Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / БИОЛОГИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРЕЗЕНТАЦИИ / УРОК БИОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогова Анастасия Сергеевна, Сакмаров Юрий Анатольевич, Арюкова Екатерина Александровна

В статье рассматривается методика применения презентации на уроках биологии для формирования познавательного интереса учащихся. Авторами отмечено, что использование презентации способствует развитию познавательных процессов у обучаемых: внимания и памяти. Отмечаются основные критерии и приемы формирования познавательного интереса учащихся на уроках биологии. Актуальность исследования связана со снижением познавательной активности школьников в отношении предметной области «Биология» и замещением ее средствами Интернета. Стимуляция познавательного интереса, осуществляемая путем организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования презентационного материала в рамках раздела «Анатомия человека». Данный способ преподнесения биологического материала был апробирован при проведении уроков в период прохождения педагогической практики, что способствовало подкреплению теории и доказательству эффективности использования метода. Так, использование презентационного материала на уроках биологии, а также на основе тестирования и наблюдения авторами отмечено, что познавательный интерес класса в общем увеличился и что биологический материал многим представляется не таким трудноизучаемым, как было ранее. В работе предложены методические рекомендации по развитию познавательного интереса обучающихся посредством использования различных методов и приемов при изучении строении человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогова Анастасия Сергеевна, Сакмаров Юрий Анатольевич, Арюкова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZING THE FORMATION OF STUDENTS’ COGNITIVE INTEREST IN BIOLOGY LESSONS

The article discusses the use of presentations in biology lessons to form the cognitive interest of the 8th grade students. The authors note that the use of presentation contributes to the development of students' cognitive processes, namely attention and memory. The main criteria and techniques for developing students' cognitive interest in biology lessons are noted. The relevance of the study is associated with a decrease in the cognitive activity of schoolchildren in relation to the subject area of biology and the replacement of it by means of the Internet. Stimulation of the cognitive interest is carried out by organizing active cognitive activity of students in biology lessons through the use of presentation material within the section of «Human Anatomy». This method of presenting biological material was tested within the period of teaching practice, which contributed to the reinforcement of the theory and proof of the effectiveness of the method. Thus, the use of presentation material in biology lessons, as well as on the basis of testing and observation, the authors note that the cognitive interest of the class in general has increased and that biological material does not seem to many to be as difficult to study as it was before. The paper suggests methodological recommendations for developing students' cognitive interest with the help of various methods and techniques when studying human anatomy.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

УДК 372.857 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-160-168

ББК 74.262.8

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

METHODS OF ORGANIZING THE FORMATION OF STUDENTS' COGNITIVE INTEREST IN BIOLOGY LESSONS

Пирогова Анастасия Сергеевна

Студентка естественно-технологического факультета, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск E-mail: pirogovanastja@yandex.ru

Pirogova Anastasia S.

Student at the Faculty of Natural Sciences and Technology, Mordovia M. E. Evsevyev State Pedagogical Institute, Saransk E-mail: pirogovanastja@yandex.ru

Сакмаров Юрий Анатольевич

Студент естественно-технологического факультета, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск E-mail: yurchislav99@yandex.ru

Sakmarov Yuri A.

Student at the Faculty of Natural Sciences and Technology, Mordovia M. E. Evsevyev State Pedagogical Institute, Saransk E-mail: yurchislav99@yandex.ru

Арюкова Екатерина Александровна

Доцент кафедры биологии, географии и методик обучения, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, кандидат сельскохозяйственных наук E-mail: a.kater2013@yandex.ru

Aryukova Ekaterina A.

