Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ФОРМЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗАГОРОДНОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ / CHILDREN''S HEALTH CAMPS / METHODS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL-HEALTH WORK / DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND MOTOR READINESS OF CHILDREN / PLANNING OF PHYSICAL-HEALTH WORK / FORMS OF PHYSICAL CULTURE IN A COUNTRY HEALTH CAMP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богдановский Д.А.

Особенности функционирования детских, оздоровительных лагерей в современных условиях, связаны с наличием большого числа ослабленных детей, тенденций к сокращению смены, недостаточностью материально-технической базы. Определяют ряд специфических требований к организации и методике физического воспитания, заключающихся в приоритетной оздоровительной направленности работы детских оздоровительных лагерей, необходимости распределения детей по группам здоровья для занятия физическими упражнениями с учетом особенностей их физического развития и подготовленности, использования программ адаптированных к особенностям групп детей. Цель исследования: разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих повышение оздоровительной эффективности физического воспитания в загородных оздоровительных лагерях. Методы, используемые при оценке эффективности экспериментальных исследований: Теоретический анализ, источников информации научно-методического характера. Антропометрия. Педагогическое тестирование. Педагогическое наблюдение. Педагогический эксперимент. Методы математической статистики. В статье представлены результаты экспериментальных исследований, подтверждающие эффективность методики организации физкультурно-оздоровительной работы на примере детей 10-12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богдановский Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZING SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES DURING THE SUMMER HOLIDAYS FOR CHILDREN

Features of functioning of children's, improving camps in modern conditions, are connected with presence of a large number of the weakened children, tendencies to reduction of change, insufficiency of material and technical base. Define a number of specific requirements for the organization and methodology of physical education, consisting in the priority health focus of children's health camps, the need for the distribution of children in health groups for physical exercise, taking into account the characteristics of their physical development and preparedness, the use of programs adapted to the characteristics of groups of children. The purpose of the study: the development of sports and recreational activities that improve the health efficiency of physical education in suburban health camps. Methods used in evaluating the effectiveness of experimental studies: Theoretical analysis, sources of information of scientific and methodological nature. Anthropometry. Pedagogical testing. Pedagogical observation. Pedagogical experiment. Methods of mathematical statistics. The article presents the results of experimental studies confirming the effectiveness of the methods of organization of sports and recreation work on the example of children 10-12 years.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ»

потребительского рынка Ростовской области // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок — 2016 — С. 255-258 3. Миронова Д.Д., Головченко А.В. Управление государственными и муниципальными финансами в Ростовской области // Сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2017: В мире науки и инноваций // С.210-212.

УДК 379.835

Богдановский Д.А. студент 3 курса МФК «Благовещенский государственный педагогический университет» МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ОТДЫХА

ДЕТЕЙ

Аннотация: Особенности функционирования детских, оздоровительных лагерей в современных условиях, связаны с наличием большого числа ослабленных детей, тенденций к сокращению смены, недостаточностью материально-технической базы. Определяют ряд специфических требований к организации и методике физического воспитания, заключающихся в приоритетной оздоровительной направленности работы детских оздоровительных лагерей, необходимости распределения детей по группам здоровья для занятия физическими упражнениями с учетом особенностей их физического развития и подготовленности, использования программ адаптированных к особенностям групп детей.

Цель исследования: разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих повышение оздоровительной эффективности физического воспитания в загородных оздоровительных лагерях.

Методы, используемые при оценке эффективности экспериментальных исследований: Теоретический анализ, источников информации научно-методического характера. Антропометрия. Педагогическое тестирование. Педагогическое наблюдение. Педагогический эксперимент. Методы математической статистики.

В статье представлены результаты экспериментальных исследований, подтверждающие эффективность методики организации физкультурно-оздоровительной работы на примере детей 10-12 лет.

Ключевые слова: Детские оздоровительные лагеря, методика организации физкультурно-оздоровительной работы, динамика физического развития и двигательной подготовленности детей, планирование физкультурно-оздоровительной работы, формы по физической культуре в загородном оздоровительном лагере.

