Научная статья на тему 'Методика комплексной оценки рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий'

Методика комплексной оценки рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1975
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / TOURISM / RECREATIONAL POTENTIAL / RECREATIONAL RESOURCES / SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES / REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зиганшин И.И., Иванов Д.В.

В статье рассматривается авторская методика комплексной оценки рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий на примере объектов природно-заповедного фонда Республики Татарстан. При оценке рекреационного потенциала территории или объекта предлагается учитывать такие показатели как природная привлекательность, культурно-познавательная ценность, транспортная и инфраструктурная доступность, наличие экологических рисков для охраняемых природных объектов и их посетителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Зиганшин И.И., Иванов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of complex evaluation of the recreational potential of specially protected natural territories

The author’s method of complex estimation of recreational potential of specially protected natural territories on the example of objects of the natural reserve fund of the Republic of Tatarstan is considered in the article. When assessing the recreational potential of a territory or an object, it is suggested to take into account such indicators as natural attractiveness, cultural and cognitive value, transport and infrastructural accessibility, the presence of environmental risks for protected natural objects and their visitors.

Текст научной работы на тему «Методика комплексной оценки рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий»

УДК 502.3:504.03

И.И. Зиганшин, Д.В. Иванов

Институт проблем экологии и недропользования АН РТ, water-rf@mail.ru

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В статье рассматривается авторская методика комплексной оценки рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий на примере объектов природно-заповедного фонда Республики Татарстан. При оценке рекреационного потенциала территории или объекта предлагается учитывать такие показатели как природная привлекательность, культурно-познавательная ценность, транспортная и инфраструктурная доступность, наличие экологических рисков для охраняемых природных объектов и их посетителей.

Ключевые слова: туризм; рекреационный потенциал; рекреационные ресурсы; особо охраняемые природные территории; Республика Татарстан.

Фундаментальной основой для развития ту-ристско-рекреационной деятельности на определенной территории (акватории) является наличие характерных для нее туристских ресурсов: «природных, исторических, социально-культурных объектов, включающих объекты туристского показа, а также иных объектов, способных удовлетворять духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил» (Федеральный закон №°132-ФЗ). Их качество, пространственное размещение и степень обеспеченности определяют туристско-рекреационный потенциал территории, рациональная реализация которого является важнейшей научно-практической задачей, стоящей перед туристским бизнесом и туристской наукой в современных социально-экономических и геополитических условиях.

Республика Татарстан (РТ), один из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации, занимает лидирующие позиции по развитию сферы туризма в стране. В регионе реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», в которой определены цели, задачи, экономические индикаторы и основные мероприятия для достижения поставленных целей. За последние годы в республике сделаны значимые шаги по развитию туристско-рекреационной сферы: интенсивно развивается туристская инфраструктура, вводятся в эксплуатацию новые гостиницы, предприятия общественного питания, улучшается транспортная доступность, появляются новые спортивные, культурные объекты, развлекательные комплексы. Как результат, последние несколько лет въездные туристские потоки в РТ неизменно

увеличиваются, пропорционально растет и количество рабочих мест в туристской отрасли.

Эффективное развитие туристско-рекреа-ционной сферы в РТ обеспечивается наличием значительного рекреационного потенциала территории. Республика отличается не только высокой плотностью объектов историко-культурного наследия (более 7 тысяч выявленных памятников истории и культуры, включая объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО), но и уникальным при-родно-ресурсным потенциалом (разнообразие природных ландшафтов, благоприятный климат, богатство флоры и фауны, лечебно-оздоровительные факторы среды и др.), создающим благоприятные предпосылки для развития сферы туризма и рекреации. При этом рекреационный потенциал большей части муниципальных образований слабо задействован при организации ту-ристско-рекреационной деятельности. Активное использование богатого историко-культурного и природного наследия характерно для столицы республики и ее исторических городов (Елабуга, Болгар, Свияжск, Чистополь и др.). Имеющиеся местные рекреационные ресурсы используются достаточно стихийно, что неизбежно ведет к ухудшению их состояния и потере рекреационной привлекательности.

