Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ'

МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
289
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / МЕТОДИКИ ТЕСТИРОВАНИЯ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дегтярев Александр Владимирович, Миргалимов Фаиль Фарасатович

В статье, на основе системного подхода, раскрыты теоретические подходы и практические методики отбора юных спортсменов в хоккее с шайбой. Цель исследования: обосновать методики отбора юных хоккеистов на этапе начальной подготовки. В исследовании приняли участие 10 юных хоккеистов. Представлены данные по актуализируемым методикам: общей физического подготовки, игровые тесты, тест Торренса. Применение рейтинга позволяет выявить сильные и слабые стороны начинающих хоккеистов, контролировать адаптационные процессы, а элементы игры способствуют формированию лидерских качеств. Резюмируя представленные данные, считаем обратить внимание тренеров-практиков к важности применения системного подхода для выявления одаренных и перспективных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дегтярев Александр Владимирович, Миргалимов Фаиль Фарасатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF SELECTION OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION

Theoretical approaches and practical methods of selecting young athletes in ice hockey reveals in the article and based on a systematic approach. The purpose of the study: to prove the methods of choosing young hockey players at the stage of primary training. 10 young hockey players took part in the study. Data are presented on methods: general physical training, game tests, Torrance test. Using the rating allows you to identify the strengths and weaknesses of novice hockey players, control adaptation processes, and the elements of the game contribute to the formation of leadership qualities. Summarizing the presented data, we consider drawing the attention of practicing coaches to the importance of using a systematic approach to identify gifted and promising athletes.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796.966

МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ПОДГОТОВКИ

Александр Владимирович Дегтярев, доцент, Фаиль Фарасатович Миргалимов, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье, на основе системного подхода, раскрыты теоретические подходы и практические методики отбора юных спортсменов в хоккее с шайбой. Цель исследования: обосновать методики отбора юных хоккеистов на этапе начальной подготовки. В исследовании приняли участие 10 юных хоккеистов. Представлены данные по актуализируемым методикам: общей физического подготовки, игровые тесты, тест Торренса. Применение рейтинга позволяет выявить сильные и слабые стороны начинающих хоккеистов, контролировать адаптационные процессы, а элементы игры способствуют формированию лидерских качеств. Резюмируя представленные данные, считаем обратить внимание тренеров-практиков к важности применения системного подхода для выявления одаренных и перспективных спортсменов.

Ключевые слова: юные хоккеисты, методики тестирования в группах начальной подготовки, результаты тестирования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p122-125

METHOD OF SELECTION OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AT THE INITIAL

STAGE OF PREPARATION

Aleksandr Vladimirovich Degtyarev, the docent, Fail Farasatovich Mirgalimov, the docent, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

Theoretical approaches and practical methods of selecting young athletes in ice hockey reveals in the article and based on a systematic approach. The purpose of the study: to prove the methods of choosing young hockey players at the stage of primary training. 10 young hockey players took part in the study. Data are presented on methods: general physical training, game tests, Torrance test. Using the rating allows you to identify the strengths and weaknesses of novice hockey players, control adaptation processes, and the elements of the game contribute to the formation of leadership qualities. Summarizing the presented data, we consider drawing the attention of practicing coaches to the importance of using a systematic approach to identify gifted and promising athletes.

Keywords: young hockey players, testing methods in groups of initial training, test results.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивный отбор, в контексте выбора методик, на современном этапе является дискуссионным. Отбор одаренных и перспективных юных хоккеистов опирается на научные подходы, однако в тренерской практике доминирует не системный подход. а оценка отдельных физических качеств.

В настоящее время в спорт приходят дети с 4-6 лет, поэтому вопрос о виде спорта и последующей успешной карьеры напрямую связаны [3]. В некоторых тренерских кругах отвергается тестирование, во избежание психологической травмы, ожидания развития физических качеств в сенситивные периоды. Встречается и противоположная точка зрения. Тренеры-новаторы предлагают использовать методики отбора из разных видов спорта и внедрить их в хоккей. Для этого необходимо не только обладать знаниями по психофизиологии и спортивной медицины, но и постоянно их совершенствовать.

Цель исследования: обосновать методики отбора юных хоккеистов на этапе начальной подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дизайн исследования определен алгоритмом выявления одаренных юных спортсменов (хоккеистов) на основе физических, эмоционально-когнитивных качеств.

Ниже представлен пример качеств, позволяющий найти более одаренных игроков.

