Научная статья на тему 'Методика обучения студентов гуманитарных специальностей публичным выступлениям и презентациям на английском языке с применением инструментов искусственного интеллекта'

Методика обучения студентов гуманитарных специальностей публичным выступлениям и презентациям на английском языке с применением инструментов искусственного интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / иноязычная презентационная компетенция / публичные выступления / Artificial Intelligence / foreign language presentation competence / public speaking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишмолина Елена Петровна

Актуальность статьи обусловлена тем, что технологии искусственного интеллекта (далее ИИ), активно входящие во все сферы экономики, приводят к необходимости модернизации методики подготовки конкурентоспособных выпускников вузов. ИИ становится способным решать все более комплексные задачи и является в современных условиях значимым фактором влияния на рынке труда. Поэтому в обучении студентов гуманитарных специальностей иностранному языку, в том числе публичным выступлениям, все более весомую роль играет применение ИИ-технологии. Презентационная компетенция как способность к эффективным публичным выступлениям является одной востребованных компетенций выпускников гуманитарных специальностей. Цель исследования в статье описание опыта применения методики обучения студентов гуманитарных специальностей иноязычным публичным выступлениям и презентациям с помощью инструментов искусственного интеллекта в специально разработанном модуле «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий». Его апробация позволила получить следующие результаты: отмечена положительная динамика развития презентационной компетенции участников эксперимента в аспектах логичности, связности и структурированности выступления, в ее речевом компоненте (лексико-грамматическое оформление речи, соблюдение орфоэпических норм и интонационного оформления) и в визуализации представленных результатов. Кроме того, субъективное оценивание участников экспериментального обучения выявило рост их мотивации к устным докладам на иностранном языке, снижение тревожности перед публичным выступлением и формирование позитивного эмоционального отношения к данному виду коммуникации. Научная новизна состоит в выявлении теоретических и практических аспектов повышения эффективности формирования иноязычной презентационной компетенции студентов гуманитарных специальностей, в уточнении дидактических и методических принципов, лежащих в основе обучения публичным речам в цифровой англоязычной среде, а также в разработке методики обучения публичным выступлениям на английском языке как компонента презентационной компетенции с использованием технологии ИИ в сочетании с традиционной методикой преподавания. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможностей педагогического потенциала инструментов ИИ для обучения публичной речи и презентациям на иностранном языке, а также в создании и реализации поэтапных алгоритмов их использования в педагогическом процессе. Практическая значимость состоит в представлении результатов апробации методики обучения публичным выступлениям в рамках дисциплины «Иностранный язык». Автор приходит к выводу об эффективности включения инструментов ИИ в обучение публичным выступлениям и презентациям на иностранном языке. Предлагаемый модуль может быть рекомендован также при организации обучения иностранному языку студентов технических и естественно-научных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишмолина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of training students of humanities majors in public speaking and presentations in English using artificial intelligence tools

The relevance of the article is due to the fact that AI technologies actively entering all spheres of the economy lead to the need to update the methodology of training competitive university graduates. Artificial intelligence becomes capable of solving more and more complex tasks. It is a significant factor of influence in the labour market. Therefore, the application of AI technology plays an increasingly important role in teaching foreign languages to students including public speaking. Presentation competence as the ability to effectively speak in public is one of the demanded competences of graduates of humanitarian majors. The aim of this article is to describe the approbation of the module of teaching students public speaking with the help of traditional approaches and AI technologies, as well as to analyze the obtained results. Approbation of the module "Teaching Public Speaking in Digital English Environment with the Application of AI-technologies" allowed obtaining the following results: positive dynamics of development of presentation competence in the aspects of logicality, coherence, and structure of the presentation, in its speech component (lexical and grammatical design of the speech, compliance with orthoepic norms and intonation) as well as in the visualization of the presented results. In addition, subjective evaluation of the participants of the experimental training revealed an increase in their motivation for oral presentations in a foreign language, a decrease in anxiety before public speaking and the formation of a positive emotional attitude to this type of communication. Scientific novelty consists in identifying theoretical and practical aspects of improving the effectiveness of formation of foreign-language presentation competence of humanitarian students, in clarifying the didactic and methodological principles underlying the teaching of public speech in the digital English-speaking environment, as well as in developing a methodology for the formation of presentation competence using AI technology and traditional methods of teaching. The theoretical significance of the study lies in analyzing the potential of AI tools for teaching public speaking and presentations, as well as in describing the algorithms of using them in the pedagogical process. Practical significance consists in presenting the results of approbation of the module within the discipline "Foreign Language". The author concludes about the effectiveness of including AI tools in teaching public speaking and presentations in a foreign language. The proposed module can also be recommended in the organisation of foreign language teaching for students of technical and natural science disciplines.

Текст научной работы на тему «Методика обучения студентов гуманитарных специальностей публичным выступлениям и презентациям на английском языке с применением инструментов искусственного интеллекта»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 09 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241142 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11142 УДК 378.147

Методика обучения студентов гуманитарных специальностей публичным выступлениям и презентациям на английском языке с применением инструментов искусственного интеллекта

Methods of training students of humanities majors in public speaking and presentations in English using artificial intelligence tools

Автор статьи

L

Author of the article

Шишмолина Елена Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Российская Федерация elena.shishmolina@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6253-1788

Elena P. Shishmolina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages for Humanities, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation elena.shishmolina@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6253-1788

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Шишмолина Е. П. Методика обучения студентов гуманитарных специальностей публичным выступлениям и презентациям на английском языке с применением инструментов искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09. -С. 123-136. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241142.htm -DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11142

E. P. Shishmolina, Methods of training students of humanities majors in public speaking and presentations in English using artificial intelligence tools // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. -No. 09. - P. 123-136. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241142.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11142

Поступила в редакцию Received 21.06.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.07.24

Принята к публикации Accepted for publication 22.07.24 Опубликована Published 30.09.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Шишмолина Е. П., 2024