Одним из ключевых сдерживающих факторов развития туристско-рекреационной сферы региональной экономики является отсутствие комплексной оценки рекреационного потенциала объектов туристского показа для всей территории РТ. Успешное решение этой серьезной проблемы во многом зависит от правильного определения очередности и последовательности развития туристско-рекреационного потенциала в муниципальных районах. В качестве первоочередных

52

российский журннл ииой экологии

объектов, пригодных для организации рекреационной деятельности, следует рассматривать особо охраняемые территории и объекты, являющиеся важнейшим структурным элементом тури-стско-рекреационного потенциала республики. К ним, прежде всего, относятся земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ), имеющие «особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны» (Федеральный закон №33-Ф3). Статус охраняемого объекта создает предпосылки для сохранения таких объектов в первозданном виде и делает их притягательными как для отдыха местного населения, так и для посещения гостями республики.

Современная система ООПТ РТ насчитывает 171 природную территорию различной категории, статуса и режимов охраны, в т.ч. федерального значения: Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник и Национальный парк «Нижняя Кама»; 26 государственных природных заказников регионального значения различного профиля; 140 памятников природы регионального значения, в том числе наземных - 76, водных - 64 (озера, реки, родники); 3 особо охраняемые природные территории

местного значения (Государственный реестр ..., 2007). Их наибольшая плотность отмечается на территории Предкамья (рис.), что во многом было обусловлено слабой изученностью природных объектов, удаленных от столицы РТ - г. Казани.

Отсутствие сведений о рекреационном потенциале ООПТ РТ, наличии характерных для них туристских ресурсов, причем не только природных, но и культурно-исторических и социально-экономических стало определяющим сдерживающим фактором процесса их ускоренного становления в качестве полноценных объектов туристского показа. Комплексная оценка рекреационного потенциала системы ООПТ РТ до настоящего времени не проводилась, за исключением озер - памятников природы (Зиганшин, Иванов, 2016). Имеются лишь единичные сведения, характеризующие рекреационный потенциал отдельных охраняемых территорий (Иванов, Зиганшин, 2016).

В обширной отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблематике оценки рекреационного потенциала территорий, приводится большое количество различных методик его определения. Во многом они сводятся к бальной оценке одного и нескольких компонентов, по которым дается общее представление о рекреационной привлекательности определенной территории или конкретного объекта. Тем не менее, данные подходы имеют как минимум один суще-

Рис. Плотность распределения ООПТ по муниципальным районам РТ

ственный недостаток, связанный с тем фактом, что на рекреационную привлекательность территории большое влияние оказывают предпочтения посетителей (туристов, экскурсантов), носящие субъективный характер. Полное представление о рекреационном потенциале территории (объекта) может дать только комплексная оценка, основывающаяся на анализе широкого спектра показателей. К сожалению, современная туристская наука пока не выработала интегральных критериев оценки рекреационного потенциала, применимых для регионального анализа развития рекреационной деятельности на объектах туристского показа с особыми условиями использования и посещения, такими как ООПТ. Имеющиеся методики оценки рекреационного потенциала охраняемых природных объектов (Зарубина, 2006; Оборин, Девят-кова, Воронов, 2011; Борисова, 2012; Макарова, 2014 и др.) не учитывают, в частности, такие важные аспекты, как инфраструктурная доступность для лиц с физическими ограничениями здоровья, риск возникновения неблагоприятных событий (экологический риск), мобильность населения и т.д.

Для комплексной оценки рекреационного потенциала ООПТ нами предлагается методика, выработанная на основе метода балльных оценок. В ней используется шкала значений, в которой число баллов в зависимости от степени благоприятности параметров исследуемой территории (объекта) для развития различных направлений туристско-рекреационной деятельности варьируют от 1 до 3. Благоприятные условия параметра оцениваются в 3 балла, относительно благоприятные - в 2 балла и неблагоприятные - в 1 балл. Результаты, полученные по отдельно взятым параметрам, суммируются. При необходимости оценки рекреационного потенциала в разрезе муниципального образования осуществляется суммирование баллов по всем ООПТ исследуемой территории. Чем выше полученные баллы, тем больше имеющийся рекреационный потенциал и благоприятнее условия для развития турист-ско-рекреационной деятельности на ООПТ. При этом следует отметить, что результаты анализа отражают лишь потенциальные возможности данной территории для развития сферы туризма и рекреации.

Параметры (элементы, компоненты, условия, ресурсы) ООПТ для удобства анализа объединены в пять групп:

- природная привлекательность;

- культурно-познавательная ценность;

- транспортная доступность;

- инфраструктурная доступность;

- экологические риски.

