Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ'

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность жизнедеятельности / направления защиты образовательной организации / проект / проектная технология / life safety / areas of protection of the educational organization / project / design technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губарева Марина Александровна

В статье отмечается растущая значимость обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций в условиях увеличения и обострения угроз природного, техногенного, социального характера. В связи с этим возрастает необходимость изучения основных направлений защиты в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». В качестве адекватного инструментария рассмотрения данного вопроса выбрана и обоснована технология проектного обучения. Рассмотрена классификация учебных проектов и выделены этапы проектной деятельности: проблематизация, целеполагание и планирование, реализация, рефлексия, защита проекта. Предлагаемый вариант методики изучения основных направлений защиты образовательных организаций на основе проектной технологии имеет положительный эффект и способствует становлению культурной личности безопасного типа поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губарева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article notes the growing importance of ensuring the integrated safety of educational organizations in the context of an increase and aggravation of threats of a natural, man-made, social nature. In this regard, the need to study the main areas of protection in the school course «Fundamentals of Life Safety» is increasing. The project training technology was selected and substantiated as an adequate tool for considering this issue. The classification of training projects was considered and the stages of project activity were identified: problemization, goal setting and planning, implementation, reflection, project protection. The proposed version of the methodology for studying the main directions of protection of educational organizations based on project technology has a positive effect and contributes to the formation of a cultural personality of a safe type of behavior.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052d eb74264bbf282e889ef/ (дата обращения: 22.10.2023)

11. Письмо Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «О развитии волонтерской деятельности молодежи» от 26 августа 2009 года N ВМ-05-07/3882. - URL: https://dopobr.68edu.ru/wp-content/uploads/2016/03/MeTOflH4ecKHe-peKOMeHflau,HH.pdf И (дата обращения: 26.10.2023)

12. Федеральное агентство по делам молодежи: сайт. - Москва, 2008. - URL: https://fadm.gov.ru (дата обращения 22.10.2023)

13. Шаврина, К.Г. Изучение вопроса творческой самореализации личности / К.Г. Шаврина, М.А. Рушина // Человеческий капитал.-2018. - № 7(115). - С. 158-163

14. Щербинина, О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: теоретико-методические основания: монография / науч. ред. М.И. Рожков. - Кострома: Костром, гос. ун-т, 2021. -297 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Губарева Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА

ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье отмечается растущая значимость обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций в условиях увеличения и обострения угроз природного, техногенного, социального характера. В связи с этим возрастает необходимость изучения основных направлений защиты в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». В качестве адекватного инструментария рассмотрения данного вопроса выбрана и обоснована технология проектного обучения. Рассмотрена классификация учебных проектов и выделены этапы проектной деятельности: проблематизация, целеполагание и планирование, реализация, рефлексия, защита проекта. Предлагаемый вариант методики изучения основных направлений защиты образовательных организаций на основе проектной технологии имеет положительный эффект и способствует становлению культурной личности безопасного типа поведения.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, направления защиты образовательной организации, проект, проектная технология.

Annotation. The article notes the growing importance of ensuring the integrated safety of educational organizations in the context of an increase and aggravation of threats of a natural, man-made, social nature. In this regard, the need to study the main areas of protection in the school course «Fundamentals of Life Safety» is increasing. The project training technology was selected and substantiated as an adequate tool for considering this issue. The classification of training projects was considered and the stages of project activity were identified: problemization, goal setting and planning, implementation, reflection, project protection. The proposed version of the methodology for studying the main directions of protection of educational organizations based on project technology has a positive effect and contributes to the formation of a cultural personality of a safe type of behavior.

Key words: life safety, areas of protection of the educational organization, project, design technology.

Введение. В условиях современной нестабильности, характеризующейся беспрецедентным ростом и обострением опасных и чрезвычайных ситуаций, актуальной становится проблема обеспечения безопасности в образовательной сфере. Угрозы природного, техногенного, социального характера способны нарушить ритм деятельности образовательной организации, повлечь за собой негативные последствия для жизни и здоровья обучающихся, сотрудников, нанести колоссальный материальный ущерб. Среди многочисленных фактов опасных происшествий можно выделить метеорологические опасные явления (ливни, снегопады, аномальные температуры, гололедица), опасности биологического характера (заболевания и отравления обучающихся), пожары и взрывы (в компьютерных классах, на уроках химии), аварии на системах водо-, электроснабжения. Особенно увеличивается количество и многообразие опасностей социального характера (скулшутинг, буллинг, мошенничество, наркомания, акты вандализма и другие). Разные виды опасностей и угроз должны решаться единой системой защиты - системой комплексной безопасности.

