной или организационной информации. Инфогра-фика использовалась для информации о трудоустройстве.

Не было выявлено существенных закономерностей размещения тех или иных по форме публикаций в зависимости от временного периода. Во все месяцы сохранялась высокая доля оперативных новостей об университете. Однако в июле и августе выросло число публикаций, адресованных абитуриентам: об особенностях и сроках подачи документов для поступления и по другим организационным вопросам.

Больше всего реакций в виде лайков пользователи оставляли на публикациях в форме заявления и мнения руководителя (в среднем 62 лайка), оперативной новости (в среднем — 40), информирования о проведенном мероприятии (в среднем — 30) и инструкции (в среднем — 18). У этих же форм публикаций было наибольшее число репостов, лидером по репостам стали инструкции (в среднем 37 репостов). Эти записи не сопровождались увеличением числа просмотров, что позволяет сделать вывод о сохранении постов в личных сообщениях, а не размещении их в других публичных сообществах.

Интересно отметить, что комментарийная активность была выше на Нуе-трансляциях (в среднем 26 комментариев) и ответах на вопросы (в среднем — 35), т.е. на публикациях, предполагающих прямое взаимодействие с аудиторией.

Пользователи предпочитали ставить реакции в виде лайков на следующих по содержанию публикациях: мемы и шутки (в среднем 61 лайк), поздравления (в среднем — 37), новостная повестка университета (в среднем — 32) и организационные посты для студентов (в среднем — 24). При этом организационная информация собирала и наибольшее число репостов и комментариев. Также высокой ком-ментарийной активностью отличалась новостная повестка страны и региона, в частности, за счет выражения соболезнования пользователями близким погибших на специальной военной операции.

Таким образом, данное сообщество университета характеризуется большим числом подписчиков, входящих в различные демографические и профессиональные сообщества, но при этом наименьшей вовлеченностью пользователей в деятельность этого сообщества и небольшим количеством просмотров публикаций. Сообщество по большей части носит новостной характер и отражает повестку университета. Хотя подписчики чаще всего предпочитали делиться инструкциями, однако наибольший интерес вызывали такие формы, как мнение и заявление руководителя, оперативные новости, а также публикации, содержащие поздравления, мемы и шутки. Особенностью данного сообщества является разнообразие форм и тематики. Анализ активности в сообществе подтвердил гипотезу о том, что в летние месяцы пользовательская вовлеченность в деятельность сообщества ниже, чем в учебные дни.

Сообщество «Профсоюзная организация студентов КГУ

Кострома» в социальной сети «ВКонтакте»

Сообщество содержит наименьшее число публикаций за рассматриваемый период — 110 постов, 76 из которых опубликованы в апреле. В апреле же фиксируется наибольшее число пользовательских реакций: комментариев (в среднем — 5), лайков (в среднем — 25) и репостов (в среднем — 11). Для этого сообщества характерна наибольшая вовлеченность пользователей в деятельность сообщества.

Использовались 10 разнообразных форм публикаций, из них 36 % (40) — оперативные новости, 27 % (30) — афиши и приглашения, 15 % (16) — Нуе-трансляции и 9 % (10) — информирование о проведенном мероприятии. Активнее всего пользователи реагировали на Нуе-трансляции, которые в среднем набирали по 44 лайка, 24 репоста и 6 комментариев. Также высоко пользователи оценивали оперативные новости, информирование о проведенном мероприятии, афиши и лонгриды. Меньше всего реакций вызвали розыгрыши и конкурсы.

По содержанию публикации относятся к 9 тематикам, среди которых наиболее востребованы новости университета (63 публикации), реклама для студентов (10) и поздравления (9). Интересно отметить, что в данном сообществе отсутствуют посты, посвященные поддержке команды университета. Также не было зафиксировано инструкций, развлекательного контента в виде мемов и шуток. Больше лайков пользователи ставили на новости, поздравления и регистрационные формы на мероприятия университета, а комментировали чаще события университета.

Летом значительно снизилась не только интенсивность размещения публикаций, но и их разнообразие. Например, по форме летние публикации относились лишь к оперативным новостям, афишам, конкурсам и розыгрышам, а по тематике — к новостной повестке университета, поздравлениям и регистрации на мероприятия. Отметим, что в июле и августе студенты не оставляли комментариев. Не было выявлено каких-либо особенностей, отличающих данное сообщество от предыдущего, при использовании форм публикаций для передачи определенных тем.

