Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.
2. Kachenkova, E.S., Zavalishina, S.Yu., Zbrueva, Yu.V. and Kosukhina, O.I. (2020), "The dynamics of the functional state of the body of men 50-59 years old against the backdrop of health training", International Journal of Pharmaceutical Research, No. 1, pp.1378-1385.
3. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2020), "Physiologically justified version of the formation of a healthy way of life of young people with means of physical education", Theory and practice of physical culture, No.7, pp. 15.
4. Merlin, V.S. (1996), Psychology of personality, Institute of Practical Psychology Moscow.
5. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2009), "Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 51-54, D0I:10.15562/bmj.v9i1.1099.
6. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Batrakova, I.A., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Rysa-kova, O.G. (2020), "Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13 (2), pp. 537-542.
7. Pestryaeva, L.Sh., Drandrov, G.L., Glinkin, B.N. and Oreshkina, T.I. (2016) "Features of the development of motives for going in for sports, taking into account sports qualifications", Problems of modern pedagogical education, No. 51-3, pp. 237-243.
8. Kiperman, Ya.V., Zavalishina, S.Yu. and Kutafina, N.V. (2014) "Thrombocyte activity of athletes of high qualification of youthful age", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16456 (data accessed: 01.04.2021).
9. Kachenkova, E.S., Kulkova, I.V., Zavalishina, S.Yu. and Tkacheva, E.S. (2020) "Health-improving training of 50-60 year-old males in prevention of cardiovascular diseases", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 62-64.
10. Savchenko, A.P., Zavalishina, S.Yu. and Kutafina, N.V. (2015) "Thrombocytic activity in the absence of exercise", Modern problems of science and education, No. 3, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19152 data accessed: 01.04.2021).
11. Medvedev, I.N., Gusev, A.V., Malyshev, A.V., Mikhailova, O.D., Garina, E.V., Petina, E.Sh. and Tagirova, N.Dz. (2020),"Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age", Systematic Reviews in Pharmacy, No. 11 (8), pp. 432-438.
12. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020), "Parent's motivations on sports participation of their children with Down's syndrome in Russia", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 47-50, DOI:10.15562/bmj.v9i1.1111.
Контактная информация: angelina.rom@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.05.2021
УДК 159.937+343.83
РОЛЬ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛОВ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ
Нина Алексеевна Тюгаева, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Евгений Владимирович Пантелеев, адъюнкт, Анна Аркадьевна Гаврицкая, адъюнкт, Академия ФСИНРоссии, Рязань
Аннотация
Введение. Профессиональная деятельность сотрудников охраны уголовно-исполнительной системы является видом государственной службы, обладающей особыми характеристиками. Одной из них является проблема психолого-педагогической оценки профессиональной пригодности принимаемых на работу в уголовно-исполнительную систему, требующая специальных исследований. Статья посвящена анализу результатов теоретического и эмпирического исследования, цель которого - выявить роль перцептивных способностей субъектов в развитии их профессиональной пригодности. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное авторами исследование, позволило разработать и апробировать психолого-педагогический алгоритм действий по формированию и раз-
витию профессиональной пригодности сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы. Вывод. Содержание статьи позволяет решать практические задачи по отбору желающих служить в уголовно-исполнительной системе.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, профессиональная пригодность, перцепция, рефлексия, перцептивные способности, алгоритм действий.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p524-529
ROLE OF PERCEPTUAL ABILITIES OF EMPLOYEES OF THE SECURITY DEPARTMENTS OF THE PENITENTIARY SYSTEM IN THE DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL APTITUDE
Nina Alekseevna Tyugaeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Evgeny Vladimirovich Panteleev, the adjunct, Anna Arkadyevna Gavritskaya, the adjunct, Academy of the Federal Penitentiary Service of
Russia, Ryazan
Abstract
Introduction. The professional activity of the security officers of the penitentiary system is a type of public service that has special characteristics. One of them is the problem of psychological and pedagogical assessment of the professional suitability of those employed in the penal system, which requires special research. The article is devoted to the analysis of the results of theoretical and empirical research, the purpose of which is to identify the role of perceptual abilities of subjects in the development of their professional aptitude. The results of the study and their discussion. The study conducted by the authors allowed us to develop and test the psychological and pedagogical algorithm of actions for the formation and development of professional fitness of employees of the security departments of the penal system. Conclusion. The content of the article allows us to solve practical problems of selecting those who want to serve in the penal system.
Keywords: criminal-executive system, professional aptitude, perception, reflection, perceptual abilities, algorithm of actions.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования и развития профессиональной пригодности сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы (УИС) и роль перцептивных способностей в этом процессе является весьма актуальной и востребованной. Обоснованность данного утверждения заключается в следующем: определенная закрытость уголовно-исполнительной системы (органы и учреждения, исполняющие наказания); на службу в отделы охраны УИС поступают люди, не имеющие представления о предстоящей работе; к ним предъявляются жесткие требования; в силу некоторых объективных причин увеличивается нагрузка на личный состав отделов охраны; возникновение негативных факторов таких, как нарушение правил обращения с оружием и боеприпасами, что приводит к травматизму, а в исключительных случаях - к гибели сотрудников отделов охраны [6].
Таким образом, профессиональная деятельность рассматриваемой категории сотрудников осуществляется в сложных условиях, при повышенных физических и психических нагрузках, что вызывает ряд противоречий. Назовем основные из них:
1. между современными условиями профессиональной деятельности сотрудников отделов охраны и их уровнем профессиональной пригодности к выполнению функциональных обязанностей в данных условиях;
2. предъявляемыми квалификационными требованиями к сотрудникам отделов охраны и существующим уровнем их профессиональной пригодности;
3. психолого-педагогическими знаниями и уровнем образования.
Необходимость разрешения названных и других противоречий на теоретическом
уровне создает потребность в научном осмыслении и поиске практического решения проблемы формирования профессиональной пригодности сотрудников отделов охраны и
их перцептивных способностей. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из путей решения названных проблем и противоречий является связь психолого-педагогических знаний с запросами практики. Существенный вклад в развитие тестирования, профориентации и профессионального отбора внесли зарубежные исследователи: Г. Айзенк, А. Анастази, Д. Векслер, Ф. Кэттелл и другие. В 30-е годы XX столетия значительный вклад в концепции профессионального психологического отбора был сделан советскими учеными: М.Я. Басовым, М.С. Бернштейном, П.П. Блон-ским, Л.С. Выготским, Н.Д. Левитовым и другими. В юридической психологии изучением проблемы профессиональной пригодности к службе в УИС занимались следующие ученые: Б.Г. Бовин, В.Г. Деев, М.И. Марьин, В.Ю. Рыбников, Д.В. Сочивко, А.И. Ушати-ков. В пенитенциарной педагогике вопросы профессиональной пригодности получили отражение в исследованиях С.И. Афанасьевой, В.Г. Игошина, А.М. Киселева, М.И. Куз -нецова, А.В. Логвинова, С. А. Лузгина, Р.В. Пузыревского, В. А. Сидорчука, М.П. Стуро-вой, Н.А. Тюгаевой.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На расширенном заседании коллегии Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), которое состоялось 12 марта 2021 года, с основным докладом выступил директор ФСИН России Александр Петрович Калашников. Он отметил, что одной из приоритетных задач службы является обеспечение уровня надежности охраны и правопорядка в учреждениях УИС, укрепление режима отбывания наказания и повышение качества надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными [4, с. 3-9]. Анализ изложенного официального сообщения актуализирует тему данной статьи. Кроме того, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность в педагогической психологии, изучение практической деятельности подразделений охраны предопределили организацию и методику исследования.
