Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности приземления и совершенствование этой фазы в прыжке в длину'

Методика оценки эффективности приземления и совершенствование этой фазы в прыжке в длину Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
725
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ / ПРЫЖОК В ДЛИНУ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-ПРЫГУНОВ / TRACK AND FIELD JUMPS / BROAD JUMP / TECHNICAL TRAINING / TECHNICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES-JUMPERS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Оганджанов Александр Леонович, Ломов Алексей Алексеевич

Видеоанализ фазы приземления в прыжке в длину, выделение критериев эффективности на основе анализа кинематических характеристик прыжка в его заключительной фазе позволили сформировать методику оценки эффективности приземления, показать практические направления совершенствования этой фазы прыжка в длину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Оганджанов Александр Леонович, Ломов Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF LANDING AND THE ENHANCEMENT OF THIS PHASE IN THE LONG JUMP

The analysis phase of the landing in long jump, the selection ofperformance criteria based on the analysis of kinematic parameters of jump in his final phase allowed to form a methodology for evaluating the effectiveness of a landing, to show practical directions for the improvement of this phase of the long jump.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности приземления и совершенствование этой фазы в прыжке в длину»

УДК 796.431.12

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЗЕМЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТОЙ ФАЗЫ В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ

А.Л. Оганджанов, А.А. Ломов

Видеоанализ фазы приземления в прыжке в длину, выделение критериев эффективности на основе анализа кинематических характеристик прыжка в его заключительной фазе позволили сформировать методику оценки эффективности приземления, показать практические направления совершенствования этой фазы прыжка в длину.

Ключевые слова: легкоатлетические прыжки, прыжок в длину, техническая подготовка, техническая подготовленность легкоатлетов-прыгунов.

Если в вертикальных прыжках выполнение фазы приземления практически не оказывает влияния на результативность прыжка и служит в основном задачам обеспечения безопасности после выполнения полетной фазы, то в горизонтальных прыжках при приземлении в яму с песком технически правильные действия спортсмена во многом (до 3-4 % длины прыжка) обеспечивает результативность прыжка.

В научно-методической литературе по прыжкам в длину традиционно мало внимания уделяется последней фазе горизонтальных легкоатлетических прыжков - фазе приземления [3, 9, 10]: На практике наблюдается явно недостаточное внимание к совершенствованию техники этой фазы прыжка в технической подготовке - у спортсменов не хватает ни времени, ни особого желания для целенаправленной работы над техникой приземления. Считается, что этим можно заниматься параллельно в процессе работы над более «важными» фазами прыжка -отталкиванием и полетной фазой прыжка - приземляться все равно в песок. Однако на практике приземление выполняется в тренировке, как правило, в полсилы, спортсмен рано опускает ноги в песок под себя, стараясь лишний раз не испачкаться. Неправильное выполнение этой фазы прыжка, повторяемое многократно, закрепляется в устойчивый двигательный навык, который трудно перестроить в условиях соревнований. В то же время анализ результатов крупнейших соревнований в прыжке в длину за последнее десятилетие показал, что средняя разница результатов призеров крупнейших международных и российских соревнований составляет всего 3-10 см. Однако, как показал видеоанализ, даже ведущие прыгуны из-за не эффективного приземления теряют в соревнованиях 15-20 см от результата.

Задача исследований - разработать простой и информативный биомеханический критерий оценки эффективности фазы приземления в

прыжках в длину и оценить эффективность выполнения этой фазы прыжка у ведущих российских прыгунов.

Методика исследований включала скоростную видеосъемку с видеоанализом с использованием программного обеспечения «БаййзЬ». Исследования проводились на Чемпионате России в Чебоксарах в августе 2015 г. В них приняли участие сильнейшие прыгуны в длину РФ (12 прыгунов, квалификация - МСМК).

Проведенные исследования кинематических параметров прыжков в длину, выполненных сильнейшими прыгунами РФ, позволили разработать методику определения эффективности приземления по показателям угловых характеристик спортсменов в момент касания песка. Отмечено, что с ростом спортивного мастерства как у мужчин-прыгунов, так и у женщин-прыгуний растут значения углов в тазобедренных (ТБС) и коленных (КС) суставах в этом положении при уменьшении угла снижения нижней точки таза спортсмена относительно горизонтали [5, 8, 11]: С помощью видеосъемки с последующим видеоанализом в условиях соревновательной деятельности фиксировались угловые параметры в суставах спортсмена в момент касания песка при приземлении в яму [1,2, 4, 6]. Информативными угловыми параметрами, характеризующими эффективность приземления в прыжках в длину (рисунок), являются:

- угол в коленном суставе в момент касания песка спортсменом -

угол а;

- угол в тазобедренном суставе в момент касания песка спортсменом - угол Ь;

-угол между линиеи соединяющей нижнюю точку таза и точку касания песка стопой и горизонталью (поверхность песка в яме) - угол g.