Аннотация

Abstract

I

Актуальность статьи обусловлена тем, что технологии искусственного интеллекта (далее - ИИ), активно входящие во все сферы экономики, приводят к необходимости модернизации методики подготовки конкурентоспособных выпускников вузов. ИИ становится способным решать все более комплексные задачи и является в современных условиях значимым фактором влияния на рынке труда. Поэтому в обучении студентов гуманитарных специальностей иностранному языку, в том числе публичным выступлениям, все более весомую роль играет применение ИИ-технологии. Презентационная компетенция как способность к эффективным публичным выступлениям является одной востребованных компетенций выпускников гуманитарных специальностей. Цель исследования в статье - описание опыта применения методики обучения студентов гуманитарных специальностей иноязычным публичным выступлениям и презентациям с помощью инструментов искусственного интеллекта в специально разработанном модуле «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий». Его апробация позволила получить следующие результаты: отмечена положительная динамика развития презентационной компетенции участников эксперимента в аспектах логичности, связности и структурированности выступления, в ее речевом компоненте (лексико-грамматическое оформление речи, соблюдение орфоэпических норм и интонационного оформления) и в визуализации представленных результатов. Кроме того, субъективное оценивание участников экспериментального обучения выявило рост их мотивации к устным докладам на иностранном языке, снижение тревожности перед публичным выступлением и формирование позитивного эмоционального отношения к данному виду коммуникации. Научная новизна состоит в выявлении теоретических и практических аспектов повышения эффективности формирования иноязычной презентационной компетенции студентов гуманитарных специальностей, в уточнении дидактических и методических принципов, лежащих в основе обучения публичным речам в цифровой англоязычной среде, а также в разработке методики обучения публичным выступлениям на английском языке как компонента презентационной компетенции с использованием технологии ИИ в сочетании с традиционной методикой преподавания. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможностей педагогического потенциала инструментов ИИ для обучения публичной речи и презентациям на иностранном языке, а также в создании и реализации поэтапных алгоритмов их использования в педагогическом процессе. Практическая значимость состоит в представлении результатов апробации методики обучения публичным выступлениям в рамках дисциплины «Иностранный язык». Автор приходит к выводу об эффективности включения инструментов ИИ в обучение публичным выступлениям и презентациям на иностранном языке. Предлагаемый модуль может быть рекомендован также при организации обучения иностранному языку студентов технических и естественно-научных направлений.

The relevance of the article is due to the fact that AI technologies actively entering all spheres of the economy lead to the need to update the methodology of training competitive university graduates. Artificial intelligence becomes capable of solving more and more complex tasks. It is a significant factor of influence in the labour market. Therefore, the application of AI technology plays an increasingly important role in teaching foreign languages to students including public speaking. Presentation competence as the ability to effectively speak in public is one of the demanded competences of graduates of humanitarian majors. The aim of this article is to describe the approbation of the module of teaching students public speaking with the help of traditional approaches and AI technologies, as well as to analyze the obtained results. Approbation of the module "Teaching Public Speaking in Digital English Environment with the Application of AI-technologies" allowed obtaining the following results: positive dynamics of development of presentation competence in the aspects of logicality, coherence, and structure of the presentation, in its speech component (lexical and grammatical design of the speech, compliance with orthoepic norms and intonation) as well as in the visualization of the presented results. In addition, subjective evaluation of the participants of the experimental training revealed an increase in their motivation for oral presentations in a foreign language, a decrease in anxiety before public speaking and the formation of a positive emotional attitude to this type of communication. Scientific novelty consists in identifying theoretical and practical aspects of improving the effectiveness of formation of foreign-language presentation competence of humanitarian students, in clarifying the didactic and methodological principles underlying the teaching of public speech in the digital English-speaking environment, as well as in developing a methodology for the formation of presentation competence using AI technology and traditional methods of teaching. The theoretical significance of the study lies in analyzing the potential of AI tools for teaching public speaking and presentations, as well as in describing the algorithms of using them in the pedagogical process. Practical significance consists in presenting the results of approbation of the module within the discipline "Foreign Language". The author concludes about the effectiveness of including AI tools in teaching public speaking and presentations in a foreign language. The proposed module can also be recommended in the organisation of foreign language teaching for students of technical and natural science disciplines.

Ключевые слова

Key words

искусственным интеллект, иноязычная презентационная компетенция, публичные выступления

Artificial Intelligence, foreign language presentation competence, public speaking

Благодарности Acknowledgements

Автор выражает благодарность дирекции Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета за содействие в проведении экспериментального обучения. The author expresses her gratitude to the Directorate of the Institute of History, Political and Social Sciences of Petrozavodsk State University for their assistance in conducting experimental training.

Введение / Introduction

Внедрение технологий искусственного интеллекта в различные производственные сферы требует изменений от системы высшего образования в области подготовки квалифицированных кадров, способных выполнять поставленные перед ними задачи. Согласно отчету Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», в котором приняли участие 803 ведущие мировые компании, более 75% из них планируют внедрить технологии искусственного интеллекта в ближайшие пять лет. Искусственный интеллект становится способным решать все более сложные и комплексные задачи, а значит, становится значимым фактором влияния на рынке труда [1]. При этом 73% работодателей в различных регионах мира убеждены, что ИИ станет экономически более эффективной альтернативой специалистам в разных профессиональных сегментах и отраслях [2]. Это, несомненно, повлечет за собой перестройку подготовки выпускников вузов, в том числе и с применением ИИ-технологий при обучении иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей.

Необходимость поиска новых методик в комплексе с сервисами ИИ вызвана также и рядом других объективных причин. Так, в современных геополитических условиях, которые привели к резкому уменьшению контактов с носителями языка и возможностей обучаться в англоязычных странах, наблюдается снижение мотивации студентов-нелингвистов к изучению английского языка, в том числе и к такому аспекту, как говорение. Кроме того, количество контактных часов, отводимых на освоение дисциплины «Иностранный язык» на гуманитарных специальностях, постоянно сокращается, что приводит к снижению эффективности традиционных и ранее хорошо зарекомендовавших себя методик преподавания иностранных языков.

