Научная статья на тему 'Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом отображению в рисунках различий в цвете предметов'

Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом отображению в рисунках различий в цвете предметов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / INTELLECTUAL DISABILITIES / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Татьяна Владимировна

Данная статья завершает серию публикаций по контрасту, используемому в качестве коррекционно-образовательного средства на уроках изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Предыдущие методические материалы знакомили читателей с различиями в признаках формы, величины и светлоты изображаемых предметов. Приведенные в статье конспекты занятий раскрывают особенности формирования у детей умения выделять различия в цвете предметов и передавать их в рисунках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of teaching primary school children with intellectual disabilities display in figures the color of objects

This article completes the series of publications by contrast, use-other than those used as a correctional and educational facilities at the lessons of Fine Arts in special (correctional) schools VIII vi-da. Previous teaching materials readerships decomp. chiyami-in features of shape, size and lightness of the objects depicted-ing. In the article outlines lessons reveal features of formation of children's ability to highlight differences in the color subjects and ne-redavat them in drawings.

Текст научной работы на тему «Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом отображению в рисунках различий в цвете предметов»

Нестерова Т. В. г. Екатеринбург, Россия

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ ОТОБРАЖЕНИЮ В РИСУНКАХ РАЗЛИЧИЙ В ЦВЕТЕ ПРЕДМЕТОВ УДК 376.42 ББК 74.3

Аннотация. Данная статья завершает серию публикации по контрасту, используемому в качестве коррекционно-образовательного средства на уроках изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Предыдущие методические материалы знакомили читателей с различиями в признаках формы, величины и светлоты изображаемых предметов. Приведенные в статье конспекты занятий раскрывают особенности формирования у детей умения выделять различия в цвете предметов и передавать их в рисунках.

Ключевые слова: нарушенный интеллект, методика обучения.

Сведения об авторе: Нестерова Татьяна Викторовна, к.п.н. профессор кафедры методики преподавания школьных дисциплин

Место работы: Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования

Контактная информация: 620017, ком .123

E-mail: [email protected]

На каждое занятие учащимся понадобятся материалы: лист белой бумаги (формата А4), графитный карандаш (ТМ), ластик, набор акварельных красок десяти цветов (желтый, оранжевый, красный, бордовый, зеленый, голубой, синий, фио-

Nesterova T.V.

Ekaterinburg, Russia

METHODS OF TEACHING PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES DISPLAY IN FIGURES THE COLOR OF OBJECTS

ГСНТИ Код ВАК 19.00.10 Abstract. This article completes the series of publications by contrast, use-other than those used as a correctional and educational facilities at the lessons of Fine Arts in special (correctional) schools VIII vi-da. Previous teaching materials readerships decomp. chiyami-in features of shape, size and lightness of the objects depicted-ing. In the article outlines lessons reveal features of formation of children's ability to highlight differences in the color subjects and ne-redavat them in drawings.

Key words: intellectual disabilities, methods of teaching.

About the author: Nesterova

Tatiana, Ph.D. Professor of methods of teaching school subjects

Place of work: Ural Member endowment Pedagogical Universitytete, Institute of Special Education

г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26,

летовый, коричневый, черный),

кисть (№№ 14-16), банка с водой, ткань для осушения кисти, палитра.

Первое занятие Тема: «Изображение с натуры двух предметов основных насыщенных цветов на контрастном фо-

не» (например, красного яблока и желтой кружки на зеленом фоне).

Задачи: Обучение организации рабочего места, формирование представлений об «основных» цветах, ознакомление с приемами работы акварельными красками (разведением цвета, заливкой, смешиванием цветов), с этапами выполнения изображения, воспитание аккуратности и стремления к порядку в исполнительских действиях.

Оборудование: Натурная постановка (красное яблоко и желтая кружка на зеленом фоне; предметная плоскость и фон не дифференцируются). Дидактические таблицы с текстом, изобразительные материалы.

Содержание занятия: Анализ изображаемых предметов проходит в форме вопросов и ответов: «Что вы видите перед собой?», педагог дополняет, что кроме яблока и кружки в натурной постановке еще имеется фон. Демонстрируется таблица с текстом: «Красное яблоко и зеленая кружка на зеленом фоне», учащиеся читают ее. Затем определяется форма и величина предметов. Педагог указкой выделяет в постановке эти признаки. Учащиеся обводят рукой контур яблока и кружки.

Затем они наблюдают последовательность исполнительских действий, каждое из которых сопровождается речевой инструкцией педагога:

- Горизонтальной линией отделяем плоскость, где стоят предметы, от фона.

- Легкими штрихами определяем место будущего изображения.

