УДК 796.819
МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
THE METHOD OF LEARNING BY STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN COMBAT FIGHTING TECHNIQUES AND WAYS TO IMPROVE IT
Губанов Эдуард Владимирович
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Gubanov Eduard Vladimirovich
teacher
Department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia
named after V. V. Lukyanov Orel, Russia
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые методические особенности обучения боевым приемам борьбы, а также пути совершенствования техники и тактики выполнения приемов задержания.
Abstract. The article deals with some methodological features of training combat techniques of struggle, as well as ways to improve the technique and tactics of the methods of detention.
Ключевые слова: Курсант, физическая подготовка, приемы борьбы, обучение, методика.
Keywords: Cadet, physical training, fighting techniques, training methods.
Служба в органах внутренних дел - особый вид государственной службы, предъявляющий повышенные требования к умениям, навыкам сотрудника, его профессиональной компетентности и определенному набору психофизиологических качеств. Такое повышенное внимание к личности сотрудника обусловлено тем, что служба в ОВД сопряжена со стрессовыми и конфликтными ситуациями, представляющих потенциальную угрозу их личной безопасности. В связи с этим, формирование умений, необходимых для решения профессиональных задач, является необходимой составляющей подготовки специалиста органа внутренних дел. Обучение необходимыми прикладными навыками выполнения боевых приемов борьбы, приемов задержания правонарушителя и владения огнестрельным оружием является приоритетным направлениями обучения курсантов образовательной системы МВД России по дисциплинам модуля «Физическая подготовка» и «Огневая подготовка».
Федеральный Закон «О полиции» предоставляет право сотрудникам ОВД на применение огнестрельного оружия при наличии определенных оснований. Но, в некоторых случаях, например, при защите от внезапного нападения
правонарушителя с ножом на близкой дистанции, безопасность сотрудника, сохранение его жизни и здоровья, будет зависеть от его профессиональной подготовленности, навыков самозащиты без применения огнестрельного оружия. Данный тезис обусловлен тем, что время нанесения удара колюще-режущим предметом составляет 0,35 - 0,45 секунды, а время для принятия изготовки для стрельбы из пистолета Макарова и производства прицельного выстрела, в зависимости от уровня подготовки сотрудника, колеблется от 4,0 до 6,0[1]. В связи с этим, каждый сотрудник ОВД должен иметь базовые навыки в выполнении боевых приемов борьбы.
На практических занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России значительная часть тематического плана предусматривает изучение «Боевых приемов борьбы». Порядок выполнения приемов, последовательность действий сотрудника, тактические особенности их выполнения регламентированы нормативно-правовыми актами МВД России.
Изучение боевого раздела на занятиях физической подготовки основывается на ряде принципов - основополагающих началах формирования практических навыков, закономерностях методики обучения. Принцип осознанного освоения учебного материала означает, что учащиеся должны освоить теоретическую базу выполняемого приема, техники его выполнения. Соответствие этому принципу исключает основную проблему обучения боевым приемам борьбы - упрощение выполнения приемов. Понимая значение формирования правильного положения, отдельных технических действий, курсант сможет применить физическую силу на основе двигательного навыка при выполнении служебных задач. Принцип наглядности реализуется путем визуального восприятия курсантом приемов, изучение видеоматериалов, наглядных пособий по выполнению приемов, а также вследствие выступления в качестве ассистента при выполнении приемов. Принцип оптимизации обучения состоит в том, что изучаемый материал рационально распределен на протяжении всего периода обучения.
Для эффективного усвоения учебного материала курсанты и слушатели изучают и отрабатывают приемы в определенной последовательности, наиболее целесообразной для их усвоения. Из данного положения следует принцип блочного планирования обучения. Таким образом, можно выделить три основных, тесно взаимосвязанных между собой этапа обучения: первоначальный, основной и заключительный [2].
Соответственно, целью первоначального этапа является формирование у курсантов базовых умений. Представляется невозможным выполнение боевых приемов борьбы без знания базовых упражнений - приемов самостраховки. Курсанты обучаются особенностям травмобезопасного падения на бок, на спину и вперед лицом, а также способам контроля оппонента при его падении. Приемы самостраховки и страховки тщательно изучаются для выработки соответствующих рефлекторных действий, вызванных падением. В связи с этим указанные приемы являются основой обеспечения правил безопасности при выполнении всего комплекса боевых приемов борьбы. Не менее значимым аспектом первого этапа является изучение темы «Удары», поскольку, не обладая знаниями о механизме выполнения ударов, их видах, сотрудник не будет иметь представления о том, от чего защищаться. Данная тема формирует у курсанта
такие понятия как боевая стойка, виды ударов, дистанция выполнения приемов. Для каждого удара, нанесенного противником, существует свой комплекс защитных действий, из чего вытекает еще одно основное направление прикладной-физической подготовки. При нанесении ударов руками, ногами и подручными предметами могут быть использованы ряд защитных действий: защита передвижением, защита от ударов блокированием, подставками, захватами, отбивами, уходами, уклонами, нырками, отклонами. При этом, при каждом виде удара, предусмотрено конкретное действие сотрудника. Данный факт делает защиту от ударов достаточно формализованным, поскольку акты, содержащие правила выполнения приемов, не предусматривают значительных отклонений от предписаний. Процесс обучения может включать в себя некоторые «эталоны» выполнения боевых приемов борьбы, защиты от ударов в качестве образца их выполнения в дальнейшей служебной деятельности. Но при этом преподавателю стоит уделять пристальное внимание скорости и уверенности выполнения приемов.