Основными методами исследования были: наблюдение, анализ и синтез, дедукция и индукция, опрос (анкеты, опросные листы), диагностическая беседа, фокус-группа, авторская модификация методики «Незаконченные предложения», а также анализ личного опыта авторов, приобретенного в период работы в исправительной колонии, следственном изоляторе и в одном из подразделений охраны Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан. В исследовании участвовали 60 сотрудников старшего, среднего и младшего начальствующего состава, их характеристика по возрасту дана в таблице 1, а по уровню образования - в таблтце 2.
Таблица 1 - Характеристика личного состава отделения охраны по возрасту
№ Личный состав возраст (лет)
п/п до 30 до 35 до 45 старше 45
1 старший и средний начальствующий состав 2 3 2 1
2 младший начальствующий состав 26 13 8 5
2.1 сотрудники женщины 3 3 1 1
Таблица 2 - Характеристика личного состава отделения охраны по уровню образования
№ Образование возраст (лет)
п/п до 30 до 35 до 45 старше 45
1 высшее 8 6 3 0
2 среднее профессиональное 16 5 5 4
3 начальное профессиональное 0 3 1 2
4 среднее общее 4 2 1 0
Анализ данных, приведенных в таблицах, показывает, что основная масса сотрудников имеет возраст от 30 до 35 лет, а по уровню образования преобладают сотрудники со средним профессиональным образованием. Названные категории сотрудников принимали самое активное участие в исследовании.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обсуждение результатов проведенного теоретического и эмпирического исследования проходило по следующему алгоритму.
1. Повседневная работа сотрудников отделов охраны направлена на обеспечение выполнения функций принудительной изоляции спецконтингента, чрезвычайно напряжена и осуществляется в особых условиях: высокая ответственность и опасность, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в ситуациях, когда существует значительный риск для здоровья и жизни сотрудника или других граждан, при побеге из мест лишения свободы или предварительного заключения [5].
2. Сотрудник УИС действует от имени государства, пользуется авторитетом и принудительной властью правительства. С.В. Горностаев утверждает в своем исследовании проблематики лояльности сотрудников УИС России, что лояльность сотрудников профессионально-служебным группам значительно сильнее, чем в неслужебным, связана она с потребностями в уважении и самоутверждении, а также с принятием официально установленных ценностей государственной службы, прежде всего - законности, справедливости и общего блага. Оказалось, что максимальное количество таких групп у сотрудников подразделений охраны и специального назначения, минимальное - у сотрудников производственных, оперативной и кадровой служб [2; 3]. Это важнейшее теоретическое положение подтверждается эмпирическим исследованием авторов статьи.
3. Особенностью профессиональной деятельности сотрудников отделов охраны являются сохранение служебной тайны, соблюдение секретности. Выполнение этого требования должно стать профессиональной привычкой сотрудника не допустить побега заключенных и осужденных.
4. Сложность решаемых сотрудниками отделов охраны задач, с одной стороны, и низкая профессиональная готовность претендентов к службе в УИС, с другой стороны, -таков один из выводов обсуждения результатов исследования. Это обусловлено отсутствием их надлежащей физической и специальной психолого-педагогической подготовкой. Анализ справочных источников показал, что понятие «профессия» означает (лат. profession; от profiteor «объявляю своим делом») - род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования. Понятие «профессиональная пригодность» используется только для характеристики сотрудников отделов охраны с позиции их соответствия требованиям служебной деятельности, более того, профессиональная пригодность к выбранной служебной деятельности непосредственно демонстрирует, насколько человек видит себя в этой профессии, комфортно ли ему осознавать себя в данной среде, тем самым предопределяя успешность в выбранной специальности.
Профпригодность демонстрирует реальный уровень развития профессионально значимых качеств сотрудников отделов охраны, которые свойственны конкретной служебной деятельности. Основными из них являются: высокая нравственность, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, организованность, стрессоустойчивость. Обладая этими качествами, сотрудник сумеет управлять своим психическим состоянием, профессионально и быстро действовать в экстремальных ситуациях и быть готовым к самостоятельным решениям, адекватным сложившимся условиям. В связи с этим запрещается допускать к выполнению охранных функций в местах лишения свободы, следственных изоляторах работников, не прошедших надлежащей подготовки и не уполномоченных самостоятельно выполнять эти функции в установленном порядке.
Важной предпосылкой успешной профессиональной пригодности является хороший слух и зрительная память, с помощью которых сотрудник хранит, оперативно использует необходимую информацию, умеет воссоздать зрительный образ в словесном описании, прогнозировать направление и содержание действий охраняемых. Для этого необходимо формировать и развивать профессиональную наблюдательность, включающую в себя умение держать объекты в поле своего внимания; концентрироваться на глав-
ном; определять внутренние изменения по внешним признакам. Чем детальнее познание объекта наблюдения, тем точнее результаты, поскольку признаки и свойства предметов и явлений не только замечаются и фиксируются, но и оцениваются, интерпретируются соответствующим образом, то есть рефлексируются (осознаются). Профессиональное наблюдение является необходимым условием для прогнозирования изменений объекта.
5. Одним из элементов профессионального наблюдения являются такие качества, как внимание и психологическая наблюдательность: умение подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая на них внимания; способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой; концентрация внимания. В процессе обсуждения были отмечены особенности перцепции (восприятия) наблюдаемых и охраняемых объектов: способность не ослаблять внимание под влиянием испуга или неожиданных впечатлений; способность продолжительного наблюдения за несколькими объектами (осмотрительность).
Опрос и диагностическая беседа в процессе пилотажного исследования показал, что вновь принятые на службу в УИС сотрудники (84%) не знают слов «перцепция», «перцептивные способности», но неплохо разбираются в понятии «восприятие». В связи с этим были проведены краткосрочные курсы по разъяснению и усвоению названных понятий и их роли в развитии профессиональной пригодности.
Перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Ключевыми понятиями перцепции являются восприятие и оценка, а потом уже понимание. К примеру, сначала идет механизм восприятия. Восприятие представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение действительности [1, с. 11]. В процессе восприятия формируются представления людей друг о друге, но существует проблема в изучении восприятия человека человеком, связи внешности и личностных характеристик, в интерпретации личности по внешности. В ходе экспериментов были обнаружены четыре способа интерпретации: аналитический -определенные элементы внешности говорят о конкретном психологическом свойстве человека (например, плотно сжатые губы - человек является волевой личностью); эмоциональный - качества личности приписываются благодаря привлекательной внешности человека; перцептивно-ассоциативный - человеку приписываются качества другого человека из-за сходства во внешности; социально-ассоциативный - человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия по внешнему виду.