- Яблоко ниже кружки. Горизонтальным штрихом отмечаем его высоту и рисуем круг. Затем рисуем прямоугольник - это кружка.

Круг и прямоугольник намечаем тонкими линиями, сильно не нажимая на карандаш. Сравниваем их между собой по величине. Исправляем, если мы ошиблись.

- Теперь изображаем черенок у яблока и ручку у кружки.

- Переходим к работе акварельными красками. Сначала раскрашиваем фон. Разводим на палитре зеленую краску.

- Посмотрите, как я делаю. Разводим ее больше, потому что фон занимает весь лист как сверху, так и снизу.

- Готовую краску на палитре берем кистью и всем ее ворсом от верхнего края листа, слева направо заливаем фон. Кисть должна быть наполнена краской, если краска заканчивается, то вновь берем ее с палитры.

- Когда приближаемся к яблоку и кружке, то начинаем работать концом кисти осторожно и аккуратно, чтобы зеленый цвет не перекрыл их контур.

- Заполнив фон вокруг предметов, заливаем его внизу листа снова всем ворсом кисти. Движения кистью должны быть плавными и точными.

- Пока фон просыхает, разводим на палитре красный цвет для яблока. Оно слева светлее, чем справа. Добавляем в краску больше воды, берем ее с палитры и дугообразными движениями всем ворсом кисти за-

полняем левую часть яблока.

- Затем, не разбавляя краску водой, густым красным цветом дорисовываем его правую часть. Движения кистью повторяют контур яблока.

- Переходим к кружке. Она, как и яблоко, слева светлее, чем справа.

- Разводим желтый цвет на палитре. Сверху вниз раскрашиваем ее левую половину.

- Чтобы справа кружка казалась темнее, чем слева, смешиваем с желтой немного коричневой краски, этим цветом заливаем правую половину кружки и ее ручку.

- На нашем рисунке еще не хватает черенка у яблока и подающей тени у предметов. Черенок рисуем густым коричневым цветом. Затем разводим этот цвет на палитре водой, легкими движениями кисти, справа от предметов изображаем тени.

Речевая инструкция педагога повторяется учащимися.

В ходе изобразительной деятельности школьникам оказывается помощь в словесной и практической форме. Выполнив работу, дети отвечают на вопросы: «Что мы сейчас рисовали?», «Какого цвета яблоко, кружка и фон?».

Второе занятие

Тема: «Изображение с натуры предмета составного цвета на высветленном фоне» (например, фиолетового кораблика на светлоголубом фоне).

Задачи: Закрепление умения

поддерживать порядок на рабочем

месте; формирование представлений о «составных» цветах, о светлых оттенках цветов, обучение приемам высветления цвета, получения составных цветов из основных, закрепление известных приемов работы, этапов выполнения изображения, воспитание упорства в достижении конечной цели.

Оборудование: Натурная постановка (фиолетовый кораблик на светло-голубом фоне). Дидактические таблицы с текстом, изобразительные материалы.

Содержание занятия: Сначала школьникам предлагают вспомнить цвета предметов натурной постановки с прошлого занятия. Педагог: «На прошлом занятии вы рисовали предметы, имеющие основные цвета, а фон был составного цвета. Основные цвета нельзя получить из других цветов». Демонстрируется таблица с текстом: «Красный, желтый, синий -основные цвета». Дети читают текст. Составными цвета называются потому, что их можно составить (получить) из основных цветов. Демонстрируется таблица: «Фиолетовый,

оранжевый, зеленый - составные цвета». Учащиеся читают ее. Цвет предметов натурной постановки называет педагог, а школьники повторяют: «Фиолетовый кораблик на светлоголубом фоне».

Порядок изобразительных операций сопровождался словесными пояснениями педагога:

- В центре листа рисуем тонкими линиями кораблик. Он состоит из корпуса и рубки. Рубка - это над-

стройка над корпусом, верхняя часть кораблика. На боковой поверхности рубки имеются иллюминаторы. Иллюминаторы - это круглые окна на корабле.

Линейный рисунок готов.

- Переходим к работе акварельными красками. Фон в натурной постановке светло-голубого цвета. Чтобы его получить, берем из набора голубую краску и разводим водой на палитре. Чем больше воды, тем светлее получится голубой цвет. Его нужно развести столько, чтобы хватило на весь лист.

- Заливаем фон получившимся цветом. Начинаем от верхнего края листа, слева направо всем ворсом кисти, наполненной краской.

- Когда приближаемся к контурам кораблика, то аккуратно концом кисти, осторожными движениями обводим его.

- Фон слева и справа от кораблика заполняем цветом всем ворсом кисти.

- Движения инструментом выполняют от предмета к краям листа. Под корабликом движения такие же, как над корабликом, слева направо. Посмотрите, как я это делаю.

