ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013..42+37.034 ББК Ч420.051+Ч466.08
ГСНТИ 14.27.01; 14.07.05
Код ВАК 13.00.02
Алдакушева Евгения Сергеевна,
социальный педагог, муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 60» г. Челябинска; аспирант, Челябинский государственный педагогический университет; 454010, г. Челябинск, ул. Дзержинского, 94; e-mail: [email protected].
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ У ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание; нравственные ориентиры; нравственное воспитание; социализация; дети с девиантным поведением; эксперимент.
АН НОТАЦ ИЯ. Характеризуется проведение опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением, включение в эту работу педагогов и обучающихся. Цели и задачи опытно-поисковой работы ориентируют на корректировку содержания воспитательной работы.
Aldakusheva Evgenia Sergeevna,
Social Educator, Municipal Budget Special (Correctional) Educational Institution for Students and Pupils with Disabilities (Correctional) “Type VIII Comprehensive School number 60” (Chelyabinsk), Post-graduate Student, Chelyabinsk State Pedagogical University.
METHODOLOGY OF EVALUATION OF MORAL STANDARDS OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR
KEY WORDS: education; moral orientations; moral education; socialization; children with deviant behavior; experiment.
ABSTRACT. The article presents the features of the experimental work on the formation of moral orientations for children with deviant behavior, inclusion of teachers and children in this work. Goals and objectives of the experiment are focused on correction of the content of educational work.
П
роблема данного исследования чрезвычайно актуальна. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей воспитания, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования, сформированные как в дореволюционный, так и в советский и современный периоды его развития.
В целях формирования нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением младшего подросткового возраста и решения задач педагогического эксперимента мы использовали следующие методы исследования: экспертные оценки, самооценку, тестирование, беседы, ранжирование, наблюдение, моделирование, анализ результатов знаний о нравственных понятиях, методы математической и компьютерной обработки результатов, методы обобщения полученных эмпирическим путем данных и др. Такое комплексное использование методов обеспечило возможность целостного определения уровня сформированности нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением на
всех этапах педагогического эксперимента. Все этапы эксперимента в ходе нашего исследования были взаимосвязаны и подчинены основной цели, но каждый характеризовался своими задачами, методами, средствами их достижения и результатами [1; 2; 3].
В ходе разработки программы диагностики с опорой на принцип адекватности (соответствия полученной информации объекту измерения) в качестве обобщенного критерия сформированности нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением целесообразно принять проявление более высокого уровня нравственного поведения в повседневной жизни и деятельности детей младшего подросткового возраста. Этот уровень, в свою очередь, можно определить через внешние и внутренние критерии.
Внутренние критерии включают в себя мотивационно-целевой, который проявляется в просоциальной мотивации нравственного поведения ребенка, и эмоционально-оценочный, проявляющийся в личностной значимости нравственного поведения. Данные критерии позволяют определить уровень сформированности нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением [3].
© Алдакушева Е. С., 2014
Внешние критерии могут быть обозначены как организационно-поведенческий и деятельностно-практический, проявляющиеся в деятельности детей на основе моральных общественных норм. Такие критерии позволяют определить уровень развития нравственных ценностей, нравственных ориентиров личности (выраженность содержательных характеристик нравственного поведения), создания отношений с окружающим миром на основе нравственных ценностей и норм общества [Там же].
Выделенные критерии отражают абстрактный (теоретический) уровень описания объекта измерения - уровня сформирован-ности нравственных ценностей, нравственных качеств личности ребенка младшего подросткового возраста. Тем не менее результаты, которые мы хотим получить в ходе эксперимента, носят конкретный характер. Переход от абстрактного уровня к конкретным наблюдениям осуществляется с помощью эмпирических индикаторов, которые обеспечивают операционализацию теоретических понятий [Там же].
На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы и эмпирических данных, полученных нами на констатирующем этапе педагогического эксперимента, были выделены следующие критерии и показатели, отражающие компоненты модели формирования нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением.