Критерии благоприятности компонентов ООПТ для развития туристско-рекреационной деятельности, объединенные по пяти основным группам, приведены в таблице. В каждой группе были выделены показатели, наиболее значимые с точки зрения развития туристско-рекреационной деятельности. В зависимости от специфики исследуемой территории, количество принимаемых во внимание параметров может варьировать и определяться спецификой рекреационного использования объекта.

Рекреационный потенциал объекта (РПО) рассчитывается как сумма баллов благоприятности по отдельным параметрам для конкретной ООПТ:

рпо=!(пп1+пп2+.+ппп)+!(кпц1+кп-

Ц2+.+КПЦп)+1(ТД1+ТД2+.ПТДп)+1(ИД1+И-Д2+.. .+ИД)+Х(ЭР1+ЭР2+.. +ЭРп),

где РПО - рекреационный потенциал объекта; ПП - природная привлекательность; КПЦ - культурно-познавательная ценность; ТД - транспортная доступность; ИД - инфраструктурная доступность; ЭК - экологические риски.

При оценке природной привлекательности ООПТ используются параметры, характеризующие наличие благоприятных рекреационных условий, визуальную привлекательность ландшафтов, их разнообразие и степень трансформации, богатство видового состава биоценозов, неблагоприятные природные условия и экологическую обстановку, обеспеченность водными ресурсами, наличие уникальных природных объектов и явлений, пейзажное разнообразие. Количество параметров меняется в зависимости от особенностей ООПТ. К примеру, при определении рекреационного потенциала охраняемых водных объектов оцениваются показатели, обладающие ключевой значимостью для развития туристско-рекреационной деятельности на их акватории - морфометрические характеристики водоема, удобство берегов для рекреационного освоения, наличие открытых подходов к воде, качество пляжей, характер имеющихся отмелей и дна, санитарно-гигиенические условия. Климатические параметры, довольно однотипные для всей территории РТ, при рекреационной оценке объектов не учитываются.

Культурно-познавательная ценность исследуемых территорий оценивается по наличию и статусу объектов материального культурного наследия (памятники архитектуры, археологии, градостроительства, истории и монументального искусства, ансамбли, заповедные зоны, достопри-

54

российский журннл ииой экологии

Таблица. Критерии оценки компонентов рекреационного потенциала ООПТ

Группы Степень благоприятности параметров

Благоприятно Относительно благоприятно Неблагоприятно

Природная привлекательность пейзажное разнообразие, визуальная привлекательность, благоприятные рекреационные условия, наличие уникальных объектов и явлений относительная скудность флоры и фауны, отсутствие уникальных природных объектов, нужда в технических решениях для усиления привлекательности однообразие и высокая степень трансформации ландшафтов, бедность видового состава биоценозов, неблагоприятные природные и экологические условия, низкая обеспеченность водными ресурсами

Культурно- познавательная ценность на территории имеются объекты материального культурного наследия имеются рядовые объекты, формирующие культурно-историческую среду отсутствует культурно-историческая ценность территории

Транспортная доступность в пределах 1 часа по автомобильной дороге с твердым покрытием в пределах 1-2 часов по грунтовой дороге значительная удаленность от населенных пунктов (более 2 часов езды)

Инфраструктурная доступность объекты туристской инфраструктуры доступны для всех слоев населения имеются необходимые условия для большей части туристов (экскурсантов) туристская инфраструктура отсутствует

Экологические риски благоприятная экологическая обстановка, риск возникновения неблагоприятных экологических событий минимален имеется риск возникновения неблагоприятных экологических событий имеет место превышение допустимых рекреационных нагрузок, значительная антропогенная трансформация ландшафтов, загрязнение среды, высокий риск возникновения неблагоприятных экологических событий

мечательные места, историко-культурно-природ-ные комплексы и территории, другие объекты, имеющие историко-культурную ценность), выявленных и находящихся на охране у государства на ООПТ. Основными критериями (параметрами) оценки культурно-познавательной ценности объектов культурного наследия, имеющихся или расположенных в непосредственной близости от природного объекта с особым статусом охраны, послужили критерии, обозначенные в Федеральном законе РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-Ф3:

- мемориальная ценность (значимость для достаточно большой территории или значительного количества людей, а также подлинность объекта и достоверность информации, приводимой в качестве доказательства «мемориальной ценности» объекта);

- архитектурная ценность (стилевая выразительность, индивидуальность, персонификация авторства, использование при проектировании и строительстве тех или иных передовых приемов,

методов и материалов);

- градостроительная ценность (влияние памятника на окружающее пространство, его организующая и доминирующая роль, либо ансамблевый характер застройки территории);

- художественно-эстетическая ценность (степень эмоционального воздействия на наблюдателя, которая может быть сформулирована с использованием архитектурных, искусствоведческих или медико-психологических терминов);

- подлинность объекта культурного наследия, свидетельствующая о его историческом прошлом («улучшения» и «украшения» объекта снижают его историко-культурное значение).

