Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПЕРЦЕПЦИЯ / ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЭМПАТИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / СОТРУДНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврицкая Анна Аркадьевна

Введение. В современных быстро меняющихся условиях проблема формирования перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы является актуальной и требует специальных исследований. Цель исследования - представить результаты оценки уровня сформированности перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы. Эмпирическое исследование, проведенное автором, позволило проанализировать имеющийся на настоящий момент уровень развития перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности исправительных учреждений. Вывод. Содержание статьи позволяет сделать вывод о том, что сотрудники исправительных учреждений имеют низкий уровень развития перцептивных способностей. В связи с этим возникает жизненная необходимость формирования и развития перцептивных способностей сотрудников с применением разработанной автором педагогической технологии, способствующей повышению результативности и успешности их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаврицкая Анна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF RESEARCH OF PERCEPTUAL ABILITIES OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM

Introduction. In today's rapidly changing conditions, the problem of forming the perceptual abilities of employees of the penitentiary system is relevant and requires special research. The purpose of the study is to present the results of the assessment of the level of formation of perceptual abilities of employees of the penal system. The empirical research conducted by the author allowed us to analyze the current level of development of the perceptual abilities of employees of the penitentiary system, in particular correctional institutions. Conclusion. The content of the article allows us to conclude that correctional officers have a low level of development of perceptual abilities. In this regard, there is a vital need for the formation and development of the perceptual abilities of employees using the pedagogical technology developed by the author, which contributes to improving the effectiveness and success of their professional activities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

личного характера с использованием спортивных игр).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишня П.М. Обучая волейболу. Физическая подготовка / П.М. Вишня // Физическая культура в школе. - 2012. - № 4. - С. 23-27.

2. Галимская О.Г. Формирование двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр : дис. ... канд. пед. наук / Галимская Ольга Генриховна. - Белгород, 2017. - 195 с.

3. Мухина М.П. Формирование двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания / М.П. Мухина // Физическая культура, спорт-наука и практика. - 2017. - № 3. - С. 14.

REFERENCES

1. Vishnya, P. ( 2012), "Teaching volleyball. Physical training", Physical culture at school, No. 4, pp. 23-27.

2. Galimskaya, O.G. (2017), Formation of motor and game experience of senior preschoolers through sports games, dissertation, Belgorod.

3. Mukhina, M.P. (2017), "Formation of motor abilities of children of preschool and primary school age in the conditions of complex physical education", Physical culture, sport-science and practice, No. 3, pp. 14.

Контактная информация: gawrilova57@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2021

УДК 378.147

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Анна Аркадьевна Гаврицкая, адъюнкт Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

Введение. В современных быстро меняющихся условиях проблема формирования перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы является актуальной и требует специальных исследований. Цель исследования - представить результаты оценки уровня сформированности перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы. Эмпирическое исследование, проведенное автором, позволило проанализировать имеющийся на настоящий момент уровень развития перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности исправительных учреждений. Вывод. Содержание статьи позволяет сделать вывод о том, что сотрудники исправительных учреждений имеют низкий уровень развития перцептивных способностей. В связи с этим возникает жизненная необходимость формирования и развития перцептивных способностей сотрудников с применением разработанной автором педагогической технологии, способствующей повышению результативности и успешности их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: общение, перцепция, перцептивные способности, эмпатия, рефлексия, сотрудник.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p96-99

METHODS OF RESEARCH OF PERCEPTUAL ABILITIES OF EMPLOYEES OF

THE PENITENTIARY SYSTEM

Anna Arkadyevna Gavritskaya, the adjunct, Academy of Law and Management of the Federal

Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Abstract

Introduction. In today's rapidly changing conditions, the problem of forming the perceptual abilities of employees of the penitentiary system is relevant and requires special research. The purpose of the study is to present the results of the assessment of the level of formation of perceptual abilities of employees of the penal system. The empirical research conducted by the author allowed us to analyze the current level of development of the perceptual abilities of employees of the penitentiary system, in particular correctional institutions. Conclusion. The content of the article allows us to conclude that correctional officers have a low level of development of perceptual abilities. In this regard, there is a vital need for the formation and development of the perceptual abilities of employees using the pedagogical technology developed by the author, which contributes to improving the effectiveness and success of their professional activities.

