DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-16 УДК 376.58
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
Алдакушева Е.С.
В российской науке и образовательной политике все отчетливее признается особая роль проблем воспитания детей, особенно детей «группы риска». Главной задачей воспитания детей «группы риска» является предупреждение девиантного поведения. Роль нравственного воспитания детей в предупреждении девиантного поведения велика, поскольку это способствует профилактике преступлений, безнадзорности и правонарушений, профилактике употребления психоактивных веществ; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность); позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Цель: выделить педагогические условия эффективной реализации модели формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением.
Метод или методология проведения работы: моделирование, метод системного подхода.
Результаты: выделены педагогические условия эффективной реализации модели формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением.
Область применения результатов: воспитание детей с девиантным поведением.
Ключевые слова: нравственное воспитание, педагогические условия, воспитание детей с девиантным поведением.
PEDAGOGIC CONDITIONS FOR IMPLEMENTATION
OF THE MODEL OF FORMATION OF MORAL ORIENTATION IN CHILDREN YOUNGER WITH DEVIANT BEHAVIOR
Aldakusheva E.S.
In the Russian science and education policy are becoming increasingly recognizes the special role of the problems education of children, especially children "at risk." The main task of raising children "at risk" is the prevention of deviant behavior. The role of moral education of children in the prevention of deviant behavior is great because it helps prevent crime, neglect and delinquency, substance abuse prevention, enables to form the spiritual world (value orientation) and the moral qualities of the child, allowing it to blend into society reveals the creative potential by expanding opportunities for career choice; forms diligence in work, promotes professional guidance, helping to reduce the number of unemployed, has a hard work (voluntary attitude toward work and honesty), reduces the number of dysfunctional families; solves the problem of social infantilism.
Purpose: pick out pedagogic conditions implementation of model of formation of moral orientation children younger with deviant behavior.
Methodology: simulation, system approach.
Results: identified pedagogic conditions implementation of model of formation of moral orientation children younger with deviant behavior.
Practical implications: education of children with behavioral problems.
Keywords: moral education, pedagogical conditions, education of children with behavioral problems.
Нравственное воспитание подростков с отклоняющимся поведением в школьной среде как система и деятельность, функционирует и развивается при соблюдении определенных условий. «Под условием мы понимаем отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, в которой предмет возникает, существует и развивается» [5, с.82]. Содержание термина «педагогические условия» представлено совокупностью мер, направленных на повышение эффективности педагогических процессов и явлений, в том числе и модели формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением. Выявление комплекса педагогических условий осуществляется исходя из анализа и оценки влияния отдельных аспектов, компонентов, свойств объекта (нравственные качества подростка) на эффективность его функционирования и развития [11, с.15]. Мы говорим о комплексе условий, поскольку они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Исходя из содержания модели формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением, мы выделили комплекс педагогических условий эффективности формирования нравственных качеств: 1) социальное партнерство общеобразовательной школы и церкви; 2) социально-педагогическое взаимодействие с семьей в повышении ее воспитательного потенциала; 3) формирование профессиональной компетентности и готовности педагогов к формированию нравственных
ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением.
Первым условием выступает социальное партнерство общеобразовательной школы и церкви.
Социально партнерство, согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования [13].
Социальное партнерство общеобразовательной школы и церкви - это тип совместной деятельности между общеобразовательной школой и церковью, предполагающее соединение духовно-образовательных ресурсов, преодоления разрыва нравственности и православной культуры [9, с.32].
Русская Православная церковь не ограничивается религиозной деятельностью, она все больше заявляет об особом статусе государства - быть интегрирующей все происходящие в обществе процессы силой, предлагая свои идеологические разработки, а также и формы взаимоотношений: сотрудничество, «соработничество», диалог, терпимость, ненасилие [2, с.8].
Социальное партнерство двух институтов - школы и церкви позволяет: 1) показать подросткам особенности православной культуры с более компетентной стороны, чем это может сделать любой другой институт; 2) раскрыть смысл и содержательную программу православной культуры в их устремлениях за духовное возрождение данной культуры; 3) перевести мировоззренческие принципы православной культуры в конкретные правила и приемы светской педагогики; 4) показать новый образ учительства православной культуры, способствующий формированию органической целостности духовного и светского образования.
Углубление концепции церкви как социально-духовного института, способствует раскрытию огромного потенциала, которым обладает церковь как фактор нравственного воспитания. Систематизирующие качества модели формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового
возраста с отклоняющимся поведением ориентированы практически и позволяют внести нравственное начало в общественную и личную жизнь. Благодаря этому началу преобразуются культурные процессы. Православная культура все больше одухотворяется и приобретает качества исторически непреходящего содержания. Таким образом, создаются реальные предпосылки для реального преодоления разрыва между нравственностью и культурой. На базе модели формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением возможно изучение методики и методологии школьного воспитания, преобразования его на началах нравственности.
