Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛУЧШЕГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛУЧШЕГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛУЧШИХ ПРАКТИК / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горкун Марина Ивановна

В статье обосновывается значимость повышения качества профессиональной подготовки кадров для пенитенциарной системы. Аргументируется необходимость поиска новых научных подходов к содержанию профессиональной подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. Объясняется высокий интерес к проблеме подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. Обозначены основные ориентиры и цели, к реализации которых должны быть готовы образовательные организации ФСИН России. Обозначена актуальность внесения изменений в образовательные программы ФСИН России. Рассматриваются различные методы определения лучших практик (опыта). Описывается, в каких сферах деятельности данные методы применяются. Предоставляется аргументированное содержание методов определения лучших практик. Выделены методики, наиболее подходящие для определения лучшего зарубежного опыта подготовки кадров для пенитенциарной системы России. Дается объяснение, почему данные методики возможно использовать применительно к данному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DETERMINING THE BEST FOREIGN EXPERIENCE IN TRAINING PERSONNEL FOR THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA

The article substantiates the importance of improving the quality of professional training for the penitentiary system. The necessity of searching for new scientific approaches to the content of professional training in departmental educational organizations of the Federal Penitentiary Service is argued. The high interest in the problem of personnel training for the Russian penal system is explained. The main guidelines and goals are outlined, for the implementation of which educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia should be ready. The urgency of making changes to the educational programs of the Federal Penitentiary Service of Russia is indicated. Various methods of determining the best practices (experience) are considered. Describes in which fields of activity these methods are used. The reasoned content of methods for determining best practices is provided. The methods that are most suitable for determining the best foreign experience in training personnel for the penitentiary system of Russia are highlighted. An explanation is given why these techniques can be used in relation to this study.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛУЧШЕГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

С. 319-323.

6. Голуб, В.В. Методология моделирования пространства непрерывного военно-профессионального образования: дисс. ... д. пед. н. 13.00.08 / Голуб Владимир Витальевич. - Махачкала, 2019. - 488 с.

7. Голуб, В.В. Теоретико-методологическое обоснование процессов интеграции в непрерывном профессиональном образовании / Голуб В.В. // Научный журнал «Общество: социология, психология, педагогика» (Scientific journal «SOCIETY: sociology, psychology, pedagogics). - 2017. - №8. - С. 73-79.

8. Монахов, В.М. Проектирование инновационной методической системы подготовки бакалавра математики / Монахов В.М., Васекин С.В., Косино О.А. // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 22-31.

9. Новиков, А.М. Методология научного исследования / Новиков А.М., Новиков Д.А. - М.: Либроком. - 2009. - 280 с.

10. Онушкин, В.Г, Непрерывное образование - приоритетное направление науки / Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. // Советская педагогика. 1989. - № 2. - С. 86-90.

11. Дидактическое моделирование инновационных образовательных практик / Осмоловская И.М., Иванова Е.О., Кларин М.В., Сериков В.В., Алиев Ю.Б. - Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования. - 2019. - 226 с.

12. Современное образование как открытая система / Загвязинский В.И., Иванова С.В [и др.]; под ред.: Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. - Москва: ЮРКОМПАНИ. - 2012. - 573 с.

13. Фасоля, А.А. Особенности организации образовательного процесса в контексте конструктивистской концепции обучения / Фасоля А.А., Гузеев М.С., Уварина Н.В. // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - № 1. -С. 86-93.

Педагогика

УДК 37

преподаватель-методист отделения планирования, методического обеспечения и контроля образовательного процесса учебного отдела Горкун Марина Ивановна

Санкт-Петербургский университет федеральной службы исполнения наказаний России (г. Санкт-Петербург)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛУЧШЕГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ

ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Аннотация. В статье обосновывается значимость повышения качества профессиональной подготовки кадров для пенитенциарной системы. Аргументируется необходимость поиска новых научных подходов к содержанию профессиональной подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. Объясняется высокий интерес к проблеме подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. Обозначены основные ориентиры и цели, к реализации которых должны быть готовы образовательные организации ФСИН России. Обозначена актуальность внесения изменений в образовательные программы ФСИН России. Рассматриваются различные методы определения лучших практик (опыта). Описывается, в каких сферах деятельности данные методы применяются. Предоставляется аргументированное содержание методов определения лучших практик. Выделены методики, наиболее подходящие для определения лучшего зарубежного опыта подготовки кадров для пенитенциарной системы России. Дается объяснение, почему данные методики возможно использовать применительно к данному исследованию.