Keywords: communication, perception, perceptual abilities, empathy, reflection, employee.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе постоянно происходят изменения в политических, экономических и социальных процессах. В этих условиях появляется необходимость оптимизации общения и межличностного взаимодействия. Применительно к сотрудникам исправительных учреждений речь идет о педагогическом общении. Это обусловлено тем, что его целью является исправление осужденных. В структуру педагогического общения входят взаимодействие между сотрудниками и осужденными; обмен информацией с целью понимания; восприятие (перцепция) друг друга. Анализ научных источников, практики и личного опыта автора позволил выявить факторы, влияющие на процесс восприятия: условия, в которых протекает этот процесс; индивидуальные особенности субъекта; индивидуальные особенности объекта восприятия; знание теоретических основ перцептивных способностей; возраст; профессиональные особенности; невербальное поведение [3] и др. С учетом названных факторов формируется образ, который оказывает влияние на дальнейшее взаимодействие сотрудников с осужденными.

Несмотря на то, что по проблематике перцепции накоплен теоретический и эмпирический материал, монографического исследования по методике формирования перцептивных способностей применительно к сотрудникам исправительных учреждений не проводилось.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе исправительных учреждений Московской, Рязанской, Владимирской, Кемеровской областей, а также Краснодарского края. В исследовании приняли участие 210 сотрудников в возрасте от 18 до 45 лет. Применялись такие методы как: анкетирование, наблюдение, беседа, экспертная оценка, тестирование. Результаты были дополнены данными, полученными с помощью диагностических методик:

1) «Оценка уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко [4, с. 486-490]. Методика предназначена для изучения эмпатии, как способности к эмоциональному отклику на переживания других людей;

2) «Индивидуальная мера рефлексивности» А.В. Карпов, В.В. Пономарева. Результаты использования данной методики показывают, склонен ли сотрудник анализировать свою деятельность, поступки других людей, выявлять причины и следствия действий, планировать и прогнозировать последствия.

В процессе исследования были выявлены структурные компоненты: эмпатия, идентификация, рефлексия, входящие в перцептивный механизм.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эмпатия - умение поставить себя на место другого человека и способность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей [2; 5]. Развитая эмпатия позво-

ляет понять мир осужденного, что является предпосылкой формирования перцептивных способностей сотрудников исправительных учреждений.

Используя названную выше методику, было проведено исследование по определению уровня развития эмпатии сотрудников. Полученные результаты наглядно показаны на рисунке 1.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

66%

56%

39%

38%

37%

126%

26% 7%

ЭЭ

СЭ

ОУ

ПС

ИЭ

РЭ

Рисунок 1 - Показатели уровня развития эмпатических способностей

Анализ представленных результатов свидетельствуют о том, что 66% сотрудников обладают высоким уровнем эмоционального канала эмпатии (ЭЭ), что говорит о способности сопереживать, понимать внутренний мир партнера по общению, прогнозировать поведение с помощью эмоциональной подстройки. У 56% испытуемых уровень установок, способствующих эмпатии (СЭ) является средним. Сотрудники, обладающие такими установками, обычно заинтересованно относятся к переживаниям и проблемам осужденных. Необходимо обратить внимание на то, что 39% сотрудников обладают низким общем уровнем эмпатии (ОУ). Эти сотрудники испытывают затруднения в установлении контактов с осужденными, не всегда понимают смысл эмоциональных проявлений в их поступках.