Высокий уровень вовлеченности этого сообщества обусловлен тем, что его участников объединяют общие интересы, связанные с деятельностью студенческого профсоюза. В сообществе публикации менее разнообразны по форме и содержанию, по сравнению с сообществом «КГУ | Опорный ВУЗ», а общее число постов за 4 месяца — наименьшее среди рассмотренных онлайн-площадок этого вуза. Сохраняется динамика снижения количества и разнообразия публикаций в летние месяцы. В сравнении с онлайн-площадками других вузов, в данном случае отсутствовали публикации, поддерживающие команду университета. В целом сообщество носит преимущественно новостной характер.

Телеграм-канал «КГУ_Кострома»

Канал был создан 9 марта 2022 г. Согласно данным ТШа!;, число подписчиков в конце апреля равнялось 140, в августе 180, а к ноябрю их число увеличилось до 275, что является наименьшим показателем среди рассматриваемых онлайн-площадок в этом университете. Вовлеченность подписчиков в просмотр публикаций, по данным программы, составляет около 60 %.

По полученным нами данным, наиболее активным с точки зрения размещения постов был апрель, а в летние месяцы число публикаций снизилось. Канал носит новостной характер: на нем публикуются преимущественно оперативные новости и информация о прошедших мероприятиях. Активность пользователей низкая: отсутствуют комментарии и репосты, а число эмодзи в среднем достигает 1,35 реакций на пост.

Публикации, размещенные в телеграм-канале в учебные месяцы, относятся к 13 тематикам, в основном к новостной повестке (52) и поздравлениям (29). Много постов адресованы абитуриентам и содержат информацию об особенностях и сроках подачи документов для поступления (21). 19 публикаций, или 11 %, освещали новости региона или страны. В марте — апреле публикации собрали

в среднем 2,28 положительных эмоджи — это наибольший показатель за время существования телеграм-канала. Комментарии за данный период не были зафиксированы. Число просмотров распределялось равномерно, варьировалось от 101 до 136 на пост, а среднее значение равнялось 122.

Подборки ■ Ответы на вопросы ■ Оперативные новости Лонгриды (повествование) ^ Конкурсы и розыгрыши ■ Карточки ^

Информирование о проведенном. ..п Инструкции Ь Заявление/мнение/интервью..

Афиши/приглашения 1 и

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 □ Среднее число лайков "Количество постов

Рис. 2. Распределение публикаций телеграм-канала «КГУ_Кострома» по форме и пользовательским реакциям

В летний период отмечается снижение разнообразия по форме и содержанию постов, хотя приоритет сохраняют те же тематики, что и в весенние месяцы. В 6 раз выросло только число публикаций, содержащих организационную информацию для абитуриентов: с 3 весной до 18 летом.

Коррелируя форму и содержание, заметим, что наиболее разнообразны по тематике были оперативные новости (11 различных тематик), афиши и приглашения (10 различных тематик). Инструкции, карточки и подборки использовались для информирования абитуриентов, а лонгриды содержали сведения об истории вуза, новостях региона и страны. При этом среди событий страны и региона в мессенджере чаще всего освещалось участие студентов вуза в специальной военной операции и участие руководства вуза в федеральных встречах и проектах.

Итак, телеграм-канал начал активно развиваться начиная с марта 2022 г., что может быть связано с запретом деятельности на территории России иных цифровых площадок. Канал призван оперативно

передавать новостную повестку, а также информировать студентов и сотрудников вузов о предстоящих событиях и мероприятиях. На канале размещалось в среднем 42 публикации в месяц, которые практически не вызвали пользовательских реакций, а вовлеченность участников канала была менее 1 %. В канале не использовался развлекательный контент, а также рекламный. Часть публикаций дублировала посты из общего сообщества университета «ВКонтак-те». В целом развитие телеграм-канала вуза является закономерным шагом, отвечающим общероссийской тенденции перехода аудитории на данную платформу.

Выводы

Изучение трех онлайн-площадок Костромского государственного университета позволяет говорить о том, что вовлеченность пользователей выше в сообществах с узкой целевой аудиторией, в данном случае — в профсоюзной организации студентов. В то время как в общих сообществах из-за большого числа участников, входящих в различные возрастно-половые группы, аудитория менее заинтересована в работе сообщества.