Ключевые слова: методика определения лучших практик, подготовка кадров, пенитенциарная система, уголовно-исполнительная система, зарубежный опыт, Федеральная служба исполнения наказаний, реформирование пенитенциарной системы.

Annotation. The article substantiates the importance of improving the quality of professional training for the penitentiary system. The necessity of searching for new scientific approaches to the content of professional training in departmental educational organizations of the Federal Penitentiary Service is argued. The high interest in the problem of personnel training for the Russian penal system is explained. The main guidelines and goals are outlined, for the implementation of which educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia should be ready. The urgency of making changes to the educational programs of the Federal Penitentiary Service of Russia is indicated. Various methods of determining the best practices (experience) are considered. Describes in which fields of activity these methods are used. The reasoned content of methods for determining best practices is provided. The methods that are most suitable for determining the best foreign experience in training personnel for the penitentiary system of Russia are highlighted. An explanation is given why these techniques can be used in relation to this study.

Key words: methodology for determining best practices, personnel training, penitentiary system, penal enforcement system, foreign experience, Federal Penitentiary Service, reformаtion of penitentiary system.

Введение. В настоящее время основной целью подготовки кадров для пенитенциарной системы России является развитие профессиональных навыков обучающегося, направленных на способность продуктивно мыслить, анализировать и принимать быстрые и взвешенные решения в профессиональной деятельности. Актуальность проблемы подготовки кадров для пенитенциарной системы России состоит в том, что они являются одним из главных условий достижения высоких показателей уголовно-исполнительной системы в целом.

Для отечественной пенитенциарной системы важны вопросы повышения качества профессиональной подготовки кадров, поиска новых научных подходов к ее содержанию в ведомственных образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), учитывая реформирование пенитенциарной системы России, связанное с утверждением Правительством Российской Федерации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года [3]. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года не содержит специальных указаний для развития подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы, однако, именно этот документ стратегического развития говорит о тех ориентирах и целях, к реализации которых должны быть готовы образовательные организации ФСИН России: переход к новой модели исполнения наказаний, основанной на учете международного опыта, открытости, гуманизме; развитии международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, а также повышении профессионального уровня сотрудников УИС. Поскольку опыт подготовки кадров для пенитенциарной системы в основном основывается на международных пенитенциарных стандартах (European Centre for Disease Prevention and Control (ECDC) and World Health Organization Regional Office for Europe) и изменившейся социокультурной ситуации, становится актуальным анализ возможности использования зарубежного опыта подготовки кадров в условиях проведения реформы отечественной уголовно-исполнительной системы.

Данные ориентиры задают изменения в образовательных программах подготовки кадров для пенитенциарной системы в России. Для того, чтобы правильно определить, какие изменения именно, должны быть в образовательных программах ФСИН России, важно знать методики, с помощью которых можно было бы определить лучшую модель подготовки кадров, исходя из международного опыта подготовки кадров.

Целью данной статьи является определение методики выявления лучшего зарубежного опыта подготовки кадров для пенитенциарной системы России.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы определить, по каким именно критериям возможно оценивать эффективность лучшего опыта подготовки кадров, были изучены различные статьи, материалы, в основном зарубежных ученых. В частности, особый интерес представляет статья Эдварда Т. «Передовые практики в области государственного управления: откуда мы их знаем? Как мы можем их использовать?» [3, С. 73-80]. В данной статье автор анализирует различные методы определения лучших практик, описывает, кем они разработаны и где их можно применить. Относительно нашего исследования понятие лучших практик может быть приравнено к лучшему опыту.

Интересен тот факт, что существует несколько главных проблем в определении и использовании лучшего опыта. Главный вопрос, как может быть определен лучший опыт подготовки кадров. Второй большой вопрос, можем ли мы определить множественные прямые и косвенные последствия этого опыта. То, что представляет собой наилучший опыт, в значительной степени зависит от целей, которые необходимо достичь. Третий большой вопрос заключается в том, как можно перенести лучший опыт из одной среды в другую. Является ли он универсальными по своей природе? Зависит ли его применимость от времени, места и организационного контекста.