С понятием перцепции тесно связано другое понятие: «перцептивные способности» - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие понимание эмоциональных переживаний, психических состояний другого человека, его целей, намерений, проявляющиеся в различных видах деятельности, зависящие от личности воспринимающего (сотрудник), и условий, в которых происходит процесс восприятия (перцепции). Этот процесс может быть вербальным и невербальным, а применительно к сотрудникам охраны он чаще всего является невербальным. Вот тут-то и проявляются профессионально важные и психолого-педагогические качества сотрудников отделов охраны, о чем говорилось выше. Следует отметить, что в любом перцептивном действии присутствуют следующие составляющие: субъект восприятия, объект восприятия, собственно процесс восприятия и непосредственный результат - сенсорный образ или представление об объекте. Таким образом, восприятие как процесс заканчивается анализом порождения, формирования перцептивного образа. В этом состоит задача развития перцептивных способностей сотрудников отделов охраны УИС и их роль в совершенствовании профессиональной пригодности.
В качестве выводов целесообразно отметить практическую значимость и новизну проведенного исследования. Практическая значимость, во-первых, заключается в разра-
ботке и апробировании психолого-педагогического алгоритма действий по формированию и развитию профессиональной пригодности сотрудников охраны уголовно-исполнительной системы. Структура алгоритма включает: цель, задачи; тщательный отбор претендентов для службы в УИС и первоначальная их подготовка; специальная начальная подготовка вновь принятых на службу; вступление молодого сотрудника в новую профессию (адаптация); обеспечение рациональной организации, условий и процесса служебной деятельности; порядок повышения профессиональной квалификации сотрудников в процессе прохождения службы; присвоение квалификационных категорий сотрудникам.
Во-вторых, важным подспорьем для сотрудников является их обучение в формате коучинга - метода развития, в процессе которого «коуч» помогает сотруднику достичь успехов в совершенствовании профессиональной пригодности. В качестве коучей (наставников) назначаются наиболее подготовленные офицеры из числа старшего начальствующего состава.
В-третьих, новизна исследования состоит в актуализации теоретических знаний по психолого-педагогическим вопросам: понятие перцепции, рефлексии, перцептивных способностей и их роли в формировании и развитии профессиональной пригодности сотрудников отделов охраны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Величковский Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия - Москва : Изд-во Московского ун-та, 1973. - 245 с.
2. Горностаев С.В. Особенности служебного положения и деятельности как факторы служебной лояльности / С.В. Горностаев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. -№ 1 (72) - С. 95-101.
3. Горностаев С.В. Психологические особенности службы лояльности сотрудников УИС различных профессиональных категорий / С.В. Горностаев // Вестник Самарского юридического института. - 2018. - №1 (27). - С. 125-128.
4. Калашников А.П. Курс на оптимизацию / А.П. Калашников // Преступление и наказание. - 2021. - № 4. - С. 3-9.
5. Михайлов А.Н. Психологическое сопровождение сотрудников, несущих службу с оружием / А.Н. Михайлов, Е.А. Гостевская, Е.С. Терехина // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017 - № 8 (183). - С. 27-32.
6. Овчарова Е.В. Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Овчарова Екатерина Владимировна. - Рязань, 2012. - 24 с.
REFERENCES
1. Velichkovskij, B.M., Zinchenko, V.P. and Luriya, A.F. (1973), Psychology of perception, publishing house Moscow State University, Moscow.
2. Gornostaev, S.V. (2018), "Features of official position and activity as factors of service loyalty", Psychopedagogy in law enforcement, No. 1 (72), pp. 95-101.
3. Gornostaev, S.V (2018), "Psychological features of the loyalty service of the employees of the PIS of various professional categories", Bulletin of the Samara Law Institute, No. 1 (27), pp. 125-128.
4. Kalashnikov, A.P. (2021), "Course on optimization", Crime and punishment, No. 4, pp. 3--9.
5. Mikhaylov, A.N., Gostevskaya, E.A. and Terekhina E.S. (2017), "Psychological support of employees serving with weapons", Vedomosti of the penitentiary system, No. 8 (183), pp. 27-32.
6. Ovcharova, E.V. (2012), Mental states of employees of the security departments of the penitentiary system serving with weapons, and their short-term correction, dissertation, Ryazan.
Контактная информация: Anna_Gavriczkaya@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.05.2021
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ...................................................................................................3
Алексеева Н.Д., Зиновьев Н.А., Святченко П.Б., Зиновьев А.А. Модельные весовые характеристики горнолыжниц...................................................................................................................3
Аленуров Э.А. Дифференцированная физическая подготовка студентов высших учебных
заведений ...................................................................................................................................................5
Аристов Р.В., Зуев А.В., Макеева И.А., Медведев В.А., Кетенчиева Е.С., Савченко, А.А. Гражданское и патриотическое воспитание через образование в деятельности кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин ленинградского Областного филиала
Санкт-Петербургского университета МВД России .............................................................................9
Арутюнян Т.Г. Развитие скоростных физических возможностей учащихся с помощью легкоатлетического спринта..................................................................................................................... 13
Ахмедов Ф.Ш. Методика повышения конкурентоспособности дзюдоистов с учетом соревновательной деятельности...................................................................................................................16
Бадрак К.А., Тимченко Н.М. Проблема осведомительства в антидопинговой политике в
спорте на современном этапе...............................................................................................................20
Барахсина А.Г. Влияние скандинавской ходьбы на развитие функциональных возможностей
организма у студентов специальной медицинской группы .................................................................25
Барков А.Ю. Исследование динамики уровня спортивной формы студентов-единоборцев
технических вузов в условиях пандемии................................................................................................28
Барчук Е.Б., Зюзьгина Т.А. Кикбоксинг, как средство физической подготовки студентов-
юношей в средних специальных учебных заведениях ...........................................................................33
Батищева Л.Д., Евстигнеева М.И., Деньгова Л.Е. Особенности развития координационных способностей детей с ДЦП............................................................................................................37
Башкин В.М. Пульсометрия как метод оценки функционального состояния студентов в
вузе ...........................................................................................................................................................42
Берсенева С.А., Репш Н.В., Белов А.Н., Розломий Н.Г., Демиденко Е.Н. Экологическое образование в аграрных вузах на примере Приморской государственной сельскохозяйственной академии...........................................................................................................................................46
Бессонова В.П., Друзьянов ИИ, Федоров Э.П Опыт организации учебного процесса в период пандемии с использованием приложения Running.......................................................................51
Бунин В.Я Методика оценки эффективности соревновательных действий в спортивных
играх на основе полиномиального распределения ................................................................................55
Варинов В.В., Климова Н.В. Особенности реализации «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту» в вузах ФСИН России...................................................................................61
Варичева А.В., Табаков С.Е. Состав тактических действий спортсменок на чемпионате
мира по самбо 2020 года........................................................................................................................65
Войнова Е.А., Воробьев О.И., Севбянова Л.И К вопросу о воспитании выносливости студентов на занятиях физической культурой с использованием дистанционных форм обучения......68
Волкова Л.М. Отношение к здоровью студентов авиавуза .............................................................72
Галиуллина Я.С., Ахметвалеева Э.Т., Фадеев А.В., Петров А.В., Каримов Т.Ф. Педагогические аспекты формирования мотивации школьников старших классов к занятиям физической культурой и спортом .....................................................................................................................75