Оценка транспортной доступности включает характеристику по четырем показателям: удаленность от г. Казани, тип покрытия автомобильной дороги, среднее время в пути до объекта от ближайшего средства размещения и питания (гостиницы, санатории, пансионаты, кемпинги, мотели, частные сдающиеся дома), наличие общественных видов транспорта, доступных для посещения территории.

Инфраструктурная доступность охраняемых территорий и объектов для того или иного вида рекреационной деятельности оценивается по присутствию обустроенных маршрутов с местами для отдыха, смотровыми площадками и информационными стендами, территориальной близости к объектам туристской инфраструктуры (средств размещения, питания и обслуживания туристов). Существенным параметром при оценке инфраструктурной доступности ООПТ является определение их доступности для людей с ограниченными физическими возможностями. Эта серьезная проблема, к сожалению характерна для большей части ООПТ РТ (Зиганшин, Иванов, 2016). Она оценивается по присутствию безбарьерных входов на объекты туристского показа, пандусов на путях движения по территории, зон целевого посещения, наличию специально оборудованных туалетов и парковочных мест.

Заключение

Разработка новых методик комплексной оценки рекреационного потенциала для территорий с особыми условиями использования является актуальной и своевременной проблемой. Рассмотренные методологические подходы к оценке рекреационного потенциала требуют дальнейшего развития и практического применения в виде разработок методик и методических рекомендаций по каждому типу территорий с особыми условиями использования. Их реализация позволит не только обеспечить необходимые условия для отдыха и оздоровления населения, но и сохранить эти уникальные объекты туристского показа для будущих поколений. Разработанная методика может быть адаптирована и для других регионов Российской Федерации. Полученные результаты актуальны для туристского бизнеса и органов государственной власти при разработке стратегических решений и практической организации экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Они могут быть использованы для принятия управленческих решений органами исполнительной власти в сферах охраны окружающей среды, рекреации и туризма.

Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта №16-1616012/16.

Список литературы

1. Государственный реестр особо охраняемых природ-

ных территорий в Республике Татарстан. Казань: «Идел-Пресс», 2007. 407 с.

2. Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://prav.tatarstan.ru.

3. Борисова Е.А. Оценка природно-рекреационного потенциала территорий (на примере природного парка «Шар-кан» и национального парка «Нечкинский») // Аграрный научный журнал. 2012. №2. С.16-19.

4. Зарубина Н.В. Комплексная рекреационная оценка Тункинского национального парка: дис. ...канд. геогр. наук. Иркутск, 2006. 175с.

5. Зиганшин И.И., Иванов Д.В. Туристско-рекреационный потенциал особо охраняемых водоемов Республики Татарстан // Российский журнал прикладной экологии. 2016. №4. С. 47-54.

6. Зиганшин И.И., Иванов Д.В. Потенциал развития доступного туризма на особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан // Российский журнал прикладной экологии. 2016. №2. С. 42-47.

7. Иванов Д.В., Зиганшин И.И. Оценка перспектив развития экологического туризма на территории государственного природного заказника «Спасский» // Российский журнал прикладной экологии. 2016. №3. С. 52-54.

8. Макарова К.А. Оценка эколого-рекреационного потенциала национальных парков России // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. №2. С.19-23.

9. Оборин М.С., Девяткова Т.П., Воронов Г. А. Качественная оценка туристско-рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий (на примере Пермского края) // Вестник Удмуртского университета. 2011. №2. С. 36-43.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

11. Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

12. Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях».

I.I. Ziganshin, D.V. Ivanov. The method of complex evaluation of the recreational potential of specially protected natural territories.

The author's method of complex estimation of recreational potential of specially protected natural territories on the example of objects of the natural reserve fund of the Republic of Tatarstan is considered in the article. When assessing the recreational potential of a territory or an object, it is suggested to take into account such indicators as natural attractiveness, cultural and cognitive value, transport and infrastruc-tural accessibility, the presence of environmental risks for protected natural objects and their visitors.

Keywords: tourism; recreational potential; recreational resources; specially protected natural territories; the Republic of Tatarstan.

российский ЖУРНАЛ лриклллной экологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.