Научная статья на тему 'Лабораторные работы по курсу «Информатика и информационные технологии» с учетом межпредметных связей'

Лабораторные работы по курсу «Информатика и информационные технологии» с учетом межпредметных связей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1451
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ / INFORMATICS / INFORMATION TECHNOLOGIES / LABORATORY WORKS / INTER-SUBJECT COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набиулина Луиза Махмудовна

В статье рассматривается методика организации и проведении лабораторных работ по курсу «Информатика и информационные технологии» на основе использования межпредметных связей с учетом будущей профессиональной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article methodical aspects of the organization and carrying out of laboratory works at the subject «Computer science and information technologies» taking into account the inter-subject communications, focused on the future professional work are considered.

Текст научной работы на тему «Лабораторные работы по курсу «Информатика и информационные технологии» с учетом межпредметных связей»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» С УЧЕТОМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Л.М. Набиулина

В статье рассматривается методика организации и проведении лабораторных работ по курсу «Информатика и информационные технологии» на основе использования межпредметных связей с учетом будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, лабораторные работы, межпредметная связь.

«Laboratory works at the subject «Computer science and information technologies» taking into account the inter-subject communications». In given article methodical aspects of the organization and carrying out of laboratory works at the subject «Computer science and information technologies» taking into account the inter-subject communications, focused on the future professional work are considered.

Key words: informatics, information technologies, laboratory works, inter-subject communications.

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием компьютерной технологии. Не осталась в стороне и такая сфера, как образование. Как отмечал В.И.Сафонов, «Информатизация образования - это, в первую очередь, использование компьютерной техники и специализированного программного обеспечения в качестве активного средства обучения» [7, с.101]. Поэтому современный педагог обязан владеть знаниями и умениями не только в своей предметной области, но и иметь навыки использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Подготовка будущих учителей к эффективному использованию современных информационных технологий является задачей курса «Информатика и информационные технологии (ИТ)» в педагогических вузах. В Концепции 136

информатизации сферы образования указывается, что изучение курса информатики должно вестись с учетом профиля будущей профессиональной деятельности. Одним из путей решения данной задачи является учет межпредметных связей курса информатики и предметов из блока общепрофессиональных дисциплин по специальности. Эти связи играют важную роль в организации лабораторных занятий, так как именно на данных занятиях будущие учителя учатся использовать информационные технологии в своей будущей профессиональной деятельности. Между тем, эти занятия не всегда дают ожидаемых результатов. Причина заключается в недостаточной разработанности вопросов реализации межпредметных связей курса информатики.

С теоретической и методологической точек зрения разработке основ

межпредметных связей посвящены работы И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой

[3], М.И. Махмутова [5] и др. В них авторами разрабатывались различные классификации межпредметных связей, рассматривались их основные задачи и функции, способы внедрения в учебный процесс посредством различных форм обучения.

Проблемам межпредметных связей информатики с различными учебными предметами в высшей школе и формированием на этой основе личностных качеств студентов посвящены многочисленные диссертационные исследования, в том числе таких авторов, как А.Г. Гейн [2], А.Н. Качанов

[4] и др. А.Г. Гейн предложил изучение информационного моделирования как средства реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного цикла. Качано-вым А.Н. были разработаны теоретические вопросы межпредметных связей преподавания информатики в процессе подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности.

Анализ работ показал, что остаются малоизученными вопросы, связанные с установкой и реализацией межпредметных связей информатики с профилирующими предметами для гуманитарных факультетов в педагогических вузах.

Особенность подготовки студентов гуманитарных факультетов педагогических вузов в области информационных технологий состоит в том, что содержание учебных задач, предлагаемых преподавателем, должно учитывать психофизиологические особенности их учебно-познавательной деятельности (восприятие, мышление, память и т.д.). При этом необхо-

димы наглядно-описательный способ объяснения и живой стиль изложения фундаментальных основ информатики и информационных технологий, принципиально отличающийся от приемов представления материала студентам естественных факультетов, возможность применения гибких форм контроля его усвоения.