Глинчикова А.Е., Курицына А.Е., Калмыков А.А., Саенко Д.В. К вопросу об актуальности применения имитационных упражнений на занятиях по физической подготовке, направленных на формирование и развитие навыков передвижения на лыжах в военных высших
учебных заведениях.................................................................................................................................80
Голуб Л.Н., Медведева С.А. Профессиональная адаптация: этапы, уровни и характеристики ...............................................................................................................................................................83
Горбунов Е.А., Горбунов А.В., Горбунова А.А. Совершенствование специальной подготовленности пауэрлифтеров методом «Повторного максимума» .........................................................88
Горская И.Ю., Мироненко Е.Н., Терещенко А.А. Анализ морфофункционального статуса
гонщиков на разных этапах подготовки в экстремальном велоспорте ВМХ...................................92
Грец И.А., Булкова Т.М., Кондрашенкова А.В., Корнюхин В.В. Исследование значимости физкультурно-спортивной деятельности в современном образе жизни учащихся старшего школьного возраста ...............................................................................................................................97
Гуменников П.Г. Тенденции развития бокса, как олимпийского вида спорта на современном
этапе (2016-2020) ................................................................................................................................ 101
Давиденко И. А., Труль А.Р. Экспериментальное обоснование методики силовой подготовки
высококвалифицированных спортсменов боевого самбо в подготовительном периоде................ 106
Додонова Л.П., Тинт А.А. Разнокачественная характеристика студентов, определяющая
результативность их физкультурно-оздоровительной деятельности........................................... 110
Евсеев А.В. Шахматы в личностном развитии студентов транспортного вуза........................ 121
Еременко В.Н., Питкин В.А., Синько О.В., Гришко Т.А. Фитнес-программы в системе
занятий по физической культуре в вузе.............................................................................................. 126
Ерошенко И.А., Низовцева Ю.Я., Долгов А.А., Тамаров И.С., Кузнецова Н.В. Способы
популяризации спорта среди студентов............................................................................................ 131
Жегалова М.Н., Скивко А.В., Кутенков В.Я., Гладкова Т.В. Новые реалии дистанционного
обучения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции СО¥Ю-19.................................... 135
Завалишина С.Ю., Петрова М.А., Пряникова Н.Г., Пахомов В.И. Физиологические особенности студентов с тугоухостью, регулярно занимающихся адаптивным футболом............. 140
Зуйков Д.С., Поздняк В.М., Борисов Д.С., Амазян Д.Г. Оптимизация силовых и скоростно-силовых способностей футболистов на этапе спортивного совершенствования с использованием средств кроссфит-тренировки .............................................................................................. 145
Изаак С.И. Цифровизация и интеллектуализация стратегического управления в спорте.......... 153
Коваль Т.Е., Булавченко К.В., Розанова Л.С., Розанова О.И. Исторические аспекты уличных скалодромов, как приспособленных спортивных сооружений................................................... 156
Ковальчук О.Г., Костикова Л.Г., Белова Т.Ю., Скрипников П.А. Блочная технология подготовки студентов технического вуза в беговых видах легкой атлетики ..................................... 160
Кованова С.С., Степанова О.Н. Показания и ограничения в выборе нагрузок и средств оздоровительно-кондиционной тренировки мужчин 40-55 лет с нарушениями в позвоночно-
двигательных сегментах..................................................................................................................... 166
Константинова Е.А., Бакурова Т.П. Методика обучения двигательным действиям детей старшего дошкольного возраста посредством интегрированного решения двигательных и
коммуникативных задач ...................................................................................................................... 171
Корольков А.Н., Филиппова С.Н. Особенности адаптации и толерантности к гипоксии у студентов-спортсменов различных специализаций по данным гипоксической пробы Генчи и
сатурации гемоглобина крови кислородом......................................................................................... 178
Костюков В.В., Курдюков Б.Ф., Яневич Р.А. Динамика сформированности военно-прикладных навыков у военнослужащих воинских частей космических войск в процессе дифференцированной физической подготовки ......................................................................................... 185
Котенко В.В. Систематический обзор приложений, погружающих в мир виртуальной реальности, используемых при получении высшего образования: элементы дизайна, выработанные
рекомендации и программа исследований .......................................................................................... 189
Котченко Ю.В. Отдельные аспекты действий скалолаза на стартовом участке трассы ........ 196
Криживецкая О.В., Горская И.Ю., Кузин М.В. Методика развития двигательной точности студенток технического вуза в процессе занятий физической культурой.............................. 198
Крючек Е.С., Скржинский А.М., Лебедева Я.А. Анализ результатов применения объективных критериев оценки и современные тенденции развития в прыжках на батуте ...............203
Кувшинова Г.П. Основные принципы обучения иностранному языку посредством игровых
технологий ............................................................................................................................................ 207
Лутфуллаева Х.А. Особенности самообразовательной деятельности врачей-педиатров..........210
Мазуренко Е.А., Левченко А.А., Еременко В.Н. Влияние самоизоляции в период пандемии
на физическую активность студентов вуза......................................................................................215
Макарова Н.В. Технология дистанционного обучения в вузе в период ограничительных мер,
связанных с коронавирусной инфекцией .............................................................................................219
Мануковская Л.Б., Акулова Л.Н. Информационные потребности учителей физической культуры в учебно-воспитательном процессе в зависимости от возраста и стажа работы .... 224 Мелихова Т.М. Некоторые системные аспекты предотвращения использования допинга в
спорте ...................................................................................................................................................227
Милованов С.Н., Андреев В.В., Фоминых А.В., Михеева О.С., Сунчугашев О.А. Методические особенности технико-тактической подготовки футболистов 13-14 лет на основе средств логического мышления и повышенной координационной сложности................................233
Миненко В.Г., Шапошников В. Л. Современные модели рейтингового контроля учебной деятельности ...........................................................................................................................................238
Миронов В.В., Кузнецова О.М., Мартынов Я.А., Гурьянов В. С., Ткач А.В. Особенности организации и проведения форм физической подготовки в Нахимовском военно-морском училище в условиях пандемии....................................................................................................................243
Миронов В.Д., Халили С.К.С.В. Стоимостная характеристика организации занятий биатлоном на различных этапах подготовки спортсменов ................................................................247
Мисникова М.О., Медведева Е.Н., Кивихарью ИВ. Совершенствование техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в художественной гимнастике
................................................................................................................................................................. 252
Михайлов А.С., Швецова Т.В., Валкина Н.В., Панова Е.О., Зебзеев В.Ф. Опыт организации и проведения занятий динамическими дыхательными упражнениями с лицами зрелого
возраста в период ограничительных мер...........................................................................................257
Морозова Л.В., Кирьянова Л. А. Современные тенденции развития студенческого спорта в
Северо-Западном институте управления ..........................................................................................262
Моторкин С.А., Федорова Е.Ю. Применение информационных технологий при психолого-
педагогическом сопровождении тренировочного и соревновательного процессов боксеров ........267
Немцев О.Б., Бгуашев А.Б., Мартынова М.Н., Немцева Н.А., Мехрикадзе В.В. Отношение к проблеме допинга студентов и преподавателей российских и зарубежных университетов и факультетов физической культуры и спорта.........................................................................273
Новиков В.А., Огарышев А.В., Воробьёв А.Н Роль физической культуры и спорта в развитии личности ....................................................................................................................................282
Нургалиев А.Ф., Нургалиев А.А., Макина Л.Р. Сравнительный анализ уровня технико-