1. Физические качества:

- умение ориентироваться в пространстве;

- способность выдерживать игровой режим;

- наличие гибкости и ловкости для совершения нестандартных движений;

- обладать реакций на движущийся объект и координацию рук и ног.

2. Эмоционально-когнитивные качества:

- проявление лидерских качеств и умение быть вдохновителем результата игры;

- быстрое принятие решения на основе анализа игровой ситуации на площадке.

3. Специальные умения (катание на коньках):

- держать баланс на коньках и быстрое маневрирование;

- проявление взрывной скорости;

- индивидуальный игровой стиль, на основе нейромышечных свойств юного спортсменом.

4. Выбор позиции:

- интуитивно выбирать позицию для качественного броска;

- контролировать игру и соперников, и своей команды.

Рекомендуемые методы отбора юных хоккеистов в хоккее с шайбой

- простейшие тесты ОФП и последующее ранжирование для выявление сильнейшей десятки;

- морфофункциональные и специальные (вид деятельности) данные о родителях. Предпочтение нужно отдавать юным спортсменам, родители, которых либо в прошлом были спортсменами, либо в настоящем заняты физическим трудом;

- когнитивные методики, для оценки уровня интеллекта (тест Торренса);

- дисциплина;

- выбор игрового амплуа на первоначальном этапе нецелесообразно. Для лучшего восприятия «чувства игры» начинающему спортсмену до 12 лет рекомендуется играть нападающим, защитником и вратарем. Дело здесь в том, что очень перспективный и мотивированный юный спортсмен устает психологически в игровых видах спорта от постоянного игрового амплуа, кроме этого смена деятельности - это активный отдых, способствующий быстрому восстановлению не только физической, но и когнитивной работоспособности;

- лидерские качества необходимо воспитывать, искусственно создавая психологические ситуации. Формирование лидерских качеств требует тщательного подхода, системной работы с созданием имитацией стресс-фактора.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках изучения проблемы отбора юных хоккеистов на этапе начальной подготовки оценивались физические, психологические и когнитивные качества юных спортсменов [1, 2]. В исследовании приняли участие 10 юных хоккеистов. Применялось ранжирование на основе анализа результата выполненного теста или методики. Полученные результаты отражены в таблицах 1-4.

Таблица 1 - Результаты тестов общей физического подготовки (абс.)_

Шифр игрока Бег 30 м/с Челнок 3х10 м/с Отжимание (кол-во за 1 мин) Пресс (кол-во за 30 сек) Прыжок с места см Сумма балов Итог. место

Р М Р М Р М Р М Р М

1 6,3 3 9,6 4-6 14 8 29 4-5 147 2 22,5 3-4

2 5,9 1 9,5 3 16 7 31 2 148 1 14 1

Шифр игрока Бег 30 м/с Челнок 3х10 м/с Отжимание (кол-во за 1 мин) Пресс (кол-во за 30 сек) Прыжок с места см Сумма балов Итог. место

Р М Р М Р М Р М Р М

3 6,5 7 10,3 10 20 5 29 4-5 133 5 31,5 6

4 6,4 4-6 10,1 8-9 13 9 24 8 123 8 38,5 9

5 6,0 2 9,4 2 23 2 28 6 143 3-4 15,5 2

6 6,4 4-6 9,6 4-6 22 3-4 25 7 143 3-4 24 5

7 6,4 4-6 10,3 9-10 34 1 32 1 132 6 22,5 3-4

8 6,6 8 10,0 7 22 3-4 16 10 122 9 37,5 8

9 6,7 9 9,6 4-6 17 6 30 3 117 10 33 7

10 7,2 10 10,1 8-9 6 10 20 9 129 7 44,5 10

Примечание: Р - результат, М - место.

Тесты, применяемые для оценки общей физической подготовки, позволяют выявить сильные физические качества юных хоккеистов, на основе этого можно планировать амплуа.

Таблица 2 - Результаты игровых тестов (абс.)

