Научная статья на тему 'Методика обучения русскому языку и литературе в малокомплектной общеобразовательной школе'

Методика обучения русскому языку и литературе в малокомплектной общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактичес­ кие игры / игровая педагогика / методика дидактических игр / игровые задачи / достижения ученика / правила игры / качест­ во обучения. / дидактикалық ойындар / ойын педагогикасы / дидактикалық ойын әдістемесі / ойын тапсырмалары / оқушының жетістіктері / ойын ережелері / оқу сапасы / didactic games / game pedagogy / methods of di­ dactic games / game tasks / student achievements / rules of the game / quality of learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиева С. А.

Показаны некоторые результаты поиска актуальных подходов к изучению русского языка в начальной и основной средней школе. В качестве ведущих выделены три образовательных подхода: культурологический, аксиологический и деятельностный. Язык должен восприниматься школьниками как истинная жизненная и образовательная ценность и являться не только предметом обучения, но и ключевым средством гражданского воспитания учащихся, инструментом профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of teaching the Russian language and literature in a small comprehensive school

Search for relevant approaches to learning Russian in primary and secondary schools is shown. Three educational approaches are identified as the leading ones: culturological, axiological and activity-based. Language should be perceived by schoolchildren as a true life and educational value and be not only a subject of study, but also a key means of civic education of students, an instrument of professional activity.

Текст научной работы на тему «Методика обучения русскому языку и литературе в малокомплектной общеобразовательной школе»

24

Педагогическая наука и практика

УДК 373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

И ЛИТЕРАТУРЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Бастауыш және негізгі орта мектепте орыс

тілін оқытудың өзекті тәсілдерін іздеу. Жетекші

ретінде үш білім беру тәсілі бөлінген: мәдениеттану, аксиологиялық және қызмет. Тілді оқушылар шынайы өмірлік және білім беру құндылығы

ретінде қабылдауы және тек оқу мәні ғана емес,

сонымен қатар оқушылардың азаматтық тәрбиесінің негізгі құралы, кәсіби қызметтің құралы

болып табылуы тиіс.

Аннотация

Показаны некоторые результаты поиска актуальных подходов к изучению русского языка

в начальной и основной средней школе. В качестве ведущих выделены три образовательных

подхода: культурологический, аксиологический

и деятельностный. Язык должен восприниматься

школьниками как истинная жизненная и образовательная ценность и являться не только предметом обучения, но и ключевым средством гражданского воспитания учащихся, инструментом

профессиональной деятельности.

Annotation

Search for relevant approaches to learning Russian

in primary and secondary schools is shown. Three

educational approaches are identified as the leading

ones: culturological, axiological and activity-based.

Language should be perceived by schoolchildren

as a true life and educational value and be not only

a subject of study, but also a key means of civic

education of students, an instrument of professional

activity.

Калиева С.А.,

педагог-мастер,

учитель русского языка

и литературы,

Карагайлинская

общеобразовательная школа,

Алтынсаринский район,

Костанайская область

Негізгі сөздер: дидактикалық ойындар, ойын педагогикасы, дидактикалық ойын әдістемесі, ойын тапсырмалары,

оқушының жетістіктері, ойын

ережелері, оқу сапасы.

Ключевые слова: дидактичес­

кие игры, игровая педагогика,

методика дидактических игр,

игровые задачи, достижения

ученика, правила игры, качест­

во обучения.

Keywords: didactic games,

game pedagogy, methods of di­

dactic games, game tasks, student

achievements, rules of the game,

quality of learning.

3(41)/2023

Важнейшим аспектом обновления содержания образования в сфере русского

языка и литературы, модернизации прог­

рамм основного общего образования является установление возможных взаи­

мосвязей предметных и метапредметных

результатов обучения, определение их

оптимального соотношения и реализацию этих взаимосвязей в курсе русского языка, усиление деятельностной сос­

тавляющей курса. Одно из важнейших

направлений совершенствования преподавания русского языка – обеспечение

оптимального соотношения теоретичес­

кого и практического аспектов обучения

русскому языку на всех этапах школьного образования, поэтому освоение

школьной дисциплины «Русский язык»

должно предусматривать: изучение основных грамматических правил русского

языка, таких, как склонение существительных, спряжение глаголов, согласование рода, числа и падежа; правильное

написание слов, использование знаков

препинания и оформление текстов; расширение словарного запаса, изучение

синонимов, антонимов и контекстного

использования слов; умение понимать и

анализировать прочитанный текст, выделять главные идеи, определять тему и основные аргументы автора; развитие навыков письменного выражения мыслей,

составление различных типов текстов

(например, сочинения, письма, сообщения); правильное произношение, умение

выразить свои мысли и аргументировать

свою точку зрения, участие в устных

дискуссиях; знакомство с произведениями классической и современной русской

литературы, анализ текстов, изучение

жанров и стилей письма.

