Научная статья на тему 'Методика оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух грузоподъемных кранов, перемещающих общий груз'

Методика оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух грузоподъемных кранов, перемещающих общий груз Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
182
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / СОВМЕЩЕННЫЙ РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС / ДВА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНА / ОБЩИЙ ГРУЗ / METHODOLOGY / OPTIMIZATION / PROCESS PARAMETERS / COMBINED WORKFLOW / TWO CRANES / COMMON CARGO

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Корытов Михаил Сергеевич

Описываются методика и алгоритм оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух грузоподъемных кранов, перемещающих общий груз в пространстве с препятствиями, по предложенным комплексным критериям оценки эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Корытов Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author describes the technique and algorithm for optimizing process parameters of the combined workflow of two cranes shifting common cargo in the space with obstructions by the proposed complex efficiency estimation criteria.

Текст научной работы на тему «Методика оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух грузоподъемных кранов, перемещающих общий груз»

УДК 621.87:621.865.8

МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СОВМЕЩЕННОГО РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДВУХ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ, ПЕРЕМЕЩАЮЩИХ ОБЩИЙ ГРУЗ

М.С. Корытов

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия», г. Омск E-mail: [email protected]

Описываются методика и алгоритм оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух грузоподъемных кранов, перемещающих общий груз в пространстве с препятствиями, по предложенным комплексным критериям оценки эффективности.

Ключевые слова:

Методика, оптимизация, технологические параметры, совмещенный рабочий процесс, два грузоподъемных крана, общий груз. Key words:

Methodology, optimization, process parameters, combined workflow, two cranes, common cargo.

Поскольку совместная работа по перемещению общего груза двумя или несколькими грузоподъемными кранами (ГПК) является работой исключительной важности и сложности, выполняется сравнительно редко, например, при перемещении крупногабаритных грузов или груза большой массы, превышающей грузоподъемность отдельного крана, то при выполнении данного вида работ определяющими становятся критерии безопасности и координатной точности работы группы кранов.

Предложена методика оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух ГПК, перемещающих общий груз в пространстве с препятствиями, по комплексным критериям оценки эффективности. Ввиду сложности и противоречивости характера требований задачи, а также дискретного характера ряда используемых исходных данных, разработанная методика включает в себя полный сравнительный перебор допустимых вариантов при дискретно изменяемых значениях оптимизируемых параметров [1].

Постановка задачи. Положение базового шасси ГПК в пространстве характеризуется 6-ю обобщенными координатами (индексы с 1 по 6, из них координаты q1, qi и q6 имеют широкий диапазон варьирования), рабочего оборудования ГПК - еще 4-мя (индексы с 7 по 10, угол поворота поворотной платформы q7, угол подъема стрелы q8, длина стрелы q9, длина грузового каната ^0). Значения линейных координат задаются в условных линейных единицах (УЛЕ), угловых - в радианах. Второй индекс после запятой соответствует номеру ГПК (№ 1 и № 2). Необходимо оптимизировать постоянные значения неуправляемых координат двух ГПК на примере стреловых автомобильных кранов Кь qs.1l q6,l]; ^1,2; ^ч,2; q6,2] (места постановки в пределах рабочей области, рис. 1) и переменные значения управляемых координат ^71; q8,1; q9,1; ^01]; [^,2; q8,2; q9,2; ^02] в виде траекторий в пространстве конфигураций ГПК, по принятым критериям эффективности.

Описание алгоритма оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса.

Рис. 1. Координаты базовых шасси двух ГПК, перемещающих общий груз по заданной траектории (вид в плане, показаны положения двух ГПК и последовательные положения оси груза в форме цилиндра, пример)

В качестве комплексных критериев оценки эффективности совмещенного рабочего процесса двух ГПК, перемещающих общий груз, предлагается использовать средний относительный критерий эффективности - и максимальный относительный критерий эффективности -тах:

Л ' (1 S* ) + Л

(gk )ik qk п ^

х = -

Xmax = max

4k п

У .

Л(1 - (SmJi) + Л

Л(1 - (IminW + Л

(gk max )i - gk mil

gk max

(gk max )2 — gk gk max

где Я1, Я2 - весовые коэффициенты значимости частных критериев £ и qk соответственно, Я1+Я2=1; 4 - среднее значение критерия устойчивости для траектории точки подвеса груза, перемещаемой отдельным ГПК (4шП)й - минимальное значение

критерия устойчивости для траектории точки подвеса груза, перемещаемой отдельным ГПК /k;

С

П^ск

З 1

ВВОД ИСХОДНЫХ ДсШНЫХ. [хшрт{п~ Хшртах1, Г-^шОтігь -^шОтахІ?