Мотивационно-целевой критерий определяется направленностью личности. В зависимости от того, какие мотивы, потребности, ценности подросток принимает для себя в качестве личностно значимых, сформированность нравственных ориентиров, создание отношений с окружающим миром на основе нравственных ценностей и норм и правил общества приобретает позитивный или негативный характер (просо-циальный или антисоциальный).
Данный критерий также характеризуется осознанностью нравственного поведения, носящего просоциальный характер и направленного на преобразование микро- и макросоциума. Этот критерий оценивался по следующим показателям: сформирован-ность знаний о нравственных ценностях и моральных нормах, нравственных понятиях, сформированность мотива нравственной деятельности на основе знаний о правилах и нормах общественной жизни, сформиро-ванность нравственных качеств личности.
Сформированность личных мотивов для нравственного поведения оценивалась с помощью методики «Я хочу...», методики выявления мотивации к успеху Дж. Роттера и Т. Элерса [1].
Уровень сформированности нравственных представлений учащихся оценивался методикой «Оценка сформированности нравственных представлений» [2].
Сформированность ценностных ориентаций у детей оценивалась по методике М. Рокича, модифицированной Е. Хмелевым [1], которая позволила определить уровень сформированности нравственных ориентиров у подростков, выделить группу детей со средним и низким уровнем сформи-рованности данных параметров, а также определить объем и содержание воспитательной работы. Объем и содержание воспитательной работы определяется с учетом списка приоритетных ценностей, выбранных испытуемыми.
Эмоционально-оценочный критерий
отражает субъективную оценку подростком собственного поведения, личностных ощущений, переживаний и складывающихся отношений. Данный критерий оценивался с помощью следующих показателей: способности к сопереживанию, стремления к нравственному поведению.
Для выявления уровня эмпатийных тенденций была использована методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» [Там же].
Организационно-поведенческий критерий отражает способность ребенка к нравственному поведению, соответствующему нормам и правилам общественной жизни. Данный критерий оценивался по таким показателям, как уровень воспитанности, поведение детей в разных формах общения.
В целях выявления нравственной воспитанности был применен тест Н. Е. Щур-ковой «Размышляем о жизненном опыте» [Там же].
Методика К. Томаса [Там же] была применена в целях выявления характерных для людей форм поведения в конфликтных ситуациях. С помощью этой методики можно выявить учащихся, склонных к соперничеству или сотрудничеству, стремящихся к компромиссам, избегающих конфликтов или старающихся обострить их, а также выявить сформированность тех или иных качеств характера, проявляющихся в конфликтных ситуациях.
Деятельностно-практический критерий определяет степень сформированности нравственных ориентиров, уровень сформиро-ванности нравственного поведения, соответствующего нормам и правилам общества. Данный критерий оценивался по такому показателю, как стремление к деятельности на основе нравственных ценностей.
Стремление к нравственному поведению определялось с помощью экспертной
оценки воспитанности учащихся («Экспертная оценка воспитанности» [3]).
Результативность как продуктивность деятельности оценивалась с помощью метода экспертных оценок. Для выявления результата деятельности в рамках проявления сформированных нравственных ориентиров у детей мы проводили мониторинг воспитанности за время участия в эксперименте [2].
Данный метод основывается на едином алгоритме проведения мониторинга группой экспертов. В группу экспертов входят, как правило, специалисты, способные дать квалифицированное заключение, основанное на знаниях о поведенческих проявлениях детей в разных формах общения, в различных ситуациях (в урочной и вне-
урочной деятельности). В данном случае мониторинг воспитанности осуществляется классными руководителями с привлечением учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, специалистов службы сопровождения.
Для оценивания уровня воспитанности мы использовали механизм мониторинга воспитанности с определенными критериями, показателями воспитанности и уровнями, выявленными на основе анализа педагогической методической литературы соответствующей тематики (см. табл. 1). В конце учебного года подводятся итоги и делаются выводы по мониторингу воспитания. Оценка уровней происходит на основе критериев, представленных в таблице 2.