Изучение курса русского языка в средней школе должно быть ориентировано

на формирование коммуникативной компетенции как владения культурой речи:

3(41)/2023

25

навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной

речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с

учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и

выразительности. При этом важно подчеркнуть, что формирование речевой

культуры школьника возможно лишь на

базе прочных лингвистических знаний

и освоенных языковых навыков. Важнейшим условием совершенствования

преподавания русского языка в школе

сегодня является ориентация курса на

речевую практику, социальные, учебные

и жизненные потребности современных

школьников. И именно это определяет

необходимость формирования на уроках

русского языка целостного представления о языке как средстве, орудии мысли

и познания, средстве выражения определённого смысла, средства отражения

окружающего мира языковыми средствами. Язык является средством общения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

людей и воздействия на людей, орудием

мышления и познания действительности, средством накопления знаний о реальном мире и передачи их от поколения

к поколению, сокровищницей национальной культуры народа и средством

приобщения к культуре.

Составляющими языковой личности

являются формируемые в учебном процессе (при обучении русскому языку)

следующие четыре компетенции: языковая (практическое владение русским

языком как средством общения, т.е. овладение фонетическими, лексическими, грамматическими средствами языка в достаточном количестве и умение

пользоваться ими в речевой практике);

лингвистичес­кая (целостное представление о системе русского языка как

лингвистической дисциплине);комму-

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

26

Педагогическая наука и практика

никативная (способность осуществлять

коммуникативную деятельность в различных сферах и ситуа­циях общения);

лингвокультурологическая (понимание

того, что в русском языке отражается

культура русского народа; усвоение национально-культурной специфики русского языка, связанной с национальными

традициями и менталитетом русского народа). Одна из самых сложных проблем

связана с отбором и теоретического, и

практического материала содержания

школьного предмета «Русский язык»:

что выбрать, в каком объеме и по какому

принципу. На сложность и нерешенность

проблемы по определению содержания

школьного образования по русскому

языку указала Л. А. Вербицкая: «Следует критически проанализировать содержание школьных образовательных стандартов, учебных программ и учебников»

[8, с.7]. А ведь именно от этого зависит и

срок обучения в школе, и объем знаний и

умений, получаемых в школе, и воспитательная составляющая школьного образования [3, с.6].

Создание учебников русского языка

нового поколения. В условиях школьного обучения по всем учебным дисциплинам, в т. ч. и по русскому языку, учебник

был и остается основным источником

получения знаний. Составленный в соответствии с программой учебной дисциплины, он конкретизирует содержание данного учебного предмета. Объем

знаний учащихся, глубина и степень

их прочности всецело зависит от качества учебника. Эти изменяющиеся условия выдвинули проблему создания

учебников нового поколения. Учебники

русского языка для школ с казахским

языком обучения должны существенно

отличаться, прежде всего, по целевому

назначению, а это отличие находит отражение и в содержании, и в порядке

подачи изучаемого языкового материала по классам, и в объеме сообщаемых

тео­ретических сведений, и в характере и

системе тренировочных упражнений, и

в подборе дидактического материала, и

т.д. Для таких школ нужны специальные

учебники русского языка, учитывающие специфику овладения русским языком как неродным. Необходимо создать

для школ с казахским языком обучения

новые учебники, которые отвечают современным требованиям (подробнее о

содержании и структуре таких учебников см. [16]). Учебники русского языка

для школ с казахским языком обучения

должны учитывать особенности учеников, их языковой и культурный контекст.

Они могут содержать тексты и задания,

которые отражают казахскую культуру,

историю и литературу, а также тексты о

русской культуре, чтобы расширить кругозор учеников и помочь им увязать обучение русскому языку с их собственными

опытом и контекстом; учебники могут

посвящать особое внимание развитию

устной и письменной речи учащихся.