- Кораблик имеет фиолетовый цвет. Такой цвет легко составить из красной и синей краски. Разводим на палитре красную краску, в нее добавляем немного синей, тщательно их перемешиваем. Получился фиолетовый цвет.

- Кораблик начинаем раскрашивать от его верхнего контура вниз. Направление движений кистью слева

направо. Движения по контуру кораблика выполняются аккуратно концом кисти. Внутри предмет можно раскрашивать всем ворсом кисти, но постоянно следим за тем, чтобы она была наполнена краской.

- Когда краски на кисти много, по нижнему контуру кораблика может образоваться подтек. Его следует убрать. Для этого осушаем кисть тканью, проводим ее концом вдоль нижнего контура. Полусухая кисть вбирает в себя лишнюю краску. Рисунок готов.

В ходе практической деятельности педагог напоминает учащимся правила работы акварельными красками и контролирует последовательность осуществления ими исполнительских операций. Подводя итоги, дети вспоминают порядок выполнения изобразительных действий, выражают свое отношение к процессу работы акварельными красками.

Третье занятие

Тема: «Изображение с натуры предметов составных цветов на высветленном фоне» (например, свеклы и моркови на светло-голубом фоне).

Задачи: Комплекс коррекционных задач такой же, как на втором занятии, но школьники получают знания о темных оттенках цветов, их учат приему затемнения цвета.

Оборудование: Натурная постановка (свекла и морковь на светло-голубом фоне). Дидактические таблицы с текстом, изобразительные материалы.

Содержание занятия: дети по

таблицам повторяют основные и составные цвета, анализируют натурную постановку. Педагог называет цвет предметов: «Оранжевая морковь и фиолетово-коричневая свекла на светло-голубом фоне». Выставляется таблица с текстом, школьники читают ее.

Демонстрируются стадии создания рисунка, озвучивается каждое действие:

- Сначала графитным карандашом строим композицию изображения: тонкой горизонтальной линией отделяем предметную плоскость от фона; слева рисуем круглую большую свеклу; затем перед ней - узкую и длинную горизонтально лежащую морковь.

- Карандаш слегка касается бумаги. Убираем ластиком вспомогательные линии и переходим к работе красками.

- Начинаем с фона. Светлоголубой фон мы уже рисовали. Чтобы его получить, берем кистью голубую краску, добавляем воды и тщательно перемешиваем на палитре. Краски следует развести столько, чтобы ее хватило полностью на весь фон.

- Заливаем фон от верхнего края листа всем ворсом кисти, направляя ее свободно слева направо. Когда приближаемся к изображенным предметам, то движения кистью должны быть более осторожными и аккуратными.

- Концом кисти обводим контур свеклы, заполняем фон справа и слева от нее, совершая движения от предмета к краям листа.

- Также рисуется фон вокруг моркови. Под морковью движения инструментом снова совершаем слева направо всем ворсом. Нужно постоянно следить за тем, чтобы кисть была наполнена краской.

- Пока фон просыхает, разводим на палитре цвет для моркови. Оранжевый цвет есть в наборе красок, но лучше его составить самим. Берем желтую краску и смешиваем с водой, добавляем немного красной краски, перемешиваем, сравниваем смесь с цветом моркови в натурной постановке. Если не хватает яркости, то добавляем в него еще немного желтой и немного красной краски. Все снова тщательно перемешиваем.

- Рисуем морковь. Движения выполняем концом кисти осторожно слева направо. Образовавшийся по нижнему краю моркови подтек убираем отжатым ворсом кисти.

- Верхняя часть моркови светлее, чем нижняя. В рисунке это нужно показать. Добавляем в цвет моркови на палитре немного коричневой краски и перемешаем. Этим цветом проводим полоску по нижнему краю моркови на рисунке.

- По всей ее поверхности идут маленькие темные черточки. Их покажем этим же цветом, слегка касаясь бумаги концом кисти.

- Изображаем тень от моркови. Берем на кисть немного коричневой краски, разводим водой на палитре, чтобы она стала светло-коричневой. Светло-коричневым цветом под морковью по светло-голубому фону

проводим кистью узкую полоску.

- Разводим на палитре цвет

свеклы. Посмотрите на таблицу и назовите ее цвет: фиолетово-

коричневый. Это значит, что он состоит из цветов фиолетового и коричневого.

- Составим сначала фиолетовый цвет: берем красную краску, разводим ее водой на палитре, добавляем к ней немного синей краски, перемешаем смесь. В нее добавляем коричневую краску и снова тщательно перемешаем. Мы составили цвет свеклы, такой же, как в натурной постановке.

