Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ / LABORATORY WORKS / INFORMATION TECHNOLOGIES / METHODICAL INSTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пышкина И.С., Мартяшин Г.В.

В статье рассматривается методика организации и проведения лабораторных работ по курсу «Информатика и информационные технологии» на основе использования межпредметных связей и с учетом будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF ORGANIZING AND CONDUCTING LABORATORY WORKS ON THE DISCIPLINE "INFORMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES"

The article deals with the methodology of organizing and conducting laboratory works on the course "Informatics and Information Technologies" on the basis of using intersubject communications and taking into account future professional activity.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"»

Современные проблемы науки и образования.- 2014. -№ 6. -С. 65.

УДК 004.4

Пышкина И.С., к.техн.н.

доцент

кафедра «Информационно-вычислительные системы»

Мартяшин Г.В. старший преподаватель кафедра «Информационно-вычислительные системы» «Пензенского государственного университета архитектуры и строительства»

Россия, г. Пенза

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Аннотация. В статье рассматривается методика организации и проведения лабораторных работ по курсу «Информатика и информационные технологии» на основе использования межпредметных связей и с учетом будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: лабораторные работы, информационные технологии, методические указания.

Pyshkina I.S., candidate of technical sciences Associate professor of Department of information-computing systems Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza Martyashin G.V.

Senior Lecturerof Department of information-computing systems Penza

State University of Architecture and Construction

Russia, Penza

THE METHOD OF ORGANIZING AND CONDUCTING LABORATORY WORKS ON THE DISCIPLINE "INFORMATICS AND

INFORMATION TECHNOLOGIES"

Annotation. The article deals with the methodology of organizing and conducting laboratory works on the course "Informatics and Information Technologies" on the basis of using intersubject communications and taking into account future professional activity.

Key words: laboratory works, information technologies, methodical instructions.

В настоящее время у специалистов, закончивших ВУЗы, должны быть развиты исследовательские навыки работы. Формирование профессиональных исследовательских навыков можно сформировать в процессе изучения технических дисциплин, методом лабораторных занятий

Лабораторные занятия в университете должны характеризоваться многоуровневостью, которые содержат лабораторные работы различных уровней, отличающихся сложностью решаемых предметных и дидактических задач и методикой их проведения. На лабораторных занятиях происходит интеграция теоретико-методологических знаний и практических умений учащихся в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности [2,3].

Лабораторная работу относят к основной форме работы в кабинете информатики и информационных технологий. При изучении информатики и информационных технологий важную роль играют алгоритмические умения решения задач и формирование основных информационных понятий. Лабораторные работы решают следующие задачи обучения:

1. Формирование способности к осмыслению и пониманию.

При проведении лабораторных работ у студентов должны вырабатываться навыки использования приобретенных знаний для решения различных задач совместно с преподавателем. К основной форме практических занятий можно отнести упражнения. Основой упражнения является пример, который разбирается с точки зрения теории, рассматриваемой в лекции. Основной упор здесь делается на формировании конкретных навыков и умений, из чего следует и соответствующее содержание деятельности студентов - решение практических задач, расчетно-графические работы, уточнение понятий и категорий науки. При проведении лабораторных работ, особое внимание следует уделять формированию способностей к осмыслению и пониманию.

Педагог должен тщательно подготавливать методические указания (МУ) к выполнению лабораторных работ. МУ должны четко отражать тему лабораторной работы, быть структурированным, содержать общие сведения и вызывать минимум вопросов у студента при их выполнении (рис.1).