тактической подготовленности хоккеистов различной квалификации .......................................... 287
Олейник Е.А., Бугаевский К.А. Использование ряда маркеров маскулинизации при исследовании спортсменок юношеского возраста, занимающихся разными видами единоборств...........292
Орешкина И.Н. Дифференциация тренировочных нагрузок высококвалифицированных конькобежцев-спринтеров в соревновательном периоде .........................................................................297
Патаркацишвили Н.Ю., Завьялов Д.А., Александрова Л.И., Линкевич О.Н., Исаев Р.С., Никитина Л.Ю. Проблемы и перспективы обучения студентов вуза по прикладной физической культуре ........................................................................................................................................301
Пегов В.А. Анализ теоретико-практических инициатив в сфере физического воспитания........305
Пилина И.Б., Виноградов И.Г. Мотивы обучения студентов в институте физической
культуры ................................................................................................................................................ 309
Починкин А.Е. Димитров И. Л., Поздеева С.Н. Использование 1Т-технологий для подготовки спортивных менеджеров ................................................................................................................313
Протодьяконова М.Н., Павлова А.Д. Особенности психоэмоционального состояния студентов вуза в условиях пандемии на занятиях по дисциплине физическая культура и спорт........320
Радин Д.В., Семенов С.А., Галлямова О.Н., Гжемская Ю.С. Психолого-педагогические условия, необходимые для усвоения тактических комплексов атакующих действий в процессе
подготовки юных дзюдоистов ............................................................................................................322
Раевский Д.А. Румянцев В.П. Онлайн форма и методы контроля двигательной активности
студентов ............................................................................................................................................. 327
Райзих А.А., Райзих Н.Б., Райзих А.А. Теоретическое обоснование применения учебно-методического пособия по физическому воспитанию специализации фитнес-аэробика в электронной образовательной среде вуза .......................................................................................... 331
Речкалов А.В., Сабанин А.М., Кочетков Д.И., Кузнецов Р.П., Козиков Я.С., Федюк Н.С.
Психофункциональная готовность самбистов разных весовых категорий к условиям соревновательной деятельности .................................................................................................................335
Рыжкова Л.Г., Го Эрни. Показатели ведения соревновательной борьбы у сильнейших китайских игроков в настольный теннис как результат системы формирования тренерского
мастерства...........................................................................................................................................341
Сапаров Б.М., Олексеенко Ю.В., Рогов О.С., Джолиев ИМ., Канев П.Н. Развитие взрывной силы у тяжелоатлетов на этапе спортивного совершенствования .......................................344
Сирик С.Н., Евтушенко Ю.Л., Петьков В.А. Технология педагогической диагностики развития военно-профессиональной позиции преподавателей военного вуза ......................................349
Соловьев М.М., Тихонов Р.Г., Святченко П.Б., Филатов А.О. Характеристика стантовых
взаимодействий в групповых дисциплинах чирлидинга .....................................................................354
Соловьев П.Ю., Багдасарян С.Л. Перспективные направления совершенствования спортивной подготовки боксеров ............................................................................................................... 357
Сули Таха, Жийяр М.В. Тактическая подготовка гандболистов, с применением экспериментальной методики, основанной на тренировке гандболистов в тройках ................................ 362
Талибов А.Х., Гришаев В.Н., Лапиков Д.В. Биомеханический анализ технической подготовленности спортсменов в атлетизме (на примере гиревого спорта).........................................367
Тамбиева С.И., Салпагарова А. А. Организация игровой деятельности на занятиях по иностранному языку ..................................................................................................................................371
Тедорадзе Т.Г. Условия эффективности самостоятельной работы студентов..........................373
Трегубова С.Н. Самостоятельная работа студентов в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения (на примере дисциплины «Спортивная
метрология и компьютерная обработка данных») ...........................................................................377
Трифоненкова Т.А., Поборончук Т.Н., Мартиросова Т.А., Дорошенко О.Я. Отбор и подготовка в спортивном ориентировании.............................................................................................382
Трунтягин А.А., Римш А.А., Гаджиев Д.Т., Гойнов И.В., Кравченко А.И. Роль педагога в формировании и развитии готовности к профессиональному самосовершенствованию курсантов, обучающихся в ведомственных вузах ФСИНРоссии ..........................................................388
Усольцева С.Л. Физическая культура в формировании нравственного идеала студенческой
молодежи .............................................................................................................................................. 393
Утяшева И.М., Хомяков Г.К., Грицай Е.Н. К вопросу развития гибкости .................................398
Федичкина А.О., Жданова М.В., Титунина М.Н., Нагейкина С.В. Специальные способности и условия их развития в спортивной деятельности..................................................................402
Федорова Е.Ю., Курначенков А.А. Использование матричного подхода при совершенствовании скоростно-силовой подготовки дзюдоистов 16-17 лет.........................................................407
Федосеев Д.В., Орлова О.А., Андрианова Р.И., Косачев Д.А. Особенности антропометрических показателей юных баскетболисток (14-17лет) и влияние на них пищевого поведения ... 412 Фирсин С.А., Башмакова Е.А., Айнетдинов Р.Р., Савченко В.М., Савкин А.Ю., Жукова Е.Д. Решение основных проблем в преподавании предмета «Физическая культура» в общеобразовательном учреждении.................................................................................................................415
Хало П.В., Лебединская И.Г., Наумов С.Б. Методика повышения эффективности идеомо-торной тренировки для оптимизации функциональных состояний бегунов на средние и длинные дистанции......................................................................................................................................420
Цирульников Н.Н., Воробьев С.Н., Понимасов О.Е., Иваненко А.В., Кабаев И.Е., Романов К.И. Образовательно-элективная модель физической подготовки курсантов военных
вузов.......................................................................................................................................................425
Цыганкова В.О., Куликова И.В. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у
студентов Кубанского ГАУ средствами внеурочных занятий тхэквондо ......................................429
Черкасов В.В., Шестакова Г.В., Скрябина С.С. Физическая подготовка северных многоборцев 13-14 лет на основе должных норм комплекса ГТО..............................................................433
Чудиновских П.В., Чудиновских М.В., Могилевская Т.Е. Исторические этапы развития пожарно-прикладного спорта в Специальном управлении Федеральной Противопожарной
Службы № 6МЧС России ...................................................................................................................437
Шалманов А.А., Скотников В.Ф. Кинематические и динамические показатели движения штанги в рывке у победителей чемпионата Европы 2021 г. по тяжелой атлетике в тяжелом весе..................................................................................................................................................443
Шилакин В.Б., Чехранов Ю.В. О педагогических условиях обучения болевым приемам сотрудников органов внутренних дел России ........................................................................................451
Шуайбова М.О., Минбулатова И. С. Роль правовой культуры в формировании здорового и
безопасного образа жизни студенческой молодежи ......................................................................... 454
Щетинина С.Ю., Козлова Е.В. Спортивный фанатизм как социокультурная проблема............461
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ............................................................................................465
Германов Г.Н., Хаошуан Ван, Цзюань Ян. Диагностика самосознания личности русских и китайских подростков в ситуации рефлексивного поведения вмененной вины..............................465
Демченко Т.В., Исаева Е.Р. Эмоциональная и ценностно-смысловая сферы, самовосприятие и отношение к своему будущему в условиях тяжелого соматического заболевания (на примере пациентов с ОНМК) ........................................................................................................................470