Известно, что межпредметные связи можно предусмотреть при курсовом планировании. Наличие курсового планирования позволяет заранее изучить необходимое содержание смежных предметов, вовремя дать домашние задания на повторение опорных знаний из других предметов. В данной статье в качестве примера рассматривается межпредметная связь курса «Информатика и ИТ» с предметами из блока общепрофессиональных дисциплин для студентов направления 5141300 - Родной язык и литература (Русский язык и литература).

В соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 5141300 - Родной язык и литература (Русский язык и литература) [6] курс «Информатика и ИТ» входит в блок математических и естественнонаучных дисциплин (проводятся в 3 и 4 семестрах). При курсовом планировании для установления межпредметных связей (по временному признаку выделялись предшествующие и сопутствующие дисциплины) на основе Государственного образовательного стандарта и учебного плана были выявлены те дисциплины, которые могут иметь межпредметные связи с курсом «Информатика и ИТ».

После детального изучения содержания предметов из блока общепрофес-

137

сиональных дисциплин по специальности на основе учебной программы по курсу «Информатика и ИТ» была составлена таблица тематического планирования межпредметных связей, в которой отражаются темы лабораторных занятий по курсу «Информатика и ИТ», основные понятия, выносимые для изучения в рамках данной темы, а также основные понятия из дисциплин по специальности, с помощью которых устанавливаются межпредметные связи.

После выявления межпредметных связей было осуществлено планирование каждого занятия. Данное планирование межпредметных связей представляет собой более полное и развернутое отражение их содержания и методики осуществления на каждом занятии внутри учебной темы.

При подготовке к занятиям преподавателю целесообразно подготовить и сформулировать вопросы, задачи, задания межпредметного характера. Благоприятные возможности для осуществления межпредметных связей разных видов имеют проектные задания, постановка проблемных задач.

В качестве примера рассмотрим следующую лабораторную работу по теме «Создание презентационных слайдов в программе MS Power Point» для студентов, обучаемых по направлению бакалавриата «Русский язык и литература».

Данная работа преследует следующие цели: обобщить и применить знания и умения по использованию презентационной программы для решения профессиональных задач; формирование и развитие общеучебных и общекультурных навыков работы с 138

информацией и мультимедийным компьютером.

Студентам дается общее задание: с помощью программы MS Power Point создать программный продукт учебного назначения по теме «Сказки» (данная тема входит в предмет «Устное народное творчество» для бакалавров 1 курса, обучаемых по направлению -Русский язык и литература). Для организации данной лабораторной работы можно рекомендовать групповую работу с использованием игровой технологии. Реализация учебной деловой игры как метода обучения предполагает интенсивное взаимодействие ее участников, поскольку существует тесная взаимосвязь между членами группы в освоении игрового дидактического материала. Моделируемая игрой деятельность становится внутренним организующим стержнем, вокруг которого накапливаются и закрепляются знания. Группа в целом и каждый ее член становятся активными субъектами процесса обучения. Использование деловых игр при организации лабораторных работ по курсу «Информатика и ИТ» содействует: во-первых, активизации познавательной деятельности участников игры; во-вторых, развивает их способность к самостоятельному обучению; в-третьих, создает стойкую познавательную ориентацию, сохраняющуюся и после окончания игры.

Студенты делятся на группы по 4 человека. Внутри группы распределяют роли: эксперт, компьютерный дизайнер, психолог, специалист русского языка и литературы. Выдвигают руководителя группы. Оценку результатов работы каждого игрока и группы в целом дают эксперты. В качестве руково-

дителя игры выступает преподаватель информатики, главным экспертом -преподаватель кафедры Русской литературы. Необходимо заранее подготовить файлы с готовыми рисунками по теме «Сказки». Целесообразно перед началом выполнения группами задания совместно разработать правила проведения игры, например: строго выполнять алгоритм игры, участники одной группы не должны вступать в контакт с игроками другой группы, участники игры обязаны соблюдать дисциплину.

