МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ ГРАФИЧЕСКОМУ ОТОБРАЖЕНИЮ РАЗЛИЧИЙ В ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ (продолжение, см.: «Специальное образование», 2008, № 12)
Нестерова Т. В.
Поскольку признаки формы и величины в реальных объектах неотделимы друг от друга, то решение коррекционно-образова-
тельных задач в этом обучающем цикле связано с предыдущим материалом, но его содержание дополнено новыми приемами графического отображения. Предлагаем вашему вниманию методические разработки четырех уроков, на каждом из которых решаются конкретные учебные задачи, их сложность постепенно нарастает.
Для работы учащимся понадобятся материалы: цветные,
графитный карандаши, ластик,
г. Екатеринбург
белый лист бумаги (А 4).
Первое занятие
Тема: «Изображение с натуры предметов овальной формы, одинаковой величины, но разной пространственной ориентации» (например, яблок).
Задачи: Формирование умения дифференцировать разную пространственную ориентацию предметов одинаковой формы и величины. Обучение последовательности совершения графических действий при построении натурной композиции, способам штриховки цветными карандашами, воспитание аккуратности
и стремления выполнить требования педагога.
Оборудование: Натурная постановка состоит из двух яблок: желто-зеленого - высокого и узкого, желто-красного - низкого и широкого (отношение высоты яблок составляет 'Д отношение их ширины такое же). Они демонстрируются на белой предметной плоскости и на фоне такого же цвета. Дидактические таблицы с текстом, педагогический рисунок, изобразительные материалы.
Содержание занятия: По
вопросам, задаваемых педагогом, школьники анализируют форму, пропорции и цвет предметов: «Что ты видишь перед собой?», «Какую они имеют форму?». В случаях затруднения при обозначении формы ее называет педагог. Дети обводят кистью руки форму каждого яблока.
Затем демонстрируется таблица с текстом: «Яблоки овальной формы». Ученики читают текст. Пропорции анализируются также по вопросам: «Какие яблоки по высоте? Одинаковые или разные?». Указкой показывается высота яблок. «Какие они по ширине? Одинаковые или разные?». Указкой прослеживается их ширина.
Выставляется таблица: «Первое яблоко высокое и узкое, второе
- низкое и широкое». Эти фразы дети повторяют вслух. «Вверху у каждого яблока имеется черенок». Уточняется цвет яблок, фона и
предметной плоскости.
Далее ученики наблюдают графические действия педагога, которые он озвучивает:
- Горизонтальной линией
отделяем предметную плос-
кость от фона.
- Легкими штрихами определяем место будущего изображения.
- С помощью прямоугольников намечаем пропорции яблок.
Первый прямоугольник высокий и узкий, второй - низкий и широкий. Прямоугольники рисуем едва заметными линиями, слегка нажимая на карандаш. Высота второго прямоугольника укладывается два раза в высоту первого. Ширина первого прямоугольника укладывается два раза в ширину второго.
Сравниваем их между собой. Исправляем, если мы ошиблись.
- Затем линиями-дугами «срезаем» углы прямоугольников.
У нас получились овалы: первый расположен вертикально, второй - горизонтально.
- Начинаем яблоки раскрашивать. Берем желтый карандаш и линиями-дугами штрихуем первое яблоко слева направо. Штрихи накладываем аккуратно, близко друг к другу, чтобы не просвечивала бумага. Если появляются белые пятна, то повторяем штриховку.
Второе яблоко в середине тоже желтое, поэтому штрихуем желтым цветом эту
часть яблока.
- Теперь берем зеленый карандаш и поверх желтого цвета штрихуем правый бок первого яблока. Заменив зеленый карандаш на красный, продолжаем раскрашивать второе яблоко.
- У второго яблока красный цвет справа темнее, чем слева. Для того чтобы этого добиться, берем коричневый карандаш и штрихуем им поверх красного цвета.
- Наш рисунок почти готов, не хватает лишь падающей тени от яблок. Ее изображаем легкими штрихами коричневым карандашом. Этим же карандашом рисуем у каждого яблока черенки, но делаем сильный нажим».
Каждый изобразительный этап педагога проговаривают школьники.
При выполнении учениками практических действий им оказывается помощь в словесной форме, но некоторым детям на отдельном листе повторно демонстрируются трудные для усвоения графические операции.
После завершения работы школьники, опираясь на таблицы с текстом, отвечают на вопросы: «Что мы сейчас рисовали?», «Какую они имеют форму?», «Какие яблоки по высоте?», «Какой они ширины?».