Угловые параметры, характеризующие эффективность приземления в прыжках в длину

Коэффициент эффективности фазы приземления (Кп) определяется

угол Ь

угол а

угол §

по формуле

Кп =(Ь+с)/ё.

В табл. 1 приведены угловые показатели и расчетный коэффициент эффективности приземления ведущих российских прыгунов в длину на всероссийских соревнованиях.

Таблица 1

Эффективность фазы приземления в прыжках в длину на соревнованиях чемпионата РФ

№ Спортсмен Соревновательный Угол о, Угол Ь, Угол §, Кп

п/п результат град град град

1 Шалин П. 8,05 167 89 24 10,7

2 Полянский С. 8,03 160 81 27 8,9

3 Петров А. 8,01 136 68 24 8,5

4 Копейкин В. 7,95 144 102 19 12,9

5 Сухарев К. 7,81 138 86 24 9,3

6 Моргунов С. 7,59 163 66 25 9,2

7 Хайлов А. 7,54 152 82 25 9,4

Рейтинг российских прыгунов в длину по эффективности выполнения фазы приземления выглядит на сегодняшний день следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг российских прыгунов по показателю эффективности

фазы приземления

№ Спортсмен Коэффициент эффективности

п/п приземления

1 Копейкин В. 12,9

2 Шалин П. 10,7

3 Хайлов А. 9,4

4. Сухарев К. 9,3

5 Моргунов С. 9,2

6 Полянский С. 8,9

7 Петров А. 8,5

Таким образом, показатели коэффициента эффективности приземления выше 10 о.е. можно считать модельным для прыгунов уровня МСМК в прыжках в длину. Однако необходимо отметить, что высокий показатель коэффициента эффективности приземления является необходимым, но не достаточным условием технически совершенного выполнения этой фазы прыжка. Вторым необходимым условием является нахождение следов приземления таза, туловища, рук и головы спортсмена за линией касания песка стопами [8].

Методические указания при выполнении эффективного приземления. Завершив движения, направленные на сохранение

устойчивости в полете, прыгун начинает непосредственную подготовку к приземлению - группировку. Лучшее приземление обеспечивается выдвижением вперед в первую очередь бедер с высоким подъемом коленей и небольшим наклоном туловища вперед.

Очень важно учитывать, что ведущим в этом движении является подъем ног вперед-вверх при туловище, незначительно наклоненном вперед к коленям. Грубой ошибкой будет начинать группировку с наклона туловища вперед, что значительно затруднит или вообще исключит высокий подъем коленей и приведет к раннему их опусканию и преждевременному касанию песка. Голени при этом лучше держать свободно свисающими вниз и не спешить с разгибанием в коленных суставах. Руки чаще всего слегка согнуты в локтевых суставах и движутся сверху вперед и далее вниз-назад.

Своевременность группировки также играет существенную роль. Ранняя группировка затрудняет удержание ног от опускания. После положения группировки прыгун выводит ступни вперед и, выпрямляя тело, подает вперед таз. Полное выпрямление ног в коленных суставах целесообразно выполнять только перед самым касанием песка. Усилия и внимание прыгуна сосредоточены на удержании ног от падения. Разгибание ног и их удержание от падения вниз происходит перед самым касанием песка. Пятки перед касанием должны быть лишь немного ниже таза. Туловище при этом не должно чрезмерно наклоняться, так как это затруднит активное поднимание ног вверх. Руки, слегка согнутые в локтевом суставе, опускаются сверху вперед и далее вниз-назад. После касания стопой песка начинается быстрое сгибание ног в коленных суставах. Это движение смягчает приземление и способствует передвижению общего центра массы тела (ОЦМТ) вниз-вперед для перехода через место опоры в песке.

Корректирующая программа совершенствования фазы приземления. При низких показателях коэффициента эффективности приземления, полученного расчетным путем на основе видеосъемки и видеоанализа рекомендуется тренировочная программа с использованием группы упражнений, направленных на совершенствование фазы приземления [5, 6, 8, 11]:

1. И.П. Сидя с выпрямленными ногами. Наклон вперед. Партнер или тренер давит на спину - 8-10 раз.

2. И.П. Сидя с выпрямленными ногами. Наклон вперед. Партнер или тренер держит спортсмена за руки и подтягивает вперед к себе -8-10 раз.

3. И.П. Лежа на спине. Опора на локтях, ладони фиксируют поясницу, закинуть ноги за голову («Плуг») - 6-8 раз.