Могут предлагаться задания и упражнения, направленные на развитие навыков

общения, составления текстов, пересказа

и анализа текстов на русском языке. Также могут проводиться уроки и тренировки по произношению и интонации русского языка; учебники могут включать

материалы, посвященные вопросам билингвальности и преимуществам владения двумя языками. Однако общая идея

состоит в том, чтобы учебники русского

языка для школ с казахским языком обучения учитывали языковой и культурный

контекст учеников и помогли им эффективно осваивать русский язык, развивая

коммуникативные и языковые навыки.

Сложность данной проблемы состоит

в том, что «до настоящего времени нет

научно обоснованной теории учебника

3(41)/2023

русского языка для национальных школ»

[17, с.20].

Совершенствование методики обучения русскому языку и литературе в школе с казахским языком обучения может

быть основано на следующих направлениях: усиление языковой подготовки:

усовершенствование грамматических и

орфографических навыков, расширение

словарного запаса и развитие речевых

умений; введение интерактивных методов обучения, таких, как использование

компьютерных программ, мультимедийных материалов и интерактивных игр;

интеграция русского языка и литературы

в учебный план, что поможет учащимся лучше осознать связь между двумя

языками и культурами, а также усвоить

базовые навыки коммуникации на русском языке. Важно обеспечить квалифицированным учителям доступ к профессиональному развитию и ресурсам для

эффективного преподавания русского

языка и литературы. Проведение тренингов, семинаров и обмен опытом поможет

учителям развивать свои навыки и методы преподавания.

Работа по привитию умений и навыков создания устной и письменной связной речи должна стать обязательным

элементом каждого урока в процессе

всего периода обучения русскому языку

в школе – с 1 по 11 класс. Необходимо

создавать условия для последовательного и систематичного применения в образовательном процессе таких методов и

подходов, развивающих данную группу

навыков обучающихся, как чтение разнообразных текстов, что поможет расширить словарный запас и понимание

грамматики; анализ текстов, идентификация главных идей, аргументов и связей

между ними поможет ученикам развить

способность создавать связную речь; задания, требую­щие написания связных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3(41)/2023

27

текстов, таких, как эссе, отчеты, рецензии и т.д., помогут ученикам улучшить

структурирование своих мыслей и организацию текста; проведение устных

докладов перед классом или группой

поможет ученикам развить навыки устной связной речи; работа в группах, где

ученикам предоставляется возможность

обсуждать тематические вопросы, аргументировать свою точку зрения и слушать мнения других, помогает развить

навыки связной устной речи; проведение

упражнений на монологическую и диалогическую речь, где ученики отрабатывают способность выражать свои мысли

и поддерживать диалог.

Содержание образовательной технологии по русскому языку должно соотноситься с такими понятиями, как

стратегия развития общества, стратегия

развития образования, концепция образования и цели образования, содержание, методы, организационные формы,

средства обучения, и отражать запросы

общества [19]. Одним из эффективных

способов успешного формирования вторичной языковой личности как актуального направления развития методики

обучения русскому языку и литературе

в образовательном поле Республики Казахстан является билингвальное образование [24]. Билингвальное образование – это метод обучения, при котором

изучение двух языков одновременно

занимает центральное место. Формы и

направления билингвального образования могут варьироваться в зависимости

от конкретной педагогической модели и

целей образовательной системы. Вот некоторые из них:

1.Двуязычные программы: Подразумевают изучение содержания учебных

предметов на двух языках. Например,

определенные предметы, такие, как математика или наука, преподаются на од-

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

28

Педагогическая наука и практика

ном языке, а другие предметы, такие, как

история или литература – на другом языке. Это позволяет учащимся применять и

развивать оба языка в различных академических контекстах.

2.Иммерсивные программы: Они предполагают окружение учащегося в среде, где целевой язык является основным

средством общения. В таких программах

студентам предоставляется возможность

погружаться в язык и культуру через общение с носителями языка, чтение и анализ текстов, обсуждение тематических

вопросов и т. д. Это способствует естественному и полноценному овладению

языком.

3.Параллельные классы: Такие классы

состоят из учащихся, для которых целевой язык не является языком обучения. В

этих классах преподавание осуществляется как на родном языке, так и на целевом языке. Это помогает развить навыки

общения на обоих языках и поддерживает взаимодействие между учащимися

разных культур и языковых групп.