Bogdanovskiy О.Л.

METHODS OF ORGANIZING SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES DURING THE SUMMER HOLIDAYS FOR CHILDREN

Annotation: Features of functioning of children's, improving camps in modern conditions, are connected with presence of a large number of the weakened children, tendencies to reduction of change, insufficiency of material and technical base. Define a number of specific requirements for the organization and methodology of physical education, consisting in the priority health focus of children's health camps, the need for the distribution of children in health groups for physical exercise, taking into account the characteristics of their physical development and preparedness, the use ofprograms adapted to the characteristics of groups of children.

The purpose of the study: the development of sports and recreational activities that improve the health efficiency of physical education in suburban health camps.

Methods used in evaluating the effectiveness of experimental studies: Theoretical analysis, sources of information of scientific and methodological nature. Anthropometry. Pedagogical testing. Pedagogical observation. Pedagogical experiment. Methods of mathematical statistics.

The article presents the results of experimental studies confirming the effectiveness of the methods of organization of sports and recreation work on the example of children 10-12 years.

Key words: children's health camps, methods of organization of physical-health work, dynamics of physical development and motor readiness of children, planning of physical-health work, forms of physical culture in a country health camp.

Физическое воспитание является одним из важнейших разделов работы оздоровительного лагеря.

Проводимые в лагере массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия должны быть неотъемлемой частью режима; соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, физическому развитию и физической подготовленности; вовлекать в систематические занятия физической культурой всех детей, отдыхающих в ЗОЛ. Так же, физкультурно-оздоровительная работа в лагере должна способствовать формированию у детей моральных и волевых качеств.

Основным содержанием работы лагерей являются разнообразные физические упражнения в сочетании с закаливанием, дополняемые общественно полезным трудом и другие мероприятия для активного отдыха.

Физкультурно-оздоровительная работа в лагере включает гигиеническую гимнастику (утром и перед сном), купание, прогулки, походы, подвижные игры, гимнастические, легкоатлетические и другие упражнения для разностороннего физического развития детей, простейшие соревнования. Оздоровительные мероприятия должны сочетаться с культурным отдыхом.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе осуществлялся анализ литературных источников по проблеме исследования, документальных материалов, теоретическое исследование практического опыта по организации и содержанию работы по физическому воспитанию в загородном оздоровительном лагере. Проводился анализ и отбор методик исследования, разрабатывался экспериментальный план работы ЗОЛ.

На втором этапе были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 66 человек каждая (33 мальчика и 33 девочки в возрасте 10-12 лет), одинаковых по уровню физического развития и физической подготовленности.

Комплектация групп проводилась методом случайной выборки. На данном этапе проводилось тестирование по пяти показателям (кистевая динамометрия правой и левой руки, жизненная емкость легких, прыжки через скакалку за 15 секунд, сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа) до и после эксперимента. Суть эксперимента заключается во внедрении предлагаемой методики построения физкультурно-оздоровительной работы в ЗОЛ с целью исследования динамики физического развития и двигательной подготовленности детей за время нахождения их в лагере. В течение смены (продолжительность смены 21 день) контрольная группа занималась по общему плану ЗОЛ, а экспериментальная - занималась по предложенному плану работы.

На третьем этапе обрабатывались результаты эксперимента и были разработаны практические рекомендации.

В начале эксперимента все испытуемые имели примерно одинаковый уровень физического развития, двигательной и функциональной подготовленности. На основе анализа работы в ЗОЛ нами были выявлены и внедрены формы занятий.

В начале эксперимента в обеих группах было проведено тестирование среди мальчиков и девочек отдельно (Таблица 1,2).