Таким образом, лучший опыт подготовки кадров должен быть рассмотрен тщательно. Используя ту или иную практику, необходимо не только определять, какими могут быть методы ее использования, но и задавать вопрос, решают ли они проблемные вопросы, будут ли работать в местных условиях и требуют ли адаптации для достижения желаемых результатов.

Для того чтобы определить возможные методы определения лучшего опыта подготовки кадров для пенитенциарной системы рассмотрим методы, которые используются в других областях.

1. Метод определения высокоэффективных организаций.

Мы можем посмотреть, что делают многие политики и менеджеры, когда ищут способы решения проблем. Юджин Бардах в своей книге «Практическое руководство по анализу политики» [5] говорит об этом так: «Разумно только посмотреть, какие решения были опробованы в других юрисдикциях, агентствах или местах. Каждый ищет те, которые работали довольно хорошо, пытается понять точно, как и почему они могли бы работать, и оценивает их применимость к собственной ситуации. Восьмеричный путь - это метод анализа политики, собранный Юджином Бардахом, профессором Школы государственной политики Голдмана Калифорнийского университета в Беркли. Он изложил в своей книге практическое руководство по анализу политики:

Процедура оценки Бардаха такова:

- Определить проблему.

- Собрать некоторые доказательства.

- Построить альтернативы.

- Выбрать критерии.

- Продумать проект решения.

- Противостоять компромиссам.

- Решить.

- Рассказать свою историю.

Возможным девятым шагом, основанным на собственном письме Бардаха, может быть "повторение шагов 1-8 по мере необходимости".

2. Подход к оценке эффективности работы правительства.

Проект оценки эффективности работы правительства представляет собой непрерывную работу по оценке качества управления или управленческий потенциал в федеральных, государственных и местных органах власти. Подход полагается в значительной степени на научных экспертах, для того, чтобы определить характеристики, которые определяют высокую производительность в области бюджета и финансов, капиталовложений, людских ресурсов, информации и управлении.

Финансовое управление фокусируется на распределении бюджета, прогнозировании, выполнении бюджета, бухгалтерском учете, финансовой отчетности, управлении долгом и инвестициях.

Управление персоналом фокусируется на кадровом планировании, наборе сотрудников, вознаграждении, дисциплине и обучении.

Управление информационными технологиями (ИТ) фокусируется на использовании ИТ-систем в управлении: аппаратного и программного обеспечения, интеграции с другими системами управления, обучении, отчетности.

Управление капиталом фокусируется на долгосрочном планировании, первоначальном строительстве, взаимодействии капитала и сметы текущих затрат, техническом обслуживании.

Данный подход получил обширное внимание средств массовой информации и, частично из-за этого, сосредоточил внимание политиков и руководителей на важных аспектах государственного управления.

3. Бенчмаркинг.

Впервые понятие бенчмаркинга сформулировал в начале 1980-х гг. Р. Кэмп, и оно не потеряло актуальности для корпоративного менеджмента и в настоящее время. По его словам: «Бенчмаркинг - это поиск лучших в отрасли методов, которые ведут к наивысшим достижениям» [1, С. 372]. Сегодня бенчмаркинг трактуют как способ оценки стратегий и целей работы организации в сравнении с первоклассными предпринимательскими организациями для определения своего места на конкурентном рынке. Иногда (например, во Франции) термин «бенчмаркинг» заменяют понятием «бенчмаркетинг», которое призвано подчеркнуть смысл бенчмаркинга в качестве информационного (маркетингового) инструмента завоевания рынка. По нашему мнению, бенчмаркинг способствует развитию критического отношения организации к существующим бизнес-процессам; активизирует процесс обучения в организации и создает мотивацию для перемен к лучшему; позволяет отыскать инновационные источники совершенствования и приемы труда; выявляет новые эталоны для измерения показателей бизнес-процессов. Иными словами, он является своего рода технологией изучения и применения успешных комплексных бизнес-решений с целью их использования в любом подразделении компании.

4. Подход, основанный на научных фактах.

Подход основывается на научных фактах исследований, сосредоточенных на политике, практике и методах, представляющих интерес. Стиль, используемый в отношении этого метода, является доказательным методом. Обычно такой подход используется в медицинской практике, но менеджеры, реформаторы и политики используют его в разнообразном

виде. Примеры имеются в большом количестве в уголовном судопроизводстве, психическом состоянии, образовании, социальных службах и в других местах.