Цель исследования в статье - описание опыта применения методики обучения студентов гуманитарных специальностей иноязычным публичным выступлениям и презентациям с помощью инструментов искусственного интеллекта в специально разработанном модуле «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий».

Обзор литературы / Literature review

Следует отметить, что в настоящее время в мировой сфере образования применяется большое количество различных ИИ-технологий, способных не только помогать современному преподавателю иностранных языков достигать лучших результатов более эргономично, с меньшими временными затратами, но и формировать презентационную компетенцию и обучать мастерству публичных выступлений с учетом индивидуальных особенностей и потребностей конкретного студента. На начальном этапе данного исследования с целью систематизации доступных в РФ ресурсов ИИ в сфере иноязычного образования был проведен анализ соответствующих платформ, сервисов и приложений, который позволил выделить три основные группы ресурсов: 1) ИИ для учебной аналитики и педагогического проектирования; 2) виртуальные репетиторы или тренажеры; 3) ресурсы ИИ с отдельной функцией (например, машин-

ный перевод или подготовка презентаций). Рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть каждую из данных групп. Поэтому основное внимание уделим в первую очередь ресурсам, помогающим осваивать языки и пользоваться ими на практике. Что касается учебного проектирования, то научный обзор применения ИИ в учебной аналитике подробно представлен Е. А. Друговой, И. И. Журавлевой и другими учеными [3], а также Х. Битэм, Р. Шарп [4]. Кроме того, в нашей стране доступны отдельные англоязычные сервисы для педагогического планирования и конструирования учебных заданий и курсов с помощью большой языковой модели GPT: Mini Course Generator, Course AI, Boom на базе Kwizie и ChatGPT, Fact-ChecktheAI.

Вторая группа ресурсов ИИ для иностранных языков представлена виртуальными тренажерами, способными формировать и развивать отдельные виды речевой деятельности. Так, нижеперечисленные ресурсы помогают обучать письму, выявляя и систематизируя лексические и грамматические ошибки, редактируя формулировки и стиль: Writefull, PackbackDeepDives, Grammarly, Skygrammar, ProWritingAid, WritingMentor. Приложения Quizlet и Andy помогают пополнить словарный запас. Формировать и совершенствовать речевые умения учащегося, в том числе и в диалогической речи в ситуации профессионального общения, можно с помощью тренажера Skillgym, содержащего набор сценариев профессионального общения в реальных коммуникативных ситуациях. Кроме того, преподаватель может управлять онлайн-дискуссией с помощью платформы Packback Questions, фиксируя комментарии для обсуждения и замечания. Навыки устной речи на английском языке с учетом индивидуальных особенностей обучающегося помогают формировать роботы-собеседники Pimsleur, Duolingo, Kuki.AI, а коммуникативные компетенции - нейросети ChatGPT, ChatPDF.AI, Gemini, LlamaRep-lika, Memrise, TextCortex AI,Tandem, Speechling.

К третьей группе сервисов ИИ в иноязычном обучении относятся популярные ресурсы машинного перевода: Гугл Переводчик, Яндекс Перводчик, DeeplTranslate и другие; онлайн-ресурс автоматизированного транскрибирования английского текста Lingorado, ресурс по синтезу речи Natural Reader, сервисы по подготовке презентаций на английском языке, способные создавать дизайн слайдов и структуру: Tome, Gamma, MagkSlides, Prezo, Slidebean, Wepik, сервисы Sora, OpenIA, Colossyan Creator.

В современных исследованиях рассматриваются различные аспекты применения ИИ-технологий в образовательном процессе. В фокусе внимания М. Варшауэра и у. Ценга находятся сгенерированные с помощью искусственного интеллекта тексты и их роль в обучении английскому языку как иностранному [5]. Вьетнамский исследователь П. Нга констатирует неизбежность включения ИИ в процесс обучения в виде использования различных программ для изучения языка на веб-сайтах и в мобильных приложениях, для автоматизации оценки и исправления ошибок при выполнении упражнений учащимися, для написания эссе, для обучения произношению и устной речи с помощью чат-бота [6]. Согласно К. Куддус, использование технологий ИИ повышает не только эффективность преподавания английского языка, но и самостоятельность учащихся [7].

Е. Ю. Есионова обосновывает использование виртуального языкового взаимодействия в информационно-образовательном пространстве в виде виртуальных преподавателей в среде электронного обучения, а также интерактивных агентов (Chatbots) в процессе изучения иностранных языков [8]. Е. В. Воевода и А. И. Шпынова анализируют применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского на примере письменных заданий [9]. П. В. Сысоев и Е. М. Филатов

исследуют использование чат-ботов в обучении иностранному языку [10]. И. С. Лу-кинский, Горшенева И. А. и А. В. Сумина уделяют внимание возможностям ИИ для оптимизации научной деятельности [11]. Н. С. Гаркуша и Ю. С. Городова отмечают роль ИИ в развитии когнитивной активности студентов высшей школы [12]. П. В. Сысоев, Е. М. Филатов рассматривают ИИ также как средство повышения эффективности исследовательской работы студентов [13].

Способность к эффективным публичным выступлениям является одной из востребованных компетенций выпускников гуманитарных направлений подготовки. Презентационная компетенция, по мнению А. И. Дашкиной и О. Н. Злобиной, включает набор знаний, умений, навыков и психологических характеристик, необходимых для проведения публичного выступления. Это подразумевает не только определенный уровень владения языком, тщательную подготовку, компетентность в области своего научного направления и некоторый набор технических навыков, но и личностные свойства, позволяющие докладчику установить контакт с аудиторией. Согласно этому исследованию, компонентами структуры презентационной компетенции являются личностные характеристики докладчика: уверенность в себе, энергичность, целеустремленность, адекватность самооценки, эрудированность, эмпатия и стремление к личностному росту. Авторы предложили критерии оценки сформиро-ванности иноязычной презентационной компетенции: владение иностранным языком и предметным содержанием, умение структурировать речь, создавать слайды и подготавливать устный доклад на адекватном уровне [14].

