Научная статья на тему 'Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом графическому отображению различий в величине и форме предметов'

Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом графическому отображению различий в величине и форме предметов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом графическому отображению различий в величине и форме предметов»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ ГРАФИЧЕСКОМУ ОТОБРАЖЕНИЮ РАЗЛИЧИЙ В ВЕЛИЧИНЕ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ

Нестерова Т. В.

Специфика коррекционного обучения школьников с умственными ограничениями заключается в образовании новых функциональных связей в структуре их познания, способствующих ослаблению имеющихся недостатков. Учащиеся могут овладеть знаниями, умениями и навыками, которые без специальной помощи были бы им недоступны.

Исходя из универсальной направленности изобразительной деятельности, целесообразен поиск новых путей совершенствования учебно-воспитательного

процесса младших школьников с нарушенным интеллектом. На наш взгляд, выраженные различия в основных признаках изображаемых детьми предметов являются именно тем средством, которое можно успешно применять на уроках изобразительной деятельности. Организация контраста формы, величины, светлоты, цвета в объек-

г. Екатеринбург

тах усиливает к ним эмоциональноэстетический интерес детей при наблюдении, способствует выделению характерных особенностей и обогащению познавательного компонента графического образа. В процессе обучения исполнительским действиям контраст проявляется в движениях кистей и пальцев рук: округлые - прямолинейные, длинные - короткие, непрерывные - прерывистые. Движения рук сопровождаются прослеживающими движениями глаз, в результате укрепляется зрительнодвигательное взаимодействие. Применение адекватных приемов обучения позволяет совершенствовать не только познавательную, зрительно-двигательную и эмоционально-чувственную сферы учащихся, но овладение контрастом как изобразительновыразительным приемом помогает развить творческие способности учащихся этой категории.

Данной публикацией мы начинаем серию методических статей, содержащих разработки некоторых занятий (уроков), являющихся результатом теоретических и практических исследований. На материале открывшихся научных фактов была создана авторская методика, в которой, в ходе многолетней экспериментальной проверки, определились педагогические условия, обеспечивающие максимальную эффективность решения детьми коррекционнообразовательных коррекционноразвивающих и коррекционно-

воспитательных задач. Многократная апробация подтвердила целесообразность ее (методики) применения в учебном процессе специальной школы. Получено практическое подтверждение тому, что предлагаемые нами подходы в формировании у школьников умений и навыков в работе цветными карандашами, водяными красками (гуашью, акварелью), также совершенствуют мелкую ручную моторику детей, их целенаправленную и речевую деятельность. Эта методика пронизывает всю структуру коррекционно-педагогического процесса: обучение, развитие и воспитание. По целевой направленности занятия делятся на четыре самостоятельных цикла: обучение отображению различий в величине предметов, обучение отображению различий в форме предметов, обучение отображению различий в светлоте предметов, обучение отображению различий в цвете предметов. Не вступая в противоречие с действующей в настоящее время программой по изобразительной деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида, отдельно взятые занятия можно включать в учебные планы второго, третьего, четвертого годов обучения.

Для достижения прогнозируемых результатов на занятиях, содержанием которых является графическое отображение различий в величине предметов, школьники выполняют ряд учебно-коррекционных задач. Последовательность их предъявления предполагает постепенное возрастание сложности. Опишем подробнее некоторые из них.

Художественные материалы и инструменты: графитный, цветные каранда-

ши, ластик, формат А4 белого цвета.

Первое занятие

Тема: «Изображение с натуры

предметов одинаковой формы, но разной величины» (например, свеклы).

Задачи: Формирование умения дифференцировать форму и величину предметов. Обучение приемам изображения графитным и цветными карандашами. Развитие представлений о различиях (сильные, умеренные, ослабленные) в величине предметов одинаковой формы. Закрепление полученных знаний в речи.

Оборудование: Три свеклы (большая, средняя, маленькая. Соотношение высот большой и маленькой 1/2). Четыре варианта изображений свекл. Дидактические таблицы с текстом, педагогический рисунок, изобразительные материалы.

Содержание занятия: В начале занятия учащиеся составляют натурные композиции из овощей одинаковой формы, используя предложенные изображения. На столе лежат три свеклы. Их расположение произвольное.

Школьникам показывают рисунок с изображением трех свекл (большой, средней, маленькой). С помощью вопросов педагога они анализируют форму предметов на рисунке: «Что здесь нарисовано?», «Какую они имеют форму?», «Свеклы по форме одинаковые или разные?». В случаях затруднения в определении формы ее называет педагог. Затем дети читают таблицу с текстом: «Одинаковые по форме -круглые».