Анализ научной литературы и нормативно-правовой базы показал, что идея концепции комплексной безопасности образовательных организаций рассматривается в исследованиях Р.Х. Гильмеевой, М.В. Дулясовой, Е.И. Загребиной, Н.Н. Козак, Е.Л. Щесняк, С.В. Петрова, В.Г. Плющикова, B.C. Побыванец, Ф.Ш. Мухаметзяновой, Л.А. Шибанковой, Е.Н. Прокофьевой, В.Ю. Радоуцкого, В.Г. Шаптала, Ю.В. Ветровой, С.И. Феклина. В своих работах исследователи обосновывают отдельные аспекты и направления защиты образовательный учреждений, к которым относят противодействие терроризму и экстремизму, противопожарную деятельность, профилактику социальных опасностей, связанных с нарушениями прав и свобод человека, выполнение санитарно-эпидемиологических требований, экологических нормативов [2, 3, 8, 9].

Знакомству обучающихся с вопросами безопасности образовательной организации не уделяется должного внимания и ограничивается отдельными аспектами. В связи с этим, назрела необходимость изучения главных направлений защиты образовательных организаций на примере своей школы с помощью выполнения различных проектов. Проектная деятельность, объединяющая теоретические и практические аспекты, направлена на решение личной и социально-значимой проблемы (М.Ю. Бухаркина, М.П. Горчакова-Сибирская, И.А. Колесникова, В.М. Монахов, Е.С. Полат, В.И. Слободчиков). В исследованиях Е.С. Полат разработана исчерпывающая классификация проектов по различным признакам [10]. Для нашей работы наиболее интересными выглядят критерии: 1) преобладающий вид деятельности обучающихся при выполнении проектного задания (поисково-исследовательская, творческая, практическая, игровая); 2) численный состав участников проекта, определяющий их индивидуальную, групповую деятельность или работу в парах; 3) продолжительность проекта, влияющая на запланированное время его выполнения: краткосрочное или долгосрочное, а также средней продолжительности.

Работа над проектом - это достаточно сложный процесс, предполагающий от обучающихся не только интеллектуального напряжения и мыслительной деятельности, но и эффективных практических действий, а также активной коммуникации. Все это в комплексе обеспечит решение проектной задачи, создания и презентацию учебного проекта. Успех проектной работы во многом зависит от грамотного планирования всех этапов проекта и организации деятельности учащихся и преподавателей в тесном сотрудничестве. Этапы работы над учебным проектом достаточно подробно

рассматриваются в научной литературе и имеют различные классификации (Л.В. Байбородова, И.А. Колесникова, Е.С. Полат, В.В. Сериков), однако все они подчиняются общепедагогической логике проектной технологии и подразумевает последовательность выполнения проектного задания, которое должно начинаться с постановки и осмысления проблемы и цели; продолжаться составлением общего и индивидуального планов работы и ее выполнения; завершаться рефлексивными действиями, оформлением и защитой выполненного учебного проекта [1, 7, 10].

Цель исследования состоит в разработке методики изучения основных направлений защиты образовательных организаций на основе проектной технологии.

Изложение основного материала статьи. При разработке методики изучения основных направлений и способов защиты образовательных организаций с помощью технологии проектного обучения мы определились с пространством внеурочной деятельности в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», обладающим большей свободой творчества, общения, отсутствием строгой временной регламентации. Вся проектная деятельность осуществлялась в ряд этапов: проблематизация, целеполагание и планирование, реализация, рефлексия, защита [4, 5, 6].

На первом этапе «Проблематизация» происходит знакомство и формулировка проблемы, которую планируется разрешить в ходе проектной деятельности обучающихся. Учитель озвучивает проблему обеспечения безопасности образовательного учреждения в целом и предлагает рассмотреть ее на конкретном примере своей школы. Обучающиеся убеждаются в актуальности проблемы, ее отдельных проявлений: антитеррористическая безопасность, пожарная безопасность, информационная безопасность и другие. При этом подчеркивается важность ее изучения для самих школьников, возможность практического применения полученных результатов.