Включение ресурсов ИИ в обучение публичной речи для формирования презентационной компетенции неразрывно связано с развитием критического мышления студентов, которое находится в фокусе многих современных исследований. Хотя большинство людей осознают ценность критического мышления, ему не уделяется особого внимания в учебных программах. Важно поощрять критическое мышление и оригинальность студентов. По мнению Д. Спектор и С. Ма, критическое мышление является одним из четырех ключевых навыков XXI века наряду с общением, сотрудничеством и креативностью. Авторы представляют широкое определение критического мышления, включающее наблюдение, исследование, аргументацию и рефлексию [15].

Важность развития у студентов критического мышления при работе с ИИ-ресурсами, необходимость тщательной перепроверки информации, особенно цитируемых ссылок, отмечают Л. В. Капустина, Ю. Д. Ермакова, Т. В. Калюжная, указывая на значительное количество фактических ошибок, отсутствие ссылок в результатах от ChatGPT, что представляет реальную проблему для использования в академических целях (исследования, документация). Необходимость критического переосмысления результатов ИИ доказана в работе ученых из МГИМО, которые проанализировали возможности использования студентами чат-бота с искусственным интеллектом СИаЮРТ для выполнения письменного задания по английскому языку и установили, что ИИ на данный момент не способен качественно выполнять подобные задания, а результат, предложенный ИИ, требует доработки и корректировки полученных ответов. При этом авторы выступают против запрета на применение чат-ботов в учебном процессе, поскольку важным становится обучение студентов использованию возможностей искусственного интеллекта [16].

П. В. Сысоев, Е. М. Филатов выявили такие преимущества применения ИИ в обучении иностранному языку, как повышение мотивации обучающихся к изучению

иностранного языка; возможности улучшить иноязычные речевые умения; доступность чат-ботов для развития речевых умений обучающихся независимо от места их расположения; снижение уровня тревожности обучающихся при взаимодействии с машиной. К недостаткам использования чат-ботов авторы относят неготовность обучающихся заменить преподавателя чат-ботом; шаблонность и ограниченный набор фраз, используемых чат-ботом [17]. X. Чжай обращает внимание на такие недостатки ChatGPT, как несовершенный эмоциональный интеллект, препятствующий пониманию эмоционального контекста разговора, а также недостаточную осведомленность о культурном коде того или иного пользователя [18].

Анализ релевантной литературы и педагогического опыта исследователей позволяет говорить о целесообразности комбинирования традиционных педагогических технологий обучения и инструментов ИИ, что позволит при обучении публичным выступлениям и презентациям реализовывать альтернативные модели обучения и осуществить переход от репродуктивных средств обучения к инновационно-рефлексивным. Включение инструментов ИИ в процесс обучения публичной речи и презентациям остро ставит вопрос об этических принципах их использования в образовательном процессе, а также о необходимости соблюдения баланса между академической честностью и достижениями в области ИИ, о недопустимости плагиата и необходимости соблюдения авторского права [19].

Таким образом, несмотря на то что в России за последнее время появилось немало публикаций по использованию ИИ (главным образом, чат-ботов, ресурсов для обучения письму и переводу), вопрос их применения для обучения публичной речи на иностранном языке и формирования презентационной компетенции остается недостаточно изученным. Поэтому специалистами кафедры иностранных языков гуманитарных направлений (КИЯГН) Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) был разработан и апробирован специальный модуль «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий», предназначенный для студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Цель обучения в экспериментальном модуле состоит в повышении эффективности формирования презентационной компетенции у студентов-нелингвистов, а также в субъективном оценивании их психологического состояния и мотивации к публичным выступлениям на иностранном языке с использованием технологии ИИ.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В данном исследовании приняли участие 170 (N = 170) студентов гуманитарных направлений ПетрГу. Из них участниками экспериментальной группы (ЭГ) выступили 85 бакалавров первого курса («История», «Социология», «Туризм»). Контрольную группу (КГ) составили 85 студентов I курса направлений «История» и «Социальная работа», обучавшихся на базе стандартного учебника английского языка для специальных целей по традиционной методике обучения аудированию. Контроль осуществлялся в виде тестов, ответов на вопросы и письменных изложений. Количество контактных часов на изучение иностранного языка в ЭГ и КГ составило в среднем 180 часов (5 зачетных единиц). На начало эксперимента все участники имели сопоставимый уровень владения английским языком, варьирующийся от А2 у большинства студентов до В1 у незначительной группы респондентов (по Общеевропейской шкале), что было определено с помощью стандартного тестирования. В качестве методов исследования применялись общенаучные и специальные методы, такие как наблюдение, формализованный анкетный

опрос с вопросами открытого и закрытого типов, сравнительный анализ полученных данных, экспертное оценивание.

Достижение цели по формированию презентационной компетенции с использованием технологий ИИ обусловлено комбинированием лежащих в основе разработанного модуля традиционных и новых дидактических принципов. Традиционными принципами обучения иностранному языку учебного модуля «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий» являются принцип сознательности: осознанность действий учащегося, понимание им целей выполнения заданий; принцип активности: активное взаимодействие с виртуальным помощником, ответы на его вопросы и выполнение заданий; принцип наглядности: использование визуальных образов, которые помогают лучше усваивать материал; принцип систематичности и последовательности: регулярность обучения, постепенное освоение новых тем и повторение уже изученного материала; принцип доступности: доступность материала для понимания учащихся [20]. Вместе с тем следует учитывать, что в современной лингводидактике обучения с применением технологий ИИ главную роль играет принцип целесообразности, обеспечивающий соответствие включаемых инструментов ИИ поставленным учебным задачам, а также их адекватность и эффективность с учетом затрат времени и ресурсов [21]. Другими специфическими принципами модуля с применением инструментов ИИ являются: индивидуализация обучения: возможность создавать уникальный обучающий контент для каждого студента, анализируя их индивидуальные потребности, уровень знаний и способности, предлагая дополнительные задания и учитывая скорость усвоения материала, что делает обучение более эффективным, интересным и доступным для каждого учащегося [22]; адаптивность: возможность систематической корректировки учебного процесса в зависимости от успехов и трудностей студента, что эффективно помогает студенту в достижении учебных целей [23]; интерактивность: использование ИИ различных форм обратной связи и взаимодействия с учащимися (онлайн-тесты и опросы, автоматизированные чат-боты), анализ деятельности учащихся и предоставление персонализированных рекомендаций и материалов для изучения на основе результатов этого анализа, виртуальные тренажеры и симуляторы, которые предоставляют учащимся возможность практиковать навыки и получать мгновенную обратную связь от ИИ о своем прогрессе, использование алгоритмов машинного обучения для определения индивидуальных потребностей и способностей учащихся, а также предсказание их будущих успехов в обучении [24]; мотивация и эмоциональная составляющая: создание интересных и захватывающих уроков с помощью элементов игрового подхода [25]; мультимодальность: использование различных способов обработки и обмена информацией, различных форм обучения, направленных на развитие у учащихся подходящих компетенций [26]; включенное оценивание: использование систем оценки качества формирования компетенций, ориентированных на получение наиболее достоверных и объективных сведений о достигнутых студентами результатах обучения [27].