Закон «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind) - закон об образовании детей, принятый Конгрессом США в 2001 году, является примером обязанностей для государственных и локальных органов управления для применения практики, основанной на фактических данных. Законодательство указывает, что общешкольные и целенаправленные программы используют эффективные методы и учебные стратегии, которые основаны на исследовании, базирующемся на научной точке зрения [6].

5. «Метод параметрического анализа».

В исследовании Луговской И.Р. «Параметрический подход к анализу систем школьного образования разных стран» доказано, что основанием анализа и сравнения национальных систем образования может служить параметрический подход [2].

6. «Подход, основанный на синтезе информации из источников».

«Подход, основанный на синтезе информации из источников» преимущественно нацелен на общественные организации. Основная идея этого метода заключается в том, что общественные организации достигнут более высоких уровней работы, если будут выполняться следующие критерии:

- Государство внимательно к людям и оказывает поддержку.

- Существуют благоприятные отношения с другими заинтересованными сторонами (практика в пенитенциарных учреждениях, стажировка).

- Социально-ориентированная миссия.

- Сильная, связанная с миссией организационная культура.

- Стабильное, эффективное руководство.

- Задачи с внутренней мотивацией и внешними вознаграждениями.

- Эффективная система человеческих ресурсов.

- Профессионализм в организации.

- Мотивация среди членов организации.

Выводы. Таким образом, существует множество различных методик определения лучших практик или опыта в зависимости от направления их использования. Основываясь на данных методиках, возможно выделить особую логику описания практик подготовки кадров для пенитенциарных систем, определить общее и особенное в этих практиках.

Относительно определения лучших практик подготовки кадров для пенитенциарной системы наиболее подходящими представляются: «Метод параметрического анализа» и «Подход, основанный на синтезе информации из источников». Основываясь на методе параметрического анализа, возможно использовать совокупность параметров для анализа пенитенциарных систем зарубежных стран, задаваемых, с одной стороны, структурными элементами пенитенциарной системы (государственные образовательные стандарты, пенитенциарные учреждения), с другой, интегральными её признаками (ценностно-целевой, содержательно-организационный, оценочно-результативный). Данные показатели являются ориентиром для выбора наиболее подходящей модели подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, переходе к новой модели исполнения наказаний, основанной на учете международного опыта. Учитывая гуманную направленность реформирования пенитенциарной системы России и особый интрес также представляет «Подход, основанный на синтезе информации из источников», так как в нем содержаться параметры, отражающие социально-ориентированную и гуманную миссию государства по отношению к людям.

Анализ лучшего зарубежного опыта подготовки кадров для пенитенциарной системы России поможет в определении целевых установок для подготовки кадров, которые могут быть использованы и отражены в образовательных программах в вузах ФСИН России.

Литература:

1. Анн, Х. Маркетинг: Учеб. для вузов. 3-е изд. / Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.; под общ. ред. Г.Л. Багиева. -СПб: Питер, 2005. - 718 с.

2. Луговская, И.Р. Параметрический подход к анализу систем школьного образования разных стран: диссертация ... дра пед. наук: 13.00.01 / Луговская Ирина Робертовна. - СПб, 2004. - 393 с.

3. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.

4. Edward T. Jennings Jr., Administrare management public : Best practices in public administration: how do we know them? How can we use them? - Martin School of Public Policy and Administration University of Kentucky, (9). 2007. - Рр. 73-80.

5. Bardach, Е., A Practical Guide for Policy analysis: The Eightfold Path to More Effective Problem Solving. New York: Chatham house Publishers. 2000. - 71 р.

6. No Child Left Behind, Act of 2001. [Электронный ресурс] https://www.k12.wa.us/policy-funding/grants-grant-management/every-student-succeeds-act-essa-implementation/elementary-and-secondary-education-act-esea/no-child-left-behind-act-2001 дата обращения 24.01.2021.

Педагогика

УДК 378.4; 378.046.4; 377

кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ХОЛДИНГА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В данной статье представлен анализ некоторых основных направлений научно-методического роста профессорско-преподавательского состава образовательного холдинга федерального университета в условиях деятельности кафедр и предметно-цикловых комиссий. Научно-методический рост преподавателей рассматривается как построение индивидуальных стратегий развития на основе базовых принципов TQM. Выделены основные этапы построения стратегии, ее структурные компоненты, обозначены эффективные формы индивидуального научно-методического роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.