На втором этапе «Целеполагание и планирование» осуществляется постановка общей цели проекта, которая достигается успешным выполнением групповых и индивидуальных проектных задач. Для их решения формируются отдельные группы обучающихся, определяются индивидуальные задания. Важно, чтобы все участники проявляли активность, поэтому в задачи педагога входит мотивация деятельности обучающихся, составление посильных заданий для них с учетом познавательных возможностей. Учитель предлагает выбрать каждой команде направление защиты (пожарная безопасность, антитеррористическая защищенность, экологическая безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие и другие) и придумать название команды. По завершению организационной работы происходит представление команд. Во второй части второго этапа происходит выбор командами типа проекта. Для решения этой задачи учитель с помощью электронной презентации знакомит обучающихся с разными проектами, акцентируя внимание на их особенностях и итоговом образовательном продукте.

Учебный исследовательский проект построен на исследовательской деятельности обучающихся, предусматривающей получение новых знаний путем выполнения заданий с заранее неизвестным решением. Открытие новых знаний, как правило, достигается в самостоятельной работе школьников под руководством учителя. При этом обучающиеся должны помнить, что полученные выводы требуют убедительных доказательств и аргументации, поэтому все рассуждения основаны на точных научных данных, ссылки на исследования авторитетных ученых, достоверную статистику. Специфика данных проектов состоит в их четкой структуре, определяемой логикой научного исследования: проблема - гипотеза -исследовательская деятельность по проверке гипотезы - выводы и их представление - рефлексия.

Учебный поисковый проект решает информационно-познавательные задачи. Цель его состоит во включении обучающихся в информационный поиск, анализ, обобщение и систематизацию текстовых, графических, иллюстративных материалов в соответствие с проектным заданием. В результате создается образовательный продукт, представляющий решение проблемы.

Учебный творческий проект отличается тем, что в его процессе создается оригинальный образовательный продукта самого разнообразного форматирования. Это может быть видеофильм, стенгазета, фестиваль, электронный образовательный ресурс. Проблемная идея творческого проекта позволяет обучающимся проявить индивидуальное или коллективное видение ее воплощения и свободу в выборе средств. В связи с особенностями проекта допускаются некоторые отступления от четкого и строгого алгоритма деятельности, но общая структурная композиция остается неизменной. Школьники также обсуждают проблему, цель и конкретные задачи, планируют свою работу, создают проект и анализируют результат, представляют его на защиту.

Учебный ролевой проект является особым видом игры, сходной с театрализацией, перевоплощением. Обучающиеся в групповой игровой деятельности обыгрывают проектную задачу, в ходе которой усваиваются не только углубленные знания и навыки, но и манера профессионального поведения персонажей. Структура работы здесь только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат проекта либо намечается в самом начале, либо вырисовывается лишь в самом конце.

Учебный практико-ориентированный проект выполняется с четкой установкой на социальную значимость, которая осознается всеми обучающимися образовательной организации. В качестве образовательного продукта может выступать конкретная полезная разработка с практическими знаниями и практическими действиями в сфере безопасности (памятки, буклеты). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, формулировки четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Учебный информационный проект в первую очередь направлен на обеспечение информационной безопасности обучающихся и включает сбор информации о конкретной угрозе в сети интернета. Участники проекта устанавливают сущность киберугрозы, обобщают обнаруженные факты, анализируют причины и последствия, предлагают способы защиты.

На третьем этапе «Реализация» обучающиеся включаются в выполнение индивидуальных и групповых проектных заданий. Первоначально осуществляется информационный поиск, выбор методов обработки полученных материалов. Одновременно изучается теория вопроса, заложенная в основу проблемы проекта. Для школьников учитель предлагает рассмотрение проектного задания по следующему плану: 1) выбор и обоснование актуальности темы и проблемы безопасности в школе (например, «пожарная безопасность»; 2) определение научных понятий темы и составление глоссария проекта (пожар, причины и виды пожаров, поражающие факторы последствия); 3) практическое содержание проекта: мероприятия по защите образовательной организации в случае возникновения пожара, правила безопасного поведения учащихся и сотрудников школы; 4) ссылки на научно-справочную литературу, электронные образовательные ресурсы. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

На четвертом этапе «Рефлексия» определяются методы обработки и представления полученных данных, оформление проекта. В активных групповых дискуссиях рефлексируются результаты деятельности, трудности и победы. Обсуждения презентаций свидетельствуя о понимании проблемы развития направлений защиты образовательной организации, правильности постановки цели и задач, умении планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденных способах решения проблемы. Оформленные результаты представляются на оценку педагогу и остальным участникам.