Таблица 1. Мониторинг воспитания (бланк)
Показатель воспитанности Уровень Учебный год 201 -201
Ф. И. учащегося
Иванов И. Петров П. Сидоров С. Федоров Ф. Фролов Ф.
Нравственные знания, убеждения, поступки в/с
ср
н/с
Восприимчивость к воспитательным воздействиям в/с
ср
н/с
Дисциплинированность в/с
ср
н/с
Выполнение гигиенических требований в/с
ср
н/с
Отношение к учению в/с
ср
н/с
Отношение к труду в/с
ср
н/с
Отношение к дежурству в/с
ср
н/с
Участие в коллективных делах в/с
ср
н/с
Таблица 2. Критерии оценки по мониторингу
Выше среднего уровня Средний уровень Ниже среднего уровня
Нравственные знания, убеждения, поступки
Учащийся соблюдает нормы общественного поведения. Отрицательно относится к нарушителям общественного порядка. Способен оценить свои действия и действия своих сверстников. Знает нормы поведения учащихся, поступает в соответствии с ними Не всегда соблюдает нормы общественного порядка. Знает нормы поведения учащихся, но не всегда поступает правильно Не признает норм общественного порядка. Не знает норм поведения учащихся, поступает плохо
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 5 97
Окончание таблицы 2
Выше среднего уровня Средний уровень Ниже среднего уровня
Восприимчивость к воспитательным воздействиям
Учащийся соблюдает нормы общественного поведения. Отрицательно относится к нарушителям общественного порядка. Способен оценить свои действия и действия своих сверстников. Знает нормы поведения учащихся, поступает в соответствии с ними Не всегда соблюдает нормы общественного порядка. Знает нормы поведения учащихся, но не всегда поступает правильно. Не признает норм общественного порядка. Не знает норм поведения учащихся, поступает плохо.
Дисциплинированность
Учащийся дисциплинирован, ведет себя примерно, соблюдает правила поведения в школе, в общественных местах. Побуждает к хорошему поведению других. Объективно оценивает себя Дисциплинирован, ведет себя примерно, соблюдает правила поведения в школе, в общественных местах. Не побуждает к хорошему поведению других. Объективно оценить себя не может Соблюдает правила поведения при систематическом контроле. Не всегда дисциплинирован. Объективно оценить себя не может. Или нарушает дисциплину, даже при наличии контроля со стороны взрослых и сверстников. Мало реагирует на внешнее воздействие
Выполнение гигиенических требований
Учащийся всегда следит за своим внешним видом. Выполняет все требования санитарно-гигиенических норм в школе Не всегда следит за своим внешним видом. Не всегда выполняет требования санитарно-гигиенических норм в школе. На замечания учителя реагирует положительно Не следит за своим внешним видом. Не выполняет требования санитарно-гигиенических норм в школе. На замечания учителя не реагирует
Отношение к учению
Учащийся относится к учебе добросовестно. Выполняет требования учителей. Интересуется познавательными передачами. Читает дополнительную литературу Не всегда относится к учебе добросовестно. Читает литературу в пределах школьной программы, но бессистемно Учится по принуждению. Пропускает уроки. С большим трудом усваивает школьную программу. Не читает. Ничем не интересуется
Отношение к труду
Учащийся принимает активное участие во всех трудовых делах класса, школы. Проявляет инициативу, активность, выполняет большой объем работы. Все требования учителей выполняет Принимает участие в трудовых делах, но без особого усердия. Инициативы не проявляет. Самостоятельно выполнить поручение не может Уклоняется от участия в трудовых делах. Иногда выполняет работу, но по принуждению. Или не принимает участия в трудовых делах
Отношение к дежурству
Учащийся дежурит в классе, в школе без напоминаний. Проявляет инициативу. Контролирует других Выполняет обязанности дежурного при наличии контроля со стороны учителя или сверстников Выполняет обязанности дежурного по принуждению. Иногда не выполняет обязанности
Участие в КТД
Проявляет инициативу, предлагает свою помощь, активно участвует во всех делах класса и школы Участвует в коллективных делах по просьбе учителя, сам инициативу не проявляет Учащийся уклоняется от участия в коллективных делах. Иногда участвует, но по принуждению
На втором этапе разработки программы диагностики уровня сформиро-ванности нравственных ориентиров мы осуществляли поиск измерителей выделенных в качественном анализе критериев и показателей. Уровневый подход позволяет рассматривать любой процесс развития личности как переход от одного
уровня к другому, более сложному и качественно отличному. Мы ввели следующие количественные показатели: 3 балла - высокий (творческий) уровень; 2 балла - средний (репродуктивный) уровень, 1 балл - низкий (пассивный) уровень. Как присваиваются баллы, показано в таблице 3.