Также анализируется величина: «Какие свеклы по величине?», «Они одинаковые или разные?». Выставляется таблица «Разные по величине - большая, поменьше (средняя), маленькая». Если у школьников возникают трудности при словесном обозначении величины, ее называет педагог, а они повторяют. После анализа изображения предлагаем разместить три лежащие на столе свеклы так, как они нарисованы на этой картинке.

Затем последовательно демонстрируются еще три изображения, к которым ученики тоже подбирают свеклы соответствующей величины: к первому - боль-

шую и маленькую (умеренный контраст), ко второму - среднюю и маленькую, к третьему - большую и среднюю (слабый контраст).

Составление натурных композиций сопровождается словесной характеристикой величины овощей: «Большая и маленькая, средняя и маленькая, большая и средняя». Для изображения с натуры дети составляют композицию, отражающую умеренный контраст (большая и маленькая свеклы, соотношение высот 1/2). Внимание учащихся вновь обращается на идентичность формы и различие в величине. Перед практической работой они наблюдают процесс создания педагогического рисунка1. Каждое графическое действие проговаривается:

• Г оризонтальной линией отделяем плоскость, на которой лежат овощи, от фона.

• Легкими штрихами определяем место будущего изображения.

• Намечаем пропорции предметов. При этом сравниваем высоту и ширину каждой свеклы между собой и друг с другом.

• Округлыми линиями изображаем форму свекл. Сравниваем получившийся рисунок с натурной постановкой. Обнаружив неточности в пропорциях, исправляем их.

• Дорисовываем детали.

• Затем выбираем бордовый карандаш и штрихуем по форме овощей дугообразными линиями.

Выполнив работу, учащиеся отвечают на вопросы:

«Что мы сегодня рисовали?», «Какую форму имеют свеклы?», «Какой они величины?»

Второе занятие

Тема: «Изображение с натуры

предметов разной формы и величины» (например, свекла и морковь).

Задачи: Формирование умения дифференцировать форму и величину предметов. Развитие представлений о различиях

1 Педагогический рисунок - демонстрация педагогом последовательности выполнения художественных операций.

(сильные, умеренные, ослабленные) в величине предметов разной формы. Закрепление приемов работы графитным и цветными карандашами. Закрепление в речи признаков формы и величины, а также последовательности практических действий.

Оборудование: Три свеклы (большая, средняя, маленькая). Три моркови (большая, средняя, маленькая). Рисунок с изображением свеклы и моркови. Дидактические таблицы с текстом, педагогический рисунок, изобразительные материалы.

Содержание занятия: Работа начинается с повторения материала прошлого занятия. Ученикам предлагают вспомнить форму и величину свекл, затем им показывают рисунок свеклы и моркови (соотношение высоты свеклы и высоты горизонтально лежащей моркови составляет 1/2).

Школьники анализируют изображение по следующим вопросам: «Что здесь нарисовано?», «Какую форму имеют свекла и морковь?», «Свекла и морковь по форме одинаковые или разные?». Выставляется таблица с текстом: «Разные по форме - круглая, овальная»; «Какие они по величине? Одинаковые или разные?». Демонстрируется таблица: «Разные по величине - большая, поменьше (средняя), маленькая». В случаях затруднения оказывается помощь в виде вопроса: «Что больше - свекла или морковь?».

Затем вниманию учащихся предлагаются беспорядочно разложенные на столе овощи: три свеклы - большая, средняя, маленькая и три моркови - большая, средняя, маленькая. Рисунок, проанализированный детьми, передает размеры свеклы и моркови средней величины.

Детям предлагают выбрать из реальных предметов овощи тех размеров, которые соответствуют изображению. В случае ошибочного выбора им помогают вопросами: «Эта свекла такая же большая, как на рисунке?» или «На рисунке меньше? Посмотри внимательно. Сравни» и т.п. Если учащиеся и в дальнейшем испытывают затруднения, педагог выкладывает на столе два ряда из свеклы и моркови: большие, средние, маленькие. Овощи соотносятся по величине, находятся средние. Из

них составляется натурная композиция.

После составления натурной композиции рисунок-образец убирают. Как и на предыдущем занятии, демонстрируются этапы графического построения, которые проговариваются педагогом и детьми.

Педагог контролирует самостоятельную работу учащихся, в речевой форме помогает исправить ошибки. Подводя итоги, школьники отвечают на вопросы относительно формы и величины нарисованных предметов.

Третье занятие

Тема: «Изображение с натуры

предметов разной формы и величины» (например, чайный бокал и яблоко).

