Научная статья на тему 'Методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора'

Методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / VOCABULARY / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / CHILDREN''S FOLKLORE / СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / MEANS OF SPEECH EXPRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хвостовцова К. И.

В данной статье описана методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора, представлена цель методики, ее задачи. Описана логопедическая коррекционная программа для дошкольников с ОНР по развитию словарного запаса, в статье приведены материалы, на которых основана методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хвостовцова К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of correctional work on development of vocabulary among preschool children with GSU on material of children''s folklore

This article describes the technique of correctional work on development of vocabulary among preschool children with the general speech underdevelopment (GSU) on the material of children's folklore, presented the goal of the method and its tasks. The author describes the speech correction program for preschoolers with the GSU on the development of vocabulary, the materials that underpin the methodology are suggested.

Текст научной работы на тему «Методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора»

Педагогические науки

УДК 37

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА МАТЕРИАЛЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

К.И. Хвостовцова, Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь, Россия), e-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье описана методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора, представлена цель методики, ее задачи. Описана логопедическая коррекционная программа для дошкольников с ОНР по развитию словарного запаса, в статье приведены материалы, на которых основана методика.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словарный запас, детский фольклор, средства речевой выразительности.

METHOD OF CORRECTIONAL WORK ON DEVELOPMENT OF VOCABULARY AMONG

PRESCHOOL CHILDREN WITH GSU ON MATERIAL OF CHILDREN'S FOLKLORE

K.I. Khvostovtsova, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), e-mail: [email protected].

Abstract. This article describes the technique of correctional work on development of vocabulary among preschool children with the general speech underdevelopment (GSU) on the material of children's folklore, presented the goal of the method and its tasks. The

author describes the speech correction program for preschoolers with the GSU on the development of vocabulary, the materials that underpin the methodology are suggested.

Keywords: general speech underdevelopment, vocabulary, children's folklore, means of speech expressiveness.

Проблема исследования: выявление уровня развития словарного запаса у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством использования детского фольклора.

Объект исследования: процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста.

В основу методики положены исследования развития словарного запаса у детей дошкольного возраста, определены виды детского рассказывания, приемы, условия, способствующие эффективности обучения

Цель методики - развитие словарного запаса у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами детского фольклора. Задачи:

• знакомство с детским фольклором;

• формирование навыков составления простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов;

• формирование навыков рассказывания.

Коррекционное воздействие является целенаправленным, содержательным и организационно-оформленным взаимодействием логопеда, дошкольных педагогов и родителей, чьи дети имеют речевые нарушения. При этом обучение в виде занятий, совместная деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность детей наполняется развивающими играми, упражнениями и т.д. на материале устного народного творчества.

Коррекционная работа по развитию словарного запаса детей с ОНР предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. Воспитателем проводится подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда.

Методический подход в логопедической работе был основан на разработке планирования логопедических занятий с использованием

текстов народного устного творчества, а также применением малых жанров фольклора в работе воспитателей и музыкального руководителя.

Подготовительная работа началась с организации специальной предметно-развивающей среды, имеющей большое значение для повышения мотивационного интереса.

Детские фольклорные формы использовались в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Они подбирались по жанрам в соответствии с тематикой коррекционно-логопедической работы.

С большой заинтересованностью дети играли в народные игры, в которых помимо воспитательных задач, решались развивающие и коррекционные задачи. Например, коммуникативные и подвижные игры: «Трифон», «Гори, гори ясно», «Слепой козел», «Жаворонок», «Колпачок и палочка», «Кораблик», «Верба-вербочка», «Вербохлест», «Салочки», «Шла коза по лесу», «Я веселая ткачиха». Хороводные игры: «Идет матушка Весна, отворяй ворота», «Кот на печку пошел...», «Коло-колесо», «Бабушка Маланья», «Бояре», «Мы садили лук, чеснок».

Что бы закрепить знания дошкольников об особенностях детских фольклорных форм, возможности их использования в речи, детям предлагалось подобрать к демонстрируемым картинкам с какой-либо ситуацией малые фольклорные формы и объяснить свой выбор.

Для развития словарного запаса и мыслительной способности детей с ОНР в работе использовались фразеологизмы. Детей учили понимать и использовать понятные им фразеологические выражения. Специалисты употребляли в своей речи выражения, смысл которых, дети понимали в конкретной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «Как с гуся вода», «заткнуть за пояс», «спустя рукава».