Assistant Professor at the Department of Biology, Geography and Teaching Methods, Mordovia M. E. Evsevyev State Pedagogical Institute, Saransk, PhD in Agriculture E-mail: a.kater2013@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается методика применения презентации на уроках

Abstract. The article discusses the use of presentations in biology lessons to form

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Пирогова А. С., Сакмаров Ю. А., Арюкова Е. А., 2022

биологии для формирования познавательного интереса учащихся. Авторами отмечено, что использование презентации способствует развитию познавательных процессов у обучаемых: внимания и памяти. Отмечаются основные критерии и приемы формирования познавательного интереса учащихся на уроках биологии. Актуальность исследования связана со снижением познавательной активности школьников в отношении предметной области «Биология» и замещением ее средствами Интернета. Стимуляция познавательного интереса, осуществляемая путем организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования презентационного материала в рамках раздела «Анатомия человека». Данный способ преподнесения биологического материала был апробирован при проведении уроков в период прохождения педагогической практики, что способствовало подкреплению теории и доказательству эффективности использования метода. Так, использование презентационного материала на уроках биологии, а также на основе тестирования и наблюдения авторами отмечено, что познавательный интерес класса в общем увеличился и что биологический материал многим представляется не таким трудноизучаемым, как было ранее. В работе предложены методические рекомендации по развитию познавательного интереса обучающихся посредством использования различных методов и приемов при изучении строении человека.

Ключевые слова: методика, биология, познавательный интерес, презентации, урок биологии.

Для цитирования: Пирогова А. С., Сакмаров Ю. А., Арюкова Е. А. Методика организации по формированию познавательного интереса

the cognitive interest of the 8th grade students. The authors note that the use of presentation contributes to the development of students' cognitive processes, namely attention and memory. The main criteria and techniques for developing students' cognitive interest in biology lessons are noted. The relevance of the study is associated with a decrease in the cognitive activity of schoolchildren in relation to the subject area of biology and the replacement of it by means of the Internet. Stimulation of the cognitive interest is carried out by organizing active cognitive activity of students in biology lessons through the use of presentation material within the section of «Human Anatomy». This method of presenting biological material was tested within the period of teaching practice, which contributed to the reinforcement of the theory and proof of the effectiveness of the method. Thus, the use of presentation material in biology lessons, as well as on the basis of testing and observation, the authors note that the cognitive interest of the class in general has increased and that biological material does not seem to many to be as difficult to study as it was before. The paper suggests methodological recommendations for developing students' cognitive interest with the help of various methods and techniques when studying human anatomy.

Keywords: methods, biology, cognitive interest, presentations, a biology lesson.

Cite as: Pirogova A. S., Sakmarov Yu. A., Aryukova E. A. Methods of organizing the formation of students' cognitive interest

учащихся на уроках биологии // Проблемы in biology Lessons. Problemy sovremennogo

современного образования. 2022. № 5. С. 160-168. obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 160-168. doi: DOI: 10.3 1 862/22 1 8-8711-2 022-5-160-168. 10.31862/2218-8711-2022-5-160-168.

Современный урок в общеобразовательной школе нацелен на то, чтобы преподаватель смог «научить учиться» учащихся самостоятельно: искать необходимый учебный материал, обрабатывать его и интерпретировать, определять и искоренять ошибки, уметь использовать полученные знания на практике, а также заинтересовать к познанию и замотивировать себя на эту деятельность.

Согласно требованиям ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования одним из личностных результатов образовательной деятельности должна быть сформированная у учащихся мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

В нынешний момент в школах учится поколение Z и поколение а, основная мотивация которых главным образом конструируется на интересе. А комфортной средой является отсутствие скуки и наличие захватывающих задач.

Именно поэтому современному учителю необходимо заинтересовать школьника на обучение. Применение специальных методик, проведение уроков в нестандартной форме или обстановке, преподнесение исключительно той информации, которая непосредственно будет нужна на практике, использование интеграции других предметов и наук в образовательный процесс поможет обогатить содержание учебного урока и зажечь в детях искру заинтересованности.

Конечно, не все образовательные организации в полной мере могут использовать какие-то методики и приемы, так как они не предусмотрены образовательной программой, нет подходящих условий или же для применения того или иного способа отсутствует необходимое оборудование. Что же тогда предпринять преподавателю для вовлечения школьников в образовательный процесс? Данные способы будут рассмотрены далее, но для начала необходимо разобраться в том, что же такое познавательный интерес.