После освоения курсантами отдельных элементов ударной и бросковой техники, преподаватель может переходить к их обучению задержаниям болевыми и удушающими приемами, выполнению загиба руки за спину, а в последующем к сопровождению. Данный этап является базовым, поскольку именно на этой стадии сотрудник ограничивает движения правонарушителя, пресекая его противоправные действия, приступает к силовому задержанию и его дальнейшему сопровождению и доставлению в орган власти. Курсанты и слушатели осваивают основные болевые приемы загибов руки за спину в положении стоя, целью которых является сковывание движений противника без причинения ему вреда. В дальнейшем проходит обучение порядку осуществления личного досмотра и одевания на правонарушителя средств сковывания движения - наручников, либо использованию с целью ограничения подвижности подручных средств - веревки, портупеи (брючного ремня). Личный досмотр осуществляется путем «охлопывания» мест возможного сокрытия опасных предметов на теле и в одежде правонарушителя. Личный досмотр является способом обеспечения безопасности сотрудника полиции, поскольку при взаимодействии с правонарушителем необходимо убедиться, что при правонарушителе нет оружия, запрещенных или опасных предметов, либо вещественных доказательств, которые он впоследствии может уничтожить, скрыть.
На заключительном этапе обучения боевым приемам борьбы курсантов обучают оказанию помощи сотруднику (гражданину) при нападении на него и взаимодействию с напарником при силовом задержании. Данные темы невозможно усвоить без ранее изученного материала, за весь период обучения дисциплины физическая подготовка.
При многократном и систематическом повторении приемов, отрабатывается скорость выполнения и совершенствуется координация действий занимающихся. Проанализировав этапы обучения боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России, следует отметить, что программа обучения предполагает комплексное и всестороннее освоение практического и теоретического материала. Учебный материал представляет собой взаимосвязанную единую систему, включающую в себя три последовательных
этапа. Методика обучения сотрудников ОВД боевым приемам борьбы построена на основе последовательного повышения сложности выполняемых упражнений. Но, при разработке методики обучения курсантов и слушателей не учтены личные физиологические и психологические особенности сотрудников ОВД. Например, общеизвестным фактом является то, что последнее десятилетие возросла численность женщин, проходящих службу в правоохранительных органах. Поскольку на женщин возложены обязанности равные обязанностям, выполняемыми представителями сильного пола, к ним предъявляются высокие требования профессиональной физической подготовленности. При обучении курсантов-женщин боевым приемам борьбы возникает множество трудностей. Данное обстоятельство обусловлено тем, что сотрудники-женщины осваивают учебный материал, который требует наличия определенного набора физических качеств, в первую очередь силы. Анализ основных документов, регламентирующих физическую подготовку в вузах МВД России, показал, что при обучении курсантов-женщин боевым приемам борьбы не учитываются их анатомо-физиологические особенности [3].
При этом, женщины в силу их анатомических особенностей, превосходят мужчин в иных качествах, необходимых для эффективного выполнения боевых приемов борьбы. У них, как правило, более развита гибкость, ловкость и быстрота движений. В связи с разными способностями и природными задатками, предполагается, что женщинами будут выполнены более успешно боевые приемы борьбы и задержания, связанные с угрозой применения оружия, либо основанные на «рычагах». Мужчины же, помимо вышеуказанных, могут эффективно применять загибы руки за спину основанные на силовом воздействии. В связи с вышеизложенным, при профессиональной подготовке сотрудников ОВД необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать половую принадлежность сотрудника и его соматотип - телосложение, обусловленное соотношением мышечной, жировой и костной тканей.
При обучении боевым приемам борьбы следует выработать оптимальную методику обеспечения психологической устойчивости в условии стрессовых и сбивающих факторов. Отработка техники выполнения боевых приемов борьбы в последующем должна сопровождаться моделированием реальных условий противоборства с правонарушителем.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что учебная программа по дисциплине «Физическая подготовка» отвечает основным требованиям профессионально-прикладной подготовке сотрудника ОВД и соответствует основополагающим принципам изучения дисциплины. Но, в связи с тем, что программа универсальна, ориентирована на «среднего» человека, не учитывает физических, психологических и конституциональных особенностей личности, некоторые курсанты могут испытывать сложности при ее изучении. Основываясь на данном положении, обучение боевым приемам борьбы, приемам задержания, приемам защиты от ударов следует организовывать на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Такой подход может быть реализован путем увеличения количества выполнения боевых задач по задержанию правонарушителей в смоделированных ситуациях, в которой курсант самостоятельно, исходя из своих физических возможностей, выбирает наиболее эффективный и рациональный вариант действий по оказанию
сопротивления правонарушителю.
Литература
1. Гончаров Н. Н. Формирование боевых приемов борьбы как компонент профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников МВД России // Известия ВГПУ. 2009. № 9.
2. Ефременко М. А. Этапы обучения боевым приемам борьбы курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3.
3. Воротник А. Н. Некоторые проблемы профессиональной физической подготовки курсантов-женщин образовательных организаций МВД России // Педагогическое образование в России. 2014. № 2.
References
1. Goncharov N. N. Formation of fighting techniques as a component of professional and applied physical training of the Ministry of internal Affairs of Russia. Izvestiya vgpu. 2009. No. 9.
2. Efremenko M. A. Stages of training in fighting techniques of fight of cadets of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia // Bulletin of economic security. 2018. No. 3.
3. A. N. Collar Some problems of professional physical training of female cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia // Pedagogical education in Russia. 2014. No. 2.