Таким образом, выявив образовательный статус церкви как духовно-социального института, выяснив ее образовательные и воспитательные возможности, которые содержатся в ее практическом духовном опыте и в православном познании, социальное партнерство общеобразовательной школы и церкви будет эффективным, нравственное воспитание детей - качественным.
Вторым условием является социально-педагогическое взаимодействие с семьей в повышении ее воспитательного потенциала.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия [1, с.43].
Современная семья зачастую не выполняет своих непосредственных воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. Определенный процент родителей устраняется от воспитания,
Социально-педагогическое взаимодействие с семьей в повышении ее воспитательного потенциала рассматривается как индивидуальный подход, который позволяет рассматривать социально-педагогический процесс с целью решения социально-педагогических проблем у ребенка, он направлен на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии [3, с.54].
Под воспитательным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно.
Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:
1. Возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;
2. Уровень педагогической культуры родителей;
3. Характер взаимоотношений в семье;
4. Способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам.
Оценивая воспитательные возможности семьи целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с семьями и их воспитанниками, анкетирование и тестирование детей и их родителей, а также рисунок семьи глазами ребенка, методика "Незаконченные предложения" о семье, которые предлагается продолжить родителям и детям по очереди [4, с. 33].
В соответствии с результатами проведенной работы можно определить следующие уровни воспитательного потенциала семьи [7, с. 38]:
1. Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг.
2. Средний уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда.
3. Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов.
Как видно из нашего исследования, уровень воспитательного потенциала семьи является критерием успешного нравственного воспитания детей.
Таким образом, повышение воспитательного потенциала семьи способствует: уменьшению количества семей, относящихся к различным категориям неблагополучия; повышению компетентности или педагогической состоятельности родителей по вопросам нравственного воспитания детей; отсутствие ситуаций самоустранения родителей от воспитания детей и переложения родительских обязанностей с семьи на школу; повышенный уровень правовой культуры родителей; сформированность семейных ценностей; высокий воспитательный потенциал семьи; постоянный родительский контроль и надзор за детьми; «прививка» от негативного влияния современного социума на семью. Комплексное воздействие на проблемы семьи может способствовать их решению или смягчению [6, с.41].
Третьим педагогическим условием реализации модели является развитие профессиональной компетентности и методической готовности педагогов к процессу формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением.
Методическое сопровождение является элементом организационно-управленческого компонента системы, который предполагает выявление профессиональных приоритетов педагогов, оказание помощи педагогам в разработке и реализации образовательных программ, систему повышения квалификации педагогов, обеспечение принципа научности в деятельности педагогов дополнительного образования [8, с.98].
Профессиональная компетентность педагога - это профессионально-личностная характеристика, определяемая готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами [10, с.9].
Основными методами осуществления методического сопровождения деятельности педагогов, осуществляющих нравственное воспитание, можно обозначить следующие: моделирование, лекции, тренинги, деловые и ролевые игры, индивидуальное и групповое консультирование. Организационно-педагогическими формами будут целесообразны творческие лаборатории, стажерские площадки, методические объединения, групповые занятия [12, с.63].
Профессионально-педагогическая компетентность педагога,
осуществляющего нравственное воспитание, реализующего модель формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением, определяется следующими составляющими: профессиональная компетентность в области педагогики -знание закономерностей педагогики, содержания предметных областей социального знания и т.д.; психологическая компетентность - знание возрастных и индивидуальных особенностей развития личности подростка; методическая компетентность - умение разрабатывать образовательные программы, умение определять эффективные формы и способы организации воспитательного процесса, умение планировать и прогнозировать; социально-личностная компетентность - знание педагогом своего личностного потенциала и умение реализовывать его в социально-значимой деятельности [10, с. 67].
Результат изучения аспектов профессиональной компетентности педагога, реализующего модель формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением, позволяет нам сделать вывод, что процессом развития профессионального потенциала педагогов можно и нужно управлять. Это является важным условием повышения эффективности и качества педагогической деятельности.
Подводя итоги рассмотрению педагогических условий реализации модели формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением остановимся на наиболее существенных
моментах. Первым педагогическим условием эффективной реализации модели является социальное партнерство общеобразовательной школы и церкви, который заключается в использовании воспитательных и образовательных возможностей церкви в изучении православной культуры. Второе педагогическое условие - социально-педагогическое взаимодействие с семьей в повышении ее воспитательного потенциала ориентировано на формирование нравственных ценностей в семье. Третье педагогическое условие -формирование профессиональной компетентности и методической готовности педагогов к нравственному воспитанию детей младшего подросткового возраста из неблагополучных семей посредством изучения православной культуры, которое строится на основе создания условий, способствующих формированию и развитию профессиональной психолого-педагогической компетенции педагогических работников и повышению эффективности их профессиональной деятельности. Эти условия реализуется посредством апробации и внедрения представленной в данном исследовании модели формирования нравственных ориентиров у детей младшего подросткового возраста с отклоняющимся поведением в педагогическую деятельность муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида №60 г.Челябинска.
Список литературы
1. Александрова Е. Открыть школу родителям и для родителей // Народное образование. 2008. №5. С. 219-224.