Познавательный интерес - направленность личности по отношению к области познания, благодаря которой возникает стремление к изучению нового и применению полученного материала на практике.

Существует несколько путей формирования познавательного интереса, которые можно применить в своей преподавательской деятельности как по отдельности, так и в совокупности для достижения наиболее эффективного результата (табл. 1).

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что формирование познавательного интереса осуществляется при использовании средств отбора информации. Это связанно с тем, что невозможно удовлетворить абсолютно всех школьников даже самым интересным знанием. Найденные материалы также можно преподнести в различных формах: с помощью метода познавательных игр или с помощью приема удивления. Оба случая способствуют возбуждению интереса к учению, возникновению позитивного эмоционального фона у

Таблица 1 Пути формирования познавательного интереса

1 Создать на уроке атмосферу доброжелательности

2 Применять всю совокупность средств для создания и поддержания интереса к изучаемой дисциплине

3 Концентрировать внимание только на основном, действительно нужном, стараясь не распыляться на второстепенное

4 Четко сформировать результат и направить к его реализации весь образовательный процесс

5 Распределять и организовать обучение таким образом, чтобы не допустить перегрузки учащихся

6 Организовать образовательный процесс согласно психофизиологическому и интеллектуальному развитию детей

7 Производить систематический контроль и корректировку усвоения учебных элементов

8 Применять психолого-воспитательные техники для гармоничного развития личности учащихся

учащихся и стабильного убеждения в том, что учеба - это очень даже интересно, увлекательно, необходимо и что приложенные силы обязательно окупятся в будущем.

Подводя краткий итог, можно утверждать, что познавательный интерес возникает по следующим причинам (рис. 1).

К чему же приводит формирование стойкого познавательного интереса у учащихся? На данный вопрос мы можем получить ответ, изучив рис. 2.

Формирование познавательного интереса должно происходить во время всего периода обучения, для того чтобы ученик был постоянно заинтересован в предмете и не отставал от изучаемого плана рабочей программы, а следовательно, смог получить тот минимум, который предусмотрен образовательными стандартами.

информация заставляет удивляться, поражает воображение

т информация заставляет задуматься

т учитель подводит учащихся к видению нового в знакомом материале

т информация является основой для формирования понятий, законов, правил

ш урок нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи

т полученные знания ориентированы на использование в практической деятельности

т насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности

Рис. 1. Причины возникновения познавательного интереса

Побуждает

ребенка к вопросам

Создает ориентировку в окружающем мире

Познавательный

интерес (любопытство)

Рис. 2. Последствия развития познавательного интереса (любопытства) у обучающихся

При подготовке образовательного материала по биологии педагоги нередко сталкиваются с тем, что в учебниках дается достаточно много различных изображений. Но нередко этих изображений бывает недостаточно для того, чтобы учащийся смог в полной мере представить тот образ, который предлагает текст учебного пособий.

Учителям приходится находить выход из такой ситуации, и потому они прибегают к помощи различных печатных фотографий, схематических таблиц и плакатов, что не всегда удобно подготавливать к уроку и не всегда можно найти в самой школе или же специализированных магазинах. Если в пример взять изучение биологии в 8-м классе, то мы вспомним, что по программе школьники проходят анатомию человека. Для большей наглядности разберем табл. 2, где представлены темы различных УМК по биологии. Данные темы были отобраны не случайно. Основной упор при обучении биологии на уроках с такими темами делается на наглядно-иллюстративном объяснении материала. Данные уроки предполагают наличие множества картинок с объяснениями и подписями к тем или иным объектам.

Одним из отличных способов демонстрации наглядного материала для формирования познавательного интереса у учащихся и для лучшего усвоения материала является использование презентаций на уроках биологии. Так как презентации позволяют наглядно увидеть учебный материал, что способствует лучшему запоминанию и структурированию информации для лучшего усвоения учащимися. Кроме того, современные технологии созданий презентаций позволяют создавать различную анимацию, что увлекает учащихся и способствует формированию познавательного процесса учеников.