4.Обменные программы: Это программы, в рамках которых учащиеся отправляются учиться в школы или университеты

в другой стране, где говорят на целевом

языке. В такой среде они полностью погружаются в язык и культуру страны, что

способствует быстрому улучшению и

развитию их языковых навыков.

5.Виртуальное билингвальное образование: Это относительно новая форма,

которая использует современные технологии и онлайн-ресурсы для создания

виртуальной среды, где учащиеся могут

изучать и практиковать язык с помощью

интерактивных уроков, видеоконференций, образовательных игр и других

средств. Это лишь несколько примеров

форм и направлений билингвального образования. Конечный выбор будет зависеть от специфики образовательной си-

стемы, языковых целей и потребностей

учащихся.

В этой связи возникает задача разработки методики параллельного обучения

двум языкам. В свою очередь реализация

билингвального образования поможет

решить проблему сохранения родных

языков [25]. Вторичная языковая личность – это билингвальная (двуязыковая)

личность, усвоившая, наряду с родным

языком и родной культурой, систему второго языка и вместе с языком языковую

картину мира и культуру народа - носителя данного языка. Воспитание такой

личности обусловливает необходимость

разработки специальной методики обучения русскому языку в школе с казахским

языком обучения. Для объективности

оценивания знаний по русскому языку

выпускников школ с казахским языком

обучения нужно разработать альтернативный вариант заданий и альтернативные критерии их оценивания. Необходим

процесс подготовки нового учителя [27],

способного обучать и воспитывать новое

поколение учащихся, подготовить их к

жизни в новом обществе, на плечи которого ложится огромная ответственность

за сохранение русской языковой культуры.

Внедрение методов научных исследовательских проектов в обучение русскому языку и литературе в школе может

значительно повысить интерес учеников

к предмету, развить их критическое мышление, умение самостоятельно исследовать и анализировать информацию, а также улучшить понимание и использование

русского языка и литературы. Возможность для обучающихся выбрать тему исследования, которая интересна им лично,

поможет увлечь их процессом обучения

и позволит им глубже погрузиться в изучение русского языка и литературы. При

разработке исследовательских вопросов

3(41)/2023

создание мотивации учеников формулировать исследовательские вопросы, которые стимулируют критическое мышление и аналитические навыки, поможет

обратить внимание на важные аспекты

языка и литературы, а также научиться

искать ответы на свои собственные вопросы. Они должны оценивать качество

и достоверность информации и использовать ее для поддержки своих исследовательских работы. Внедрение методов

научных исследовательских проектов в

обучение русскому языку и литературе

поможет развить ученикам навыки критического мышления, самостоятельного

поиска информации и анализа, а также

позволит им более глубоко погрузиться в

предмет и развить любознательность.

В качестве инновационных методов

и методик совершенствования процесса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучения русскому языку и литературе на базе общеобразовательной школы

можно рассматривать следующие: создание сетевых текстов с использованием

цифровых ресурсов (например, коллективный рассказ с одним или несколькими сюжетами, созданные учениками из

разных регионов); разработку маршрута

литературного путешествия; проведение конкурсов творческой переработки

или продолжений известного литературного произведения; конкурсов буктрейлеров (коротких рекламных роликов,

посвящённых конкретной повести или

роману) и др.; создание серий телевизионных игровых фильмов. Крайне важно

нацелить учебный процесс по изучению

русского языка на формирование функциональной грамотности, что в последующем обеспечит направление обучения

к самому ученику, к его жизненным потребностям.

29

педагогические основы духовно-нравственного развития личности в этнокультурном пространстве/ под ред.

Ж.О. Жилбаева. – Астана: Фолиант, 2014.

– 252 с.

2.Воробьев В.В. Лингвокультурология. М.: РУДН, 2008. 340 с.

3.Вербицкая Л.А., Московкин Л.В. Актуальные проблемы преподавания русского языка в поликультурном пространстве // Актуальные проблемы изучения

и преподавания русского языка в поликультурном пространстве: мат-лы форума (Учалинский район Республики Башкортостан, 9-10 мая 2014 г.) / отв. ред.

Л.Г. Саяхова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С.

6-9.

4.Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 19880. 366 с.

5.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: изд-во ЛКИ, 2010.

264 с.