Дубровина Д.А., Шумакова О.А., Шумаков В.А. Моделирование процесса психолого-педагогической профилактики использования молодежного сленга в деловом общении студентов медицинского вуза....................................................................................................................480
Зятькова Е.О. Стоянова И.Я., Бохан Н.А. Психологические ресурсы стрессоустойчивости
и жизнестойкости студентов в контексте психического здоровья...............................................483
Куликова О.Ю., Воронов И.А. Сравнительный анализ некоторых книг и учебников по
спортивной психологии разных стран................................................................................................487
Панова О. С., Яковцов С.А. Характеристика мотивационно-ценностных установок сотрудников-женщин органов внутренних дел России на различных этапах профессиональной
деятельности .......................................................................................................................................491
Петухова Л.П., Серегина Н.В., Катунина Н.П., Стратиенко Е.Н. Профессионально-психологические особенности личности педагогов на разных этапах профессионального
становления .......................................................................................................................................... 497
Попов А.Н., Харина И.Ф. Спортивно-педагогический анализ эффективности «Учебной дорожной карты развития внимания»: концептуальный подход........................................................502
Рахманина И.Н., Овсянникова Т.Ю., Тайсаева С.Б. Влияние функциональной музыки на
психоэмоциональное состояние подростков......................................................................................507
Рендикова А.В., Сидорчук В.И. Пилотажное исследование личностных особенностей учащихся, отнесенных к группам риска, среди первокурсников в вузе физической культуры .............514
Романова А.В., Карпов В.Ю., Еремин М.В., Разживин О.А. Особенности проявлений темперамента у студентов, занимающихся рукопашным боем и гимнастикой ..................................519
Тюгаева Н.А., Пантелеев Е.В., Гаврицка А.А. Роль перцептивных способностей сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы в развитии их профессиональной пригодности ................................................................................................................................................
CONTENTS
PEDAGOGICAL SCIENCE .........................................................................................................3
Alekseeva N.D., Zinoviev N.A., Svyatchenko P.B., Zinoviev A.A. Model weight characteristics of
alpine skiers................................................................................................................................................3
Alenurov E.A. Differentiated physical training of higher education institutions students ........................6
Aristov R.V., Zuev A.V., Makeeva I.A., Medvedev V.A., Ketenchieva E.S., Savchenko A.A. Civil and patriotic education through education in the activities of the department of social - economic and humanitarian disciplines of the Leningrad regional branch of the St. Petersburg university of
the ministry of internal affairs of Russia .................................................................................................. 10
Harutyunyan T.G. Development of high-speed physical capabilities of students with the help of
track and field sprint ................................................................................................................................ 13
Ahmedov F.Sh. Methods of increasing competitive capability ofjudo athletes according to combat
activity....................................................................................................................................................... 16
Badrak K.A., Timchenko N.M. Problem of whistleblowing in anti-doping policy in sports at the
present stageм...........................................................................................................................................21
Barakhsina A.G. Influence of Nordic walking on the development offunctional capabilities of the
body at students of the special medical group ..........................................................................................26
Barkov A.Yu. Study of the dynamics of the level of sports fitness among students-combatants of
technical universities in the context of pandemic......................................................................................28
Barchuk E.B., Zyuzgina T.A. Kickboxing as a means of physical training of young students in the
secondary special educational institutions ...............................................................................................33
Batishcheva L.D., Evstigneeva M.I., Dengova L.E. Features of the development of coordination
abilities of children with cerebral palsy....................................................................................................37
Bashkin V.M. Heart rate monitoring as a method of assessing the functional state of students at the
university...................................................................................................................................................43
Berseneva S.A., Repsh N.V., Belov A.N., Rozlomy N.G., Demidenko E.N. Ecological education
in agrarian universities on the example of Primorskaya state academy of agriculture............................46
Bessonova V.P., Druzynov I.I., Fedorov E.P. Experience in organizing the educational process
during pandemic by using the Running app .............................................................................................52
Bunin V. Ya. Methodology for evaluating the efficiency of competitive actions in sport games based
on polynomial distribution ........................................................................................................................ 56
Varinov V.V., Klimova N.V. Features of the implementation of "Elective disciplines in physical
culture and sports" in higher education institutions of the Federal Penitentiary Service ofRussia.........62
Varicheva A.V., Tabakov S.E. Composition of tactical actions offemale athletes at the 2020 Sambo World Championship ...........................................................................................................................66
Voynova E.V., Vorobyov O.L, Sevbyanova L.I To the question of education of students 'endurance in the classes ofphysical education with the use of distance learning.............................................69
Volkova L.M. Attitude to the health of students of the aviation university..............................................72
Galiullina Ya.S., Ahmetvaleeva E.T., Fadeev A.V., Petrov A.V., Karimov T.F. Pedagogical aspects of the formation of motivation of senior schoolchildren to be engaged in physical culture and
sports........................................................................................................................................................75
Glinchikova A.E., Kuritsyna A.E., Kalmykov A.A., Saenko D.V. To the question of relevance of application of simulation exercises in physical training classes aimed at the formation and development of skiing skills in higher military education institutions ..............................................................80
Golub L.N., Medvedeva S.A. Professional adaptation: stages, levels and characteristics....................84
Gorbunov E.A., Gorbunov A.V., Gorbunova A.A. Improvement of special training ofpowerlifters
by the method of "Repeated maximum".....................................................................................................89
Gorskaya I.Yu., Mironenko E.N., Tereshchenko A.A. Analysis of the morphofunctional status of
riders at different stages of training in the extreme cycling ВMХ..............................................................93
Grets I.A., Bulkova T.M., Kondrashenkova A.V., Kornyukhin V.V. Research of the importance
ofphysical culture and sports activities in the modern lifestyle of senior schoolchildren.........................98
Gumennikov P.G. Trends in the development of boxing as an Olympic sport at the present stage
(2016-2020)............................................................................................................................................. 101
Davidenko LA., Trul A.R. Experimental substantiation of the highly qualified combat sambo athletes power training method in the preparatory period...........................................................................106
Dodonova L.P., Tint A.A. Different-quality characteristics of the students determining the effectiveness of their sports and health improvement activities.......................................................................111
Evseev A.V. Chess in the personal development of transport university students.................................. 122
Eremenko V.N., Pitkin V.A., Sinko O.V., Grishko T.A. Fitness programs in the system ofphysical
education classes at the university ......................................................................................................... 126