-^-------------------

Поиск траектории груза Я , оптимальной по геометрическому критерию на основе линейно-угловых координат груза в геометрическом пространстве препятствий, с использованием отдельных методик [41

Ь =оо

X

^ #и ^

#1,1 ^ч//0тііь #1Д^-^"ш0тах:>

<71,1= #1Д+А/Ш

/ #зд ^

#3,1 ^шОтігь #ЗД^^ш0тах:> #зд= #зд+А/м

^ #1,2 \ #1,2 ^шОтіїї; #1.2—

#1,2= #1,2+А/М

^ </3.2 \

</3.2 -^шОтіп, #3,2^^ш0тах:> #3,2= #з,2+А/м

#ед

q6л=-щ #ед< л;

<76,1= ^бД+Аг/г, і

#6, 2

<76,2=-^; #б,2< л; #6,2= дб,2+&иш 2

ДО

Проверка пересечений ГПК № 1 и препятствий по отдельной методике

Проверка пересечений ГПК № 2 и препятствий по отдельной методике

12

Г1-

14

Ь =со

11

13

Проверка пересечений двух ГПК по отдельной методике

15 —►

16

Нет

Да

Определение текущего значения комплексного относительного критерия эффективности совмещенного рабочего процесса двух ГПК Ь=%

(£=Хтах)

Г 17 Да 18

Ґ=Ь; ^і,Г=^ід; ^з,Г=#з,ь

</</. >—► #1,2 =#1,2; #3,2 =#3,2;

Нет #6,1 _#бд; #6,2 _#б,2

20

#зд

22

#3,2

23

#1,2

21

#6,2

24

#6,1

25

Нахождение траекторий движения <77,1=/(0; #8,1=/(0; #9.1=Д0; #10,1=/(0; #7.2=/(0; #8,2=/(0; #9,2 =/(0; #Ю,2=/(0 ПОДВИЖНЫХ звеньев двух ГПК в их пространствах конфигураций по 51*; <71,1*; #зд*; #1,2 ; #3,2 ; #6,1 ; #6,2 ПО отдельной методике решения обратной задачи кинематики ГПК [5]

I

Вывод результатов: І ; ^д ; ^Зд ; #1,2 ; #3,2 ; #6,1*; #6,2*; #7д=Д0; #8л=/(0; #9,і=Л0;

#юд =/(0; #7.2=/(0; #8,2 =/0); #9,2 =/(0; #ю,2=/(0

27

Останов )

Рис. 2. Блок-схема алгоритма оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух грузоподъемных кранов, перемещающих общий груз

(-к)й - среднее значение длины грузового каната для траектории точки подвеса груза, перемещаемой отдельным ГПК к; (дкша)к - максимальное значение минимально возможной длины грузового каната для траектории точки подвеса груза, перемещаемой отдельным ГПК к (гке [1;2]).

Критерий оценки устойчивости ГПК с прямоугольным опорным контуром вычисляется на основе нормальных реакций в опорных элементах [2, 3]:

£ = шт < к{,к2;-^;-Ц,

I к1 к2 ]

где к1, к2, 1/к1, 1/к2 - показатели устойчивости для 4-х осей опрокидывания, входящих в опорный контур, вычисляемые на основе нормальных реакций в опорных элементах:

= ^1 + Я2 . , = Я2 + Я3

1 Л з + Л/ 2 Л, + Л4’

где Яъ Яг, Л3, ^ - нормальные реакции на опорных элементах ГПК.

Текущее значение критерия устойчивости £, вычисленное на основе нормальных реакций, сравнивается с предельным критическим значением критерия 4^ [2, 3].

Величина дк, также как и величина критерия устойчивости £, может быть определена как в статике, так и динамике, в каждый момент временного отрезка реализации траектории перемещения груза отдельным ГПК. Причем, оптимальными являются большие значения критерия устойчивости £, что соответствует большей устойчивости отдельного ГПК, и меньшие значения длины грузового каната дк, что соответствует лучшей управляемости и создает предпосылки для повышения координатной точности положения груза со стороны отдельного ГПК.

Значения безразмерных критериев х и х™ находятся в диапазоне [0;1]. При этом меньшим значениям соответствуют более эффективные сочетания варьируемых технологических параметров.

При этом, если для траектории перемещения груза отдельным ГПК, в какой-либо точке данной траектории значение частного критерия устойчивости снижается менее величины предельного критического значения критерия устойчивости £крит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£()—£крит>

то значения комплексных относительных критериев оценки эффективности х и Хтах принимаются равными верхнему предельному, наименее оптимальному значению, т. е. 1.

Решение задачи при различных значениях исходных данных обобщенных координат базовых шасси двух ГПК [ди; дм; дм]; [ди; д„; д^] с последующим сравнением значений оптимизируемой целевой функции (х, либо Хтах) для каждого варианта, позволяет оптимизировать значения перечисленных неуправляемых, и управляемых [д71; д81; ?9,1; ^од]; [?7,2; 9»,ь #9,2; ^од] технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух ГПК по принятым критериям эффективности.