Также вовлеченность в весенние учебные месяцы, как правило, выше, нежели в летние месяцы. Число публикаций заметно снижалось в июле и августе. В летние месяцы размещалось заметно больше информации об особенностях приемной кампании и иной организационной информации для абитуриентов.

Из особенностей данных сообществ можно отметить широкое разнообразие постов по форме и содержанию, в частности, использовались ответы на вопросы, Нуе-трансляции, флешмобы. Эти же формы способствовали увеличению комментарийной активности. Администраторы сообществ отмечали значимую роль хештегов в ведении сообщества. Число лайков было больше на развлекательном контенте в общем сообществе «ВКонтакте», однако подобный контент отсутствовал в двух других студенческих объединениях.

ЛИТЕРАТУРА

Азаров А.А., Бродовская Е.В., Лукушин В.А. Совершенствование системы управления цифровой инфраструктурой университета: практика сетевого анализа // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 61-79.

Артамонова Ю.Д., Володенков С.В. Трансформация интернета как пространства общественно-политических коммуникаций: от глобализации к гло(локал) анклавизации // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 87-97.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Лукушин В.А. Таргетирование в онлайн-сетевом брендинге российских университетов: масштабы влияния на общественное сознание // Гуманитарные науки: Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 6. С. 86-93.

Володенков С.В., Белоконев С.Ю., Суслова А.А. Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. № 1. С. 31-46.

Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5. С. 35-43.

КирьяковаА.В., КаргапольцеваН.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Развитие молодежных сообществ в экосистеме университета — ресурсы, проекты и риски // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 116-136.

Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2013.

ОвчинниковаИ.Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) // Вестник Пермского университета. Политология. 2013. № 2. С. 143-156.

Топильская О.А. Оценка уровня интернет-аддикции у студенческой молодежи: диагностический инструментарий // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1. C. 52-60.

Шабанов Г.А., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 2-7.

Bayram Özdemir S, Stattin H, Özdemir M. Youth's Initiations of Civic and Political Discussions in Class: Do Youth's Perceptions of Teachers' Behaviors Matter and Why? // Journal of Youth and Adolescence. 2016. Vol. 45. No. 11. P. 2233-2245.

Bucher T. If... Then. Algorithmic Power and Politics. Oxford: Oxford University Press, 2018.

Douwes R., StuttafordM, London L. Social Solidarity, Human Rights, and Collective Action: Considerations in the Implementation of the National Health Insurance in South Africa // Health and Human Rights. 2018. Vol. 20. No. 2. P. 185-196.

Duffy B.E., Chan N.K. "You Never Really Know Who's Looking": Imagined Surveillance Across Social Media Platforms // New Media and Society. 2018. Vol. 21. No. 1. P. 119-138.

Rehg W. Solidarity and the Common Good: An Analytic Framework // Journal of Social Philosophy. 2007. Vol. 38. No. 1. P. 7-21.

Reynolds L, Sariola S. The Ethics and Politics of Community Engagement in Global Health Research // Critical Public Health. 2018. Vol. 28. No. 3. P. 257-268.

Wonneberger A., Kim S.J. TV News Exposure of Young People in Changing Viewing Environments: A Longitudinal, Cross-national Comparison Using People-meter Data // International Journal of Communication. 2017. Vol. 11. No. 1. P. 72-93.

REFERENCES

Artamonova, Iu. D., and Volodenkov, S. V. "Transformatsiia interneta kak pros-transtva obshchestvenno-politicheskikh kommunikatsii: ot globalizatsii k glo(lokal) anklavizatsii," Sotsiologicheskie issledovaniia, No. 1, 2021, pp. 87-97.

Azarov, A. A., Brodovskaia, E. V., and Lukushin, V. A. "Sovershenstvovanie sistemy upravleniia tsifrovoi infrastrukturoi universiteta: praktika setevogo analiza," Vysshee obrazovanie v Rossii, Vol. 32, No. 2, 2023, pp. 61-79.

Bayram Özdemir, S., Stattin, H., and Özdemir, M. "Youth's Initiations of Civic and Political Discussions in Class: Do Youth's Perceptions of Teachers' Behaviors Matter and Why?" Journal of Youth and Adolescence, Vol. 45, No. 11, 2016, pp. 2233-2245.