Второе занятие
Тема: «Изображение с натуры предметов круглой и прямоугольной формы, разной величины»
(например, яблока и кружки).
Задачи: Развитие умения выявлять различия в форме и величине предметов. Закрепление этапов графического построения рисунка, умения штриховать цветными карандашами, формирование эстетического отношения к предметам натурной постановки и целенаправленности исполнительских действий.
Оборудование: Объекты изображения: желто-красное яблоко и белая кружка, расположенные на серой предметной плоскости и фоне такого же цвета (высота яблока составляет 2/3 от высоты кружки; его ширина в 1,5 раза меньше ширины кружки). Дидактические таблицы с текстом, педагогический рисунок, изобразительные материалы.
Содержание занятия: Анализ объектов осуществляется по вопросам: «Из каких предметов состоит натурная постановка?». Дети называют яблоко и кружку. Педагог дополняет: «В постановку еще входят предметная плоскость и фон». «Какая форма у яблока и кружки?». Ученики обводят рукой контуры их формы. Выставляется таблица с текстом: «У яблока форма круглая, у кружки форма прямоугольная». Текст зачитывается вслух. Затем анализируются пропорции: «Какой высоты яблоко и кружка?». Педагог указкой отмечает высоту предметов, дети - вертикальными движениями руки. Можно
сказать так: «Яблоко ниже кружки», демонстрируется таблица с текстом. Но можно сказать иначе: «Кружка выше яблока», что также проговаривается по таблице. «Какой ширины яблоко и кружка?». Педагог указкой показывает их ширину, ученики - горизонтальными движениями руки. Выставляются таблицы: «Яблоко уже кружки» и «Кружка шире яблока». Дети повторяют за педагогом. «Какие детали вы видите у яблока и кружки? Где они находятся?». Далее задаются вопросы, уточняющие цвет яблока, кружки, предметной плоскости и фона.
Затем педагог показывает графические действия, сопровождая их словесными пояснениями:
- Горизонтальной линией разделяем предметную плоскость и фон.
- Слегка нажимая на карандаш, намечаем границы предметов постановки.
- С помощью квадрата и вертикально расположенного прямоугольника намечаем пропорции яблока и кружки. Квадрат ниже прямоугольника. Сравниваем их размеры между собой и с предметами постановки. Исправляем ошибки. Снова сравниваем.
- Линиями-дугами «срезаем» углы у квадрата, получился круг. Вверху круга рисуем черенок. Изображаем у кружки ручку, которая расположена справа.
- Теперь штрихуем рисунок.
Яблоко желто-красного цвета.
Такое мы учились раскрашивать. Левую половину яблока штрихуем желтым карандашом, правую половину - красным. Переход от желтого цвета к красному не резкий, а постепенный.
Чтобы это получилось, необходимо немного перекрыть желтый цвет красными штрихами.
- Справа красный цвет на яблоке очень темный. Для этого берем коричневый карандаш и поверх красного цвета повторно штрихуем им правый бок яблока.
- На предметную плоскость от яблока падает тень. Показываем ее легкими штрихами коричневым цветом. Черенок тоже рисуем коричневым карандашом, но сильно на него нажимаем.
- Рисунок яблока готов, начинаем штриховать кружку. Слева она освещена, поэтому слева кружка белая, а ее правая часть находится в тени, от этого справа кружка кажется серой.
Белый цвет переходит в серый не резко, а постепенно. Чтобы это отобразить, начинаем штриховать ее справа вертикальными линиями, у края немного нажимая на карандаш, а ближе к середине кружки ослабляя нажим. Не следует торопиться, штрихи накладываются постепенно и аккуратно.
- Обратите внимание на фон. Он за светлой половиной кружки кажется темнее, чем за темной половиной. Эту особен-
ность фона мы постараемся передать на рисунке. Штрихуем фон за светлой частью кружки, слегка нажимая на карандаш, ослабляем нажим карандаша, когда приближаемся к фону за темной частью кружки.
- В натурной постановке белая кружка светлым пятном выделяется на сером фоне, а желто-красное яблоко выделяется на сером фоне темным пятном. Эту особенность предметов мы передали в рисунке.
Каждый этап словесной инструкции повторяется школьниками.
Их изобразительную деятельность контролирует педагог. В зависимости от способностей учеников он по-разному оказывает помощь. При подведении итогов задает вопросы о форме и пропорциях предметов.
Третье занятие
Тема: «Изображение узора в круге» (чередование элементов
овальной формы разной величины).