4. И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой -подъем плеч вверх («Скрутка») - 40-50 раз. То же с диском (5-10 кг) на грудной клетке - 15-20 раз. То же с диском (5 кг) за головой - 15-20 раз.

5. И.П. Лежа на спине, с диском (5-10 кг) в руках - одновременный подъем плеч и ног навстречу друг другу. («Складка») - 15-20 раз. То же с утяжелителями на ногах - 15-20 раз.

6. Прыжок в длину с короткого разбега (4-6 б.ш.) через препятствие (поролоновый мат - 50-60 см) перед приземлением.

7. И.П. В висе - подъем прямых ног вверх с утяжелителями на ногах вернуть в и.п. («Уголок») - 10-15 раз.

8. С опорой на барьер имитация «выброса» ног - 10 раз х 2

9. И.П. Упор лежа. Прыжком вынести ноги вперед в упор лежа лицом вверх, вернуться в и.п. - 10-15 раз.

Список литературы

1. Биомеханика: учебник для институтов физкультуры / под ред.

B.М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1979. 263 с.

2. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1967. С. 12-44.

3. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. М.: ФиС, 1981. 134 с.

4. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. М.: Физкультура и спорт, 1986. 151 с.

5. Матвеев А.Е. Техническая подготовка прыгунов тройным прыжком на основе рационализации средств скоростно-силовой направленности: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М.,1986. 23 с.

6. Мироненко И.Н. Теоретические аспекты педагогического контроля внешней нагрузки и классификация основных тренировочных средств, применяемых в легкоатлетических прыжках // Совершенствование системы подготовки легкоатлетов. М., 1986.

C. 105-113.

7. Оганджанов А.Л. Техническая подготовка прыгунов тройным в ГЦ на этапе углубленной специализации: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1990. 22 с.

8. Оганджанов А.Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов. М.: Физическая культура, 2005. 200 с.

9. Оганджанов А.Л., Мироненко И.Н. Научно-методические основы подготовки в легкоатлетических прыжках: метод. пособие. М.: ВФЛА, 2010. 240 с.

10. Пьянзин А.И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов. М.: Теория и практика физической культуры, 2004. 370 с.

11. Сидоренко С.П. Прыжки в длину и тройным // Современная методика подготовки прыгунов высокой квалификации. М.: ВНИИФК, 1986.

12. Fleck S.J., Kraemer W.J. Designing registance training programs. Champaign, Il: human kinetics, 1987.

Оганджанов Александр Леонович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Педагогический институт физической культуры и спорта; Московский городской педагогический университет,

Ломов Алексей Алексеевич, аспирант, svetacokolova@mail. ru, Россия, Москва, Педагогический институт физической культуры и спорта; Московский городской педагогический университет

THE METHODOLOGY FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF LANDING AND THE ENHANCEMENT OF THIS PHASE IN THE LONG JUMP

A.L. Ogandzhanov, A.A. Lomov

The analysis phase of the landing in long jump, the selection of performance criteria based on the analysis of kinematic parameters of jump in his final phase allowed to form a methodology for evaluating the effectiveness of a landing, to show practical directions for the improvement of this phase of the long jump.

Key words: track and field jumps, broad jump, technical training, technical preparedness of athletes-jumpers.

Ogandzhanov Aleksandr Leonovich, doctor of pedagogic, professor, [email protected], Russia, Moscow, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport; Moscow City Pedagogical University,

Lomov Alexey Alekseevich, postgraduate student, [email protected], Russia, Moscow, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport; Moscow City Pedagogical University

УДК 796.015:612

ИЗМЕНЕНИЯ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД СЕССИИ

Т.В. Попова, О.Г. Коурова, Г.И. Максутова

Изучены показатели нейродинамики у студентов, не занимающихся активно спортом, и спортсменов различной специализации и квалификации. Проведено компьютерное тестирование показателей нейродинамики у всех испытуемых в межсессионный период и во время экзаменационной сессии. Показано, что при более высоких нейродинамических свойствах спортсменов в период сессии у них отмечалось их улучшение. Сделан вывод, что готовность к мобилизации ресурсов играет ведущую роль не только при занятиях спортом, но и при умственном напряжении.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, нейродинамические показатели, экзаменационная сессия, стресс.

Стресс и умственную нагрузку часто отождествляют. Существует мнение, что высокая нагрузка приводит к стрессовым реакциям, а стресс рассматривается как компонент рабочей нагрузки [2, 11]. Стресс и умственная работа отражают процесс взаимосвязи между требованиями среды и наличием ресурсов для удовлетворения этих требований. Эмоциональное напряжение при этом расценивается как сигнальный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.