УДК 81 (07)
Мазунова Л. К.
Башкирский государственный университет, Уфа, Россия
МЕТОДИКА КАК НАУКА ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР
В статье речь идет о формировании нового человека с глубоким экологическим сознанием. Антропоцентризм с его господством над природой как доминирующая пока еще парадигма мышления современного человека все более смещается к экологической парадигме с так называемым холистическим (экологическим) мышлением. В разных сферах человеческой жизни - науке, медицине, образовании зарождаются стремления помочь человеку и обществу выйти из техногенного кризиса. Важная роль в этом процессе должна принадлежать обновленному образованию, в частности, иноязычному. В России существуют теории и технологии для реализации этой идеи. Это уникальные системы воспитания и развития личности Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского, Виктора Федоровича Шаталова, Михаила Петровича Щетинина, Шалвы Александровича Амонашвили и др. В области иноязычного образования - это концепция развития индивидуальности в диалоге культур, предложенная Ефимом Израилевичем Пассовым.
Ключевые слова: методика, экологическое образование, натуропатия, развитие индивидуальности в диалоге культур, ценности, обучение, образование.
Mazunova L. K.
Bashkir State University, Ufa, Russia
METHODOLOGY AS A SCIENCE ON DIRECTING THE PROCESS OF INDIVIDUALITY DEVELOPMENT THROUGH THE DIALOGUE OF CULTURES
The article dwells on the formation of a new type of a human being with a deeply rooted ecological consciousness. Anthropocentrism as a dominant paradigm of thought is being shifted towards an ecological paradigm with its holistic (ecological) mentality. Different spheres of human life - science, medicine, education offer the society their help to recover from an anthropogenic crisis. A very important role in this process should be played by renewed education, foreign language education in particular. In Russia there exist theories and technologies to help this idea come true. These are unique systems of education and upbringing of an individuality by A. S. Makarenko, V. A. Sukhomlinsky, V. F. Shatalov, Sh. A. Amonishvili, etc. In foreign language education the concept of individuality development through the dialogue of cultures by E. I. Passov should be mentioned.
Key words: methodology, ecological education, naturopathy, individuality development through the dialogue of cultures, values, teaching, education.
Когда-то известный в свое время методист Р. Л. Златогорская дала самое краткое определение методики: «методика - это как...?». В это «как?» каждая эпоха вставляет свои жгучие проблемы, мобилизуя своих волонтеров на поиск выхода из очередного тупика. Сегодняшний тупик-кризис в образовании, пожалуй, самый глухой и обширный, потому что он, во-первых, системный, всеохватный, и, во-вторых, по своему исходу может стать роковым для всей цивилизации и человечества. Последнего, т. е. такого трагического исхода, допустить человек не имеет права, не
должен, хотя бы потому, что он именуется homo sapiens и пришел к этому статусу, прошагав много миллионов лет. Статус homo sapiens обязывает и призывает к самосохранению ЧЕЛОВЕКА - продукта многомиллионной эволюции.
Итак, как и кто выведет человечество из ловушки, западни, техногенного капкана, в котором мы оказались давно, а осознавать начали лишь сегодня, теряя ежегодно по миллиону своих соплеменников, наблюдая бессилие медицины, науки, правительства остановить механизм самоуничтожения Природы и себя как ее неотъемлемой части? Надежда одна - Образование, если... оно пойдет по правильному пути в поисках «как это сделать».
Парадокс нашего беспрецедентно парадоксального времени состоит в том, что ответы и пути на так называемые вызовы времени, а точнее, амбициозность человеческого эго, давно есть. Есть и ответы на эти бесчисленные «как». В медицине -это новая ее ветвь натуропатия [1]. А если быть точным, то вовсе и не новое, а хорошо забытое старое - это, к примеру, древняя индийская наука врачевания Аюрведа и возникшая на Западе естественная медицина - натуропатия.
А если обратиться к сфере образования, то и здесь много пророков в своем отечестве, знающих и умеющих развивать личность ребенка, воспитывать в людях экологически ориентированные навыки и умения, высокий дух, интеллект, а главное, нравственность. Это системы Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского, Виктора Федоровича Шаталова, Михаила Петровича Щетинина, Шалвы Александровича Амонашвили и др. В иноязычном образовании России - это Ефим Израилевич Пассов с фундаментальной концепцией иноязычного образования, построенной на лучших традициях российского образования и нацеленной на развитие индивидуальности в диалоге культур.