2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Учебно-методическое пособие для учителя: 1 (2) класс. М.: Православная педагогика, 2003.
3. Бочарова В. Что означает работа с семьей: как ее спланировать, в чем ее содержание // Социальная педагогика в России. 2009. № 5. С.67-75.
4. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н.Седова. // Социс. 2006. № 11. С. 61-73.
5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования . М.: Издательство "Академия", 2005. 208 с. (Серия: Высшее профессиональное образование).
6. Кожурова О. Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты // Народное образование. 2009. №6. С. 225228.
7. Крячко А. Семейный клуб родительского опыта «Рождество»: стратегия формирования культуры семьи // Социальная педагогика в России. 2009. № 3. С.47-56.
8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евроазия, 2001.
9. Попкова Т.Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Часть 1. Источник духовности. ПГУ; ПКИПКРО. Пермь, 2010. 190 с.
10. Рожков И.В. Теоретические основы воспитательного процесса: учеб.пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. 117 с.
11. Соболев B.C., Степанов А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2(30). C. 102-110.
12. Соколова Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006.
13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://www.referent.ru/1/199310
References
1. Aleksandrova E. Aleksandrova E. Otkryt' shkolu roditelyam i dlya roditeley [Open to parents and the school for parents]. Narodnoe obrazovanie [Education], no. 5 (2008): 219-224.
2. Borodin A. Osnovy pravoslavnoy kul'tury: Mir vokrug i vnutri nas: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchitelya: 1 (2) klass [Fundamentals of Orthodox Culture: The world around us and inside us: Training Manual for Teachers: 1 (2) class]. Moscow: Orthodox education, 2003.
3. Bocharova V. Chto oznachaet rabota s sem'ey: kak ee splanirovat', v chem ee soderzhanie [What does work with the family: how to plan, what is the content]. Sotsial'nayapedagogika v Rossii [Social pedagogy in Russia], no. 5 (2009): 67-75.
4. Varlamova S.N., Noskova A.V., Sedova N.N. Sem'ya i deti v zhiznennykh ustanovkakh rossiyan [Family and Children in attitudes of Russians]. Sotsis, no. 11 (2006): 61-73.
5. Zagvyazinskiy V.I., Atakhanov R. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psycho-pedagogical research]. Moscow: Publishing House of the "Academy", 2005. 208 p. (Series: Higher Vocational Education).
6. Kozhurova O. Sotsial'noe partnerstvo shkoly i sem'i v sfere vospitaniya: rezul'taty i effekty [Social partnership schools and families in the area of education: the results and effects]. Narodnoe obrazovanie [Education], no. 6 (2009): 225-228.
7. Kryachko A. Semeynyy klub roditel'skogo opyta «Rozhdestvo»: strategiya formirovaniya kul'tury sem'i [Family club parental experience "Christmas": A Strategy for building a culture of family]. Sotsial'naya pedagogika v Rossii [Social pedagogy in Russia], no. 3 (2009): 47-56.
8. Maslou A.G. Motivatsiya i lichnost [Motivation and Personality]. St. Petersburg.: Euroasia, 2001.
9. Popkova T.D. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie detey doshkol'nogo vozrasta. Chast' 1. Istochnik dukhovnosti [Spiritual and moral education of children
of preschool age. Part 1. The source of spirituality]. PSU; PKIPKRO. Perm, 2010. 190 p.
10. Rozhkov I.V. Teoreticheskie osnovy vospitatel'nogo protsessa [Theoretical basis of the educational process]. Yaroslavl: YAGPU Publishing House, 1999. 117 p.
11. Sobolev B.C., Stepanov A. Kontseptsiya, model' i kriterii effektivnosti vnutrivuzovskoy sistemy upravleniya kachestvom vysshego professional'nogo obrazovaniya [The concept, model and performance criteria vnutrivuzovskoy quality management system of higher education]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], no. 2 (2004): 102-110.
12. Sokolova N. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sotsial'no-pedagogicheskoy podderzhki rebenka v dopolnitel'nom obrazovanii [Theoretical and methodological bases of social and educational support to children in education]: monograph. Chelyabinsk: Izd Chelyabinsk. State. ped. University Press, 2006.
13. http ://www.referent.ru/1/199310
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Алдакушева Евгения Сергеевна, аспирант факультета социальной работы, педагогики и психологии, социальный педагог
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа VIII вида №60 г. Челябинска
ул. Дзержинского, 94, г. Челябинск, Челябинская обл., 454010, Россия aldakusheva@bk. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Aldakusheva Evgenia Sergeevna, graduate student faculty of social work, education and psychology, social worker
The municipal budget special (correctional) educational facilities for pupils, students with limited health abilities school type VIII number 60 in Chelyabinsk 94, Dzerzhinsky Str., Chelyabinsk, Chelyabinsk Region, 454010, Russia aldakusheva@bk. ru
Рецензент:
Соколова Надежда Анатольевна, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, Челябинский государственный педагогический университет