Как именно презентация формирует познавательный интерес школьников? Создавая презентации, преподаватель кратко излагает основной материал и подкрепляет все

Таблица 2

Сравнительный анализ тематического планирования УМК Л. Н. Сухорокова и В. В. Пасечника по биологии

№ Линия учебно-методических комплексов «Сферы» по биологии Биология. Человек, Культура здоровья. 8 класс. Л. Н. Сухорукова Серия «линия жизни» Биология. В. В Пасечник

Названия разделов и тем

1 ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЗДОРОВЬЕ. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей

2 Движение крови по сосудам Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови

3 Строение и функции органов дыхания Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация

4 Органы пищеварительной системы КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЩЕНИЕ. Органы кровообращения. Строение и работа сердца

5 Строение и функции мочевыделительной системы ДЫХАНИЕ. Дыхание и его значение. Органы дыхания

6 СИСТЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ. Центральная нервная система и спинной мозг Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции

7 Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы. Органы чувств, анализаторы ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОГВ ОБМЕНА. Выделение и его значение. Органы мочевыделения

изобразительными средствами, кроме того, в презентации возможно добавлять аудио-и видеофрагменты, что также делает процесс обучения более плодотворным и результативным.

Современные тенденции методики обучения биологии демонстрируют, что достаточное количество учебного материала преподносится в виде изображений, иллюстраций, опорных схем, кластеров, видеоматериалов. Представление информации при помощи компьютерных программ и веб-сервисов через учебные презентации - это довольно удобный и эффективный способ.

При интегрировании мультимедийных презентаций в процесс обучения меняется характер традиционного учебного занятия, оно становится более живым и интересным. Таким образом, подобные занятия способствуют расширению общего кругозора обучаемых, обогащая их знания.

Немаловажным является еще и то, что мультимедийная презентация - это не только еще один источник информации. Использование презентации способствует развитию познавательных процессов обучаемых: внимания и памяти. Для понимания содержания презентации обучаемый должен приложить определенные усилия. И во время этого процесса непроизвольное внимание переходит в произвольное, а процесс запоминания становится зависимым от интенсивности внимания. С позитивной стороны на прочность фиксирования материала влияет также использование таких каналов

поступления информации, как слуховой и зрительные каналы, моторное восприятие. Но при этом важно соблюдать одно важное правило: презентация должна быть подготовлена правильно, а иначе придется столкнуться с негативными последствиями при достижении целей урока.

При прохождении производственной педагогической практики в МОУ СОШ № 5 г.о. Саранск, студент 5-го курса естественно-технологического факультета Сакмаров Юрий провел исследование по применению интерактивных презентаций на уроках биологии. По окончании исследования практикантом были сделаны выводы с помощью таких методов, как наблюдение, тестирование и опрос. Презентационный материал был использован на каждом уроке биологии и включал в себя такие разделы:

1) организационный этап урока;

2) постановка целей и задач урока; мотивационный этап;

3) актуализация знаний и способов действий;

4) первичное усвоение новых знаний и проверка понимания;

5) первичное закрепление новой информации;

6) получение домашнего задания, подведение итогов и рефлексия.

Практикант с использованием кейсового метода преподносил новый материал и

подкреплял это изображениями, фрагментами видео- и аудиоматериалов, интерактивными заданиями разного уровня сложности на презентационных слайдах. По окончании времени практики Юрием Сакмаровым были проведены такие итоги наблюдения, как появление заинтересованности учащихся на уроке биологии, дети стали более активно включаться в урок, выполнять предложенные задания, с интересом смотреть видеофрагменты, а потом решать по ним мини-задачи, также школьники легче стали запоминать учебный материал, они лучше ориентировались в схемах и изображениях тех или иных систем.

Для многих обычный урок превратился в игру, а полученные знания и выполненные задания - в результат личного достижения. Иногда учащиеся предлагали свои варианты преподнесения материала в зависимости от того, какой формат заданий или схем им нравился больше и был лучше усвоен ими.