Задачи: Закрепление умения выявлять различия в форме и величине изображаемых предметов. Обучение применению контраста величины в композиции узора; чередованию элементов по величине; приемам работы с циркулем. Формирование понятия о том, что красота узора зависит от точности линий построения, аккуратности штриховки.
Оборудование: Образец узора: по белому полю круга в цен-
тре вертикально и горизонтально расположены четыре больших зеленых листа овальной формы, между ними с равным интервалом размещаются четыре маленьких оранжевых листочка. Длина оранжевых листьев в два раза меньше длины зеленых листьев. Край узора обозначен зеленым кругом. На небольшом расстоянии от края, ближе к центру, в виде каймы нарисованы восемь оранжевых листочков: по одному вверху и внизу вертикальной оси, справа и слева горизонтальной оси, еще четыре между осями. Дидактические таблицы с текстом, педагогический рисунок, изобразительные материалы, циркуль.
Содержание занятия: Сначала учитель напоминает, что окружающие предметы могут иметь одинаковую форму и одинаковую величину, но эта форма может быть по-разному расположена в пространстве (узкое и широкое яблоки). Предметы могут иметь разную форму и разную величину (яблоко и кружка). Педагог показывает образцы рисунков с предыдущих занятий. Сейчас учащиеся нарисуют узор в круге из элементов природы -листьев. Эти листья имеют одинаковую форму, но разные величину и цвет.
Демонстрируется узор, который школьники анализируют по вопросам: «Из каких элементов состоит узор? Какой они формы,
величины, цвета? Где расположен главный элемент узора? Какой величины и цвета у него листья? Где расположены другие элементы? Какой они величины и цвета?». Выставляются таблицы с текстом: «Листья овальной
формы, заостренные к краям», «В центре расположены большие зеленые листья. Между ними маленькие оранжевые листочки», «По кругу расположены маленькие оранжевые листочки».
Педагогический рисунок сопровождается словесными пояснениями:
- Сильно не нажимая на карандаш, проводим в середине листа сверху вниз вертикальную линию, затем также в середине листа проводим слева направо горизонтальную линию.
- Сегодня учимся работать с циркулем. Посмотрите, как нужно держать циркуль в руке. Берем его за головку большим и указательным пальцами.
- Ставим ножку циркуля в точку пересечения вертикальной и горизонтальной линий и плавным движением рисуем большой круг, вращая циркуль по часовой стрелке.
- Не вынимая иглы циркуля, немного уменьшаем расстояние между его концами и проводим внутри нашего круга круг поменьше.
- Теперь рисуем в центре главный элемент узора. Изображаем линиями-дугами большие
листья по вертикальной оси, такие же - по горизонтальной. Рисуем между ними маленькие листочки.
- Затем изображаем восемь маленьких листочков по внутреннему кругу: два изображаем вверху и внизу на пересечении вертикальной оси с кругом, два -слева и справа на пересечении горизонтальной оси с кругом, оставшиеся четыре рисуем на одинаковом расстоянии между этими листочками.
- Узор следует раскрасить. Сначала раскрашиваем зеленые листья.
Штрихи имеют форму дуги и ложатся рядом друг к другу. Затем оранжевым карандашом штрихуем маленькие листочки.
- Для того чтобы узор выглядел законченным, снова берем зеленый карандаш и обводим им внешний круг узора.
Основная сложность при выполнении этого задания заключается в освоении приемов работы с циркулем. Педагог внимательно следит за точностью выполнения инструментальных операций, помогает координировать движения рук, исправляет ошибочные действия. Подведение итогов проводится по вопросам.
Четвертое занятие
Тема: «Изображение с натуры предметов одинаковой формы и величины, но разной пространственной ориентации» (напри-
мер, яблока и груши).
Задачи: Закрепление умения выявлять различия в форме предметов, приемов графического изображения. Проверка знаний и умений учащихся, приобретенных в процессе обучения.
Оборудование: Натурная постановка: яблоко и груша (при одинаковой высоте и ширине силуэтов, груша - узкая вверху, но расширяется книзу; яблоко - широкое сверху, внизу сужается), демонстрируются на серой предметной плоскости и сером фоне.
Изобразительные материалы.
Содержание занятия: Перед началом работы дети самостоятельно анализируют предметы натурной постановки по форме и величине, сравнивают между собой их высоту и ширину. Они также вспоминают все изобразительные приемы, с которыми познакомились в процессе обучения и стараются нарисовать так, чтобы яблоко и груша были похожи.
© Т. В. Нестерова, 2009