Таблица 1 - Показатели тестирования мальчиков контрольной и

Группа Показатели Контрольная группа Эксперименталь ная группа t Р Разница %

М±m М±m

Кистевая динамометрия правой (кг) 22,7± 1,24 23,2±1,3 0,29 >0,05 2

Кистевая динамометрия левой (кг) 20,2±0,9 21,5±1,06 1,08 >0,05 6

ЖЕЛ (л) 1,59±0,05 1,71 ±0,06 1,7 >0,05 7,01

Прыжки через скакалку за 15 сек (кол-во раз) 19,7±0,2 20,2±0,28 1,4 >0,05 2,4

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 14,2±0,41 14,6±0,45 0,6 >0,05 2,8

Данные, полученные в результате тестирования мальчиков контрольной группы показали следующее: кистевая динамометрия (правой) -22,7 (кг); кистевая динамометрия (левой) - 20,2 (кг); ЖЕЛ - 1,59 (л); прыжки через скакалку - 19,7 (раз); сгибание и разгибание рук в упоре лёжа - 14,2 (раз), а результаты мальчиков в экспериментальной группе были показаны следующие: кистевая динамометрия (правой) - 23,2 (кг); кистевая динамометрия (левой) - 21,5 (кг); ЖЕЛ - 1,71 (л); прыжки через скакалку -20,2 (раз); сгибание и разгибание рук в упоре лёжа - 14,6 (раз).

Таблица 2 - Показатели тестирования девочек контрольной и

Группа Показатели Контроль ная группа Экспериментальная группа t Р Разница %

М±m М±m

Кистевая динамометрия правой (кг) 20,1±1,01 20,8±1,1 0,5 >0,05 3,3

Кистевая динамометрия левой (кг) 18,2±0,6 18,8±0,9 0,6 >0,05 3,1

ЖЕЛ (л) 1,2±0,03 1,3±0,04 1,2 >0,05 7,6

Прыжки через скакалку за 15 сек (кол-во раз) 22,6±0,34 23,6±0,41 1,9 >0,05 4,2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 9,83±0,3 9,6±0,37 0,48 >0,05 2,3

Материалы, полученные в результате тестирования девочек контрольной группы до эксперимента, дали следующие результаты: кистевая динамометрия (правой) - 20,1 (кг); кистевая динамометрия (левой) - 18,2 (кг); ЖЕЛ - 1,2 (л); прыжки через скакалку - 22,6 (раз); сгибание и разгибание рук в упоре лёжа - 9,83 (раз), а результаты в экспериментальной группе были показаны следующие: кистевая динамометрия (правой) - 20,8 (кг); кистевая динамометрия (левой) - 18,8 (кг); ЖЕЛ - 1,3 (л); прыжки через скакалку -23,6 (раз); сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа - 9,6 (раз).

Итак, как указывалось выше, исходные показатели на начало эксперимента в обеих группах практически одинаковы, достоверных различий нет (р>0,05).

После проведения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование. Контрольная группа занималась по общему плану ЗОЛ, а экспериментальная группа занималась по экспериментальному плану работы.

Таблица 3 - Динамика показателей тестирования мальчиков за период

Показатели Исходные данные Конечные данные t Р Разница %

М±m М±m

Кистевая динамометрия правой (кг) Э 23,2±1,3 25,2±0,8 2,3 <0,05 7,9

К 22,7±1,24 23,6±0,9 0,6 >0,05 3,8

Кистевая динамометрия левой (кг) Э 21,5±1,06 24,8±1 2,3 <0,05 13,3

К 20,2±0,9 21,1±1,1 1,3 >0,05 8,5

ЖЕЛ (л) Э 1,71 ±0,06 2,06±0,02 5,8 <0,05 16,9

К 1,59±0,05 1,65±0,03 1,2 >0,05 3,6

Прыжки через скакалку за 15 сек (кол-во раз) Э 20,2±0,28 28,3±0,41 2,02 <0,05 28,6

К 19,7±0,2 24,8±0,52 1,9 >0,05 20,5

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Э 14,6±0,45 23,0±1,32 6,0 <0,05 36,5