Под конец учебной практики было проведено итоговое тестирование учащихся, которое показало, что процент успеваемости увеличился на 35%. Эти данные являются отличным результатом за столь короткое время. Также был проведен опрос среди учащихся по поводу их отношения к обучению биологии с применением презентационного материала. С результатами опроса можно ознакомиться ниже на рис. 3.

Подводя итог данной работы по исследованию познавательного интереса, можно утверждать, что из числа участников эксперимента больше половины учащихся позитивно относятся к использованию презентационного материала на уроках биологии, а также на основе тестирования и наблюдения можно сделать вывод, что познавательный интерес класса в общем увеличился и что биологический материал многим представляется не таким трудноизучаемым, как было ранее.

В заключение необходимо сказать, что использование инновационных технологий не только удобно и облегчает задачу, но и крайне необходимо, так как это облегчает

опрос учащихся

16 14 12 10 8 6 4 2 0

||| ||| III || |||

■ да инет вне заметил разницы/затрудняюсь ответить

Рис. 3. Гистограмма ответов опроса учащихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процесс подготовки учителя к уроку, предполагает преподнесение материала в комфортной для учащихся форме, позволяет сформировать стойкий познавательный интерес к изучаемому предмету, что является одним из важнейших аспектов обучения нынешнего поколения обучающихся.

Список литературы

1. Игнатова Г. Г. Проблема формирования познавательных интересов для современного построения учебного процесса // Наука и образование сегодня. 2018. № 12 (35).

2. Индейкина О. С. Использование мультимедийных презентаций на уроках биологии // Современное образование: векторы развития в Год науки и технологий: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф., посвящ. итогам работы ун-та в Год науки и технологий. 2021. С. 24-27.

3. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 272 с.

4. Филиппова И. В., Кузьмина Н. С. Влияние способов организации учебной деятельности учащихся на уроке на развитие познавательного интереса к изучению биологии // Теоретические и прикладные аспекты естественнонаучного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2020. С. 268-271.

5. Черепанова Л. Н., Синяева Н. Н. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках биологии и химии // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. тр. XVIII науч.-практ. конф. Белгород, 18 марта 2019 г. С. 111-114.

С. 100-102

6. Шатрова Т. О. Изучение проблемы формирования познавательного интереса на уроках биологии // Инновационные психологические и педагогические технологии как механизм повышения качества образования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 172-174.

References

1. Ignatova G. G. Problema formirovaniya poznavatelnykh interesov dlya sovremennogo postroeniya uchebnogo protsessa. Nauka iobrazovaniesegodnya. 2018, No. 12 (35), pp. 100102.

2. Indeykina O. S. Ispolzovanie multimediynykh prezentatsiy na urokakh biologii. In: Sovremennoe obrazovanie: vektory razvitiya v God nauki i tekhnologiy. Proceedings of scientific-practical conference. 2021. Pp. 24-27.

3. Ponomareva I. N., Solomin V. P., Sidelnikova G. D. Obshchaya metodika obucheniya biologii: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov. Ed. by I. N. Ponomareva. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2003. 272 p.

4. Filippova I. V., Kuzmina N. S. Vliyanie sposobov organizatsii uchebnoy deyatelnosti uchashchikhsya na uroke na razvitie poznavatelnogo interesa k izucheniyu biologii. In: Teoreticheskie i prikladnye aspekty estestvennonauchnogo obrazovaniya. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference, dedicated to the 90th anniversary of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev. Cheboksary, 2020. Pp. 268-271.

5. Cherepanova L. N., Sinyaeva N. N. Formirovanie poznavatelnykh interesov uchashchikhsya na urokakh biologii i khimii. In: Nauka i obrazovanie: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt. Proceedings of the XVIII scientific-practical conference. Belgorod, 18 Mar. 2019. Pp. 111-114.

6. Shatrova T. O. Izuchenie problemy formirovaniya poznavatelnogo interesa na urokakh biologii. In: Innovatsionnye psikhologicheskie i pedagogicheskie tekhnologii kak mekhanizm povysheniya kachestva obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow, 2020. Pp.172-174.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5

Статья поступила в редакцию 13.04.2022 The article was received on 13.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.