Не остались в стороне от решения этой насущной проблемы и физики. Известный американский физик австрийского происхождения Фритьоф Капра предпринял серьезную попытку синтеза новейших достижений и открытий в физике, математике, биологии, социологии и психологии (когнитивистике) для раскрытия причин и законов бытия живой и неживой материи, стремясь к разгадке «что есть жизнь?» [4]. Кстати, этот вопрос был поставлен еще в 1944 г. знаменитым австрийским физиком-теоретиком Эрвином Шредингером. Благодаря усилиям названных и множества не названых имен ученых все большее число людей начинают понимать, что «Все вещи связаны между собой подобно тому, как кровь связывает членов одной семьи. . Что бы ни происходило с Землей, происходит с ее сыновьями и дочерьми. Человек не прядет паутину Жизни; Он сам лишь паутинка в ней. И что бы ни делал он с паутиной, делает это с самим собой» (Тед Пери - цит. по [4, с. 8]).
Дефицит глубокого экологического сознания имеет следствием стремительное умирание колыбели человечества - Земли, а вместе с нею и нас с вами. Этого мы «достигли», подвергнув «техногенному прессингу иммунную систему всей биосферы»: загрязнили воздух, воду, почву, растительность отходами промышленного производства, лекарственной химией - животный и человеческий организм, сознание -девальвацией исконных человеческих ценностей, подменили любовь и самоотвержение сексом, при желании технически оснащенным, обесценили человеческую личность, саму жизнь, семью, воспитание, человеческую душу. Воспитание «личности личностью», по мысли великого русского педагога К. Д. Ушинского, подменили аппаратным обучением и тестированием, не способного выявить истинный интеллектуальный уровень ученика или студента.
Обратимся к методике, предмету, который нам ближе и доступнее, в надежде, может здесь коренятся возможности взращивания человека с глубоким экосознанием. В 80-е гг. века минувшего методика рассматривалась как «система знаний о закономерностях процесса обучения второму (неродному) языку и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации» [3, с. 8]. 38 лет тому назад ее объектом был только процесс обучения неродному языку. И не более.
Взглянем вновь на методику, но уже образца первого десятилетия XXI в., осмысленного тем же автором. Заодно восхитимся динамизмом и прозорливостью его научного сознания: «Методика, или теория и технология иноязычного образования (сравни: в первом определении было обучение), есть интегративная, проектного типа наука, т. е. система всех форм знания о сфере иноязычного образования, позволяющая создать культуроносную ЭКОСРЕДУ (выделено нами -Л. М.) и оптимально управлять процессом духовного развития индивидуальности как субъекта диалога культур» [3, с. 536].
Не заключена ли в этом определении целая программа возрождения российского народа! Зачем чужеродный компетентностный подход, зачем отдаляющая ученика от учителя, от живого общения, от воздействия личности Учителя на зарождающуюся Личность ученика балльно-рейтинговая система и в придачу к ней еще и ЕГЭ с его многомиллиардным теневым рынком! [5, с. 126].
Нам нужно всего-то - экологическое образование, под которым уже цитированный автор понимает «деятельностную образовательную среду, БЛАГО-ПРИЯТНУЮ (выделено нами - Л. М.) для овладения учащимися культурой как содержанием образования (в нашем случае - иноязычной культурой как содержанием иноязычного образования) во всех его четырех аспектах - познавательном, развивающем, воспитательном и учебном» [3, с. 535].
Методика в состоянии справиться с этой задачей, потому что есть концепция и развернутая теория, а также детально отработанная технология. Есть люди, владеющие этой теорией и технологией. Надо успеть, чтобы не было поздно и не наступили «сумерки цивилизации».
Литература
1. ОганянМ. В., Оганян В. С. Экологическая медицина. Путь будущей цивилизации. М.: Концептуал, 2013. 544 а
2. Пассов Е. И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 1975. 1283 а
3. Пассов Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования. - Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 а
4. Капра Фритьоф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / пер. с англ.; под ред. В. Г. Трилиса. К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. 336 а
5. Тавокин Е. П. Российская система образования: храм знаний или платная услуга? // Человек. 2011. № 6. С. 119-126.