Ниже в табл. 1 представлены компоненты и ресурсы ИИ разработанного учебного модуля.

Формирование презентационной компетенции студентов в процессе обучения в предложенном модуле обеспечивается специальной организацией их деятельности, которая предусматривает несколько этапов: ознакомительный, деятельностный, итоговый, рефлексия.

Таблица 1

Содержание модуля «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий» для студентов гуманитарных специальностей

Компоненты модуля Название ресурса Функциональные преимущества Деятельность студентов Результат

Структура презентации, создание слайдов Tome Составляет структуру презентации и генерирует слайды Критически оценивает рекомендации ИИ, редактирует структуру, логику, визуализацию слайдов Готовая презентация. Ресурс ИИ указан в списке источников

MagicSlides (GPT for Slides) Помогает работать с Google-презентациями Критически оценивает рекомендации ИИ, редактирует структуру, логику, визуализацию слайдов

Gamma Создает слайды с интересной версткой Критический анализ. Редактирование

Wepik Генерирует простые презентации без лишних уточнений

Prezo Генерирует текст и красивые иллюстрации

Slidebean Помогает с редизайном презентаций Критический анализ. Редактирование Обновленная презентация

Написание текста устного выступления Чат GPT Написание текстов Составление запроса для ИИ. Критический анализ предложения ИИ. Проверка ссылок, фактических данных, дополнение и редактирование Текст доклада. Ресурс ИИ указан в списке источников

Онлайн-переводчики Перевод текста с русского на английский Анализ предложения ИИ. Проверка и редактирование Текст доклада

Уменьшение степени иностранного акцента Синтезаторы речи Отработка произношения и интонации Тренировка произношения и интонации Подготовленное устное выступление

Lingorado Автоматизированное транскрибирование английского текста

ELSA Совершенствование произношения

Sora, OpenIA, Colossyan-Creator Генерируют видео и озвучивают их с помощью ро-ботов-аватар ов

Апробация презентационной компетенции в конкурентной среде (система конкурсов) Применяются любые из вышеперечисленных ресурсов для конкретных задач Подготовленное устное выступление

Во время ознакомительного этапа преподаватель информирует студентов о различиях между культурой презентаций в русскоязычном и англоязычном дискурсах, в структуре англоязычной презентации, различиях между письменной и устной речью. Кроме того, педагог обращает внимание обучающихся на этическую сторону использования ИИ в академической деятельности, делая акцент на необходимости соблюдения баланса между академической честностью и достижениями в области ИИ, на недопустимости плагиата и необходимости соблюдения авторского права, на внесении ресурса ИИ в список источников подготовленной работы. На последующих этапах преподаватель регулярно консультирует студентов по вопросам ответственного использования ИИ. Студенты изучают различные инструменты ИИ, критически анализируют и исследуют их функциональные возможности, выполняют тренировочные учебные задания.

Во время деятельностного этапа студенты готовят индивидуальные презентации в соответствии с нормами англоязычного академического дискурса. По желанию обучающиеся могут пользоваться известными им инструментами ИИ (для составления структуры презентации, подбора визуализации, написания текста доклада и т. д.), учитывая правила их этичного применения в академической деятельности. Основная задача, стоящая перед студентами, заключается в критическом анализе найденного или сгенерированного ИИ материала, его редактировании, дополнении, переосмыслении. Студентам настоятельно рекомендуется использовать синтезаторы речи для тренировки устного публичного выступления.

На итоговом этапе студенты представляют свои доклады в группе или на междисциплинарной конференции, отвечают на вопросы аудитории, задают вопросы другим обучающимся. На этапе рефлексии студенты в письменной форме анализируют результаты своей работы, отвечают на вопросы анкетирования.

Полученные данные не противоречат результатам других исследований об инструментах формирования иноязычной презентационной компетенции студентов [28], развитии критического мышления как части иноязычной презентационной компетенции [29], снижении уровня тревожности обучающихся при обучении с помощью ИИ [30], а также необходимости минимизировать возможные недостатки ИИ в обучении [31].

Результаты исследования / Research results

Данный модуль был апробирован в ходе экспериментального обучения, в котором приняли участие 170 студентов гуманитарных специальностей ПетрГУ. Оценивание динамики формирования иноязычной презентационной компетенции проводилось с помощью экспертной оценки преподавателей, что отражено в табл. 2.

Согласно сведениям табл. 2, речь почти 70% участников эксперимента стала более логичной и структурированной, более образной, с меньшим количеством лексических и грамматических ошибок. Кроме того, у 73% обучающихся улучшилось лек-сико-грамматическое оформление речи, у 68% отмечена положительная динамика по критерию соблюдения орфоэпических норм и интонационного оформления. По всем оцениваемым критериям отмечено увеличение среднего балла и моды (наиболее частотной оценки) в ЭГ по сравнению с КГ.