Исходными данными задачи выступают размеры рассматриваемой рабочей области [xm0min;x„/lmav]x (см. рис. 1), в пределах которой могут быть установлены ГПК, шаги дискретизации линейных А/„ и угловых Аи„ координат, конфигурация препятствий в рабочей области, а также конструктивные и технологические параметры ГПК.

Необходимо расположить базовые шасси двух ГПК оптимальным образом относительно начального и конечного положений перемещаемого груза с учетом ограничений, создаваемых препятствиями и запретными для расположения ГПК зонами, в т. ч. условием взаимного непересечения объемных тел ГПК (см. рис. 1).

Проведенные исследования показали, что на графиках целевых функций могут присутствовать области локальных минимумов, поэтому необходимо использовать метод полного перебора варьируемых параметров с определенным шагом дискретности.

На рис. 2 приведена упрощенная блок-схема алгоритма оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух ГПК, перемещающих общий груз.

Результатом работы алгоритма является значение глобального минимума целевой функции L* на рассматриваемой области положений базовых шасси двух ГПК [x^; X„0max]; [z„0min; z„0max], а также соответствующие глобальному минимуму L* значения варьируемых технологических параметров положения базовых шасси двух ГПК qu*; q31*; q12*; q32*; q6,1*; q6,2* и рабочего оборудования обоих ГПК во всех точках траектории груза S’: q71=f(t); #8д=/(0;

q9,1=At); ql0,1=/(t); q7,2=/(t); q8,2=/(t); q9,2=/(t); ql0,2=/(t).

Представление результатов вычислительных экспериментов в виде линий уровня, соединяющих начала систем координат двух базовых шасси при определенном сочетании значений А1 и Я2, приведено на рис. 3. Отрезки на рис. 3 получены при равномерном дискретном варьировании положения начала координат базового шасси ГПК № 1 (одна точка отрезка) с поиском оптимального положения начала координат базового шасси ГПК № 2 (вторая точка отрезка). Подмножество неулуч-шаемых решений (оптимальных при каждом сочетании А1 и Я2) при использовании комплексного критерия эффективности xmax приведено на рис. 4. Позициями обозначены сочетания значений весовых коэффициентов А1 и Я2: 1 - [А1=0,1;А2=0,9]; 2 -[А1=0,2; А2=0,8]; 3 - [А1=0,3; А2=0,7]; 4 - [А1=0,4 Я2=0,6]; 5 - [А1=0,5; А2=0,5]; 6 - [А1=0,6; А2=0,4]

7 - [А1=0,7; Я2=0,3]; 8 - А1=0,8; А2=0,2]; 9 - [А1=0,9 Я2=0,1].

Выводы

Предложен алгоритм оптимизации технологических параметров совмещенного рабочего процесса двух грузоподъемных кранов, перемещающих общий груз, реализованный в средах Microsoft Visual C++ и MATLAB, подтверждена его работоспособность и эффективность.

Рис. 3. Представление результатов вычислительных экспериментов в виде линий уровня, соединяющих начала систем координат двух базовых шасси при определенном сочетании значений А; и А2 (пример)

\Х(и УЛЕ

Рис. 4. Подмножество неулучшаемыхрешений задачи при использовании комплексного критерия эффективностиxmax (пример)

Разработана методика оптимизации значений управляемых координат шасси кранов в процессе перемещения груза, а также расположения базовых шасси кранов в пределах рассматриваемой области

с учетом заданных ограничений, произвольно расположенных препятствий и выполнения условия непересечения объемных тел базовых шасси двух кранов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справочник по кранам: В 2 т. Т. 2. Характеристики и конструктивные схемы кранов. Крановые механизмы, их детали и узлы. Техническая эксплуатация кранов / М.П. Александров, М.М. Гохберг, А.А. Ковин и др.; Под общ. ред. М.М. Гохбер-га. - М.: Машиностроение, 1988. - 559 с.

2. Корытов М.С., Зырянова С.А. Использование нормальных реакций в опорных элементах автокрана для оценки его устойчивости // Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук: Межвуз. сб. трудов студентов, аспирантов и молодых ученых. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. - Вып. 2, Ч. 1. -С. 22-25.

3. Корытов М.С., Зырянова С.А. Критерий статической и динамической устойчивости грузоподъемного крана // Дорожно-

транспортный комплекс как основа рационального природопользования: Матер. Междунар. научно-техн. конф. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. - Кн. 1. - С. 27-29.

4. Корытов М.С., Щербаков В.С. Результаты сравнительного анализа алгоритмов планирования траектории движения объекта с учетом его угловых координат в трехмерном пространстве с препятствиями // Вестник СибАДИ. - 2011. -Вып. 1 (19). - С. 68-74.

5. Корытов М.С., Щербаков В.С., Котькин С.В. Методика решения обратной кинематической задачи грузоподъемного крана// Вестник СибАДИ. - 2011. - Вып. 2 (20). - С. 71-76.

Поступила 23.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.