- Закрашиваем ее в рисунке концом кисти аккуратными дугообразными движениями, которые направляем от контура к середине свеклы. Падающую тень от свеклы рисуем так же, как у моркови.

Во время практической работы учащихся им предлагают проговаривать каждое совершаемое действие. Педагог контролирует последовательность осуществления операций, оказывает помощь в словесной и практической форме. При возникновении трудностей на отдельном листе снова показывает некоторые технические приемы.

Четвертое занятие

Тема: «Изображение осеннего пейзажа»

Задачи: Закрепление знаний о разнообразии цветов; умений рисовать акварельными красками. Обучение новому приему живописи: вливание цвета в цвет. Воспитание стремления к аккуратности и после-

довательности в работе.

Оборудование: Педагогу и каждому ученику: аппликационный

материал: деревья и кустарники

(большая желто-зеленая береза, маленькая оранжево-желтая липа, большой красно-зеленый кустарник, маленький бордово-желтый кустарник), карта предъявления серого цвета, белый формат А4 (по нижнему краю изображены два косогора светло-коричневого и желтозеленого цветов). Дидактические таблицы с текстом, изобразительные материалы.

Содержание занятия: После сообщения темы школьники вспоминают признаки осени: «Осенью деревья меняют зеленый цвет листьев на желтый, оранжевый, красный, коричневый цвета». Педагог сообщает, что осенью на деревьях и кустарниках листья могут быть не просто желтые или красные. Часто они имеют сложный цвет. Выставляется таблица с текстом: «Желтозеленый, оранжево-желтый, краснозеленый, бордово-желтый». Учащиеся произносят названия цветов. Демонстрируется аппликационный материал. Педагог показывает варианты составления композиции. «Можно взять березу и большой красно-зеленый кустарник. Поместим березу на ближний косогор справа, а кустарник «посадим» на дальний косогор слева. Составим другую композицию: на ближнем косогоре «растет» большой кустарник, а маленькая оранжево-желтая липа - на дальнем плане. Возможен и такой вариант:

береза стоит посередине, справа от нее большой кустарник, слева - маленький кустарник». Вслед за педагогом каждый учащийся составляет свою композицию, называет цвет деревьев и кустарников, затем композицию разбирают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагог показывает школьникам, как известные им приемы работы акварельными красками применяются в тематической композиции. Демонстрируется новый прием

- вливание цвета в цвет:

- Изобразим первый вариант нашей аппликации. Сначала рисуем небо. Осенью в ясный солнечный день оно голубое. Разводим на палитре голубую краску. Начиная от верхнего края листа, заливаем небо слева направо всем ворсом кисти.

- Контуры кустарника и березы аккуратно обводим концом кисти.

- Заполняем фон слева и справа от деревьев. Движения инструментом идут в направлении от деревьев. Цвет неба должен доходить до контура косогоров. Образовавшийся подтек осторожно убираем отжатой кистью.

- Косогоры раскрашиваем так же как и небо, но разводим для них другие краски. Ближний косогор -желтого цвета, дальний - светлокоричневого цвета. Посмотрите, как я это делаю.

- Ствол березы - белого цвета, его пока оставляем белым.

- Разводим на палитре желтый цвет для ее листьев. Заливаем им верхнюю часть кроны. Берем немного зеленого цвета, закрашиваем

им нижнюю часть кроны, постепенно вливая в желтый цвет. Цвета перемешиваются на рисунке, у нас получился сложный желто-зеленый цвет листьев осенней березы.

- Пока ее крона высыхает, раскрашиваем крону кустарника, она красно-зеленого цвета. Разводим водой красный цвет и пробуем на палитре. Заполняем им левую часть кроны кустарника. Берем зеленый цвет и, покрывая им правую часть кроны, осторожно вливаем его в красный цвет. Краски смешиваются, образуя сложный красно-зеленый цвет листьев осеннего кустарника.

- Крона березы высохла, у нее необходимо нарисовать ствол и ветви. Берем концом кисти немного черной краски. Наносим на ствол несколько черных черточек, тонкой линией обводим его контур. По желто-зеленой кроне рисуем ветви.

- Изображаем ветви кустарника. Тщательно промываем кисть водой, осушаем ее тканью. Полусухим концом кисти берем немного коричневой краски и поверх просохшего красочного слоя наносим ветви кустарника. Рисунок готов.

Школьники выполняют тематический рисунок. Наглядность: фигуры из аппликационного набора, не объединенные в целостную композицию; таблицы с названиями цветов.

В процессе работы детей просят проговаривать практические действия. Отдельные операции вновь называет педагог. В конце занятия учащиеся повторяют сложные цвета.

© Т. В. Нестерова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.