С целью изучения влияния обучения в разработанном модуле на уровень тревожности и мотивацию студентов к публичным выступлениям на иностранном языке были проведены входной и заключительный опросы участников исследования. Обучающимся предлагалось оценить по пятибалльной шкале уровень тревожности при

подготовке и во время публичных выступлений на иностранном языке, а также степень своей мотивации к выполнению данного вида деятельности (1-2 балла означали низкий уровень, 3 балла - средний, 4-5 баллов - высокий уровень). Результаты ответов представлены в табл. 3.

Таблица 2

Экспертное оценивание иноязычной презентационной компетенции

Индикаторы оценивания До обучения После обучения

Количе- Средний балл Мода Количе- Средний балл Мода

ство ство

оце- оце-

нок нок

«4» и «4» и

«5», «5»,

% %

ЭГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Речевой компонент: лексико- 46 4 3,83 2 2 73 4,83 4 5 3

грамматическое оформление

Речевой компонент: соблю- 39 2,86 2,63 2 2 68 4,05 3,02 4 3

дение орфоэпических норм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Речевой компонент: интона- 41 2,88 2,9 1 1 72 3,95 3,17 4 2

ционное оформление

Структура презентации в со- 49 3,66 3,66 1 1 71 4,83 4,1 4 2

ответствии с нормами англо-

язычного дискурса

Логичность изложения 36 3,16 3,33 2 2 69 4,66 3,5 4 2

Связность текста 31 2,25 3,41 1 1 65 4,35 3,95 4 2

Визуализация результатов, 44 3,83 3,76 2 5 74 4,64 3,85 2 2

представленных в докладе

Таблица 3

Субъективное оценивание влияния технологий ИИ на уровень тревожности и мотивации при обучении публичным выступлениям участников эксперимента

I. Динамика уровня тревожности студентов во время публичных выступлений

на иностранном языке

ЭГ КГ

Уровень Тест 1 Тест 2 Тест 1 Тест 2

тревожности До обучения После обучения До обучения После обучения

Высокий 73,4% 16% 77,3% 70,7%

Средний 21,3% 58,7% 18,7% 24%

Низкий 5,3% 25,3% 4% 3%

Средний балл 2,23 3,41 2,25 2,43

Мода 2 4 2 2

II. Динамика мотивации студентов к публичным выступлениям на иностранном языке

ЭГ КГ

Степень Тест 1 Тест 2 Тест 1 Тест 2

мотивации До обучения После обучения До обучения После обучения

Высокая 5,3% 16% 4% 5,3%

Средняя 21,3% 58,7% 18,7% 24%

Низкая 73,4% 25,3% 77,3% 70,7%

Средний балл 2,23 3,41 2,25 2,43

Мода 2 4 2 2

Согласно данным табл. 3, раздел I, студенты ЭГ отметили значительное снижение тревожности при подготовке к занятиям и во время публичных выступлений: в ЭГ количество студентов с высоким уровнем тревожности снизилось с 73,4 до 16%, в то время как количество участников со средним и низким уровнями возросло с 21,3 до 58,7% и с 5,3 до 25,3% соответственно. Среди обучающихся КГ значимой динамики выявлено не было. Кроме того, в конце обучения на этапе рефлексии в свободной форме большинство студентов ЭГ отметило уменьшение страха говорения перед публикой на английском языке, поскольку они были уверены, что смогли подготовить ответ в соответствии с требуемыми нормами, а также имели возможность для самостоятельной тренировки своего устного выступления с помощью технологий ИИ.

Раздел II табл. 2 демонстрирует усиление мотивации к выполнению заданий и публичным выступлениям на иностранном языке у студентов ЭГ, что можно объяснить успешными выступлениями во время обучения в модуле в результате целенаправленного, специально организованного комплекса условий, позволяющего достичь видимых результатов в деятельности студентов, сопровождающихся позитивными эмоциональными и психологическими переживаниями. Проживание ситуации успеха способствует формированию и презентационной компетентности обучающихся, а также необходимых для ее развития таких личностных качеств, как уверенность в себе, адекватность самооценки, чувство собственного достоинства, осознание собственной компетентности. Следствием ситуации успеха становятся новые, более сильные мотивы деятельности, а также изменение уровней самооценки и самоуважения. Подавляющее большинство участников эксперимента в качестве рефлексии отметило, что после его окончания у них повысилась мотивация не только к публичным выступлениям на иностранном языке, но и к его дальнейшему углубленному изучению и применению в своей профессиональной деятельности.

Заключение / Conclusion

Проведенное исследование выполнено в рамках научно-педагогической дискуссии о проблемах применения ИИ-технологий в обучении иностранным языкам. Разработанная методика обучения студентов гуманитарных специальностей иноязычным публичным выступлениям и презентациям с помощью инструментов искусственного интеллекта в специально созданном модуле «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий» доказала свою эффективность при формировании иноязычной презентационной компетенции студентов гуманитарных специальностей. Зафиксирована положительная динамика развития презентационной компетенции участников эксперимента в аспектах логичности, связности и структурированности выступления, а также в ее речевом компоненте (лексико-грамматическое оформление речи, соблюдение орфоэпических норм и интонационного оформления) и в визуализации представленных в докладе результатов. Кроме того, субъективное оценивание участников эксперимента свидетельствует об усилении мотивации студентов ЭГ к выполнению заданий и публичным выступлениям на иностранном языке, что обусловлено созданием комплекса условий, позволяющего достичь видимых результатов в деятельности студентов, сопровождающихся проживанием «ситуации успеха» и позитивными эмоциональными и психологическими переживаниями.

Следует констатировать, что, несмотря на наличие большого массива сервисов, платформ и алгоритмов ИИ, позволяющих более эффективно обучать студентов иностранным языкам с учетом их индивидуальных особенностей, основная часть исследований направлена на обучение письменной речи, в то время как вопросы применения ИИ для обучения публичным выступлениям и презентациям остаются недостаточно изученными. Предлагаемый модуль может быть рекомендован также при организации обучения иностранному языку студентов технических и естественно-научных направлений.

Ссылки на источники / References

1. The Future of Jobs Report 2023. - URL: https://www.weforum.org/publications/the-future-of-jobs-report-2023/

2. What do employers want from today's graduates? // Insights from the 2022 QS Global Employer Survey. - 2022. -Р. 20-21.