К 14,2±0,41 16,6±1,52 1,6 >0,05 14,4

Анализируя динамику результатов исследования экспериментальной и контрольной групп (табл.3) мы видим, что показатель кистевой динамометрии правой руки в экспериментальной группе увеличился на 7,9 % (Р < 0,05), в контрольной группе увеличился на 3,8 % (Р > 0,05); показатель кистевой динамометрии левой руки в экспериментальной группе увеличился на 13,3 % (Р< 0,05), в контрольной увеличился на 8,5 % ( Р > 0,05); показатель ЖЕЛ - в экспериментальной группе увеличился на 16,9 % (Р < 0,05), в контрольной группе увеличился на 3,6 % (Р > 0,05); показатель прыжков через скакалку за 15 сек - в экспериментальной группе увеличился на 28,6 %(Р < 0,05), в контрольной группе увеличился на 20,5 % (Р > 0,05); показатель в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа - в экспериментальной группе увеличился на 36,5 % (Р < 0,05), в контрольной группе увеличился на 14,4 % (Р > 0,05).

Таблица 4 - Динамика показателей тестирования девочек за период

Показатели Исходные данные Конечные данные t Р Разница %

М±m М±m

Кистевая динамометрия правой (кг) Э 20,8±1,1 24,6±0,5 3 <0,05 15,4

К 20,1± 1,01 23,2±0,8 1,9 >0,05 13,3

Кистевая динамометрия левой (кг) Э 18,8±0,9 21,3±0,3 2,7 <0,05 11,7

К 18,2±0,6 19,4±0,4 1,8 >0,05 6,1

ЖЕЛ (л) Э 1,3±0,04 1,42±0,01 2,5 <0,05 8,4

К 1,2±0,03 1,31 ±0,02 1,7 >0,05 8,3

Прыжки через скакалку за 15 сек (кол-во раз) Э 23,6±0,41 25,9±0,57 3,8 <0,05 8,8

К 22,6±0,34 24,2±0,48 1,5 >0,05 6,6

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Э 9,6±0,37 13,4±0,4 2,1 <0,05 7,6

К 9,83±0,3 9,83±0,32 0 >0,05 0

Анализируя динамику результатов исследования экспериментальной и контрольной групп (табл.4) мы видим, что показатель кистевой динамометрии правой руки в экспериментальной группе увеличился на 15,4% (Р< 0,05), в контрольной группе увеличился на 13,3 % (Р > 0,05); показатель кистевой динамометрии левой руки в экспериментальной группе увеличился на 11,7% (Р< 0,05), в контрольной увеличился на 6,1 % ( Р > 0,05); показатель ЖЕЛ - в экспериментальной группе увеличился на 8,4 % (Р < 0,05), в контрольной группе увеличился на 8,3 % (Р > 0,05); показатель прыжков через скакалку за 15 сек - в экспериментальной группе увеличился на 8,8 % (Р < 0,05), в контрольной группе увеличился на 6,6 % (Р > 0,05 ); показатель в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа - в экспериментальной группе увеличился на 7,6 % (Р < 0,05), в контрольной группе не увеличился 0 % (Р > 0,05).

Сравнительные данные конечных результатов контрольной и экспериментальной групп представлены в таблицах 5,6.

Таблица 5 - Показатели тестирования мальчиков контрольной и

Группа Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа t Р Разница %

М±m М±m

Кистевая динамометрия правой (кг) 23,6±0,9 25,2±0,8 2,3 <0,05 6,3

Кистевая динамометрия левой (кг) 22,1±1,1 24,8±1,0 2,0 <0,05 10,8

ЖЕЛ (л) 1,65±0,03 2,06±0,02 4,3 <0,05 6,3

Прыжки через скакалку за 15 сек (кол-во раз) 24,8±0,52 28,3±0,41 5,8 <0,05 12,3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 16,6±1,52 23,0± 1,32 2,6 <0,05 27,8

Сравнивая полученные результаты тестирования мальчиков контрольной и экспериментальной групп после эксперимента мы видим, что показатель кистевой динамометрии правой руки в экспериментальной группе больше чем в контрольной группе на 6,39 % (Р < 0,05); показатель кистевой динамометрии левой руки в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе на 10,8 % (Р< 0,05); показатель ЖЕЛ - в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе на 6,3 % (Р < 0,05); показатель прыжков через скакалку за 15 сек. - в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе на 12,3 % (Р < 0,05); показатель в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа - в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе на 27,8 % (Р <0,05).