Brodovskaia, E. V., Dombrovskaia, A. Iu., and Lukushin, V. A. "Targetirovanie v onlain-setevom brendinge rossiiskikh universitetov: masshtaby vliianiia na obshchest-vennoe soznanie," Gumanitarnye nauki: Vestnik Finansovogo universiteta, Vol. 11, No. 6, 2021, pp. 86-93.

Bucher, T. If... Then. Algorithmic Power and Politics. Oxford: Oxford University Press, 2018.

Douwes, R., Stuttaford, M., and London, L. "Social Solidarity, Human Rights, and Collective Action: Considerations in the Implementation of the National Health Insurance in South Africa," Health and Human Rights, Vol. 20, No. 2, 2018, pp. 185-196.

Duffy, B. E., and Chan, N.K. "You Never Really Know Who's Looking": Imagined Surveillance Across Social Media Platforms," New Media and Society, Vol. 21, No. 1, 2018, pp. 119-138.

Gambeeva, Iu. N., and Sorokina, E. I. "Tsifrovaia transformatsiia sovremen-nogo obrazovatel'nogo protsessa," Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta, No. 5, 2020, pp. 35-43.

Kir'iakova, A. V., Kargapol'tseva, N. A., Belonovskaia, I. D., and Duzhnikov, S. A. "Razvitie molodezhnykh soobshchestv v ekosisteme universiteta — resursy, proekty i riski," Vysshee obrazovanie v Rossii, Vol. 31, No. 8-9, 2022, pp. 116-136.

Myers, D. Sotsial'naiapsikhologiia, transl. St. Petersburg: Piter, 2013.

Ovchinnikova, I. G. "Kommunikatsiia i identifikatsiia v sotsial'nykh setiakh: fak-tory, tipazhi, natsional'no-kul'turnaia spetsifika (na materiale sotsial'noi seti Tvitter)," VestnikPermskogo universiteta. Politologiia, No. 2, 2013, pp. 143-156.

Rehg, W. "Solidarity and the Common Good: An Analytic Framework," Journal of Social Philosophy, Vol. 38, No. 1, 2007, pp. 7-21.

Reynolds, L., and Sariola, S. "The Ethics and Politics of Community Engagement in Global Health Research," Critical Public Health, Vol. 28, No. 3, 2018, pp. 257-268.

Shabanov, G. A., and Rastiagaev, D. V. "Tsifrovizatsiia vuza: real'nost' i ozhidaniia," Vysshee obrazovanie segodnia, No. 1, 2020, pp. 2-7.

Topil'skaia, O. A. "Otsenka urovnia internet-addiktsii u studencheskoi molodezhi: diagnosticheskii instrumentarii," Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal 'Gaudeamus', Vol. 20, No. 1, 2021, pp. 52-60.

Volodenkov, S. V., Belokonev, S. Iu., and Suslova, A. A. "Osobennosti struktury informatsionnogo potrebleniia sovremennoi rossiiskoi molodezhi: na materialakh issle-dovaniia sredi studentov-politologov Finansovogo universiteta," Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Politologiia, No. 1, 2021, pp. 31-46.

Wonneberger, A., and Kim, S. J. "TV News Exposure of Young People in Changing Viewing Environments: A Longitudinal, Cross-national Comparison Using People-meter Data," International Journal of Communication, Vol. 11, No. 1, 2017, pp. 72-93.

ОБ АВТОРАХ

Александр Владимирович Соколов — доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-политических теорий Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова (ул. Советская, д. 14, 150003, Ярославль, Россия), e-mail: alex8119@mail.ru.

Светлана Владимировна Миронова — аспирант кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова (ул. Советская, д. 14, 150003, Ярославль, Россия), e-mail: s.mironova97@mail.ru.

ABOUT THE AUTHORS

Alexander Vladimirovich Sokolov — Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Program of Socio-Political Theories, P.G. Demidov Yaroslavl State University (Sovetskaya ul. 14, Yaroslavl 150003, Russia), e-mail: alex8119@mail.ru.

Svetlana Vladimirovna Mironova — Graduate Student, Program of Socio-Political Theories, P.G. Demidov Yaroslavl State University (Sovetskaya ul. 14, Yaroslavl 150003, Russia), e-mail: s.mironova97@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.