3. Другова Е. А. и др. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений // Вопросы образования. - 2022. - № 4. - С. 107-153. - URL: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-

4. Rethinking pedagogy for a digital age: Principles and practices of design / eds. H. Beetham, R. Sharpe. - Routledge, 2019. - 316 p.

5. Warschauer M. et al. The affordances and contradictions of AI-generated text for writers of english as a second or foreign language // Journal of Second Language Writing. - 2023. - Vol. 62. - P. 101071.

6. Nga P. T. Using artificial intelligence applications for teaching and learning foreign language: facts and solutions // International Journal of English Language, Education and Literature Studies (IJEEL). - 2022. - Vol. 1. - № 4. - P. 12-15.

7. Kuddus K. Artificial intelligence in language learning: Practices and prospects // Advanced Analytics and Deep Learning Models. - 2022. - P. 1-17.

8. Есионова Е. Ю. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 3. - С. 155-166.

9. Воевода Е. В., Шпынова А. И. Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий) // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 5 (102). - С. 237-240.

10. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 28. - № 1 (202). - С. 66-72. -URL: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72

11. Лукинский И. С., Горшенева И. А., Сумина А. В. Использование искусственного интеллекта в качестве инструмента оптимизации научной деятельности: pro et contra // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2023. - № 1. - С. 99-102.

12. Гаркуша Н. С., Городова Ю. С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - Т. 11. - № 1 (52). - С. 6-23.

13. Сысоев П. В., Филатов Е. М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 28. - № 2. - С. 276-301.

14. Дашкина А. И., Злобина О. Н. Формирование иноязычной презентационной компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве // СибСкрипт. - 2019. - № 1 (77). - С. 171-184.

15. Spector J. M., Ma S. Inquiry and critical thinking skills for the next generation: from artificial intelligence back to human intelligence // Smart Learning Environments. - 2019. - Vol. 6. - № 1. - P. 1-11.

16. Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 10 (октябрь). - С. 119-132. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231099.htm

17. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы.

18. Zhai X. ChatGPT User Experience: Implirations for Education // SSRN Electronic Journal. - 2022. - № 1. -P. 4312418. - URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4312418

19. Nguyen A. et al. Ethical principles for artificial intelligence in education // Education and Information Technologies. - 2023. - Vol. 28. - № 4. - P. 4221-4241.

20. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. - М.: Просвещение, 2000. - 172 с.

21. Евстигнеев М. Н. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2024. - Т. 29. - № 2. - С. 309-323. - URL: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323

22. Liu M. Y. Exploring the Application of Artificial Intelligence in Foreign Language Teaching: Challenges and Future Development // SHS Web of Conferences. - EDP Sciences. - 2023. - Vol. 168. - P. 03025.

23. Kushmar L. V., Vornachev A. O., Korobova I. O., Kaida N. O. Artificial Intelligence in Language Learning: What Are We Afraid of // Arab World English Journal (AWEJ) Special Issue on CALL. - 2022. - № 8. - P. 262-273. DOI: https://dx.doi.org/10.24093/awej/call8.18

24. Schmidt T., Strasser T. Artificial intelligence in foreign language learning and teaching: a CALL for intelligent practice // Anglistik: International Journal of English Studies. - 2022. - Vol. 33. - № 1. - P. 165-184.

25. Tian W. et al. AI Chatbots in Chinese higher education: adoption, perception, and influence among graduate students - an integrated analysis utilizing UTAUT and ECM models // Frontiers in Psychology. - 2024. - Vol. 15. -P. 1268549. - URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1268549

26. Мельникова К. А. Использование мультимодальных методов преподавания и цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку в современной школе // The Newman in Foreign Policy. - 2018. - № 45 (89). - С. 30-33.

27. Куликова Н. Ю., Маслова О. А., Пономарева Ю. С. Модель использования систем искусственного интеллекта для оценки качества формирования компетенций студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. -2021. - Т. 9. - № 5. - С. 33.

28. Дашкина А. И., Злобина О. Н. Формирование иноязычной презентационной компетенции студентов.

29. Spector J. M., Ma S. Inquiry and critical thinking skills for the next generation.

30. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы.

31. Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество.

1. The Future of Jobs Report 2023. Available at: https://www.weforum.org/publications/the-future-of-jobs-report-2023/ (in English).

2. What do employers want from today's graduates?, Insights from the 2022 QS Global Employer Survey, 2022, pp. 20-21 (in English).

3. Drugova, E. A. et al. (2022). "Iskusstvennyj intellekt dlya uchebnoj analitiki i etapy pedagogicheskogo proektiro-vaniya: obzor reshenij" [Artificial intelligence for learning analytics and instructional design stages: a review of solutions], Voprosy obrazovaniya, № 4, pp. 107-153. Available at: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-(in Russian).

4. Beetham, H., & Sharpe, R. (eds.) (2019). Rethinking pedagogy for a digital age: Principles and practices of design, Routledge, 316 p. (in English).

5. Warschauer, M. et al. (2023). "The affordances and contradictions of AI-generated text for writers of English as a second or foreign language", Journal of Second Language Writing, vol. 62, p. 101071 (in English).

6. Nga, P. T. (2022). "Using artificial intelligence applications for teaching and learning foreign language: facts and solutions", International Journal of English Language, Education and Literature Studies (IJEEL), vol. 1, № 4, pp. 1215 (in English).

7. Kuddus, K. (2022). "Artificial intelligence in language learning: Practices and prospects", Advanced Analytics and Deep Learning Models, pp. 1-17 (in English).

8. Esionova, E. Yu. (2019). "Iskusstvennyj intellekt kak al'ternativnyj resurs dlya izucheniya inostrannogo yazyka" [Artificial intelligence as an alternative resource for learning a foreign language], Gumanitarnye i social'nye nauki, № 3, pp. 155-166 (in Russian).