Среди сотрудников, принявших участие в исследовании, 38% имеют низкий уровень проникающей способности (ПС), это означает, что они не всегда способны создать атмосферу открытости и доверительности. Своим поведением и отношением к осужденным формируют напряженность, подозрительность, что препятствует раскрытию эмпа-тии. Низкий уровень идентификации (И) наблюдается у 37% сотрудников. Данный показатель говорит о их неспособности сопереживать и ставить себя на место партнера по общению. Важно отметить, что 26% сотрудников обладают низким уровнем интуитивного канала эмпатии (ИЭ), это проявляется в том, что у них проявляются в большей степени оценочные стереотипы, нежели интуитивное понимание. У 7% сотрудников наблюдается низкий уровень рационального компонента эмпатии (РЭ). В связи с чем они недостаточно внимания уделяют проблемам осужденных, часто не способны эмоционально их воспринимать.

Другим компонентом перцептивных способностей является рефлексия (от поздне-лат. геАехю «обращение назад») - осознание человеком того, как он воспринимается другим индивидом и как воспринимают его [1, с. 97]. В процессе взаимодействия сотрудников с осужденными важным является то, как осужденный понимает сотрудника, а это зависит от механизма рефлексии. Развивая механизм рефлексии, сотрудник анализирует явления, происходящие в настоящий момент времени, оценивает прошлые ситуации и делает выводы, а также подготавливает себя к предстоящему взаимодействию путем обдумывания и планирования. Используя вышеназванную методику «Индивидуальная мера рефлексивности» было проведено исследование.

Анализ полученных результатов показывает, что 46% сотрудников имеют высокий уровень рефлексивности. Это говорит о том, что они анализируют поступки осужденных, свою деятельность, определяют причины и следствия своих действий, а также планируют предстоящую деятельность. Таким сотрудникам легче понять осужденного, они способ-

И

ны поставить себя на его место, тем самым предвидеть его поведение.

Низкий уровень индивидуальной меры рефлексивности имеют 54% сотрудников, они, как правило, не анализируют причины своих действий, поступки осужденных, а также их последствия. В процессе принятия самостоятельного решения действуют импульсивно, в ситуации невозможности точно понять другого человека испытывают трудности в общении.

Таким образом, проведенное исследование показало, что рассмотренные составляющие перцептивного механизма, как эмпатия, идентификация и рефлексия, у большей части сотрудников, участвующих в эксперименте, развиты на низком уровне. Это обстоятельство провоцирует возникновение ошибок в восприятии осужденных сотрудниками, что приводит к недопониманию и появлению конфликтных ситуаций. Для решения сложившейся проблемной ситуации в исправительных учреждениях целесообразно применять разработанную и апробированную автором педагогическую технологию, состоящую из упражнений, направленных на формирование перцептивных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2001.

- 290 с.

2. Белинская Е.П. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования / Е.П. Белинская, И. Д. Бронин // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т. 1, № 1 (61). - С. 109-113.

3. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Ла-бунская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Д.Я. Райгород-ский. - Самара : БАХРАХ-М, 2002. - 667 с.

5. Сорокоумова Г.В. Социально-перцептивные способности как показатели профессионализма будущего юриста // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 5. - С. 180184.

REFERENCES

1. Andreeva, G.M. (2001), Social Psychology, Aspect Press, Moscow.

2. Belinskaya, E.P. and Bronin, I.D. (2015), "The problem of interpersonal perception accuracy: modern conceptual models and empirical research", Bulletin of the Kemerovo State University, No. 1 (61), Vol. 1, pp. 109-113.

3. Labunskaya, V.A. (1999), Human expression: communication and interpersonal cognition, Phoenix, Rostov-on-Don.

4. Raigorodskii, D.Ya. (2002), Practical psychodiagnosis. Methods and tests, BAHRACH-M, Samara.

5. Sorokoumova, G.V. (2016), "Socio-perceptual abilities as indicators of professionalism of the future lawyer", Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost, No. 5, pp. 180-184.

Контактная информация: Anna_Gavriczkaya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2021

УДК 373.21

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ И СУШИ

Геннадий Андреевич Гилев, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Московский политехнический университет; Николай Евгеньевич Максимов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна Парчевская, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Иванович Попков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.