( одер ж. тис риГнн ы

Одццшш! 4 Ирчкдечным иМсии ЛИСТОМ- ОтрлПтс МП I: II щЛлИ1С ОСЯО»нис

ис№1[Ш нм, чткгьтс на гТМтр" тГ ИI- шцыш. Ннпи.ншгг ищи:, вннчитсльнч

(Явдуц .....и, НС ЗаВняаЙте (Кк&ифЮСОКрйНШ'!- (*6оты

^^.илйьи I Оодмнд гвйпацы

А В С 0 Е г

1 >1<нш1||рм, У'#т

г МйлиТйры №пмитиры УЧЮЗОГРС Мониторы 1С ЛгЧ

3 Ств.': 1 22 15 а «

Сглад 2 1а В га

& СиПЭД 3 17 13 37

Ё Стад л £ 11 4 23

7 С<лад 5 13 ю 7 эо

В Итоге. ИГГ 70 59 34 гбз

Рисунок 1 Пример лабораторной работы при изучении нового

материала

2. Возбуждение и развитие интереса к информационным технологиям.

Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет важную значимость. Систематически и правильно поставленное «вкрапление» занимательности на парах способствует лучшему усвоению дисциплины, возбуждает интерес к ней.

В каждой специальности есть свои профессиональные особенности, поэтому примеры, приведенные в лабораторных работах, должны быть близки и понятны студентам с разных направлений (рис. 2, 3).

1. Сформировать поле Полушарие, в зависимости от части света.

2. Сформировать поле Плотность населения.

3. Определить общую площадь н общее количество населения каждого полушария и каждой части света.

4. Используя функцию Итоги..определить средние значения площади стран для каждого полушария и части света.

5. Используя расширенный фильтр, сформировать базу данных, куда занести информацию о странах западного полушария, у которых площадь больше среднего значения. |

Таблица. 1. Информация о ряде стран мира

Полушарна Зеьган

Часть света

Африка

Езроз

Юж. Америк

Африка

Страна.

Уругвае

Площадь, ТЫС. КЗ-

Население, тыс. чел.

Плотность населения, •чел..'кЕ. км.

и Пркыль

; Пел* Фср Ш СПЯ 1 ™ ЗИГОЧВПТИ С,Т«>-Т1Л11И СпрэтеаI ■ ООО ■ +114 ч г пктп 3 Ч-.1ИП1ИЫ'.

» ООО 1гмпым*р«Г - с-мшллтам.

* лшиглш" ■ Г4«ижт

1 '* = .1 '.'И »■..■.. ¡.п.- 11г...Ц , ■ .Л1-1 д. II Н " ..■■.. ■■...■■.г

■ ■«МП п.-ц.тр«лгт»-^нн« [.ИТ--III

-I [■Ггпг ту ■

сгстарсюкя ней (»ргнипол. эост-иаеяиой РП ООО '>-!«.

Гнлша I В^звдат енполе

ш т-гырожрС'та гк> ПО^ХЛМЯШЕ I

Грци ришвир

Оттяни ОСО

ЧиняНГ ыо чьттп

"11.;. 'ЫЕи-^с

Сгциа *

а) б)

Рисунок 2. Пример лабораторной работы для специальности: а) география, б) экономика

3. Приобщение к поисковой и творческой деятельности.

Изучение информационных технологий должно способствовать созданию долгого и сознательного овладения знаниями по этой дисциплине, навыками и умениями, устойчивыми приемами умственной деятельности и учебной работы, и их творческому применению при решении последующих учебных и практических задач. В заданиях МУ должна создаваться ситуация необходимости поиска нового знания (рис. 4).

П|Я1 тннша ирмлоют™ Ьмо! соиату

1 1^айн-лнет строительная фн|Л1ы.

■■ Поилки.

• HiiLiri.iVi. iti пкплршещ

■ При-лг-вцт. тиеткчпие лищш ггр^-.-шгтп пр|с нткпа От -

япщЛ

Прайс-лист________ОБРАЗЕЦ

Рис.3. Пример задания с поисковой и творческой деятельностью

4. Иллюстрация информационных понятий и фактов.

Научные знания содержат понятия, законы, теории, факты и т.д. Осознанность знаний, их полнота и систематичность, действенность достигается при наиболее полной реализация этой функции.

5. Развитие контроля и самоконтроля знаний.