Задачи: Совершенствование умения дифференцировать форму и величину предметов. Уточнение представлений о различиях (сильные, умеренные, ослабленные) в величине предметов разной формы наглядно-действенным (составление аппликации) и наглядно-образным (выбор правильного изображения предметов) способами. Знакомство с понятиями «фон» и «предметная плоскость», с графическими приемами изображения предметов конусообразной формы. Закрепление понятий о форме и величине в речи, практических умений.

Оборудование: Натурная постановка (чайный бокал и яблоко). Аппликационный материал (три чайных бокала белого цвета - большой (А), средний (Б), маленький (В) и три красных яблока (а, б, в), соответствующие им по величине; лист для составления аппликации, карта предъявления). Пять вариантов изображений с разными отношениями величины объектов натурной постановки. Дидактические таблицы с текстом, педагогический рисунок, изобразительные материалы.

Содержание занятия: Соседство предметов, как и прежде, создает умеренный контраст величины (высота чайного бокала вдвое больше высоты яблока). С помощью вопросов и уже знакомых таблиц школьники анализируют форму и величину предметов. Педагог обращает их внимание на фон и предметную плос-

кость2.

Затем демонстрируется аппликационный материал. Пропорциональные пары составляются так: Аа, Бб, Вв. Вариант Бб точно соответствует величине предметов в натурной постановке. Вариант Аа - намного крупнее реальных предметов, а Вв - намного меньше.

На карте предъявления3 (ее цвет должен отличаться от цвета предметов постановки) фигуры расположены в определенном порядке. Для составления аппликации учащимся предлагают формат А4 белого цвета с обозначенной на нем предметной плоскостью в виде полосы. Они получают задание: выбрать бокал и яблоко такой величины, которая точно соответствует их величине в натурной постановке.

После этого демонстрируется пять рисунков, передающих различную степень выраженности контраста величины: умеренный (вариант Бб), усиленный (варианты Аб, Ав), ослабленный (вариант Ба), отсутствие контраста (вариант Ва). Из этих изображений школьников просят выбрать рисунок, отображающий величину предметов композиции.

Закончив предметно-практические действия, учащиеся наблюдают процесс создания изображения и проговаривают за педагогом каждый этап:

• Сначала горизонтальной линией отделяем предметную плоскость от фона.

• Легкими штрихами определяем место всей композиции.

• Намечаем пропорции предметов. Для этого сравниваем высоту и ширину чайного бокала между собой и с яблоком..

• Вверху бокал шире, чем внизу, поэтому немного расширяем его края сверху и сужаем снизу. Рисуем круглое яблоко.

• Верхний край бокала изображаем в виде овала, а его основание в виде дуги.

• Прорисовываем детали.

• Чтобы передать объем предметов, на-

2 Фон - часть поверхности, на которой выделяются предметы композиции; предметная плоскость -плоскость, на которой предметы стоят.

3 Карта предъявления - лист бумаги для демонстрации фигур.

ходим их освещенную и затемненную части. С теневой стороны, сильно не нажимая на карандаш, накладываем штрихи по форме предметов дугообразными линиями, показываем падающие тени.

При выполнении практических действий учениками педагог постоянно привлекает их внимание к особенностям натурной постановки.

Завершив работу, ученики отвечают на вопросы: «Из каких предметов состоит натурная композиция?», «Какой они формы, величины, цвета?».

Четвертое занятие

Тема: «Завершение рисунков двух натурных постановок» (например, первый -цветочный горшочек и клубок ниток, второй - матрешка и фигурка медвежонка).

Задачи: Совершенствование умения дифференцировать форму и величину предметов. Формирование представлений об ослабленных различиях в величине. Закрепление умений изображать предметы в рисунке. Закрепление понятий формы, величины, фона, предметной плоскости в словесных обозначениях.

Оборудование: Две натурные по-

становки (соотношение высоты цветочного горшочка и клубка ниток составляет 1 к 2/3; матрешки и фигурки медвежонка - 1 к 4/5). Незаконченные контурные изображения. В первом отсутствует клубок ниток, во втором - матрешка. Изобразительные материалы.

Содержание занятия: Обе натурные постановки передают слабо выраженный контраст в величине предметов. Сначала учащиеся анализируют по вопросам первую натурную постановку. После обследования им выдается незаконченный контурный рисунок. В этом варианте их просят дорисовать предмет простой формы и меньшей величины (клубок ниток). Практические действия педагогом не демонстрируются. Школьники работают самостоятельно, опираясь на ранее приобретенные знания. Затем анализируется вторая натурная постановка, после чего учащиеся дорисовывают предмет достаточно сложной формы и большей величины (матрешку). Подведение итогов осуществляется по вопросам.

© Т. В. Нестерова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.