9. Voevoda, E. V., & Shpynova, A. I. (2023). "Primenenie tekhnologij iskusstvennogo intellekta pri izuchenii delovogo anglijskogo (na primere pis'mennyh zadanij)" [The use of artificial intelligence technologies in the study of business English (using the example of written assignments)], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 5 (102), pp. 237-240 (in Russian).

10. Sysoev, P. V., & Filatov, E. M. (2023). "Chat-boty v obuchenii inostrannomu yazyku: preimushchestva i spornye voprosy" [Chatbots in foreign language teaching: advantages and controversial issues], Vestnik Tambovskogo uni-versiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, t. 28, № 1 (202), pp. 66-72. Available at: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72 (in Russian).

11. Lukinskij, I. S., Gorsheneva, I. A., & Sumina, A. V. (2023). "Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v kachestve instrumenta optimizacii nauchnoj deyatel'nosti: pro et contra" [The use of artificial intelligence as a tool for optimizing scientific activity: pro et contra], Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti, № 1, pp. 99-102 (in Russian).

12. Garkusha, N. S., & Gorodova, Yu. S. (2023). "Pedagogicheskie vozmozhnosti ChatGPT dlya razvitiya kognitivnoj ak-tivnosti studentov" [Pedagogical potential of ChatGPT for the development of cognitive activity of students], Pro-fessional'noe obrazovanie i rynok truda, t. 11, № 1 (52), pp. 6-23 (in Russian).

E. n. MuwMOAum

13. Sysoev, P. V., & Filatov, E. M. (2023). "ChatGPT v issledovatel'skoj rabote studentov: zapreshchat' ili obuchat'?" [ChatGPT in student research: ban or educate?], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, t. 28, № 2, pp. 276-301 (in Russian).

14. Dashkina, A. I., & Zlobina, O. N. (2019). "Formirovanie inoyazychnoj prezentacionnoj kompetencii studentov lingvisticheskih napravlenij v usloviyah obucheniya v sotrudnichestve" [Formation of foreign language presentation competence of students majoring in linguistics in the context of collaborative learning], SibSkript, № 1 (77), pp. 171-184 (in Russian).

15. Spector, J. M., & Ma, S. (2019). "Inquiry and critical thinking skills for the next generation: from artificial intelligence back to human intelligence", Smart Learning Environments, vol. 6, № 1, pp. 1-11 (in English).

16. Kapustina, L. V., Ermakova, Yu. D., & Kalyuzhnaya, T. V. (2023). "ChatGPT i obrazovanie: vechnoe protivostoyanie ili vozmozhnoe sotrudnichestvo?" [ChatGPT and education: eternal confrontation or possible cooperation?], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 10 (oktyabr'), pp. 119-132. Available at: http://e-kon-cept.ru/2023/231099.htm (in Russian).

17. Sysoev, P. V., & Filatov, E. M. (2023). Chat-boty v obuchenii inostrannomu yazyku: preimushchestva i spornye vo-prosy [Chatbots in foreign language teaching: advantages and controversial issues].

18. Zhai, X. (2022). "ChatGPT User Experience: Implirations for Education", SSRN Electronic Journal, № 1, p. 4312418. Available at: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4312418 (in English).

19. Nguyen, A. et al. (2023). "Ethical principles for artificial intelligence in education", Education and Information Technologies, vol. 28, № 4, pp. 4221-4241 (in English).

20. Passov, E. I. (2000). Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya [The program-concept of communicative foreign language education], Prosveshchenie, Moscow, 172 p. (in Russian).

21. Evstigneev, M. N. (2024). "Principy obucheniya inostrannomu yazyku na osnove tekhnologij iskusstvennogo intel-lekta" [Principles of teaching foreign languages based on artificial intelligence technologies], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, t. 29, № 2, pp. 309-323. Available at: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323 (in Russian).

22. Liu, M. Y. (2023). "Exploring the Application of Artificial Intelligence in Foreign Language Teaching: Challenges and Future Development", ShS Web of Conferences, EDP Sciences, vol. 168, p. 03025 (in English).

23. Kushmar, L. V., Vornachev, A. O., Korobova, I. O., & Kaida, N. O. (2022). "Artificial Intelligence in Language Learning: What Are We Afraid of", Arab World English Journal (AWEJ) Special Issue on CALL, № 8, pp. 262-273. DOI: https://dx.doi.org/10.24093/awej/call8.18 (in English).

24. Schmidt, T., & Strasser, T. (2022). "Artificial intelligence in foreign language learning and teaching: a CALL for intelligent practice", Anglistik: International Journal of English Studies, vol. 33, № 1, pp. 165-184 (in English).

25. Tian, W. et al. (2024). "AI Chatbots in Chinese higher education: adoption, perception, and influence among graduate students - an integrated analysis utilizing UTAUT and ECM models", Frontiers in Psychology, vol. 15, p. 1268549. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1268549 (in English).

26. Mel'nikova, K. A. (2018). "Ispol'zovanie mul'timodal'nyh metodov prepodavaniya i cifrovyh tekhnologij v processe obucheniya inostrannomu yazyku v sovremennoj shkole" [Using multimodal teaching methods and digital technologies in the process of teaching a foreign language in a modern school], The Newman in Foreign Policy, № 45 (89), pp. 30-33 (in Russian).

27. Kulikova, N. Yu., Maslova, O. A., & Ponomareva, Yu. S. (2021). "Model' ispol'zovaniya sistem iskusstvennogo intel-lekta dlya ocenki kachestva formirovaniya kompetencij studentov vuza" [Model of using artificial intelligence systems to assess the quality of university students' competences formation], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, t. 9, № 5, p. 33 (in Russian).

28. Dashkina, A. I., & Zlobina, O. N. (2019). Op. cit.

29. Spector, J. M., & Ma, S. (2019). Op. cit.

30. Sysoev, P. V., & Filatov, E. M. (2023). Chat-boty v obuchenii inostrannomu yazyku: preimushchestva i spornye vo-prosy [Chatbots in foreign language teaching: advantages and controversial issues].

31. Kapustina, L. V., Ermakova, Yu. D., & Kalyuzhnaya, T. V. (2023). Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.