6.Ситдикова М.Г. Концепция языковой личности: краткий обзор и перспективы исследования // Русское слово в

Респуб­лике Башкортостан: мат-лы региональной научно-практ. конф. / отв. ред.

О.П. Касымова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.

С.173-178.

7.Струве П.Б. Индивидуализм и социализм // Вопросы философии, 1992. № 2.

С. 85-90.

8.Вербицкая Л.А., Московкин Л.В. Актуальные проблемы преподавания русского языка в поликультурном пространстве // См. п. 3.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования (ФГОС ООО). М., 2005.

10.Примерные программы основного

общего образования. Русский язык. 2-е

изд. М.: Просвещение, 2010. 112 с. (Стандарты второго поколения).

ЛИТЕРАТУРА:

11.Фундаментальное ядро содержания

1.Наурызбай Ж.Ж. и др. Психолого-­ общего образования / РАН, РАО / под ред.

3(41)/2023

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

30

Педагогическая наука и практика

В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд.,

дораб. М.: Просвещение, 2011. 798 с.

12. Программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

и др. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.

13.Программа по русскому языку для

среднего/полного/ общего образования

с родным/нерусским языком обучения

Рес­публики Башкортостан. 5-9; 10-11

классы / сост.: Р.В. Альмухаметов, К.З.

Закирьянов, Л.Г. Саяхова Уфа: Китап,

2011. 144 с. (Далее программа не переиздавалась).

14.Роль учебно-методических комплектов по русскому языку в реализации

межъязыковых и межкультурных связей:

мат-лы Всеросс. научно-практ. конф.

(Уфа, 29-30 ноября 2006 г.) Уфа: изд-во

БГПУ, 2006. 132 с.

15.Современная образовательная парадигма и школьные учебники по русскому языку: мат-лы Всеросс. научно-практ.

конф. (Оренбург, 2-3 ноября 2000 г.).

Оренбург: изд-во ОГПУ, 2000. 176 с.

16.Закирьянов К.З. Современный

учебник русского языка для нерусских

школ: каким он должен быть // Вестник

БашГУ, 2017. Т. 22. № 4. С. 1131-1140.

17.Сабаткоев Р.Б. Современная образовательная парадигма и школьные учебники по русскому языку: мат-лы Всеросс. научно-практ. конф. (Оренбург, 2-3

ноября 2000 г.). Оренбург: изд-во ОГПУ,

2000. 176 с.

18.Скворцов Л.И. Экология слова, или

поговорим о культуре русской речи: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996.

158 с.

19.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия,

2008. 368 с.

20. Закирьянов К.З. Формирование ак-

тивного башкирско-русского двуязычия:

методический аспект: монограф. Уфа:

изд-во БИРО, 2010. 155 с.

21.Закирьянов К.З. Активное двуязычие: сущность и функционирование.

Уфа: Китап, 2011. 208 с.

22.Закирьянов К.З. Два феномена: билингвизм и билингвальная личность //

Вестник БашГУ. Т. 17. №1(1). Уфа: РИЦ

БашГУ, 2012. С. 498-502.

23.Закирьянов К.З. Активный билингвизм: уточнение содержания (на примере башкирско-русского двуязычия) // Актуальные проблемы филологии ХХ1 в.:

мат-лы 2-й Всеросс. научно-практ. конф.

(Набережные Челны, 16 мая 2018 г.) / под

ред. Р.А. Закирова, К.А. Калинина. Набережные Челны: НГПУ, 2018. С. 58-65.

24.Закирьянов К.З. Билингвальное образование в многоязычном регионе (на

примере Республики Башкортостан) //

Межкультурная - интракультурная коммуникация: теория и практика обучения

и перевода: мат-лы 7-й и 29-й вузовской

научно-практ. конф. (Уфа, 6-7 декабря

2018 г.) / отв. ред. Н.П. Пешкова. Уфа:

РИЦ БашГУ, 2018. С. 108-114.

25.Закирьянов К.З. Проблемы сохранения родных языков // Вестник Башкирского университета, 2018. Т. 23. №3.

С. 787-792.

26.Закирьянов К.З. ЕГЭ по русскому

языку: плюсы и минусы // Учитель Башкортостана, 2011. №4. С. 543-59.

27.Рубинштейн М.М. Проблема учителя: учебное пособие / под ред. В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сластенина. М.: Академия, 2004. 176 с.

3(41)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.