Мы объясняли детям, что в русском языке есть много разных слов, обозначающих предметы (пояс, рукава) или различные действия (заткнуть, руби, заруби). Если соединить такие слова в одном выражении («Заткнуть за пояс»), то они будут иметь совсем другой смысл. «Заткнуть за пояс» - так говорят об умелом человеке.

Благодаря детским фольклорным жанрам дети учились рассматривать слово как многогранное речевое средство. Такая работа

способствовала не только развитию всех компонентов устной речи детей с ОНР, но и развивала их мыслительные способности.

Работа по развитию у детей словообразования и словоизменения основывалась на принципе единства формирования грамматического строя и расширения словарного запаса. Слова усваивались через их грамматически правильное образование в разных фразах, так как неправильная грамматическая лексика затрудняло бы понимание смысла фраз. Понимание смысла слов, в том числе и переносных, считалось у нас важным условием для успешного формирования лексического запаса речи.

В коррекционно-логопедической работе мы использовали загадки, поскольку они способствуют расширению словарного запаса детей с ОНР.

Например: «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса)», «Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)», «Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух).

Для работы по развитию у детей лексико-грамматических компонентов речи с помощью фольклора мы использовали пословицы и поговорки. Учили детей понимать переносный смысл, подбирая к текстам жизненные ситуации из собственного опыта ребят. Например, беседуя с детьми о зимних забавах, интересовались, что они больше любят: катиться с горки или подниматься на неё с санками или ледянкой. Затем мы просили детей объяснить, как они понимают смысл пословицы «Любишь кататься - люби и саночки возить». Мы объясняли, что главное - подумать, о чем идет речь. Например, раскрывали смысл пословицы «Один палец не кулак» - «если у человека нет друзей, то ему скучно, некому помочь. А с друзьями и веселее и сильнее». Мы старались показать детям многообразие и особенности художественных функций поговорок. Прежде всего, как с помощью поговорок создаются портреты людей: о девочке - «Красная моя ягодка. Яблочко мое наливчатое»; о действии - «идет, словно павушка плывет»; о поступках - «Не копай другому яму - сам в нее попадешь» Что бы сформировать у дошкольников такой навык речи, как доказательство использовали в своей работе загадки, ставя перед детьми цель: «докажи, что твоя отгадка правильная».

Детей заранее знакомили с предметами и явлениями, о которых загадывали загадки. В этом случае доказательства детей становились более обоснованными и полными. Мы проводили работу над развитием произносительной стороны речи, формируя навыки речи-описания посредством загадки. Поскольку с помощью загадки можно увидеть, как по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Мы загадывали детям различные загадки:

• с описанием внешнего сходства предметов «Морковка бела всю зиму росла. Солнышко пригрело - всю морковку съело. (сосулька)»;

• с олицетворением «Сидит Игнатка на грядке, кафтан Игнатки в заплатках.

Внимание детей обращалось на языковые особенности загадки, на красоту и своеобразие художественного образа. Благодаря такой работе дети овладевали навыками описательной речи.

Новизна исследования заключается в том, что в работе представлена методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора с 2014 по 2017 гг., уточнены понятия «словарь», «слово», «детский фольклор».

Достигнутый уровень процесса исследования. Использование детских жанров фольклора в коррекционно-логопедической работе по развитию словарного запаса с дошкольниками с ОНР осуществлялось при взаимодействии всех дошкольных педагогов. Постепенное усложнение задач и последовательное нарастание активности ребенка, широкая практика в самостоятельном выразительном рассказывании произведений детских фольклорных жанров подводило детей к самостоятельному их употреблению.

Литература:

1. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР. Методическое пособие. М.: Владос, 2015.

2. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного

возраста. М.: Академия 2008. С. 223-226. References:

1. Bukharina K.E. Konspekty zanyatii po razvitiyu leksiko-grammaticheskikh predstavlenii i svyaznoi rechi u detei 5-6 let s ONR i ZPR. Metodicheskoe posobie. M.: Vlados, 2015.

2. Lyakhovskaya Yu.S. Osobennosti slovarya starshikh doshkol'nikov // Khrestomatiya po teorii i metodike razvitiya rechi detei doshkol'nogo

vozrasta. M.: Akademiya 2008. S. 223-226.

— • —

Сведения об авторе

Ксения Игоревна Хвостовцова, студент, Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.