На пятом этапе «Защита» каждая команда представляет свою презентацию в рамках недели безопасности в школе. Происходит общешкольное обсуждение, авторы знакомят всех с актуальными проблемами обеспечения антитеррористической безопасности, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия школы, информационной безопасности, корректно отвечают на вопросы и замечания.

Выводы. Разработанная нами методика изучения основных направлений защиты образовательных организаций с помощью проектной технологии имеет развивающий характер и обеспечивает реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в сфере безопасности жизнедеятельности. Предлагаемые проекты способствуют развитию личностных качеств обучающихся, необходимых и полезных как для решения повседневных, так и нестандартных задач по безопасности жизнедеятельности с целью адекватной ориентации в образовательной организации. Экспериментальная педагогическая практика выявила положительную динамику в освоении школьниками основных направлений обеспечения безопасности, владении интеллектуальными, практическими, коммуникативными и рефлексивными умениями по защите от угроз и рисков.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч ,-2014.-№2.-С. 94-117

2. Гильмеева, Р.Х. Комплексная безопасность образовательных организаций как социальный проект / Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. -2017,- №5. - С. 17-22

3. Загребина, Е.И. К вопросу комплексной безопасности образовательных организаций / E.H. Загребина // Казанский педагогический журнал. -2015. -№1(108). - С. 97-103

4. Камерилова, Г.С. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества / Г.С. Камерилова, O.A. Родыгина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8. - С. 7-11

5. Картавых, М.А. Изучение природных опасностей биологического характера на основе технологии проектного обучения / М.А. Картавых, М.А. Веряскина, E.H. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№67(4).-С. 168-171

6. Картавых, М.А. Проектная деятельность будущего учителя географии и безопасности жизнедеятельности на основе исследовательской деятельности в условиях интегрированной клинической практики / М.А. Картавых, И.Ю. Кривдина // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/189/190 (дата обращения 28.11.2023)

7. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

8. Мухаметзянова, Ф.Ш. Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды / Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №5(124). - С. 8-16

9. Петров, C.B. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений / C.B. Петров. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. - 248 с.

10. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель, методист отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Губченко Елизавета Сергеевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА (КОНТЕКСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ)

Аннотация. Современные условия требуют от образовательных учреждений и педагогов, осуществляющих подготовку будущих сотрудников МВД, не только высокой эффективности и интенсификации их обучения, но и активного содействия формированию и укреплению профессиональной позиции будущих сотрудников МВД. При этом возникает противоречие между отсутствием у студентов или курсантов необходимого профессионального опыта, который мог бы дать им нарратив для осмысления и принятия профессиональной роли и себя в ней, укрепления своей субъективной позиции как профессионала в сфере правоохранения, гражданина, патриота, имеющего незыблемые ценности и установки, необходимые для службы. Средством для решения этой задачи является реализация в образовательном учреждении контекстного подхода на основе фундаментальных подходов, заложенных А.А. Вербицким и другими исследователями контекстного обучения. Ядром контекстного являются имитационные интерактивные формы межпредметного обучения. Но в более широком смысле контекстный подход подразумевает создание в образовательном учреждении целостной квазипрофессиональной среды, погружаясь в условия которой субъекты образования развивают свою профессиональную позицию.

Ключевые слова: контекстный подход, контекст, конструкт, профессиональная позиция, подготовка будущих сотрудников МВД.

Annotation. Modern conditions require educational institutions and teachers who train future employees of the Ministry of Internal Affairs not only to be highly effective and intensify their training, but also to actively contribute to the formation and strengthening of the professional position of future employees of the Ministry of Internal Affairs. At the same time, there is a contradiction between the lack of necessary professional experience among students or cadets, which could give them a narrative for understanding and accepting a professional role and themselves in it, strengthening their subjective position as a professional in the field of law enforcement, a citizen, a patriot who has unshakable values and attitudes necessary for service. The means to solve this problem is the implementation of a contextual approach in an educational institution based on the fundamental approaches laid down by A.A. Verbitsky and other researchers of contextual learning. The core of contextual learning is simulated interactive forms of interdisciplinary learning. But in a broader sense, the contextual approach implies the creation of an integral quasi-professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.