Шифр игрока Из круга вышибалы (с) Защитник крепости (с) Заяц и волки (с) Лучший вратарь в хоккее(про-пущено из 10 бросков) Лучши бардир (забиты уда й бом-хоккее х из 10 зов) Сумма баллов Итог. место

Р М Р М Р М Р М Р М

1 15,9 2 14,5 1 16,7 3 2 1 3 1-3 9 1

2 11,5 9 10,4 9 17,4 2 3 2-3 3 1-3 24,5 3

3 16,1 1 14,2 4 13,7 5 5 6-8 4 4-7 22,5 2

4 13,4 7 12,6 7 18,5 1 3 2-3 5 8-9 26 5

5 12,2 8 14,4 3 10,8 10 4 4-5 4 4-7 31 7

6 15,3 3 13,9 5 11,3 8 5 6-8 3 1-3 25 4

7 14,4 5 12,5 8 12,1 7 6 9-10 4 4-7 35 9

8 13,7 6 12,8 6 15,4 4 5 6-8 6 10 33 8

9 15,1 4 14,2 2 11,6 8 4 4-5 5 8-9 27 6

10 10,8 10 11,2 10 13,6 6 6 9-10 4 4-7 41 10

Примечание: Р - результат, М - место.

Оценивая результативность по игровым тестам, можно выявить начинающих спортсменов с высоким уровнем срочной адаптации сенсомоторной системы, обеспечивающей техничность и точность в сложно-координационных элементах хоккея.

Таблица 3 - Результаты ^ теста Торренса (абс.)

Шифр Ориг-ть (баллы) Беглость (баллы) Гибкость(баллы) Разработ-ть (баллы) Сумма Итог.

игрока Р Р Р Р баллов место

1 162 8 50 96 316 4

2 321 5 40 95 461 2

3 331 5 64 110 510 1

4 155 3 41 118 317 3

5 161 6 55 93 315 5-6

6 128 7 58 98 291 9

7 148 6 52 109 315 5-6

8 151 9 50 97 307 8

9 139 8 47 115 309 7

10 129 2 44 107 282 10

Примечание: Р - результат, М - место.

Когнитивная составляющая спортивного отбора и в современном и ретроспективном понимании занимает центральное положение совместно со специальными техническими приемами.

Таблица 4 - Итоги ранжирования в исследуемой группе (абс.)

Шифр игрока Тест ОФП Игровые тесты Тест Торренса Общая сумма Место

1 3-4 1 4 7,5 2

2 1 3 2 6 1

Шифр игрока Тест ОФП Игровые тесты Тест Торренса Общая сумма Место

3 6 2 1 9 3

4 9 5 3 17 5

5 2 7 5-6 14,5 4

6 5 4 9 18 6-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 3-4 9 5-6 18 6-7

8 8 8 8 24 9

9 7 6 7 20 8

10 10 10 10 30 10

На основании анализа полученных результатов были выявлены перспективные юные хоккеисты по физическим качествам, умении адаптироваться к психологическим и физиологическим стресс-факторам, креативно решать проблемы. Все качества логично взаимосвязаны между собой. При индивидуальной подготовке с учетом нагрузки необходимо учитывать данные особенности.

Были даны некоторые рекомендации по отбору юных хоккеистов, но каждый тренер может добавить свои тестовые упражнения по отбору Уже с 7 лет можно к этим тестам добавить и тесты по СФП, что даст полное представление по физическим и техническим данным юных хоккеистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя представленные данные, считаем обратить внимание тренеров - практиков к важности применения системного подхода для выявления одаренных и перспективных спортсменов. Грамотно отобранные тесты и применение рейтинга позволит выявить сильные и слабые стороны начинающих хоккеистов, контролировать адаптационные процессы, а элементы игры будут способствовать формировать лидерские качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнбергер Е.А. Методика регистрации и оценки показателей соревновательной деятельности юных хоккеистов / Е.А. Вайнбергер // Научно -спортивный вестник Урала и Сибири. -2022. - № 1 (33). - С. 52-58.

2. Жаворонков С.С. Методика развития скоростных способностей у юных хоккеистов на этапе начальной специализации в годичном цикле подготовки / С.С. Жаворонков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 100-105.

3. Харина И.Ф. Практико-ориентированный подход выбора вида спорта для лиц с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Сообщение 1. Анализ опроса тренеров / И.Ф. Харина, С. А. Заварухина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 390-396.

REFERENCES

1. Vaynberger, E.A. (2022), "Methodology of registration and evaluation of indicators competitive activity of young hockey players", Ural and Siberia bulletin of sports science, No 1 (33). pp. 52-58.

2. Zhavoronkov, S.S. (2018), "Methods for young hockey players speed abilities development at the primary specialization stage in one-year training cycle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 11 (165), pp. 100-105.

3. Kharina, I.F. and Zavarukhina, S.A. (2021), "Practical-oriented approach to choice of sport activity for persons with signs of a syndrome of attention deficiency and hyperactivity. Message 1. Coach survey analysis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9 (199), pp. 390-396.

Контактная информация: goalkiper-29@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.