В каждой группе студенты, выполняющие роли компьютерного дизайнера, психолога, специалиста русского языка и литературы выдвигают требования к создаваемому электронному пособию учебного назначения (психолого-педагогические, эргономические, эстетические требования описаны в карточках с функциями ролей). Далее с учетом выдвинутых требований переходят к обсуждению и составлению плана по выполнению задания (составляют схему слайдов и приблизительное их содержание). После этого группа переходит к работе на компьютере и осуществляет проект презентации.

В этой игре функции психолога заключаются в следующем: требования к учету возрастных особенностей тех, кто будет обучаться с помощью созданного программного продукта (может предназначаться для учащихся 5 классов на уроках литературы или для студентов 1 курса, обучаемых по направлению «Русский язык и литература» при изучении предмета «Устное народное творчество»), требования к изображению, информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считыва-

ния изображения, к расположению текста на экране (табличное, в виде текста, заполняющего весь экран и т. д.), уместное и правильное использование изображений.

Компьютерный дизайнер помогает правильно и эффективно использовать возможности программы MS Power Point при создании программного продукта учебного назначения, минимизация времени на действия пользователя, упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов.

Специалист русского языка и литературы помогает в подборе необходимой информации, изложении материала в правильной последовательности, грамотного изложения материала.

После того, как каждая группа в отведенное для них время создали программный продукт, руководители групп демонстрируют всем выполненную работу.

От каждой группы выходит эксперт и представляет отчет о работе каждого члена группы, исполняющего следующие роли: компьютерный дизайнер, специалист русского языка и литературы, психолог. Результативность выполнения функции своей роли, выдвижения конкретных идей на этапе обсуждения, участия в осуществлении проекта на компьютере оценивается по пятибалльной системе.

Далее главный эксперт дает анализ программным продуктам с точки зрения возможности их использования в качестве учебного программного средства для школьников, изучающих тему «Сказки», используя следующую таблицу:

Таблица 1.

Обобщение результатов создания программного продукта учебного назначения по

теме «Сказки».

Показатели

№ группы: Использование в учебном процессе без доработки (5 баллов) Использование в учебном процессе с небольшой доработкой (4балла) Использование в учебном процессе только частично (3 балла) Отсутствует ясность и обоснованность (12 балла) Не представляет интереса (0 баллов)

С заключительным словом выступает руководитель игры и дает общую оценку работы, указывает, какие из работ наиболее удачны с точки зрения эффективного использования средств программы MS Power Point.

Организованные и проведенные лабораторные занятия с использованием межпредметных связей помогают продемонстрировать студентам, как можно применять приобретенные информационные умения и навыки по курсу «Информатика и ИТ» в своей будущей профессиональной деятельности. Лабораторные занятия, построенные на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни, носят практический характер и обеспечивают развитие познавательной деятельности.

Таким образом, систематическое использование межпредметных связей предполагает поиск эффективных методических путей их включения в содержание, методы и формы организации обучения на лабораторных занятиях по курсу «Информатика и ИТ».

Литература:

1. Концепция информатизации сферы образования Республики Узбекистан //

«Учитель Узбекистана». 9 и 16 апреля 2004.

2. Гейн А.Г. Изучение информационного моделирования как средство реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного цикла: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М., 2000. - 18 с.

3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. «Межпредметные связи в современной школе». -М.: Педагогика, 1981, 159 с.

4. Качанов А.Н. Межпредметные связи в процессе преподавания информатики в туристском вузе: Дис. канд.пед.наук: 13.00.08. - М.: РГБ, 2005.

5. Махмутов М.И., Шакирзянов А.З. «Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ». - М.: Высшая школа, 1985.

6. Государственный образовательный стандарт Узбекистана. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5141300 - Родной язык и литература (Русский язык и литература). - Ташкент, 2001. -1 с.

7. Сафонов В.И. Организация подготовки учителей математики к использованию информационных технологий//Ка-занский педагогический журнал. - Казань, №2, 2008. - С.101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.