Таблица 3. Механизм оценки уровня сформированности нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением
Показатели Методы диагностики Уровни и баллы
высокий средний низкий
Мотивационно-целевой критерий
Сформированность личных мотивов нравственного поведения Выявление иерархии потребностей «Я хочу», мотивации к успеху Дж. Роттер, Т. Элерс 3 2 1
Сформированность нравственных представлений Выявление степени знаний и представлений в нравственных категориях и понятиях, модифицированный вариант методики «Оценка социализо-ванности» С. Г. Молчанова 3 2 1
Сформированность ценностных ориентаций Выявление сформированности нравственных ориентиров (М. Рокич, Е. Хмелев) 3 2 1
Эмоционально-оценочный критерий
Стремление к нравственному поведению Выявление уровня сформированности нравственного поведения - методика «Как поступить: моральные дилеммы» (ЧИППКРО) 3 2 1
Уровень эмпатийных тенденций «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов) 3 2 1
Организационно-поведенческий критерий
Уровень нравственной воспитанности «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова) 3 2 1
Нравственное поведение в конфликтных ситуациях Выявление форм поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас) 3 2 1
Деятельностно-практический критерий
Воспитанность «Экспертная оценка воспитанности» (мониторинг классного руководителя) 3 2 1
Таблица 4.
Техника определения уровней сформированности нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением
Уровень Высокий (творческий) Средний (репродуктивный) Низкий (пассивный)
Баллы 16-24 8-16 0-8
Таблица 5. Сводная таблица оценки уровня сформированности нравственных ориентиров
№ п/п Фамилия, имя подростка Баллы по показателям Сумма баллов Уровень сформированности нравственных ориентиров
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Иванов И. 1 1 2 1 1 2 1 1 9 Средний
2 Петров П. 1 1 1 1 1 1 0 1 7 Низкий
Обобщенный результат определялся следующим образом. Суммарный балл по-показателям меняется в пределах от о до 24. В таблице 4 представлена техника определения уровней сформированности нравственных ориентиров. Индивидуальные баллы, полученные в результате диагностики, мы заносили в сводную таблицу.
Предложенная диагностическая программа оценки уровня сформированности нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением апробировалась нами в
ходе констатирующего эксперимента и использовалась в формирующем эксперименте более глобального исследования.
Таким образом, мы определили методику оценивания сформированности нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением младшего подросткового возраста, этапы опытно-экспериментальной работы. Мы выделили применительно к детям с девиантным поведением критерии и показатели сформированности нравственных ориентиров и методы их диагностики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдакушева Е. С. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ориентиров у детей с девиантным поведением // В мире научных открытий. Красноярск : науч.-инновационный центр. 2013. № 11.4 (47). С. 11-19.
2. Молчанов С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для классного руководителя. Челябинск : Челябин. гуманитарий, 2010. С. 12-34.
3. Соколова Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании : моногр. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. С. 35-165.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. А. Соколова.