Eroshenko I.A., Nizovtseva Yu.Ya., Dolgov A.A., Tamarov IS., Kuznetsova N.V. Ways to popularize sports among students................................................................................................................... 132
Zhegalova M.N., Skivko A.V., Kutenkov V.Ya., Gladkova T.V. New realities of distance learning
in the conditions of the COVID-19 new coronavirus infection pandemic................................................ 136
Zavalishina S.Yu., Petrova M.A., Pryanikova N.G., Pakhomov V.I. Physiological characteristics
of students with hearing loss regularly playing adaptive football .......................................................... 141
Zuikov D.S., Pozdnyak V.M., Borisov D.S., Amazyan D.G. Optimization of strength and speedpower abilities offootball players at the stage of sports performance with the use of CrossFit training equipment......................................................................................................................................... 146
Izaak S.I. Digitalization and intellectualization of strategic management in sports.............................. 153
Koval T.E., Bulavchenko K.V., Rozanova L.S., Rozanova O.I. Historical aspects of outdoor
climbing walls as adapted sports facilities ............................................................................................. 157
Kovalchuk O.G., Kostikova L.G., Belova T.Yu., Skripnikov P.A. Block technology of training
students of the technical university in running athletics......................................................................... 160
Kovanova S.S., Stepanova O.N. Indications and restrictions in the selection of loads and means in
wellness-conditioning training of men (40-55 age) with disorders in the spine-motor segments........... 166
Konstantinova E.A., Bakurova T.P. Method of teaching senior preschool age children to perform
movement actions by means of integrated solving of movement and communicative tasks ....................171
Korolkov A.N., Filippova S.N. Specificities of adaptation and tolerance for hypoxia of sportsmen-students with different specializations, by the data of Henchy's hypoxic test and of saturation of
blood hemoglobin with oxygen ............................................................................................................... 178
Kostyukov V.V., Kurdyukov B.F., Yanevich R.A. Dynamics offormation of military-applied skills in military personnel of the space forces military units in the process of differentiated physical
training................................................................................................................................................... 185
Kotenko V.V. Systematic overview of virtual reality applications used in higher education: design
elements, recommendations and research program................................................................................190
Kotchenko Yu.V. Specific aspects of climber actions on the start track section....................................196
Kryzhivetskaya O.V., Gorskaya I.Yu., Kuzin M.V. Methodology for the development of motor
accuracy offemale students of the technical university in the process ofphysical culture lessons ........199
Kryuchek E.S., Skrzhinsky A.M., Lebedeva Ya.A. Analysis of the results of application of objective assessment criteria and modern development trends in trampoline jumping...................................204
Kuvshinova G.P. Basic principles of learning the foreign language through game technologies.........208
Lutfullayeva K.A. Features of self-educational activities ofpediatricians...........................................210
Mazurenko E.A., Levchenko A.A., Eremenko V.N. Influence of self-insulation during pandemic
period on the physical activity of university students .............................................................................216
Makarova N.V. Distance learning technology at university during the period of restrictive
measures related to coronavirus infection ..............................................................................................220
Manukovskaya L.B., Akulova L.N. Information needs of physical education teachers in the educational process depending on age and work experience.......................................................................224
Melikhova T.M. Some systemic aspects ofpreventing the use of doping in sports................................227
Milovanov S.N., Andreev V.V, Fominykh A.V., Mikheeva O.S., Sunchugashev O.A. Methodological features of technical and tactical training of football players aged 13-14 years on the basis
of logical thinking and increased coordination complexity ....................................................................233
Minenko V.G., Shaposhnikov V.L. Modern models of rating control of educational activities ...........238
Mironov V.V., Kuznetsova O.M., Martynov Ya.A., Guryanov V.S., Tkach A.V. Features of the organization and conduct of forms of physical training in the Nakhimov Naval School in a pandemic..............................................................................................................................................................244
Mironov V.D., Khalili S.K.S.W. Price characteristics of the organization of biathlon classes at
various stages of training athletes..........................................................................................................248
Misnikova M.O., Medvedeva E.N., Kiviharyu I.V. Improvement of fundamental movement technique with ribbon on the "elements of excellence" in rhythmic gymnastics............................................252
Mikhailov A.S., Shvetsova T.V., Valkina N.V., Panova E.O., Zebzeev V.F. Experience in organizing and conducting dynamic breathing exercises with persons of mature age during the period of
restrictive measures ................................................................................................................................ 257
Morozova L.V., Kiryanova L.A. Modern trends in the development of student sports in the northwest institute of management..................................................................................................................262
Motorkin S.A., Fedorova E.Yu. Application of information technologies in psychological and
pedagogical support of training and competitive processes of boxers ...................................................268
Nemtsev O.B., Bguashev A.B., Martynova M.N., Nemtseva N.A., Mekhrikadze V.V. Attitude to the problem of doping of students and teachers of Russian and foreign universities and facilities of
physical culture and sport ......................................................................................................................273
Novikov V.A., Ogaryshev A.V., Vorobyov A.N. Role of physical education and sports in personality development....................................................................................................................................283
Nurgaliev A.F., Nurgaliev A.A., Makina L.R. Comparative analysis of the level of technical and
tactical preparedness of hockey players of various qualifications..........................................................288
Oleynik E.A., Bugaevsky K.A. Use of a number of masculinization markers in the study of youth
athletes in different kinds of martial arts................................................................................................292
Oreshkina IN. Differentiation of training loads of highly qualified sprinter skaters in the competitive period...............................................................................................................................................297
Patarkatsishvili N.Yu., Zavyalov D.A., Alexandrova L.J., Linkevich O.N., Isaev R.S., Nikitina
L.Yu. Problems and prospects of teaching students in applied physical culture at the university..........301
Pegov V.A. Analysis of theoretical and practical initiatives in the field ofphysical education...............306
Pilina J.B., Vinogradov J.G. Students 'motives to studying in the physical education university...........309
Pochinkin A.V., Dimitrov I.L., Pozdeeva S.N. Using IT-technologies for training sports managers... 314 Protodyakonova M.N., Pavlova A.D. Peculiarities of the psychoemotional state of university students in pandemic conditions in the classes on the discipline physical education..................................320
Radin D.V., Semenov S.A., Gallyamova O.N., Gzhemskaya J.S. Psychological and pedagogical conditions necessary for assimilation of tactical complexes of attacking actions in process of training of young judokas...............................................................................................................................323
Raevsky D.A., Rumyantsev V.P. Online form and methods for monitoring the students' physical
activity....................................................................................................................................................327
Rayzikh A.A., Rayzikh N.B., Rayzikh A.A. Theoretical framework for use of the manual on physical education with specialization in fitness aerobics in university e-learning environment..................332