Учебный процесс включает в себя проверку приобретенных студентами знаний, навыков и умений. Это, безусловно, важная частью процесса обучения. Такой контроль ставит совей целью цель, прежде всего, выявление успехов и достижений учащихся и указании путей дальнейшего развития. После выполненной работы можно привести список вопросов, контролирующих теоретические темы, или задачи для контроля практических знаний.

?.■■ IIII111' .14 ЦНп!Ш1ШШ| |КИ~.ч |М

С ПОЫОШЫО 1Ш I ЦП II и Ш|МЫС|||цЬ |Кмтац« Щрсс ■ Нарили-пгр* Ьгйччш'и 0НИНШ№ ЮШГ'УГКЧ "II клмгпп» гЛЩгг.и ". I ИЫВ1ШШН1СС И^УКШШЧ АтЛс пи

* ЗийшЛгК инт оКкжмниГч ГтаСМЁНяй ЛЦКйк (нжладда Гтп^А ],

* ш пт пр.чцкирл шII■■ ■■ ||-||(1ч^ I ■ ||Т|^снк1|ру ".|М||л фо^МЭ I ((Яцч^киа ЙЩйч1 //ири.чмп/ты £лчч?Г * к гтЫ I ^оп1. г л а / и1 пнря.негнргА |Л|М

* |и|'и.м. |м |'1К£1|.м :'! ЦШЁ1и фмм.ка (II1-нмка Ргцмии/ч'аыпгг (игл| и. Итмтгныму Уставам ишмту ие мбудмс ввроль!

П[ртНПЦЛТЕ т1.г>НМР1||||«Ч 111Г1М А ЕНШОтеИИШСЙ.КфЖЛИШСН ГоЦ1вН1ПТ книгу

Контрольные »ТфОСЫ

I КисГн; ]И1М1тт [||Т№к1Ии1 "ымг минь мгнм.м' Кги-^Г.1

" Чгатвйядаяпвон шиш?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. Клс HU.IC.MMIi Н£нскнь]с II 1.^1^11711 и Ы1 1|>НМС^МПК1 ЛЛ .||МрЦ|^С11Ц10М11Н1|1Ч'.'

- ILII.IL! -ШД1 [ЩЧЧ МОК» 1НКгромП| Р Гкс!'

Клс ]■ ч■_■■_■ I ¡иПШЛСТ С 1ШГПЛ1П .'

Приколе пртшсри нлтльнювим» ■бшлюгиоЛ я оинккгслМнй адроашш 7 К-шч1 п(Ыц№пи .шет истмиочшч имен N КЁКА.' [минмриик |"к.-н>| фвШШ, ^ьшни^ч мичииил* 4. Кал ышмгнть сиЧ1 ^шфт гикгарншнО доступ»?

1И Хих|ги гн>сл|.>.:1л1игс.и.с|лс||| I'лг. I мри цжщ ими мсм-гГ

11. Кмшсп юбтнииЫЙ сщкш [иоелбфа^и'лтое-Ыдм'аившишняи«'

Рисунок 4. Пример контроля знаний в методическом указании Подытожив, можно заключить, что с точки зрения организации процесса обучения лабораторная работа является такой формой организации, при которой наиболее полно реализуются развивающие задачи обучения. Она способствует формированию навыков и умений, овладению устойчивыми приёмами решения практических задач, учит студентов самостоятельно планировать деятельность и осуществлять самоконтроль, формирует круг познавательных интересов, развивает способности.

Использованные источники:

1. Семенюк Е. А. Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. - Челябинск: Два комсомольца. - 2011. - С. 87-89

2. Широкова, Е. А. Лабораторная работа как средство по- нимающего усвоения старшеклассниками понятий математи- ческого анализа [Текст] / Е. А. Широкова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 508-513.

3. Агибова, И. М. Роль практикума в формировании исследовательских умений студентовфизиков младших курсов / И. М. Агибова, О. В. Федина, М. А. Беджанян // Физическое образование в вузах. - 2010. - № 2. - С. 37-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.