Таблица 6 - Показатели тестирования девочек контрольной и

экспериментальной групп после эксперимента (П = 33)

Группа Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа t Р Разница %

М±m М±m

Кистевая динамометрия правой (кг) 23,2±0,8 24,6±0,5 2,2 <0,05 5,6

Кистевая динамометрия левой (кг) 19,4±0,4 21,3±0,3 3,8 <0,05 8,9

ЖЕЛ (л) 1,31 ±0,02 1,42±0,01 5,5 <0,05 7,7

Прыжки через скакалку за 15 сек (кол-во раз) 24,2±0,48 25,9±0,57 2,4 <0,05 6,5

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 9,83±0,32 10,4±0,4 2,19 <0,05 5,4

Сравнивая полученные результаты тестирования девочек контрольной и экспериментальной групп после эксперимента мы видим, что показатель кистевой динамометрии правой руки в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе на 5,6 % (Р < 0,05); показатель кистевой динамометрии левой руки в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе на 8,9 % (Р< 0,05); показатель ЖЕЛ - в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе на 7,7 % (Р < 0,05); показатель прыжков через скакалку за 15 сек. - в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе на 6,5 % ( Р < 0,05); показатель в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа - в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе на 5,4 % (Р < 0,05).

Анализируя результаты, полученные до и после эксперимента в обеих группах, мы видим, что в контрольной группе показатели тестирования достоверных различий не имеют. В экспериментальной группе все показатели результатов теста достоверны, что указывает на положительное воздействие и эффективность предложенных нами дополнительных форм занятий в ЗОЛ.

Использованные источники:

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК)/Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

2. Банков, В.П. В детском оздоровительном лагере: методические

материалы / В.П. Банков // Физическая культура в школе. - 1993. - №3. -С.43-45.

УДК 379.835

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Богдановский Д.А. студент 3 курса МФК «Благовещенский государственный педагогический университет ПЛАН РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ЗАГОРОДНОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация: Актуальность. Большую роль в популяризации спорта и здорового образа жизни играют детские спортивные и оздоровительные лагеря. Условия их функционирования в настоящее время значительно изменились по сравнению с существующими ранее.

Цель исследования: разработка и усовершенствование плана работы по физическому воспитанию в загородном оздоровительном лагере.

Методы, используемые при оценке эффективности экспериментальных исследований: Теоретический анализ, предложенный ранее использованный план работы проведения физкультурных занятий с детьми, усовершенствования плана.

В статье представлены результаты усовершенствования ранее использованного плана работы по физической культуре с детьми в ЗОЛ.

Ключевые слова: Физическое воспитание, организации физкультурно-оздоровительной работы, загородные оздоровительные лагеря, план работы.

Bogdanovskiy D.A. WORKPLAN IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN IN

SUMMER CAMP

Annotation: Relevance. Children's sports and health camps play an important role in promoting sports and a healthy lifestyle. The conditions for their operation have now changed considerably from those of the past.

The purpose of the study: development and improvement of the work plan for physical education in a country health camp.

Methods used in assessing the effectiveness of experimental studies: Theoretical analysis, the previously used plan of work of physical training with children, improvement of the plan.

The article presents the results of improving the previously used plan of work on physical education with children in the ASHES.

Key words: Physical education, organization of physical culture and health work, country health camps, work plan.

Разработанный план организации физкультурно-оздоровительной работы на основании проведённых исследований позволяет повысить уровень физического развития и физической подготовленности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.