Rechkalov A.V., Sabanin A.M., Kochetkov D.I., Kuznetsov R.P., Kozikov Ya.S., Fedyuk N.S. Psychofunctional readiness of sambo athletes of different weight categories to the conditions of
competitive activity.................................................................................................................................336
Ryzhkova L.G., Go Ernie. Indicators of competitive fighting among the strongest Chinese players
in table tennis as a result of the coaching skills formation system..........................................................342
Saparov B.M., Olekseenko Yu.V., Rogov O.S., Joliev I.M., Kanev P.N. Development of explosive
power in weightlifters at the stage of sports improvement......................................................................345
Sirik S.N., Yevtushenko Yu.L., Petkov V.A. Technology of pedagogical diagnostics of development of the military-professional position of teachers of the military university....................................350
Solovev M.M., Tikhonov R.S., Svyatchenko P.S., Filatov A.O. Characteristic of stunt interactions in group disciplines of cheerleading..............................................................................................354
Soloviev P.Yu., Baghdasaryan S.L. Promising directions of improvement of sports training of boxers ...........................................................................................................................................................357
Souli Taha, Gillard M.V. Tactical training of handball players by using experimental methodology
based on training three handball players ...............................................................................................363
Talibov A.H., Grishaev N.V., Lapikov D.V. Biomechanical analysis of technical readiness of athletes in athleticism (on the example of kettlebell lifting).........................................................................367
Tambieva S.J., Salpagarova A.A. Organization of game activities in the foreign language lessons .... 371
Tedoradze T.G. Conditions for the effectiveness of independent work of students................................373
Tregubova S.N. Students' independent work in the context of the integrated application of distance and traditional teaching methods (on the example of the subject "Sports metrology and electronic
data processing")....................................................................................................................................378
Trifonenkova T.A., Poboronchuk T.N., Martirosova T.A., Doroshenko O.Ya. Selection and training in orienteering ..........................................................................................................................382
Truntyagin A.A., Rimsh A.A., Gadzhiev J.T., Goinov I.V., Kravchenko A.I Role of the teacher in formation and development of readiness for professional self-improvement of cadets - students of
departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia ...............................................389
Usoltseva S.L. Physical culture in formation of the moral ideal of student youth .................................393
Utyasheva I.M., Khomyakov G.K., Gritsay E.N. To the question of flexibility development.............398
Fedichkina A.O., Zhdanova M.V., Titunina M.N., Nageykina S.V. Special abilities and conditions for their development in sports activities........................................................................................403
Fedorova E.Yu., Kurnachenkov A.A. Use of the matrix approach in improving the speed and
strength training of judokas aged 16-17..................................................................................................407
Fedoseev D.V., Orlova O.A., Andrianova R.I., Kosachev D.A. Features of anthropometric indicators of young basketball players (14-17 years old) and the impact of eating behavior on them.........413
Firsin S.A., Bashmakova E.A., Ainetdinov R.R., Savchenko V.M. Savkin A.Yu., Zhukova E.D. Solving the main problems in teaching the "Physical culture" subject at a general educational institution ......................................................................................................................................................416
Halo P.V., Lebedinskaya I.G., Naumov S.B. Methods for improving the efficiency of ideomotor
training to optimize the functional states of middle and long distance runners.......................................421
Tsirulnikov N.N., Vorobiev S.N., Ponimasov O.E., Ivanenko A.V., Kabaev IE., Romanov K.I.
Educational-elective model ofphysical training of cadets of military universities.................................426
Tsygankova V.O., Kulikova I.V. Formation of motivation for a healthy lifestyle among the students
of the Kuban State Agrarian University by means of out looking classes of taekwondo.........................430
Cherkasov V.V., Shestakova G.V., Skryabina S.S. Physical training of 13-14-year-old northern
all-round athletes on the basis of proper requirements of "the GTO complex "......................................434
Chudinovskikh P.V., Chudinovskikh M.V., Mogilevskaya T.E. Historical periods in the development offire sports in the special management of the Federal Fire Service № 6 of the EMERCOM
of Russia .................................................................................................................................................438
Shalmanov A.A., Skotnikov V.F. Kinematic and dynamic indicators of the barbell movement in the
snatch among the winners of the 2021 European Heavyweight Championship.......................................443
Shilakin V.B., Chekhranov Yu.V. About pedagogical conditions of training to painful techniques
of employees of Internal Affairs Bodies of Russia ..................................................................................451
Shuaybova M.O., Minbulatova IS. Role of legal culture in the formation of a healthy and safe
lifestyle of students .................................................................................................................................455
Schetinina S.Yu., Kozlova E.V. Sports fanaticism as a sociocultural problem.....................................461
PSYCHOLOGICAL SCIENCE.................................................................................................465
Germanov G.N., Haoshuang Wang, Jiuan Yang. Diagnosis of self-consciousness of the personality of Russians and Chinese in reflexive situations behaviour of imputed guilt......................................465
Demchenko T.V., Isaeva E.R. Emotional and value-sense spheres, self-perception and attitude to the future under conditions of severe somatic disease (on the example of patients with acute cerebrovascular accidents)............................................................................................................................471
Dubrovina D.A., Shumakova O.A., Shumakov V.A. Modeling of the process ofpsychological and pedagogical prevention of the use of youth slang in business communication of medical university
students...................................................................................................................................................480
Zyatkova E.O., Stoyanova I.Ya., Bohan N.A. Psychological resources of stress resistance and
hardiness of students in the context of mental health..............................................................................483
Kulikova O.Yu., Voronov I.A. Comparative analysis of some books and textbooks on sports psychology from different countries..............................................................................................................487
Panova O.S., Yakovtsov S.A. Characteristics of motivational and value attitudes of female employees of the Department of Internal Affairs of Russia at various stages ofprofessional activity.........492
Petukhova L.P., Seregina N.V., Katunina N.P., Stratienko E.N. Professional and psychological
features of the personality of teachers at different stages ofprofessional development...........................498
Popov A.N., Kharina I.F. Sports and pedagogical analysis of efficiency of "Attention development
training road map": conceptual approach..............................................................................................502
Rachmanina I.N., Ovsyannikova T.Yu., Taysaeva S.B. Influence of functional music on the psycho-emotional state of adolescents.......................................................................................................... 508
Rendikova A.V., Sidorchuk V.I Pilot study of the personal characteristics of students classified as
at-risk among the first-year students at the University ofPhysical Culture ...........................................514
Romanova A.V., Karpov V.Yu., Eremin M.V., Raszhivin O.A. Students' temperament manifestation's peculiarities at hand fight and gymnastics....................................................................................519
Tyugaeva N.A., Panteleev E.V., Gavritskaya A.A. Role ofperceptual abilities of employees of the security departments of the penitentiary system in the development of their professional aptitude......